Игра как средство развития памяти ребенка старшего дошкольного возраста

Татьяна Иванова
Игра как средство развития памяти у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

С давних времен человечество ищет ответ на вопросы о том, что такое память, что это явление представляет собой, каким же образом оно связано с формированием и развитием человека. Ученые, философы и писатели пытались разгадать феномен памяти и ее влияния на человеческую жизнь, становление и развитие человека.

В настоящее время ученые так и не пришли к единому мнению о том, что же на самом деле представляет собой такое психическое явление как память, какие процессы и явления психики следует отнести к памяти, а какие нет. Также не удалось до сих пор вывести единое научное определение памяти.

В древнегреческой мифологии с памятью связана река Лета. Согласно представлениям древних греков, эта река протекала в подземном царстве мертвых. С тех древних времен до нас дошло крылатое выражение «кануть в Лету», что означает «исчезнуть из памяти, забыться». Олицетворением памяти считалась богиня Мнемозина. Отсюда и выражение «пить из источника Мнемозины».

Теперь попытаемся понять, что же такое память, что она представляет собой и какую роль играет в формировании личности индивида, в становлении и развитии человеческой психики. Для начала попробуем дать определение этому психическому процессу. Память – это способность человека воспринимать, накапливать и в дальнейшем применять информацию об окружающем мире и от деятельности человека, полученную в течение длительного промежутка времени.

И. В. Стародубцева и Т. П. Завьялова в учебнике «Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников» дают следующее определение памяти: «Память – это сложный психический процесс, определяющийся как запечатление, сохранение, узнавание и воспроизведение индивидом его опыта».

Стародубцева и Завьялова выделяют следующие виды памяти: по содержанию психической активности, по продолжительности сохранения материала, по степени волевой регуляции. В свою очередь эти три вида памяти также разделяются на подвиды.

По содержанию психической активности память подразделяют на двигательную, образную, эмоциональную и словесно – логическую. По продолжительности сохранения материала – на долговременную, кратковременную и оперативную. По степени волевой регуляции – на непроизвольную и произвольную [с. 33, 2].

Процессы памяти особо важную роль играют во время подготовки спортсменов. С технической подготовкой связаны двигательные представления. Представления – это образы восприятия предметов, ситуаций и событий, возникающие на основе их припоминания или воображения [с. 34, 2]. Движение является неотъемлемой частью развития познавательных способностей детей дошкольного возраста.

Двигательная память занимает особое место в развитии дошкольника. Благодаря высокому уровню ее развития дети 6 – 7 лет осваивают довольно сложные движения, выполняют их быстро, точно и с меньшим напряжением, чем в более раннем возрасте, гибко изменяют освоенные действия [с. 35, 2]. Двигательная активность способствует развитию памяти старших дошкольников.

Старший дошкольный возраст является одним из важных периодов жизни человека – происходит подготовка ребенка к школьному обучению. Наиболее ярко развиваются те психические функции, которые в дальнейшем помогут младшему школьнику в освоении навыков учебной деятельности.

В пять лет у ребенка происходит психомоторное развитие. Повышается выносливость, стабилизируется координация мелких движений и зрительного контроля. Дети начинают увлеченно играть. Играприобретает более сложные формы: она становится сюжетно – ролевой, моделирующей и групповой. Речь активно используется для общения со сверстниками, что в свою очередь приводит к ее активному развитию. Переход от наглядно – действенного к наглядно – образному мышлению осуществляется за счет восприятия, которое становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

Дети способны решать довольно сложные задачи при условии, что им дают возможность наблюдать доступные для их понимания факты. Они обобщают и классифицируют предметы по определенным признакам, устанавливают связи между ними. Память переходит от непроизвольного запоминания к сознательному. Рекомендуется развивать и смысловую память [с. 6 – 7, 1].

Ребенок шести лет является уже вполне сформировавшейся личностью с собственными взглядами на окружающий мир. Он осознает свое положение, как в детском коллективе, так и среди взрослых. Исходя из этого, строит линию поведения и формирует свое отношение к окружающим его людям.

