Игра в развитии ребенка статья

Игра в развитии ребенка статья thumbnail

Статья. Роль игры в развитии ребенка.

 «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

В. А. Сухомлинский

Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, которая является ведущей на каждом возрастном этапе. В дошкольном возрасте такой деятельностью является игра.

Игра – добровольная свободная деятельность, предполагающая единство мысли и действия.

Детская игра – способ воспроизведения детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности.

Игра – важное средство умственного воспитания ребёнка. Знания, полученные в детском саду и дома, находят в игре практическое применение и развитие. Воспроизводя различные события жизни, эпизоды из сказок и рассказов, ребёнок рассуждает над тем, что видел, о чём ему читали и говорили, смысл многих явлений, их значение становится для него более понятным.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как необязательны и многие игровые действия. Дети научаются подразумевать предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Игра может в таком случае протекать во внутреннем плане.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение, игра для них учёба, игра для них труд, игра для них серьёзная форма воспитания. Игра для них – способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, пространственные отношения… ».

Подобную мысль высказывал и А. И. Горький: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут… ».

На мой взгляд, можно выделить следующие правила игры:

1.Игра должна приносить радость и ребёнку и взрослому. Каждый успех малыша – это обоюдное достижение и ваше и его.

2. Заинтересовывайте ребёнка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятие играми до пресыщения.

3. Развивающие – игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно.

4. Чтобы ощутить сравнительную трудность задач, прежде чем задавать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.

5. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых их частей. Успех в начале – обязательное условие.

6. Если ребёнок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Сделайте перерыв, а через несколько дней начинайте с более лёгких заданий. Ещё лучше, если малыш сам начнёт выбирать задания с учётом своих возможностей. Не торопите его.

7. Каждому ребёнку нужно по отдельному комплекту игры.

8. В каком порядке нужно давать игры? Автор бы начал с игры «Сложи узоры», «Разноцветные кубики» или вкладыши  Монтессори, здесь ребёнку надо различать цвета и форму. А общее правило – наблюдать за развитием ребёнка, записывать его успех и определять, когда и какую из игр «включать».

9. Увлечения детей происходят «волнами», поэтому, когда у ребёнка остывает интерес к игре, забывайте об игре на месяц и даже больше, а потом «случайно» возвращайтесь к игре, часто бывает, она похожа на встречу со старым другом, которого давно не видел.

10. Берегите игры, не ставьте их по доступности вместе с остальными игрушками. Ведь запретный плод сладок, и лучше, если ребёнок просит их или сам предлагает поиграть. Пусть они стоят на видном, но не очень доступном месте.

11. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом, давайте «имена» узорам, модулям, рисункам, фигурам. Придумывайте, фантазируйте, пока ребёнка не начнёт увлекать сам процесс преодоления трудностей в решении задач, достижения желанной цели.

12. Сильному, хочется побороться, быстрому – побегать или поиграть в подвижные игры, а слабый это не любит. «Не интересоваться игрой» ребёнок может по двум главным причинам. У него слабо развиты те качества, которые нужны в игре, или взрослые отбили у него охоту, насильно заставляя играть.

13. Создавайте в игре непринуждённую обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребёнка, чтобы можно было, и попрыгать от восторга и сделать кувырок на коврике, и полетать как на самолёте.

14. Когда складывание узоров или моделей по готовым заданиям уже освоено, переходите к придумыванию новых.

15. Лучше по секундомеру, устраивать соревнования на скорость решения задач. Быстро развивающие детишки уже в 6 – 7 лет могут побеждать взрослых. В таком случае, нужно набраться мужества и по – рыцарски честно признать своё поражение.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что ведущее место в системе дошкольного воспитания принадлежит игре.

Проблема формирования и развития игровой деятельности широко отражается в психолого-педагогической литературе.

Игровая деятельность имеет важнейшее значение для всестороннего развития личности ребёнка, выступает связующим звеном в отношении к познаваемому.

Источник

Игра в развитии ребенка: чем полезна и чему учит?

Фото: Pavel Losevsky/Rusmediabank.ru

Все свободное время дети играют. И хотя нам кажется, что это просто развлечение и отдых, ребенок во время игры развивается. Игра – основная деятельность любого малыша. Поэтому именно с помощью игры легче учить ребенка. Для этого можно выбирать развивающие игры. Их основная цель – обучать малыша и развивать его.

В чем польза этого процесса?

