Игра по развитию речи с ребенком осень

Галина Выхрыстюк
Речевые игры на тему «Осень»
Вот и наступила прекрасная пора – ОСЕНЬ!
Почаще обращайте внимание ребенка на изменения в природе с приходом осени.
Отправляйтесь на прогулку в парк и в погожие деньки листопада, и в пасмурные дни. Гуляя по парку наблюдайте,прислушиваясь к звукам вокруг: к шуршанию листвы под ногами, щебетанию птиц.
Помогите ребёнку запомнить приметы осени: – Стало холодно, дуют сильные ветры, идут холодные моросящие дожди. – Листья на деревьях краснеют, желтеют и опадают. – Начался листопад. – Исчезли насекомые. – Собираются в стаи и улетают на юг птицы. – Дни стали короче, а ночи длиннее. – С полей и из садов убирают урожай. – Люди стали теплее одеваться.
Во время прогулки обращайте внимание на отдельные детали окружающего мира. Возьмите в руку листик, посадите на ладонь божью коровку, проведите ручкой ребенка по коре дерева.
Проговаривайте всё, что вы рассматриваете, отмечайте словами признаки и свойства. «Вот листик клёна. Широкий резной, похож на твою ладошку. Этот- желтый. А вот – красный».
Поиграйте с ребенком в игры на тему «Осень», которые способствуют не только развитию речи, но и развитию памяти, внимания, мышления, воображения.
Игра «Чудесный мешочек»Задачи: Совершенствовать умение на ощупь определять фрукт или овощ по его форме, правильно называть его цвет, совершенствовать умение различать овощи и фрукты, учить использовать в речи обобщающие слова, развивать внимание, память, устную речь.Атрибуты: Мешочек, муляжи или натуральные овощи и фрукты. Ход игры:Взрослый показывает мешочек и говорит:
Я – чудесный мешочек,
Всем ребятам я дружочек.
Очень хочется мне знать,
Как вы любите играть.
Ребёнок складывает в мешочек овощи и фрукты. Далее берёт из мешочка предмет, на ощупь определяют, что это, называют его, а потом достаёт. После этого разделяет по группам «Овощи», «Фрукты».
Игра «Какой сок? Какое варенье?»
Задачи: Совершенствовать умение различать и называть фрукты, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: Корзина, картинки фруктов.
Ход игры: Ребенок берет овощ или фрукт из корзинки, называет его и говорит, как будет называться сок (или варенье) из этого фрукта или овоща.Например: «Это яблоко. Из него получается яблочный сок», «Это морковь. Из него получается морковный сок» и т. д.
Игра «С какого дерева лист?»
Задачи: Совершенствовать умение дифференцировать деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.
Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев и осенние листья этих деревьев (берёзы, тополя, дуба, клёна, осины, рябины,
Ход игры: Листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Ребенок должен
разложить листья на своё дерево.
Игра «Какой лист?»
Задачи: Совершенствовать знания различать листья деревьев, учить образовывать
прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.
Атрибуты: корзинка, осенние листья.
Ход игры: В корзине листья различных деревьев. Ребенок достает листок, говорит, с какого он дерева и образуют прилагательное.Например: «Это лист с берёзы – берёзовый лист. А это лист с клена – кленовый лист».
Игра «Хлопай в ладоши»
Задачи: Закреплять умение на слух воспринимать названия овощей и фруктов,
находить их на картинках, развивать слуховое внимание.
Атрибуты: предметные картинки по теме
Ход игры: читается стихотворение, дети должны запомнить и назвать овощи (или
фрукты, или ягоды, или грибы в зависимости от темы, которые упоминались в стихотворении, и показать или выложить картинки с их изображением. Когда читается стихотворение во второй раз, дети хлопают в ладоши, если услышат название овоща (фрукта, ягоды, грибы).
По грибы
Все зверюшки на опушке
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали
Рыжики срывали.
Лисичка бежала
Лисички собирала.
Скакали зайчатки
Искали опятки.
Медведь проходил,
Мухомор раздавил.
Фрукты
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые,
Осень принесла.
Чудо-огород
Удивляется народ:
Что за чудо-огород?
Здесь редис есть и салат,
Лук, петрушка и шпинат.
Помидоры, огурцы
Зреют дружно – молодцы!
И картофель, и капуста
Растут на грядках густо-густо.
И все дружно говорят:
“Мы растём здесь для ребят.
За усердие и труд
Урожай весь соберут”.
