Игра в интеллектуальном развитии ребенка

Интеллектуальные игры.

Игра «Логические блоки Дьенеша»

Цель. Способствовать ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений

Краткое описание:

От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:

чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);

чтобы не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и форме, по толщине);

чтобы рядом были фигуры, одинаковые по размеру, но разные по форме;

чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разной формы).

Интеллектуальные игры.

Игра «Математический планшет»

Цель. Создать условия для исследовательской дея-тельности ребенка. Содействовать психосенсомоторному, когнитивному (познавательному развитию,а также развитию творческих способностей.

Краткое описание:

В игре представлены схемы, по которым дети воспроизводят рисунок при помощи резиночек и цветных фигур. Схемы можно дополнять в соответствии с уровнем развития ребенка, придумывать свои варианты. В игре представлены схемы на ориентировку в пространстве, счет, геометрия, игры с цифрами, буквами, симметрии, дорожные знаки, загадки, иллюстрируемые стихи, сказки, узоры.

Методические указания. Работая с группой детей, можно проводить зрительные и слуховые диктанты на математическом планшете.

Интеллектуальная игра.

Игра «Геометрическая мозаика»

Цель. Закреплять знания о геометрических фи-гурах и основных цветах, о величине предметов. Развивать зрительное восприятие, память. Способствовать развитию интеллектуальных способностей.

Краткое описание:

Предложить детям разложить вырезанные геометрические фигуры по группам:

по цвету (все синие фигуры, все зеленые фигуры и т. д.)

по размеру (маленькие треугольники и большие треугольники, маленькие квадраты, большие и средние квадраты и т. д.)

по форме (все треугольники, все квадраты, все половинки кругов и т. д.)

выкладывание таких же картинок из набора геометрических фигур сначала методом наложения на карточку, затем рядом с картинкой, а потом-по памяти.

Предложите игрокам выложить из геометрических фигур любое изображение.

Интеллектуальная игра.

«Запоминай-ка»

Цель. Развивать зрительное восприятие, произ-вольное внимание, память. Развивать наглядно-образное мышление

Краткое описание:

В игре 12 карточек. Задания для каждой карты на усложнение. На первом этапе предлагаем рас-смотреть и запомнить, что нарисовано. Показывая 2 карту, дети определяют, что изменилось по сравнению с первой картой. На следующем этапе, дети рассматривают запоминают и рисуют увиденные фигуры, затем цифры, запоминая очередность рас-положения цифр. На последнем этапе ребенку предлагаем вспомнить и нарисовать схематические изображения, соответствующие различным картинкам.

Интеллектуальная игра.

Игра «Опасные предметы»

Цель. Развивать словесно-логическое мышление

Краткое описание:

Разложив перед детьми игрушки и рисунки с предметами, воспитатель предлагает детям определить, какие предметы опасны для игры и почему, где следует хранить эти предметы. Дети рассказывают, где должны хранится опасные предметы. Как надо вести себя ,если в руках находится подобный предмет. Можно ли отвлекать, толкать человека, если он режет, шьет, прибивает гвоздь. Что может при этом случиться

Интеллектуальная игра.

Игра «Признаки»

Цель. Учить детей определять одинаковые признаки у разных предметов, развивать логическое мышление.

Краткое описание:

В игре принимают участие 1-10 человек. Начи-нать лучше с одной круглой карточки. Предлагаем ребенку из 40 карточек подобрать к ней4 подходящих и присоединит так, чтобы они логически дополняли центральную карточку. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно.

Методические указания. Для группы детей игра должна быть соревновательной -кто быстрее справится с заданием.

Интеллектуальная игра.

Игра «Что из чего сделано»

Цель. Закреплять знания детей о различных материалах и изделиями из них. Развивать логическое мышление.

Краткое описание:

В игре принимают участие 1-10 человек. Начинать лучше с одной круглой карточки. Предлагаем ребенку из 4 карточек подобрать к ней подходящих и присоединит так, чтобы они логически дополняли центральную карточку. Количество круглых карточек-заданий следует увеличивать постепенно.

Методические указания. Для группы детей игра должна быть соревновательной -кто быстрее справится с заданием.

Интеллектуальная игра.

Игра «Викторина первоклассника»

Цель. Помочь детям психологически подготовиться к школе, учить быстро отвечать на вопросы. Развивать скорость мышления.

Краткое описание:

Игроки ходят по очереди, установленной по договоренности или по жребию. В свой ход игрок бросает кубик и переставляет фишку на выпавшее число клеток. Переместив фишку игрок отвечает на вопрос карточки из стопки соответствующего цвета. Если игрок ответил правильно, то ход переходит к следующему игроку. Если игрок ответил неправильно, игрок бросает кубик и отступает назад на выпавшее значение. После чего сразу же отвечает на вопрос соответствующего клетке цвета. Так продолжается до тех пор, пока игрок либо не ответит правильно, либо не вернется домой. Выигрывает тот, кто первым придет в школу.

