Игра за компьютером для развития речи у ребенка

Игра за компьютером для развития речи у ребенка thumbnail

С целью оптимизации процесса развития познавательной деятельности и развития речи дошкольников учителя-логопеды и дефектологи стали использовать обучающие компьютерные программы, при помощи которых появились реальные возможности для качественной индивидуализации обучения детей с нарушениями речи, что позитивно складывается на мотивации обучения, его результативности и ускоряет процесс коррекции речи.

Информационно-коммуникационные технологии — это педагогические технологии, использующие специальные способы, программные и мультимедийные средства (кино-, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.

80% информации человек получает через органы зрения, 15% информации с помощью слуха, оставшиеся 5% через осязание, обоняние и вкус.

Внедрение информационных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному. Это является в свою очередь огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, средством оптимизации процесса коррекции речи. Теперь в образовательном процессе ребёнок – это активный субъект.

ИКТ в работе логопеда

Следует отметить, что компьютер – не самоценен! Компьютер не заменит специалиста, — это только вспомогательный обучающий материал. Положительный результат от использования ИКТ может быть только во взаимодействии ребёнка, педагога и компьютера.

Преимущества информационно-коммуникационных технологий

  • Предлагаемая нформация в наглядной и привлекательной форме
  • Повышается мотивация и интерес детей к занятиям
  • Процесс запоминания информации ускоряется и становится осмысленным и долговременным
  • Значительно сокращается время на формирование навыков и функций.

Психологические возможности информационно-коммуникационных технологий

  • Использование различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью
  • Активизация компенсаторных механизмов на основе зрительного восприятия
  • Координирование работы моторного, слухового и зрительного анализаторов
  • Обучение детей навыкам самоконтроля
  • Ресурсы для развития высших психических функций: символическая и планирующая функции мышления и речи

Образовательные возможности ИКТ для ребенка

  • Ребёнок сам видит результат своей работы
  • Формируется процесс осмысления собственных речевых навыков
  • Возникает стремление исправить увиденную ошибку
  • Исчезает негативизм по поводу многократного повторения речевого материала
  • Ребёнок осваивает модели коммуникации с героями компьютерной программы
  • Ребёнок обучается элементарным действиям с компьютером
  • Получает возможность экспериментировать, моделировать, сравнивать, классифицировать
  • Ребёнок сам видит результат своей работы
  • Незаметно переходит от игровой деятельности к учебной
  • У ребёнка повышается эмоциональный тонус, что помогает быстрее перевести изучаемый материал в долговременную память.

Образовательные возможности ИКТ для педагога

  • Использование игровой формы обучения – уход от рутинной работы
  • Системный и деятельностный подход к коррекции
  • Дифференцированный подход (подбор материала разной степени сложности, легко изменить степень трудности и характер задания)
  • Объективность – проблемы становятся «визуальными» для самого ребёнка, родителей и педагога, наглядная фиксация начальных, промежуточных и итоговых данных
  • Индивидуальный и образовательный маршрут – видно как трансформировать выявленные проблемы и задачи работы
  • Эффективная и гибкая система поощрения (компьютерные герои, звуковые и визуальные эффекты)
  • Сотрудничество педагога и ребёнка в интересной деятельности.

Образовательные плюсы в использовании ИКТ

  • Сокращается время работы с бумажными носителями.
  • Меньше сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к занятиям.
  • Возможность создания базы данных и медиатеки.
  • Возможность дистанционного участия в интернет-конференциях, форумах и обучения на курсах повышения квалификации.
  • Расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности.
  • Визуализация акустических характеристик звуков.
  • Расширение спектра невербальных заданий.

Медиатека логопеда.

I. Отчётная документация, методическая литература и дидактические пособия в электронном варианте. Компьютерные программы для коррекции речи. Мультимедийные презентации.

II. Логопедические распевки и чистоговорки на аудиодисках. Файлы с записью речи детей в начале и в конце занятий. Аудио – азбука. Фото – и видеоматериалы.

ИКТ используется на разных этапах логопедической работы.

