Игра как средство развития речи ребенка диплом

Игра как средство развития речи ребенка диплом thumbnail

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы развития речи детей раннего возраста в процессе игровой деятельности 7

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития речи детей раннего возраста 7

1.2. Педагогические условия развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности 13

1.3. Игра как средство развития речи детей раннего возраста 26

Выводы по 1 главе 33

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности 34

2.1. Изучение уровня развития речи у детей раннего возраста 34

2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности 43

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности 54

Выводы по 2 главе 56

Заключение 58

Список литературы 60

Приложение 63

Введение

Актуальность исследований, посвященных проблеме развития речи, определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Речь начинает активно формироваться уже в раннем возрасте и является основой для последующего речевого развития в дошкольном возрасте. Выдающиеся педагоги и психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, М. Монтессори, Д.Б. Эльконин и др.) показали важность раннего возраста, охватывающего сензитивные периоды целого ряда функций в психическом развитии ребенка, т.е. те периоды, когда определенная функция особенно чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи – решаются на протяжении всего раннего детства. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно.

В раннем возрасте овладение речью представляет собой центральную линию развития ребенка, поскольку меняет его отношение к окружающей среде, выводя из ситуационной зависимости (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Д.Б. Эльконин и др.). Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко и др.). Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на формирование самосознания (Р.Е. Левина).

Важная роль в развитии речи детей раннего возраста принадлежит игре. Игра является ведущей деятельностью ребенка. В процессе игры ребенок не только отражает свои впечатления, знания и представления об окружающем, не только проявляет имеющиеся у него навыки, но и приобретает новые. В игре происходит развитие всех сторон психики ребенка-дошкольника (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова, Д.Б.Эльконин, Р.И.Жуковская и др.).

В системе дошкольного образования развитие речи занимает важное место. Знание закономерностей нормального развития детской речи дает возможность своевременно заметить отклонения в ее формировании и вовремя принять ряд необходимых профилактических мероприятий.

Таким образом, важность и актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы квалификационной работы: «Развитие речи у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности».

Цель исследования – выявить педагогические условия, способствующие развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности.

Объект исследования – развитие речи детей раннего возраста.

Предмет исследования – игровая деятельность как средство развития речи детей раннего возраста.

В качестве гипотезы выступило предположение, что процесс развития речи детей раннего возраста будет эффективным, если будут соблюдены следующие педагогические условия:

1) организация предметно-игровой деятельности;

2) создание предметно-игровой среды в ДОУ и семье;

3) взаимодействие ДОУ и родителей в процессе создания предметно-игровой среды и игровой деятельности детей раннего возраста.

В соответствии с целью и гипотезой решаются задачи:

1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме развития речи у детей раннего возраста.

2. Изучить педагогические условия развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности.

3. Дать характеристику игры как средства развития речи детей раннего возраста.

4. Экспериментально проверить эффективность педагогических условий, способствующих развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности.

Для подтверждения гипотезы исследования, достижения цели и решения задач исследования применялись следующие методы: теоретический анализ научной и психолого-педагогической литературы, нормативных и инструктивно-методических материалов, тестирование, наблюдение, эксперимент.

Исследование проводилось в три этапа.

I этап (сентябрь – декабрь 2010): изучение теоретических основ данной проблемы. Уточнялась проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Разработка методики для констатирующего этапа эксперимента, его проведение, обработка результатов.

II этап (январь – март 2011): проводился формирующий этап эксперимента, где был реализован перспективный план по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности.

III этап (апрель-май 2011): анализ и обобщение результатов экспериментальной работы.

Базой исследования был МДОУ детский сад комбинированного вида №9 г. Челябинска, группа детей раннего возраста (2,5-3 года).

Структура работы: квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении указывается актуальность данного исследования, цель и задачи квалификационной работы, объект и предмет исследования, гипотеза и методы исследования, структура квалификационной работы.

В первой главе раскрываются теоретические основы развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности.

