Игра как средство развития познавательной деятельности ребенка
Лариса Лизунова
Игра, как средство познавательного развития.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, для того, чтобы обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Сущность изменения касается модели образователного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры. В результате весь образовательный процесс будет встроен в игру и дети, сами того не замечая, будут обучаться.
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов,таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию.
Процесс познания у дошкольников идет интенсивно благодаря эмоционально-чувственному освоению мира. А формируется он только усилиями окружающих взрослых.
Развитие дошкольников осуществляется в процессе разнообразной деятельности детей со взрослыми и в коллективе сверстников. Особая роль отводится играм.
Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей.В этом возрасте формируются все стороны личности ребенка: интеллектуальная, нравственная, эмоционально-волевая.
По мнению ряда авторов,основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Но ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в дошкольной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и многих педагогов.
Автор одной из первых педагогических систем дошкольного воспитания Ф. Фребель был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле этого слова, а в организации игры. В разработанную Ф. Фребелем систему дидактических игр вошли игры с разными игрушками, материалами (мячом, кубиками, шарами, цилиндрами и прочим). Обязательным элементом большинства дидактических игр были стихи, песни, рифмованные сказки.
Е. И. Тихеева, автор одной из первых отечественных педагогических систем дошкольного воспитания, заявила о новом подходе к дидактическим играм. По мнению Тихеевой они (дидактические игры) являются лишь одним из компонентов воспитательно-образовательной работы с детьми наряду с чтением, беседой, рисованием, пением, гимнастикой, трудом.
В старшем дошкольном возрасте на базе игровых интересов создаются интеллектуальные, у детей формируется умение самостоятельно мыслить,использовать полученные знания в мыслительных операциях: находить характерные признаки, сравнивать, группировать, классифицировать предметы, делать правильные выводы.
Проблема активизации познавательной деятельности дошкольников на всех этапах развития образования является одной из актуальных, т. к активность является необходимым условием умственного развития личности.
Дидактическая игра помогает проявлять познавательную активность в самостоятельной деятельности, расширять собственные познавательные интересы и потребности, учит владеть разными способами безопасного поведения в современной информационной среде, развивает интегративные качества ребенка, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.
Дидактическая игра содействует лучшему пониманию сущности вопроса, уточнению и формированию знаний.Игры можно использовать на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала, его закрепления, повторения, контроля. Игра позволяет включить в активную познавательную деятельность большее число детей. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи НОД, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов детей дошкольного возраста. Игра помогает педагогу донести трудный материал в доступной форме.
Словесные игры помогают развивать речь детей: пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь, умение правильно выражать свои мысли, составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и общественной жизни, формируя навыки пересказа. Такие игры как “Назови одним словом”, “ Назови три предмета” требуют от детей активного использования родовых, видовых понятий. Нахождение антонимов, синонимов, слов сходных по звучанию, главная задача словесных игр. Если ребенку достается роль, гида в играх “Путешествия”, то, он, охотно рассказывая и объясняя – развивает у себя монологическую речь.
Многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку. Например, в игре “ Кто построил этот дом?” дети узнают о том, что прежде чем построить дом, архитекторы-проектировщики работают над чертежом,затем приступают к делу строители: каменщики, штукатуры, сантехники, маляры и другие рабочие. Дети усваивают знания о том, какие машины помогают людям в строительстве дома. Так у детей пробуждается познавательный интерес к людям этих профессий, появляется желание играть в строительство, домов, железной дороги и других объектов.
Источник
Воспитатель МБДОУ детский сад №4 «Чиполлино»
Арнаутова Людмила Викторовна
“Игра как средство развития познавательной деятельности и способ общения детей и взрослых”
Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их, как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра-это единственная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов.
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что “игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра-это искра, зажигающий огонек пытливости и любознательности”. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость… Кроме того, игра-это своеобразный способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность (кубики, зайцы и т.д.), к играм, отражающим отношение между людьми(это творческие или сюжетно-ролевые), и наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам поведения и отношения между людьми. Интересные игры создают бодрое радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Даже в хороших условиях при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры.
В игре все стороны детской личности формируются в единстве и взаимодействии. Организовать дружный коллектив, воспитать у детей товарищеские чувства, организаторские умения можно только в том случае, если удается увлечь их играми, отражающими труд взрослых, их благородные поступки, взаимоотношения. В свою очередь только при хорошей организации детского коллектива можно развивать познавательную деятельность, творческие способности каждого ребенка, его активность.