К шести годам двигательная активность детей приобретает разнообразные формы. Ребенок сознательно относится к требованиям взрослых, при этом у него развивается способность понимать поставленную задачу и стремиться к достижению цели. Дошкольники по своей инициативе разучивают новые движения, пытаются освоить то, что плохо получается, проявляя удивительную настойчивость.

Особое значение приобретает воля – способность поступать так, как нужно, а не так, как хочется. В 6 – 7 лет ребенок проявляется активный интерес к информации, сохраняя все полученные ранее знания в памяти. Объем памяти увеличивается, внимание становится все больше произвольным, но еще непостоянным.

Дошкольники познают все в наглядно – действенном и наглядно – образном планах. Словесно – логическое мышление уступает образному, умственное развитие идет наряду с физическим и чувственным. Любые двигательные навыки стимулируют развитие интеллекта. Игра остается ведущим видом деятельности [с. 4 – 8, 3].

Для развития памяти детей старшего дошкольного возраста можно использовать такие упражнения как «Кто ушел?», «Запомни порядок» и «Запомни свое место». Рассмотрим более подробно специфику и содержание этих упражнений.

Упражнение «Кто ушел?» направлено на развитие памяти и внимания. Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий запоминает, кто за кем стоит, а затем отворачивается. В это время один из игроков выходит из зала. Водящий поворачивается и отгадывает, кого нет в шеренге [с. 38, 2].

Упражнение «Запомни порядок» также направлено на развитие памяти и внимания. Дети строятся в шеренгу в произвольном порядке. Водящий запоминает их порядок, а затем отворачивается и перечисляет, кто за кем стоит [с. 37, 2].

Читайте также:  Играть в игры раннее развитие ребенка

Упражнение «Запомни свое место» направлено на развитие зрительной и моторной памяти, а также скоростных качеств. Участники ходят по кругу или в различных углах зала. По сигналу все игроки разбегаются. По второму сигналу каждый возвращается на свое место [с.

41, 2].

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста происходит в игровой форме. Дети выполняют упражнения, развивая при этом различные виды памяти, такие как зрительная и моторная память. Наряду с памятью развивается внимание, которое неотрывно связано с процессом запоминания. Скоростные качества являются важной составляющей частью двигательной памяти. Движения помогают детям лучше усваивать и запоминать новую информацию, которая в дальнейшем служит основой формирования жизненного опыта человека.

Источник

Елена Анатольевна Снегирёва,

воспитатель 

Дидактическая игра, как средство развития произвольной памяти детей старшего дошкольного возраста

Актуальность. Получаемая человеком информация об окружающем мире и происходящих вокруг событиях, оставляет в его сознании и подсознании, определённый след. Отражённые в таком отпечатке моменты начинают восприниматься, сохраняться, накапливаться и впоследствии воспроизводиться.

Память в жизнедеятельности людей имеет одно из важнейших значений. Имеющиеся у человека представления о явлениях и ранее воспринятых вещах есть результат функционирования его памяти. В противном случае, сознание человека не содержало бы в себе полученные в прошлом знания и опыт, а ограничивалось лишь наличными ощущениями и восприятиями. Память даёт возможность человеку использовать приобретённые им знания для планирования и организации своих действий в будущем.

Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком[1]. Только благодаря памяти данный  опыт может обновляться, давая человеку возможность развиваться в окружающем мире и совершенствоваться.

Однако, следует иметь ввиду, что у каждого человека память имеет свои индивидуальные особенности. Категориями такого отличия являются длительность, точность, прочность, скорость и объём запоминания. Высокий уровень обладания такими характеристиками, является показателем наличия у человека хорошей памяти.

Результат проявления хорошей памяти отражается в развитии и реализации имеющихся способностей, формировании основы таких процессов как обучение, приобретение знаний, навыков и умения, то есть во всём, благодаря чему современный человек находится на самой высокой ступени психологического развития.