Во второй главе представлен результаты опытно-экспериментальной работы по развитию речи детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.

Заключение подводит итог проделанной работе по определению экспериментальной проверки методов и средств развития речи.

Список литературы состоит из 40 источников, адекватно предмету и задачам исследования.

В приложении представлены игры для развития речи детей раннего возраста.

Заключение
В работе теоретически обоснована и экспериментально проверена эффективность педагогических условий развития речи детей раннего возраста в игровой деятельности, которые включали организацию предметно-игровой деятельности, создание предметно-игровой среды в ДОУ и семье, взаимодействие ДОУ и родителей в процессе создания предметно-игровой среды и игровой деятельности детей раннего возраста.
В первой главе представлен анализ психолого-педагогической литературы, который показал, что игровая деятельность создаёт необходимые психологические условия и благоприятную почву для всестороннего развития ребенка, в том числе и для речи.
Важная роль в развитии речи и предметной игры принадлежит предметно-игровой среде. Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. Для детей раннего возраста необходимо так организовать предметно-игровую среду, чтобы она способствовала формированию речи детей.
Во второй главе представлены результаты опытно-экспериментальной работы. Наличие детей в группе с низким уровнем речевого развития вызвало необходимость проведения работы по развитию речи детей в игровой деятельности.
Для развития речи у детей раннего возраста была разработана программа, в основу которой легли следующие принципы: принцип взаимодействия педагогов и родителей; принцип поэтапности, обеспечивающий преемственность и непрерывность этапов развивающей работы; онтогенетический принцип, предполагающий учет последовательности формирования психомоторной сферы и видов деятельности ребенка (в том числе речевой деятельности) в онтогенезе; принцип реализации деятельностного подхода, предполагающий опору на ведущий вид деятельности в раннем возрасте – предметную и игровую деятельность. Ведущим методом программы выступает игра.
Результаты повторной диагностики речи детей раннего возраста показали, что дети, которые имели низкий уровень развития речи, выполнили все задания и показали средний уровень. Словарь активизировался, дети стали употреблять в речи не только существительные и глаголы, но и прилагательные, наречия. Предложения стали включать не два слова, а четыре-пять слов, с включением обращений, однородных членов предложения.
Результаты опытно-экспериментальной работы доказывают, что при реализации комплекса предложенных педагогических условий, дети раннего возраста достигают достаточно высокого уровня развития речи в процессе игровой деятельности.
Таким образом, в работе решены поставленные задачи и реализована цель исследования. Полученные теоретические и научно-практические результаты подтвердили правильность выдвинутой гипотезы.

