Игра в психофизическом развитии ребенка дошкольного возраста

Подвижные игры для развития психических процессов у дошкольников

Подвижные игры игровые упражнения широко применяются в практике физического воспитания. Однако традиционно этот вид физического воспитания используется для преимущественного формирования двигательной сферы дошкольников: совершенствования основных видов движений, развития физических качеств и общих координационных способностей.

Значительно реже подвижные игры применяют для оптимизации психических функций детей. Между тем, именно в подвижных играх, в условиях активной двигательной  деятельности, в полной мере проявляются психические возможности ребенка, создаются предпосылки для развития произвольного поведения, формирования познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, воображения.

Сензитивные периоды – периоды оптимальных сроков развития каких-либо сторон психики, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды.

Подбор подвижных игр осуществляется с учетом сензитивных периодов развития познавательных процессов у дошкольников. В часности, младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития действий восприятия, средний – памяти и внимания, старший дошкольный возраст – мышления.

Листья (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие восприятия цвета и времени года, произвольного внимания.

Ведущий показывает детям «дерево» (пирамидку или стойку), объясняет ребятам, что они – «листочки дерева». По команде педагога «Весна!» все листочки собираются вокруг своего дерева. По сигналу «Осень!» они «опадают» – свободно кружат по залу. Игра повторяется 4-5 раз.

Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задания.

Хитрые мышки (для детей 3-4 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие речи, произвольного внимания, памяти, глазомоторной координации.

Дети водят хоровод вокруг водящего – «кошки», со словами:

Мышки кошку изловили,

   В мышеловку посадили.

               Дразнят кошку:

   Раз, два, три,

   Ну-ка, кошка, догони!

        После этого разбегаются врассыпную, а водящий пытается осалить как можно больше «мышей». Роль кошки может выполнять педагог. По окончании игры отмечаются самые быстрые и ловкие мышки.

Цветные шарики (для детей 3-4 лет)

        Задачи умственного воспитания: совершенствование восприятия цвета, произвольного внимания, координации движений.

        Ведущий располагает разноцветные шары в разных частях зала. По сигналу дети произвольно перемещаются по залу, выполняя различные двигательные действия. По команде ведущего, назвавшего цвет одного из шариков, например, «Зеленый!», дети должны быстро построиться вокруг него. Отмечаются дети, быстро и правильно выполнившие задания.

Кошки – мышки (для детей 3-4 лет)

        Задачи умственного воспитания: совершенствование восприятия, произвольного внимания, речи, слухомоторной координации.

        Дети-мышки располагаются по одну сторону зала, отгороженную несколькими дугами для подлезания. Один из детей – кот, располагается на противоположной стороне площадки и делает вид, что спит. Педагог вместе с детьми-мышками читает стихи А. Введенского, сопровождая их соответствующими движениями:

Мышка вылезла из норки,

                                (выбираются из норок, подлезая под дуги)

                                        Мышка очень хочет есть,

                                (поглаживают себя по животу)

                                        Нет ли где засохшей корки,

                                        Может, в кухне корка есть?

                                (смотрят по сторонам, приставив руку ко лбу)

                                        А на кухне возле шкафа

                                        Видит мышка – чья-то лапа.

                                        Лапа пестрая, когти острые.

                                (медленно подходит к коту)

                                        Эй, мышка, не зевай:

                                        Поскорее убегай!

                                        Убегай из этих мест,

                                       А то кошка съест.

                                (убегают от кота, который старается догнать мышек

                                               раньше, чем они спрячутся в норки – подлезут под дуги)

Самолет (для детей 3-4 лет)

        Задачи умственного воспитания: развитие восприятия, произвольного внимания, воображения.

        Дети располагаются на площадке в произвольном порядке. Они – «самолеты в ангарах». Каждый должен запомнить свой ангар – свое место. По сигналу самолеты «вылетают на учебный полет» и двигаются в любом направлении. По следующему сигналу все самолеты летят в свои ангары. Игра повторяется. При встрече с другими самолетами надо «планировать», наклонять туловище вправо, влево, вперед с вытянутыми в стороны руками.

Магазин игрушек (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие воображения, восприятия.

        Из числа играющих выбирают водящего – «покупателя». Остальные дети встают в круг и каждый придумывает, какая игрушка, но другим об этом не говорит. Продавец (педагог) предлагает «покупателю» выбрать себе игрушку (указать на одного из игроков). Выбранную игрушку он «заводит», а она показывает то, что умеет делать. Если покупатель угадал название игрушки, то они меняются ролями: игрушка становится покупателем, а покупатель – игрушкой.

