Играйте вместе с ребенком игры и упражнения по развитию речи

Играйте вместе с ребенком игры и упражнения по развитию речи thumbnail

Найля Абдуллина
Советы родителям «Играйте вместе с ребенком. Игры и упражнения по развитию речи»

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.

Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем. Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно “знать в лицо”, поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая “ситуативная” речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

4.Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

5.Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Как развивать?

Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад. Считается, что планомерные занятия в группе помогут малышу в этом нелегком деле. Но даже если вам повезло с садиком, и родной речи на занятиях отведено достойное место,все же имеет смысл проследить: достаточно ли у крохи развивается дикция, словарный запас, умение использовать интонацию, строить диалог, развернутые ответы, содержащие обоснование (доказательство). Если нет – придется подумать, как разнообразить речевую практику дошколенка дома.

Давайте посмотрим, какие упражнения провести с ребенком можем мы сами. Для этого нам, конечно, нужно знать, когда и какие этапы развития речи проходит дошкольник. Поэтому каждую игру-упражнение мы сопроводили подробным комментарием.

Упражнения для развития речи дошкольника:

1. Упражнение «Беседа по картинке».

Это упражнение подойдет для детей 3-6 лет и нацелено оно на развитие связной речи. Для построения беседы подойдет любая красивая, лучше всего сюжетная, картинка. Удобней всего это упражнение делать во время чтения книжки, собирания пазла или еще какой-нибудь занимательной игры, чтобы у малыша не возникло ощущения “скучного урока”. Постарайтесь втянуть ребенку в игру “вопросов-и-ответов”.Задавайте РАЗНЫЕ вопросы с использованием всего многообразия вопросительных слов: Что? Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем? Почему? и др. Чтобы “разговорить” ребенка, используйте вводные фразы (“Как ты думаешь (считаешь?”, “А ты встречал что-нибудь подобное …”) или предположения (“А если бы…”, “Может быть здесь имеется в виду. “, “А как бы ты поступил…”). Если малыш затрудняется с ответом, помогите ему построить предложение, продемонстрируйте, как и о чем можно рассказать. Детям необходим образец, чтобы научиться, и мы должны помнить об этом в наших занятиях. Обращайте внимание на обобщающие слова и построение придаточных предложений, поощряйте ребенка, когда он их использует. Это помогает детям научиться мыслить абстрактно, не опираясь на конкретный материал или ситуацию.

Упражнение «Беседа по картинке» направлено на развитие так называемой «контекстной» речи. Изначально речь ребенка напрямую связана с действием и именованием предметов. “Папа, дай”, “Мама пойдем”, “Хочу куклу (машину и т. п.)” – первые предложения, которые мы слышим из уст малыша. Это так называемая “ситуативная” речь – вполне нормальное явление в возрасте до трех лет. Однако после трех ребенок должен начинать овладевать отвлеченной речью, напрямую не связанной с предметом или ситуацией.

В этот период при должном воспитании дети начинают осознавать грамматическое строение речи и сознательно “строить” предложения. После трех малыши усваивают основную массу сложных союзов, наречий и вопросительных слов и активно их используют в речи, выстраивая сложные предложения. В речи появляются “если то”, “потому что”, “из-за”, “который”, “оттого”, “куда”, “кому”, “кого”, “сколько”, “зачем”, “почему”, “как”, “чтобы”, “в чем”, “хотя” и т. п.

Если этого не происходит, то наш дошкольник начинает страдать от ярко выраженного косноязычия и неясности речи. Для построения связного рассказа, осмысленного вопроса ему требуются новые речевые средства и формы, а усвоить их он может только из речи окружающих. Чтобы помочь ребенку необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и отвечать на них.

2. Упражнение «Большой – маленький».

Это упражнение можно выполнять с ребенком 2,5 – 5 лет. Для проведения занятия можно использовать книжку с картинками или игрушки малыша. Рассматривайте вместе с малышом картинки, просите его назвать, что он видит.Например:

– Смотри, кто это на картинке?

– Девочка и мальчик.

– Какая девочка?

– Маленькая.

