Игра как средство развития познавательных интересов ребенка

Игра как средство развития познавательных интересов ребенка thumbnail

«Игра как средство формирования познавательного интереса на занятиях у детей дошкольного возраста»

Бабушкина Т. В.

Добрянка, 2016 г.

Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения дошкольников. Он связан с другими мотивами (ответственностью перед родителями и коллективом и др.). Познавательный интерес как мотив учения побуждает ребенка к самостоятельной деятельности, при наличии интереса процесс овладения знаниями становится более активным, творческим, что в свою очередь, влияет на укрепление интереса. Самостоятельное проникновение в новые области знания, преодоление трудностей вызывает чувство удовлетворения, гордости, успеха, то есть создает тот эмоциональный фон, который характерен для интереса.        

   Активизация познавательной деятельности дошкольников  без формирования его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес дошкольников.

      У дошкольников познавательный интерес может иметь разный уровень своего развития и характер проявлений, обусловленных различным опытом, особыми путями индивидуального развития.

        Одним из эффективных средств пробуждения живого интереса на занятиях, наряду с другими методами, является игра. Один из основных видов деятельности дошкольника – игра.

Игра – это первая простейшая форма деятельности, которой овладевают дети. Целью ее является сам процесс игры. При этом дети в определенной мере готовятся как к учению, так и к труду. Игровая деятельность сохраняется, видоизменяется и занимает значительное место и в первые  годы обучения ребёнка в школе.

Игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий. 

        Высоко оценивал значение игры, В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости, любознательности».

        В играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализы, делает обобщение.

    Современные педагоги также уделяют большое внимание воспитанию интересов у ребенка как фактору формирования всестороннего развития личности. Именно воспитатель пробуждает интерес к занятиям, раскрывает таланты.

    Основные характеристики интереса:

– положительная эмоция по отношению к деятельности;

– наличие познавательной стороны этой эмоции, то есть радости познания;

Наличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, то есть деятельность сама по себе привлекает и побуждает ею заниматься, независимо о т других мотивов.

  Как рождается интерес? Сначала возникает любопытство – срабатывает ориентировочно-исследовательский рефлекс, который есть даже у животных. Для того, чтобы любопытство переросло в любознательность, необходима интеллектуальная активность. Любознательность стимулирует потребность в познавательной деятельности, которая вызывает интерес к предмету или явлению. Чтобы не потерялось ни одно из этих звеньев, взрослые должны поддерживать ребенка на каждом этапе его развития.

      Игра, учение и труд являются основными видами деятельности дошкольного возраста. При этом игра готовит ребёнка не только  к учению, но  и к труду,  сама являясь одновременно и учением и трудом. Глубоко ошибаются те, кто считает, что игра – лишь забава и развлечение.

       Важную роль в формировании познавательного интереса детей дошкольного возраста имеет дидактическая игра. Дидактические игры оказывают большое влияние на умственное развитие дошкольников, совершенствуя их мышление, внимание, творческое  воображение.

      Дидактическая игра имеет свою устойчивую структуру, которая отличаете от другой деятельности. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.  

      В отличие от игр,  дидактическая игра выделяется существенным признаком – наличием чётко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью. 

    Существенной стороной дидактической игры являются игровые действия, которые вытекают из правил  игры, способствуют познавательной активности дошкольников, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения  и навыки для достижения целей игры.

        Дидактическая игра имеет определённый результат, который является финалом игры, придаёт игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и даёт дошкольникам моральное и умственное удовлетворение от участия. Для преподавателя результат игры всегда является показателем уровня достижений дошкольников  или в усвоении знаний, могут или в их применении.

      При использовании дидактических игр  очень важно следить за сохранением интереса детей к игре. При отсутствии интереса или угасании его ни в коем случае не следует принудительно навязывать игру детям, т.к. игра по обязанности теряет своё дидактическое, развивающее значение; в этом случае из игровой деятельности выпадает самое ценное – эмоциональное начало. При потере интереса к игре педагогу следует своевременно  принять действия, которые  ведут к изменению обстановки, этому служит эмоциональная речь, приветливое отношение, поддержка детей.

Читайте также:  Лекарства для речевого развития ребенка

      При наличии интереса дошкольники  занимаются с желанием, большой охотой.