Совместная деятельность детей является основным условием возникновения и развития общения(общение- процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и объединение их усилий с целью достижения общего результата).
Оно жизненно важно для человека и рассматривается психологами как особый способ адаптации к социальной среде. В результате общения формируется представление о другом человеке и самом себе, о своих возможностях и способностях. Общение со сверстниками дети реализуют в основном в совместных играх; игра становится для них своеобразной формой общественной жизни. В игре дети по своему усмотрению объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы. Ни в какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности поведения, как в игре. Поэтому игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определенной цели, помогает воспитывать целеустремленность. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей, и свои собственные. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовать установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.
Творческая коллективная игра является школой воспитания чувств. Нравственные качества сформированные в игре, влияет на поведение ребенка в жизни, в то же время навыки сложившиеся в процессе повседневного общения друг с другом и со взрослыми, получают дальнейшее развитие в игре. Требуется большое искусство воспитателя, чтобы помочь детям организовать игру, которая побуждала бы к хорошим поступкам, вызывало бы лучшие чувства.
В целях формирования правильных взаимоотношений необходимо целенаправленное педагогическое руководство играми. Важнейшим условием руководства творческими играми является умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре серьезно, с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания. Такому воспитателю ребята охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. А это происходит тогда, когда взрослый пользуется у детей достаточным уважением и доверием. В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и плохие черты характера. Наблюдения за детьми в процессе игры дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти подход к каждому ребенку. Таким образом, игре принадлежит большая роль в жизни и развитии детей.
В игровой деятельности формируются многие положительные качества ребенка, интерес и готовность к учению, развиваются его познавательные способности. Игра важна и для подготовки ребенка к будущему, и для того, чтобы сделать его настоящую жизнь полной и счастливой. По мнению многих исследователей, игра имеет большое значение в воспитании, обучении и психическом развитие детей. Она дает возможность робким и неуверенным в себе детям преодолеть свои комплексы и нерешительность. Игру можно использовать для обучения абсолютно всему, и результаты часто бывают выше, чем при других видах деятельности. В книге “Технология игры в обучении и развитии” авторов П.И. Пидкасистого и Ж.С. Хайдарого говорится: “Сегодня мало кого удивишь тем, что в передовых учебных центрах взрослые люди, студенты и школьники учатся уму-разуму, играя, как малые дети, интересно и весело. И играют они не в жмурки-бирюлки, а в законы и формулы, в войну и мир, в большой и малый бизнес, словом – в жизнь”.
Таким образом, игра направлена на развитие общеучебных умений и навыков; психического развития и самореализации состояния.
Игра способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе, преодолению личностных комплексов: нерешительности, застенчивости. Не менее важным фактором является и то, что игра-это упражнение по формированию самостоятельности, инициативности, коммуникативного общения; она создает равные условия в деятельности, речевом партнерстве, разрушает барьер между педагогом и воспитанником. К организации игр для детей можно предъявит определенные требования:
- Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности детей;
- Игра должна быть доступной, цель игры достижимой, а оформление красочным, разнообразным;
- Обязательный элемент каждой игры- ее эмоциональность. Игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовлетворение от удачного ответа;
- В играх обязателен момент соревнования. Это всегда приводит к повышению самоконтроля детей, к четкому соблюдению установленных правил и, главное, к активизации детей.
Развитие познавательных или интеллектуальных способностей детей должно быть постоянной заботой взрослых. Проведение в повседневной жизни игр, заданий и упражнений, которые позволяют успешно развивать такие познавательные процессы у детей, как восприятие, память, внимание, что необходимо для их подготовки к школе и успешного дальнейшего обучения и интеллектуального развития.
Однако общение ребенка – это не только способность вступать в контакт и вести разговор с собеседником, но и умение внимательно и активно слушать, использование мимики и жестов для более эффективного выражения своих мыслей, а так же осознание особенностей себя, других людей и учет их в ходе общения.
Источник
Автор: Данилова Людмила Анатольевна
Организация: МБДОУ №30 «Снегурочка»
Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Альметьевск
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир
ребенка вливается живительный поток представлений, понятий».
В. А. Сухомлинский
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться. Одна из наиболее важных способностей – способность к познанию.
В формировании разностороннего развития личности ребенка играм отводится важнейшее место. Игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышаетжизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра нужна, чтобы ребенок рос здоровым, жизнерадостным и крепким.