Наш сад
Прекрасен наш осенний сад
В нём слива есть и виноград
На ветках, как игрушки,
И яблоки,и груши.
Плоды мы утром соберём
И всех соседей позовём.
И солнышку помашем
«Спасибо,осень!» скажем.
Игра «Доскажи словечко»
Задачи: развитие внимания, памяти, совершенствование знаний об овощах и фруктах.
Ход игры: взрослый читает,а ребенок добавляет слова.
Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
Просит дедушка Федюшку: – собери ещё … (петрушку).
Вот зелёный толстячок – крупный, гладкий … (кабачок).
А теперь пойдём мы в сад, там созрел уж … (виноград).
Очень сочны и красивы выросли на ветках … (сливы).
Для Ванюши и Катюши соберём в корзину … (груши).
Для начинки в пироги набираем … (яблоки).
Источник
Нина Александровна Волкова
Картотека речевых игр по формированию словаря детей 5–7 лет. Лексическая тема «Осень»
Речевая ситуация «Осень какая?»
Задачи. Совершенствовать умение детей подбирать прилагательные к существительным. Обогащать речь детей прилагательными. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.
Разговор.
Если на деревьях
листья пожелтели,
Если в край далёкий
птицы улетели,
Если небо хмурое,
если дождик льётся,
Это время года
осенью зовётся.
Майя Ходякова
— Дети, красивые слова называем, описание осени составляем.
Педагог контролирует, чтобы дети чётко проговаривали окончания прилагательных. После ответов детей, к каждому слову называет прилагательные, которые назвали дети и добавляет свои.
Лексический материал.
•Листья осенью какие? (большие, маленькие, осенние, красные, жёлтые, золотые, яркие, зелёные, коричневые, разноцветные, опавшие, сухие, лёгкие, невесомые).
•Небо какое? (чистое, голубое, тёплое, серое, низкое, хмурое, облачное, пасмурное).
•Ветер какой? (слабый, сильный, порывистый, южный, тёплый, ласковый, северный, злой, холодный).
•Солнце поздней осенью какое? (осеннее, холодное, неласковое, грустное).
•Дождь осенью какой? (мелкий, холодный, моросящий, сильный, ливневый, затяжной, ледяной).
•Осень какая? (ранняя, тёплая, солнечная, золотая, яркая, цветистая, разноцветная, поздняя, глубокая, дождливая, холодная, переменчивая, непостоянная).
— Прелестно, дети! Красивые слова вы назвали, об осени интересно рассказали.
Речевая ситуация «Осенние»
Задачи. Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Поддерживать интерес к осенним изменениям в природе.
Разговор.
— Дети, какое сейчас время года? (ответы детей).
— Волшебное слово «осенний». Как много всего осеннего вокруг нас! Например, осенний марафон, осенний плащ. Дети словосочетание со словом «осенний» скажите, словарь свой обогатите. Дети поочерёдно называют словосочетания.
Педагог контролирует, чтобы дети называли словосочетания только со словом «осенний», не повторяли названные словосочетания, правильно сочетали окончания слов в словосочетании. Педагог называет несколько своих словосочетаний.
Лексический материал. Осенний … день, дождь, листопад, лист, лес, букет, вальс, месяц, праздник, урожай, пейзаж.
— Дети словосочетание со словом «осенняя» скажите, словарь свой обогатите. Дети поочерёдно называют словосочетания. Педагог называет несколько своих словосочетаний.
Лексический материал. Осенняя … погода, куртка, обувь, одежда, сказка, песенка.
— Дети словосочетание со словом «осеннее» скажите, словарь свой обогатите. Дети поочерёдно называют словосочетания. Педагог называет несколько своих словосочетаний.
Лексический материал. Осеннее … пальто, настроение, яблоко.
— Дети словосочетание со словом «осенние» скажите, словарь свой обогатите. Дети поочерёдно называют словосочетания. Педагог называет несколько своих словосочетаний.
Лексический материал. Осенние … листья, цветы, грибы, ягоды, сапоги, заморозки.
— Прекрасно! Молодцы, дети! Много слов осенних назвали, богатство словаря показали.
Речевая ситуация «Листопад»
Задачи. Обогащать речь детей глаголами настоящего времени. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес к осенним изменениям в природе.
Разговор.
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Маргарита Ивенсен
— Дети, по осеннему лесу мысленно гуляем, за осенним листопадом наблюдаем. Что листья умеют делать, расскажите, нужные слова подберите.
При необходимости педагог сам отвечает на вопрос и просит детей повторить ответ хором или по одному.