– Да, девочка МЛАДШЕ мальчика, а мальчик ее СТАРШИЙ брат. Мальчик ВЫСОКИЙ, а девочка его НИЖЕ ростом.

– Какая коса у девочки?

– Большая.

– Да, коса у девочки ДЛИННАЯ. Есть даже поговорка такая «Длинная коса – девичья краса». Как ты думаешь, почему длинная коса считалась красивее короткой?

Читайте также:  Весь процесс развития речи ребенка

И т. д.

Данное упражнение нацелено на обогащение словарного запаса ребенка. Ведь бедность словарного запаса – это не только незнание названий предметов, явлений и понятий. Эта проблема касается всей структуры речи: наличия в ней богатого диапазона прилагательных, глаголов, наречий, союзов, причастий.

Источник

Консультация для родителей

«Игры и упражнения для развития связной речи детей»

 Связная речь – это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.

В диалоге предложения являются односложными, они наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы собеседника.
В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.

Методика развития связной речи включает в себя не только обучение ребенка навыкам логического изложения собственных мыслей, но и пополнению его словарного запаса.

Основными средствами развития связной речи являются:

– сказки;

– дидактические игры;

– театрализованные игры.

В занятиях с ребенком можно использовать средства наиболее подходящие для его возраста и интересов или же комбинировать их.

 Игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, В них можно играть в выходные дни, праздники, в будние дни вечерами, когда взрослые и дети собираются вместе после очередного рабочего дня. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Во время игры учитывайте настроение ребёнка, его возможности и способности.

Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

 Итак, какие же упражнения родители могут провести сами. Для этого нам, конечно, нужно знать, когда и какие этапы развития речи проходит дошкольник

Основной задачей работы с детьми старшего дошкольного возраста по усвоению фонетической стороны речи и правильному произнесению всех звуков родного языка является дальнейшее совершенствование речевого слуха, закрепление навыков четкой, правильной, выразительной речи.

Дети могут уже четко дифференцировать, что такое звук, слово, предложение. Для отработки дикции, силы голоса, темпа речи используются скороговорки, чистоговорки, загадки, потешки, стихи.

«Что такое звук, слово, предложение?»

Цель: уточнить представления детей о звуковой и смысловой стороне слова.

Взрослый спрашивает: «Какие звуки ты знаешь? (Гласные – согласные, твердые – мягкие, звонкие -глухие.) Как называется часть слова? (Слог.) Что обозначает слово… стол? (Предмет мебели.)».

– Все, что нас окружает, имеет свое название и что-то обозначает. Поэтому мы и говорим: «Что значит (или обозначает) слово?» Слово звучит и называет все предметы вокруг, имена, животных, растения. 

– Что такое имя? Как мы различаем друг друга? По именам. Назови имена своих родителей, родных и близких. У нас в доме есть кошка, собака. Как их зовут? У людей имена, а у животных… (клички).

У каждой вещи есть свое имя, название. Давай посмотрим вокруг и скажем: что может двигаться? что может звучать? на чем можно сидеть? спать? ездить?

– Подумай, почему так называют: «пылесос», «скакалка», «самолет», «самокат», «мясорубка»? Из этих слов понятно, для чего они нужны.

– У каждой буквы тоже есть свое имя. Какие буквы ты знаешь? Чем буква отличается от звука? (Буква пишется и читается, звук произносится.) Из букв мы складываем слоги и слова. 

– Назови, какие имена детей начинаются на гласный звук «а» (Аня, Андрей, Антон, Алеша). А с какого звука начинаются имена Ира, Игорь, Инна? Подбери имена, которые начинаются на твердый согласный (Рома, Наташа, Рая, Стас, Володя), на мягкий согласный (Лиза, Кирилл, Леня, Лена, Митя, Люба). 

– Мы будем играть со словами и узнавать, что они обозначают, как звучат, с какого звука начинаются.

«Найди звук»

Цель: находить слова с одним и двумя слогами.

– Найди слова с одним и двумя слогами. Сколько слогов в слове «цыпленок»?

(Слово «жук» состоит из одного слога, «шуба», «шапка», «жаба», «забор», «цапля» из двух, «цыпленок» – из трех.)