Даже во время обычных, не развивающих игр, ребенок многому учится, причем в каждой сфере:

– познавательная сфера жизни. Малыш учится познавать мир в игре. Он узнает про разные свойства предметов, их назначение. В результате также развивается логика, мышление, память и внимание.

– образное мышление, фантазия и воображение.
В игре ребенок оживляет предметы, говорит за персонажей. В листиках, он видит деньги, в песке – тесто для булочек. В итоге у малыша развивается воображение и фантазия. Ведь воображение – главный аспект игры. Ребенку приходится принимать нестандартные решения. Поэтому желательно приобретать малышу не только максимально реалистичные игрушки, но и такие, которые побуждают думать и фантазировать.

– физическое развитие тоже происходит во время игры. Ребенок бегает, прыгает, играет с мячом. Все это помогает развивать силу, ловкость, мышечный тонус, совершенствовать все двигательные навыки.

– речь.
Ребенку надо проговаривать свои действия, говорить за персонажа игры. Кроме того, если игра групповая, значит, малыш учится общаться со сверстниками, договариваться, соблюдать правила, распределять роли.

– нравственные качества.
Играя, ребенок учится сострадать, испытывать жалость, быть смелым и честным, дружить и любить. Хотя игра всегда с вымышленным сюжетом, выводы из таких игр самые настоящие.

– мотивационная сфера.
Ее развитие тоже происходит в процессе игры. Ролевые игры основаны на подражании сценам из жизни, взрослому человеку. То есть, малыш примеряет на себя роль взрослого. И у него формируется мотивация стать взрослым, создать семью, получить профессию.

Если к простым играм, вы подключите развивающие, то они помогут:

• развить логику и мышление;
• развить мелкую моторику;
• научится ребенку самому разрабатывать более сложные задания;
• осознать и придерживаться правил;
• тренировать память и внимание.

С помощью таких игр можно не только развивать мышление и расширять кругозор, но и учить чему-то конкретному. Например, счету, письму или чтению. Такие игры помогают подготовиться к поступлению в школу.

Какие игры выбрать и как заниматься?

Существует множество развивающих игр, их можно разделить на группы:

• для развития памяти и внимания – например, игра: какой игрушки нет – сначала нужно выложить несколько игрушек, а потом ребенок отворачивается и одна игрушка убирается. Ребенок должен узнать, какую из них убрали. Или игра: прослушай и повтори мелодию.
• для развития логики и мышления – найди отличия, найди последовательность, головоломки и ребусы.
• игры на развитие речи помогают обогащать словарный запас ребенка. К таким играм относятся: разгадывание загадок, сочинение сказок, игра в домашнем театре.
• для развития воображения и фантазии – закончи сказку, прослушай музыку и нарисуй ее.
• познавательные игры – конструирование, лепка, рисование, музыка.

Любые виды развивающих игр представляют собой комплекс определенных заданий. При этом все они поданы в игровой форме. Поэтому малыш будет с удовольствием заниматься.

Все малыши очень любопытны и любознательны. Поэтому использовать развивающие игры можно с раннего возраста.

Совсем маленькому можно показывать окружающий мир, рассказывать обо всем, что его окружает. Помогут карточки, музыка, кубики. Когда ребенок немного подрастет, следует заниматься развитием мелкой моторики, использовать игры для развития памяти. Дошкольники с удовольствием займутся разгадыванием ребусов, загадок и головоломок. Кроме того, в любом возрасте важно развивать творческие способности ребенка. Малыш своими руками учится создавать что-то новое и интересное. А это очень важно и для самого ребенка, для его самооценки.

Для развития малыша нужно использовать разные игры. Это необходимо для того, чтобы кроха развивался во всех сферах жизни. Нельзя забывать или уделять время лишь одной сфере. И игры стоит выбирать те, которые нравятся ребенку, тогда обучение будет результативным.

Необходимо помнить, что польза от развивающей игры будет лишь в том случае, если ребенок занимается с удовольствием. Поэтому не заставляйте малыша играть в то, что вам хочется, и когда вам хочется. Подбирайте такое время и такие игры, которые привлекают ребенка. Если малыш вовлечен в игру эмоционально, тогда, действительно, идет процесс обучения и развития. Если же ребенок равнодушен и не проявляет интереса к игре, следует отложить обучение или просто выбрать другую игру.

Источник

Значение игры в развитии детей дошкольного возраста.

Воспитатель

ГБДОУ детского сада № 86

 общеразвивающего вида

 Калининского района

г. Санкт-Петербурга

Радченко Е. В.

