Игра как средство развития ребенка раннего возраста
Игра как средство развития детей раннего возраста.
Воспитание и развитие ребенка происходит в процессе его активной деятельности. В работе с детьми раннего возраста игра занимает ведущее место и, от того, как будет организовано игровое пространство, зависит представление детей об окружающем мире.
Формированию у ребенка представлений о предметах и явлениях способствуют различные дидактические игры, содержащие в себе предметные красочные картинки, которые привлекают малыша. Картинки должны быть доступны пониманию детей раннего возраста, которые расширят кругозор, обогатят словарный запас и активизируют речь. Для осуществления этой задачи и должно быть организовано игровое пространство.
С детьми данного возраста проводятся дидактические игры с использованием картинного лото, лото на распознавание цвета, формы и величины предмета. Взрослый фиксирует внимание детей на разнообразных явлениях и свойствах предметов, помогает установить связь между увиденным ранее и наблюдаемым в данный момент. Участие детей в играх активизирует умственный процесс, частое рассматривание картинок создает и укрепляет логические связи, а это важно для формирования у детей новых понятий и представлений об окружающем мире. Картинки служат иллюстрацией к рассказу взрослого. Дети полнее воспринимают услышанное, однако, нужно помнить, что ребенок в раннем возрасте не всегда может соотнести слова с предметами, только при помощи взрослого ребенок учиться называть и показывать то, что увидел на картинке. Картинка закрепляет и уточняет представления.
При проведении дидактических игр с картинками и иллюстрациями дети учатся внимательно рассматривать, наблюдать, сосредотачивать внимание на конкретных объектах, при этом развивается память, обогащается словарный запас. По мере овладения речью, слово для ребенка становится также, средством приобретения новых знаний.
Во время игры, детям следует показывать картинки и с незнакомыми предметами, чтобы расширять кругозор и словарный запас.
Дидактические игры с использованием игрушек дают большие возможности для речевого общения и направлены на обогащение новыми представлениями и знаниями, и на закрепление уже полученных знаний. Например: воспитатель говорит детям: «Кукла Маша идет на прогулку. Нужно тепло одеться, на улице холодно. Что же мы на Машу наденем?» Дети называют предметы одежды. Взрослый обращает внимание детей на время года и поправляет неправильный ответ. Так, в результате игры закрепляются представления детей о предметах и их назначении. Для таких игр необходимо иметь материал на все лексические темы.
В работе с детьми раннего возраста большое место занимает настольно-печатная игра, основным принципом которой является сопоставление и сравнение. Преимущество настольно-печатного материала в том, что он обладает большой наглядностью, а это позволяет знакомить ребенка с различными явлениями окружающей жизни. Перед тем, как начать игру, нужно дать возможность ребенку рассмотреть картинки, сопоставить их с образцом. Такое самостоятельное рассматривание, сравнение удовлетворяет потребность ребенка в деятельности, помогает ориентироваться в материале.
Настольная игра способствует созданию положительных взаимоотношений между играющими. Дети в этом возрасте нуждаются во взрослом помощнике, который с самого начала, подключается к игре, направляет и руководит.
Чтобы формировать понятия о форме, цвете и величине предметов не нужно ограничиваться только настольными играми. В процессе формирования понятий, нужно обращать внимание детей на все, что может служить источником новых представлений.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение – Центр развития ребёнка- детский сад №6 *Колокольчик*
Контрольная работа
Игра как средство воспитания и обучения детей раннего возраста
Подготовила:
Волкова Ольга Васильевна
г.Луховицы 2014 г.
Содержание
Введение 2
1 Игровая деятельность 3
- Значение игры в развитие ребёнка
- Организация предметной среды для игр
2 Общение воспитателя с детьми через игру 4
1.1 Роль педагога в игре с ребёнком
1.2 Расширение круга игровых предметов и действий
1.3 Обогащение игровых сюжетов
1.4 Выстраивание последовательности игровых действий
3 Классификация игр 6
1.1 Развитие сюжетно ролевой игры в раннем возрасте
1.2 Дидактические игры в раннем возрасте
1.3 Приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности
Заключение 9
Список используемой литературы 10
Введение
Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.
