Игра средство коррекции развития ребенка
Информационно-методическая статья для педагогов
дошкольного образования.
ИГРА КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ДОШКОЛЬНИКОВ.
Автор: Демина Марина Николаевна
ГБДОУ детский сад №31
2014 г.
Санкт-Петербург
Игра как средство личностного развития, коррекции проблем поведения имеет не только педагогические цели, но и оказывает терапевтическое влияние на ребенка. Психологи указывают, что одна из функций состоит в том, чтобы проблемы и конфликты, разрешение которых зависит от ребенка, превращать в ситуации, поддающиеся контро-лю. Именно в игре у ребенка есть возможность «отыграть» свой негативный опыт, т.е. «отреагировать» на ситуации, которые в реальной жизни слишком сложны, запутаны, неприятны. С этой точки зрения игра для дошкольников наиболее естественная оздоровляющая деятельность, которой они могут заняться.
и Кроме того, в игре дети удовлетворяют свою потребность в состязательности и учатся взаимодействовать с другими людьми. Таким образом, именно игровая деятельность помогает детям раскрепоститься, научиться сопереживать окружающим и выработать определенные навыки социального поведения. Поэтому вопросы использования игры как средства преодоления поведенческих и личностных проблем ребенка широко изучались в отечественной и зарубежной психологии и психотерапии многими исследователями: М.Клейном, Г.Л.Лэндретом, А.И.Захаровым, А.С.Спиваковской, М.А.Чистяковой и др.
Анализ психотерапевтической, психологической, психолого-педагогической литературы позволяет определить игры, специально направленные на преодоление проблем в поведении ребенка, как коррекционные. При этом можно выделить два основных направления практического использования коррекционных игр в работе с дошкольниками.
Первое направление предполагает использование свободных и самостоятельных игр детей, и получило название «недирективной игровой терапии». Недирективная игровая терапия основывается на том, что поведение ребенка направляется стремлением к наиболее полной самореализации, следовательно, цели такой игровой коррекции состоит в помощи ребенку в самопознании и развитии самоуправления. Основная задача данного направления игровой терапии состоит в создании или восстановлении отношений между ребенком и взрослыми.
В ходе проведения недирективной игровой терапии ребенок приглашается в хорошо оснащенную игровую комнату и получает возможность играть в ней так, как ему захочется Во время игровой деятельности взрослый демонстрирует ребенку его безусловное приятие – не требует никаких изменений, создает чувство безопасности и вседозволен- ности, веру в возможности ребенка, позволяет ему всегда быть лидером и самому решать свои проблемы (избегать директив, указаний, оценок). Вместе с тем, игровой терапевт демонстрирует ребенку сочувствие, отражая его чувства в речи таким образом, что ребенок постепенно приходит к осознанию своих переживаний. Такая позиция взрослого приводит к возрастанию социальной компетентности ребенка и дает ему возможность самому справляться со своими проблемами.
Второе направление в практике использования коррекционных игр предполагает создание взрослым (психологом, социальным педагогом) и проигрывание вместе с детьми специальных игр и упражнений, помогающих преодолеть различные трудности в поведении, развить эмоциональную сферу ребенка, обучить его адекватным способам реагирования на проблемную ситуацию.
Под коррекционными играми, в которых смоделированы определенные особенности поведения ребенка, игры, специально направленные на развитие положительных черт и преодоление отрицательных стереотипов поведения.
Одним из первых отечественных исследователей, предложивших использование игр для коррекции поведения дошкольников, преодоления у них повышенной тревожности страхов, является А.И.Захаров. Его игры строятся по типу игр-драматизаций, отличаются от них более свободным построением сюжета, отсутствием большого количества декораций, специально разучиваемых слов. А.И.Захаров подчеркивает, что поскольку правила коррекционной игры накладывают определенные ограничения, даже дети с психоподобным поведением, нередко претендующие на ведущие роли, вынуждены как-то соизмерять свои действия, подстраиваться под общую тональность игры там, где они раньше действовали напрямик – «хочу и все».
В исследования А.И.Захарова и А.С.Спиваковской были разработаны принципы проведения и организации коррекционных игр, которые имеют большое значение не только для психотерапевтической практики, но и для психолого-педагогической работы с поведенческими проблемами старших дошкольников. По мнению исследователей, коррекционные игры позволяют преодолеть многие проблемы взаимоотношений в детском коллективе; они также эффективны в коррекции страхов, неуверенности, застенчивости у отдельных детей, смягчение проявлений расторможено-агрессивной форм поведения.
