Игра в развитии ребенка с речевыми нарушениями

Игра как средство воспитания и обучения ребенка-дошкольника, особенности игровой деятельности у детей с речевыми нарушениями

Игра является основной деятельностью ребенка-дошкольника. В организованном детском коллективе игра служит средством воспитания и обучения, всестороннего развития личности. В игре совершенствуются: физическое, умственное и нравственное развитие ребенка, углубляются его познавательные процессы, такие как восприятие, память, внимание, мышление, речь. Любая игра способствует воспитанию не одного, а нескольких качеств, требует участия различных органов и психических процессов, вызывает разнообразные эмоциональные переживания. Игра учит ребенка жить.

Согласно концепции Л.С. Выготского, (1956), развитие ребенка происходит в форме присвоения общественного исторического опыта человечества, на основе общения, которое выполняет функции развития, познания, воспитания и обучения.

Заметное снижение потребности в общении, которое характерно для детей с нарушением речи, ставит педагогов перед необходимостью моделирования коммуникационных  ситуаций, изучения условий, способствующих возникновению и активизации вербальной коммуникации.

Нарушение речи – это отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов в речевой деятельности.

С точки зрения коммуникативной теории, расстройство речи представляет собой нарушение вербальной коммуникации.

В тех случаях, когда у ребёнка сохранён слух, не нарушен интеллект, однако имеются значительные речевые нарушения, которые сказываются на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории нетипичных детей – о детях с речевыми нарушениями.

В соответствии с клинико-педагогической классификации, дети с нарушением речи подразделяются на 5 групп. Не останавливаясь подробно на этом вопросе, отметим лишь, что в настоящее время всё большее распространение получает психолого-педагогическая классификация, по которой такие дети делятся на 2 группы:

1 дети с нарушением средств общения (общее недоразвитие речи – ОНР; фонетико-фонематическое недоразвитие – ФФН);

2 дети с нарушениями применениями средств общения (заикание).

Особенности развития (речевого, познавательного, личностного) дошкольников в каждой из этих категорий довольно подробно раскрыты в логопедической и психологической литературе (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Ю.Ф. Гаркуша, В.П. Глухов и другие – по развитию детей с ОНР; С.С. Ляпидевский, В.И. Селиверстов, Г.А. Волкова и другие – по развитию дошкольников с заиканием).

Психологическое развитие детей с нарушенными, так и сохранными речевыми возможностями, подчинено общим закономерностям возрастных изменений и протекает в условиях ведущего для каждого возраста вида деятельности, благодаря которому формируются новые психические образования. 

Выдвигаемый общественный психологией принцип единства общения и деятельности (А.А. Леонтьев, 1974,) определяет актуальность использования игры в качестве модели коммуникативной ситуации. На сегодняшний день стало аксиомой, что игре надо учить, так как только полноценная игровая деятельность может создать зону ближайшего развития ребенка.

Для детей  дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняет свое значение и служит необходимым условием всестороннего развития их личности и интеллекта. Но как справедливо отмечает В.И. Селиверстов, дошкольники с нарушениями речи нередко и отличаются от ровесников. Это отличие может выражаться со стороны физического развития в нарушениях моторики, в наличии общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности. 

В работах многих авторов, таких, как В.К. Воробьева, Б.М. Гриншпун, В.А.Ковшикова, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Н.В.Серебряковой, Т.Б.Филичевой и др., подчеркивается, что у детей с общим недоразвитием речи различного генеза отмечается ограниченный словарный запас, недостаточно четкое восприятие звукового образа слов, полное или частичное отсутствие грамматических форм, а также изменение темпа речи, ее плавности – все это в разной степени влияет на  их игровую деятельность, порождая у них особенности поведения в игре. То есть дети с нарушениями речи отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении действий с предметами, нарушают последовательность игровых действий, опускают их основные части.

Психологические исследования игры детей с тяжелыми нарушениями речи 4-5 лет, проведенные А.Н. Усановой, свидетельствуют, что в играх чаще всего наблюдается ситуационное манипулирования игрушками и предметами; в самостоятельной игре дошкольник почти не применяет предметов в игровом смысле.

