Игра как средство развития коммуникативных способностей ребенка
Даша Сесёлкина
Игра как средство развития коммуникативных навыков у дошкольников
Игра, как средство развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.
Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей дошкольного возраста является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.
Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые замкнутые и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста, она является отражением социальной жизни, оказывает большое воздействие на всестороннее развитие ребенка.
Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенной способности к общению с другими детьми. Если ребенок не в состоянии внятно высказать свои пожелания в игре, если он не способен понять словесные инструкции своих сверстников в игре, он не сможет стать эмоционально раскованным, а его компаньоны по игре будут тяготится им.
Игра влияет на интеллектуальное развитие, в игре дошкольнику учится обобщать предметы и действия, использовать обобщенное значение слова. Вхождение в игровую ситуацию является условием разных форм умственной деятельности ребенка. Игра имеет очень важное значение и для развития других форм психической деятельности. Так, воображение начинает развиваться лишь в условиях игры и под ее влиянием.
Игра помогает не только копировать сюжеты из жизни, но и учит детей развивать способность к общению и установлению контакта друг с другом. Обычно игры передаются от детей старшего возраста к более младшему – и общение в такой разновозрастной группе положительно сказывается на развитии и социализации ребенка.
Игра – более доступный для детей вид деятельности, метод переработки приобретенных из внешнего мира впечатлений, воспоминаний, познаний. В игре ярко проявляются индивидуальности мышления и воображения малыша, его чувственность, активность, развивающаяся необходимость в разговоре со сверстниками и взрослыми.
В базе осознания игры как формы организации жизни и деятельности детей дошкольноговозраста лежат следующие положения:
Игра призвана решать общевоспитательные задачи, в множестве которых задачи формирования нравственных качеств малыша являются первоочередными;
Главной неповторимостью игры как формы жизни детей является ее проникновение в разные виды деятельности: труд и игра, учебная деятельность и игра, ежедневная бытовая деятельность и игра.
В игре появляются подобные волевые качества, как ответственность, целеустремленность, напористость и упорство в преодолении проблем. Ребенок 6 лет умеет поставить себе цель – без помощи других подобрать материал, терпеливо довести начатое дело до конца. Игра хороша тогда, когда дети сами ее организуют, могут управлять, подчиняться, оказывать помощь.
Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования общественного сознания малыша и возможности развития коммуникативных умений. Ребенок дошкольного возраста может развить не только речевые умения, но и научиться играть неподалеку от других детей, а вместе с ними. В игре, которая была создана под управлением воспитателя, создается новая жизненная ситуация, в которой ребенок старается лучшее реализовать формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.
С развитием малыша изменяются и формы игрового общения. Постепенно в итоге воспитательного действия у детей формируется умение распределять роли с учетом интересов и желаний всех участвующих. Взрослый использует разные игровые ситуации для формирования у детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи, взаимопонимания – всего того, что требуется для жизни в обществе. В игре очень хорошо воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь другим, если они в ней нуждаются, развивается чувство коллективизма, сплоченности, ответственности за свои действия и действия других. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у которых проявляются эгоизм, злость, замкнутость, недоверие к окружающим.
В ходе развития игры ребенок перестраивается от обычных, простых, готовых сюжетов к трудным, без помощи других выдуманных, которые охватывают фактически все сферы реальной жизни. Он учится играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им, какими бы сложными они ни были.
Любая игра подчиняется каким-то правилам – поэтому игровая деятельность еще и помогает детям учиться придерживаться каких-то правил. Игра также помогает ребенку научиться организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, развивает любознательность и самостоятельность.
Игру нужно применять как средство формирования возможности к общению, в связи с тем, что конкретно при помощи игры взрослый способен посодействовать ребенку установить контакт с миром вокруг нас, также с ровесниками и взрослыми.
В итоге, игра изменяет настоящие отношения детей и взрослых, они становятся теплее, ближе, добрее, общительнее, возникает общее дело, тем самым устанавливаются взаимоотношения, взаимопонимание, что трудно сделать позже.
Источник
Марина Саенко
Игра как средство формирования коммуникативных умений у детей
Доклад
Игра как средство формирования
коммуникативных умений
и взаимоотношений у детей.
