Игра в развитии психологической готовности ребенка к школе

Наталья Савенкова
Игры и упражнения, направленные на развитие психологической готовности детей к школе

I РАЗДЕЛ. Игры и упражнения, направленные на развитие

психологической готовности детей к школе

«Личностного компонента»

Упражнение «Инструкция»

Проводится как бы школьный урок. Взрослый в роли учителя, ребенок (дети) – ученики. Из группы выбирается тот, кто «идет к доске» (водящий). Ему дается лист с заранее нарисованными на нем фигурами. Задача водящего – в течение одной минуты дать четкие словесные характеристики фигуры, в результате каждый участник должен воспроизвести описанную фигуру с листа водящего. Затем водящий просит всех участников поднять листы с выполненным заданием и, пройдя по кругу, сверяет их с эталоном. После выполнения упражнения участники обсуждают, точно ли ими была выполнена инструкция водящего. Далее группа выявляет причины неточного выполнения задания и совместно формулирует точную инструкцию.

Упражнение «Для чего ходят в школу»

Ведущий бросает мяч и спрашивает.Пример: В школу ходят, чтобы играть; в школу ходят, чтобы читать. и т. п. (если правильно – хлопнуть, а если не правильно – топнуть).

Упражнение «Ассоциация на слово “первоклассник”»

Участники встают в круг, и, передавая друг другу мяч, называют свои ассоциации (первое слово, которое приходит на ум) со словом «Первоклассник».

Упражнение «Школьник и дошкольник»

Цель: помочь детям в осознании новых требований, в формировании внутренней потребности в их исполнении.

Взрослый: «Ребята, как вас называют в садике? А как вас будут называть, когда вы пойдете в школу? Скажите, чем отличается школьник от дошкольника? Верно, школьник делает домашнее задание, ходит в школу, учится на уроках. А что делают дошкольники? А может ли школьник играть и бегать? На самом деле школьник тоже может играть и бегать.Я вам открою маленький секрет: каждый из вас может вести себя как школьник, а иногда как – дошкольник. Нужно знать, когда вы можете вести себя как школьники, а когда можно вести как дошкольник. Сейчас я буду называть разные ситуации, а вы подумаете, как нужно себя вести в этой ситуации – как школьник или как дошкольник».

– На уроке.

– Дома.

– С друзьями и т. п.

Упражнение «Обведи по контуру»

Детям предлагается обвести контур какого-нибудь школьного предмета (портфеля, пенала, карандаша, букваря и т. п., соединив контурные точки (рисование по точкам).

II РАЗДЕЛ. Игры и упражнения, направленные на развитие психологической готовности детей к школе

«Интеллектуального компонента»

1. Внимание

Упражнение «Хозяин и тень»

Предложите ребенку побыть вашей тенью. Изображайте различные образы (только не очень сложные) и различные действия (плавать, бегать, прыгать, танцевать, а ребенок должен максимально точно повторять ваши движения. Затем поменяйтесь ролями и проверьте, насколько легко вам быть «тенью» своего ребенка. Кроме развития внимания, это упражнение дает хорошую «настройку» на другого человека. Мы учимся больше чувствовать и понимать людей, отзеркаливая их позы и движения.

Упражнение «Части тела»

Указывайте пальцем на разные части тела и называйте их. Например: «Это ухо, это колено, это лоб и т. д.» Ребенок должен одновременно смотреть на вас, слушать и выполнять движения.Затем прибегните к хитрости: называйте одну часть тела, а указывайте на другую. Задача ребенка – слушать и указывать на то, что названо. Когда ребенок хорошо усвоит суть игры, поменяйтесь ролями. У этой игры есть правило: реакции должны быть быстрыми.

Упражнение «Секретное письмо»

Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру, букву или даже слово. Пусть малыш попытается угадать, что написали вы «прозрачными красками на прозрачной бумаге». Следующее секретное послание писать малышу.

Упражнение «Карлики и великаны»

В эту игру хорошо играть на детском празднике, когда есть большая компания детей. Ведущий (взрослый)говорит: «Когда я буду называть слово «карлики», вы должны приседать. Когда я говорю «великаны», вы должны вставать». Участников можно легко запутать, произнося созвучные слова и слова, начинающиеся со слогов «ка» и «ве». Например: «Ве. тер, ве. дро, ве. сна, ве. лоси- пед!» Или «Ка. ртошка, ка. питошка, ка. рета, ка. пуста!»