Читайте также:  Группа задач включающая развитие телесной рефлексии у ребенка

Список литературы
1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой [Текст] / Н.П. Аникеева. – М.: Просвещение, 1987. – 168с.
2. Аркин, Е.А. Ребенок в дошкольные годы [Текст] / Е.А. Аркин. – М., 2006. – 177 с.
3. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. – 1995. – №4.
4. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.: Просвещение, 1991. – 207с.
5. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре (пособие для воспитателя детского сада) [Текст] / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2005. – 218 с.
6. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А.К. Бондаренко. – М.: Просвещение, 1991. – 160с.
7. Воспитание, образование и развитие детей 2-3 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе “Радуга” [Текст] / Сост. Т.Н. Доронова. – М., 2005. – 240 с.
8. Галигузова Л.Н. Педагогика детей раннего возраста [Текст] / Л.Н. Галигузова, С.Ю. Мещерякова. – М.: Владос, 2007. – 289 с.
9. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений [Текст] / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2007. – 159 с.
10. Галигузова, Л.Н. Воспитание и развитие детей от 2 до 3 лет: метод, пособие для педагогов дошк. образоват. учреждений [Текст] / Л.Н. Галигузова, Л.Г. Голубева, Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2007. – 143 с.
11. Гринявичене, Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды [Текст] / Н.Т. Гринявичене // Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2006. – 311 с.
12. Детская практическая психология [Текст] / Под ред. Т.Д.Марцинковской. – М., 2003. – 253 с.
13. Диагностика в детском саду. Методическое пособие [Текст]. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 198 с.
14. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / Е.В. Зворыгина, Н.С. Карпинская, И.М. Кононова и др.; Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1985. – 144 с.
15. Доронова, Т.Н., Игрушки для развития детей раннего возраста. Предметно-методический комплект для занятий и игр с детьми раннего возраста [Текст] / Т.Н. Доронова, С.Г. Доронов. – М: Детям XXI века, 2005. – 62 с.
16. Дошкольная педагогика [Текст] / Под ред. В.И. Логиновой, П.П. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2004. – 456 с.
17. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение [Текст] / Р.И. Жуковская. – М.: ЧП Ильин, 2001. – 249с.
18. Игра дошкольника [Текст] / Под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 312с.
19. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов [Текст] / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. – М.: Полиграф сервис, 2002. – 128 с.
20. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
21. Козлова, А.М. Дошкольное образование: Психолого-педагогическая практика: Учебно-методическое пособие [Текст] / А.М. Козлова, Е.В. Никифорова, Н.А. Скопинова. – М.: ЦГЛ, 2002. – 80с.
22. Концепция дошкольного воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание. – М: Просвещение, 1989. – № 5. – С. 10-23.
23. Котелевская, В.В. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах / В.В. Котелевская, Т.Б. Анисимова. – Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.
24. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина. – М. «Институт практической психологии», 1997.
25. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда [Текст] / С.Л. Новоселова. – М.: МДО, 1995. – 174с.
26. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда [Текст] / С.Л. Новоселова // Дошкольное воспитание. – 2005. – №4.
27. Основы дошкольной педагогики [Текст] / Под ред. А.В. Запорожца, Б.Д. Маркова, – М., 2004. – 156 с.
28. Петровский, В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст] / В.А. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова. – М., 2003. – 211 с.
29. Практическая психология образования [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997.
30. Российская педагогическая энциклопедия. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 2006. – 780 с.
31. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.
32. Скрипкина, Т.П. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов [Текст] / Т.П. Скрипкина, Э.К. Гульянц. – Ростов н/Д.: РГПУ, 1993.
33. Струнина, Е.М. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий [Текст] / Е.М. Струнина, О.С. Ушакова, Л.Г. Шадрина. – М.: Сфера, 2007. -144 с.
34. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей [Текст] / Е.И. Тихеева. – М.: Просвещение, 1972. – 280с.
35. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей [Текст] / А.П. Усова; под ред. А.В. Запорожца. – М., 2006. – 342 с.
36. Ушакова, О.С. Развитие речи дошкольника [Текст] / О.С. Ушакова. – М.: Изд-во института психотерапии, 2001. – 237с.
37. Чуковский, К.И. От двух до пяти [Текст] / К.И. Чуковский. – М.: Педагогика, 1990. – 384с.
38. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Наука, 2000. – 499с.
39. Эльконин, Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1960. –348с.
40. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1995.

Читайте также:  Значение осанки для развития ребенка

Приложение
Игры для налаживания контакта с ребенком

Источник

(Назад) (Cкачать работу)

Функция “чтения” служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

Дипломная работа

Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

.1 Психологические особенности развития речи детей дошкольного возраста

.2 Создание условий в ДОУ для развития речи дошкольников

.3 Развитие речи дошкольников в игровой деятельности

Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

.1 Диагностика уровня развития речи детей дошкольного возраста

.2 Использование развивающих игр в ДОУ для формирования речи детей

.3 Динамика развития речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности

.4 Методические рекомендации по развитию речи детей дошкольного возраста

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

развивающая игра речевое развитие дошкольник

Введение Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития – мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.

В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, так как в дошкольном возрасте данный вид деятельности является ведущим. Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её, необходимо проводить разнообразные игры, разрабатывать методики проведения игр, чтобы дети были заинтересованы в игровой деятельности.

В данной работе раскрывается значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в речевом развитии детей.

В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов.

