Игра в развитии ребенка новоселова

В монографии представлен генетический анализ формирования мышления на ранних этапах развития ребенка, в возрасте до трех лет. Экспериментальные материалы и теоретические положения о развитии мышления обсуждаются в связи с проблемой становления предметной деятельности и речи. При этом подчеркивается необходимость формирования мышления в раннем детстве.

Педагогические требования и возрастная адресованность игрушек (методические рекомендации). — М., 1987. – 54 с. (разработаны: Новоселовой С.Л., Зворыгиной Е.В., Локуциевской Г.Г., Реуцкой Н.А.).     /02/Annot.pdf

В пособии комплексно рассматривается роль различных видов игр и игрушек во всестороннем воспитании детей раннего и дошкольного возраста; даются рекомендации по развитию в игре психических процессов, нравственных чувств, мотивов учебной деятельности и творческих способностей ребенка.

Новосёлова С.Л. Родителям о детских играх и игрушках: Советы психолога. — М., 1992. – 16 с.    Roditeljam.pdf

Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1995. – 64  с.     /02/RPS_1995-2.pdf

Новосёлова С.Л., Петку Г.П.Компьютерный мир дошкольника. — М.: Новая школа, 1997. – 128 с.   /olderfiles/1/1-1/Part1_c.0-43.pdf   /olderfiles/1/1-1/Part2_c.43-85.pdf   /olderfiles/1/1-1/Part3_c.86-127.pdf

Новосёлова С.Л., Трифонова Е.В. Комплексная диагностическая методика познавательного развития детей “Звёздный мальчик. Процедура, правила проведения диагностического обследования и обработки результатов; нормы. – М.: Изд-во РАЕН, 1997. – 75 с. (переработанный и исправленный текст методики представлен в книге Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. – М.: Ирис-пресс, 2011. – 514 с.)   см. также  https://www.metod-zm.narod.ru/

Новосёлова С.Л., Реуцкая Н.А. Игры, игрушки и игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений. Аннотированный перечень. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1997. – 64 с.   IgrushkiIOborudovanije.pdf

Новосёлова С.Л. Генетически ранние формы мышления. Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология. – М.: 2002. – 51 с.   doctdocl.pdf

“К генетически ранним формам мышления могут быть отнесены мыслительные процессы, развертывающиеся в предметной деятельности ребенка, а также его самостоятельная игра как форма практического размышления ребенка о действительности (предметной и социальной), что является генетическим прообразом мышления как собственно творческой деятельности”

Новосёлова С.Л. Развитие интеллектуальной основы деятельности приматов. – Москва : МПСИ ; Воронеж : Модэк, 2001. – 285 с. – (Психологи Отечества).  (переиздание 2010)   https://www.biblion.ru/product/715405/

Новосёлова С.Л. Генетически ранние формы мышления. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2002. – 320 с. (переиздания 2003, 2010). гриф   https://www.biblion.ru/product/657107/

Новосёлова С.Л. Система «Модуль – игра». Новая развивающая предметно-игровая среда для дошкольников и педагогическая технология её использования. – М.: ООФ «Социальное развитие России», 2004. – 40 с.   Novoselova_S.L._Modul-igra.pdf

СТАТЬИ

Радина Е.И., Новоселова С.Л. Дидактические игры и занятия с предметами. // Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. / Под ред. Е.И.Радиной. – М.: Просвещение, 1967. – С. 117-169.     /01/Didakt-Igry.pdf

Новосёлова С.Л. Становление мышления в раннем детстве. // В кн.: Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. – М., 1968. – С. 3-9.    /01/NOV-VDPiDP.pdf

Новосёлова С.Л., Ванюшкина Л.И. Эмоционально-выразительные компоненты мышления в раннем детстве. // В кн.: Вопросы дошкольной педагогики и детской психологии. – М., 1968. – С. 10-15.   /01/NOV-VAN-VDPiDP.pdf 

Новосёлова С.Л. Этапы формирования предметно-игровой деятельности детей раннего возраста. // Производство игрушек, 1975, № 5. – С. 9-13.    /01/Pr-vo_Igr.1975.pdf 