Упражнение «Не говори “нет”»

Договоритесь с ребенком (или несколькими участниками игры, что вы будете задавать разные каверзные вопросы, а он может давать самые разные ответы.Но есть один уговор: нельзя произносить слово «нет».

Примеры вопросов с «ловушкой»:

«Ты спишь с открытыми глазами?»

«С неба падают шоколадки?»

«Брюки надевают на голову?»

«Человек спит в собачьей будке?»

«Нос нужен для того, чтобы слышать?»

«Хлеб пекут в холодильнике?»

«Тяжелая гиря может плыть по реке?

«Птицы долетают до Луны?»

«Ты умеешь летать?»

«Сладкое – это невкусная еда?»

Игра «Разведчики»

Цель: развитие моторно-слуховой памяти, объема и концентрации внимания, снятие двигательной расторможенности, негативизма.

В комнате в произвольном порядке расставляются стулья. Взрослый (разведчик) идет через комнату обходя стулья с различных сторон, а ребенок (командир отряда) запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем.

2. Мышление

«Отгадывание небылиц»

Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.

Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера – иду я по дороге, солнышко светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как выскочит собака,как зарычит на меня: «Ку-ка-ре-ку!» – и рога уже наставила. Я испугался и убежал. А ты бы испугался?

Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу – гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.

Пришел я на речку. Смотрю – сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду – и уплыла.

Упражнение «Найди лишнее»

Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая – лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.

Упражнение «Отвечай быстро»

Взрослый, бросая ребенку мяч, называет цвет, ребенок, возвращая мяч, должен быстро назвать предмет этого цвета. Можно называть не только цвет, но любое и качество (вкус, форму) предмета.

Упражнение «Назови как можно больше»

Возвращаясь домой из детского сада, попросите ребенка назвать предметы, которые можно катить (переставлять, двигать, бросать, протирать, пилить, красить и т. п.).

Упражнение «Добавь нужное слово»

Есть множество вариантов таких заданий.Подбирайте антонимы: сухой – мокрый, высокий –. (низкий). Предлагайте указать место жительства (собака – будка, птичка – гнездо, медведь –. (берлога) или род деятельности (учитель – учит, врач – лечит, повар –. (готовит).

Упражнение «Соедини точки»

Инвентарь: бумага, ручка или цветные карандаши.

Нанесите точки на лист бумаги. Попросите ребенка соединить их так, чтобы получилась какая-нибудь замысловатая абстрактная фигура. А затем пусть он сам нарисует точки и даст соединить их вам. Главная задача не пропустить ни одну точку, чтобы все они стали частью какой-то фигуры. Как дополнение к игре можно подсчитать количество использованных в фигуре точек.

3. Память

Упражнение «Что пропало?»

Взрослый выставляет на столе 6–7 игрушек. Предлагает ребенку их рассмотреть и запомнить. Потом игрушки убираются, а ребенок по памяти их воспроизводит. Эту игру можно провести и по картинкам. Если ребенку становится легко выполнять задание, можете постепенно увеличивать количество предметов. Игра будет восприниматься ребенком как новая, если брать другой набор игрушек

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка череповец

Упражнение «Что изменилось?»

Взрослый выставляет на столе 6–7 игрушек. Предлагает ребенку их рассмотреть и запомнить. Далее ребенку предлагается закрыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время взрослый убирает, добавляет, либо меняет местами 1–2 игрушки. Открыв глаза, ребенок должен посмотреть на выставленные игрушки и угадать, что изменилось.

Упражнение «Запомни и повтори»

Взрослый произносит ряд словосочетаний (белая ракета, голубая коляска, красная машина, зеленый пистолет, а ребенок должен их повторить в заданной последовательности. Если ребенок затрудняется повторить слова, которые вы ему назвали, дайте ему бумагу и цветные карандаши. Предложите к каждому словосочетанию сделать рисунок, который помог бы ему потом вспомнить эти слова.Если он спрашивает: “А что рисовать?”, объясните, что он сам может выбрать, что именно изобразить. Главное, чтобы это помогло вспомнить все фразы.

После того, как к каждой фразе сделан рисунок, предложите ребенку точно воспроизвести все и дословно их повторить. Если возникают трудности, помогите подсказкой.