развитие выделено в отдельную образовательную область в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации и позволяет по-иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.
Проблема развития познавательной активности и познавательных способностей детей дошкольного возраста — одна из самых актуальных в теории и практике дошкольного воспитания, поскольку активность является необходимым условием для формирования умственных качеств детей, самостоятельности и инициативности.
Новизна опыта заключается в изменении подходов к организации воспитательного процесса: эффективное средство развития интереса к обучению и воспитанию – игровая деятельность. Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно.
Цель: выявить и обосновать педагогические условия, при которых игра становится более эффективным средством в развитии познавательных процессов детей дошкольного возраста.
Для реализации поставленной цели поставила следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования познавательных процессов детей.
Формировать познавательные способности детей в игровом процессе.
Создать благоприятные условия, способствующие выявлению интересов каждого ребенка.
В работе с детьми образовательный процесс строю так, чтобы он был направлен на развитие познавательных способностей у дошкольников и на их реализацию. Организую взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, самостоятельности и инициативности. Основные формы взаимодействия, способствующие познавательному развитию:
- вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
- использование дидактических игр;
- применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Большой вклад в изучение познавательных процессов внесли такие ученые, как: Выготский Л.С., Леонтьев А.Н., Пиаже Ж., Рубинштейн С.Л. и др. Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных процессов.
К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в ДОУ, относятся:
- личная вовлеченность детей в различные виды деятельности;
- применение различных дидактических заданий и игр;
- использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти. Все познавательные процессы взаимосвязаны между собой, а внимание присутствует в каждом из них. От того, как дети научатся внимательно смотреть и видеть, запоминать и помнить, мыслить, фантазировать, воспринимать окружающий мир во всех его красках, зависит: будет ли школьная жизнь успешной и радостной или омрачится неудачами и огорчениями. Заинтересованность и активность ребёнка, его вовлечённость в процесс обучения во многом зависит от того, насколько он сам творит это обучение. Дети дошкольники очень активны в познании окружающего мира. Их интересует буквально всё. Большую часть времени ребёнок познаёт мир сам: он наблюдает, экспериментирует, действует, получая таким образом новую информацию. Но многое для него остаётся непонятным, загадочным. Заинтересовать ребёнка непонятным, подвести к разгадке загадочного – наша задача.
В нашей группе созданы условия для полноценного развития детей, имеется методическая и художественная литература, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал. В группе пространство организовано таким образом, чтобы было достаточно места для занятий игровой и самостоятельной деятельности.
В группе выделено пространство для самостоятельной деятельности и игровой. Для игр имеется соответствующее игровое оборудование.
Я считаю, что эффективным методом познавательного развития дошкольников относится дидактическая игра. Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего развития личности ребёнка. С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала. Поэтому совместно с детьми изготавливаем своими руками дидактические игры из подручных материалов, вторсырья и т.п.
В работе использую дидактические игры по ФЭМП: «Считай дальше», «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Назови соседей», «Найди столько же», «В какой руке сколько?», «Считай – не ошибись», « Назови соседей», «Назови пропущенное слово», «Лови, бросай, дни недели называй!», «Тик – так», «Назови предмет», «Разделим и угостим друг друга» и т.д.
Дидактические игры по приобщению к социокультурным ценностям: «Назови одним словом», «Где это можно купить», «Мир тканей», «Из чего сделано?», «Путешествие по городу», «Магазин игрушек».
Дидактические игры по ознакомлению с миром природы: «Кто лишний?», «Где спрятался зайчик?», «Кто, где живет», «Птицы (звери, рыбы), «Природа и человек», «Воздух, земля, вода», «Назови три предмета», «Что лишнее?», «Когда это бывает?», «Какое время года?». «Назови одним словом».
Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим, по обучению родному языку, формированию элементарных математических представлений. В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с игровыми, поэтому при организации игры следует особое внимание обращать на присутствие в занятиях элементов занимательности: поиска, сюрпризности, отгадывания и т.п.
Также использую в своей работе другие виды игровой деятельности, где дети проявляют свою активность, взаимопомощь, интерес. Сюжетно ролевые игры такие как: «Парикмахерская», «Больница», «Строители», «Гости», «День рождения», «Улица», «Путешествие с героями любимых книг», «Магазин», «Почта», «Школа», «Библиотека», «Ателье» и т.д.
Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Темы игр разнообразны. Благодаря этому дети смогут пережить в игре то, что переживают взрослые люди в повседневной жизни. Таким образом, дети постепенно вживаются в социум, узнают правила поведения и общения в современном мире.
