Игра как вид деятельности и ее значение для развития ребенка
Игра и ее значение в организации деятельности детей дошкольного возраста
Автор: Краморова Галина Алексеевна, воспитатель
Организация: МДОУ детский сад компенсирующего вида №25 «Солнечный зайчик»
Населенный пункт: Московская область, г. Серпухов
Дошкольное детство – это большой и ответственный период в психическом развитии ребенка. По мнению А.Н. Леонтьева, это возраст первоначального складывания личности. [2] Известно, что на протяжении дошкольного периода у ребенка не только интенсивно развиваются все психические функции и формируются сложные виды деятельности, но и закладывается общий фундамент познавательных способностей.
Дошкольное детство – это довольно большой отрезок в жизни ребенка. В этот период ребенок открывает для себя мир новых человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Новой социальной ситуацией развития в данный период становится мир социальных отношений.
В этом возрасте дети с одной стороны, стремятся активно участвовать во взрослой жизни, а с другой стороны – быть самостоятельными. Из этого противоречия в конечном итоге появляется ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Стоит отметить, что дошкольным возрастом считается период от 4 до 6-7 лет. Основными особенностями этого возраста является то, что складывается новая социальная ситуация развития, ведущей деятельностью становится игра, во время которой дошкольники познают другие виды деятельности, также происходит интенсивное интеллектуальное развитие ребенка, формируется готовность к обучению в школе.
На протяжении дошкольного возраста в психике ребенка возникают особенно важные для ее дальнейшей жизни психологические новообразования, а именно:
1) Начинает развиваться творческая деятельность, которая выражается в способности преобразовывать окружающую действительность и создавать новое. Проявляется это в конструкционных играх, техническом и художественном творчестве.
2) Познавательные психические процессы начинают работать в режиме единой интеллектуальной деятельности, проявляется объединения внешних и внутренних воздействий.
3) Возникает и начинает успешно функционировать внутренняя речь, как средство мышления, появляется опосредованное определенными представлениями произвольное поведение.
4) Ребенком осознаются нормы и правила. Они начинают управлять его поведением, превращать ее действия на произвольные и морально регулируемые поступки.
5) Возникают первичные моральные установки, а именно различения того, что является хорошим и плохим.
Дошкольный возраст – сенситивный период для развития многих человеческих способностей, усвоения знании и умении, поэтому дошкольное обучение и воспитание является традиционным и развитым направлением педагогики. Возраст от 2 до 5 лет – время наиболее бурного развития ребенка.
Социальная ситуация развития в дошкольном возрасте характеризуется тем, что у ребенка появляется круг элементарных обязанностей; меняются взаимоотношения со взрослыми, приобретая новые формы: совместные действия постепенно сменяются самостоятельным выполнением ребенком.
Дошкольный возраст – период наиболее интенсивного развития воображения и наглядно-образного мышления, которые являются здесь основными формами познания. Для него характерны внеситуативные речевые формы общения со взрослым. Болee богатым и содержательным становится общение детей друг с другом. Сверстник для дошкольника становится более предпочтительным партнером по совместной деятельности, чем взрослый.
Ведущим видом деятельности в данном возрасте является игра, которая является критерием умственного и эмоционального развития ребенка. За период дошкольного детства она претерпевает существенные изменения.
Понятие феномена игры прошло длительный путь. Как сложное и интересное явление игра привлекает внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов, искусствоведов.
Игра, по мнению Аристотеля, это источник душевного равновесия, это источник гармонии души и тела. [6]
Немецкий психолог Карл Гросс рассматривает игру с теории инстинктивности, функции упражнения как вечную школу поведения. [7]
Игра, с точки зрения Г. Плеханова есть «дитя труда, который необходимо предшествует ей во времени». [1]
По мнению К. Д. Ушинского понятие «игра» – есть свободная деятельность дитяти… В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля… Игра – это развитие души». [11]
«Игра – это огромное светлое окно, через который в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий. Это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский). [10]
А.Н. Леонтьев трактует игру как свободу личности в воображении. [3]
Игра, считает Д.Б. Эльконин, – это такая деятельность, которая воссоздает социальные отношения между людьми вне условий непосредственной утилитарной деятельности. [5]
Игра, утверждает А.М. Горький, это путь детей к познанию мира, в котором они живут, и который они призваны изменить. [13]
Таким образом, возьмем за основу понятия «игра» как преднамеренный ряд действий, преследующий определенную цель.
