Игра как средство развития ребенка консультация

Марина
Консультация для родителей «Игра как средство развития ребенка дошкольного возраста»

Всем известно, что для дошкольника нет занятия важнее, чем игровая деятельность. Какие бы формы деятельности детей этого возраста мы ни взяли, все они берут свое начало именно в игре. И именно через игру, малыш познает мир, который его окружает и учится с ним взаимодействовать. Именно благодаря играм ребенок обучается таким важнейшим делам, как общение со сверстниками, подчинение своих желаний правилам игры. Также игры развивают целый ряд психических процессов, к числу которых относятся внимание, память, воображение, мышление, речь и восприятие. Также игры формируют первые нравственные ориентиры ребенка. Для ребенка игры являются своеобразным методом вхождения во взрослый мир. В игре дети репетируют взрослую жизнь, которая подготавливает их к будущему труду и учебе. Насколько важна для взрослого человека трудовая и профессиональная деятельность, настолько же большое значение имеет для ребенка игра. Можно не сомневаясь утверждать, что когда ребенок вырастет, он будет вести себя в своей профессиональной деятельности так же, как он в детстве вел себя в игре.

Огромное влияние игры оказывают на развитие интеллекта детей дошкольного возраста.

Предметы, которые ребенок использует в воображаемом пространстве игры, поначалу замещают ему реальные объекты взрослой жизни. И именно эти предметы станут в дальнейшем опорой для мышления. Со временем ребенок перестает опираться на такие замещающие предметы, начиная действовать в умственном, внутреннем плане. Именно таким образом игры влияют на развитие образного мышления. Поскольку ребенок берет на себя в игре ту или иную социальную роль, у него начинает развиваться важнейшая мыслительная способность видеть игровой предмет с различных сторон. Благодаря этому он учится представлять другой, отличный от его собственного, взгляд на происходящее и становиться на другие точки зрения.

Помимо этого, игры оказывают положительное влияние на развитие связной речи детей дошкольного возраста.

Игровые ситуации, которые формируются (и порой неожиданно для самих детей) в процессе игры, требуют от детей наличия определенных речевых навыков и стимулируют их совершенствование. В ходе игрового процесса детям необходимо тем или иным образом объясняться со сверстниками, что, конечно же, оказывает благотворное влияние на развитие связной речи. Игры для развития детей дошкольного возраста формируют все возможные психические процессы, начиная от самых простых до самых сложных. Также они формируют произвольность поведения. Игры развивают в ребенка самостоятельность в принятии решения. В процессе игры дети способны значительно лучше сосредоточиться и заметно больше запомнить, чем по прямому заданию родителей или других взрослых людей.

Детям необходимо сосредотачиваться на включенных в игровую ситуацию предметах и на самом содержании действий, которые разыгрываются.

Ребенок, который игнорирует требования игровой ситуации и не желает запоминать условия игры и подчиняться им, как правило, изгоняется своими товарищами. Соответственно, благодаря своей потребности в общении со сверстниками, жажде эмоционального поощрения, малышу приходится целенаправленно запоминать и сосредотачиваться.

К числу самых сложных видов деятельности, которую в течение дошкольного возраста осваивает малыш, является сюжетно-ролевая игра.

В таких играх дети берут на себя различные функции типичные для взрослого мира, моделируют их поведение и отношения между ними. Детей в игре в основном привлекает возможность изобразить другого человека, его мир и его поведение.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что деятельность, которую развивает дошкольник в процессе игры, оказывает огромное влияние на речь, мышление, а также умственное и даже музыкальное развитие малыша.

Источник

Консультация для родителей: «Игра как средство развития ребенка».

В игре детей есть часто смысл глубокий.
(Иоганн Фридрих Шиллер)

Итак что-же означает игра для ребенка?

         Дошкольное детство- короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

         Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

      Если вы думаете, что, переставляя роботов или играя в куклы, ребенок тратит время в пустую, то вы ошибаетесь. В результате манипуляций с водой, песком, тестом малыш знакомится с физическими веществами. Игра с кубиками закладывает самые первые навыки конструирования и представления о силе тяжести. Ребенок не просто играет в солдатики и куклы: он он осмысливает человеческие отношения. Во время рисования он познает цвет и различные формы. Каждая игра направлена на развитие способностей ребенка.