      Таким образом, игра является важным средством формирования познавательного интереса детей. Использование на занятиях различных игр, создаёт мотивацию, позволяет воспитывать наблюдательность, умение работать в группе, слушать и слышать других, обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей  детей.     

Источник

Марине Симонян
Игра как средство развития и формирования познавательных интересов дошкольника

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ПЕРВЫЙ МОСКОВСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»

(ГБПОУ «1-й МОК»)

Отделение «Детский сад» ул. Тихомирова д. 13 к. 2

«Игра, как средство развития и формирования познавательных интересов дошкольника»

Круглый стол с элементами практикума

Подготовила и провела:

Воспитатель: Симонян М. К.

Цель: показать родителям значение совместных игр в семье для познавательного

развития ребёнка; помочь родителям в выборе игр и игрушек; изучить некоторые

развивающие игры.

План проведения

1. Оформление группового стенда для родителей

2. Педагогический всеобуч (выступление воспитателя)

3. «Конверт дружеских вопросов»

4. Путешествие по выставке игр и игрушек.

1. Материал для группового стенда

Советы родителям

Очень часто родители заботятся о том, чтобы накупить детям как можно больше

игрушек, и притом сложных, дорогих, всячески разукрашенных. Они думают тем

доставить больше удовольствия детям и способствовать их развитию. Но в этом они

ошибаются. Дети ценят игрушки не с той точки зрения, с которой ценят их взрослые.

Детям в игрушках дороги побуждения, толчки к собственному творчеству и гибкий

материал для выражения их замыслов.

Как рано, поразительно рано проявляются в играх первые зародыши тех форм

поведения, которые много лет спустя, подвергшись усложнениям и превращениям,

определят ценность данной личности.

Приобретение игрушек должно зависеть не от бюджета семьи, а от педагогической

ценности игрушки.Соблюдайте чувство меры: обилие игрушек не улучшает детские

игры, оно рассеивает внимание дошкольника, мешает сосредоточиться на игровом

замысле.

Не следует иметь специальные игрушки для мальчиков и девочек. Всем одинаково

нужны куклы, транспорт, двигательные игрушки и конструктор. Если сын не приучен с

ранних лет играть сюжетно – образными игрушками, приобретите ему куклу в образе

мальчика, космонавта или матроса, а дочери – техническую игрушку.

Отведите удобное малышу место для игр, найдите время поиграть с ним.

Включаясь в игру детей, старайтесь ненавязчиво советовать, подсказывать сыну,

дочери, во что и как играть, как выполнять взятую на себя роль.

Приучайте детей к бережливости и порядку. Для хранения игрушек хорошо иметь

открытые полки, еще лучше – отдельный игровой уголок.

Книги, тетради, карандаши и ручки – не игрушки. Выделите для них особое место для занятий ребёнка.

Купив новую игрушку, покажите ребёнку, как с ней можно играть, подскажите,

как её использовать в сочетании с другими игрушками, покажите разные варианты игр с

ней. Например, устройте для куклы комнату, «пригласите» все игрушки на «день

рождения».

2. Выступление воспитателя

Сегодня мы поговорим о том, во что играют наши дети.

Зачем нужна игра ребёнку?

Какие игры воспитывают, развивают и как, а какие вредны?

Умеют ли дети сорадоваться, сострадать во время игры?

Почему об этом мы предлагаем вам поговорить?

Современные мальчики и девочки, те, для кого игра – жизненная необходимость и

условие развития, перестают играть. А те игры, в какие играют дети, стали невесёлые,

агрессивные. В этом виноваты мы, взрослые, потому что сами перестали играть с детьми,

в кругу семьи. Научить ребёнка играть – значить научить жить. Прервалась цепочка

передачи игровой традиции от одного детского поколения другому. Совсем исчезли

групповые игры. Где они – салки, казаки – разбойники, жмурки, лапта и прочие детские

шалости, радости.

– Кто из вас обучает детей играм, которые помнит с детства?

(родители делятся семейным опытом.)

Игровое упражнение с родителями «Незаконченное предложение»

Воспитатель раздаёт всем родителям карточки с первыми словами предложения, а

родители должны его продолжить:

– Мой ребёнок любит играть.

– Дома мы с детьми играем в.

– Эти игры могут научить ребёнка.

Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой.

Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием. Вот

в чем секрет познавательных и воспитательных возможностей игры.

– Как вы думаете, для чего нужна игра ребёнку?