Г.В. Плеханов считал, что возникает она в ответ на потребность общества в подготовке подрастающих поколений к жизни в обществе. [7]
Группа ученых (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.) в детской игре видели доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. [5] Платон видел в ней единственно правильный путь жизни. [5]
Детскую игру, утверждает Д.Б. Эльконин, нужно рассматривать как совершенно своеобразную деятельность, а не как сборное понятие, объединяющие все виды детских деятельностей. [13]
Детскую игру Платон понимал не только как подражание деятельности взрослым, но и творчество, и, потому считал, что ее следует поддерживать и развивать как самого ребенка.[6]
Принципы формирования игры заключаются в следующем:
1. Формирование игры происходит в совместной игре, где взрослый – это равный партнер.
2. Организовывать игру необходимо особым образом.
3. Формирование игры включает в себя способ игрового действия.
4. Формирование игры строится на двух принципах: совместная игра; самостоятельная игра детей.
5. Для того, чтобы ребенок овладел игровыми умениями, необходимо играть вместе с ребенком.
6. Взрослый должен играть с ребенком на протяжении всего дошкольного детства.
Основные функции игры в развития дошкольников раскрываются в:
– приспособлении к будущей жизни – достижение эмоционального удовлетворения и релаксации;
– накоплению коммуникативного опыта – стимуляция интеллектуального развития;
– обогащению интеллектуального и морального опыта – стимуляция интеллектуального развития.
Игра — как вид детской деятельности, учит их общаться, приобретать первые навыки поведения в коллективе, познавать разнообразные явления окружающей действительности.
Игра в жизни ребенка появляется в 3 года, когда он уже способен мыслить символами реальных предметов, явлений и действий, копировать действий и поведения взрослых, моделировать действия с игрушками, с которыми «играют” взрослые.
Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем от трех до шести-семи лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры – общение, домашний труд. Примерно за год или два до поступления в школу к названным видам деятельности добавляется еще один — учебная деятельность.
В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.
Развитие игровых действий происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами — к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами — и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. У старших дошкольников ролевая игра смыкается с играми по правилам.
В процессе игры у ребенка формируются следующие качества:
– Произвольное поведение
– Развивается воображение, образное мышление
– Приобретается опыт взаимодействия со сверстниками.
– Развивается воля ребенка.
Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка. Произвольность поведения проявляется первоначально в подчинении игровым правилам, а затем и в других видах деятельности.
Смысл игры у дошкольников 6-7 лет заключается в разделении ролей, возможности прожить те моменты, которые не может проиграть в реальной жизни. В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам.
Основными компонентами в структуре игры являются:
1. Тема (область действительности, которая воспроизводится в игре). В практике деятельности Д.Б. Эльконин выделил следующие тематические группы игр:
- взрослые, их работа и отношения с другими людьми;
- эмоционально значимые события.
2. Сюжет – последовательность явлений, событий, которые разыгрываются в игре. Учеными выделены следующие виды сюжетов:
- индустриальные (заводы, фабрики), сельскохозяйственные, строительные игры;
– игры с бытовыми (семья, сад, школа) и общественно-политическими (демонстрации, митинги) сюжетами;
– военные игры;
– драматизации (постановки сказок и рассказов, кукольный театр, цирк, кино) и т.д.
3. Роль – обязательный набор действий и правил их выполнения. «Врач» делает укол «больному», «продавец» отвешивает «покупателю» «колбасу», «учитель» учит «учеников» «писать» и т.д.
4. Содержание игры – это то, что воспроизводится ребенком в качестве главного в человеческих отношениях. По мере взросления ребенка содержание игры изменяется. Так, для младших дошкольников это просто повторение какого-либо действия. Средние дошкольники уже могут моделировать деятельность взрослых и эмоционально значимых ситуаций в ролевом исполнении. В свою очередь, старшие дошкольники уже пытаются соблюдать правила в игре.
5. Игровой материал, т.е. тот материал, который дети используют для игры
Игровая деятельность детей дошкольного возраста представляет собой значимое социальное явление, в котором заметное отражение находят развитие и культура общества в целом.
