Игра как средство всестороннего развития ребенка доклад
Наталья Черных
Доклад «Игра как средство всестороннего развития дошкольников»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Алданского района детского сада общеразвивающего вида «Журавлик». 678940. Республика Саха Якутия Алданский район, п. Нижний Куранах, 1 микрорайон дом 17.
Воспитатель второй категории Черных Натальи Романовны
ДОКЛАД НА ТЕМУ : «ИГРА – КАК ВСЕСТОРОННЕЕ РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА.»
В каждом периоде человеческой жизни существует определённая деятельность, которая является ведущей. Дошкольный возраст- это возраст игры. Дети всех времён и всех народов играют, потому что только в игре развиваются духовные и физические силы ребёнка. Игра – сложное и интересное явление. Она привлекает внимание людей самых различных профессий. Австралийский психолог З. Фрейд в своих трудах отмечал, что дети играют в силу того, что у них есть подсознательное чувство пола. Тихонов в своих письмах «Без адреса» проанализировал содержание детских игр и утверждал, что игра возникает после труда и на его основе, так как в игре дети отражают труд взрослых. Игра – дитя труда, который предшествует ей по времени. На ранних стадиях развитие человеческого общества уровень производительных сил был низок, люди занимались собирательством и охотой. Дети очень рано начинали помогать родителям участвовать в общем труде, данных о существовании игры на этом этапе нет, но появляются орудия труда. Нужно детей подготовить к жизни и труду. Взрослые создают облегчённые, уменьшенные в размере орудия труда. Дети упражняются овладевать навыками, причём их деятельность близка к деятельности взрослых. Но орудия труда продолжают усложнятся и уже невозможно изготавливать все виды орудий в уменьшенном виде. Ребёнок не может принять непосредственное участие в труде, его положение в обществе меняется. Появляется изобразительная игрушка, которая сохраняет внешнее свойство с орудием труда. С ней нельзя упражняться выполнении действий, можно изображать их. Играя дети стали воспроизводить трудовую деятельность взрослых и их взаимоотношения. Психологическое обоснование игры дали Сетчинов и Павлов. Каждому человеку присуще жажда знаний. Павлов назвал это рефлексом «что такое». Дети очень наблюдательны и подражательны. Присматриваясь к окружающему они отражают в игре то что видят, таким образом в основе игры лежит рефлекс «что такое» – стремление познать окружающий мир и отражать это в игре. Есть не в пример другим наукам совсем не хитрая мысль – как распознать по детским играм, чем озабочена страна. Игры детей являются зеркалом общества, так как в их играх отражаются конкретные общественные явления, каждое общество различными путями, сознательно или стихийно влияет на игру. Но игра может существовать в обществе при определённых условиях- социальных. Если взрослые обеспечивают материальные условия детям для их существования, то создаются возможности для развития игры. Но не всякое общество может создать такие условия и дети рано включаются в тяжёлый физический труд. Значит спутник их детства – игра отсутствует.
Макаренко отмечал, игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет тоже значение какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание юного деятеля происходит прежде всего в игре. В самом младшем возрасте ребёнок преимущественно играет,его рабочие функции очень незначительны и не выходят за пределы самого простого самообслуживания: он начинает самостоятельно есть, укрываться одеялом, надеваться. Но даже и в эту работу он вносит много игры. В хорошо организованной семье эти рабочие функции постепенно усложняются, ребёнку поручают всё более сложные работы. Но игра составляет в этом главное занятие ребёнка. В школьном возрасте работа уже занимает очень важное место, она связала с более серьёзной ответственностью, она связана и с более определёнными и ясными представлениями о будущей жизни ребёнка. Это уже работа такого сорта, которая близко стоит к общественной деятельности. Но и в это время ребёнок ещё очень много играет, любит игру, ему даже приходится переживать довольно сложные ситуации. Когда игра кажется настолько симпатичнее работы, что хочется отложить её и поиграть. Если такие чувства происходят, это значит, что воспитание ребёнка в игре и в рабочих функциях происходило неправильно. Всё сказанное вовсе не означает, что нужно как можно раньше отвлекать ребёнка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу. Такой перевод не принесёт пользы, он явится насилием над ребёнком. Он вызовет отвращение к работе и усилит стремление к игре. Воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации её, когда игра остаётся игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина. Для того, чтобы руководить игрой ребёнка и воспитывать его в игре, родители должны хорошо подумать над вопросом о том, что такое игра и чем она отличается от работы. Между работой и игрой нет такой большой разницы, как многие думают. В каждой хорошей игре есть рабочее усилие мысли. Игра доставляет ребёнку радость. 1. Следить, чтобы игра не делалась единственным стремлением ребёнка.
