Раздел 1. «Теоретические и методические основы организации игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста»

Тема №1. Общие вопросы теории и методики игры

Отправлено 22 июл. 2018 г., 02:03 пользователем Людмила Хабарова

 

[

обновлено 5 июн. 2020 г., 05:21
]

  1. Определение понятий «игра», «игровая деятельность»
  2. Теории игры: зарубежные (Т. Гроос, Ф. Бойтендайк, В. Штерн, К. Бюллер, Г. Спенсер, Ж. Пиаже, З.Фрейд и др.), отечественные (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Ф. Лесгафт, А.Н. Леонтьев, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко и др.)
  3. Игра в современном дошкольном образовании
  4. Структура игры
  5. Онтогенез игровой деятельности
  6. Психолого-педагогический потенциал детской игры

Практические задания:

  1. Найти в литературе 5 определений понятия «игра», указать автора
  2. Составление библиографического списка статей журнала «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика» и др. по проблеме «Игра – ведущий вид деятельности дошкольника»
  3. Анализ программ («Детство», «От рождения до школы», «Радуга» и др.) по разделу «Игровая деятельность» в разных возрастных группах
  4. Заполнение таблицы «Онтогенез игровой деятельности»

 Возраст

Компонент игры

 1-2 2-3 3-4 4-5 5-7
1. Замысел игры, постановка игровых целей и задач     
2. Правила игры     
3. Игровые действия, игровые предметы     
4. Сюжет игры     
5. Содержание игры     
6. Результат игры     

Материал из учебника: 

Материалы к практическим заданиям: 

* Определение 
«игра», теоретические аспекты игровой деятельности детей:

* Игра в современном дошкольном образовании:

* Организация предметно-игровой среды:

* Программы дошкольного образования:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — 336 c. — Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/ot_rojdeniya_do_shkoly.pdf 
  2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева [и др.]. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019. — 352 с. — Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/detstvo.pdf
  3. Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2016. — 232 с. — Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/raduga.pdf 
  4. Истоки: Комплексная образовательная программа дошкольного образования / Научн. рук. Л.А. Парамонова. — 6-е изд. перераб. — М.: ТЦ Сфера, 2018. — 192 с.  — Режим доступа: https://firo.ranepa.ru/files/docs/do/navigator_obraz_programm/paramonova_programma_istoki.pdf 
  5. Успех: Примерная образовательная программа дошкольного образования / под ред. Н.В. Фединой. – М.: «Просвещение», 2015. — Режим доступа: https://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Uspeh.pdf

Полезные сайты:

Тема №2. Классификация детских игр

Отправлено 22 июл. 2018 г., 00:50 пользователем Людмила Хабарова

 

[

обновлено 5 июн. 2020 г., 05:24
]

Содержание темы:

  1. Классификация игр Ф. Фребеля
  2. Классификация игр П.Ф. Лесгафта
  3. Классификация игр Н.К. Крупской
  4. Классификация игр С.Л. Новосёловой
  5. Классификация игр Н.А. Коротковой, Н.Я. Михайленко 

Практические задания:

  1. Разработка собственной классификации игр детей
  2. Мини-сочинение «Игры моего детства»
  3. На практике в ДОО провести наблюдение за игровой деятельностью детей в режиме дня, заполнить таблицу «Циклограмма организации разных видов игр детей в режиме дня»

Материал из учебника: 

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика»  (М., 2000 год), стр.270-275 «Классификации детских игр» (файл с учебником прикреплен в теме №1)    

Материалы к практическим заданиям:

Тема №3. Педагогические методы и приемы руководства игрой детей

Отправлено 22 июл. 2018 г., 00:48 пользователем Людмила Хабарова

 

[

обновлено 5 июн. 2020 г., 05:25
]

Содержание темы:

  1. Классификация методов и приемов руководства игрой (традиционные – Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, новые – Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко)
  2. Прямые приемы руководства игрой
  3. Косвенные приемы руководства игрой
  4. Комплексный метод руководства (Е.В. Зворыгина, Н.Ф. Комарова)