В педагогике фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е.А. Флериной, Е.И. Тихеевой, Е.А. Аркина. Позднее игре были посвящены работы Р.Я. Лехтман-Абрамович, Ф.И. Фрадкиной, Н.М. Аксариной, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской, В.П. Залогиной, Т.А. Марковой и др.

Одно из основных положений педагогической теории детской игры заключается в том, что игра имеет историческую, а не биологическую природу. Такое понимание природы игры и закономерностей ее развития нашло отражение в исследованиях

Интересная статья: Основы написания курсовой работы

Источник

Ирина Владимировна Чистякова
Игра как средство развития речи у дошкольников

В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

В творческой ролевой игре совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в связной монологической речи. Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, навыки быстрого выбора наиболее подходящего слова, изменения и образования слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.

Сюжетно – ролевая игра.

Одной из первых форм детской игровой деятельности является сюжетно-ролевая игра.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе игры ребёнок вслух разговаривает со сверстниками, либо с игрушками, а также подражает звукам (рёв мотора, гудок парохода) и голосам зверей (ржание лошади, мяуканье кошки). В процессе игры воспитатель много разговаривает с детьми, в результате чего у неговорящего ребенка возникает потребность в речевом общении. Ему хочется попросить взрослого о чем-либо, сообщить ему что-то. Воспитатель всячески побуждает детей обращаться с вопросами по поводу той или иной игрушки. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

В сюжетно-ролевых играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними.При этом они комментируют свои действия: “Доктор слушает больного”, “Папа забивает гвоздь”. Действующие лица в игре появляются путём ролевого перевоплощения в тот или иной образ самого ребёнка, игрушек и окружающих его детей и взрослых. Я буду мама, а ты моя дочка”, – говорит девочка, тем самым определяя свою роль и роль подруги.Мальчик усаживает куклу в автомобиль и говорит: “Это у нас шофёр”. Первоначально игровая деятельность детей носит индивидуальный характер, так как они не умеют согласовывать свои действия с действиями других играющих.

Обучая детей сюжетно-ролевым играм целесообразно начинать с игр с дидактической игрушкой,в которых взрослый показывает ребенку те или иные действия: “Уложим куклу спать”; “Напоим куклу чаем”. Усвоив их, ребенок в состоянии играть самостоятельно.

Читайте также:  Развитие ребенка вне детского сада

Играя с игрушкой и одновременно слушая воспитателя, ребенок быстро и хорошо запоминает ее название, подражая взрослому. Показывая, как надо играть, следует все действия обозначать словом. При этом важно сразу же передать предмет ребенку, чтобы он, подражая взрослому, действовал с ним, а воспитатель сопровождал бы словом не только свои действия,но и действия ребенка: “Я качаю Катю. Оля качает Катю. Юля качает Катеньку”.

Учитывая, что у детей снижено понимание обращенной речи, необходимо следить за тем, насколько ребенок понимает взрослого. С этой целью воспитатель просит его называть или показывать игрушки, о которых идет речь в игре.

Изначально воспитателю следует давать детям образец диалога или сюжета: “Я глажу Машу.Вот так: по головке глажу Машу. Не плачь, Маша. Жалею Машу. Обнимаю Машу. Маша не плачет. Смеётся Маша!”. Если игра проводится впервые, то необходимо “проиграть” весь речевой сюжет перед детьми. Когда сюжет или его фрагмент закончен, его можно повторить с участием детей, побуждая их к игровым действиям. Таким образом, воспитатель демонстрирует образцы и речевого, и игрового поведения.

Руководя сюжетно-ролевыми играми, воспитатель дает качественную оценку действию (“Я глажу волосы”; “Кукла прыгает высоко”, обращает внимание детей на порядок выполнения (“Развязываю пояс на платье, расстегиваю пуговицы на платье, снимаю платье с Кати”). Когда ребенок наблюдает, разнообразные действия и при этом слышит разное обозначение их словом, у него развивается чувство языка.