Игра  –  это  подлинно  «путь  детей  к

познанию  мира,  в  котором  они  живут

и  который  призваны  изменить»

М.  Горький

Огромная  роль  в  развитии  и  воспитании  ребенка  принадлежит  игре  –  важнейшему  виду  деятельности  в  дошкольном  возрасте.  Относительно  организации и  участия  в  игровом  процессе,  родители  занимают  разные  позиции.  Некоторые 

родители  не  принимают  участия  в  играх  детей,  тем  самым  предоставляя  им 

полный выбор  действий  в  игровой  деятельности.  Или  же  считают,  что  их  функция  в 

организации  игры  заключается  в  обеспечении  большого  количества  игрушек.  Другие родители,  напротив,  уделяют  чрезмерное  внимание  играм  своего  ребёнка  и  время 

от  времени  сами  принимают  в  них  участие.  Но  в  настоящее  время  всё  больше 

родителей  в  погоне  за  развитием  и  вовсе  запрещают  своему  ребёнку  играть  в 

угоду  различным  кружкам,  школам  и  прочему,  считая,  что  таким  образом  они 

развивают  ребёнка.  Но  на  самом  деле  всё  оказывается  наоборот,  развитие  не 

только  замедляется,  но  и  многое  теряет по причине  отсутствия  игры.  О  том,  чего  на  самом  деле  лишают  родители  своих  детей,  поступая  подобным  образом,  в  этой  статье  и  пойдёт  речь.

Ребёнок  растёт,  развивается,  и  вместе  с  ним  меняется  и  расширяется                 осознаваемый  им  предметный  мир.  Со  временем  этот  мир  составляют  предметы  не  только  из  непосредственного  окружения  ребёнка,  с  которыми  он  может  действовать,  но  и  предметы,  которые  являются  для  ребёнка  физически  недоступными.  Данное    противоречие  может  разрешиться  только  в  игровой  деятельности.

«Только  в  игровом  действии  требуемые  операции  могут  быть  заменены            другими  операциями,  а  его  предметные  условия  могут  быть  заменены  другими  предметными  условиями,  причем  содержание  самого  действия  сохраняется.  Таким              образом,  овладение  ребенком  более  широким,  непосредственно  недоступным  ему    кругом  действительности  может  совершаться  только  в  игре  [6,  с.  271].»

Также  игра  является  ведущей  деятельностью  в  дошкольном  возрасте,  с              развитием  которой  происходят  основные  изменения  в  психике  ребенка  и  внутри        которой  развиваются  психические  процессы,  подготовляющие  переход  ребенка  к        новой  ступени  его  развития,  а  именно,  происходят  важнейшие  изменения  познания,  чувств,  воли,  характера  и  всей  личности  ребёнка.  Также  на  этом  возрастном  этапе,   благодаря  ведущей  деятельности,  зарождаются  и  развиваются  важнейшие                      новообразования:  память,  воображение,  произвольное  поведение  и  его  осознание,    личное  самосознание  и  т.  д.

Существует  огромное  количество  различных  игр:  ролевые,  подвижные,                дидактические,  конструкторские,  игры  с  правилами  и  т.  д.  При  этом  каждая  игра,  в  зависимости  от  своего  содержания,  по-своему  оказывает  особое  благоприятное  воздействие  на  развитие  психических             процессов  ребёнка,  усвоение  знаний,  умений  и,  в  целом,  на  формирование  личности  [3;  9].

Так,  ролевая  игра  представляет  собой  деятельность,  в  рамках  которой  дети     берут  на  себя  роли  и  функции  взрослых  и  в  обобщённой  форме  воспроизводят         деятельность  взрослых  и  отношения  между  ними.  Для  такой  игры  характерно              использование  разнообразных  игровых  предметов,  заменяющих  действительные          предметы  деятельности.  Например,  обычная  палочка  может  выполнять  функции          лошади  или  половника,  а  листья  могут  быть  как  звёздами,  так  и  деньгами.

В  таком  виде  игры  дети  получают  богатый  опыт  социального  взаимодействия, осваивают  не  только  действия  с  предметами,  но  и  отношения  между  людьми,            выполнение  правил,  вытекающих  из  взятой  на  себя  роли,  что  способствует                   формированию  дисциплины  и  воли.  Здесь  ребёнок  имеет  возможность  проявить         себя  и  свою  фантазию,  знания  и  умения  [2].  Самыми  распространенными                       традиционными  ролевыми  играми  являются: 

дочки-матери,  магазин,  аптека,  школа,  зоопарк  и  другие.

