Игра средство умственного развития ребенка

«Дидактическая игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта: ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано проявляется интерес к жизни и работе взрослых. Поскольку одним из основных видов деятельности дошкольника (в силу возрастных особенностей) является игра, то бесспорна роль игры, обучающей и воспитывающей – игры дидактической в подготовке их к школе.

Само название – дидактическая игра – говорит о том, что она имеет своей целью умственное развитие детей (умение сравнивать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать умозаключения) и, следовательно, может рассматриваться как прямое средство умственного воспитания.

В процессе дидактической игры разнообразные умственные процессы активизируются и принимают произвольный характер: чтобы понять и принять замысел игры, усвоить игровые действия и правила, нужно активно выслушать и осмыслить предложение воспитателя, его объяснение. Задачи, поставленные игрой, требуют сосредоточения внимания, активной деятельности анализаторов, процессов различения, сравнения, обобщения.

Необходимо учитывать меру программного содержания и конкретные задачи умственного воспитания, которые решаются в каждой отдельной игре. Из множества задач воспитатель может оставить одну познавательную задачу и решению ее подчинить ход дидактической игры и разнообразие игровых действий. В содержание дидактической игры входят дидактическая задача (определяется программой), игровая задача (цель конкретной игры), правила игры, игровые действия, более или менее выраженный результат игры – ее итог. Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Каждая дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены ее содержанием, игровым замыслом. Благодаря правилам (именно правила определяют характер и способ действий) воспитатель управляет поведением детей, строит их взаимоотношения в игре, организует и руководит воспитательно – образовательным процессом. Содержание игры, игровой замысел, игровые действия и правила взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одного из них делает игру невозможной. Дидактическая игра имеет определенный результат (финал игры). Для воспитателя результат игры всегда является показателем успехов детей в усвоении знаний, в умственной деятельности, в характере взаимоотношений.

Во многих дидактических играх очень отчетливо выступает упражнение, но игра не может быть отождествлена с упражнением, ибо основу ее составляют игровые отношения детей, игровой замысел, игровые действия. Многие дидактические игры не вносят ничего нового в занятия детей, но они учат их применять знания в новых условиях или содержат умственную задачу, решение которой требует проявления разнообразных форм умственной деятельности.

Воспитатель детского сада должен продумывать связь дидактической игры с другими видами детской деятельности.

Существует много методов и приемов организации и руководства дидактическими играми. Воспитатель должен стремиться овладеть как можно большим их числом. И только хорошее знание, и умелое применение их на практике в сочетании с другими видами деятельности детей при соблюдении определенных педагогических условий сможет наиболее эффективно обеспечить умственное развитие дошкольников.

К умственной активности побуждают такие условия, как: формирование у детей эмоционально – положительного отношения к предстоящей деятельности посредством поэтапного введения дидактических задач, облеченных в игровую образную форму; создание игровых мотивов, определяющих их отношение к умственному труду; поддержание интереса ребенка в процессе проведения дидактической игры; учет индивидуальных и возрастных особенностей детей; владение методикой подготовки и проведения дидактической игры. При соблюдении этих условий и умелой организации, и проведении дидактической игры может быть обеспечена ее ведущая роль в развитии и воспитании дошкольников.

Интерес детей к игре используется в разных педагогических целях. Первоначальное знакомство ребенка с окружающим начинается с познания предметной действительности, свойств и пространственного расположения предметов. Уже на этом возрастном этапе через дидактические игры закладываются основы сенсорной культуры. Если в группе раннего возраста воспитатель развивает у ребенка интерес к играм при ознакомлении с разными дидактическими игрушками, дает некоторые сведения о цвете, форме и величине предметов, то в младшей группе задача игры несколько усложняется – закрепляя и расширяя знания детей об окружающих предметах через сенсорные эталоны, воспитатель учит их выполнять определенные действия и соблюдать правила: по сигналу одновременно или поочередно начинать и прекращать действие.

С усложнением задач и игровых действий изменяется и роль ребенка в игре. В средней группе дети, знакомясь с новыми дидактическими играми, вместе с тем выступают уже в новом качестве – учатся выполнять роль ведущего. В ходе игр у них формируются внимание, наблюдательность, настойчивость.

В старшей группе дошкольники приучаются уже самостоятельно организовывать игры, объединяясь в подгруппы по 2 – 4 человека, повышаются требования к точности выполнения ими правил и игровых действий.

Такая организация работы позволяет на новом возрастном этапе – в подготовительной группе закрепить у ребенка умение самостоятельно организовывать игры и исполнять роль ведущего и постепенно приучить согласовывать свои действия с действиями партнеров по игре, найти свое место в коллективе. На этом этапе развивается сообразительность, умение самостоятельно и творчески решать поставленную задачу.