На следующий день снова попросите ребенка повторить фразы с помощью его рисунков. Отметьте, сколько фраз повторяет ребенок через день, помогают ли ему рисунки. Если вспоминаются 6-7 фраз из 10 – это очень хороший результат.

Упражнение «Разложи, как я»

Разложите на столе перед ребенком палочки, из которых сделайте какую-либо простую фигуру (домик, квадрат, треугольник и т. д.). Попросите ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение двух секунд, затем закройте эту фигуру и попросите его повторить, сложить так же. Усложнить это упражнение можно, складывая эту фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.

Другой вариант: вы просите ребенка сосчитать палочки, из которых сделана фигура, и затем сложить фигуру из такого же количества палочек. Это упражнение тренирует зрительную память и умение считать.

Упражнение «Я положил в мешок…»

В эту игру можно играть с детьми, например, во время длительных поездок.Взрослый начинает эту игру и говорит: “Я положил в мешок яблоки”.Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: “Я положил в мешок яблоки и бананы”. Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова, объединенные по общему признаку (фрукты, овощи и т. д.): “В саду у бабушки растут груши, сливы. ” (Порядок тот же.)

В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребенок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

Упражнение «Я – фотоаппарат»

Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека и т. д.

Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает все предметы, находящиеся на письменном столе. Затем закрывает глаза и перечисляет все, что ему удалось запомнить. Так можно развивать у детей не только память, но и внимание.Помните: всегда лучше запоминается то, что интересно ребенку. Поэтому старайтесь придумывать разные игры. Например, играйте с ребенком в детектива или в разведчика.

4. Воображение

Упражнение «Клякса»

Дополнительно: листы бумаги, на которых нанесены кляксы

Дети должны придумать, на что похожа клякса, и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

Упражнение «Продолжи рисунок»

Дополнительно: бумага, ручки

Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

Упражнение «Несуществующее животное»

Если существование рыбы-молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено.Пусть ребенок пофантазирует: “Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба-ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?”

Упражнение «Закорючки»

Дополнительно: бумага, ручки.

Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

Упражнение «Пять точек»

Дополнительно: листы бумаги с нанесенными на них пятью точками, карандаш или ручка.

На рисунке без всякого порядка нарисовано пять точек. Нужно нарисовать человечка таким образом, чтобы на двух точках он стоял ногами, еще две приходились на центр ладоней, а пятая – на центр головы.

Упражнение «Оживление предметов»

Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

Представить: пояс – это змея, а меховая рукавичка – мышонок. Каковы будут ваши действия?

III РАЗДЕЛ. Игры, направленные на развитие психологической готовности детей к школе

«Социально-психологического компонента»

Упражнение «Подарки»

Цель: содействие в установлении дружеских отношений в коллективе, развитие навыков коммуникации.

Упражнение выполняется в круге с мячом. Педагог предлагает всем встать в круг. Далее сообщает, что наступило время дарить и получать подарки.Он говорит: «Представьте себе, что это не мяч, а подарок, который вы хотите подарить на день рождения нашей группе. Сейчас невербально покажите подарок, когда другие угадают, что вы загадали, по цепочке предавайте мяч друг другу».

Упражнение «Мостик Дружбы»

Цель: развитие у детей социальных и коммуникативных умений, создание благоприятного психологического климата.

Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем “построить” мостик втроём, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая “Мост дружбы”.

Упражнение «Доброе животное»

Ведущий тихим,таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе

Упражнение: «Передай движение по кругу»

Цель: создание мотивации на совместную работу, создание положительного эмоционального фона.

После того, как все расселись на своих стульчиках. По часовой стрелке педагог передает движение по кругу, новое движение задается только после того, как каждый выполнит предыдущее и «передаст»его педагогу:

– хлопок;

– топнуть ногой;

– поднять и опустить плечи;

– щелкнуть пальцами;

– хрюкнуть;

– повернуть голову вправо.

Упражнение «Найди свою половинку»

Цель: расширение знаний друг о друге, формирование позитивного отношения друг к другу.

В центре круга разложены открытки, разрезанные пополам.Задание: по команде педагога дети должны встать взять половинку открытки и найти того, у кого вторая половинка открытки. После этого со своим партнером взять один стул, поставить его в общий круг, затем один из партнеров садится на стул, а другой встает у него за спиной.

Читайте также:  Особенности физического развития ребенка в зависимости от возраста

Упражненияпроводятся в два этапа: сначала их выполняет группа, сидящих детей на стульях, затем партнеры меняются местами.