Подготовительный этап:

  • При проведении артикуляционной гимнастики.
  • Для развития речевого дыхания.
  • Как зрительный тренажёр.
  • При подготовке руки к письму.
  • Для включения в занятие.

Этап автоматизации:

  • Чтобы продолжить игру, нужно произнести звук правильно.

Этап дифференциации:

  • Задания на классификацию слов с изучаемым звуком.
  • Рекомендации для родителей.
  • Презентация с речевыми заданиями.

Компьютерная дидактическая игра — КДИ.

КДИ – это вид игровой деятельности и взаимодействия игрока и компьютера, ограниченный правилами и направленный на достижение обучающей цели.

Требования к компьютерной дидактической игре

  • Целесообразность КДИ
  • Оптимальное сочетание КДИ с другими методами обучения
  • Чёткие правила
  • Динамичность КДИ
  • Решение дидактических целей
  • Чёткая система оценивания
  • Возможность рефлексии после игры

Программно-аппаратный комплекс «Дельфа» – 142

Создан в 1994 г. Это тренажёр для речевой реабилитации и коррекции звукопроизношения детей и взрослых.

Логопедический тренажер Дельфа

Логопедический тренажер «Дельфа» – 142

Использует нестандартное устройство обработки звуков в виде дополнительного преобразователя, заменяющего современные звуковые карты и работает в операционной системе DOS.

Звучащая речь улавливается микрофоном и преобразуется и передаётся сигналом на процессор – отображается на экране компьютера в виде информативных образов с элементами анимации – сохраняется на экране в течение любого времени.

В комплекте – 63 базовых словаря с общим количеством слов около 4,5 тысяч. Это тематические словари («Одежда», «Пища», «Школа»…) и словари, построенные по фонематическому принципу («гласные второго ряда», «Мягкий знак»).

Программно-аппаратный комплекс «Видимая речь – III»

Разработана компании IBM. Предназначена для работы с детьми и взрослыми, имеющие нарушения звукопроизношения, голосообразования, нарушения сенсомоторных функций речи. В комплекте – 13 модулей.

Видимая речь

Главные идеи: визуальный контроль речи и игровой принцип работы.

  1. Модуль «Наличие звука».
  2. Модуль «Громкость».
  3. Модуль «Громкость голоса».
  4. Модуль «Включение голоса».
  5. Модуль «Высота».
  6. Модуль «Высотные упражнения».
  7. Модуль «Автоматизация фонемы».
  8. Модуль «Цепочки».
  9. Модуль «Дифференциация двух фонем».
  10. Модуль «Дифференциация четырёх фонем».
  11. Модуль «Спектр высоты и громкости во фразе».
  12. Модуль «Спектр звука».
Читайте также:  Роль социального и биологического факторов в развитии психики ребенка

«Игры для Тигры»

Комплексная логопедическая программа, предназначенная для коррекции ОНР у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Игры для Тигры

Программа состоит из блоков:

  1. Фонематика
  2. Просодика
  3. Лексика
  4. Звукопроизношение

Игры для Тигры содержат:

  • Упражнение на дыхание (выработку длительной и сильной воздушной струи)
  • Уроки на ритмичное повторение заданного звука (слога, слова)
  • Задания на модуляции голоса (управление громкость и высотой)
  • Упражнение на звуковой анализ и синтез
  • Лексические упражнения

Всего более 50 упражнений. Эта игра показана при коррекции дислалии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Компьютерная игра «Развитие речи. Учимся говорить правильно»

Состоит из следующих блоков:

  1. Неречевые звуки.
  2. Звукопроизношение.
  3. Речевые звуки.
  4. Развитие связной речи.

Компьютерная игра 'Развитие речи. Учимся говорить правильно'

Включает более 1000 чистоговорок, скороговорок и стихотворений на произнесение свистящих, шипящих и сонорных звуков.

«Логозаврия» или «Уроки Мудрой Совы» или «Учимся с Логошей»

Игра содержит программно-методический комплекс для подготовки детей к обучению в начальной школе.