Играя, ребенок приобщается к труду – у дошкольников он сводится в основном к труду по самообслуживанию, но это важная ступенька приблизиться к труду взрослых, понять его необходимость. Общество готовит его к общественно – полезному труду; учит соблюдать нравственные нормы и правила. Дидактические игры, прежде всего сюжетно – ролевые, учат детей строить отношения между собой и со взрослыми на нравственной основе, воспитывая нравственное поведение, волю, эмоционально – положительный тон в процессе эмоционально – личностного и делового общения со взрослыми, доброжелательность.

Музыкально – дидактические игры в доступной игровой форме развивают музыкальные восприятия детей, формируют эмоциональную отзывчивость, приобщают к разным видам музыкальной деятельности (пению, движениям под музыку, игре на музыкальных инструментах), формируют музыкальные способности. Дидактические игры по художественно – эстетическое воспитанию не только формируют художественные способности, эстетическую и эмоциональную культуру ребенка, стимулируют его творческий потенциал, но и плодотворно влияют на общее психическое и умственное развитие.

В распоряжении воспитателя детского сада – большое разнообразие дидактических игр. Целенаправленное их использование поможет ему в решении вопросов разностороннего воспитания и развития ребенка и в формировании его готовности к обучению в школе.

Источник

мария макшанова
Игра как средство умственного развития детей дошкольного возраста

” Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности”. В. А. Сухомлинский

В последние годы в связи с социальными изменениями в обществе, информатизацией, а также усиленной подготовкой ребёнка к обучению в школе из мира детства, к сожалению, уходит игра. Перестают создаваться или распадаются детские дворовые сообщества. Социальный мир ребёнка становится замкнутым, ограниченным общением с близкими людьми или виртуальным общением. Несмотря на призывы дошкольных педагогов сохранить детство, беспокойство о том, что ребёнок пойдет в школу не подготовленным, становится главной целью родителей. Эта тенденция оказывается неоправданной- и ведёт за собой социальные последствия, которые трудно впоследствии предсказать. Сегодня дошкольное образование призвано вернуть в детство игру. Ту самую, познавательную, исследовательскую, творческую, в которой ребёнок учится общаться, взаимодействовать, с помощью которой он познаёт мир, отношения объектов и людей в этом мире. Это игра, в которой малыш взрослеет. Ведь главная миссия дошкольного образования – наполнить жизнь ребёнка позитивными переживаниями детства! Главный принцип ФГОС – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в развитии человека. В рамках образовательного процесса педагоги должны обеспечить живое, заинтересованное общение ребёнка со взрослыми и сверстниками в разных видах детской деятельности, ведущее место среди которых по-прежнему отводится игре. Работа по ФГОС предполагает таким образом построить образовательную деятельность, чтобы игровая ситуация стала частью жизни ребёнка.

Как верно заметил Рубинштейн: ” Игра- практика развития“. Так, ей принадлежит существенная роль в умственном воспитании детей. В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Ведущую роль игры в формировании психики ребёнка отмечали крупнейшие педагоги и психологи (К. Д. Ушинский, А. С. Макаренко, А. М. Горький, Н. К. Крупская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Луначарский, Д. Б. Эльконин и многие другие). Практические задачи, которые должен решить в игре ребёнок, отличаются от учебных. Содержание игровых задач продиктовано самой жизнью, окружением ребёнка, его опытом, знаниями. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого.

Прежде чем раскрыть роль игры в умственном развитии детей дошкольного возраста, напомним о задачах,основными из которых являются:

1. Формирование системы научных знаний о природе и обществе.

2. Развитие умственной деятельности: мыслительных процессов и операций, познавательной активности и самостоятельности, культуры умственного труда.

3. Воспитание познавательных интересов, любознательности.

4. Формирование речи, пополнение и активизация словаря, развитие правильного звукопроизношения, развитие связной разговорной речи.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребёнка.

Первая группа – предметные игры как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы дети познают форму, цвет, объём, материал, мир животных, мир людей.

Вторая группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет- форма интеллектуальной деятельности. Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. В таких играх дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.

Отдельные виды игр по-разному воздействуют на умственное развитие детей:

* сюжетно-ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения;

* игры-драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь;

* строительно-конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.

Игра будет активно воздействовать на умственное развитие ребёнка, если воспитатель обогащает её содержание, правильно организует.

Основным средством умственного развития детей является дидактическая игра.