– Какие слова начинаются с одинакового звука? Назови эти звуки.

(Слова «шапка» и «шуба» начинаются со звука «Ш», слова «жук» и «жаба» – созвука «Ж», слова «забор», «замок» – со звука «З», слова «цыпленок», «цапля» – со звука «Ц».)

– Назови овощи, фрукты и ягоды со звуками «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «РЬ» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «ЛЬ» (малина, лимон, апельсин, слива).

«Картина — корзина»

Цель: находить слова с тремя слогами, подбирать слова, сходные по звучанию.

Вместе с ребенком взрослый рассматривает рисунок, на котором изображены: картина, ракета, лягушка.

– Сколько слогов в словах «картина», «лягушка», «ракета»? (Три.)

– Подбери слова, сходные по звучанию с этими словами: «картина» (корзина, машина), «лягушка» (подушка, кадушка), «ракета» (конфета, котлета), «вертолет» (самолет), «береза» (мимоза).

– Что делает лягушка (прыгает, плавает), ракета (летит, мчится), картина (висит)?

Ребенок произносит все слова и говорит, что у каждого из этих слов по три слога.

«Едем, летим, плывем»

Цель: учить детей находить заданный звук в начале, середине и конце слова.

На рисунке шесть картинок, изображающих транспорт: вертолет, самолет, автобус, троллейбус, теплоход, трамвай.

– Назови все предметы одним словом. (Транспорт.)

– Скажи, сколько слогов в этих словах? (Во всех словах, кроме слова «трамвай», по три слога.) Какой звук встречается во всех этих словах (в начале, середине, конце слова)? (Звук «Т» встречается в начале слов «троллейбус», «теплоход», «трамвай», в середине слов «вертолет», «автобус», в конце слов «вертолет», «самолет».)

Читайте также:  Развитие мышления ребенка с дцп

– Составь предложение с любым словом («Самолет летит быстро»).

– Скажи, что летает? (Самолет, вертолет.) Что едет? (Автобус, троллейбус, трамвай.) Что плывет? (Теплоход.)

– Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т—С (троллейбус), А—С (автобус), С—Т (самолет), В—Т (вертолет), М—О (метро), Т—И (такси).

Старшие дошкольники учатся подбирать не только слова, сходные по звучанию, но и целые фразы, ритмически и интонационно продолжающие заданное предложение:

«Зайчик-зайчик, где гулял?» (На полянке танцевал.) «Где ты, белочка, скакала?» (Я орешки собирала.) «Эй, зверята, где вы были?» (Мы грибы ежам носили.) Они приучаются изменять громкость голоса, темп речи, в зависимости от условий общения, от содержания высказывания. Детям предлагают произнести скороговорки или двустишия, придуманные ими самими, не только четко и внятно, но и с различной степенью громкости (шепотом, вполголоса, громко) и скорости (медленно, умеренно, быстро). Эти задания могут выполняться параллельно и варьироваться (например, произнести фразу громко и медленно, шепотом и быстро).

Специальные задания побуждают детей пользоваться вопросительной,

восклицательной и повествовательной интонацией, а это умение необходимо им при построении связного высказывания.

Со старшими дошкольниками продолжается работа по обогащению, уточнению и активизации словаря. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет («дерево», «металл», «пластмасса», «стекло»), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации.

Работа с синонимами способствует пониманию детьми возможности подбирать разные слова со сходным значением и формированию умений использовать их в своей речи. Подбирая слова, близкие по смыслу к словосочетанию (веселый мальчик – радостный; поезд идет – движется; Маша и Саша – дети, друзья), к определенной ситуации (на дне рождения веселятся, радуются), к изолированному слову (умный — толковый; старый — ветхий), дети обучаются точности словоупотребления, в зависимости от контекста. Составляя предложения со словами синонимического ряда, обозначающими нарастание действий (шепчет, говорит, кричит), дети осознают оттенки значений глаголов.

«Скажи, какое»

Цель: называть признаки предмета и действия; обогащать речь прилагательными и глаголами; подбирать слова, близкие по смыслу.