Колпачок (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие слухового восприятия, речи, внимания.

Дети водят хоровод вокруг водящего, на голове которого надет колпак или шапочка, закрывающая глаза, и произносят слова:

Колпачок, колпачок, тоненькие ножки.

 Колпачок, колпачок, сидит на дорожке.

     Ты, колпак, не зевай, нас скорее выбирай.

Дети останавливаются, а водящий, в руке которого находится палочка (или указка), протягивает ее вперед. Тот, на кого показала палочка, должен назвать водящего по имени, а водящему необходимо угадать, кто его назвал. Если имя названо правильно, то водящий становится на место игрока и игра продолжается с новым водящим.

Чьи  детки? (для детей 3-5 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие восприятия, внимания, мышления.

Каждый ребенок надевает шапочку с изображением какого-либо дерева. Воспитатель раскладывает на площадке плоды и листья (желуди, шишки, орехи и т.д.). По сигналу каждое «дерево» должно собрать своих детей. Побеждает тот, кто быстрее и больше соберет соответствующих предметов.

Читайте также:  Методика оценки физического и нервно психического развития ребенка

Орлята (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие произвольного внимания, воображения.

Из играющих детей выбирают водящего. Это – «орел». Остальные играющие – «орлята». Орел учит орлят летать. Он свободно бегает по площадке в разных направлениях, внезапно останавливается и одновременно производит руками движения, следуя за водящим. Выигрывает тот, кто быстро, правильно воспроизводит движения, направления бега и остановки.

Найди предмет (для детей 4-5 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие восприятия, произвольного внимания.

Педагог описывает свойства предмета, находящегося в зале. Например, «легкий, квадратный, полотняный». Затем детям предлагается найти этот предмет (платок). Выигрывает тот, кто первым находит описанный предмет.

К своим флажкам (для детей 4-7 лет)

Задачи умственного воспитания: совершенствование восприятия, произвольного внимания, памяти.

Играющие делятся на группы по 8-10 человек и становятся в круг в разных местах площадки. В центре каждого круга – водящий с флажком в поднятой руке (флажки имеют разный цвет). По первому сигналу все, кроме детей с флажками, разбегаются по площадке. По второму сигналу разбежавшиеся приседают и плотно закрывают глаза, а водящие в это время меняются местами на площадке. По команде педагога: «К своим флажкам!» – играющие открывают глаза, ищут свой флажок, бегут к нему и строятся в круг. Побеждает группа, быстрее других выполнившая задание. Поражение засчитывается команде, если ее игроки подглядывали, когда водящие менялись местами.

Покажи отгадку (для детей 5-7 лет)

 Задачи умственного воспитания: развитие мышления, произвольного внимания, оперативной памяти.

Педагог предлагает играющим выслушать загадку и показать отгадку с помощью движений. Выигрывает тот, кто раньше точнее всех изобразил ответ, не произнося его вслух. Загадки могут быть подобраны в соответствии с определенной темой. Например «Птицы»:

Как на зорьке поутру

Ходит барин по двору.

Бородка двойная,

Шапочка набекрень (петух).

                                        По лужку он важно бродит,

                                        Из воды сухим выходит,

                                        Носит красные ботинки,

                                        Дарит мягкие перинки (гусь).

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад,

Ищет в речке лягушат.

На носу повисла капля.

Узнаете? Это…(цапля)

                                        Непоседа пестрая,

                                        Птица длиннохвостая,

                                        Птица говорливая,

                                        Самая болтливая (сорока).

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи подбирает,

По ночам кочует –

Коноплю воруют (воробей).

                                        Неуклюжая птица

                                        Холодов не боится,

                                        Проплывет меж льдин,

                                        А зовется…(пингвин).

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая,

Крикунья хрипловатая (ворона).

Запомни картинки (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания: совершенствование произвольного внимания,  зрительной памяти.

Детям предлагают в течении 2 минут рассмотреть 5-10 картинок. Потом картинки убирают, а детей просят показать те движения, которые они видели на картинках. Выигрывает тот, кто запомнил больше.

Угадай и догони (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания: совершенствование внимания, памяти, слухового восприятия.

Играющие садятся на скамейку в один ряд. Перед ними (на расстоянии 4-5м), спиной к игрокам встает водящий и закрывает глаза. Игрок, на которого показал педагог, подходит к водящему, кладет руку ему на плечо и называет водящего по имени. Водящий должен угадать имя назвавшего его игрока. Если водящий назвал имя неправильно, тогда подходит другой игрок и игра продолжается. Если имя названо правильно, то игрок быстро убирает руку и убегает, стараясь занять свое место раньше, чем его догонит и осалит водящий. В случае, когда водящий догнал игрока, он садится на скамейку, а игрок становится водящим.