Новосёлова С.Л. Гипотеза о классификации игрушек по видам деятельности. // Производство игрушек, 1976, № 11. – С. 8-13.    /01/Pr-vo_Igr.1976.pdf 

Новосёлова С.Л. Игрушка в контексте развития игровой деятельности ребенка. // Техническая эстетика. 1976. № 7. – с. 1-5.    /01/Tex.est1976.pdf

Локуциевская Г.Г., Новосёлова С.Л., Кожухова Н.Н. Для самых маленьких. // Дошкольное воспитание. 1978. № 4. – С. 104-108.   DV_1978_4_N.pdf

Локуциевская Г.Г., Новосёлова С.Л. Для самых маленьких. // Дошкольное воспитание. 1978. № 5. – С. 82-86.   DV_1978_5_N.pdf

Новосёлова С.Л., Локуциевская Г.Г., Кожухова Н.Н., Для самых маленьких. // Дошкольное воспитание. 1978. № 6. – С. 90-98.   DV_1978_6_N.pdf

Новосёлова С.Л. К вопросу о возрастных особенностях развития содержания игры как деятельности. // Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. / Под ред .А.В.Запорожца, Т.А. Марковой. – М., 1978 – С. 41-46.    1978-Nov.pdf

Новосёлова С.Л., Зворыгина Е.В. Развивающая функция игры и вопросы руководства ею в раннем возрасте. // В кн.: Педагогические и психологические проблемы руководства игрой дошкольника. – М., 1979, с. 38-43   /01/Nov-Zvor_1979.pdf

Новоселова С.Л. Предисловие к книге Е.А. Коссаковской «Игрушка в жизни ребенка». М.: Педагогика, 1980. – С. 3-9.    /02/Nov-Kossak.pdf

Зворыгина Е., Новосёлова С. Руководство формированием игры // Дошкольное  воспитание. 1981. № 4. – С. 31-33.   DV_1981_4_ZN.pdf

Новоселова С.Л. Игра и психологическая готовность ребенка к школе. // Формирование школьной зрелости ребенка. Тезисы Республиканской конференции. – Таллин, 1982. – С. 29-32.   /02/Tallin-82-Nov.pdf

Новоселова С.Л. Воспитание культуры мышления в раннем детстве. // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1982. – С. 31-33.     /02/ORVDRV-Nov.pdf

Новоселова С.Л., Локуциевская Г.Г. Педагогические требования к системе игрушек. // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1982. – С. 33-34.     /02/ORVDRV-Nov-Lok.pdf

Фонарев А.М., Гурбейн Н.П., Кожухова Н.Н., Милюков Ю.Е., Новоселова С.Л., Овчинников А.А. Мебель-игрушка – средство организации предметно-пространственной среды. // Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в дошкольных учреждениях. Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. – М., 1982. – С. 35-36.     /02/ORVDRV-Nov.i_dr.pdf

Новосёлова С., Зворыгина Е. Игра и вопросы всестороннего воспитания детей. // Дошкольное  воспитание. 1983. № 10. – С. 38-46.  DV_1989_10_NZ.pdf

Новосёлова С.Л. Проблемы качества промышленной игрушки. // Техническая эстетика. 1984. № 11. – с. 3-4.  /01/Tex.est.84-11.pdf

Овчинников А.А., Новосёлова С.Л. Мебель-игрушка для детского сада. //  Техническая эстетика. 1984. № 11. – с. 18-19.    /01/Tex.est.84-11-Nov-Ovch.pdf

Новосёлова С.Л., Гринявичене Н.Т. Средообразующие предметы-заместители в играх детей различных дошкольных возрастов. // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе коммунистического воспитания. – Таллинн, 1984. – C. 44-46.  /01/Nov-Gren-Tallin.pdf

Новосёлова, С.Л., Локуциевская Г.Г. Современные требования к педагогической классификации игрушек. // Игра и самостоятельная деятельность детей в системе коммунистического воспитания. – Таллинн, 1984. – C. 41-43.  /01/Nov-Tallin.pdf