Логозаврия

Виртуальная школа, в которой каждая из учебных тем даётся в игровой форме и разбита на 3 уровня сложности.

Комплекс компьютерных программ «Грамотей»

Разработан для начального обучения детей грамотному чтению и письму. Автор логопед Наталья Вальчук совместно с лабораторией компьютерных технологий ИКП РАО.

Пакет комплексных программ «Грамотей» разделён на 4 части:

  1. Звукослоговой анализ слов
  2. Работа над словом
  3. Работа над предлогами
  4. Работа над предложением, текстом.

«Баба Яга учится читать»

Особенности программы:

  • Методика опережающего обучения.
  • Впервые на компьютере игры и азбука в стихах.
  • Обучение навыкам чтения на базе занимательных игр.
  • Красочная мультипликация и анимация.
  • Красочная атмосфера с лёгким оттенком детектива.
  • Игры озвучены известными актёрами.
  • Сказочные герои с яркими характерами.
  • Частушки про буквы на бис.

I ступень «Букварик».
II ступень «Слогарик».
III ступень «Карта с заданиями».

Всех малышей, которые успешно выполнили задания, ждёт сюрприз от Бабы Яги.

Другие полезные компьютерные игры:

Серия развивающих игр

• «Искатель»,
• «Приключения Гарфильда»,
• «Маленький гений. Учимся сравнивать»,
• «Маленький гений. Учимся сравнивать»,
• «Приключения Кузи» (обучение грамоте, математика, развивающие игры),
• «Мир за твоим окном»,
• «Лента времени»

Мультимедийные презентации

Это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ.

  • информационная емкость,
  • компактность,
  • доступность,
  • наглядность,
  • эмоциональная привлекательность,
  • мобильность,
  • многофункциональность.

Преимущества презентации:

НАГЛЯДНОСТЬ + УДОБСТВО + ПРОСТОТА + БЫСТРОТА

  • способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала;
  • облегчают показ фотографий, рисунков, графиков…
  • возможна демонстрация динамичных процессов;
  • возможно проигрывание аудиофайлов;
  • обеспечивает «аффективность» восприятия информации (излагаемый материал подкрепляется зрительными образами и воспринимается на уровне ощущений);
  • быстрота и удобство воспроизведения слайдов;
  • дает возможность показать структуру занятия.

Программные ресурсы:

  • «Microsoft PowerPoint»;
  • «ACDSee»,
  • «CorelDraw»,
  • «Adobe Photoshop»,
  • «Adobe Flash».

Этапы работы по созданию слайд-шоу

  1. Создание сценария будущего фильма (материал – творческий рассказ ребенка по серии сюжетных картинок, по серии детских рисунков на определенную тему, по графическим схемам) – сюжетная «канва».
  2. Заучивание сюжета фильма по ролям, работа над интонационной выразительностью реплик героев с помощью игр-драматизаций, кукольного театра.
  3. Создание иллюстраций, рисунков по сюжету фильма с использованием различных техник изображения.
  4. Звукозапись, озвучивание отдельных реплик героев фильма.
  5. Сканирование детских рисунков и их редактирование.
  6. Монтаж в программе Power-Point.
  7. Просмотр созданного слайд-шоу.

Педагогическое творчество с помощью программы Adobe Photoshop:

Раскрась себя и маму. Нарисуй любимые игрушки.

Педагогическое творчество

«В гостях у сказки»

  • В какую сказку ты попал?
  • Что ты скажешь Лисе?
  • Придумай новый конец этой сказки:

Придумай новый конец этой сказки

Педагогическое творчество с помощью программы PowerPoint:

Творчество логопеда с помощью программы PowerPoint

Евдокимова Мария Викторовна,
учитель-дефектолог,
МБДОУ детский сад №179,
г.о. Самара

 Loading …

Источник

Компьютерные игры для дошколят с нарушениями речи

     Игра за компьютером для развития речи у ребенка

Сейчас трудно представить ребенка, который бы не знал, что такое компьютер. Но, к сожалению, единственное, что влечет детвору к этому удивительному устройству – это всевозможные игры, которые, порой, совершенно не несут никакой пользы для подрастающего малыша. Врачи и психологи не устают спорить о вреде компьютерных игр, а Интернет – магазины потихоньку пополняются все новыми играми: «бродилками», «стрелялками» и «стратегиями”.