Игра- это такой вид деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.
Цель контрольной работы: Раскрыть значение игры в развитии детей раннего возраста.
Задачи:
-уделять внимание формированию у ребёнка поло-ролевой идентификации;
-формировать у детей социальные навыки.
Структура контрольной работы:
Введение 3 параграфа
Заключение
Список используемой литературы
2
1 Игровая деятельность
1.1 Значение игры в развитие ребёнка
Для социально-личностного развития ребёнка большое значение имеет игра. В народной педагогике игра использовалась для воспитания и обучения детей. Детей нужно приобщать к игре. От того какое содержание взрослый вложит в предлагаемые детям игры, зависит успех передачи обществом своей культуры подрастающему поколению.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи, тех процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности.
Развитие ребёнка в игре происходит, прежде всего, за счёт разнообразной направленности её содержания. Например: в играх – потешках, в песенках сопровождающихся разнообразными движениями и звуками, малышей привлекают простота и лёгкость действий, атмосфера радости от совместной игре взрослого и дитя. Содержание такого рода игр доступно и понятно малышам, они легко заучиваются, охотно воспроизводятся детьми. В разнообразных детских играх сочетаются легкость и удовлетворение, с которыми ребёнок подражает действиям взрослого, и развивающий эффект, заложенный в игровых сюжетах и игрушках.
В современной педагогике выделяются: игры-забавы, дидактические игры, игры с сюжетными игрушками, игры-драматизации.
Часто разные виды игр сочетаются между собой. Например, дидактическая игра может включить в себя элементы сюжетной игры. Игры-драматизации часто переплетаются с имитационными играми и так далее. Все они могут быть подвижными и спокойными, индивидуальными и групповыми.
Значение игры в развитии ребёнка трудно переоценить. Каждая вносит определённый вклад в его развитие и с этой точки зрения выполняет дидактическую функцию. В играх-забавах, подвижных играх у детей развивается эмоциональная сфера, двигательная активность ребёнка. Сюжетные игры и игры-драматизации способствуют социальному развитию детей. Практически все игры способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Из сказанного следует:
3
-элементы игры должны включаться во все виды взаимодействия педагога с детьми;
-игра должна быть основной формой организации разных видов деятельности;
-в течении дня должно выделятся время для разнообразных игр.
1.2Организация предметной среды для игр
Предметная среда в группе должна быть организована так, чтобы побуждать детей к игре. Групповая комната должна быть оснащена разными видами игрушек. На игровых столах расставляется игрушечная посуда; обустраиваются уголки для приготовления еды, купания и укладывания спать игрушек. В определённых местах размещаются машинки, строительный материал, наборы игрушек для игр в «больницу», «парикмахерскую», «магазин». Игровое пространство должно быть удобным для детей, давать им возможность играть по одиночки и в небольшие группы. Все игрушки должны быть доступны. Игра – свободная деятельность, и каждый ребёнок имеет право играть там, где ему нравится.
2 Общение воспитателя с детьми через игру
1.1 Роль педагога в игре с ребёнком
Качество игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и само развитие детской игры зависит от характера взаимоотношений партнёров. Чтобы пробудить интерес ребёнка к игре, взрослый должен установить с ним эмоционально-положительный контакт.
Важно помнить, игра- не формальное значение, она должна доставлять ребёнку удовольствие. Воспитателю сможет вовлечь малыша в игру тогда, когда он сам будет вовлечён в неё. Проявляя в игре фантазию, воспитатель создаёт благоприятную атмосферу для игры с малышом. В ходе игры между дитём и взрослы, должны быть равноправные отношения, даже с самым маленьким.
Наблюдая за игрой, воспитатель проявляет интерес к действию малыша, поощряя его, радуясь тому, как он играет. Доброжелательное внимание стимулирует игровую инициативу детей. При пробуждении игровой активности ребёнка ил её разнообразии, используйте косвенные методы
4
воздействия на малыша.
Например: «Твоя кукла уже искупалась?», «Может бать она хочет спать?» и т.п.