Стоит особо отметить важность той роли, которую память играет в образовательном процессе, требующем усвоения и запоминания большого количества всевозможного учебного материала. Поэтому развитие хорошей памяти у обучающихся относиться к разряду важных педагогических задач, нашедших отражения в требованиях к профессиональной деятельности.

В соответствии со статьёй 43 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на образование, ему гарантируется общедоступность и бесплатность, в том числе, дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, а Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты[2].

Утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», предписывает обеспечить «…развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей[3]»

Хорошая память служит залогом успешного обучения и развития школьника, ведь именно эта функция ответственна за приобретение и «удержание» новых знаний. Специалисты выделяют множество видов памяти, но условно их можно разделить на две группы:

– по характеру активности (слуховая, зрительная, словесно-логическая и т.д.);

– по цели деятельности: непроизвольная и произвольная память. 

Для детей огромное значение имеют зрительные, слуховые и двигательные впечатления. Чем меньше возраст ребенка, тем большую роль в познании окружающего мира для него играют чувства. Это значит, что дети дошкольного возраста в основном прибегают к непроизвольной памяти. Но примерно к шести годам в игру «вступает» и произвольная память. В процессе взросления ребенка развиваются осознанные действия, направленные на то, чтобы лучше запоминать и точнее воспроизводить материал, удержанный в голове. 

Если знания ребёнка будут основываться только на том, что ему интересно, а остальная информация будет игнорироваться, его успеваемость не сможет быть хорошей. То есть развитие произвольной памяти необходимо для последующего успешного освоения школьной программы[4].

Несомненно, что обучение на занятиях, усвоение навыков, умений и знаний в развитии дошкольника имеют решающее значение. Но всё же особое место в жизни детей занимает игра. В ходе игры ребёнок живёт и действует, ориентируясь на образы окружающих его взрослых, героев своих любимых рассказов, сказок и мультфильмов.  

К средствам развития произвольной памяти относятся дидактические игры. Они позволяют приобщать детей к текущей жизни в доступных им формах практической деятельности и нравственно-эстетических переживаний, что, с учетом возможностей детей дошкольного возраста,  обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач[5].

В силу сказанного актуальность выбранной темы заключается, прежде всего, в необходимости получения объективных знаний о дидактической игре как об особом виде игровой деятельности и средстве обучения и воспитания, что позволит более качественно осуществлять включение дидактических игр в педагогический процесс, при этом значительно минимизировав вероятность совершения ошибок.

Дидактические игры, направленные на развитие произвольной памяти, должны отвечать следующим требованиям:

– процесс запоминания должен начинаться со специального организованного восприятия, направленного на такие признаки объекта, как цвет, форма, величина, пространственное расположение частей объекта и объектов относительно друг друга, их количество;

– процесс запоминания должен опираться на мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение, выделение существенных свойств объектов;

– должно быть предусмотрено усложнение дидактических игр, заключающееся в изменении количественных (уменьшение времени экспозиции, узнавания или воспроизведения) и качественных (усложнение содержания, увеличение деталей у запоминаемых объектов) показателей материала игры, её правил;

– в процессе игры необходимо обеспечивать рациональное сочетание руководства педагога и самостоятельной деятельности детей;

– необходимо обеспечивать развитие самоконтроля, состоящего в проверке результатов запоминания и анализе ошибок.

Важным приёмом улучшения памяти у детей является формирование специальных мнемических действий, в результате освоения которых ребёнок оказывается способным лучше запоминать предлагаемый материал за счёт сознательной организации самого процесса познания с целью запоминания.

Развитие подобных действий ребёнка проходит через 3 основных этапа.

1 этап – мнемические познавательные действия ребёнка, организованные у него взрослым человеком во всех деталях.

Читайте также:  Действие депакина на развитие ребенка

2 этап – дети уже способны самостоятельно классифицировать, распределять предметы по группам на основании общих признаков.

3 этап – наблюдается полное овладение структурой и выполненные познавательные действия в уме.