В последнее время поиски учёных (З. М. Богуславская, О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, Е. И. Смирнова) идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта, которые характеризуются гибкостью, инициативностью мыслительных процессов, переносом сформированных умственных действий на новое содержание. В таких играх часто нет фиксированных правил, напротив, дети ставятся перед необходимостью выбора способов решения задачи. Авторы чаще называют их развивающими.

Источник

Консультация для родителей

«Дидактическая игра, как важное средства для умственного развития»

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.
«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования. В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».
В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настолько-печатные;

в) словесные.
Вводить новые игры нужно постепенно. Они должны быть доступны детям и вместе с тем требовать определенного напряжения сил, способствовать их развитию и самоорганизации.
Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребенка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.
Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. Основным элементом дидактической игры является дидактическая задача. Она тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают ее выполнение.
Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни), развитие речи, (закрепление правильного звукопроизношения, обогащение словаря, развитие связной речи и мышления). Дидактические задачи могут быть связаны с закреплением элементарных математических представлений.
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность (природа, люди, их взаимоотношения, быт, труд, события общественной жизни и др.).
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Детям младшего дошкольного возраста очень трудно соблюдать очередность. Каждому хочется первым вынуть игрушку из «чудесного мешочка», получить карточку, назвать предмет и т. д. Но желание играть и играть в коллективе детей постепенно подводит их к умению тормозить это чувство, т. е. подчиняться правилам игры.
Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.
Дидактические игры способствуют формированию у детей психических качеств: внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость детям.
Игра незаменима как средство воспитания правильных взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством воспитания коллективизма.
Дидактические игры способствуют и художественному воспитанию — совершенствованию движений, выразительности речи, развитию творческой фантазии, яркой, проникновенной передаче образа.
Дети всех возрастных групп играют в куклы. Такие игры, как «Угощение куклы», «Купание куклы», «Прогулка с куклой», «Укладывание куклы спать» и другие, используются в основном для закрепления, уточнения и расширения бытового словаря и развития связной речи, и меньше всего обращается внимание на использование этих игр с воспитательной целью. Кукла — любимая игрушка детей. Они обращаются с ней так, как мама обращается со своим ребенком. Это формирует у детей такие положительные качества, как бережное отношение к кукле, нежность, ласка, внимание, желание видеть куклу всегда чистой, опрятной, причесанной. Если взрослые будут прививать в процессе игр эти качества,— ребенок не бросит куклу на пол, не будет таскать ее за ногу. Сформированные положительные моральные качества будут постепенно переноситься на взаимоотношения самих детей.
Многие дидактические игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (чайная, столовая, кухонная посуда, мебель, одежда, обувь, продукты).
Дидактические игры — незаменимое средство обучения детей преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их деятельности. Эти игры таят в себе большие возможности и воспитательного воздействия на детей дошкольного возраста.

Источник

Ирина Кузнецова
Консультация на тему «Дидактическая игра как важное средство умственного развития детей»

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний. Сущность игры, по Л. С Выготскому, состоит в том, что она есть исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.

Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений. Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

Итак:

Игра – это такая форма деятельности, в которой дети, создавая специальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии.

Именно поэтому игра – это ведущая деятельность, она дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизни ребенок вступить не может.

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реализации желаний.

Игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.

Игра – это особая форма освоения действительности путем ее воспроизведения, моделирования.

“Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ” В. А. Сухомлинский

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может принять непосредственное участие в системе общественного труда, когда возникает “пустой” промежуток времени, когда надо подождать, чтобы ребенок подрос. У ребенка имеется тенденция в эту жизнь активно входить. На почве этой тенденции и возникает игра.

Дидактические игры – это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения (В. Н. Кругликов, 1988)

Дидактическая игра — это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра — это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

Дидактическая игра является одним из важных методов активного обучения детей, при этом игровая ситуация, как правило, берется исходя из методической основы занятия. Роль каждого из участников в игре четко определена, имеются правила и определенная система оценок, а в игре предусмотрен строгий и поэтапный порядок действий.

В игре ребенок развивается физически, приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива., через игру дети могут познать жизнь, познать самих себя.

«Программа воспитания в детском саду» предъявляет к дидактическим играм большие требования.В ней говорится: «С помощью дидактических игр воспитатель осуществляет сенсорное воспитание детей, развивает познавательные процессы (любознательность, понимание взаимосвязи простейших явлений и т. д.). Он использует игру как средство развития мышления, речи, воображения, памяти, расширения и закрепления представлений об окружающей жизни».