Дети со сложными формами функциональных дислалий,  с ринолалией и дизартриями нередко теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре, чаще всего из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свою мысль, боязни показаться смешными, хотя правила и содержание игр им доступны.

Ослабленность условно-рефлекторной деятельности, модельное образование дифференцировок, несостоятельность памяти затрудняют включение этих детей в коллективные игры.

Нарушения общей речевой моторики вызывают быстрое утомление ребенка в игре. У детей с речевой патологией возникают трудности при необходимости быстрой переделки динамического стереотипа, поэтому в играх они не могут сразу переключиться с одного вида деятельности на другой.

Дети с речевыми нарушениями (особенно с выраженными системными) отличаются от своих сверстников и особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставания в развитии абстрактно – логического мышления.

Сравнительный анализ игровой деятельности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи и детей с нормальным развитием (по данным Ф.И. Фрадкиной, С.Л. Новоселовой) свидетельствует, что уровень игры дошкольников 4-6 лет по содержанию и способом действия с игрушками подобный к того, присущий детям с нормальным развитием более раннего возраста.

Дети с тяжелыми нарушениями речи стремятся контактировать со сверстниками, однако в игровой деятельности взаимодействие детей происходит или в виде совместной двигательной активности (дети вместе бегают, прыгают и т.п.), или наблюдают за игрой ровесника и копируют его действия с игрушкой. Действуя таким образом, ребенок, как правило, не понимает замысла его игры и передает только внешний аспект действия.

Читайте также:  Содержание диагностики психического развития ребенка

По развитию умения выполнять предметно-содержательную сторону игры и налаживать взаимодействие со сверстниками дети с тяжелыми нарушениями речи составляют неоднородную группу (А.П. Усова).

Некоторые дети не могут самостоятельно организовать целенаправленную игру. Они бегают, часто отвлекаются, не способны к  длительной игре с игрушками. Интерес к одной игрушки неустойчив. Ребенок выполняет отдельные, несвязанные действия.  Другую группу составляют дети, которые могут организовать игру с игрушками. Такая игра характеризуется определенной устойчивостью и сосредоточенностью ребенка.

Для детей-алаликов, у которых нередко наблюдается и значительная задержка интеллектуального развития, содержание многих игр и их правила долгое время остаются недоступными. Игры таких детей носят однообразный характер. Чаще они перекладывают игрушку из рук в руки, вертят ее, рассматривают, не производя с ней игрового действия. Ребенок, лишенный речи, воспринимает окружающую действительность поверхностно, поэтому его игра не имеет замысла и целенаправленных действий.

  Несколько иначе ведут себя в игре заикающиеся дошкольники. Игра вызывает затруднения в тех случаях, когда заикание сопровождается речевыми нарушениями. Такие дети часто выступают в играх зрителями и берут на себя подчиненные роли. С усилением заикания дети становятся более замкнутыми, просто отказываются от игр со сверстниками болезненными переживаниями ребенка, страхом речи. Эти дети робки, не верят в свои силы, не умеют поставить цель в игре.

Итак, по данным исследователей, проведённых отечественными специалистами, у детей с нарушениями речи (в первую очередь – с ОНР и со средней и тяжёлой формой заикания) игровая деятельность затруднена. Это проявляется в несовершенстве игровых действий, трудности сосредоточения на игре, недостатке творческого подхода к сюжету. А также в сложности установления контакта с партнёрами по игровой деятельности.

Игровая деятельность детей с речевой патологией складывается только при непосредственном воздействии направляющего слова взрослого и обязательного повседневного руководства. Возможность и необходимость совершенствования игровой деятельности, а через неё – речи, познавательных процессов и поведения детей с системными нарушениями речи (а именно с ОНР) была экспериментально доказана многими исследователями, в частности, Е.А. Пожиленко.  Без специально организованного обучения игра, направленная  на расширение словаря и жизненного опыта детей с речевой патологией самостоятельно не возникает. Основные свои знания и впечатления дети с речевой патологией получают только в процессе целенаправленной игровой деятельности. В игре у детей возникает потребность в словесном общении, и закрепляются речевые навыки, полученные на логопедических  занятиях.