В работах М.А Чистяковой, Н.В.Самоукиной и др. разработаны системы коррекционных занятий для дошкольников, когда игра входит в систему коррекционных мероприятий как один из методов наряду с арт-терапией и другими методами. Так, М.А. Чистякова в процессе игровой коррекции особое внимание уделяет этюдам, направленным на развитие эмоциональной сферы дошкольников. В них дошкольники учатся правильно передавать воспринимать различные эмоциональные состояния и черты характера героев (этюды «Чуня-задавака», «Смелый заяц», «Ябеда»).
Игровая коррекция продолжается в сюжетных этюдах, специально направленных на преодоление негативных черт поведения детей – ревности, жадности, упрямства (этюды «Мальчик-наоборот», «Сердитая Маша», «Так будет справедливо» и др.). После разыгрывания этих этюдов предполагается совместное обсуждение с детьми поведения героев, выбор оптимального способа поведения героев и проигрывания этюдов с позитивным поведением героев и благополучным финалом. Особое внимание М.А.Чистякова уделяет индивидуальным этюдам, подчеркивая, что многие из них должны создаваться исходя из конкретных негативных особенностей черт характера и поведения ребенка. В этих этюдах специально моделируются проблемы, характерные для отдельного ребенка, но в другой ситуации.
Таким образом, анализ проблемы использования коррекционных игр показывает, что в отечественной психологической и психотерапевтической практике широко используются разные виды коррекционных игр и упражнений. Предлагаются системы коррекционных игр для преодоления трудностей поведения дошкольников (непоседливость, вспыльчивость, агрессивность, замкнутость), развития эмоциональной сферы ребенка (умение правильно передавать и понимать эмоции других, адекватно эмоционально реагировать в проблемных ситуациях) и социальных навыков поведения. В работах психологов и психотерапевтов последнего десятилетия отмечается не только возможность, но и необходимость использования коррекционных игр в традиционном образовательном процессе дошкольного учреждения. Это обусловлено большим количеством поведенчиских ожелательностью, агрессивностью, или, наоборот, чрезмерной застенчивостью, неуверенностью детей; необходимостью профилактики поведенчиских и личностных проблем детей, начиная с дошкольного возраста.
Анализ теории и практики использования коррекционных игр позволяет выделить ряд особенностей этих игр, способствующих преодолению поведенческих и личностных проблем дошкольников в условиях группы дошкольного учреждения. Во-первых, в коррекционных играх возможна поэтапная отработка и усвоение детьми с поведенчески-ми проблемами новых, адекватных способов поведения в проблемных ситуациях. Кроме того, коррекционные игры предполагают развитие как игровых, так и реальных партнерских отношений, поэтому детям с различными проблемами поведения легче принять в таких играх позицию субъекта деятельности. Подобные игры эмоционально насыщены, поэтому они обеспечивают эмоциональную разрядку, в которой так нуждаются современные дошкольники, и могут способствовать развитию основ их эмоциональной культуры.
Еще одной особенностью коррекционных игр является их разнообразие и многофункциональность. Поэтому в педагогическом процессе детского сада возможно использование как отдельных коррекционных игр (драматизации, коммуникативных игр, этюдов), включаемых в повседневную деятельность группы, так и проведение педагогом систем коррекционных занятий с подгруппами детей или всей группой.
Таким образом, на основе анализа психологической и психолого-педагогической литературы коррекционные игры могут являться эффективным средством психолого-педагогической коррекции и профилактики таких поведенческих проблем старших дошкольников, как импульсивность, агрессивность, нерешительность, а также средством развития у них навыков и умений социального поведения. Это может быть достигнуто, если:
– игровая коррекция будет осуществляться на основе диагностики негативных особенностей поведения дошкольников и причин их возникновения;
– использование коррекционных игр будет носить поэтапный характер, предполагающий постепенное обеспечение субъектной позиции «проблемных» детей в общении и игре;
– коррекционные игры будут входить в общую систему психолого- педагогической коррекции, предполагающую оптимизацию внешней и внутренней ситуации развития детей с поведенческими проблемами.
Литература.