Источник

Слайд 1

Роль игры в появлении психологической готовности к школе

Слайд 2

Психологическая готовность к школе. Это необходимый и достаточный уровень психического развития ребёнка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников. Это сумма всех его достижений за предшествующие периоды психического созревания.

Слайд 3

Три аспекта школьной зрелости Интеллектуальная зрелость: дифференцированное восприятие концентрация внимания аналитическое мышление логическое запоминание сенсорная координация умение воспроизводить образец развитие тонких движений руки Эмоциональная зрелость: уменьшение импульсивных реакций возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание Социальная зрелость: потребность ребёнка в общении со сверстниками и умение подчинять своё поведение законам детских групп способность исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения

Слайд 4

Советские психологи о психологической готовности к школе Д.Б. Эльконин , обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность психологических предпосылок овладения учебной деятельностью: умение ребёнка сознательно подчинять свои действия правилу, обобщённо определяющему способ действия; умение слушать и выполнять инструкции взрослого; умение работать по образцу. Н.Г. Салмина в качестве основных показателей выделяет: произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; уровень сформированности семиотической функции; личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленных задач), развитие эмоциональной сферы. Е.Е. Кравцов при характеристике психологической готовности к школе основной упор делает на роль общения в развитии ребёнка. Существенным показателем в этой концепции является: уровень развития общения ребёнка со взрослым и сверстниками с точки зрения сотрудничества и кооперации.

Слайд 5

Н.В. Нижегородцев и В.Д. Шадриков представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств: мотивы учения; зрительный анализ; способность принимать учебную задачу; вводные навыки; графический навык; произвольность регуляции деятельности; обучаемость Е.О. Смирнова считает, что психологическая готовность к школе включает: личностную готовность, помимо социальной позиции школьника, предполагающую ориентацию на учебное содержание; волевую готовность, связанную с развитием произвольности и со способностью действовать по правилу, заданному учителем; умственную готовность, включающую овладение средствами познавательной деятельности, децентрацию и интеллектуальную активность ребенка.

Слайд 6

Все указанные выше компоненты психологической готовности к школе возникают естественным путём при нормальном развитии ребёнка-дошкольника, подразумевающем, что ребёнок много играет сам, со сверстниками и взрослыми. В арсенале игр должны быть и сюжетно-ролевые игры, и дидактические, и игры с правилами.

Слайд 7

Детская игра Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении. Игра – подлинная социальная практика ребёнка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, благодаря которой в психике ребёнка происходят значительные изменения, формируются качества, подготовляющие переход к новой, высшей стадии развития. Игра – не просто любимое занятие детей, это ведущая деятельность дошкольников. Именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребёнка к младшему школьному возрасту.

Слайд 8

Значение детской игры В процессе игры зарождаются и развиваются новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра как бы создаёт «зону ближайшего развития ребёнка». «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе, как фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения». Л.С. Выготский Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально – волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром, формируется произвольное поведение, мотивация и т.д.

Слайд 9

Главные линии влияния игры на развитие психики: Велико значение игровой деятельности в развитии мотивационной сферы ребёнка, сознательного желания учиться. Д.Б. Эльконин пишет: «Значение игры не ограничивается тем, что у ребёнка возникают новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи. Существенно важным является то, что в игре возникает новая психологическая форма мотивов… Именно в игре происходит переход от мотивов, имеющих форму досознательных аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивам, имеющим форму обобщённых намерений, стоящих на грани сознательности». Мотивационная сфера

Слайд 10

Волевая сфера Игра является и первой школой воли ; именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Развитие произвольности поведения и психических процессов . Главный парадокс игры состоит в зарождении функции контроля внутри свободной от принуждения, эмоционально насыщенной деятельности. В ролевой игре ребенок ориентируется на образец действия (эталон), с которым он сравнивает свое поведение, т.е. контролирует его. В ходе игры создаются благоприятные условия для возникновения предпосылок произвольного внимания, произвольной памяти, произвольной моторики.

Слайд 11

Формирование детского общества Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельности позволяет детям самостоятельно создавать те или иные формы общения.