Интеллектуальная игра.

Игра «Подбери картинку»

Цель. Учить классифицировать предметы, называть группы предметов обобщающими словами, обогащать словарный запас. Развивать внимание, память, мышление

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам после года мальчику

Краткое описание:

Выбирают ведущего. Он перемешивает поля и карточки и выдает каждому игроку по одному полю, а карточки кладет в отдельную стопку. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и называет ее. Игроки методом классификации определяют принадлежность предмета к своей карте, подает сигнал-при правильном ответе ведущий отдает игроку карточку. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.

Интеллектуальная игра.

Игра «Угадай животных»

Цель. Закреплять знания о диких животных, среде его обитания, питании. Развивать логическое мышление.

Краткое описание:

Выбирают ведущего. Он перемешивает поля и карточки и выдает каждому игроку по одному полю, а карточки кладет в отдельную стопку текстом вниз. Ведущий берет из стопки верхнюю карточку и вслух читает текст загадки на ней. Если игрок, у которого на поле есть изображение этого животного, отгадал загадку, и правильно ответил на вопросы о нем (где живет, чем питается, какой характер, то ведущий отдает ему карточку с загадкой. Если игрок сделал ошибку, ведущий поправляет его, но карточку кладет под низ стопки. Первый, кто закроет все участки на своем поле, объявляется победителем.

Интеллектуальная игра.

Игра «Откуда хлеб на столе?»

Цель. Учить последовательно выкладывать сюжетные картинки, развивать речь, учить логически мыслить, развивать интеллектуальные способности.

Краткое описание:

Для составления цепочки выберите одну из 3 тем (молоко, масло или хлеб). Сначала взрослый вместе с детьми выкладывает цепочку, путем обсуждения выбирают правильное решение установления последовательности картинок. Далее дети самостоятельно выкладывают цепочку и составляют рассказ по теме.

Методические указания. Попробуйте составить любую из цепочек только в обратном порядке. Рассказ начинайте не с первой, а с последней картинки цепочки.

Интеллектуальная игра.

Игра «Веселый багаж»

Цель. Учить классифицировать предметы одной группы, подбирать слова на определенный звук. Развивать гибкость ума.

Краткое описание:

Первым действует тот из игроков, у кого самые короткие волосы, затем его сосед слева, далее по часовой стрелке. У каждого игрока есть 4 действия:

посмотреть любую карточку;

положить ее на место ;

не глядя переложить одну карточку на место другой;

менять местами можно только по 2 карточки.

Действия можно комбинировать по разному, главное, чтобы их было не больше 4. Меньше-можно.

Тот, кто смог выложить последнюю недостающую карточку для поезда, забирает этот поезд себе. Поезд-это паровозик и 4 вагончика.

Методические указания.

Если вы просто смотрите карточку, она остается лежать картинкой вниз. Если вы меняете карточки местами, то их придется положить картинками вверх.

Интеллектуальная игра.

Игра «Прочитай словечко»

Цель. Формировать навыки звукового анализа и синтеза, навыки соотнесения звука с буквой, способствовать формированию плавного слитного осмысленного чтения. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Краткое описание:

На первом этапе ведущий предлагает детям выделить первые звуки в названиях предметов, изображенных на карточке, затем произнести выделенные звуки, делая паузу там, где пустое окошко, и назвать получившееся слово. На втором этапе можно попросить детей прочитать слово на игровой карточке, найти пропущенную букву и поставить фишку с этой буквой на пустой квадратик. На третьем этапе предложите детям найти пропущенную букву и обозначить ее фишкой с нужной буквой. И на последнем этапе по сигналу ведущего игроки подбирают фишки с буквами и накладывают их на пустое окошко. Команда, которая вы-полнила задание первой, читает слова и становится победителем.

Интеллектуальная игра.

Рассказ «»

Цель. Учить детей говорить «тоненьким» голосом и низким голосом. Выработка умения повышать и понижать тон голоса.

Краткое описание:

Воспитатель начинает рассказывать, сопровождая свою речь показом на фланелеграфе соответствующих фигурок: «Утром рано на даче вышли мы погулять. Слышим, кто-то тоненько пищит: «пи-пи» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). Смотрим, это птенчик сидит на дереве и пищит; ждет, когда ему мама червячка принесет. Как тоненько птенчик пищит? («Пи-пи-пи».) В это время птичка прилетела, дала птенчику червяка и запищала: «пи-пи-пи» (произносит звукоподражание более низким голосом). Как мама-птичка пищала? («Пи-пи-пи».)