Новоселова С.Л., Гаспарова Е.М. Начальные формы режиссерских игр у трехлетних детей. // Актуальные проблемы воспитания и обучения дошкольников. – М., 1985. – С. 60-64      /02/Nov_Gasp_APVOD.pdf

Новосёлова С.Л., Зворыгина Е.В. Игра и другие виды самостоятельной деятельности. // В кн.: Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М.: Просвещение, 1986. – С. 94-105. /01/NOV-ZVOR_ViODRV.pdf

Новосёлова С.Л. Занятия с предметами-орудиями. // В кн.: Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М., Просвещение, 1986. – С. 141-147.  /01/NOV_ViODRV-1.pdf

Новосёлова С.Л. Занятия со строительным материалом. // В кн.:Воспитание и обучение детей раннего возраста. Книга для воспитателя детского сада. / под ред. Л.Н.Павловой. – М., Просвещение, 1986. – С.147-152.   /01/NOV_ViODRV-2.pdf
 

Новосёлова С.Л. Роль игрушки в детской игре. // Руководство играми детей в дошкольных учреждениях: (из опыта работы). – М., Просвещение, 1986. – С. 20-25.   Ruk-Nov.pdf

Новоселова С.Л. Раннее интеллектуальное развитие и его материальные средства. // Творчество и педагогика. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. Секция V. Детство и творчество. – М., 1988. – С. 153-160.    /01/Nov-Tv-vo_i_pedag.pdf

Новосёлова С., Петку Г., Пашелите И. Новая информационная культура в работе с дошкольниками. Применима ли она? // Дошкольное  воспитание. 1989. № 9. – С. 73-76.  DV_1989_9_NP.pdf

Новосёлова С.Л. Компьютерно-игровой комплекс: новое содержание детской деятельности. Метод. Система условий. // Тезисы докладов и совещания «Компьютерно-игровой комплекс в народном образовании» (Материалы II Всесоюзного итогового семинара). – М.-Сочи, 1990. – С. 4-8    /01/KIK.pdf

Читайте также:  Умственное развитие ребенка понятия в педагогике

Новосёлова С.Л. Развивающая предметно-игровая среда детства – важнейший фактор поддержки детской одаренности. // Одаренные дети Узбекистана. Тезисы выступлений к научно-практической конференции. – Термиз, 1992. – С. 101-102.    /01/N-Uzbek.pdf

Новосёлова С.Л. Индивидуальное, этническое и всеобщее в психологическом содержании традиционных (народных) игр и игрушек. // Универсальное и национальное в дошкольном детстве. Материалы международного семинара. – М., 1994. – С. 54-57.    UnivINaz-Nov.pdf

Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда детства. // Техническая эстетика, 1994, № 2-3. – С. 59-63.   /01/Tex-estet-94.pdf

Новосёлова С.Л. Новая классификация детских игр. // В сб.: Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы международной научно-практической конференции (11-14 апреля 1995 г.) Часть 1. М.: Прометей, 1995. – С. 12-13.    IRRDV-Nov.pdf

Новоселова С.Л., Обухова Л.Ф., Парамонова Л.А., Тарасова К.В. Теоретические основы базисной программы развития ребенка-дошкольника “Истоки”. // Психол. наука и образование. 1996. № 3. – С. 64-70. (параграф про игру)      /02/Istoki.pdf

Новосёлова С.Л. О новой классификации детских игр. // Дошкольное воспитание. 1997. № 3. – С. 84-87.    NewKlass.pdf

  • Таблица “Классификация игр для детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста”    KLASSIFIKACIYA.pdf
  • Уточняющая информация к классификации игр: понятие инициативы. Inicciativa_i_inicciator.pdf

Новосёлова С.Л. Психолого-педагогические концепции, подходы, взгляды на дошкольное образование и развивающую предметно-пространственную среду. // Развивающая предметно-пространственная среда детства. – М.: ВНИИТЭ, 1997. – С. 16-23.   /01/RPS_VNIITE_otr_N.pdf