Важное  место  в  жизни  детей  занимают  игры  с  правилами.  Их  изучению  были посвящены  работы  А.Н.  Леонтьева,  Д.Б.  Эльконина,  Ф.И.  Фрадкиной  [6;  11].                  Отличительной  чертой  этих  игр  является  правило  или  задача,  которые                             устанавливаются  взрослым  или  передаются  по  традиции.  Такая  игра  развивает  не       только  умственные  и  физические  способности,  но  и  выдержку,  волю  и  самоконтроль  ребёнка  [11].  К  группе  игр  с  правилами  относят  подвижные  и  дидактические  игры.

Подвижные  игры  способствует  повышению  работоспособности  детского                организма,  двигательной  активности,  ловкости  движений  и  совершенствованию            опорно-двигательного  аппарата  [5].  Примерами  таких  игр  могут  служить  «Жмурки»,  «Кошки-мышки»,  «Догонялки»,  «Лошадки»  и  другие.

Дидактические  игры  представлены  умственными  задачами,  составленными        взрослыми  в  занимательной  игровой  форме.  Они  направлены  на  формирование         познавательной  активности  ребёнка,  закрепление  знаний  [8].  Самые  известные            дидактические  игры:  «Что  изменилось?»,  «Пирамидка»,  «Холодно-горячо»  и  т.  д.

Конструкторская  игра  более  похожа  на  трудовую  деятельность.  В  ходе  такой   игры  ребёнок  конструирует,  создаёт  или  строит  что-то  новое.  В  таких  играх  дети  познают  физические  свойства  предметов,  учатся              пользоваться  многими  инструментами,  планировать  свои  действия.  В  игровом              процессе  происходит  совершенствование  движений,  умственных  операций,  внимания  и  воображения.

Тот  или  иной  вид  игры  оказывает  положительное  влияние  на  развитие              ребёнка,  но  а  так  же  соответствует  определенному  возрастному  периоду.  Условно     дошкольный  возраст  делится  на  три  периода:  младший  дошкольный  возраст  (3–4  года),  средний  дошкольный  возраст  (4–5  лет)  и  старший  дошкольный  возраст  (5–6  лет)  [7].  Д.Б.  Элькониным  было  произведено  исследование,  которое  показывает,     что  в  каждом  периоде  преобладает  определенный  вид  игры  [1;  11].

Младшие  дошкольники  чаще  играют  в  предметные  и  конструкторские  игры.    Ролевые  игры  детей  этого  возраста  воспроизводят  действия  взрослых,  за  которыми  они  наблюдают.

В  среднем  дошкольном  периоде  ролевая  игра  значительно  развивается,            появляется  большое  разнообразие  тематики,  ролей,  игровых  действий.  Такая  игра      проходит  с  установленными  правилами,  но  без  сюжета.  Также  здесь  появляются        игры-соревнования.

В  старшем  дошкольном  возрасте  ярко  проявляются  конструкторская,                     спортивная  и  игры  упражнения  с  ориентировкой  на  определённые  достижения.

Д.Б.  Элькониным  были  выделены  4  уровня  развития  игры,  с  помощью               которых  можно  проследить  усложнение  игрового  содержания  и  действий,                      установление  определённой  последовательности  игрового  действия,  а  также                  появление  протестов  при  нарушении  логики  действий.

На  первом  уровне  центральным  содержанием  игры  являются  действия  с           определенными  предметами,  направленные  на  соучастника  игры.  Роли  определяются  действием,  но  не  определяют  его  сами,  т.  е.  дети  по  отношению  друг  другу  не        становятся  в  типичные  для  реальной  жизни  отношения.  Действия  однообразны.

На  втором  уровне  проявляется  соответствие  игрового  действия  реальному,        намечается  разделение  функций  между  детьми,  появляется  определенная                       последовательность  действий.

Третий  уровень  характеризуется  выделением  специальных  действий,                     характеризующих  характер  отношений  к  другим  участникам  игры.  Роли  определяют   характер  действий  ребёнка.  Действия  в  процессе  игры  становятся  разнообразными.

На  последнем,  четвертом  уровне,  становится  выполнение  действий,  связанных с  отношением  к  другим  участникам  игры,  в  зависимости  от  того,  какие  они                  выполняют  роли.  Роли  ясно  очерчены,  а  ролевые  функции  детей  взаимосвязаны.       Нарушение  правил  и  определенной  последовательности  действий  отвергается.

По  мнению  автора,  уровни  развития  игры  являются  определёнными  стадиями  развития  самого  ребёнка.  С  их  помощью  можно  проследить  не  только  усложнение   игры,  но  и  подчеркнуть  быстрые  и  качественные  изменения  поведения  детей,             постепенное  формирование  у  них  способности  контролировать  свои  действия,              развитие  мышления  и  воображения  [11].