Слайд 12

Интеллектуальная сфера В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребёнка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словестно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребёнка создавать обобщённые типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Слайд 13

Развитие психических процессов В игре формируются или перестраиваются и частные психические процессы . Значительно повышается в условиях игровой деятельности, острота зрения (исследования Т.В. Ендовицкой). В игре ребёнок раньше и легче удерживает сознательную цель запоминать и , например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях (З.М. Истомина). В работе З. В. Мануйленко изучалась способность дошкольников длительно сохранять заданную позу , не изменяя ее и удерживая как можно дольше. В одной из серий опытов ребенок должен был удерживать определенную позу по заданию взрослого, в другой — выполняя роль «часового», охраняющего «фабрику». Оказалось, что выполнение этого трудного для дошкольника задания значительно эффективнее происходит в игре. В исследовании Л. И. Божович обнаружилось, что дошкольники способны длительно и старательно заниматься скучным для них делом (выписывание одних и тех же букв), когда они изображают в игре учеников, выполняющих свои обязанности.

Слайд 14

Виды детской игры Режиссёрская или предметная игра (до 3-х лет) Сюжетно-ролевая игра (3 – 7 лет) Игра с правилами (6 – 7 лет)

Слайд 15

Режиссёрская игра Первая форма, с которой начинается всё развитие игры в дошкольном возрасте, – режиссёрская игра. Определить характерную особенность этого вида игр позволяет замечание А.П. Усовой о том, что развитие игр «идёт по двум заметным руслам: игры режиссёрские, когда ребёнок управляет игрушкой (действует через неё), и игры, где роль выполняется лично самим ребёнком». Все виды детской игры связаны между собой генетической преемственностью, причём режиссёрская игра доминирует дважды – с неё начинается и ею же венчается развитие данного вида деятельности ребёнка. Второй этап режиссерской игры — это игра, где ребенок является одновременно создателем сюжета, постановщиком его (предметным воплотителем) и испытателем всех ролей. Такое обобщенное отношение дает ребенку возможность взглянуть и на себя, и на других со стороны. Хорошим способом обучения режиссерской игре является игра-драматизация. Она представляет собой разыгрывание с помощью мелких игрушек в индивидуальном пространстве заранее заданных сюжетов, сказок, пьес. Вместе с тем надо иметь в виду, что это лишь один из начальных этапов режиссерской игры. Самое главное в ней — это умение создавать сюжет, соединять по смыслу отдельные предметы, события и даже сказки с их сюжетами.

Читайте также:  Задержка развития суставов у ребенка

Слайд 16

Сюжетно-ролевая игра Ролевая игра представляет собой деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщённой форме воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Главная особенность сюжетно-ролевой игры состоит в принятии действительной роли в полновесном значении этого понятия. Роль непременно связана с взаимоотношениями людей. Поэтому в ней всегда содержится отношение по крайней мере двух позиций: мать – ребёнок, доктор – пациент, учитель – ученик. Сюжетно-ролевая игра – внутренне коллективная деятельность, даже тогда, когда ребёнок играет один. Развитие сюжетно-ролевой игры обычно идёт от индивидуальной игры к играм вдвоём со сверстником и в конце концов к развёрнутой коллективной игре со многими взаимосвязанными ролями и сюжетными линиями.

Слайд 17

В ходе исследования игры Д.Б. Элькониным было установлено, что всякая ролевая игра содержит в себе скрытое правило и что развитие ролевых игр идет от игр с развернутой игровой ситуацией и скрытыми правилами к играм с открытым правилом и скрытыми за ним ролями. В игре происходит существенная перестройка поведения ребенка – оно становится произвольным. Под произвольным поведением понимают поведение, осуществляющееся в соответствии с образцом (независимо от того, дан ли он в форме действий другого человека или в форме уже выделившегося правила) и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как эталоном.

Слайд 18

Игра с правилом К концу дошкольного возраста у детей возникают игры с правилами. В них дети учатся подчиняться правилу, причём последнее становится для них внутренним правилом. Эти игры, в отличии от всех предыдущих видов, предполагают особый подготовительный этап, направленный на овладение принципом и правилами игр. Деятельность ребёнка на подготовительном этапе представляет собой своеобразный прообраз учебной деятельности в её специфических структуре и строении. Игра с правилами – это игра со скрытой воображаемой ситуацией, скрытой игровой ролью и открытыми правилами. В игре с зафиксированными правилами внутренне заключена задача. Игра с правилами подготавливает, таким образом, появление обучающей дидактической игры как переходной рубежной формы на пути к сознательному учению.