Птица без гнезда (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие внимания, пространственного восприятия.

Играющие делятся на пары и встают в большой круг на некотором расстоянии друг от друга. Тот, кто в паре  стоит первым, т.е. ближе к кругу, – «гнездо», второй за ним – «птица». «Птица» кладет руки на плечи своему напарнику и слушает внимательно команды. В центре круга чертят небольшой кружок – там водящий. Он считает: «Раз, два, три…». После этого птицы вылетают из гнезда и летают по всей площадке. По сигналу водящего «По домам!» каждая птица стремится занять свой дом-гнездо, т.е. встать за игроком-гнездом и положить ему руки на плечи. Одновременно водящий стремится занять одно из гнезд. Если ему это удается, то птица, оставшаяся без гнезда, становится водящим.. При повторении игры меняются ролями.

Почта (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания: развитие внимания, воображения, речи.

Играющие строятся в шеренгу по одному и выбирают водящего, который располагается лицом к детям (на расстоянии 3-4 шагов).

Игра начинается с переклички водящего – «почтальона» с игроками:

                        – Динь, динь, динь!

                        – Кто там?

                        – Почта!

                        – Откуда?

                        – Из города…

                        – А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. Тот, кто, по мнению водящего, лучше всех выполняет задание, делает шаг вперед. Игра заканчивается, как только один из игроков, выполнявший задание лучше всех, пересечет линию, на которой находится водящий. Этот игрок становится новым водящим и игра повторяется.

Магнитик (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания: совершенствование слухового и пространственного восприятия, произвольного внимания, зрительномоторной координации.

Детям объясняют свойства магнита, показывают, как он притягивает к себе металлические предметы, например, болтики. По сигналу педагога: «Все болтики» дети произвольно перемещаются по залу. По команде ведущего, назвавшего имя одного из участников игры: «Петя – магнит», названный ребенок останавливается, а остальные дети «притягиваются» к нему, как к магниту, – подбегают и прижимаются (нельзя хватать друг друга за одежду и толкаться). После этого отмечают самых внимательных детей, и игра продолжается до тех пор, пока все дети побывают в роли магнита.

Читайте также:  Задержка развития ребенка во время беременности

Дельфины (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания: совершенствование пространственного восприятия, произвольного внимания, зрительномоторной координации, речи.

Из группы детей выбирают дельфинов (3-5 человек), остальные – рыбы. Рыбы произвольно двигаются по площадке со словами:

                        В море бурном, море синем

                        Быстро плавают дельфины

                        Не пугает их волна,

                        Рядов плещется она.

                        Проплывает в море кит

                        И дельфинам говорит:

                        «Вы, дельфины, не шумите,

                        Рыбку быструю ловите».

После этих слов рыбы убегают, стараясь не быть осаленными дельфинами. Дети, которых догнали, выходят из игры. По окончании отмечают самых быстрых дельфинов и ловких рыб.

Северный и южный ветер (для детей 5-7 лет)

Задачи умственного воспитания: совершенствование пространственного восприятия, внимания, зрительномоторной координации.

Из игроков выбирают двух водящих. Одному на руку повязывают синюю ленту – это северный ветер, другому красную – это южный ветер. Остальные дети бегают по площадке. Северный ветер старается заморозить как можно больше детей, дотронувшись до них рукой. Замороженные принимают какую-либо позу (руки в стороны, вверх, на поясе, стоят на одной ноге и т.п.). Южный ветер стремится разморозить детей, так же дотрагиваясь рукой и говоря: «Свободен!». Через 2-3 мин. Назначают новых водящих, и игра повторяется.  

Источник

Азовцева С.Ю.

Инструктор по физической культуре ГБДОУ №3

Калининского района, Санкт-Петербурга

В современном обществе необходимы  всесторонне развитые физически и духовно граждане. Это всегда накладывает определенную ответственность  на педагогов, работающих с подрастающим поколением, а именно, на людей, которые первыми начинают обучение и воспитание дошкольников в раннем детстве, первыми после родителей:  это  воспитатели детских садов, музыкальные руководители, инструктора по физической культуре, педагоги дополнительного образования.

        Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года) раскрывает требования к программе ДОУ, которая должна быть направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности (п.2.4).