В  игре  формируется  основа,  подготавливающая  переход  ребёнка  к  младшему  школьному  возрасту.  Эта  основа  заключается  в  физической,  интеллектуальной,             личностной,  психологической  и  волевой  готовности,  необходимой  для  качественного  развития  ребёнка.

Так,  физическая  готовность  выражается  в  таких  качествах  ребёнка  как  ловкость, выносливость,  гибкость,  скорость,  сила.  Она  тесно  связана  с  работоспособностью,     особенно  нужной  при  овладении  учебной  деятельностью.

В  основе  интеллектуальной  готовности  большое  значение  имеет  развитие  и     формирование  у  ребёнка  соответствующих  умений.  Владение  этими  умениями,  как   показало  исследование  А.П.  Усовой  в  1962  году,  обеспечивает  ребёнку  «высокий        уровень  обучаемости».  Характерной  его  особенностью  является  умение  выделить        учебную  задачу  и  превратить  её  в  самостоятельную  цель  деятельности  [3].

Основными  элементами  волевой  готовности  являются:  определение  ребёнком  цели,  принятие  решения  и  плана  действия,  их  исполнение,  преодоление  препятствий.  Многие  исследователи  развития  воли  у  детей  (Котырло  В.К.,  Цыркун  Н.А.)                  отмечают,  что  в  дошкольном  возрасте  цель  достигается  успешнее  при  игровой           мотивации.  Именно  в  игре  впервые  проявляется  способность  по  собственной               инициативе  подчиняться  различным  требованиям  и  правилам  [3].

Ребёнок  считается  психологически  готовым  к  школьному  обучению,  прежде      всего,  объективно,  т.  е.  при  обладании  необходимым  для  начала  обучения  уровнем  психического  развития,  формирование  которого  также  происходит  с  помощью  игры    [4].

Подводя  итоги,  можно  сделать  вывод,  что  игра  является  эффективным                средством  формирования  личности  человека  в  целом.  В  игре  реализуется                      потребность  воздействия  на  мир,  происходит  развитие  памяти,  устойчивости                 внимания,  морально-волевых  качеств,  интеллекта  и  организации  движений  ребёнка.  Она  вызывает              существенное  изменение  в  его  психике,  закладывает  основу  для  учебной  и                   профессиональной  деятельности,  иными  словами,  с  помощью  игры  формируется            определенный  багаж,  с  которым  человек  будет  идти  по  жизни.

Список  литературы:

  1. Бузарова  Е.А.  Психолого-педагогическая  характеристика  детей  старшего  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста  /  Е.А.  Бузарова,  Четыз  Т.Н.  //  Вестник  Адыгейского  государственного  университета.  –  2007.  –  №  3.  –  C.  149–159.
  2. Коломинский  Я.Л.  Панько  Е.А.  Учителю  о  психологии  детей  шестилетнего  возраста  /  Я.Л.  Коломинский,  Е.А.  Панько.  –  М,1988.
  3. Котырло  В.К.  Развитие  волевого  поведения  у  дошкольников  /  В.К.  Котырло  –  Киев:  Знание,  1972.
  4. Крутецкий  А.В.  Основы  педагогической  психологии  /  А.В.  Крутецкий  –  М:  Просвещение,  1972.
  5. Левитов  Н.Д.  Детская  и  педагогическая  психология  /  Н.Д.  Левитов  –  М:  Просвещение,  1960.
  6. Леонтьев  А.Н.  Проблемы  развития  психики  /  А.Н.  Леонтьев.  –  М:  академии  педагогических  наук  РСФСР,  1959.  –  271  с.
  7. Немов  Р.С.  Психология  образования.  Кн.  2.  /  Р.С.  Немов  –  М:  Владос,2004.  –  99  с.
  8. Сорокина  А.И.  Дидактические  игры  в  детском  саду  /  А.И.  Сорокина.  –  М:  Просвещение,  1982.
  9. Усова  А.П.  Обучение  в  детском  саду  /  А.П.  Усова.  –  М:  Академия  педагогических  наук  РСФСР  1981.
  10. Ушинский  К.Д.  Собрание  сочинений.  Том  1.  Человек  как  предмет  воспитания.  –  М:  Академия  педагогических  наук  РСФСР  1950.
  11. Эльконин  Д.Б.  Психология  игры  /  Д.Б.  Эльконин.  –  М:  Просвещение,  1978. 

Источник