– Когда мы хотим рассказать о предмете, какой он, какие слова называем?

– Послушай стихотворение М.Щеловановой : «Утро» – Какое сегодня утро?

– Сегодня плохое утро,

Сегодня скучное утро,

И, кажется, будет дождь. 

– Почему же плохое утро? 

– Сегодня не будет солнца,

Сегодня не будет солнца, 

Сегодня будет хмурый 

Серый, пасмурный день.

– Почему же не будет солнца?

Сегодня хорошее утро,

Сегодня веселое утро,

И тучи уходят прочь.

Наверное, будет солнце,

Обязательно будет солнце!

И прохладная синяя тень.

– О чем говорится в этом стихотворении? (О солнечном и пасмурном утре.) Как сказано про первый день в стихотворении, какой он? (Хмурый, серый.) Как сказать другими словами про этот день? Подберите слова, близкие по смыслу (дождливый, грустный, скучный, неприветливый). А если утро солнечное, как можно еще сказать, какое оно? Подберите слова, близкие по смыслу (веселое, радостное, голубое, безоблачное). Что еще может быть хмурым? (Настроение, погода, небо, человек.)

Что может быть солнечным?

– Если человек хмурится, как об этом сказать по-другому? (Грустит, печалится, расстроился, обиделся). Как вы думаете, о каком времени года говорится в стихотворении? А какое сейчас время года?

«Найди точное слово»

Цель: учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

– Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное — что это?»

Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме.

– Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный… (еще какой?).

Сахар сладкий, а лимон… (кислый). Весной погода теплая, а зимой… (холодная).

– Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

– Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона… (летает), рыба…(плавает), кузнечик… (прыгает), уж… (ползает). Кто из животных как голос подает? Петух… (кукарекает), тигр… (рычит), мышь… (пищит), корова… (мычит).

– Помоги мне найти слова, противоположные по смыслу, в стихотворении

Д.Чиарди «Прощальная игра»:

Скажу я слово высоко, 

А ты ответишь … (низко) 

Скажу я слово далеко 

А ты ответишь…(близко)

Скажу тебе я слово трус,

Ответишь ты…(храбрец).

Теперь начало я скажу –

Ответишь ты…(конец).

– Теперь можешь придумать слова, противоположные по значению.

Старшие дошкольники могут различать слова:

– отражающие характер движения (бежать – мчаться; пришел – приплелся);

– значение прилагательных оценочного характера (умный – рассудительный; старый – дряхлый; робкий – трусливый).

Важное место в развитии словаря занимает работа над антонимами, вследствие которой дети учатся сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету, весу, качеству). Они подбирают слова, противоположные по смыслу к словосочетаниям (старый дом – новый, старый человек – молодой), к изолированным словам (легкий – тяжелый), или предложение, начатое педагогом: «Один теряет, другой…(находит)».

Старших дошкольников продолжают обучать тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование прилагательных и существительных (особенно в среднем роде), образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).

Необходимо дать ребенку полную ориентировку в типичных способах словоизменения и словообразования, воспитать языковое чутье, внимательное отношение к языку, его грамматическому строю, критическое отношение к своей и чужой речи, желание говорить правильно.

Читайте также:  Центр развития ребенка в москве

У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть, — «учит», «книга», «ручка», «учитель»; «рассказ», «интересный», «рассказывать») или образовать слово по образцу: веселый — весело; быстро… (быстрый), громко… (громкий). 

Дети находят родственные слова в контексте. Например, со словом «желтый»: «В саду растут (желтые) цветы. Трава осенью начинает… (желтеть). Листья на деревьях… (желтеют)». 

У детей развивается умение образовывать существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами и понимать различие смысловых оттенков слова: береза – березка – березонька; книга – книжечка – книжонка.

Различение смысловых оттенков глаголов (бежал – забежал – подбежал) и прилагательных (умный – умнейший, плохой – плохонький, полный -полноватый) развивает умение точно и уместно использовать эти слова в разных типах высказывания.

«Кто у кого»

Цель: соотносить название животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

Ребенок рассматривает рисунки животные с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант – играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант – лают), корова и теленок щиплют траву (вариант – мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант – скачут), утка и утенок плавают (крякают).