«Игра- путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить

А.М. Горький.

Какие игры есть?

           Игры направленные на физическое развитие.

Физическое развитие ребенка должно протекать гармонично и правильно, и родителям нужно всячески способствовать этому процессу.

Существуют специальные игры направленные на физическое развитие ребенка, которые следует проводить с каждым малышом.

Это положительно скажется не только на его настроении, но и на общем состоянии его здоровья и развития (приложение1).

           Игры способствующие развитию памяти.

Любой ребенок- это будущий школьник, и ему необходимо развивать память. Память позволяет человеку воспринимать, запоминать, хранить и воспроизводить информацию. Ученик с хорошей памятью легче усваивает материал. Он без труда будет получать новые знания и пользоваться ими. Плохая память не позволит ребенку хорошо учиться, а это может негативно отразиться на здоровье и психике. Поэтому родители должны уделять внимание играм с детьми дошкольного возраста, которые способствуют укреплению памяти. Дети с большим удовольствием пытаются запомнить последовательность, цвета и другие особенности любимых игрушек. Игр способствующих развитию памяти большое количество (приложение 2).

Читайте также:  Социально личностное развитие ребенка в семье

           Игры способствующие развитию логического мышления.

Мышление — одна из высших форм  деятельности человека. Некоторые дети уже в 2,5-3 года способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, и лучше всего это делать в игровой форме (приложение 3).

          Игры направленные на развитие восприятия формы, качества и величины.

На первый взгляд может показаться, что проблем с восприятием формы, качества и величины быть не может, но это не так.

Многие дети испытывают затруднения при виде похожих предметов разной формы.

Чтобы помочь ребенку научиться определять форму и различать качества предмета, нужно воспользоваться интересными и увлекательными играми (приложение4).

            Игры формирующие навыки общения.

Каждый человек, а ребенок в первую очередь, нуждается в общении, и этому обязательно надо учить. Есть дети, которые без труда могут подойти к незнакомому ребенку и начать с ним играть.

Однако некоторые дети избегают новых знакомств и общения. Родителям таких детей может показаться, что никакой проблемы не существует. Но ведь ребенку придется идти в школу, где он встретится с множеством новых людей. Формировать у ребенка навыки общения можно благодаря общению: подобное лечится подобным.

Поэтому первое, что вы должны сделать, что-бы помочь своему ребенку,- это познакомить его с группой сверстников и правильно организовать их игры. Существует много игр, в которых детям нужно действовать сообща. В этом случае общения им не избежать (приложение5).

              Пальчиковые игры и упражнения.

Пальчиковые игры актуальны для ребенка в любом возрасте. Они очень полезны, так как способствуют развитию речи, мышления, внимания, тактильных ощущений и т. д. Самое важное не заставлять ребенка делать пальчиковые упражнения и игры против его желания, иначе они не только потеряют смысл, но и нанесут ему вред (приложение6).

              Творческая игра.

Особое место занимают занимают игры, которые создаются самим ребенком,- их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания (приложение7)

             Как управлять игрой?

Как руководить детской игрой, чтобы она не распалась? Прежде всего требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, правильно оценивать возможности ребенка.

Самые маленькие и дети постарше играют по разному. Следовательно, и приемы руководства игрой будут различными. Чем меньше ребенок тем активней роль взрослого при обучении его игре, так как у маленьких детей иал жизненный опыт.

Обучая ребенка играть, надо следить за тем, что бы он соблюдал определенные правила. Например если рядом играет другой ребенок, следить, что бы он не обижал соседа, не разрушал постройку, не бросался песком, делился игрушками со сверстниками.

С этого зарождаются чувства общительности, доброжелательности, а так же умение детей в совместной игре устанавливать доброжелательные взаимоотношения.

