Игра как средство развития ребенка

наталья зуева
Игра как средство развития ребенка дошкольника

Игра как средство развития ребенка дошкольника

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Духовная жизнь ребенка полноценное только тогда, когда она живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого она – засушенный цветок.

В. Сухомлинский

Ребенок открывает для себя мир взрослых и стремится в нем жить. Но он, в силу своих реальных возможностей, не может реально действовать с предметами взрослых (например, водить машину, печь пироги и т. д.). Это противоречие между стремлением и возможностями ребенка брать непосредственное участие в жизни и деятельности взрослых развеется в деятельности, формой которой является игра.

Игра – явление социальное по своему происхождению и содержанию, она является историческим образованием, обусловлена развитием общества, его культуры. Это особая форма жизни ребенка в обществе, в которой дети в игровых условиях исполняют роль взрослых, воспроизводя их жизнь, труд и отношения.

В развитии и воспитании ребенка дошкольника важная роль принадлежит игре, в которой отражаются впечатления детей об окружающей действительности, внимание, сообразительность, уточняют, систематизируют, обобщают знания о мире. Все компоненты структуры игры (игровое задание, содержание действия, правила) направлены на развитие, возможностей, которые расширяются вследствие разнообразия и усложнения игр. Важно научить детей понимать игру, объяснять ее содержание, правила, способы действия, развивать их мышление, речь, учить самоконтролю.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника, средством его всестороннего развития, важным методом воспитания. Если в раннем детстве центральным моментом игры был предмет и способы действия с ним, то теперь на первый план выносится человек. Мотивы игры заложены в самом ее содержании. Ребенка интересует не столько результат, сколько сам процесс. Также есть и стремление к определенной цели, разговоры, отношения с другими людьми. Все это предопределяет результативность игры, которое выражается не в материальных, а в познавательных, эмоциональных достижениях, что накапливается ребенком в ходе игровой деятельности. Игра является средством отображения окружающей действительности, способом образования деятельность и взаимоотношения взрослых в доступной для ребенка форме. Содержание игровых действий определяется теми практическими задачами, которые решают взрослые для достижения определенной цели.

Игра всегда строится по определенным правилам. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти ребенка. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.

Игра – это детская непосредственность, наивность, порой лукавство или удивлена серьезность.

Игра – это фантастический мир, освобожденный от деспотизма взрослых, мир открытия желаний мир реализации нереализованного.

За весь период дошкольного детства она значительно меняется, что касается прежде сюжета и содержания игры. Содержание игры дошкольника развивается в таком направлении: от предметной деятельности людей через отражение человеческих отношений – к покорению определенным правилам общественных отношений между людьми, правилам общения.

Дидактическая игра – это деятельность, направленная на ориентировку в предметной и социальной деятельности, в которой ребенок отражает впечатления от их познания.

Итак, дошкольный период – начальный этап освоения общественного опыта. Ребенок развивается под влиянием впечатлений от окружающего мира, у него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цель. Процесс игры состоит в осуществлении поставленной цели, дети составляют план, выбирают средства его осуществления.

Источник

Деренская И.Б., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад №91 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Игра как средство развития личности дошкольника

(из опыта работы)

Игра имеет важное значение для развития детей дошкольного возраста: в играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому она является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

Игра для ребенка становится главным способом освоения мира. Человек играющий – это человек, создающий мир, а, значит, человек творящий.

С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. С точки зрения педагогики, игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств. Игра носит развивающий характер и проникает в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).

Основная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют и реализовывают ФГОС дошкольного образования.

Игровая технология – одна из эффективных современных образовательных технологий в системе дошкольного образования.

Цель: расширение кругозора, развитие самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности детей; приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Игра детей 3-4 лет носит  предметно-манипулятивный и конструктивный характер.

Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни – это скорее игра рядом, чем вместе. Игра детей 4-5 лет характеризуется переходом от «игры рядом» к игре в группах, появление  ролевых и реальных взаимодействий. Главное в игре детей 5-6 лет – действие по правилам. Усвоение норм и правил выполнения роли. В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Игровые действия детей 6-7 лет  становятся более сложными. В играх дети способны отражать сложные социальные события,  могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль, могут договариваться между собой.

Одной из годовых задач в нашем детском саду была работа по теме «Воспитание

безопасного поведения детей на дорогах, улице, в транспорте». Какие же игры использовали педагоги для обучения детей правилам дорожной безопасности?

Сюжетно-ролевые игры, ситуативные можно проводить на территории детского сада, так и в помещении с использованием макетов, магнитной доски. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса – пешеходы- водители», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети  придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос  инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности). (старшая группа)

 В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации. При изучении и закреплении дорожных знаков дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся», рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ).  У детей развивается речь, моторика, эмоциональное восприятие. (подготовительная  группа)

 Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума.  Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей и подростков.  Они способствуют развитию у детей зрительных, слуховых осязательных и других ощущений, уточняют знания детей о предметах и явлениях окружающей жизни, развивают сообразительность, смекалку, речь. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни» (таблицы с изображением дорожных знаков), «Дорожное лото», «Дорожный узелок» (пособие, в него дети собирают дорожные знаки, которые хотят взять с собой, это могут быть определённые группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и т.д.), можно собирать пословицы «7 раз погляди, а потом иди», «Опасностей много, а жизнь одна», «На дороге шутить — себе навредить», «Дорожный знак не говорит, правилу учит» и др.), «Подбери символ к дорожному знаку», «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки, наборы кубиков разных размеров), «Собери транспорт»,  «Собери светофор», «Найди пару» (разрезанные картинки на две части), «Распредели знаки по группам», «Найди по описанию», «Что изменилось», «Путаница» и др. (старшая группа)

Активное участие принимают ребята в интеллектуально-познавательных играх. Играют команды по несколько человек или количество играющих определяется заранее. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения, занимательные викторины др.), в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества. «Самый умный на дороге», «Знатоки дорожных правил», «Пешеходная прогулка» и др.(подготовительная группа)

Еще одна годовая задача – «Физическое развитие детей через организацию двигательной активности».

Подвижная  игра – естественный  спутник  жизни  ребенка, источник  радостных  эмоций, обладающий  великой  силой. Для развития двигательной активности детей педагоги групп: 2 раннего возраста,  2 младшей группы используют в работе с детьми различные народные подвижные, хороводные игры. Включение фольклора в развитие двигательной активности дошкольников требует соблюдения определенных условий, одно из которых – предложенные детям для выполнения, подвижные игры должны быть им хорошо знакомы, а фольклорный материал должен быть использован в соответствии в возрастными особенностями детей. Русские народные подвижные и хороводные игры используются для закрепления двигательных умений и навыков, как эмоционально образное средство влияния на детей, вызывая у них интерес к физическим упражнениям, и активное правильное выполнение движений. В подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.   В группах имеются картотеки подвижных и хороводных игр.

Задачи по обучению детей подвижным играм в подготовительной группе (6-7 лет):

учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей. Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).

В методике проведения п/и педагоги используют следующие принципы:

  • Дети сами придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания.
  • Следует приучать детей к сдержанности, избегать ненужных криков, споров, проявлять положительные эмоции.
  • Окончание игры не должно быть неожиданным, поскольку это может вызвать негативную реакцию.

Для проведения спортивных игр:

  • Наряду с п/играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
  • Объясняя спортивные игры с элементами соревнования вы должны уточнить: правила, игровые приёмы, условия соревнования.
  • Педагогический анализ проводится сразу после окончания соревнования.

В группе так же имеются картотеки подвижных, спортивных игр.