Практические задания:

  1. Наблюдение за организацией воспитателем игровой деятельности детей дошкольного возраста (на практике в ДОО, по видеофрагментам), заполнение протокола наблюдения за приемами руководства игрой детей 

Тема №4. Игрушка

Отправлено 22 июл. 2018 г., 00:47 пользователем Людмила Хабарова

 

[

обновлено 5 июн. 2020 г., 05:31
]

  1. Роль игрушки в жизни ребенка
  2. История возникновения игрушки
  3. Классификации игрушек
  4. Типология игрушек (А.В. Локтионова, С.А. Козлова, Т.А. Куликова, Е.А. Флерина и др.)
  5. Требования к игрушкам. Современное игровое оборудование и материалы для детских игр
  6. Игры и игрушки в семейном воспитании детей
  7. Методика внесения игрушки

Практические задания:

  1. Заполнение таблицы «Классификация игрушек»
  2. Экспертиза игр и игрушек для дошкольников: разработка требований, предъявляемых к игрушке и проведение экспертизы игрушки (на выбор)
  3. Разработка презентации об игрушке по плану: название, историческая справка, разнообразие (типология), обучающий и развивающий потенциал игрушки, возрастные ограничения, варианты игр с игрушкой
  4. Подборка художественного слова (рассказов, стихотворений и загадок), посвящённых детским игрушкам   
  5. Разработка конспекта по внесению новой игрушки (учет в конспекте приемов появления игрушки в группе, рассматривания, показа игровых действий с игрушкой, определения места «обитания» игрушки)
  6. «Народная игрушка»: выполнение народной игрушки (материал и техника на выбор), разработка технологической карты, заполнение  паспорта игрушки         

 Название игрушки 
 Вид 
 Материал 
 Размер (высота) 
 Экологичность 
 Цветовое решение Основной цвет:

 Детали:

 Назначение 
 Возрастные ограничения использования
 игрушки
 

Материал из учебника: 

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика»  (М., 2000 год), стр.335-350 «Игрушка» (файл с учебником прикреплен в теме №1) 

Экскурсии:

Материалы к практическим заданиям:


* Видеоматериалы
:

  1. Во что играть? Игрушки и игры для детей (Е.О. Смирнова – профессор, доктор психологических наук, руководитель Центра психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек МГППУ). – Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=WPGxThb1e9Q

Тема №6. Дидактическая игра, методика организации

Отправлено 22 июл. 2018 г., 00:38 пользователем Людмила Хабарова

 

[

обновлено 5 июн. 2020 г., 09:40
]

Содержание темы:

  1. Значение дидактической игры в развитии дошкольников
  2. Структура дидактической игры, виды дидактических игр
  3. Руководство дидактическими играми 
  4. Характеристика дидактической игры детей разных возрастных групп
  5. Организация дидактической игры в первой младшей группе
  6. Организация дидактической игры во второй младшей группе
  7. Организация дидактической игры в средней группе
  8. Организация дидактической игры в старшей и подготовительной группах

Практические задания:

  1. Планирование дидактических игр в режиме дня по возрастным группам на неделю/месяц
  2. Анализ просмотренных видеофрагментов дидактических игр
  3. Разработка конспекта дидактической игры (образовательная область и возраст детей на выбор)
  4. Разработка конспект дидактической игры с палочками Кьюизенера/блоками Дьенеша (возрастная группа на выбор)
  5. Проведение дидактической игры в смоделированной ситуации
  6. Проведение мастер-классов по изготовлению дидактических игр своими руками 
  7. Анализ на практике содержания дидактических игр в игровом уголке группы (количество игр, их разнообразие, эстетика внешнего вида)  и их востребованность детьми

Материал из учебника: 

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика»  (М., 2000 год), стр.322-335 «Дидактические игры» (файл с учебником прикреплен в теме №1)

Материалы к практическим заданиям:

* Видео дидактических игр:

* Дидактические «handmade» игры :

Тема №8. Театрализованная игра, методика организации

Отправлено 22 июл. 2018 г., 00:35 пользователем Людмила Хабарова

 

[

обновлено 5 июн. 2020 г., 05:53
]

Содержание темы:

  1. Определение понятий «театр», «театральная педагогика». Характеристика основных средств театральной педагогики в их историческом развитии
  2. Историко-педагогический аспект становления театра теней
  3. Классификация театрализованных игр
  4. Характеристика театрализованных игр
  5. Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду
  6. Методические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности
  7. Формы организации театрализованной деятельности в детском саду. 
  8. Условия для развития театрализованных игр и приобщения детей к театральной деятельности
  9. Методика руководства театрализованными играми
  10. Специфика создания спектакля с дошкольниками
  11. Организация уголка театрализованной деятельности в группе ДОО

Практические задания:

  1. Анализ образовательных и парциальных программ по развитию театрально-игрового творчества дошкольников
  2. Планирование театрализованных игр в режиме дня по возрастным группам на неделю/месяц
  3. Анализ просмотренных видеофрагментов театрализованных игр
  4. Проведение мастер-классов по изготовлению атрибутов к театрализованным играм
  5. Разработка конспекта театрализованной игры (возраст на выбор)
  6. Проведение театрализованной игры в смоделированной ситуации 

Материал из учебника: 

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика»  (М., 2000 год), стр.301-311 «Театрализованные игры» (файл с учебником прикреплен в теме №1)

Перечень программ для анализа: 

  1. Программа по организации театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников Э.Г. Чуриловой «Арт-фантазия». – Режим доступа: https://dramateshka.ru/index.php/programmih-malogo-objhyoma/5260-programma-art-fantaziya
  2. Программа Н.Ф. Сорокиной, Л.Г. Миланович «Театр-творчество-дети: играем  в  кукольный театр»
  3. Программа И.Г.Вечкановой «Театрализованные игры в абилитации дошкольников с интеллектуальной недостаточностью» 
  4. Программа М.Д. Маханевой «Театрализованные занятия в детском  саду». – Режим доступа: https://pedlib.ru/Books/1/0403/index.shtml?from_page=1
  5. «Росинка» Л.В. Куцаковой, С.И.Мерзляковой – модульная педагогическая система воспитания и развития дошкольников от 3 до 7 лет. Занятия модуля «Театр и театрализованная деятельность»
  6. Программа Е.А. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду»
  7. Авторская педагогическая технология развития ребенка дошкольного возраста в театрализованной деятельности Т.И. Петровой, Е.Л. Сергеевой, Е.С. Петровой «Театрализованные игры в детском саду»

Материалы к практическим заданиям:

* Кукольный театр своими руками:

Тема №9. Строительные игры, методика организации

Отправлено 22 июл. 2018 г., 00:34 пользователем Людмила Хабарова

 

[

обновлено 21 нояб. 2018 г., 10:14
]

Содержание темы:

  1. Виды строительных игр
  2. Материалы для строительных игр
  3. Методика руководства строительными играми детей раннего и младшего дошкольного возраста
  4. Методика руководства строительными играми детей среднего дошкольного возраста
  5. Методика руководства строительными играми детей старшего дошкольного возраста

Практические задания:

  1. Планирование строительных игр в режиме дня по возрастным группам на неделю/месяц
  2. Анализ просмотренных видеофрагментов строительных игр
  3. Разработка конспекта строительной игры (возраст на выбор)
  4. Проведение строительной игры в смоделированной ситуации

Материал из учебника: 

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика»  (М., 2000 год), стр.311 – 321 «Игры со строительным материалом» (файл с учебником прикреплен в теме №1)

Материалы для практических заданий:

* Видеофрагменты строительных игр:

  1. Пример занятия по конструированию «Домик для Машиных игрушек» (2-3 года) – https://www.youtube.com/watch?v=gYIaxI8VE24