Старшие дети играют коллективно, за ранее договариваются,распределяют роли между собой. Поэтому когда возникает спор нужно вмешаться взрослому, тем самым разрешив спор. Так ребенок научится считаться с интересами других.

Для формирования игровой деятельности ребенка имеет значение как закончить игру. Обычно взрослые не задумываются над этим и неожиданно для детей прерывают игру: «Ну поиграл- и хватит!». И если ребенок, заигравшись, не слышит распоряжений и не подчиняется им, то взрослые часто горячатся и прибегают к еще более к радикальному способу: берут непослушного за руку и буквально вырывают его из игры.

Не стоит доказывать, как это не педагогично и чем это обычно заканчивается: капризами, слезами, не желанием делать что либо и т. д.

Ребенку играющему с увлечением, сразу прервать игру очень трудно: он настолько вживается в роль, что ему не удается по приказу взрослого отключиться от игры и переключить внимание на мир реальный. Его мысли, эмоции, воображение всецело во власти игры, и по этому взрослые должны как бы подготовить ребенка к предстоящим новым делам. К примеру игровая ситуация которая выведет ребенка из игры, но она должна совпадать с сюжетом игры. Или предупредить ребенка о завершении игры и дать ему доиграть, тем самым довести игру до логического конца.          

          Как выбрать игру?

Этот вопрос  важен. Но кто как не родитель знает своего ребенка лучше?

Наблюдайте за своим малышом и вы увидите, что ему интересно. Это может быть самая простая игра но ведь любую игру можно усложнить.

При выборе игры воспользуйтесь одним главным правилом: игра должна соответствовать возрасту ребенка! А иначе она будет неинтересна или просто непонятна ребенку.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка с рождения

      Играйте с ребенком каждый день, при этом не одергивайте его, не читайте нотации. А если просит повторить игру, не отказывайте в этом.

Приложение1:

Игра «Шарики»

Цель: тренировать легкие ребенка и его внимание.

Для игры понадобятся: воздушные шары.

Описание: каждому игроку раздают по шарику или два.

После условного сигнала игроки должны их надуть. Выигрывает тот участник, который надул шарики быстрее всех. Можно экспериментировать самостоятельно.

Игра «Май веселый мяч»

Цель: развивать у ребенка координацию движений, ловкость, внимание, мышление.

Для игры понадобятся: любой мяч.

Описание: Здесь множество вариантов, все зависит где играть: дома или на улице.

Примерные задания:

  1. «Скати мяч с горки». Можно скатывать мяч не реками, а дуя на него или одному скатывать мяч, а другому внизу ловить его руками или, например, в совочек.
  2. «Мячик катится ко мне». Участники садятся по кругу. В центр садится ведущий и катит мяч любому участнику.
  3. «Докати до стены». Палкой докатить мяч до стены, стараясь катить его прямо.

Приложение2:

Игра «Запомни и расскажи»

Цель: развивать память, внимание и мышление.

Для игры понадобятся: поднос, различные игрушки (предметы) и кусок ткани.

Описание: ребенок, глядя на поднос, на котором разложены различные предметы или игрушки, в течении 1 минуты пытается их запомнить. Затем поднос накрывают тканью. Ребенок должен перечислить все предметы.

Игра «Художник»

Цель: развивать у ребенка память, внимание, воображение.

Описание: ребенок выступает в роли художника. Он должен внимательно вглядеться в лицо какого-либо человека, после чего отвернуться и по памяти составить его словесный портрет. Таким же образом можно описывать и игрушки.

Игра «Цепочка действий»

Цель: развивать у ребенка память, внимание, сообразительность.

Описание: ведущий называет ребенку несколько действий, например «подойди к шкафу», «возьми книгу для чтения», «положи ее на середину стола», «вернись на исходное место», и т. д. Ребенок должен запомнить последовательность действий и выполнить их. Если он запутался, можно дать ему возможность повторить попытку или назначить «Штраф», например несколько рас присесть.

Приложение3:

Игра «Что лишнее?»

Цель: развивать логическое мышление и память ребенка.