Таким образом, из опыта работы видно, что в нашем учреждении созданы условия для игровой деятельности воспитанников. Личность ребенка  гармонично развивается в игре (области развития: эмоционально-нравственное, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное)

Источник

«Игра как средство развития ребенка».

В игре детей есть часто смысл глубокий.
(Иоганн Фридрих Шиллер)

Итак что-же означает игра для ребенка?

         Дошкольное детство- короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

         Основной вид деятельности детей дошкольного возраста- игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость и т. д. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

      Если вы думаете, что, переставляя роботов или играя в куклы, ребенок тратит время в пустую, то вы ошибаетесь. В результате манипуляций с водой, песком, тестом малыш знакомится с физическими веществами. Игра с кубиками закладывает самые первые навыки конструирования и представления о силе тяжести. Ребенок не просто играет в солдатики и куклы: он он осмысливает человеческие отношения. Во время рисования он познает цвет и различные формы. Каждая игра направлена на развитие способностей ребенка.

«Игра- путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить

А.М. Горький.)

Какие игры есть?

           Игры направленные на физическое развитие.

Физическое развитие ребенка должно протекать гармонично и правильно, и родителям нужно всячески способствовать этому процессу.

Существуют специальные игры направленные на физическое развитие ребенка, которые следует проводить с каждым малышом.

Это положительно скажется не только на его настроении, но и на общем состоянии его здоровья и развития .

Игра «Шарики»

Цель: тренировать легкие ребенка и его внимание.

Для игры понадобятся: воздушные шары.

Описание: каждому игроку раздают по шарику или два.

После условного сигнала игроки должны их надуть. Выигрывает тот участник, который надул шарики быстрее всех. Можно экспериментировать самостоятельно.

Игра «Май веселый мяч»

Цель: развивать у ребенка координацию движений, ловкость, внимание, мышление.

Для игры понадобятся: любой мяч.

Описание: Здесь множество вариантов, все зависит где играть: дома или на улице.

Примерные задания:

  • «Скати мяч с горки». Можно скатывать мяч не реками, а дуя на него или одному скатывать мяч, а другому внизу ловить его руками или, например, в совочек.
  • «Мячик катится ко мне». Участники садятся по кругу. В центр садится ведущий и катит мяч любому участнику.
  • «Докати до стены». Палкой докатить мяч до стены, стараясь катить его прямо.

           Игры способствующие развитию памяти.

Любой ребенок- это будущий школьник, и ему необходимо развивать память. Память позволяет человеку воспринимать, запоминать, хранить и воспроизводить информацию. Ученик с хорошей памятью легче усваивает материал. Он без труда будет получать новые знания и пользоваться ими. Плохая память не позволит ребенку хорошо учиться, а это может негативно отразиться на здоровье и психике. Поэтому родители должны уделять внимание играм с детьми дошкольного возраста, которые способствуют укреплению памяти. Дети с большим удовольствием пытаются запомнить последовательность, цвета и другие особенности любимых игрушек. Игр способствующих развитию памяти большое количество .

Игра «Запомни и расскажи»

Цель: развивать память, внимание и мышление.

Для игры понадобятся: поднос, различные игрушки (предметы) и кусок ткани.

Описание: ребенок, глядя на поднос, на котором разложены различные предметы или игрушки, в течении 1 минуты пытается их запомнить. Затем поднос накрывают тканью. Ребенок должен перечислить все предметы.

Игра «Художник»

Цель: развивать у ребенка память, внимание, воображение.

Описание: ребенок выступает в роли художника. Он должен внимательно вглядеться в лицо какого-либо человека, после чего отвернуться и по памяти составить его словесный портрет. Таким же образом можно описывать и игрушки.

Игра «Цепочка действий»

Цель: развивать у ребенка память, внимание, сообразительность.

Описание: ведущий называет ребенку несколько действий, например «подойди к шкафу», «возьми книгу для чтения», «положи ее на середину стола», «вернись на исходное место», и т. д. Ребенок должен запомнить последовательность действий и выполнить их. Если он запутался, можно дать ему возможность повторить попытку или назначить «Штраф», например несколько рас присесть.