Слайд 19

Большую группу игр с правилами составляют подвижные игры. В зависимости от того, как соотносятся в них сюжетно-ролевое содержание и правило, выделяют 5 групп таких игр (Д.Б. Эльконин): Имитационно-процессуальные игры и элементарные игры-упражнения с предметом. Драматизированные игры по определённому сюжету. Сюжетные игры с несложными правилами. Игры с правилами без сюжета. Спортивные игры и игры-упражнения с ориентировкой на определённые достижения. К играм с правилами относятся и дидактические игры. Сущность дидактических игр заключается в том, что детям предлагается решить умственные задачи, составленные взрослыми в занимательной и игровой форме. Их цель – содействовать формированию познавательной активности ребёнка. В зависимости от того, какой материал использован в играх, выделяют игры с предметами (игрушками, природным материалом и т.д.), настольно-печатные и словестные игры .

Слайд 20

Систематическая работа по формированию игры с правилом не только способствует общему развитию детей, но и существенно облегчает их подготовку к обучению в школе, где становится особенно важным, с одной стороны, умения подчиняться обязательным нормам и правилам, с другой, – проявлять творческую активность, а также умение принимать временную неудачу, не отказываясь от попыток достичь успеха в дальнейшем.

Слайд 21

Благодаря игре личность ребёнка совершенствуется: 1. Развивается мотивационно-потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребёнка, чем личные (происходит соподчинение мотивов). 2. Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребёнок, принимая роль какого-либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Ребёнку необходимо согласовывать свои действия с действиями персонажа – партнёра по игре. Это помогает ориентироваться во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки у дошкольника. 3. Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребёнок стремится приблизить её к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношений людей в социальном мире, дошкольник подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ему постигать и учитывать нормы и правила поведения. 4. Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребёнка.

Слайд 22

Оптимальные условия возникновения и развития указанных выше компонентов психологической готовности к школьному обучению создаются внутри сюжетно-ролевой игры, игры с правилами и режиссёрской игры.

Слайд 23

Игра была, есть и будет той универсальной формой деятельности, внутри которой, по определению Д.Б. Эльконина, происходят основные прогрессивные изменения в психике и личности ребёнка-дошкольника; игра определяет его отношение с окружающими людьми, готовит к переходу на следующий этап, к новой ведущей деятельности.

Слайд 24

По Д.Б. Эльконину, игра сама в себе содержит свою гибель: из неё рождается потребность в настоящей серьёзной общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности, что становится важной предпосылкой для перехода к учению. Когда возникает такая реальная возможность, игра гибнет.

Слайд 25

К концу дошкольного детства игра исчерпывает свои возможности по образованию «зон ближайшего развития» (являющихся механизмом психического развития) при условии, что ребенок прошел все ступени развития детской игры от манипулятивной до игры по правилам. Если же ребенок не прошел все стадии развития игры, то с большей долей вероятности можно сказать, что к моменту поступления в школу в его психическом развитии не наблюдается кризис семи лет, знаменующийся появлением учебной мотивации и, как следствие, психологической готовностью к школе.

Слайд 26

Причины низкого уровня игры Для того чтобы целенаправленно готовить детей к школе, необходимо выяснить причины низкого уровня игры. Основная вина за создавшееся положение дел лежит на взрослых: они не учат ребёнка играть; не создают ему условия для развития собственной игры, зачастую считая игру пустым и ненужным делом; производят и покупают ребёнку игрушки, которые совсем не располагают к игре и не способствуют её развитию. Раннее систематическое обучение детей приводит к сокращению свободной игры. Недоразвитие игры в период от 5 до 7 лет наносит ребёнку непоправимый ущерб, т.к. в этот период в игре развиваются мышление, воображение, фантазия, мотивационная сфера и др. Оскудели сюжеты игр дошкольников. дети в основном обучаются игре по нескольким стандартным сюжетам, для которых существуют шаблонные наборы игрушек (игра в больницу, парикмахерскую, магазин).

Слайд 27

Проблема психологической готовности к школе Современные дошкольники мало играют в игры (сюжетно-ролевые, с правилами, дидактические), мало слушают хорошие детские книги, недостаточно занимаются конструированием, лепкой, рисованием и другими видами детского творчества. А психологическая готовность к школьному обучению в том понимании, как это было представлено выше, генетически вырастает из этих дошкольных видов деятельности.

Источник