(из опыта работы)
Самоотчет по игровой деятельности воспитателя старшей группы «Ромашка» М. В. Саенко
Игра – необходимая составляющая здорового развития ребенка. Игра является наиболее эффективным средством для развития коммуникативных способностей детей. И особенно сюжетно- ролевая игра. В сюжетно-ролевой игре воспитывается умение действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивать ответственность за свои действия. Дети учатся играть не рядом с другими детьми, а вместе с ними, формируется умение слышать друг друга. Организуя сюжетно-ролевую игру я вовлекаю детей в прямое общение «ребенок- взрослый, ребенок- ребенок». Сюжетно-ролевые игры «Семья, Магазин, Детский сад, Больница»– это игры с более содержательным сюжетом или даже несколькими сюжетами. Например, игра «Магазин» – дети распределяют роли «продавец» – «покупатель». В первый день дети могут пойти в овощной магазин, на второй день в магазин игрушек, на третий день в магазин книг и т. д. В сюжетно-ролевой игре развивается речь ребенка. А именно диалогическая речь. Диалог.В нашей группе дети испытывают затруднения при построении диалога: не выслушивают друг друга, перебивают, не поддерживают общую тему для разговора. Поэтому есть над чем работать.
Необходимо развить коммуникативное качество «любознательный, активный» (т. е. задает вопросы взрослому, любит экспериментировать). Коммуникативное качество «овладение необходимыми умениями и навыками» (т. е. самостоятельно придумывать сюжет игры, договариваться, принимать роль в игре, соблюдать ролевое поведение.)
Свободная сюжетно-ролевая игра в семье -самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность применяемая в домашней обстановке. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетно-ролевой игры, действием в воображаемой условной ситуацией. Сюжетно-ролевая игра не требует от ребенка реального ощутимого продукта, в ней все условно, все как будто «понарошку». В старшей группе «Ромашка» налажено сотрудничество с родителями. Родители принимают участие в изготовлении атрибутов для игр. Игра «Полиция», «Больница» сделана родителями, родителям рекомендуем играть со своими детьми в сюжетно-ролевые игры.
Лучше узнать друг друга детям помогают игровые ситуации. Например игровая ситуация «Скажи ласково».Садимся в круг, держим друг друга за руки и называем рядом сидящего ласково Наташа- Наташенька, Ваня -Ванечка, «Расскажи о своем друге».
Театрализованная игра, так-же является средством развития общения детей: дети познают мир. Передают эмоции,используют движения, мимику, жесты.Личный опыт: инсценировка (в начале игры так поприветствовали друг друга две подружки)
«Подружки»
– Привет Наташа!
– Привет Дашка!
– А почему ты меня так называешь?
– А тебе не нравится? Это же смешно.
Вот тут необходимо обязательно анализировать
ситуацию (Почему произошла ссора? Можно ли давать
обидные прозвища? Почему). Часто детям трудно рассказать что они чувствуют, или как на них повлияло то, что они пережили. Но они могут выразить все это посредством игры.
И конечно дидактическая игра. Дидактическая игра имеет две цели: одна обучающая, которую контролирую я, другая- игровая, ради которой действует ребенок. Главное, что бы эти две цели дополняли друг друга. И роль воспитателя – то есть моя -руководить познавательным процессом, обучить детей, а с другой стороны- выполняю роль участника игры, партнера.
Игры с предметами, словесные игры, настольно-печатные- все виды дидактических игр мы используем в своей работе.
Заключение: «Притча».
Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него неуслышанными. Я пытался достичь его сердце книгами, он бросал на меня озадаченный взгляд. В отчаянии я подумал «Как я могу пройти к его сердцу?» Он прошептал мне тихо,
на ухо «Поиграй со мной!»
Источник
На сегодняшний день, когда мир находится в постоянном информационном буме, и каждый раз что – либо меняется, очень важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать и доносить до людей необходимую информацию.
Проблема общения и межличностного взаимодействия очень актуальна. Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения, а также с недостаточным развитием нравственно-эмоциональной сферы детей. Это обусловлено чрезмерной “интеллектуализацией” воспитания, “технологизацией” нашей жизни. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.