1.Игра и дошкольники: Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности. Сборник/Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой. – СПб. « Детство-Пресс»,2004.
2.Каабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997
3.Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб., 2002.
4.Мустакас К. Игровая терапия. – СПб., 2000.
5.Романов А.А. Направленная игротерапия нарушений поведения и эмоциональных расстройств у детей. – М.,2000.
6.Самоукина Н.В. Игра в школе и дома .Психологические упражнения и коррекционные программы. – М., 1993.
Источник
Дидактическая игра как средство коррекции детей с задержкой психического развития.
Именно в дошкольном возрасте особое место в жизни ребенка занимает игра. В процессе игры ребенок живет, действует, как окружающие его взрослые, герои любых рассказов, сказок. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и актуальной деятельности, нравственных и эстетических представлений. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действительный и чувствительный опыт. Это особенно важно для детей с задержкой психического развития, у которых опыт действий с предметами значительно обеднен, не зафиксирован и не обобщен. Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни .Значение игры для ребенка определяется тем, что она затрагивает наиболее существенные стороны развития личности в целом.
Особенности развития игровой деятельности детей с ЗПР
Для детей с задержкой психического развития характерны следующие особенности:
– отставание в психическом развитии;
– неравномерность проявлений недостаточности развития;
– несоответствие интеллектуальных возможностей ребенка его возрасту;
– снижение работоспособности;
– неустойчивость внимания (повышенная отвлекаемость, недостаточная концентрация на объекте);
– низкий уровень развития восприятия (недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний об окружающем мире);
– недостаточная продуктивность произвольной памяти, малый объем памяти, неточность и трудность воспроизведения;
– отставание в развитии всех форм мышления (несформированность основных мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения), снижение познавательной активности;
– отставание в речевом развитии (дефекты речи, ограниченность словаря и.т.д.)
классификация дидактических игр:
а) с игрушками и предметами;
б) настольно-печатные; в) словесные.
Дети с задержкой психического развития не проявляют желания активно действовать с предметами и игрушками. Поэтому взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности, которой является дидактическая игра
Ведущую роль в обучении детей игровым действиям берет на себя взрослый.
Игра в руках взрослого оказывается средством развития и коррекции психических функций (мышления, памяти, внимания).
На сегодняшний день в педагогике и детской психологии накоплен значительный опыт, позволяющий эффективно использовать игру как средство познания и развития потенциальных возможностей ребенка, как инструмент коррекции и позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личности ребенка, его психических функций и поведения.
Своеобразие дидактических игр.
Дидактическая игра является формой обучения детей. В дидактической игре содержатся все структурные элементы, характерные для игровой деятельности детей: замысел, содержание, игровые действия, правила, результат.
Наличие дидактической задачи подчеркивает обучающий характер игры направленность ее содержания на развитие познавательной деятельности детей. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи детей.
Игровые действия не всегда носят видный характер. Это и умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, иногда припоминание ранее усвоенного, обдумывания. По своей сложности они различны и обусловлены уровнем познавательного содержания и игровой задачи, возрастными особенностями детей.
Одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются задачей обучения и содержанием игры . С помощью правил формируется у детей способность ориентироваться в измененных
обстоятельствах, умение сдерживать непосредственные желания, проявлять эмоционально-волевое усилие. В результате этого развивается способность управлять своими действиями . Правила игры имеют обучающий, организующий и дисциплинирующий характер.
.Игровые задачи, действия, правила, результат игры взаимосвязаны, и отсутствие хотя бы одной из этих составных частей нарушает ее целостность, снижает воспитательное воздействие.
Организация дидактических игр.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят:
– отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов;
– установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
– подготовка необходимого дидактического материала для игры;
– подготовка и игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает:
– ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом.
-объяснение хода и правил игры.
– показ игровых действий.
Анализ
– подведение итогов игры .
С помощью дидактической игры ребенок может приобретать и новые знания- это очень важно для его развития.
Значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе
Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Дидактическая игра – средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала. Кроме того, игра включается в музыкальные занятия, является одним из занимательных элементов на прогулке. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с задержкой психического развития.. Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт. Дети с задержкой психического развития с трудом контактируют со взрослыми, не умеют общаться со сверстниками, не владеют способами усвоения общественного опыта. Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Они часто не выделяют ведущую руку, движения их рук бывают неловкими, несогласованными. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками.