Лексический материал.
•Осенью листья меняют цвет. Как они меняют цвет, что делают? (желтеют, краснеют)
•Во время листопада листья что делают? (падают).
•Ветер листочки с дерева что делает? (срывает).
•Дует ветер, и листья что делают? (летят, кружатся, танцуют).
•Мы идём по опавшим листьям, и листья что делают? (шелестят, шуршат).
— Восхитительно, дети! Слова разные подобрали, что делают листья, рассказали.
Речевая ситуация «Переменчивая осень»
Задачи. Упражнять детей в подборе слов с противоположным значением, антонимы. Поддерживать интерес детей к осенним изменениям в природе.
Разговор.
— Дети, какое сейчас время года? (ответы детей).
— Осень переменчива и непостоянна: то порадует нас тёплым солнышком, то расстроит холодным ветром и промозглым дождём. Дети, помогите мне рассказать об осени с помощью слов-наоборот. Вы готовы? (ответы детей).
Дети отвечают хором.
Лексический материал.
• Лето ушло, осень … (пришла).
• Осенью дни становятся короче, а ночи … (длиннее).
• Погода осенью то хорошая, то … (плохая).
• То тёплая, то … (холодная).
• То солнечная, то … (пасмурная).
• На улице то сухо, то … (сыро).
• Тучи в небе плывут то высоко, то … (низко).
• Ветер гоняет листья то вверх, то … (вниз).
• Настроение осенью то грустное, то … (радостное).
• Урожай осенью не бедный, а … (богатый).
• Некогда лениться, нужно … (трудиться).
Если ответы разные, педагог повторяет словосочетание с правильным ответом, затем антонимы, например, короче-длиннее.
— Великолепно, дети! О переменчивой осени рассказали, слова правильно подобрали.
Ситуация общения с детьми 6 – 7 лет «Жёлтый цвет»
Задачи. Упражнять детей в подборе слов со сходным значением, в умении образовывать прилагательные от существительных. Обогащать речь детей прилагательными, обозначающими цвет. Развивать чувство цвета. Рассказать детям о влияние жёлтого цвета на здоровье, эмоции человека. Воспитывать чуткость к художественному слову.
Беседа.
— Дети, какое сейчас время года? (ответы детей).
В золотой карете,
Что с конём игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Всё переиначила,
Ярко-жёлтым цветом
Землю разукрасила.
С неба сонный месяц
Чуду удивляется,
Всё кругом искрится,
Всё переливается.
Юлия Капустина
— Дети, я хочу вас рассказать о жёлтом цвете. Жёлтый цвет – это цвет солнца, чистый, ясный, несущий свет, тепло и энергию. Но это последний тёплый цвет в радуге. Добрая волшебница Осень в холодные грустные дни даёт нам возможность насладится солнечным цветом. Она окрашивает траву, листья деревьев в жёлтый цвет. Дети, как можно по-другому назвать жёлтый цвет? (предположения детей).
— Я помогу вам. Я назову слово, а вы скажите какой цвет. Например, желток – жёлтый.
Лексический материал.
• Солнце – … (солнечный).
• Золото – … (золотой).
• Янтарь – … (янтарный).
• Пшеница – … (пшеничный).
• Мёд – … (медовый).
• Лимон – … (лимонный).
• Банан – … (банановый).
• Солома – … (соломенный).
• Песок – … (песочный).
• Канарейка – … (канареечный).
— Я с вами согласна, жёлтый цвет – это цвет солнечный, золотой, янтарный, пшеничный, медовый, лимонный, банановый, соломенный, песочный, канареечный. Повторим все слова, которые мы подобрали. Жёлтый цвет – это цвет … (ответы детей).
— Очаровательно, дети! Слова похожие назвали, жёлтый цвет описали. Дети, Жёлтый цвет радостью нас наполняет, здоровье укрепляет.
Словесная игра с детьми 6 – 7 лет «Да или нет, осенняя»
Задачи. Поощрять желание детей вслушиваться в слова и обнаруживать смысловые несоответствия. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать сообразительность детей.
Игра.
— Дети, в осеннюю игру играем, «Да или нет» быстро отвечаем.
Игровое правило.
Если вы согласны с высказыванием, скажите «Да-да-да»,
если нет – «Нет-нет-нет».
— Дети, игра начинается! Слушайте, решайте, дружно хором отвечайте!
Лексический материал.
• Осенью листопад, листья падают, летят. (Да-да-да.)