Развитие игровой деятельности дошкольников в первую очередь проявляется в ролевом характере. Особенностями ролевых игр являются использование одних предметов в качестве заменителей других, индивидуализация собственных действий и сравнение их с действиями взрослых людей. Близкие взрослые становятся образцом для игровых поведенческих реакций ребенка. Отличие игр детей старшего дошкольного возраста от младших групп заключается в том, что теперь центром их игрового мира становится человек, общество людей, их действия и взаимоотношения между собой. Прямо или косвенно, но именно взрослым принадлежит координирующая роль в детской игре.
В игровой деятельности дошкольников часто процесс становится важнее результата, а ее качество определяется количеством эмоциональных и познавательных достижений, полученных во время игры.
Обязательным условием игровой деятельности детей дошкольного возраста является мнимость ситуации. В зависимости от того, насколько широк кругозор ребенка, он в состоянии имитировать различные сферы деятельности взрослых: семейный быт, полеты в космос, строительство и прочие. Чем больше сюжетов в состоянии предложить для игры дошкольник, тем продолжительнее становится игра. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов: произвольного внимания и произвольной памяти.
Главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что игра имеет непосредственное отношение к становлению потребностно- мотивационной сферы ребенка.
Понятие предметно-игровая среда рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий деятельность ребенка. Она оказывает влияние на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. При построении предметно – пространственной среды соблюдались принципы:
-Открытости;
-Гибкого зонирования;
-Стабильности -динамичности;
-Полифункциональности ;
-Гендерный подход.
Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности.
Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению. Игровое пространство не должно быть ограничено. Дети должны чувствовать себя комфортно и не бояться что-то разбить или уронить.
Педагоги и психологи показали, что игра оказывает сильное влияние и на умственное развитие дошкольника. Действуя с предметами-заместителями, как опорой для мышления, ребенок начинает оперировать в мыслимом пространстве. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Они утверждают, что игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов и представлений.
Анализ специальной литературы показал, что игра влияет на развитие всех познавательных процессов: как мышления, внимания, памяти, так и воображения. Именно в ней воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, усваивается общественный опыт. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы.
Существуют различные классификации игр в детском возрасте.
Наиболее характерные игры для детей разных возрастов (по Д. Б. Эльконину):
1. Игра-развлечение. Игра, в которой полностью отсутствует сюжет. Ее цель – развлечь, развеселить участников.
2. Игра-упражнение – отсутствует сюжет, преобладают физические действия, при этом одно и то же действие повторяется несколько раз подряд.
3. Сюжетная игра – есть игровые действия и воображаемая ситуация, хотя и в зачаточной форме.
4. Процессуально-подражательная игра, воспроизведение действий или ситуаций, которые ребенок наблюдает в настоящий момент. Подражательная и сюжетная игра близки друг к другу.
5. Традиционная игра та, которая передается из поколения в поколение, в нее играют взрослые и дети, она имеет правила, но в ней отсутствует воображаемая ситуация.
Ученый К. Гросс выделяет следующие виды игр:
– подвижные;
– умственные;
– сенсорные;
– интеллектуальные.
Психолог В. Штерн делит игры на два вида:
– индивидуальные;
– социальные.
Американский ученый и исследователь К. Гарвей выделяет следующие виды игр:
– игры с предметами, которые начинаются с манипуляции, а затем происходит практика и тренировка до полного совершенствования;
– речевые игры — создание детьми произведений, которые не имеют точного смыслового содержания;
– игры с социальным материалом;
– игры по правилам;
– ритуальные игры, которые основаны на движениях, игровых предметов.
Отечественный психолог П.Ф. Лесгафт сформировал классификацию детских игр, опираясь на принцип самостоятельности и творчества детей в игре. Он выделял следующие виды игр:
– имитационные;
– подвижные.
Следующая классификация, которая выделена С.Л. Новоселовой, основана на принципе инициативности возникновения игры. Автор выделяет следующие виды групп игр:
– игры, которые возникают по инициативе детей, это самостоятельные игры: игра-эксперимент; самостоятельные сюжетные игры: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные;
– игры, которые возникают по инициативе взрослых, а именно обучающие игры,
– игры-забавы,
– игры-развлечения,
– интеллектуальные,
– празднично-карнавальные,
– театрально-постановочные;
– игры, которые идут от исторических традиций народа.