Если малыш впервые пришёл в сад и совсем не умеет играть, инициатива в организации игры полностью принадлежит педагогу. С помощью сюжетных игрушек он вовлекает его в воображаемую игровую ситуацию. Если малыш принимает игровые попытки со стороны взрослого и сам совершает игровые действия, то взрослый поддерживает его и поощряет.
1.2 Расширение круга игровых предметов и действий
Играя вместе с ребёнком, при помощи наводящих вопросов, педагог стимулирует малыша на использование или поиск необходимых игрушек. Используя разнообразные игровые сюжетные игрушки, ребёнок расширяет свои представления об окружающем мире; его игра становится более содержательной и интересной.
1.3 Обогащение игровых сюжетов
Смена сюжетов так же способствует увеличению длительности игры, делая её интересной. Используя в игре жизненные ситуации, ребёнок вступает в ролевые взаимоотношения с игровыми персонажами: становится заботливой мамой, врачом, продавцом и т.д. Реализация сюжетов подразумевает расширение круга предметов, с помощью которых он играет.
1.4 Выстраивание последовательности игровых действий
Для того, что бы игра стала содержательной, необходимо помогать малышу «строить» её как целостную ситуацию. В ситуации всё взаимосвязано и выполняется в логической последовательности. Воспитатель помогает малышу выстроить ряд цепочек игровых действий («давай сначала сварим кашу, а потом покормим Машу»). Подводим завершающий итог(« суп сварился», «кукла погуляла»).
Это помогает ребёнку лучше осознать смысл своих действий, учиться планировать их, развивать игровой сюжет.
5
3 Классификация игр
1.1 Развитие сюжетно ролевой игры в раннем возрасте
Игра является деятельностью, мотив которой лежит в ней самой.
Ребёнок играет не и ради получения какого-то конкретного результата, а потому что ему хочется играть.
Игра – создавая зону ближайшего развития ребёнка, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Сюжетно-ролевая игра ребёнка в самом развитии проходит несколько стадий: ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная, сюжетно-ролевая, игра-драматизация.
Ознакомительная игра
По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Содержание – действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта деятельность малыша меняет своё содержание: обследование направленно на выявление особенностей предмета-игрушки и потому перерастает в ориентированные действия- операции.
Отобразительная игра
Отдельные предметно- специфические операции переходят в ранг действии, направленных на выявление специфических свойств предмета и на достижение с помощью данного предмета определённого эффекта. Это заключительный момент развития психологического содержание игры в раннем детстве. Именно он создаёт почву для формирования у ребёнка соответствующей предметной деятельности.
Сюжетно – отобразительная игра
Ребёнок раннего возраста направляет свои действия на выполнение условной цели, т.е. появляется воображаемый результат. Меняется психологическое содержание: действия ребенка, оставаясь предметно опосредованными, имитируют в условной форме использование предмета по назначению.
Так постепенно заражаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Сюжетно-ролевая игра
6
Д.Б.Эльконин называл сюжетно ролевой игрой деятельность творческого характера, где дети берут на себя роли и воспроизводят деятельность и отношения взрослых. Ребенок поит куклу из чашки, затем заменяет её кубиком и после просто подносит руку ко рту куклы. Это означает, что игровые задачи ребенок решает на высоком интеллектуальном уровне.
Игра – драматизация
В играх-драматизациях разыгрываются эпизоды сказок, рассказов, стишков.
1.2 Дидактические игры в раннем возрасте
В дидактических играх младших дошкольников большое значение имеет: слово, наглядность, сюжет.
Раннее детство– это период энергичного освоения детьми различных общественно – выработанных действий. В этом возрасте дидактические игры учат детей:
– развивать умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать их;
-составлять из части целое, закреплять представление о свойствах предметов.
-совершенствуются тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей;
– развивается наблюдательность и внимание.
Дидактическая игра имеет определённую структуру: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Задачи дидактических игр по развитию предметной деятельности
– сенсорное развитие (различие формы, величины предмета, их окраска, пространственного расположения);
– развитие способности обобщения и элементарного конструктивного мышления;
– развитие речи (умение понимать и называть предметы, качества, действия);
– развивать умения учиться у взрослого: воспринимать наглядно – действенный показ взрослого и следовать ему;
7
– развитие сосредоточенности, целенаправленности, активности, бережного пользования игрушками, аккуратности.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений ем, что выполнение игровых правил контролируется, направляется игровыми действиями.