Но в силу того, что сейчас без современных технологий уже просто невозможно представить жизнь, отстранить детей от компьютера и запретить постигать азы работы на нем, будет, по крайне мере, уже не разумно. Что ж, не лучше ли попробовать идти в ногу со временем и вынести максимум пользы из продуктов технического прогресса, чем, не глядя, отрицать их? Ведь при соблюдении элементарных правил обращения с компьютером  пользы от него гораздо больше, чем вреда. Прежде чем вы будете организовывать работу ребенка за компьютером, необходимо соблюдать правила работы.

 Правила работы

  • Начинайте приобщать к компьютеру малыша никак не раньше
    4,5 лет, а лучше – с 5 лет. Именно начиная с этого возраста специалисты рекомендуют те игры и программы, которые действительно могут подтолкнуть развитие, помогут подтянуть ребенка в обучении, развить его речь, мышление, внимание. Для 3-леток это вредное баловство – и только.
  • Работать с компьютером ребенок 5-7 лет можно не более 15-20 минут в день и при обязательном присутствии взрослого.  Договоритесь с ним об этом сразу, до начала игры, ведь оторваться от интересного занятия иногда просто невозможно! А придя к соглашению о времени работы, будьте последовательны.
  • После того как Bbl вместе со своим ребенком плодотворно поработаете, обязательно сделайте гимнастику для глаз. Пусть это войдет у вас в привычку. Глазкам нужен отдых от контрастных цветов компьютера и мелькания картинок, да и в школе этот навык пригодится. Как правило, покрасневшие щеки и глаза у ребенка являются признаками перевозбуждения и усталости, а значит сигналом для прекращения работы за компьютером.
Читайте также:  Рекомендации по развитию воображения у ребенка

Если вы готовы, то можно приступить к выбору развивающих программ, которых сейчас так много. Для начала задайте себе вопрос: с какой целью мой ребенок будет сидеть за компьютером? Вы хотите, чтобы он стал более внимательнее, больше запомнил или просто подготовить к школе? Но есть дети, для которых созданы специальные программы – логопедические. Для таких ребят компьютерные занятия могут стать прекрасным дополнением к ежедневным логопедическим занятиям. И цель у таких логопедических игр-занятий одна: помочь дошколенку развить мышление, расширить словарный запас, а вместе с ним и речь. Большинство программ изготовлены для работы в семье.  Остановимся на наиболее популярных.

Игра “Игры для Тигры”

Это логопедическая коррекционная программа, созданная учеными-логопедами в Омске. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи при заикании и других логопедических диагнозах, а также при вторичных речевых нарушениях у малыша. Программа предназначена для исправления общего недоразвития речи, когда у крохи очень маленький словарный запас, неграмотная речь, нарушены звуки, снижены память, внимание, работоспособность. Вместе с веселым Тигренком кроха совершит увлекательное путешествие по Стране Звуков и Слов. Очень красочная анимация и простота интерфейса привлекают малышей с 4 лет, а возможность использования микрофона заинтересовывает даже взрослых, видавших виды логопедов. Программа содержит пятьдесят упражнений, объединенных в четыре тематических блока, каждый из которых представляет одно из основных направлений коррекционной работы: «Фонематика», «Звукопроизношение», «Просодика», «Лексика». Информацию о ней можно найти на сайге www.logopunkt.ru.

Игра “Баба Яга учится читать”

Всех ребят, посещающих логопедическую группу, обязательно учат чтению и письму. Какую бы методику ни использовал логопед, дома малышу никогда не помешает игра для закрепления навыков чтения. В этой программе предложен подход к изучению азбуки с помощью стихов и игр. Игра направлена на закрепления навыков чтения. Забавные рифмовки на каждую букву алфавита помогут крохе не только закрепить полученные знания, но и ребята потренируются читать по слогам, составлять слова и  поэтические строчки. А веселые песни и частушки в исполнении известных актеров, яркие персонажи и живописная анимация не дадут малышу заскучать.