Таким образом, многочисленные исследования в данной области позволяют сгруппировать все виды игр и выделить следующие группы:
– по цели и форме выделяют: обучающие, развлекательные, подвижные, игры-забавы, игры-небылицы, игры-занятия, музыкально-дидактические, хороводные, народные, этнографические, игры с правилами;
– по содержанию – сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации;
– по литературным сюжетам – речевые, театрализованные, спортивные,
дидактические;
– по использованию дидактического материала: игры на наглядной основе, словесные и вербальные игры;
– по способу организации: коллективные, групповые, индивидуальные, парные, инициативные, самостоятельные, стимулированные, творческие.
Таким образом, организуя жизнь и деятельность детей в форме игры, последовательно развивается активность и инициатива, формируются навыки самоорганизации в игре.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кулешов В. И. История русской критики XVIII—XIX вв. для студентов филологических специальных университетов и педагогических институтов. Москва, «Просвещение», 1972. – 12с.
2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Политиздат, 1975. – 304с.
3. Леонтьев А. А. Педагогическое общение. М., 1996. – с.35
4. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. М.: 2003 – 672с.
5. Мухина, В.С. Психология дошкольника, М. : Просвещение, 1985. –272с.
6. Педагогические воззрения Платона и Аристотеля – Пг., 1916. – С. 87– 92.
7. Педагогическая энциклопедия. Том 1. Гл. ред.- А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. М., Советская Энциклопедия, 1964. – 56с.
8. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Карапуз, 2001. – 132с.
9. Справочник старшего воспитателя. 2009 – № 3. – 35с.
10. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Издательство Радяньска школа, 1985. – 557с.
11. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии, т. 1. — Собр. соч., т. 8. — М.:Педагогика, 1950. – 1024с.
12. Шорыгина Т.А. Экологические сказки для малышей. – М.: Прометей, 2003. – 210с.
13. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384с.
14. Закон РСФСР от 2 августа 1974 года “О народном образовании” (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1974, N 32, ст. 850)
15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Центр педагогического образования. – 2014. – 32с.
16. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: по сост. на 2013г.: с комментариями юристов: + Обзор изменений. – М.: Эксмо, 2013. – 720с.
Источник
Роль игры в психическом развитии ребенка
1. Значение и виды игр
Игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.
Игра – это особый вид деятельности человека. Она возникает в ответ на общественную потребность в подготовке подрастающего поколения к жизни.
Чтобы игры стали подлинным организатором жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, необходимо, чтобы в практике воспитания было богатство и разнообразие игр. Детская жизнь может быть интересна и содержательна, если дети будут иметь возможность играть в разные игры, постоянно пополнять свой игровой багаж.
Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети очень изобретательны. Они усложняют и упрощают известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность.
Детские игры за весь период советской формации не собирались, не обобщались, значит, не классифицировались. Прав известный психолог А. Н. Леонтьев, утверждавший: «… чтобы подойти к анализу конкретной игровой деятельности ребенка, нужно встать на путь не формального перечня тех игр, которые он играет, а проникнуть в их действительную психологию, в смысл игры для ребенка. Только тогда развитие игры выступит для нас в своем истинном внутреннем содержании».
Наиболее распространенные теории игр в 19 – 20 веках:
К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма к жизни.
К. Шиллер, Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях.
К. Бюллер подчеркивал обычную увлеченность, с которою играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку.
З. Фрейд считал, что ребенок побуждается к игре чувством собственной неполноценности.
Хотя приведенные объяснения игры кажутся неодинаковыми, однако все эти авторы утверждают, что в основе игры лежат инстинктивные, биологические потребности ребенка: его влечения и желания.
Принципиально иначе подходят к объяснению игры русские и советские ученые:
А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгат, К. Д. Ушинский высказываются за своеобразие игры как подлинно человеческой деятельности.
Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.
Игры детей характеризуются следующими особенностями:
1. игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей.
2. отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности
3. игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей
4. игра является формой творческого отражения ребенком действительности.
5. игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.
6. в развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность
7. разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.