Описание: ведущий говорит участникам игры цепочки слов. Дети должны выбрать слово, которое не имеет отношения к другим словам. Выигрывает тот участник который нашел больше всего лишних слов.

Игра «Угадай»

Цель: развивать память, логическое и образное мышление ребенка.

Описание: участники игры садятся вокруг ведущего. Он дает им описание различных предметов, например овоща: «красный,круглый, сочный». Дети узнают: «помидор». Темы могут быть самые разные.

Игра «Тайное письмо»

Цель: развивать у ребенка воображение, образное и логическое мышление.

Описание: один из участников выходит в центр круга и руками в воздухе «рисует» геометрические фигуры, буквы, цифры и простые предметы. Остальные дети должны отгадать то что он написал.

Приложение4:

Игра «Монетки»

Цель: развивать у ребенка тактильные ощущения, правильное восприятие Формы предметов и их величины.

Для игры понадобятся: 8-10 разных по размеру пуговиц.

Описание: в игре участвуют один- три игрока. Каждый участник садится за стол с завязанными глазами и пытается отсортировать пуговицы по их размеру. Побеждает тот, кто сделает это быстрее и без ошибок.

Игра «Угадай что в коробке»

Цель: учить ребенка определять предметы на ощупь по форме и материалу.

Для игры понадобятся: большая коробка с отверстием и  различные предметы, которые могут поместится в этой коробке.

Описание: наполните коробку предметами. Ребенок должен через отверстие засунуть руку в коробку, брать предметы и не вынимая, называть их.

Приложение5:

Здесь может быть любая коллективная игра, где требуется умение договариваться и распределять роли.

Приложение6:

Игра «Мизинчик»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Описание: вместе с ребенком сделать пальчиковую гимнастику под чтение стихотворения «Мой мизинчик»

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным суп варил,

А со Средним дыню ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат надел рюкзак,

Безымянный ходит так,

А Мизинец стал играть:

Братьев слушать, зазывать.

Правый же Большой плясал

И на танец приглашал.

Раз-два-три-четыре пять!

Приложение7:

Игра «Точечки»

Цель: Развивать у ребенка фантазию, воображение и мышление.

Для игры понадобится: лист бумаги и карандаш.

Описание: На листке бумаги нарисуйте в произвольном порядке несколько точек. Игрок должен нарисовать такой рисунок чтоб эти точки были задействованы. Выигрывает тот кто справился с задачей.

Игра «Закорючки»

Цель развивать у ребенка фантазию, воображение, мышление.

Для игры понадобится: лист бумаги и карандаш.

Описание: двум детям раздают листочки и карандаши. Они должны нарисовать на этих листах различные закорючки. Затем меняются листочками и превращают закорючки в красивый рисунок. Побеждает ребенок который нарисовал самый интересный рисунок.

Источник

Людмила Казагашева
Консультация для родителей «Игра как средство воспитания и развития дошкольников»

«Игра как средство воспитания и развития дошкольников»

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью детей является игра. Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Игры детей отражают наиболее значимые события, позволяют проследить, какие идеалы формируются у подрастающего поколения.

Читайте также:  Факторы неблагоприятного воздействия на психическое развитие ребенка

Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием игр у детей развиваются разнообразные интересы, расширяется их словарный запас, воспитываются такие сложные чувства, как любовь к Родине, своему народу, т. е. формируется личность будущего гражданина страны. В дошкольном возрасте игра является тем видом деятельности, в котором формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание. Основное значение игры, связанной с деятельностью воображения, состоит в том, что у ребенка развиваются потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созиданию нового. Он соединяет в сюжете игры реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв какую-то роль (врача, артиста цирка, шофера,ребенок не просто примеряет к себе профессию и особенности чужой личности: он входит в нее, вживается, проникая в ее чувства и настроения, обогащая и углубляя тем самым собственную личность.

Игра имеет полярное влияние на развитиеребенка в зависимости от содержания деятельности: путем игры можно воспитать зверя, а можно – прекрасного человека, нужного обществу. В многочисленных психологических и педагогических исследованиях убедительно доказано, что в русле игры происходит разностороннее развитие ребенка.