Игра « Учимся читать» (АДАЛИН)

Диск “Учимся читать. Игры для обучения чтению” разработан в помощь родителям и специалистам, которые занимаются обучением чтению детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Также этот диск подходит для работы с учениками первых классов. Диск содержит 120 заданий, разбитых на 20 уроков. Задания на диске представлены в порядке возрастания их сложности: сначала игры с буквами, потом со слогами, после этого со словами и целыми предложениями. Также в уроки включены упражнения, направленные на развитие необходимых для обучения чтению умений: фонематического слуха, пространственного мышления, внимания, памяти, зрительного восприятия. Все обучение проводится в увлекательной игровой форме. Задания диска озвучены, желательно использовать звуковую систему вашего компьютера.

Игра “Специальные образовательные средства”

 Вот так скучно назвали свой интереснейший продукт старейшие отечественные разработчики про грамм для детей с различными нарушениями развития из Минска. Эта программа – простой и понятный инструмент моделирования занятия из готовых картинок и звуков. Например, малыш ходит в логопедическую группу детского сада, где еженедельно логопед задает домашние задания. Для каждого задания нужны картинки, наклейки, книжки. Мамочке надо найти соответствующий заданию иллюстративный материал в программе, расположить его так, как она хочет, добавить необходимые'” шумы – и готово! К теме “Домашние животные” – картинки и звуки животных, которых
можно перемещать по экрану, увеличивать или уменьшать, выделять части и делать многое другое. Вам нужно закрепить тему “Множественное число существительных”? Пожалуйста: множьте предметы на экране до нужного количества. А может, надо поработать с цветами и оттенками? Любой объект сопровождается звуковыми фрагментами инструкций, пояснений и указаний, поэтому смоделировать игру несложно.

Игра “Искатель”

Практически у всех малышей с задержкой речевого развития отмечаются нарушения зрительного восприятия, пространственного мышления и понимания смысла многих слов. Как будто специально для наших крох с нарушениями речи придумали прекрасную игру. Созданная американской писательницей Жанной Марцолло и известным фотографом Уолтером Виком книжная серия “Искатель” содержит множество разнообразных игр для детей. Она основана на уникальной комбинации различных фотографий знакомых предметов, сопровождаемых рифмованными загадками, направленными на развитие визуальных навыков ребенка. Каждый раз, когда дети играют в “Искателя”, они открывают для себя удивительные ассоциации и темы, которые помогают им совершенствовать навыки чтения, решения сложных задач и творчества. Игра учит видеть мелочи реальной жизни, всматриваться в предметы, открывать удивительное рядом. Возможно, именно поэтому картинки-загадки “Искателя” получили такую популярность во многих странах мира. Разработчиками выпущены несколько “Искателей” для детей разного возраста: “Маленький Искатель в кукольном театре” для ребятишек 4-6 лет, “Искатель. Загадки” – для 6-7 лет и “Искатель в Доме с Привидениями” для 7-10-летних учеников. Но что особенно примечательно: на практике, самый сложный диск (последний) оказался по зубам многим 4-5-летним детям с логопедическими диагнозами. Играя в “Искателя”, малыши разовьют зрительное восприятие и память, подтянут навыки чтения и словарный запас, заработает логическое и ассоциативное мышление, а также творческое воображение и умение внимательно прислушиваться к заданиям.

Читайте также:  Социальное развитие ребенка раннего и дошкольного возраста

Игра “Пойди туда, не знаю куда”

 Эта игра – прекрасное дополнение к логопедическим занятиям, где обязательно предусмотрены задания на развитие памяти, внимания и пространственных ориентировок (направо-налево, вверх-вниз). Очень красочный, музыкальный, с любопытным сюжетом, этот программный продукт вполне подойдет для ребят 4-6 лет и наверняка поможет им развить память и речь.