Птичка улетела, и мы дальше пошли. Слышим, кто-то у забора тоненько кричит: «мяу-мяу-мяу» (произносит звукоподражание «тоненьким» голосом). И выскочил на дорожку котенок. Как он мяукал? (Дети воспроизводят образец воспитателя.) Это он маму-кошку звал. Услышала она, бежит по дорожке и мяукает:

«мяу-мяу-мяу» (говорит «мяу-мяу» более низким голосом). Как кошка мяукала? («Мяу-мяу-мяу».)

А сейчас, дети, я вам покажу, кто к нам в гости пришел». Воспитатель достает кошку, показывает, как она идет по столу, потом садится. «Как кошка мяукает?» Дети, понижая голос, говорят: «мяу-мяу-мяу».

Затем педагог достает котенка, птицу, птенчика, а дети подражают их голосам.

Методические указания. Следить, чтобы дети не кричали, а говорили спокойно, повышая и понижая голос в доступных для них пределах.

Источник

Слизова Кристина
Игры по развитию интеллектуальных способностей у детей

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ”ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 7 ”ЖЕМЧУЖИНКА” МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ295047 г. Симферополь ул. М. Донского 14,тел: (0652) 48-92-08 E-male: duu7-zhemchuzhinka@rambler.r

Читайте также:  Беседы для родителей роль семьи в развитии ребенка

«ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ.

Подготовила: педагог-психолог МБДОУ №7 «Жемчужинка» Слизова К. А.

Симферополь,2017

Актуальность:

«Без игры нет, не может быть полноценного умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Для современной образовательной системы проблема умственного, интеллектуального развития чрезвычайно важна. На первый план выдвигается задача формирования творческой личности, умеющей активно проявлять умственные способности.

Современный педагог ставит своей целью воспитание ребёнка-дошкольника – творчески развитого, инициативного, раскрепощенного, с высоким уровнем развития познавательных процессов, умеющего самостоятельно искать знания.

Этому способствует игра – один из основных видов детской деятельности. Игра как процесс, через который формируется активность, целеустремленность, любовь к труду, положительное отношение к школе, умение проводить самооценку и самоконтроль.

В основу развивающих игр положены три принципа обучения – это «от простого к сложному», «самостоятельно по способностям», «постепенность и систематичность».

Это позволяет разрешить в игре сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей:

развивающие игры дают пищу для ума с самого раннего возраста;- задания – ступеньки создают условия для развивающего обучения;

развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, а кроме того, как и все игры не терпят принуждения.

Богатый занимательный математический материал и доступный в практическом применении предлагает Зинаида Алексеевна Михайлова в пособии «Математика от трех до семи».

«Математика – это интересно». Разработанная ею система работы с дошкольниками представлена в игровой форме. Это – игры-путешествия, математические конкурсы, развлечения, вечера досуга, организуемые с детьми и включающие логические (занимательные) задачи или задачи-смекалки, логические игры («Найди ошибку», «Найди сходства, отличия», «Четвертый (третий) лишний», «Лабиринты», «Найди недостающую фигуру».

«Кубики Никитина» – прекрасный дидактический материал для развития логического мышления, восприятия, внимания. Борис Павлович Никитин разработал  систему таких развивающих игр, как «Сложи узор», «Куб для всех», «Уникуб», «Сложи квадрат», «Точечки». Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора и т. д.

Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоскостного рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации.

На восприятие цвета, формы, величины используются логические блоки Дьенеша – эффективное пособие, разработанное  для подготовки мышления детей к усвоению математики.   Дидактическое пособие «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом,каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной.

Сначала предлагаются самые простые игры:

«Раздели фигуры (блоки)» (по цвету, или форме, или размеру, или толщине)

«Найди фигуру (блоки)» (по цвету, форме, размеру, толщине)

«Создай образ» (по схеме)

Далее проводится более сложный вариант. Это разбиение блоков по свойствам (с использованием кругов, «Домино».

Уникальный по своим возможностям и доступный в применении дидактический материал «Цветные палочки Кюизенера». Универсальный материал для развития у детей логико-математических способностей разработал бельгийский учитель начальной школы Джордж Кюизинер.

«Палочки Кюизенера» – это набор счетных палочек, которые еще называют «цветными палочками», «цветными числами». В наборе содержатся четырехгранные палочки 10 разных цветов и длиной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем больше длина палочки, тем больше числовое значение она выражает. «Счетные  палочки Кюизенера»  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет «через руки» ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, мелкой моторики.

На начальном этапе занятий  палочки Кюизенера используются как игровой  материал.  Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу игр и занятий, знакомясь с цветами, размерами и формами.