Замечено, что игры способствуют формированию социально-полноценной личности ребенка с речевой патологией, созданию правильных взаимоотношений между детьми. Дети с речевой патологией овладевают умением вместе играть, согласовывая свои интересы с общими, коллективными, учатся помогать друг другу и радоваться успеху товарища. Одновременно развивается воля, положительные черты характера: честность, смелость, решительность, стремление в игре к единой, общей цели. Вырабатывается способность преодолевать личные неудачи, развивать выдержку и дисциплину. Игра способствует также развитию инициативы. В играх дети с речевой патологией усваивают нормы, правила поведения, приобретают положительные моральные качества. Осваивая игровые действия, такие дети обретают уверенность в своих возможностях. У заикающихся дошкольников снимается страх речи.

Игры, проводимые с детьми с речевой патологией на различных этапах речевой педагогической работы можно успешно повторять, постепенно усложняя не только содержание речевого материала, но и правила каждой игры.

Основными критериями подбора игры должны служить речевые способности ребенка и степень его участия в ней.

Таким образом, в разнообразных по форме играх предусматривается их возможное воздействие не только на речь, но и на психофизическое развитие детей: совершенствование общей речевой моторики, формирование навыков правильного отношения к своей речи, к окружающим, отношения к труду, развитию представлений, а также развитию мышления, памяти, воображения, и других психических процессов.

Правильно подобранные игры помогают ребенку преодолевать самые разные страхи, отклонения в поведении ребенка, предупреждать появление неблагоприятных форм поведения.

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, стоящие перед педагогом  в  коррекционной работе с дошкольниками.

  1. Необходимо широко использовать игры, при этом следует помнить об их значимости как средстве физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
  2. В процессе игры необходимо учитывать возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами.

Игра может проводиться как самостоятельное, предваряющее или закрепляющее занятие, а также как отдых. Очень важно в работе с такими детьми применять ее как одно из основных средств коррекции речевых нарушений.

В основе игровой деятельности лежит уверенность в том, что каждый ребёнок имеет право быть таким, какой он есть, и у каждого ребёнка достаточно потенциальных сил для того, чтобы развиваться и быть счастливым. Развитие речевой активности происходит в том случае, если ребёнок творчески приспосабливается к изменениям окружающего мира. Для детей с проблемами в развитии речи раскрытие творческих возможностей особенно важно, так как их способности к адаптации и общению ограничены.

Таким образом, преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок сам, добровольно подчиняется определённым правилам, при чём именно выполнение правил доставляет максимальное удовольствие. Это делает поведение ребёнка осмысленным и осознанным. Поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. Именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание ребёнка.

Читайте также:  Особенности развития ребенка в зависимости от возраста

Список используемой литературы:

1.Артемьева Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольника. М., 1992.

2.  Выгодский Л.С. Избранные психологически исследования. М., 1956.

3. Глухов В.П. Формирование пространственного воображения и речи у детей с общим речевым недоразвитием в процессе предметно-практической деятельности // Коррекционно-развивающая направленность обучения и воспитания детей с нарушением речи. М., 1987.

4.  Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений и навыков у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология, 1998, №3.

5. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М., 1998.

6. Игры в логопедической работе с детьми / Ред.-сост. В.И.       Селиверстов.М.,1987.

 7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993.

8. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб: Союз, 2001

9. Леонтьев А.А. Исследования детской речи // Основы теории речевой деятельности. М., 1974

10. Основы теории и практики логопедии./ Под ред. Р.Е.Левиной. М.,1967.

11. Новосёлова С.Л., Зворыгина Е.В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте. // В кн.: Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. М.: НИИ ОП АПН СССР, 1979. – С. 38-45

12 Пожиленко Е.А. Энциклопедия развития ребенка: для логопедов, воспитателей, учителей начальных классов и родителей – СПБ.: КАРО, 2006

13. Теплицкая, И Б Формирование положительных взаимоотношений детей третьего года жизни в игре  13.00.01. – Москва, 1976. – 175 с. :Теория и история педагогики

14 Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1976. – 96 с.