– Назови животных и их детенышей.

– Подбери определения к названиям детенышей животных: скажи, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок)?

«Один — много»

Цель: упражняться в образовании множественного числа и правильном употреблении слов в родительном падеже; подбирать к словам определения и действия; находить в словах первый звук, определять количество слогов, подбирать слова, сходные по звучанию.

– Это – шар, а это… (шары). Здесь много… (шаров). Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)

– Это – мак, а это… (маки). В букете много… (маков). Какие они? (Красные.) Что еще бывает красным? Как ты понимаешь выражение «красная девица»? Где встречается такое выражение? В каких сказках?

– Отгадай загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». Это… (лук). Какой он? (Желтый, сочный, горький, полезный.) В корзине много чего? (Лука.) 

– Что это? Чего здесь много?

-А если все предметы исчезнут, как мы скажем, чего не стало? (Игл, пил, мишек, мышек, шишек, ложек, ножек, кошек.)

Особое внимание уделяется синтаксической стороне речи – умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов.

Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы… Они оказались там, где…»).

Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи.

В пересказывании литературных произведений (сказки или рассказа) дети учатся связно, последовательно и выразительно передавать готовый текст без помощи взрослого, интонационно передавая диалог действующих лиц и характеристику персонажей.

В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию предполагает указание места и времени действия, придумывание событий, предшествующих изображенному и последующих за ним.

Рассказывание по серии сюжетных картин формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать название рассказу в соответствии с содержанием, соединять отдельные предложения и части высказывания в повествовательный текст. В рассказывании об игрушках (или по набору игрушек) детей учат составлять рассказы и сказки, соблюдая композицию и выразительное изложение текста.

Выбирая соответствующих персонажей для рассказывания, дети дают их описание и характеристику.

С детьми старшего дошкольного возраста продолжается обучение рассказыванию из личного опыта, причем это могут быть высказывания разных типов — описания, повествования, рассуждение.

«Составь описание»

Цель: учить детей описывать предмет, называя его признаки, качества, действия.

– Опиши ягоду или фрукт, который ты больше всего любишь, а мы отгадаем. («Он круглый, красный, сочный, вкусный – это мой любимый… помидор»; «Он темно- бордового цвета, а внутри у него много-много разных зернышек, сладких и спелых, это мой любимый фрукт… гранат».)

Приведем пример занятий, где тесно переплетаются все речевые задачи: воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи и развитие связной речи.

«Скажи точнее»

Цель: развивать точность словоупотребления в связных повествовательных рассказах.

– Послушай, что я расскажу. Там, где я буду останавливаться, ты будешь мне помогать: подбирать слова и составлять предложения.

Жили-были три брата: ветер, ветерок и ветрище. Ветер говорит: «Я самый главный!» Какой может быть ветер? (Сильный, резкий, порывистый, холодный…) Ветрище не согласился с братом: «Нет, это я самый главный, меня и зовут ветрище!» Какой ветрище? (Могучий, злой, суровый, ледяной.) Ветерочек слушал их и думал: «А какой же я?» (Легкий, нежный, приятный, ласковый…) Долго спорили братья, но так ничего и не выяснили. Решили они силой помериться. Подул ветер. Что произошло? (Деревья закачались, травка пригнулась к земле.) Что делал ветер? (Дул, мчался, гудел, ворчал.) Подул ветер-ветрище. Что он делал? (Сильно дул, выл, завывал, стремительно несся.) Что после этого случилось? (Ветки у деревьев сломались, трава полегла, тучи набежали, птицы и звери спрятались.) И вот подул ветерок. Что он делал (дул ласково и нежно, шелестел листвой, озорничал, раскачивал веточки). Что произошло в природе? (Листочки зашелестели, птички запели, стало прохладно и приятно.)

– Придумай сказку о ветре, ветерочке или ветрище. Можно обо всех сразу. Кем они могут быть в сказке? (Братьями, соперниками, друзьями, товарищами.) Что могут они делать? (Дружить, мериться силой, спорить, разговаривать.).

Источник