Обязательными структурными элементами дидактической игры являются: обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богуславская З.М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. Издательство: «Просвещение» 1991 г.;
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1990. 280с.
  3. Выготский Л.С. Память и ее развитие в детском возрасте. – Собр. соч.: В 6-ти томах. – М., 1999. – Т.2.
  4. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. // Вопросы психологии: – 1966. – № 6.
  5. Добрухина Е.В. Игры и упражнения по развитию психических процессов (память, внимание, мышление) детей 5-6 лет. https://vdohnovlennye.ru/. 2014
  6. Дубровина И.В. и др. Психология. /Данилова Е.Е., Прихожан А. М. 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2003 – 464 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

   Игра «Составь картинку»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: набор геометрических фигур, вырезанных из картона (круг,

треугольник, прямоугольник, квадрат, полукруг).

Проведение игры: Первый этап. Показать детям несколько

геометрических фигур, предложить подумать, какие предметы можно из них

составить. Выложить это изображение. Инструкция: «Запомните и составьте

такое же самостоятельно». Подчеркнуть, что разноцветные фигуры нужны для

того, чтобы составить изображение, белые фигуры помогают запомнить форму,

количество отдельных деталей предмета. Задать вопрос: «Что нужно

запомнить, чтобы правильно составить картинку?» После того, как дети

составили изображение, они проверяют правильность, отмечают ошибки. Как

только игра будет освоена, осуществляется переход ко второму этапу игры.

Второй этап. На этом этапе детям предлагаются предметы, изображенные на

карточках, в этом случае дети сами анализируют картинку, выделяют

необходимые детали. После завершения изображения анализируют его.

 Игра «Найди такой же»

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: 8 карточек размером 4,5 на 5 см., с изображениями: чайника,

пальто, рукавиц, шорт, чашки, миски, шапки, платья; карта размером 20 на 27,5

см., разделённая на 24 клетки. Каждому изображению на карточке должны

соответствовать 3 изображения на карте: одно – идентичное, второе –

отличающееся какой – ни будь деталью, третье – сходное лишь общим силуэтом

и назначением. Соотношение цветов в этих трёх изображениях должно быть

одинаковым.

Проведение игры: игра проводится с двумя детьми. Перед детьми кладут

карту и говорят: «Я буду показывать маленькие карточки, вы запомните, что на

них нарисовано, и найти такую же картинку на большой карте». Детям по

одной показывают карточки. После каждого предъявления детям даётся

возможность найти такое же изображение на карте.

Игра «Запомни геометрические фигуры».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: карточки с изображёнными геометрическими фигурами.

Проведение игры: показать ребёнку картинку с изображёнными

геометрическими фигурами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Инструкция: «Посмотрите, и запомни геометрические фигуры». Предъяви

карточку, на которой 2 геометрические фигуры. Попросить ребёнка показать те

фигуры, которые видел на первой карточке. Далее предъявляются карточки с

наибольшим количеством геометрических фигур, ребёнок показывает

первичный вариант.

Игра «Домики».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материл: семь домиков, вырезанных из картона, семь ключиков к

домикам.

Проведение игры: Первый вариант. Разложить перед детьми домики и

ключики. Инструкция: «Посмотрите и запомните, к какому из отверстий

домиков подходит тот или иной ключик». Затем убрать ключики и оставить

только домики, домики закрыть ширмой. Показывать по одному ключику,

попросить запомнить. Ребёнок открывает ширму и находит тот домик, к

которому подходит ранее показанный ключик.

Второй вариант.

Показать детям домики поочерёдно, нацелить запомнить отверстия в

каждом домике. Ключики лежат за ширмой, ребёнок находит среди ключиков

тот, который подходит к ранее показанному домику.

 Игра «Найди пару».

Цель: развитие произвольной зрительной памяти.

Материал: силуэты рукавиц, отличающихся цветом, количеством,

расположением геометрических фигур, составляющих узор.