15.Фрадкина Ф.И. Психология игры в раннем детстве: автореферат дис.канд. исихол. Наук / Ф.И. Фрадкина. – Л., 1946

16 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условии специального детского сада. М., 1993. Ч. I, II.

17. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.,1999.        

Источник

Коррекционные игры и упражнения для детей с нарушениями речи.

Логопедическая работа предполагает коррекцию не только речевых расстройств, но и личности детей в целом. Среди детей с проблемами в речевом развитии высок процент тех, у кого имеются проблемы с развитием общей и мелкой моторики, памяти, внимания, а зачастую и мышления. Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, которая включает в себя мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления), физкультминутки, упражнения для профилактики зрения.

       Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоения после учебного дня проводится мышечная релаксация.

Релаксация – комплекс расслабляющих упражнений, снимающих напряжение мышц рук и ног, мышц шеи и речевого аппарата. Например:

Упражнение «Кулачки»:

Руки на коленях, кулачки сжаты,

Крепко, с напряженьем,

Пальчики прижаты.

Пальчики сильней сжимаем

Отпускаем, разжимаем.

Знайте, девочки и мальчики:

Отдыхают ваши пальчики!

Упражнение «Олени».

Представим себе, что мы – олени. Поднимаем над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами. Вот такие рога у оленя! Напрягите руки. Руки стали твердыми, как рога у оленя. Напряженье неприятно! Быстро опустите руки.

Посмотрите: мы – олени, рвется ветер нам на встречу! Ветер стих, расправим плечи, руки снова на колени, А теперь немного лени… Руки не напряжены и расслабленны. Знайте, девочки и мальчики: Отдыхают ваши пальчики! Дышится легко… Ровно… Глубоко.

Упражнение «Штанга». 

Штангу с пола поднимаем… Крепко держим… И бросаем! Наши мышцы не устали и еще послушней стали! Нам становится понятно: расслабление -приятно!

Упражнение «Любопытная Варвара».

Любопытная Варвара смотрит влево… Смотрит вправо… А потом опять вперед – тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно – расслабление – приятно! Шея не напряжена и расслабленна… А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно – расслабление приятно! Шея не напряжена и расслабленна…

Упражнение «Хоботок».

Подражаю я слону: губы хоботком тяну, а теперь их отпускаю, И на место возвращаю. Губы не напряжены и расслабленны.

Упражнение «Лягушки».

Тянем губы прямо к ушкам! Потяну – перестану, И нисколько не устану! Губы не напряжены и расслабленны…

Упражнение «Сердитый язык»

С языком случилось что-то: он толкает зубы! Будто хочет их за что-то вытолкнуть за губы! Он на место возвращается и чудесно расслабляется.

Упражнение «Горка».

Спинка языка сейчас станет горочкой у нас! Я растаять ей велю -напряженья не люблю. Язык на место возвращается и чудесно расслабляется.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая ненапряженная артикуляция. У учащихся с речевыми нарушениями речевое дыхание и четкость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным. Предложенные ниже упражнения способствуют выработке длительного выдоха. Тренировка правильного речевого дыхания продолжается в течение всего курса логопедических занятий.

Упражнение «Футбол».

Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Ворота – два кубика или карандаша. Ребенок дует на «мяч», пытаясь «забить гол». Вата должна оказаться между кубиками.

Читайте также:  Iq тесты для ребенка 100 заданий для развития интеллекта

Упражнение «Снегопад».

Сделать снежинки из ваты. Предложите ребенку устроить снегопад. Положите снежинку на ладошку ребенку. Пусть сдует ее. Снег, снег кружится, белая вся улица! Собрались мы в кружок, завертелись, как снежок.

Упражнение «Бабочка».

Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ним русскую народную поговорку:

Бабочка – коробочка, полети на облачко. Там твои детки -— на березовой ветке! Затем подуть на бабочку длительным плавным выдохом, «чтобы она полетела».

Упражнение «Шторм в стакане».