           Игры способствующие развитию логического мышления.

Мышление — одна из высших форм  деятельности человека. Некоторые дети уже в 2,5-3 года способны логически формулировать свои мысли. Однако далеко не все дети обладают такими способностями. Логическое мышление нужно развивать, и лучше всего это делать в игровой форме .

Игра «Что лишнее?»

Цель: развивать логическое мышление и память ребенка.

Описание: ведущий говорит участникам игры цепочки слов. Дети должны выбрать слово, которое не имеет отношения к другим словам. Выигрывает тот участник который нашел больше всего лишних слов.

Игра «Угадай»

Цель: развивать память, логическое и образное мышление ребенка.

Описание: участники игры садятся вокруг ведущего. Он дает им описание различных предметов, например овоща: «красный,круглый, сочный». Дети узнают: «помидор». Темы могут быть самые разные.

Игра «Тайное письмо»

Цель: развивать у ребенка воображение, образное и логическое мышление.

Описание: один из участников выходит в центр круга и руками в воздухе «рисует» геометрические фигуры, буквы, цифры и простые предметы. Остальные дети должны отгадать то что он написал.

          Игры направленные на развитие восприятия формы, качества и величины.

На первый взгляд может показаться, что проблем с восприятием формы, качества и величины быть не может, но это не так.

Многие дети испытывают затруднения при виде похожих предметов разной формы.

Чтобы помочь ребенку научиться определять форму и различать качества предмета, нужно воспользоваться интересными и увлекательными играми .

Игра «Монетки»

Цель: развивать у ребенка тактильные ощущения, правильное восприятие Формы предметов и их величины.

Для игры понадобятся: 8-10 разных по размеру пуговиц.

Описание: в игре участвуют один- три игрока. Каждый участник садится за стол с завязанными глазами и пытается отсортировать пуговицы по их размеру. Побеждает тот, кто сделает это быстрее и без ошибок.

Игра «Угадай что в коробке»

Цель: учить ребенка определять предметы на ощупь по форме и материалу.

Для игры понадобятся: большая коробка с отверстием и  различные предметы, которые могут поместится в этой коробке.

Описание: наполните коробку предметами. Ребенок должен через отверстие засунуть руку в коробку, брать предметы и не вынимая, называть их.

            Игры формирующие навыки общения.

Каждый человек, а ребенок в первую очередь, нуждается в общении, и этому обязательно надо учить. Есть дети, которые без труда могут подойти к незнакомому ребенку и начать с ним играть.

Однако некоторые дети избегают новых знакомств и общения. Родителям таких детей может показаться, что никакой проблемы не существует. Но ведь ребенку придется идти в школу, где он встретится с множеством новых людей. Формировать у ребенка навыки общения можно благодаря общению: подобное лечится подобным.

Поэтому первое, что вы должны сделать, что-бы помочь своему ребенку,- это познакомить его с группой сверстников и правильно организовать их игры. Существует много игр, в которых детям нужно действовать сообща. В этом случае общения им не избежать .

Здесь может быть любая коллективная игра, где требуется умение договариваться и распределять роли.

              Пальчиковые игры и упражнения.

Пальчиковые игры актуальны для ребенка в любом возрасте. Они очень полезны, так как способствуют развитию речи, мышления, внимания, тактильных ощущений и т. д. Самое важное не заставлять ребенка делать пальчиковые упражнения и игры против его желания, иначе они не только потеряют смысл, но и нанесут ему вред .

Игра «Мизинчик»

Цель: развивать мелкую моторику рук.

Описание: вместе с ребенком сделать пальчиковую гимнастику под чтение стихотворения «Мой мизинчик»

Мой Мизинчик, где ты был?

С Безымянным суп варил,

А со Средним дыню ел,

С Указательным запел.

А Большой меня встречал

И конфетой угощал.