(высказывания родителей)

Да, игра – это путь к познанию ребёнком социума, в котором он живёт, познанию

Читайте также:  Центры раннего развития ребенка в вао

самого себя, своих возможностей, способностей.

Следует отметить, что для детей игра – не только развлечение и забава, а прежде

всего труд, требующий настоящих усилий. Они преодолевают в игре иногда

серьёзные трудности, тренируя свои силы и ловкость, развивая способности и ум.

Игра закрепляет у детей полезные умения и навыки. Дети учатся понимать друг друга,

сострадать,приобретают жизненный опыт. Поэтому, ребёнок, вволю наигравшись в

детстве, вступает во взрослую жизнь не обременённый детскими страхами и

проблемами. В игре ребёнок обучается и воспитывается более успешно, чем на

специальных занятиях. Именно по этой причине вызывает тревогу стремление

некоторых родителей, подготавливая ребёнка к школе, занять все свободное время

сына или дочери чтением, письмом, не оставляя времени на игру. Часто родителям

кажется, что игра – это забава, развлечение. Не признавать и не понимать игру –

значит не понимать и недооценивать дошкольного детства, не удовлетворять

эмоциональных, познавательных, физических и многих других потребностей ребёнка.

Станет ли игра эффективным средством развития познавательных интересов детей –

во многом зависит от вас,дорогие родители: от того какие игры вы поощряются

отцом или матерью, в какие игры вы играете сами с детьми, какие игрушки

покупаются, как в семье проводятся праздники и развлечения.

Игра – понятие многогранное, Существуют различные игры. Одни развивают

мышление и кругозор детей (развивающие и интеллектуальные игры, другие –

ловкость, силу, быстроту (подвижные игры, игры – эстафеты, третье –

конструкторские навыки (игры с конструктором и строительным материалом,

четвертые – социально нравственные качества (сюжетно – ролевые). Но во всех играх

непременно развивается познавательный интерес ребенка. Все игры индивидуальны

и требуют индивидуального подхода, но существуют и общие правила.

Воспитатель раздает родителям памятку с советами по проведению игр.

Памятка с советами по проведению игр.

Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска,

угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и. Выбрасывать из нее трудные

правила, выполнить которые нелегко.

Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны

азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне

азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные

клички, оценки за поражение в игре.

Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры –

введение туда новых, развивающих и обучающих элементов должно быть

естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят,

даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не

прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и

бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая

свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое.

Добровольность – основа игры.

Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов.

Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не

проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что

вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве

не ради этого придумываем мы игры, затеи.

Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети

большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила,

усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя

превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя ни

тешилось».

3. «Конверт дружеских вопросов»

Воспитатель предлагает родителям красочный конверт, в котором находятся

карточки с вопросами. По желанию родители берут карточку из конверта, читают

вопрос, отвечают и обсуждают его.

– Можно ли играть с детьми в карты?

– Что делать, если ребенок просит вас поиграть, а вы смотрите телевизор?

– Как быть, если любая неудача в игре вызывает у ребенка угнетенное состояние

или слезы.

– Как вы относитесь к компьютерным играм? Чему они учат?

– Ваше мнение современных куклах (Барби, Братц, Синди и т. д.)

4. Путешествие по выставке игр и игрушек.

Итак, игра – это мощное средство развития и формирования познавательных и многих

других интересов детей. Мы учим детей познавать окружающий нас мир, наш социум

постоянно; на занятиях, беседах, но именно в игре это происходит наиболее успешно.

Как мы уже отметили существуют различные игры и самые разнообразные игрушки.

Давайте теперь совершим «экскурсию» по выставке игр и игрушек.

Источник

Лариса Лизунова
Игра, как средство познавательного развития.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Сущность изменения касается модели образователного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. В результате весь образовательный процесс будет встроен в игру и дети, сами того не замечая, будут обучаться.

Читайте также:  Педагогическое сопровождение развития ребенка в образовательной среде

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов,таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию.

Процесс познания у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых.

Развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится играм.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей.В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.

По мнению ряда авторов,основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.

Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.

Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную Ф. Фребелем систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки.

Е. И. Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом.

В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить,использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы.

Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, т. к активность является необходимым условием умственного развития личности.

Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний.Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.

Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “ Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя – развивает у себя монологическую речь.

Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом,затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.

Источник