Дошкольный возраст можно назвать возрастом чувственного познания окружающего. В этот период у детей происходит становление всех видов восприятия – зрительного, тактильного – двигательного, слухового формируются представления о предметах и явлениях окружающего мира. Чувственный опыт дети приобретают в процессе широкой ориентировочно-исследовательской деятельности. У детей с задержкой психического развития чувственное познание без специального коррекционного воздействия развивается медленно. Оно не достигает того уровня, когда может стать основой деятельности. Основная коррекционная задача педагога в том, чтобы сформировать у детей дошкольного возраста поисковые способы ориентировки при выполнении заданий. На этой основе необходимо создать интерес к свойствам и отношениям предметов, к их использованию в деятельности . Игры и упражнения, в которых ребенок действует путем проб развивают у него внимание к свойствам и отношениям предметов, умение учитывать эти свойства в практических ситуациях. В дальнейшем это совершенствует зрительное восприятие. Игры оказывают большое значение на формирование целостного восприятия. Условно игры можно распределить на два этапа развития целостного восприятия: первый – узнавание, при котором дети испытывают трудности; второй – создание полноценного образа, учитывающие все свойства предметов (форму, цвет, величину, наличие и соотношение частей и др.) Для того чтобы психическое развитие ребенка проходило полноценно, мало научить его правильно воспринимать окружающий мир. Необходимо закрепить полученные образы восприятия, сформировать на их основе представления. Этого можно добиться, заставляя ребенка вспомнить через некоторый промежуток времени (игры с отсрочкой) тот или иной предмет, его свойство. Однако по-настоящему четкими, подвижными представлениями становится только тогда, когда они соединяются со словом-названием данного предмета (качество, признак, действие). Такое слово может вызвать в памяти знакомое представление в любое время. Дети с задержкой в развитии не могут этого сделать, так как в большинстве случаев им хорошо знакомы и могут вызвать соответствующий зрительный образ только те слова, которые обозначают предметы (девочка, платье). Слова же обозначающие часть предмета, его действие и качества, не вызывают у них зрительного образа. Хотя именно эти слова являются своеобразными мерками – «эталонами», которые следует соединять с образами восприятия. Это и составляет важную часть коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития
Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические, но и несложные проблемные задачи.
Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию.
Сенсорное развитие-это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира.
Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия . Для того чтобы определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов, ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он воспринимает. Это системы геометрических форм, шкала величины, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д.
В процессе восприятия он постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Если образы-восприятия закреплены в слове, их можно вызвать в представлении ребенка даже тогда, когда от момента восприятия прошло некоторое время. Для этого достаточно произнести слово-название.
Сенсорное развитие наших детей отстает по срокам формирования. Это связано с трудностями овладения способами ориентировки в задании: в привычном задании, оперируя усвоенным материалом, он действует способом зрительного соотнесения, а столкнувшись с незнакомым заданием ,сразу же переходит к хаотичным действиям.
Дети не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки- пробами и примериванием. Этому их надо научить.
Восприятие формы.
В процессе действий с предметами ребенок учится различать их форму. Первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опору на форму предметов. После обучения он определяет форму зрительно. Лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение определять форму предмета и соотносить ее с формами других предметов.
Восприятие величины.
Величину ребенок учится различать практически. В процессе действий с игрушками ребенок начинает выделять величину зрительно.
На основе длительного применения проб и примеривания у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине. Величина имеет разные параметры – высоту, длину, ширину. Игры на восприятие величины следует проводить параллельно с играми на восприятие формы для того чтобы дети овладели способом проб на разном материале.
Восприятие цвета.
Восприятие цвета не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть. Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда ребенок научится определять цвета путем наложения , можно переходить к выбору по образцу, к настоящему восприятию цвета, а затем и к усвоению названий цветов.
Приложение.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ФОРМОВОСПРИЯТИЯ.
1. Найди пару
Цель: различение геометрических фигур.
Оборудование: мешочек, два комплекта геометрических фигур, один из которых вырезан из толстого материала, другой – из более тонкого.
Содержание: в мешочке находятся предметы. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке оба экземпляра той фигуры, которую назвал педагог.
2. Каждую фигуру на свое место.
Цель: различение геометрических фигур.
Оборудование: набор геометрических фигур, таблица с изображением геометрических фигур.