• Осенью на речку пойдём, и купальник мы возьмём. (Нет-нет-нет.)
• Поздние цветы собираем, букеты составляем. (Да-да-да.)
• Ёлочку украшаем, праздник ожидаем. (Нет-нет-нет.)
• Листья осенью желтеют. (Да-да-да. )
• Осень наступила, потому что листья пожелтели. (Нет-нет-нет. )
• Дождь на улице пошёл, потому что я с зонтом. (Нет-нет-нет.)
• Зонт с собой берём, потому что дождик ждём. (Да-да-да.)
• Дождик только осенью бывает. (Нет-нет-нет.)
• Листопад только осенью бывает. (Да-да-да.)
Если ответы разные. Педагог останавливается на предложение и выясняет, почему тот или иной ответ верный или неверный.
— Чудесно! Молодцы, дети! Сообразительность проявили, хитрости осенние уловили.
Интеллектуальная разминка «Осень»
Задачи. Развивать слуховое внимание детей, сообразительность, логическое мышление. Закрепить знания детей об осенних изменениях в природе.
Беседа.
— Дети, интеллект наш развиваем, предложение продолжаем, на вопросы отвечаем.
• После лето наступает … (осень).
• Первый месяц осени? … (сентябрь).
• Последний месяц осени? … (ноябрь).
• Второй месяц осени? … (октябрь).
• Листья падают, значит это … (листопад).
• Вода, льющаяся из тучи – это … (дождь).
• Вода в ямке на тротуаре – это … (лужа).
• Осенью дни становятся короче, а ночи … (длиннее).
• Погода осенью то хорошая, то … (плохая).
• Тучи в небе плывут то высоко, то … (низко).
• Урожай осенью не бедный, а … (богатый).
• Жара – лето, дождь – … (осень).
• Солнце – лучи, дождь – … (капли).
• Лето ушло, осень … (пришла).
— Дети, интеллектуальную разминку прекращаю, благодарность объявляю. На вопросы быстро отвечали, ответы правильно называли. Все вы, дети, молодцы! Особенно отметить хочу … Педагог отмечает наиболее активных детей.
— За игру вас, дети, благодарю!
Примечание. Интеллектуальную разминку можно проводить в начале лексической темы, с целью выявить знания детей по теме.
Источник
Занятия для
самых маленьких
Каждое время года по-своему уникально, и осень не исключение. То, что для взрослого человека – обыденность, для ребенка – удивительное открытие, поэтому важно делиться с ним своими знаниями. Золотая осень богата разнообразными дарами, которые помогут организовать увлекательные занятия, в том числе и познавательные игры для развития речи детей на осеннюю тему.
Познаем окружающий мир и развиваем речь
Дети по своей натуре очень любознательны, они, как губки, впитывают полученную от взрослого информацию. Природа и ее различные явления – это обширная тема, которая никогда не наскучит малышу, ведь каждое новое знание позволяет ему пополнить сведения об окружающем мире.
Вот на смену жаре пришла прохлада, начались дожди, листья поменяли цвет и начали осыпаться, в лесу выросли грибы, животные принялись делать запасы на зиму – все это неимоверно интересно крохе. Так удовлетворите его познавательную активность! Даже просто гуляя и разговаривая с ребенком, мы обогащаем его словарный запас, учим видеть красоту мира, наслаждаться ею и узнавать много нового.
10 способов развития речи на улице
- Рассказывайте об осенних месяцах и их отличиях (о бабьем лете и золотой осени, о том, как укорачивается день и постепенно становится все холоднее).
- Описывайте красоты природы (как живописно вокруг, какие красивые стали деревья, особенно в свете яркого солнышка, как много в них красок, оттенков, как медленно, точно танцуя, кружатся в воздухе листочки), подбирайте вместе слова, которыми можно охарактеризовать тот или иной предмет (листок большой, овальный, желтый, яркий, красивый, сухой, красочный, разноцветный и т.п.)
- Делитесь друг с другом впечатлениями (что больше всего понравилось в лесу, какой листочек самый красивый, какие ягоды самые яркие, как приятно шуршат листья под ногами, какие по ощущениям воздух, ветер).
- Загадывайте тематические загадки.
Осенние загадки
Листья опадают,
Портится погода…
Кто, ребята, знает
Это время года? (осень)
Дует осенью на нас,
Ох, замерзнем мы сейчас! (ветер)
С неба капает и льется,
Но нам в ручки не дается! (дождь)
- Играйте в логоритмические игры, сочетающие в себе стишки и движения, пойте песенки, читайте и учите простые стихи:
В саду осеннем, у дорожки,
Осина хлопает в ладошки.