Что касается атрибутов для сюжетно-ролевой игры, то в подготовительной группе мы не предлагаем их детям в готовом виде, а они сами используют предметы-заместители, дополнительный игровой материал. Например, строительный материал используют в качестве мыла, продуктов питания (хлеб), мобильного телефона и т. д. Это способствует развитию воображения и образного мышления.
Также в своей работе часто использую в разных режимных моментах разнообразные подвижные игры. Активна роль подвижных игр в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами, усваивают смысл игры, запоминают правила, обладают пространственной терминологией, учатся осознанно
действовать в изменившейся игровой ситуации, познают окружающий мир.
В процессе игры активизируется память, развиваются интеллект, фантазия,
мышление, воображение, формируются социальные качества, честность, дисциплинированность, чувство справедливости. Подвижная игра учит искренности, товариществе. Имеются картотеки подвижных игр.
Играем с детьми в театральные игры. Ребёнку предоставляем возможность побывать в роли актёра, режиссёра, декоратора, музыканта, поэта. Каждый ребёнок играет свою роль по-своему, но все копируют в своих играх взрослых. Поэтому театрализованной деятельности стараюсь уделять должное значение и всем видам детского театра, что помогает формировать правильную модель поведения в современном мире, повысить культуру ребёнка, познакомить его с детской литературой, музыкой, изобразительным искусством, правилами этикета, обрядами, традициями. Для театральных игр в группе оформлены: ширма, платочный театр, лего-театр, пальчиковый театр, теневой театр, театр на прищепках, на ложках, фланелеграф, куклы би-ба-бо, полумаски, т.д.
В работе с родителями по познавательному развитию использую традиционные и нетрадиционные формы работы, такие как: беседа,родительские собрания,консультации, выставки, анкетирование; фотомонтажи, фотовыставки,деловые игры, выставки детских работ, участие в конкурсах разного уровня.
Родители помогают обновлять предметно-развивающую среду – создают своими руками интересные атрибуты, которые дети используют в играх, на занятиях, в исследовательской деятельности, на прогулке. Консультируем родителей, о том, как можно применять подручные материалы дома для развития игровых способностей ребенка.
Родители принимают активное участие в жизни группы.
Таким образом, игра является эффективным средством создания оптимальных условий для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой деятельности, потенциальных возможностей детей. Подлинные знания и навыки приобретаются в процессе игровой деятельности. Игра имеет свою цель – обучить ребенка чему-либо новому или закрепить имеющиеся у него знания, умения, навыки. Игра – это средство обучения, воспитания и развития. Она помогает легче запомнить, повышает работоспособность, учит оценивать свои успехи и обучение становится интересным и занимательным.
Ребенок, мало играющий, теряет в своем развитии, так как в игре, по выражению Л. С. Выготского, «ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре, как бы на голову выше себя…». Поэтому у нас с родителями единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Планирую в дальнейшей деятельности продолжать активно изучать все методические новинки, новые педагогические технологии, обновлять картотеки игр, применять современные методы в работе с детьми для познавательной деятельности.
Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути всестороннего развития детей, сотрудничая с родителями.
Список литературы:
А.А. Гилева « Дидактические игры и игровые занятия». Тбилиси. Гора,2007
А.И. Сорокина, Е.Г. Батурина «Игры с правилами в детском саду», сборник дидактических и подвижных игр. М. Наука, 2002
А.К.тБондаренко» Дидактическая игра в детском саду» Инфра-М, 2001
А.С.тДьяченко. Игры и упражнения для развития умственных способностей детей. Дошкольное развитие. 2008. №4
З.М.тБогуславская«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. М. Инфра – М, 2001
Е.И.тУдальцова «Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников». Минск. Беларусь, 2006.
Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. «Умственное развитие детей дошкольного возраста». М. Просвещение, 2004.
Н.Я.тМихайленко, Н.А.Короткова, 2015. Как играть с ребенком. 4-е изд. М.: Линка-Пресс, 176 с.
Т.Н.тРыжкова» Учимся играя». Дошкольное развитие. 2004, №2 7.А.И. Сорокина «Дидактические игры в детском саду». Пособие для воспитателей. М. Просвещение, 2002
Интернет ресурсы https://www.detskiysad.ru/ped/ped136.html
Приложения:
- file0.docx.. 30,9 КБ
Опубликовано: 07.12.2019
Источник