Проведение игры: Первый вариант. Разложить рукавицы на двух столах

так, чтобы на каждом столе было по одной рукавице из пары. Каждый ребёнок36

выбирает рукавичку, к которой он должен найти пару. Даётся инструкция:

«Запомните каждый свою рукавичку и найдите пару на другом столе». После

выполненного действия, дети проверяют его правильность.

Второй вариант.

Предложить детям разделиться на две подгруппы, раздать им рукавички,

чтобы одинаковые рукавички были у детей разных подгрупп. Дети первой

подгруппы стоят, второй – сидят на стульчиках, которые расставлены по два,

чтобы рядом с каждым сидящим ребёнком был пустой стул. Дети второй

подгруппы должны запомнить, какая у них рукавичка, оставить её на своём

стульчике и найти себе пару, ребёнка из первой подгруппы. После окончания

игры дети меняются местами.

 Игра «Помощники».

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

Материал: предметные картинки.

Проведение игры: «Сейчас я буду говорить кому, какие карточки нужно

будет принести, вы внимательно слушайте и запоминайте. Лена, принеси

карточки с предметами, которые похожи на треугольник – морковь, ёлка,

пирамида, флажок, крыша». Ребёнок запоминает инструкцию и выполняет

поручение.

Игра «Я положил в мешок».

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

Проведение игры: «Ребята, представьте, что мы с вами отправляемся в

далёкое путешествие и нам нужно взять с собой много вещей. Мы сейчас будем

говорить по очереди, кто, что с собой возьмёт, начнём с меня. Я скажу фразу,

тот, кто будет говорить за мной, запомнит мою фразу произнесёт, потом будет

говорить свою фразу».

Игра «Не пропусти слово».

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

Проведение игры: Детям предлагается прослушать цепочку не связанных

между собой слов. Инструкция: «Слушайте и запоминайте слова, которые я

буду произносить». Произносятся слова, при повторении цепочки одно, два

слова упускаются. Дети слушают и говорят, какие слова были упущены.

Воспроизводят первый вариант цепочки.

Игра «Коврик для куклы».

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

Читайте также:  Недоношенный ребенок после года развитие

Материал: геометрические фигуры, вырезанные из картона.

Проведение игры: 1-ый вариант: предложить детям сделать коврик для

куклы, украшенный геометрическими фигурами. Объяснить какой коврик

нужно сделать: «Слушайте и запоминайте, в середине квадрат, сверху два

круга, снизу два треугольника». Дети запоминают, проговаривают и

выкладывают ковёр.

2-ой вариант: «Слушайте и запоминайте, в середине круг, сверху четыре

квадрата, снизу четыре квадрата, слева три овала, справа три овала».

 Игра «Магазин ковров».

Цель: развитие произвольной слуховой памяти.

Материал: карточки с геометрическим орнаментом.

Проведение игры: предложить детям поиграть в игру «Магазин ковров»,

ребёнок должен выбрать и купить ковёр, какой попросит товарищ.

Правила: «Лена, слушай и запоминай. Купи такой ковёр: в середине овал, сверху четыре круга, снизу четыре круга, слева два квадрата, справа два квадрата». Дети

вместе проверяют правильность выполнения задания.

Для реализации целей и задач третьего направления – развития образной

памяти – нами были использованы следующие игры:

 Запоминание картинок и предметов

 Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих

предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен

по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на

столе. Можно попросить его описать детали предметов. Как вариант данной

методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать (добавить) или

заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что

изменилось

 Составление картинки по памяти из кусочков.

Для этого задания необходимы две одинаковые картинки. Одну из

картинок показывают ребенку в течение 30 секунд для запоминания. Вторую

картинку надо предварительно разрезать на несколько частей (чем сложнее

картинка и больше количество частей, тем труднее задания). После этого

образец убирают, и ребенок должен по памяти составить картинку из

предложенных ему отдельных фрагментов

Игра «Что лежит в сундучке?»

Цель игры: развивать произвольную память; развивать умения детей контролировать друг друга.