Вот почему на той неделе
Ее ладошки покраснели.
Автор: Р. Сеф
- Играйте в противоположности (летом жарко, а осенью – холодно; ветер летом теплый, а осенью – холодный; этот листик большой, а этот – маленький, эта палочка мокрая, а эта – сухая; этот камень – гладкий, а этот – шершавый и т.п.).
- Придумывайте удивительные истории (например, историю, в которой будут фигурировать предложенные вами осенние дары), начинайте предложение, а малыш пусть продолжает;
- Угадывайте названия встречающихся ягод, деревьев, соотносите листья с деревьями, делайте красивые букеты.
- Ищите в лесу грибы, рассказывайте о том, какие из них можно есть, а какие – нет.
- Вспоминайте, в каких условиях обитают лесные животные, чем они питаются (поиграйте в игру «кто что ест»: птица – ягоды, свинья – желуди, белка – орехи и т.д.).
Предлагаем Вам взять на заметку вот такую интересную сказку, которая обязательно понравится Вашему крохе и обогатит его познания о деревьях, их плодах, а также особенностях строения листьев.
«Путешествие кленового листочка»
Жил-был кленовый листик, и вот однажды, когда наступила осень, подул холодный ветер и сорвал его с дерева. «Я лечу!», – закричал листик и отправился в удивительное путешествие. Летел он, летел и увидел какое-то дерево. Это была береза. Листик обратился к другим листочкам.
– Здравствуйте, а Вы случайно не кленовые листочки?
– Нет, мы совсем на тебя не похожи! Посмотри, какие у нас зубчатые края! Мы растем на березе. Она белая с черными пятнышками.
Листик полетел дальше и встретил дерево каштан.
– Здравствуйте, листики, может быть, Вы кленовые?
– Нет, мы растем на каштане! Видишь, как на земле много каштанов – это такие орехи. Посмотри на нас: мы похожи на длинные пальчики, не зря нас называют пальчатыми! Кстати, ты тоже пальчатый, но простой, а мы – сложные, потому что состоим из множества отдельных листиков!
И полетел листочек дальше.
Долго он летел и вдруг увидел еще одно дерево!
– Здравствуйте, листики! Вы случайно не кленовые?
– Что ты! Мы растем на дубе! У нас продолговатые листья с округлыми зубцами! А еще, посмотри сколько на дубе желудей! Это его плоды. Их очень любят кушать птички, мышки, белки, кабаны, олени и многие другие лесные жители.
Потом кленовый листочек встретил рябину, и листики ему показали, какие они овальные и похожие на перышки, а еще листочек увидел красивые ягодки рябины.
Долго листик путешествовал и вот, наконец, оказался у дерева клена!
– Ура! Я снова дома! – обрадовался он, – и тут же начал рассказывать своим друзьям-листикам о своем увлекательном путешествии!
Важно! Дома можно просто рассказать эту сказку, а на улице лучше устроить театрализованное представление или организовать сюжетно-ролевую игру, поскольку дети любят наглядность. При необходимости деревья можно заменить на имеющиеся поблизости. Уверяем, Ваш ребенок будет в восторге!
Важные выводы!
Разнообразные осенние игры для развития речи не только дарят хорошее настроение деткам и помогают им с пользой проводить время, но и совершенствуют различные навыки: речь, фантазию, воображение, креативность, творческое начало. Секрет успеха прост: активно общайтесь с Вашим малышом, делайте это эмоционально, следите за четкостью и правильностью речи, побуждайте кроху к общению, и результат не заставит себя ждать.
Смотрите также
Осенние идеи для творчества
Осенняя пора – это самое благодатное время для различного рода поделок, аппликаций, картин. Осенние идеи для творчества можно черпать у самой природы, ведь именно она вдохновляет своими дарами на созидание чего-то интересного и красивого.
Подробнее
Поделки папам на 23 февраля. Подарочная тарелка
Поделки папам на 23 февраля будут прекрасным подарком от младших членов семьи. Мы не только приобщаем малышей к творчеству, но и учим отдавать дань уважения старшим, почитать их. Кто, если не папа – образец храбрости и силы.
Подробнее
Мы используем файлы куки, чтобы Вам было удобнее пользоваться сайтом. Находясь на сайте, Вы соглашаетесь на сохранение файлов куки в Вашем браузере.
Хорошо
Источник