 Игра “Алик. Скоро в школу”

Ну а этот диск разработан специально для дошкольников-шестилеток и направлен на обучение детишек основным понятиям, необходимым для школы: цвет, направление, форма, размер, обучение числам, развитие логического мышления. Алик – симпатичный щенок, который в веселой игровой форме помогает ребятишкам в изучении этих понятий. Он и учитель, и помощник, а также с ним можно поиграть, если надоело заниматься.

Игра «Учимся говорить правильно»

    
Компьютерная игра-программа , направленная на развитие речи. Рассчитана игра на детей от 5 лет. Она прекрасно выполняет функцию дополнительного пособия по развитию речи и обучению чтению, также ее можно использовать на коррекционно-развивающих занятиях с ребятами, которые имеют речевые нарушения. Все задания подаются в легкой, ненавязчивой и веселой форме, что абсолютно не напоминает ребенку о том, что он учится, для него это просто игра. Программа «Учимся говорить правильно» состоит из 4-х разделов, которые отличаются по своему функциональному значению и уровнями сложности:

  1. Неречевые звуки. В данном разделе ребенок знакомится со звуками живой и неживой природы (звуки музыкальных инструментов, бытовых приборов, звуки в природе и др.)
  2. Звукоподражание. Здесь ребенку предоставляется возможность услышать звуки из животного мира и узнать, насколько разнообразны по звучанию человеческие голоса.
  3. Речевые звуки. Работа над заданиями в этом разделе, позволит ребенку сформировать навыки распознавания звуков русского языка, а также поработать над правильным их произношением.
  4. Развитие связной речи. Раздел полностью посвящен усовершенствованию связной речи. Малыш будет учиться строить сначала простые словосочетания, затем предложения и в итоге связный текст.
     

Игра  «Веселые игры»

Коррекционная программа для развития речи и слуха. Будет очень полезна детям старшего дошкольного возраста (от 5 лет), которые имеют сложности в произношении некоторых «трудных» звуков (например, р, ш, ж,). Данная игра представлена в виде электронного логопеда, что дает возможность родителям попытаться самостоятельно «поставить» звуки. Игровая форма заданий, большое количество поучительных пословиц и поговорок, а также смешных скороговорок позволит без принуждения отработать у ребенка не только нужный звук и развить речь, а также поработать над правильной дикцией и развитием памяти.

Игра «Домашний логопед»

Существует также еще одна эффективная программа по работе над произношением «Домашний логопед». Задания в форме игры, но с разной степенью сложности, направлены на формирование правильного произношения проблемных звуков (как гласных, так и согласных). В данной игре малышам, безусловно, понравятся мини-игры «Угадайка» и «Звуковичек». Удивительные жжужалки, рычалки, шуршалки и пыхтелки, а также все задания этой игры, помогут научить ребенка не только правильно выговаривать звуки, но и поспособствуют развитию неречевого и фонематического слуха, перенося в мир звуков живой и неживой природы. Более 350 упражнений помогут отработать проблемные звуки, а красочные картинки к каждому упражнению сделают занятия интересными и захватывающими.

Развивающий онлайн-портал для детей «Мерсибо» в помощь родителям разработал целый набор увлекательных и полезных игр на развитие фонематического слуха, на «чистку» звуков речи. Играя в них, дети будут тренировать слух, стараться правильно произносить звуки, подражая животным, пополнять свой словарный запас новыми словами. Есть и специальные игры, помогающие освоить чтение. В них закрепляется устный синтез согласных и гласных звуков. Благодаря им ребенок сможет безболезненно пройти «муки слияния» и быстро овладеть послоговым чтением. Если в речи ребенка встречаются дефекты произношения, то исправить их поможет Артикуляционная гимнастика. Дети с удовольствием выполняют ее, так как она дается в игровой развлекательной форме. Такая ежедневная тренировка поможет укрепить речевые мышцы малыша и улучшит его речь.

Вашему крохе вполне хватит 2-3 дисков, ведь ни один компьютер не заменит хорошего педагога и специальных развивающих занятий!

Источник