Указательный на правой

Вел в поход нас всей оравой.

Средний брат надел рюкзак,

Безымянный ходит так,

А Мизинец стал играть:

Братьев слушать, зазывать.

Правый же Большой плясал

И на танец приглашал.

Раз-два-три-четыре пять!

              Творческая игра.

Особое место занимают занимают игры, которые создаются самим ребенком,- их называют творческими или сюжетно-ролевыми. В этих играх дети воспроизводят в ролях все то, что видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. Творческая игра наиболее полно формирует личность ребенка, поэтому является важным средством воспитания .

Игра «Точечки»

Цель: Развивать у ребенка фантазию, воображение и мышление.

Для игры понадобится: лист бумаги и карандаш.

Описание: На листке бумаги нарисуйте в произвольном порядке несколько точек. Игрок должен нарисовать такой рисунок чтоб эти точки были задействованы. Выигрывает тот кто справился с задачей.

Игра «Закорючки»

Цель развивать у ребенка фантазию, воображение, мышление.

Для игры понадобится: лист бумаги и карандаш.

Описание: двум детям раздают листочки и карандаши. Они должны нарисовать на этих листах различные закорючки. Затем меняются листочками и превращают закорючки в красивый рисунок. Побеждает ребенок который нарисовал самый интересный рисунок.

     Как управлять игрой?

Как руководить детской игрой, чтобы она не распалась? Прежде всего требуется такт, умение определить меру вмешательства в игру, правильно оценивать возможности ребенка.

Самые маленькие и дети постарше играют по разному. Следовательно, и приемы руководства игрой будут различными. Чем меньше ребенок тем активней роль взрослого при обучении его игре, так как у маленьких детей иал жизненный опыт.

Обучая ребенка играть, надо следить за тем, что бы он соблюдал определенные правила. Например если рядом играет другой ребенок, следить, что бы он не обижал соседа, не разрушал постройку, не бросался песком, делился игрушками со сверстниками.

С этого зарождаются чувства общительности, доброжелательности, а так же умение детей в совместной игре устанавливать доброжелательные взаимоотношения.

Старшие дети играют коллективно, за ранее договариваются,распределяют роли между собой. Поэтому когда возникает спор нужно вмешаться взрослому, тем самым разрешив спор. Так ребенок научится считаться с интересами других.

Для формирования игровой деятельности ребенка имеет значение как закончить игру. Обычно взрослые не задумываются над этим и неожиданно для детей прерывают игру: «Ну поиграл- и хватит!». И если ребенок, заигравшись, не слышит распоряжений и не подчиняется им, то взрослые часто горячатся и прибегают к еще более к радикальному способу: берут непослушного за руку и буквально вырывают его из игры.

Не стоит доказывать, как это не педагогично и чем это обычно заканчивается: капризами, слезами, не желанием делать что либо и т. д.

Ребенку играющему с увлечением, сразу прервать игру очень трудно: он настолько вживается в роль, что ему не удается по приказу взрослого отключиться от игры и переключить внимание на мир реальный. Его мысли, эмоции, воображение всецело во власти игры, и по этому взрослые должны как бы подготовить ребенка к предстоящим новым делам. К примеру игровая ситуация которая выведет ребенка из игры, но она должна совпадать с сюжетом игры. Или предупредить ребенка о завершении игры и дать ему доиграть, тем самым довести игру до логического конца.          

Как выбрать игру?

Этот вопрос  важен. Но кто как не родитель знает своего ребенка лучше?

Наблюдайте за своим малышом и вы увидите, что ему интересно. Это может быть самая простая игра но ведь любую игру можно усложнить.

При выборе игры воспользуйтесь одним главным правилом: игра должна соответствовать возрасту ребенка! А иначе она будет неинтересна или просто непонятна ребенку.

      Играйте с ребенком каждый день, при этом не одергивайте его, не читайте нотации. А если просит повторить игру, не отказывайте в этом.

Источник