Новосёлова С.Л. Эргодизайнерская концепция развивающей предметно-пространственной среды детства // Развивающая предметно-пространственная среда детства. – М.: ВНИИТЭ, 1997. С. 5-15.     /01/RPPS-2.pdf

Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда детства. Мир Квадро. // Дошкольное воспитание, 1998, № 4. – С. 79-85.    /01/DV-1998-4.pdf

Новосёлова С.Л., Парамонова Л.А. Информатизация дошкольного уровня образования в России: начало положено в Москве. // Дошкольное воспитание, 1998, № 9. – С. 65-71.   DV-1998-10.pdf

Новосёлова С.Л., Асадулаева Н.А. Развивающая функция архаических игр. // Мир психологии. 1998. № 4. – С. 49-58.   MP_1998_4_arh_NA.pdf

Новосёлова С.Л. Игровое поведение приматов и его антопогенетически значимые психологические особенности. // Мир психологии. 1998. № 4. – С. 118-130.   MP_1998_4_prim_N.pdf

Новосёлова С.Л. Культурно-исторический путь развития игры. // В сб.: Наука о дошкольном детстве – традиции и современность. Материалы Международной юбилейной научно-практической конференции, посвященной 95-летию со дня рождения А.В.Запорожца и 40-летию со дня основания Института дошкольного воспитания. (29 ноября – 1 декабря 2000 г.). – М.: Аванти, 2000. – С. 20-22.   Zap-1-Nov.pdf

Новосёлова С.Л. Игры и их классификация. // «Источник». Информационно-методический и научно-педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования. – 2001. Приложение № 4. – С. 12-16.  Ist-Nov-1.pdf

Новосёлова С.Л. Игра-экспериментирование как самостоятельная деятельность. // «Источник». Информационно-методический и научно-педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования. – 2001. Приложение № 4. – С. 21-35.  Ist-Nov-2.pdf

Новосёлова С.Л., Трифонова Е.В. Преемственность в развитии режиссерской игры детей дошкольного и младшего школьного возраста. // В сб.: Преемственность в воспитании детей: теория и практика. Материалы международной научно-практической конференции (16-17 октября 2001 г.). – Смоленск.: СГПУ, 2001. – С. 34-35.  preem-Nov-Trif.pdf

Логвинов И. Игра – это их работа (О проблемах дошкольного образования и детского творчества рассказывает действительный член Российской академии естественных наук, заведующая лабораторией игры и развивающей предметной среды Центра “Дошкольное детство” имени А. В. Запорожца Светлана Леонидовна НОВОСЁЛОВА). // Девичник. Интернет-журнал. 2001.    https://www.devichnik.ru/2001/10/igra.html

Новосёлова С.Л. Проблема средства в развитии деятельности ребенка. // В сб.: Психология и ее приложения. Ежегодник Российского психологического общества. Том 9, выпуск 2. – Москва, 2002. – С. 71.    /01/N-RPO-92.pdf

Новоселова С.Л. Деятельностная основа базисной программы развития ребенка-дошкольника «Истоки». // Программа «Истоки» в практике дошкольных образовательных учреждений: опыт, поиски, находки. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2002 (2003) – С. 80-84    /02/Nov-Istoki-2003.pdf

Новосёлова С.Л. Игра: определение, происхождение, история, современность. // Детский сад от А до Я. 2003. № 6. – С. 4-13.   dsaj_2003_6_N.pdf

Новосёлова С.Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования? // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 1. – С. 6-13.   /01/Informatizacia.pdf

Новосёлова С. Роль сюжетного конструирования в умственном воспитании ребенка второго года жизни. // Дошкольное воспитание. 2004. № 9. – С. 93-96.   /01/DV_2004_9.pdf

Новосёлова С.Л. Игры-занятия с предметами-орудиями для детей второго года жизни. // Дошкольное воспитание. 2004. № 8. – С. 95-98     /01/DV_2004_8.pdf