Обязательным компонентом дидактической игры являются ее правила. Правила служат тому, чтобы организовать поведение ребенка и его действия. Правила делают игру напряженной и интересной, ставят запреты и предписания, которым должен следовать ребенок в процессе игры. Для соблюдения правил ребенок должен учиться преодолевать отрицательные эмоции, которые проявляются из-за неудачных результатов, учиться прилагать усилия воли. Когда вы определяете правила игры, в которую хотите играть, не ставьте слишком жестких или невыполнимых пока для ребенка условий. Ребенок должен получать радость от выполнения задания.

Остановимся более подробно на структурных компонентах дидактической игры.

Игровой замысел – первый структурный компонент игры – выражен, как правило, в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе. Игровой замысел часто выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры, или в виде загадки. В любом случае он придает игре познавательный характер, предъявляет к участникам игры определенные требования в отношении знаний.

Каждая дидактическая игра имеет правила, которые определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки. Кроме того, правила игры воспитывают умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что-то детям в игре, делать игру занимательной, напряженной.

Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата. Важно, определяя правила игры, ставить детей в такие условия, при которых они получили бы радость от выполнения задания.

Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые регламентируются правилами игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения цели игры.

Учитель, как руководитель игры, направляет ее в нужное дидактическое русло, при необходимости активизирует ее ход разнообразными приемами, поддерживает интерес к игре, подбадривает отстающих.

Благодаря наличию игровых действий дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогают повысить произвольное внимание детей, создают предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра. В разных играх игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т. д.

Игровое действие, состоящие из нескольких игровых элементов, сосредотачивает внимание детей на содержании и правилах игры на более длительное время и создает благоприятные условия для выполнения дидактической задачи.

Используя дидактическую игру в воспитательно-образовательном процессе, через ее правила и действия у детей формируют корректность, доброжелательность, выдержку.

Основой дидактической игры, которая пронизывает собой ее структурные элементы, является познавательное содержание или дидактическая задача. Познавательное содержание заключается в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы, поставленной игрой.

Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленности воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющимися знаниями и представлениями. Иначе говоря, определяя дидактическую задачу, надо прежде всего иметь в виду, какие знания, представления детей должны усваиваться, закрепляться детьми, какие умственные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности детей можно формировать средствами данной игры.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка.Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Оборудование дидактической игры в значительной мере включает в себя оборудование. Это наличие технических средств обучения. Сюда также относятся различные средства наглядности, а также дидактические раздаточные материалы

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и дает детям моральное и умственное удовлетворение. Для воспитателя результат игры всегда является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний.

Подведение результатов имеет большое значение, так как дает участникам моральное удовлетворение.

В любом случае необходимо оценить дидактический результат игры.

Дидактический эффект усиливается если дети принимают участие в подготовке атрибутов и призов, а также в разработке правил игры.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Без игрового замысла и игровых действий, без организующих игру правил, дидактическая игра или невозможна, или теряет свою специфическую форму, превращается в выполнение указаний, упражнений.

Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, ее эффективность, приводят к желаемому результату.

Подведение итогов (результат) – проводится сразу по окончанию игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполняли игровое задание; определение команды – победительницы, необходимо при этом отметить достижение каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы.

Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Задача, стоящая перед воспитателем,существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу.

Методика организации дидактических игр

Организация дидактическихигр педагогом осуществляется в трех основных направлениях :подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

– отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения :углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей,активизация психических процессов;

– установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

– определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры;

– выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

– определение количества играющих ;

– подготовка необходимого дидактического материала для игры;

– подготовка к игре самого воспитателя : он должен изучить и осмыслить весь ход игры,свое место в игре, методы руководства игрой;

– подготовка и игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

– ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом,который будет использован;

– объяснение хода правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;

– показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действия, показывая,что в противном случае игра не приведет к нужному результату;

– определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего,болельщика или арбитра;

– подведение итогов игры–это ответственный момент, когда дети добиваются в игре, можно судить об его эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребенка. В конце игры педагог спрашивает у детей, понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной.Анализ проведения игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения :какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры избежать в последствии ошибок. Кроме того, анализ позволяет выявить индивидуальные особенности в проведении и характере детей и, значит правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с постоянной целью помогает варьировать игру, обогащать ее новым материалом в последующей работе. Игра становится методом обучения,принимает форму дидактической,если в ней четко определены дидактическая задача, игровые правила и действия. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями учит, как их надо выполнить. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются,систематизируются,обобщаются.

С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания общаясь с воспитателем со своими сверстниками в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями,действиями в роли болельщик, а ребенок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития.

Дети малоактивные,неуверенные в себе, менее подготовленные,как правило в начале берут на себя роль болельщиков,при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Источник