На втором этапе  палочки уже выступают как математическое пособие. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.   

Для интенсивного развития пространственного мышления, памяти, внимания, творческого воображения, конструкторских способностей, мелкой моторики применяются игры Вячеслава Вадимовича Воскобовича.

В основном, это игры – конструкторы и головоломки, сопровождающиеся сказочными сюжетами. Самые известные – «Квадрат «Воскобовича» (конструирование предметов по типу оригами, «Геоконт».

Читайте также:  Дидактические игры в диагностике музыкального развития ребенка

Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать – это «Математические корзинки», «Чудо крестики», «Счетовозик», «Теремки Воскобовича», «Игровизор» и др.

Основным принципом технологии Воскобовича является развитие детей в игре, с помощью которой выстраивается почти весь процесс обучения ребенка-дошкольника.

В работе с дошкольниками используется технология ТРИЗ. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем».  Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр, в ходе которых дети самостоятельно добывают знания, выявляют противоречия в объекте,явлении:  

«Волшебный мешочек» (на ощупь)

«Похвалушки» (двое детей хвалят каждый свой предмет)

«Вдвоем» (по очереди рассказывают о предмете, придерживаясь схем)

«Загадка» (составление рассказа – загадки, не называя предмет)

«Хорошо – плохо» или «Розовые – черные очки»

«Чудесные вещи» (придумывание, изобретение чего-то нового, перенося свойства одного предмета на другой)

«Придумай сказочку» (привычные объекты начинают обладать  необычными свойствами)

ТРИЗ дает возможность детям проявлять индивидуальность, учит их нестандартно мыслить, снимает чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение.

Особое место в работе с детьми занимают игрына составление целого из частей: «Танграм», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Листик», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора». Сущность этих игр состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образу или замыслу. Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры (н., квадрата в игре «Танграм» или круга в «Волшебном круге») на несколько частей. Способ действия в играх прост, однако требует умственной и двигательной активности, самостоятельности.

Из любого набора можно составить изображения разнообразной конфигурации: силуэты животных, птиц, человека, транспорта, узоры. Силуэтное изображение схематично, но образ легко угадывается по основным, характерным признакам предмета, форме. Изображения можно выкладывать по готовым схемам, либо по собственному замыслу, проявляя наглядно-образное, логическое мышление, творчество, фантазию. Влияние геометрических конструкторов многогранно. Они развивают пространственное представление, воображение, конструктивное мышление, комбинаторные, сенсомоторные способности, смекалку, целенаправленность.

В практике широко используется группа игр, развивающих интеллект дошкольников, в ходе которых дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результатах, т. е. активно мыслить – это головоломки.Головоломки могут быть:

арифметическими (угадывание чисел);

геометрическими (с палочками, разрезание бумаги, сгибание проволоки);

буквенными (изографы, ребусы, кроссворды).

Они интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата. Например, с помощью 4 палочек сложить на столе два треугольника. Увлекательные ребусы для детей – это не только отличная гимнастика для развития интеллекта, но и хорошая возможность пополнить словарный запас детей. Кроссворды, обогащают знания об окружающем мире, учат правильному написанию слов.

Развивающие игры, в которых ребёнку необходимо отгадывать загадки, любят все дети. Загадки расширяют кругозор, развивают мышление, тренируют сообразительность, логику и интуицию, т. к. в них присутствует уподобление, сравнение, метаморфическое описание предмета. Для решения даже самой простой загадки надо многое знать об окружающем мире. В процессе поиска правильного ответа дети в игровой форме учатся рассуждать и делать необходимые выводы.

Н: «Красные двери в пещере моей,Белые звери стоят у дверей. И мясо, и хлеб – всю добычу мою – Я с радостью белым зверям отдаю».

Не остаются без внимания игры с использованием пословиц, поговорок («Повтори», «Послушай и закончи», «Скажи по-другому» (Одно дело сказать о ком-либо, что он причиняет неудобства своим постоянным присутствием, другое – что он «надоел как горькая редька»; одно дело сказать, что кто-либо пришел неожиданно, другое – что он «свалился как снег на голову»). Обладая мощным воспитывающим, эстетическим и развивающим потенциалом, пословицы и поговорки могут успешно использоваться в работе с детьми. В процессе работы над пословицами и поговорками ребенок учится рассуждать и обосновывать свою точку зрения, приобретает умение видеть и объяснять скрытый смысл пословиц и поговорок.

В современном мире развивающих игр большое разнообразие. Их использование будет более эффективным лишь в тесном сотрудничестве ДОУ и семьи, педагогов и родителей. Еще раз, говоря о значении развивающих игр в интеллектуальном развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что «знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мертвый груз. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество».

Источник