Основная цель игр – воспитывать у детей с помощью взрослого качества, которые не могут быть сформированы в процессе самостоятельной игры. Воспитательница с помощью слова направляет, регулирует внимание детей. Например: на занятии используем красный и синий шарики. Сначала берём шарик одного цвета и говорим: «Шарик, красный шарик. Покатай красный шарик». Или: «Дай красный шарик». Также говорим о синем шарике. Путем неоднократного повторения «красный» или «синий» поддерживается внимание детей к цвету, предупреждается возможное отвлечение на что-либо другое, в данном случае второстепенное. Без направляющего слова воспитателя восприятие детей рассеивается.
Поиграем на занятии в «Чудесный мешочек». Вынимая из мешочка, игрушечную машину, называемее, возим по столу и говорим: «Машина едет». Дети получили наглядное словесное обозначение – «Машина», «Машина едет». Ответная реакция- дети называли игрушку, движение не назвал ни кто. Лишь когда они повозили её по столу и поиграли с ней, многие стали называть предмет и действие. Дети не только смотрели, слушали, но и действовали, наблюдали, и поэтому образовалась прочная связь.
1.3 Приобщение детей раннего возраста к театрализованной деятельности
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов. Во время выразительного чтения стихов и сказок взрослые должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой – либо предмет или событие. Например, увидев ворону, скажем: “Посмотрите, какая красивая и любопытная ворона прилетела. Она сидя на ветке каркает, с вами здоровается. Давайте мы ей улыбнёмся и тоже поздороваемся. А теперь полетаем и покаркаем, как ворона”.
8
Можно использовать разнообразные кукольные театры (пальчиковый, настольный), а также обычные игрушки для инсценировки знакомых детям стихов и сказок (“Репка”, “Теремок”, “Колобок”, “Курочка Ряба” и др.). Привлекать детей к участию в инсценировках.
Детям раннего возраста сложно произнести текст роли полностью, поэтому они проговаривают некоторые фразы, изображая жестами действия персонажей. Например: обыгрывая сказку “Репка”- дети тянут её, обыгрывая сказку “Курочка Ряба” изображают плач деда и бабы, показывают, как мышка хвостиком махнула.
Малыши могут не только сами исполнять некоторые роли, но и действовать кукольными персонажами. В ходе таких игр-инсценировок, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов. Важно само желание ребёнка участвовать в игре-инсценировке, его эмоциональное состояние.
Взрослый призван помогать ребёнку, приобщать его к доступным видам художественно-эстетической деятельности.
Заключение
Делая вывод можно сказать, что одним из важных занятий детей раннего возраста является игра. С детьми данного возраста проводятся игры-занятия, в которых усвоение материала протекает не заметно для малышей в практической деятельности. Предметно-игровая деятельность оказывает особое влияние на разностороннее развитие ребёнка, обогащает опыт малыша, учит мыслить.
Игра – определяет дальнейшее психическое развитие ребёнка. Дети в игре наблюдают, исследуют, открывают, оценивают и сравнивают то, что они знают и могут самостоятельно делать. В игре совершенствуется восприятие, память, воображение, мышление и другие способности. Детские игры имеют различные темы, роли.
Правильно выбранные игры помогают преодолевать отклонения в поведении детей, предупреждать проявления неблагоприятных форм поведения.
В игре легче всего преодолеваются и устраняются самые разные детские страхи. Игра, игры – занятия, помогают сделать обычные занятия и прогулки с ребёнком полезными и интересными.
9
Список используемой литературы
1Соляник Е.Н. Развивающие игры.- Санкт-Петербург.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. – 76с.
2Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005. -222с.
3Махаева М.Д. Игровые занятия. – М.: Творческий Центр, 2005. – 87с.
4Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Я.: АКАДЕМИЯ-РАЗВИТИЯ, 1997. -223с.
5Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 158с.
10
Источник