Существуют разные виды игр: подвижные, дидактические, игры – драматизации, конструктивные.
В раннем детстве возникают и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.
А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называли ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми.
Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографических исследований пришел к выводу, что ролевая игра возникла в ходе исторического развития общества, в результате изменения места ребенка в системе общественных отношений, то есть она социальна по своему происхождению. Появление игры связано не с действием каких – то врожденных, инстинктивных сил, а с определенными условиями жизни ребенка в обществе. Детство удлинилось, и вместе с возникновением ролевой игры возник и новый этап в психическом развитии ребенка – дошкольный возраст. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что удлинение детства происходит не путем надстраивания нового периода над уже имеющимся, а путем своеобразного вклинивания.
Игра социальна не только по происхождению, но и по своему содержанию. Все исследователи, описывающие ролевую игру, указывали, что на нее огромное влияние оказывает окружающая ребенка действительность, что сюжеты детских игр обусловлены социальными, бытовыми, семейными условиями жизни ребенка.
Сюжетно – ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует взрослых, их взаимоотношения.
Сюжетно- ролевая игра возникает на границе раннего и дошкольного возрастов и достигает своего расцвета в середине дошкольного детства.
Д. Б. Эльконин выделил в структуре сюжетно – ролевой игры такие составляющие, как сюжет – та сфера действительности, которая отражается в игре;
Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводит ребенок, составляют содержание игры;
Сюжет и содержание игры воплощаются в роли;
Развитие игрового действия, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. Д. Б. Эльконин показал, что центральным компонентом сюжетно – ролевой игры выступает роль – соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях.
Кроме этого вида игры дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств.
Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В развитии игры выделяют две основные фазы или стадии. Для первой стадии (3 – 5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5 – 7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержание игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.
2.Роль игры в психическом развитии ребенка
Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.
Игровая ситуация действия в ней оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета – он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том , что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчинятся правилам, содержащиеся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.
Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слито с игрой. Интерес к рисованию , конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности, и она свободна от влияния игры.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.
В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры.
Если по какой – то серьезной причине распадается совместная игра, разлаживается и процесс общения.
Игра как и другие виды деятельности, требуют от дошкольника проявления определенных нравственно – волевых качеств, установления контактов со сверстниками.
Для того, чтобы игра происходила успешно, ребенок должен обладать умениями, которые были охарактеризованы А. П. Усовой как качества «общественности». К таким умениям она относила умение действовать сообща, устанавливать связи с другими детьми, умение найти свое место среди играющих, проявить инициативу и убедить других, чтобы они в игру приняли, быть внимательным к сверстникам, умение не только оказывать влияние на детей, организуя их, но и подчиняться определенным требованиям сверстников, считаться с их мнением. Эти качества формируются и проявляются в процессе общения в совместных играх детей.
В игре при решении коммуникативных организационных вопросах могут возникать ссоры, конфликты. Как отмечает Н. С. Пантина, дети часто ссорятся не потому, что реализация игровой деятельности вызывает у партнеров много различных представлений относительно действий того или иного участника.
Характер конфликтов в игре свидетельствует о ее развитии как совместной деятельности.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещения одних предметов другими.
В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом; иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.
Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета, которые они замещают.
Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка свободного обращения с предметами и используя их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы жизни, но и по – другому.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Рефлексия – способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.
Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Двойная позиция играющего – исполнитель и контролер – развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческие способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями других людей.
Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образа поведения, которым следует ребенок, и контроля.
К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила; регулирующие его поведение, образы становятся более обобщенными. При наиболее благоприятных вариантах развития детей, к моменту поступления в школу они способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.
В игре развивается мотивационно – потребностная сфера ребенка. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Теперь, в игре со сверстниками, ему легче отрешиться от своих мимолетных желаний. Его поведение контролируется другими людьми, он обязан следовать определенным правилам, вытекающим из его роли, и не имеет права не изменять общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что – то постороннее.
В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.
Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.
Таким образом, в дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник « входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».
Заключение
Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей .Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.
По Л. С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка – дошкольника.
Г. Н. Волков говорит, что игра удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры – уроки жизни. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношения к партнеру по игре. Это отношение обусловлено, с одн