Необходимым условием успешного развития речидетей в сюжетно-ролевой игре является подбор разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, овощей и фруктов, машин различного назначения и. т. д. Однако вместе с сюжетными игрушками, которые изображают уменьшенные реальные предметы, в игре могут использоваться предметы, замещающие реальные (палочки, кубики, шарики, и т. п.). При общем недоразвитии речи ребёнок с трудом овладевает навыками применения предметов – заменителей. По мере овладения детьми сюжетно-ролевой игрой взрослому следует показать, что можно использовать карандаш или палочку вместо градусника, а кубик вместо мыла. Обращение в игре к заменителям ставит детей перед необходимостью переименовать предмет, а затем сообщить об этом другим играющим. Таким образом, в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Целесообразно организовывать с детьми такие игры, в которых участвуют все дети группы.Примерами таких игр могут быть следующие: “День рождения куклы”, где все дети танцуют и поют; “Поезд”, где все дети — пассажиры и на остановках они что-то рассматривают, собирают. В игре “Магазин игрушек” дети, “купив” игрушку, затем играет с ней; причем получит игрушку тот, кто правильно попросит ее у “продавца”. В указанные игры дети вовлекаются постепенно.

Как итог мы видим, очень важное, полезное влияние сюжетно-ролевых игр на развитие речи

Наряду с сюжетно-ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами. К ним относятся дидактические, подвижные игры, игры-драматизации и т. д.

Дидактические игры

Особое место в педагогическом процессе занимают дидактические игры. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.

Словесные игры направлены на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнение, закрепление и активизацию словаря.Например: игра «Кто в домике живет?» закрепляет знания детей о животных, умение правильно произносить звуки. Игры «Ладушки», «Коза рогатая» приучают детей слушать речь воспитателя, соотносить действие со словом потешки, отвечать на вопросы, заканчивать фразу.

Одним из способов активизации речи ребенка является игра “Поручения”. Например, попросить ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик.После выполненного задания спросить: “Что ты принес? Куда поставил?”.

В таких дидактических играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать», «Покормим куклу обедом» дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят навыки, приобретенные в дидактической игре, в сюжетно-ролевую игру с куклой.

Дидактические игры “Узнай, кто говорит”, “Угадай, что в мешочке”, “Угадай, что я делаю”, “Назови предметы синего (красного, желтого) цвета”, “Скажи, что звучит”, “Как петушок кричит”, “Как звенит колокольчик”, “Угадай и скажи, кто, как кричит” направлены на развитие фонематического слуха, уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражания.

Для неговорящих детей большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, забивание колышков, игры с мозаикой, игры с пальчиками (“Ладушки”, “Сорока-ворона”, “Гули-гуленьки”, “Пальчик-мальчик”).

Дидактическая игра должна содержать образец речевого поведения, способствовать формированию внимания к речи, а также актуализировала имеющиеся у детей речевые средства. Важно создавать такие условия, чтобы дети высказывались по собственному желанию, по своей инициативе, увлекаемые интересной игрушкой или игрой. Вначале это будут различные эмоциональные возгласы детей, звукоподражания, затем отдельные слова, словосочетания и т. д.

Использование дидактических игр в работе воспитателя, способствуют развитию речевой активности детей.

Подвижные игры

Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе подвижных игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры, организованные воспитателем, должны проводиться эмоционально, живо и непринужденно.

Для детей младшего возраста характерно эмоциональное, образное восприятие окружающего мира. В коррекционных целях целесообразно проводить игры со звукоподражаниями, например “Воробушки и автомобиль”.Воспитателю следует вызывать звукоподражания: “пи-пи-пи” — кричат воробушки, “би-би-би” — гудит автомобиль.

При выборе подвижной игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Например, при знакомстве с собакой проводится игра “Лохматый пес”, а при знакомстве с медведем — “У медведя во бору”. В таком случае дети одновременно узнают о повадках животного и подражают его движениям, звукам.

Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение со взрослыми (которые передают свои знания и опыт ребенку, так и сверстниками (чтобы не вырасти необщительными и замкнутыми, т. е. регуляция поведения формируется именно в детском обществе).

Источник