2. Чтобы в игре воспитывались навыки для работы. Некоторые родители не интересуются игрой своих детей. У таких дети играют как хотят и когда хотят. Другие много уделяют внимания игре. Тогда детям остаётся только слушаться родителей. Другие считают, что главное заключается в количестве игрушек. Дети у таких родителей становятся коллекционерами. Детская игра проходит несколько стадий развития:
*** 1. Это время комнатной игры, время игрушки. Она начинает переходить во вторую стадию в возрасте 5-6 лет. Эта стадия характерна тем, что ребёнок предпочитает играть один. В этой стадии нужно дать ему свободу в индивидуальной игре.
***2. Эта стадия труднее для руководства, так как в этой стадии дети уже не играют на глазах у родителей. Вторая стадия продолжается до 11-12 лет. Здесь ребёнок выступает как член детского общества.
***3. На этой стадии ребёнок уже выступает как член коллектива, при этом не только игрового, но и делового, учебного. Н а всех трёх стадиях развития игры влияние родителей имеет огромное значение. В первой стадии материальным центром игры является игрушка.Игрушки бывают следующих типов: Игрушка готовая, механическая или простая. Это- автомобили, пароходы, лошадки, куклы. Игрушка полу готовая- картинки, кубики. Игрушка материал- глина, песок… Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребёнка со сложными идеями и вещами. Второй тип хорош тем, что ставит перед ребёнком задачу. В игрушке есть много хорошего реализма, но в то же время есть простор для фантазии. Какой тип самый лучший? Наилучший способ комбинировать все три типа, но не в избыточном количестве.Самое главное в игре добиваться следующего:
* Чтобы ребёнок действительно играл, сочиняя строил, комбинировал. * Чтобы не бросался от одной задачи к другой, не окончив первой, чтобы доводил свою деятельность до конца.
* Чтобы в каждой игрушке видел определённую, нужную для будущего ценность, хранил её, берёг.
Особое внимание должны обратить родители на отношение ребёнка к игрушке. На второй стадии от родителей требуется прежде всего внимание. На третей стадии будет очень хорошо, если родители ближе познакомятся с товарищами детей. На всех трёх стадиях родители должны зорко наблюдать, чтобы игра не поглощала всю духовную жизнь ребёнка, чтобы параллельно развивались и трудовые навыки. В игре на всех трёх стадиях вы должны воспитывать стремление к более ценным удовлетворениям, чем простое глазение, удовольствие; воспитывать мужественное преодоление трудностей, воспитывать воображение и размах мысли. А на второй и третей стадии вы всегда должны иметь в виду, что здесь ваш ребёнок уже вступил в общество. что от него уже требуется не только умение играть, но и правильно относиться к людям.
ИГРА – КАК СРЕДСТВО ВСЕСТОРОННЕГО РАЗВИТИЯ. 1. игра осуществляет узко- дидактические цели.
2. игра как средство разностороннего гармоничного развития. Ребёнок через игру познаёт себя. Фребель не отрицал, что игра развивает ребёнка физически, обогащает речь, мышление, воображение. что игра – это типичное для детей явление, но методика руководства отличалась сухостью и педантизмом. Дети играли по указке взрослых, самостоятельности и творчества в играх не было. Представителем другого направления был Я. А. Коменский. «Игра- это серьёзная умственная деятельность, в которой развиваются способности ребёнка». Игра расширяет и обогащает круг представлений об окружающем мире, развивает речь, ребёнок сближается со сверстниками. Игра- это условия радостного детства и средство всестороннего гармоничного развития. ИГРА – СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ. * отражает знания об окружающей жизни, закрепляет их.
* играя, ребёнок практически проверяет знания. * игра является своеобразной формой активного познания окружающего мира, которая выражается в детских вопросах. *во время игры развивается речь детей *совершенствуется память, мышление, воображение.
ИГРА – СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
*Это своеобразная школа, в которой ребёнок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения. *формируются личностные качества: смелость, честность, скромность, выносливость и т. д * ребёнок играет в коллективе, учится выполнять требования коллектива, правила поведения.
ИГРА – СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.
*во время игры дети чувствуют себя спокойно, не принуждённо.
* игра сопровождается радостным, бодрым настроением, а радость- залог полноценного физического и психического развития.
*во время игры дети выполняют разные движения, которые способствуют лучшему кровообращению, дыханию, отрицательно влияют переутомления и ссоры. ИГРА – СРЕДСТВО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. * К примеру готовятся к дню рождения куклы, убирают комнату, накрывают стол, учатся это делать красиво, аккуратно, правильно согласно с этической и эстетической точки зрения.
* Играя, в различные сюжетно- ролевые игры (строительные) учатся подбирать детали по цвету, величине. Видят гармонию, симметрию и ассиметрию. * во время настольно – печатных игр (мозайка) учатся красиво составлять узор, что способствует развитию эстетического вкуса.
* в подвижных и хороводных играх учатся красиво и грациозно двигаться.
ИГРА- СРЕДСТВО ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ. *игра отражает труд взрослых. *элементы трудовых действий отражаются в игре.
*трудовая деятельность осуществляется ради игры.
* игровые действия включаются в процесс труда.
ВЫВОД: Следовательно игра является важнейшим средством разностороннего воспитания ребёнка.