Новосёлова С.Л. Развивающая предметная среда в сельском дошкольном образовательном учреждении. // Развитие дошкольного образования на селе: Сборник статей и документов. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2008. – С. 92-104.    /01/RPSselsk.pdf

Новосёлова С.Л. Игрушка. // Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ,
2005.-176 с. https://vocabulary.ru/dictionary/892/word/igrushka

Новосёлова С.Л. Предметная среда детства развивающая. // Психология развития. Словарь / Под. ред. А.Л. Венгера //
Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2005.-176 с.  https://vocabulary.ru/dictionary/892/word/predmetnaja-sreda-detstva-razvivayuschaja

Источник

МКДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»

«Классификация игры»

С.Л. Новоселова

Разработка по самообразованию.

Подготовила старший воспитатель

Степанова Л.Н.

Январь 2016г

1 Классификация игр.

Игра представляет собой особую деятельность, которая рассветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Детские игры явление неоднородное. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько разнообразны игры по своему содержанию, степени самостоятельности детей, формам организации, игровому материалу.

       Разные авторы по своему рассматривают классификацию игр и дают определение самого понятия «игра».    

Рассмотрим классификацию игр по С.Л. Новоселовой.

В основе классификации лежит представление о том, что по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяет три класса игр:

  1. Игры, возникающие по инициативе ребенка
  • Самостоятельные игры
  • Игра – экспериментирование;
  • Самостоятельные сюжетные игры
  • Сюжетно-отобразительные,
  • Сюжетно-ролевые (творческие)
  • Режиссерские
  • Театрализованные;
  1. игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательными целями:

игры обучающие:

  • дидактические,
  • сюжетно-дидактические,
  • подвижные;

досуговые игры:

               –    игры – забавы,

  • игры – развлечения
  • интеллектуальные
  • празднично-карнавальные
  • театрально-постановочные
  1. игры, идущие от исторически сложившихся традиции, этноса       (народные), которые могут возникать по инициативе как взрослого, так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

       К творческим играм относятся игры, в которых ребенок проявляет свою выдумку, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от придумывания сюжета и содержания игры, поиска путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх. В свою очередь творческие игры разделяют на режиссерские, сюжетно – ролевые и  театрализованные.

       В режиссерских играх, как и во всех творческих играх, есть мнимая или воображаемая ситуация. Ребенок проявляет творчество и фантазию, придумывая содержание игры, определяя ее участников (роли, которые «исполняют» игрушки). Само название режиссерской игры указывает на ее сходство с деятельностью режиссера спектакля, фильма. В основе сценария лежит непосредственный опыт ребенка: он отражает событие, зрителем или участником которого был сам. Нередко сюжетом игры становятся знания, почерпнутые ребенком из просмотренного  мультфильма, прочитанной книги. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий. В игре главным компонентом является речь. В ролевых режиссерских играх ребенок использует  речевые и выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, ритм высказываний, логические ударения и. т.д. Особенностью режиссерской игры является то, что партнеры          (игрушки, и.т.д.) – неодушевленные предметы и не имеют своих желаний, интересов, претензии.

Читайте также:  Асмолов а содействие ребенку развитие личности

     Режиссерские игры возникают как индивидуальная деятельность и остаются такими в младшем школьном возрасте.

     Важнейшее условие для развития режиссерских игр – создание детям индивидуального пространства, обеспечение места и времени для игры.

     На протяжении детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно – ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности.  Основой сюжетно – ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет  ее в созданной им самим игровой обстановке. Самостоятельность детей в сюжетно – ролевой игре  – одна из ее характерных черт. Дети сами выбирают тему игры, определят линии ее развития, решают, как станут раскрывать роли, где развернут игру и.т.д. Но самое главное в игре  ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает. На эту особенность игры указывал К.Д.Ушинский: « ….в игре же дитя – зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями ». Как всякая творческая деятельность, сюжетно – ролевая игра эмоционально насыщена  и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом. Сюжет игры – это та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

      Сюжеты игр разнообразны. Условно сюжеты делятся на бытовые, производственные (больница, магазин), общественные (школу, полет на Луну).