С одной стороны, игра – самостоятельная деятельность ребенка, с другой стороны, необходимо воздействие взрослых, чтобы игра стала его первой «школой», средством воспитания и обучения. Сделать игру средством воспитания, значит повлиять на ее содержание, научить детей способам полноценного общения.

Важнейшим средством воспитания становится и игрушка, формирующая представления о мире, развивающая вкус, нравственные чувства.

Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что при тактичном, педагогически целесообразном руководстве игра содействует обогащению кругозора ребенка, развитию образных форм познания (образное мышление, воображение, упрочению его интересов, развитию речи.

Велико значение игры в усвоении норм поведения, правил взаимоотношений. Но этим не исчерпывается ее значение для нравственного развития ребенка. Свобода игровой деятельности предполагает, что в ней ребенок чаще, чем в реальной жизни, ставится в условия, когда он должен сделать самостоятельный выбор (как поступить).

Реальные отношения в игре, будучи личными, формируются не только в игре, но и в ходе всей жизни ребенка в детском саду. Испытывая к кому-то избирательные симпатии,малыш стремится к общению с ним: беседует, играет. В силу симпатий, интереса к сверстнику ребенок оказывается способным уступить игрушку, взять на себя не очень привлекательную роль, т. е. жертвует своими интересами ради общения с партнером. В игру не принимаются дети с низким уровнем развития отношений (ребенок настаивает на своем сюжете игры, ссорится с партнерами, выходит из игры до ее завершения). Таким образом, на основе реальных отношений у детей формируются (или не формируются) качества «общественности» (А. П. Усова): способность входить в группу играющих детей, действовать в ней определенным образом, устанавливать связи с партнерами, подчиняться общественному мнению. Иными словами, качества «общественности» позволяют ребенку взаимодействовать с другими детьми.

При благоприятных условиях дети овладевают навыками общественного поведения. Умение устанавливать взаимоотношения со сверстниками в игре – первая школа общественного поведения. На основе взаимоотношений формируются общественные чувства, привычки; развивается умение действовать совместно и целенаправленно; приходит понимание общности интересов; формируются основы самооценки и взаимооценки. Высокое значение игровой деятельности состоит в том, что она обладает наибольшими возможностями для становления детского общества.

Однако без помощи взрослого путь формирования нравственного поведения может быть долгим, особенно для детей с проблемами развития (дети агрессивные, малоактивные, с нарушениями и т. п.). Влияя на поведение детей, их взаимоотношение друг с другом, педагог должен учитывать их индивидуальные особенности, тенденции развития.

В современной классификации игры детей дошкольноговозраста делятся на две большие группы: творческие и игры с правилами.

В зависимости от характера творчества детей, от игрового материала, используемого в играх, творческие игры делятся на режиссерские, сюжетно-ролевые, театрализованные, игры со строительным материалом.

Другую группу игр в этой классификации составляют игры с правилами. Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.). В зависимости от характера обучающей задачи игры с правилами делятся на две большие группы – дидактические и подвижные игры, которые, в свою очередь, классифицируются с учетом разных оснований.

Рассмотрим классификацию игр по С. Л. Новоселовой.

В основе классификации лежит представление о том, что по чьей инициативе возникают игры (ребенка или взрослого).

Выделяет три класса игр:

1. Игры, возникающие по инициативе ребенка

Самостоятельные игры

Игра – экспериментирование;

Самостоятельные сюжетные игры

Сюжетно-отобразительные,

Сюжетно-ролевые (творческие)

Режиссерские

Театрализованные;

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательными целями:

– игры обучающие:

дидактические,

сюжетно-дидактические,

подвижные;

– досуговые игры:

– игры – забавы,

игры – развлечения

интеллектуальные

празднично-карнавальные

театрально-постановочные

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиции, этноса (народные, которые могут возникать по инициативе как взрослого,так и более старших детей: традиционные или народные (исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучающим и досуговым).

Источник