Источник
Сюжетно-ролевая игра как средство всестороннего развития ребёнка
Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным “участником жизни взрослых” (Д. Б. Эльконин).
В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах, “игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением, с наблюдениями повседневной жизни.
Как отмечает Ядешко В. И. – в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию. Игра — важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.
Таким образом, в дошкольном детстве игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.
Игра упорядочивает не только поведение ребёнка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, своё отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребёнок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что он делает и учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребёнка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.
Детство это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Это период наиболее интенсивного формирования личности, то, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку.
Сюжетно – ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.
Сюжетно-ролевая игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку предоставляется возможность смодулировать, проанализировать и проиграть те жизненные ситуации, которые могут возникнуть в реальной жизни. Это является своего рода «репетицией» будущей жизни. В данном виде игровой деятельности дети усваивают бытовые навыки самообслуживания, общения со сверстниками, также усваивают особенности гендерных ролей, что является немаловажным в создании своей будущей семьи. В игре дети учатся соблюдать правила, являющиеся прототипом правил общественного порядка, правил, касающихся общества, как социальной системы, в которую предстоит ребенку сначала интегрироваться, а затем адаптироваться, чтобы чувствовать себя неотъемлемой и необходимой частью социальных отношений.
Изучив и проанализировав психолого-педагогическую литературу можно сделать следующие выводы:
1. Ведущая деятельность дошкольного возраста ролевая игра. Именно в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание.
2. Особое значение имеет игра для становления разных форм произвольного поведения детей. Развиваются произвольное внимание и память, соподчинение мотивов и целенаправленность действий.
3. Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры “рядом”, в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.
4. Сюжетно – ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т. к. в связи с развитием научно – технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей – задача воспитателя создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.
Список использованной литературы
1. Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка// Вопросы психологии. 1996, №6
2. Дошкольная педагогика / под ред. В. И. Ядешко. – М.: Просвещение, 1978. – 321 с.
3. Менджерицкая Д. В.Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя дет. сада/ Д. В. Менджерицкая; Под ред. Т. А. Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 128 c.
4. Миленко, В. Нужно ли учить детей играть/ В. Миленко // Дошкольное воспитание. – 2005. – N 4. – С.119-123 Аннотация: Руководство сюжетно-ролевыми играми детей.
5. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя/Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. -3-е изд., испр. – М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2009.-96 с.
6. Смирнова Е. И.Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. // Дошкольное воспитание. 2002. – №4. – С. 70 – 74
7. Эльконин. Д. Б. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры// Дошкольное воспитание. -2008.№8 с. 17
Источник
Доклад на тему: Сюжетно-ролевая игра, как средство всестороннего развития ребёнка
Подготовила воспитатель Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида № 32
Московской области г. Солнечногорска: Говорушко Ольга Викторовна
На протяжении всего дошкольного детства, пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, сюжетно-ролевая игра остается наиболее характерным видом его деятельности. Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты в работах психологов Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца и педагогов Р. И. Жуковской, Д. В. Менджерицкой, А. П. Усовой, Н. Я. Михайленко. Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет её в созданной им самим игровой обстановке.
Сюжетно-ролевые (творческие) игры – это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль.
В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным “участником жизни взрослых” (Д. Б. Эльконин).
В играх ребенок не только отражает окружающую жизнь, но и перестраивает ее, создает желанное будущее. Как писал Л. С. Выготский в своих работах: “игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом, но творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей запросам и влечениям самого ребенка».
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.
Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни.
Как отмечает В. И. Ядешко – в творческих играх происходит важный и сложный процесс освоения знаний, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Разыгрывая роли, изображая те или иные события, дети размышляют над ними, устанавливают связь между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить лучший способ осуществления задуманного, пользоваться своими знаниями, выражать их словом.
Нередко игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, к общественной жизни, к героическим подвигам людей у детей появляются первые мечты о будущей профессии, стремление подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством создания направленности личности ребенка, которая начинает складываться в дошкольном детстве.
Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим целям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Обучение требует применения разнообразных методов. Игра – один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.
Играя, дети учатся применять свои знания и умения на практике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирования. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения поставленной задачи.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяют общая цель, совместные усилия к ее достижению, общие переживания. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать каждого ребенка активным членом игрового коллектива, создать между детьми отношения, основанные на дружбе, справедливости, ответственности перед товарищами.
В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.
Игра – важное средство эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, способность к замыслу, развивается ритм и красота движений. Обдуманный подбор игрушек помогает формированию художественного вкуса.
Таким образом, в дошкольном детстве, игра является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет большое значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бондаренко А.К., Матусик А. И. Воспитание детей в игре. – Москва: Просвещение, 1983.
- Жуковская Р. И. Воспитание ребенка в игре. – Москва, Просвещение, 1963.
- Изгаршева В. М. Игрушки и пособия для детского сада. – Москва: Просвещение, 1987.
- Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Психологическая наука и образование. – 1996. – №3. С. 25-27.
Источник