       Содержание игры, отмечает Д. Б.Эльконин, – это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношении между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

      Основное условие для развития сюжетно – ролевой игры – это совместные игры взрослого и ребенка.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах  литературных произведений (сказки, рассказы). Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

      Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей. В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами   (мимикой, жестами, телодвижениями).

       В самой природе театрализованной игры заложены ее связи с сюжетно – ролевой игрой: раз необходимы зрители, значит, надо соединить ее с игрой в театр. Соединение театрализованной игры (показ спектакля) с сюжетно-ролевой (игра в театр), дает возможность объединить детей общей идеей, переживаниями, сплотить на основе интересной деятельности, позволяющей каждому ребенку проявить свою активность, творчество.

       На интерес к театрализованным играм у детей среднего и старшего возраста влияют содержание произведения, включение их в ситуацию театра, подготовки спектакля, желание показать спектакль малышам, родителям. Укреплению интереса способствует участие в оформление спектакля, в творческой работе по изготовлению театральных игрушек, сочинению инсценировок.

         Основная цель педагогического руководства – будить воображение ребенка, создавать условие для того, чтобы как можно больше изобразительности, творчества проявили сами дети.

       Основная особенность дидактических игр определена их названием. Это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Обучающая задача воплощается создателями игры в соответствующем содержании и реализуется с помощью игровых действии, которые выполняют дети.

     Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнять игровые действия, добиться результата. Активное участие побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему – то научиться в легкой, непринужденной форме. Возможность обучать детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

      Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.

        1.Обучающая (дидактическая) задача.

Для детей обучающая задача формируется как игровая. В игровой задаче раскрывается «программа» игровых действии. Кроме того, с ее помощью стимулируется желание их выполнить. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: « Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и.т.д.

       2. Игровые действия.

Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях: нащупать игрушку, описать ее и. т.д. Детей в дидактической игре увлекает процесс игры, а результат их пока не интересует. В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия.

       3.Правила.

Правила обеспечивают реализацию игрового действия. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Даже внутри одной дидактической игры правила различаются.

      Между обучающей задачей, игровыми действиями и правилами существует тесная связь. Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществлять игровые действия и решить задачу.

      Дидактические игры используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Являясь эффективным средством обучения, они могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.

        Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности) по преобладающим движениям (игры с мячом, с лентами, с обручем).

         Таким образом, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивается активность и инициатива, формируются навыки самоорганизации в игре

            2 Значение игры в формировании личности ребенка.

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игры это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Воспитательное значение игры во многом зависит  от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она дарит сиюминутную радость, служит удовлетворительно назревших индивидуальных потребностей. С другой игра всегда направлена в будущее, так как в ней либо моделируются какие то жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества, состояния, умения, способности необходимые личности для выполнения социальных, профессиональных, творческих функции, а также для физической закалки развивающегося организма.

     А.С.Макаренко писал: « Есть еще один важный метод – игра. Я думаю, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка. В детском возрасте игра – это норма, и ребенок ее должен всегда играть, даже когда делается серьезное дело. У ребенка есть страсть к игре и надо ее удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь это игра».

      Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся преодолению трудности ставят задачи и решают их. Игра – это средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

Читайте также:  Развитие полноценной речи ребенка в семье

     Основное значение игры связанное с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового.

Игровая деятельность влияет также на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель             (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок невнимателен к тому, что требует от него игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и пониманию.    

     Важнейшим средством для воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

      Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познании (мышления, воображения) упрощению его интересов, развитию речи.

     И велико значение игры в усвоение норм поведения, правил взаимоотношении но этим не исчерпывается его значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условие, когда он должен сделать самостоятельный выбор.

     Игра в наибольшей степени способствует формированию новообразовании ребенка, его психических процессов, в том числе и воображения. К.Д.Ушинский обратил внимание на воспитательную ценность образов воображения: ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства.