Материалы: 6 – 10 предметов знакомых детям (например, матрёшка, кукла, пирамидка, цыплёнок, петрушка, курочка, зайчик, медвежонок, обезьянка и т.д.), сундучок (красивая картонная коробка).

Правила игры: Выбирается ведущий (первоначально эту роль берёт на себя взрослый)

 1 вариант: Ведущий даёт задание: «Внимательно посмотрите и постарайтесь запомнить игрушки, которые вы видите на столе. Теперь закройте глаза. (В это время ведущий прячет одну, две или три игрушки в сундучок). Открывайте глаза и скажите, какие игрушки спрятались в сундучке?». Дети перечисляют игрушки, за каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто собрал больше всех фишек.

2 вариант: по типу упражнения «Запомни 10 слов». В этом варианте игры ведущий складывает все игрушки в сундучок, чтобы дети их не видели и перечисляет их. Затем спрашивает: «Что лежит в сундучке?». Вызвавшийся отвечать ребёнок называет игрушки: «В сундучке спрятались три игрушки, это …» Сундучок открывается, и дети проверяют, правильно ли названы предметы. За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку. Выигрывает тот, кто дал больше всех правильных ответов.

3 вариант: Разделить детей на две команды. Пока одна команда, закрыв глаза, ждёт сигнала, другая смотрит, какие игрушки прячет взрослый, и запоминает, а затем исправляет неправильные ответы детей из другой команды. Возможен и такой вариант, когда обе команды действуют одновременно. Побеждает та, игроки которой дают правильный ответ.

Игра «Осенние листья».

Цель: Развитие произвольной памяти.

Задание: «Посмотри на этот лист. Запомни его».

Правила: Далее этот лист надо закрыть и попросить ребенка отыскать точно такой же среди остальных. (Как правило, эту задачку никому не удается решить сразу, поэтому можно повторить несколько раз). Когда задача будет решена, нужно подробно обсудить с ребенком то, как он запоминал. Необходимо детально проанализировать особенности контура листа, стебля, количество жилок и т.д.

«Кодовый замок»

Цель: Развитие произвольной памяти.

Игровое правило: Входная дверь откроется в том случае, если правильно набран код замка.

Игровые действия: Запомнить узор, воспроизвести узор по памяти.

Ход игры: Проводится, как часть любой сюжетной игры, где в сюжете необходима дверь. Напр. в сюжетной игре «Дом», перед уходом ребенка на прогулку (школу, магазин и т.п.) мама знакомит его с новым кодовым замком. Объясняет, что если забыть код дверь дома не откроется. С внутренней стороны двери висит схема кода (карточка с узором, состоящим из разноцветных кругов), с наружной – магнитная доска с набором разноцветных магнитов.

Возвращаясь с прогулки ребенку необходимо вспомнить и «набрать» правильный код замка.

Карточки с рисунком кода можно менять, так же увеличивать количество кружков.

ГЛОССАРИЙ

Память – это общее обозначение для комплекса познавательных способностей и высших психических функций по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Это является утверждённым, в педагогической практике и теории, средством для расширения, углубления и закрепления знаний. Кроме того, дидактическая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Дидактические игры относятся к виду “игр по правилам”.

Педагогическая поддержка – процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного самостоятельного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.

Педагогическое сопровождение – процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения самостоятельности клиента в проблемной ситуации при минимальном участии педагога.

Произвольная память – психический познавательный процесс, который осуществляется под контролем сознания в виде постановки цели и использования специальных приемов, а также при наличии волевых усилий.

[1] https://www.bibliotekar.ru/psihologia-4/54.htm (Дата обращения 05.02.2017 года)

[2] Конституция Российской Федерации, статья 43.

[3] «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155, ст. 2.1

[4] https://schoolofcare.ru/articles/razvitie-proizvolnoy-pamyati/ (Дата обращения 07.02.2017 года)

[5] Сорокина А. И.   Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя дет.сада.—М.: Просвещение, 1982.— С. 3.

Источник