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенок дует через соломинку, чтобы вода забурлила. Следите, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Упражнение «Задуй свечу».

Предложите ребенку задуть горящую свечу. Во время выполнения им упражнения необходимо следить за плавностью выдоха и вместе с тем его достаточной интенсивностью.

    В.А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источники  творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга. С этой целью используются на уроке игры и упражнения на формирование движений пальцев руки.

Упражнение «Бабочка».

Собрать пальцы в кулак. Поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средние пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения – «трепетание пальцев». Выполнять 10-15 секунд.

Упражнение «Рыбка».

Установить кисть ладонью к себе. Совершать волнообразные движения всей кистью. Перемещать кисть во всех направлениях (вправо – влево, вперед -назад, вверх – вниз) на длину вытянутой руки. Выполнять 15-20 секунд.

Упражнение « Аплодисменты».

Сложить кисти рук ладонями внутрь. Поочередно отводить пальцы друг от друга, похлопывая пальцем о палец: мизинец правой руки о мизинец левой и так далее. Выполнять 15-20 секунд.

Упражнение «Считалочка».

Указательным пальцем правой руки, затем левой дотрагиваться до каждого пальчика.

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем пальчики считать.

Крепкие и дружные.

Все такие нужные.

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

   Игры на развитие свойств внимания и памяти также важны для детей с нарушениями речи.

   Игра «Это правда или нет».

Цель игры: развитие слухового внимания. Дети должны внимательно послушать стихотворения, попытаться заметить неточности, ошибки.

Это правда или нет?

Теплая весна сейчас,  

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой, среди ветвей,

«Га-га-га» – пел соловей.

Быстро дайте мне ответ

-Это правда или нет?

Это Оленьке известно:

Что взяла клади на место!

Только девочка мала:

Забывает, где взяла.

На кроватку ставит кружку,

На паркет кладет подушку.

Прячет ботики в буфет.

Все на месте или нет?

Если мама промолчала,

Надо делать все сначала:

На буфет нести подушку,

На паркет поставить кружку,

Сунуть ботики в кровать.

Кажется не так опять?

Оля смотрит виновато:

Нет, стояло все не там…

Помогите ей, ребята,

Все расставить по местам.

Игра «Запомни картинку».

Цель игры: развитие произвольной памяти.

Для игры заранее заготавливается 10-15 любых картинок. На каждой картинке должен быть изображен один предмет. Игру можно провести как соревнование между несколькими детьми. Играющие рассматривают картинки 2-3 минуты, потом картинки убираются, и все называют те картинки, которые они запомнили. Выигрывает тот, кто последним вспомнит картинку, еще не названную другим.

Игра «Скороговорки разной длины».

Цель игры: развитие слуховой памяти.

Детям предлагается повторить за ведущим наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии: Наш Полкан попал в капкан (5 слов). Три свиристели еле-еле свистели на ели (7 слов).

Грабли – грести, метла – мести, весла – вести полозья – ползти (8 слов).

В поле затопали кони. От топота копыт пыль по полю летит (11 слов).

Игра «Пары слов».

Цель игры: развитие произвольной памяти, логического мышления. Ребенку предлагается запомнить несколько слов, предъявляя его в паре с другим. Например, кошка – молоко, мальчик – машина, стол – пирог и другие. Ребенку предлагается запомнить все другие слова из каждой пары. Затем называется первое слово, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово. Задание можно усложнять, увеличивая пары слов и подбирая пары слова с отдаленными смысловыми связями.

    Функциональная анатомическая незрелость зрительной системы и значительные зрительные нагрузки, которые испытывает глаз ребенка в процессе чтения и письма, обуславливают необходимость применения гимнастики для глаз.

Упражнение «Филин».

Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4. Раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1 – 6. Выполнять 4-5 раз.

Упражнение «Метелки».

Выполнять частое моргание без напряжения глаз до 10-15 раз.

Упражнение можно сопровождать проговариванием текста:

Вы, метелки, усталость сметите.

Глазки нам хорошо освежите. (Выполнять 4-5 раз.)

Источник