Содержание: ребенку предлагается разложить шаблоны геометрических фигур в том порядке, в котором они изображены на таблице, а затем назвать их.
3. Из каких фигур состоит машина?
Цель: выделение геом. фигур в конструкции предметов.
Оборудование: картинка с изображением машины, состоящей из геом. фигур. Содержание: педагог показывает картинку и просит определить, какие геом. фигуры и в каком кол-ве включены в конструкцию машины.
4. Коврик.
Цель: выделение отдельных геом. фигур.
Оборудование: коврик, состоящий из геом. фигур, набор геом. фигур. Содержание: педагог раскладывает перед ребенком коврик и дает ему набор фигур. Ребенок находит среди элементов набора фигуру, которой нет на коврике.
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ЦВЕТОВОСПРИЯТИЯ.
1. Найди предметы такого же цвета.
Цель: соотнесение изображений по цвету.
Оборудование: картинки с изображением предметов разных цветов.
Содержание: педагог показывает детям одну из картинок (красные варежки). Детям предлагается найти и показать картинки, на которых изображены предметы такого же цвета (красного).
2. Подбери чашки к блюдцам.
Цель: соотношение предметов по цвету и величине.
Оборудование: чайные чашки и блюдца разного цвета и размера.
Содержание: ребенку предлагается расставит чайные пары, использую чайные чашки и блюдца разного цвета и размера.
3. Какого цвета?
Цель: уточнение представлений о постоянных цветах предметов.
Оборудование: цветные карточки и картинки с изображением контуров предметов.
Содержание: ребенку предлагается подложить под контурное изображение предметов карточки подходящего цвета (помидор – красная карточка).
4. Неразлучные цвета.
Цель: закрепление умения выделять постоянные цвета предметов.
Содержание: педагог называет предмет, в котором в постоянном сочетании представлены определенные цвета, и просит детей их назвать. (рябина – листья зеленые, ягоды красные).
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНЕ.
1. Матрешки.
Цель: синхронное составление двух, трех сериационных рядов.
Оборудование: три матрешки – вкладыша, состоящие из пяти штук.
Содержание: ребенку предлагается собрать разобранные матрешки, затем расставить их по высоте.
2. Разноцветные круги.
Цель: составление сериационных рядов по величине.
Оборудование: набор разноцветных бумажных кругов разного диаметра.
Содержание: педагог кладет друг на друга круги, начиная с самого большого, так, чтобы был виден их цвет, а затем предлагает ребенку назвать цвет и его размер.
3. Расставь по порядку.
Цель: составление сериационных рядов из одних и тех же предметов по разным параметрам величины.
Оборудование: набор цилиндров и брусков разного размера.
Содержание: ребенку предлагается расставить цилиндры в порядке увеличения (уменьшения) высоты (толщины).
4. Что в чем.
Цель: соотнесение предметов по величине.
Оборудование: предметные картинки или контурные изображения предметов. Содержание: ребенку предлагается определить, какие предметы могут поместиться друг в друга, а затем разложить картинки по этому принципу.
Список используемой литературы
1. Аванесова В.Н. “Дидактические игры как форма организации обучения в детском саду”. // Умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н. Поддьякова. – М., 1972
2. Артемова Л.В. “Окружающий мир в дидактической игре дошкольников”. – М.: Просвещение, 1992.
3. Бондаренко А.К. “Дидактические игры в детском саду: Книга для воспитателя детского сада”. – М., 2001. – 129 с.
4. Выготский Л.С. “Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопр. психологии”. – 1966, – № 6.
5. “Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников”. Под ред. Л.Н. Венгера. – М.: Просвещение, 1973.
6. Карабанова О.А. “Игра в коррекции психического развития ребенка”. – М.: Педагогика, 1994. -246с.
7. Катаева А.А., Стребелева Е.А. “Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников”: Кн. для Учителя. – М.: “БУК-МАСТЕР” 1993 – 191 с.
8. Метиева Л.А. Удалова Э.Я. “Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии”: Сборник игр и игровых упражнений. – М.: Издательство “Книголюб”, 2008. – 128 с.
9. Сорокина А.И. “Дидактические игры в детском саду”. – М.: Просвещение, 1982.
10. Удальцова Е.И. “Дидактические игры для детей дошкольного возраста”. Москва, 1958.
Источник