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. «В игре воссоздается общий смысл человеческого труда, норм и способов взаимоотношения людей. В ней в идеальной форме воспроизводится смысл человеческой деятельности и система тех отношений, в которые вступают взрослые люди в их реальной жизни. Игра имеет громадное значение для развития личности ребенка.»[5. С.56]

Психологической основой игры является господство чувств в душе ребенка, свобода их выражения, искренние смех, слѐзы, восторг, то есть та естественная эмоциональная сущность ребенка, которая ищет выражения как в физической, так и в психической сферах. [3. С. 5]

 Игра формирует личность ребенка. Развитость движений – один из показателей правильного нервно – психического развития. К игровому методу относят специально организованную игровую деятельность, в том числе и подвижную игру. «Подвижная игра – сложная двигательная эмоционально окрашенная деятельность, обусловленная правилами. Подвижная игра является одним из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерной особенностью подвижной игры является комплексность воздействии на все стороны личности ребенка». [4. С.126]

Педагоги в детских садах используют подвижные игры на занятиях физической культурой, на музыкальных занятиях, на прогулках, физкультурных досугах и спортивных праздниках, дети старшего дошкольного возраста самостоятельно организуют подвижные игры в свободное время.  

В подвижной игре происходит  моделирование недоступной для ребенка деятельности взрослого; игры создаются  с целью подготовки подрастающего поколения к жизни, к труду; с целью проверки готовности к жизни; с целью развития и совершенствования основных видов движения.

Основатель российской системы физического воспитания П.Ф.Лесгафт отводил подвижной игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни, П.Ф.Лесгафт отмечал, что в игровой самостоятельной двигательной деятельности развивается инициатива, воспитываются нравственные качества ребенка. П.Ф.Лесгафт рассматривал подвижные игры как средство разностороннего воспитания личности ребенка, развития у него честности, правдивости, выдержки, самообладания, товарищества. Он рекомендовал воспользоваться играми, чтобы научить ребенка владеть собой, «сдерживать свои расходившиеся чувствования и приучить, таким образом, подчинять свои действия сознанию». По утверждению П.Ф.Лесгафта, систематическое проведение подвижных игр развивает у ребенка умение управлять своими движениями, дисциплинирует его тело. Благодаря игре ребенок учится действовать ловко, целесообразно, быстро; выполнять правила, ценить товарищество.

В связи с тем, что подвижная игра является средством формирования личности ребенка, имеет оздоровительную направленность и несет положительные эмоции. Педагогам, проводящим подвижные  игры необходимо помнить, что радость, веселье является обязательным условием игровой деятельности, без них игра теряет свой смысл, т. к. положительные эмоции оздоравливают организм ребенка. А это в свою очередь предъявляет высокие требования и к сюжету игры, и к методике ее проведения. Педагог, инструктор по физическому воспитанию должены проводить игру эмоционально, нести «эстетику движений», индивидуально подходить к каждому ребенку, точного соблюдать правила игры.

Подвижные игры проводящиеся в режиме дня дошкольника, находящегося в детском саду формируют у детей:

  • умение ориентироваться  в пространстве ;
  • обучают в игре безопасному передвижению по улицам;
  • развивают творчество, выразительность и красоту движений;
  • формируют самоорганизацию;
  • учат контролировать и рассчитывать свои силы.

Подвижные игры являются универсальным средством полноценного психического развития ребенка:

  1. Игры с правилами учат подчиняться этим правилам, выполнять задания в соответствии с определенным алгоритмом. Правила регулируют поведение и действия детей,  регулируют взаимоотношения в коллективе, содействуют формированию воли, коллективизма, умению помогать друг другу,  воспитывают честность и дисциплинированность (например «Два мороза», «Меткий стрелок», «Шишки, желуди, орехи», «Бездомный заяц», «Выбивала» , «Ловишки» и др.)
  2. Игры с заданиями развивают внимание, логическое мышление (например «Найди предмет», «Запрещенное движение», «Фигуры», «Совушка», «Рыбак», «Метко в цель»  и т.д.).
  3. Перевоплощение в игровой образ требует от детей активной умственной деятельности, проявления воображения ( «Лохматый пес», «Курочка хохлатка» и др.)
  4. Необходимость запоминать сюжет, слова, правила развивают память. («Мой веселый звонкий мяч», «Космонавты», «Гуси-лебеди», «Мыши в кладовой»)
  5. Коммуникативные игры тренируют умение работать в коллективе, общаться, сотрудничать с другими детьми и взрослыми. ( «Выбивала», «Эстафеты», «К своим цветам» и пр.)
  6. Развивается творчество детей, воображение, особенно во время музыкально – подвижных игр. («Выполни правильно», «Угадай кто?», «Угадай чей голосок?» и др.)
  7. Постоянное изменение условий игры заставляет детей искать новые пути решения возникающих задач, а это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества и сообразительности.
  8. С помощью подвижных игр расширяются и углубляются представления об окружающей действительности и тренируют детей в ориентировке в пространстве. ( «Коршун и наседка», «Поймай комара» и д.р.)
  9. Замена реальных образов символами ( например «домик»- это веревочка на полу, обруч- «кочка» или «гнездо», ленточка- «дорожка» или «ручеек» и т.д: перенос значений в игре — путь к символическому мышлению.
  10. Подчинение правилам  игры – школа произвольного поведения и способствует появлению у детей логического мышления
  11. Подвижные игры дошкольников часто сопровождаются словами (стихами, речитативами). Слова раскрывают содержание игры, правила, объясняют, какое движение и как надо выполнить, являются сигналом для начала и окончания движений. Произнесение текста является отдыхом после интенсивных движений. Таким образом, в процессе подвижной игры появляется возможность для решения задач развития речи. Этому способствуют совершенствование функции дыхания, формирование фонематического слуха, формирование четкости артикуляции, автоматизация звуков, проговаривание речитативов подвижной игры.
Читайте также:  Как заниматься с годовалым ребенком для развития

Подвижные игры являются действенным средством и полноценного физического развития ребенка:

  1. Подвижные игры  влияют  на физическое развитие дошкольников, т. к. действуют на определенные мышечные группы ребенка, благодаря чему формируется мышечный корсет туловища, укрепляются своды стопы, формируется правильная осанка
  2. Во время игры происходит развитие сердечно – сосудистой и дыхательной систем, активизируются обменные процессы, развивается  двигательный аппарат
  3. Подвижные игры развивают физические качества. Играя, двигаясь, ребенок становится более крепким, ловким, выносливым, уверенным в своих силах, возрастает его самостоятельность. Подвижные игры служат методом совершенствования уже освоенных детьми двигательных навыков и воспитания физических качеств. В процессе игры ребенок направляет свое внимание на достижение цели. А не на способ выполнения движения. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляя ловкость и тем самым совершенствуя движения
  4. Оздоровительный эффект, достигаемый при проведении подвижных игр, тесно связан с положительными эмоциями детей, возникающих в процессе игровой деятельности и благотворно влияющими на психику ребенка. Эмоциональный подъем создает у детей стремление к достижению общей для всех цели и выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях. В ускоренном темпе выполнения задания. При такой увлеченности детей и захватывающей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающая преодолевать различные препятствия.

Таким образом, мы видим, что подвижные игры являются универсальным средством полноценного развития ребенка и применяются не только для физического развития, но и для оптимизации психических функций детей. Они помогают развавать у детей все психические процессы: восприятие, мышление, память, воображение. Развивать мыслительные операции: наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение и др.

Если подбирать подвижные игры методически грамотно, с учетом сензитивных периодов развития каких-либо сторон психики, когда развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды, то, процесс этот значительно упрощается. В частности, младший дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития действий восприятия, средний – памяти и внимания, старший дошкольный возраст – мышления.  Физическая активность дошкольника имеет первостепенное значение для протекания психических процессов. А методически грамотное распределение и проведение подвижных игр в режиме дня, в течение недели, на протяжении всего года поможет дошкольнику раскрыть свои двигательные способности и мобилизовать физические и психические силы.  Главная задача педагога – научить детей играть активно и самостоятельно, регулировать степень внимания, приспосабливаться к изменяющимся условиям, быстро принимать решения. Таким образом, играя, дошкольники обретут необходимые важные качества, формирующие гармонически развитую, активную личность.

Литература:

  1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В.Зацепин. – М.: Издательский центр «Академия». – 2003. – 368 с.
  2. Лесгафт П.Ф. Избранные труды./ Сост. И.Н.Решетень. – М.: Физкультура и спорт. – 1987. – 359 с.
  3. Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии/ под ред. Л.В.Шапковой. – СПб: «Детство – Пресс». – 2002. – 160 с.
  4.  Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: Учеб. для учащихся пед. уч-щ по специальности №2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» и №2002 «Дошкол.

Воспитание». – 3-е изд., перераб. доп. – М.: Просвещение. – 1984. – 208 с., ил.

5. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под ред. Д.И.Фельдштейна /Вступительная статья Д.И.Фельдштейна. 2-е изд. М.:Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО1. Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия: Учеб. Пособие

Источник