     Важное свойство, которое развивается в игре, но без которого не может состоятся и учебная деятельность указывал В.В.Давыдов – это способность переносить функции одного предмета на другой не обладающей этими функциями. Благодаря этой способности дети используют в игре предметы – заместителей, символические действия. Широкое использование – предметов заместителей в игре в дальнейшем позволит ребенку овладеть другими типами замещения, например моделями, схемами, символами, знаками, что потребуется в учение. Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации.

Игра также является средством коммуникации.

Согласно Г.Л. Лэндрету « … дети общаются по средствам игры ….».

       Игру детей можно оценить более полно если признать, что она является для них средством коммуникации. Дети более полно и более непосредственно выражают себя в спонтанной, инициированными ими самими игре, чем в словах по скольку в игре они чувствуют себя более удобно. Игра – это средство обмена информации. Она дает средство для разрешения конфликтов и передачи чувств. Свои чувства ребенок часто просто не может выразить вербально. На этом уровне у него не хватает когнитивных, вербальных средств, для выражения того, что он чувствует, в эмоциональном плане. Он не может настолько сосредоточится на интенсивности своих переживании, чтобы можно было их адекватно выразить в словах. По исследованиям многих авторов, например Пиаже, мы знаем, что дети не способные полноценному абстрактному мышлению и рассуждению примерно до одиннадцати лет. Слова состоят из символов, а символы – это абстракция. А мир ребенка мир конкретных вещей. Игра – это конкретное самовыражение ребенка и способ его приспособления к собственному миру.

      Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиниться правилам, соответствующим взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.  

      Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка. В игре возникает новая психологическая форма мотивов не в какой другой деятельности нет такого эмоционально наполненного вхождения в жизнь взрослых, такого действенного выделения общественных функции и смысла человеческой деятельности, как в игре. Игра – такая деятельность, в которой происходит формирование предпосылок перехода умственных действии с опорой на речь. Роль игры в развитии ребенка огромна: усвоение знания об окружающей среде и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умении, навыков, привычек  – все связано с игрой. Ведь только играя, ребенок не замечает, что его обучают, не теряет интереса к обучению, не скучает.

     Овладевая действиями игры, ребенок произвольно осваивает произвольные стороны психических процессов, а также действия замещения. Также постепенно ребенок осваивает собственно человеческий знаково – символический мир – прежде всего вербально очерченное пространство, которое стандартизирует, социализирует его, а также особое знаково – символическое пространство, где доминируют образы воображения.                                                                                                                              

Игра ставит ребенка в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В результате игровой и учебной деятельности восприятие само переходит в самостоятельную деятельность, в наблюдение. В играх, особенно коллективных, формируются  нравственные качества личности, способствуют не только решать  задания, но и развивают любознательность и всесторонний интерес ребёнка к окружающему миру.

Заключение.

Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни. Главными формами организации этой жизни детей является: игра и связанные с нею формы активности, занятия, предметно – практическая деятельность.

       Игра – самоценная деятельность для детей, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

       Игра имеет большое значение  и для развития личности ребенка. В ней развиваются способности к воображению, произвольной регуляции действий и чувств, приобретает опыт взаимодействия и взаимопонимания.

Умственное развитие, развитие мышления являются  также важной стороной в развитии личности младших школьников, в частности её познавательной сферы.  Мышление человека характеризуется активным поиском связей и отношений между разными событиями, явлениями, вещами, предметами. Именно направленность на отражение прямо не наблюдаемых связей и отношений, на выделение в вещах и явлениях главного и неглавного, существенного и несущественного и отличает мышление как познавательный процесс от восприятия и ощущения.

Сочетание субъективной ценности игры для ребенка и ее объективного развивающего значения делают игру наиболее подходящей формой организации жизни детей, особенно в условиях общественного воспитания

Cписок литературы

1 Аникеева Н.А. Воспитание игрой: Кн. для учителя. – М. Просвещение,1987- 144с.

2 Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под. Ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагог – Пресс ,1999 – 536с.

3 Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: « Академия», 1995 – 347с.

4 Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. Сред. Пед. Учеб. Заведений. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.:»Академия»,2000. – 416с.

5 Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов. – М.: Просвещение, 1996. – 144с.

Источник