Поэтому в нашем детском саду большое внимание уделяется развитию эмоциональной и коммуникативной сферы ребенка. Цель развития коммуникативных навыков – это развитие коммуникативной компетентности, направленности на сверстника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.
Отсюда мы ставим задачи:
– развивать умение выражать эмоционально-положительное отношение к собеседнику с помощью средств речевого этикета.
– развивать навыки ситуативно-делового общения;
– развивать связную диалогическую и монологическую речь.
– формирование адекватных способов поведения в конфликтных ситуациях;
– обучение детей совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях;
– развитие навыков саморегуляции эмоциональных состояний;
– развитие сочувствия, эмпатии, адекватной самооценки
В работе воспитателя основным вопросом становится – определение эффективных путей развития коммуникативных навыков дошкольника.
Выбор методов и приемов определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, их психофизиологическими особенностями детей Игра, как известно, является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.
Дидактическая игра является по праву любимым видом игры для детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой обучения, самостоятельной игровой деятельностью, средством всестороннего воспитания личности, а также одним из средств развития познавательной активности и развития коммуникативных навыков детей.
Коммуникативные навыки – это навыки, позволяющие человеку получать и передавать информацию.
Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезанных картинок, складных кубиков, на которых изображённый предмет или сюжет делится не несколько частей.
В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка. Общение в игре ставит каждого на своё место. Дети развивают свои организаторские способности, укрепляют возможные качества лидера или тянутся за лидером в классе.
Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков дошкольников можно выделить режиссерскую игру.
Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссерской, персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т. д.
Придумывание сюжетов для игры, конечно же, облегчают сказки. Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику. В такой тщательной подготовленности есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что наборы для сказок сами побуждают к определенной игре и позволяют еще и еще раз вспомнить, представить, рассказать любимую сказку, что очень важно и для игры, и для усвоения художественного произведения. А минусы в том, что ничего не нужно придумывать, все уже готово. Поэтому очень полезно соединять фигурки из разных наборов, «перепутывать» их, добавлять неопределенные игрушки, чтобы они стали новыми персонажами или элементами ландшафта. В этом случае игра может стать гораздо богаче и интереснее, потому что ребенку нужно будет придумать какие-то новые события или включить непредвиденных участников в знакомый сюжет.
В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития навыков общения. В первую очередь, развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания других людей. В игре, как и во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность каждого ребенка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных возможностей.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Создание речевой среды является важным фактором развития коммуникативных навыков у детей: комментированное рисование(ребенок проговаривает и объясняет каждый шаг своей работы), работа с картинками со сменой позиции ребенка; работа над пониманием характера персонажей сказок, рассказов, историй и т. д.
Безусловно, игра – это важный фактор личностного развития ребенка и является важнейшим средством развития коммуникативных способностей.
Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребёнка в первом в его жизни коллективе – группе детского сада – во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития, а значит, и его дальнейшая судьба.
Источник
Инновационный педагогический опыт воспитателя
Казачковой Марии Владимировны.
Тема опыта:
Игра как средство развития коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста.
Обоснование актуальности и перспективности опыта:
Высокая степень доступности информации и гуманизация всех сфер жизнедеятельности общества оказали существенное влияние на образование, в том числе и на дошкольную ступень, что означает переход к системе образования, центрированной на личности ребёнка. В связи с этим особое значение приобретает формирование коммуникативных способностей и умений с самого раннего возраста, так как степень сформированности данных умений влияет на процесс социализации ребёнка и развития личности в целом.
Встаёт вопрос, посредством чего мы можем сформировать у дошкольника коммуникативные способности? Таким средством может быть –игра.Игра – что может быть интереснее и значимее для ребёнка?
В письме Минобразования РФ от 25 марта 1994г. № 35-М «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» подчеркивается то, что развитие коммуникативности – умения общаться со взрослыми и сверстниками – является одним из необходимых условий успешности учебной деятельности (которая по своей сути всегда совместна) и в то же время – важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативности обеспечивается созданием условий для совместной деятельности детей и взрослых; партнёрских способов взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками; обучения детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом».
Актуальность проблемы развития общения дошкольников со сверстниками определяется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (2013 г.), призванной обеспечивать полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, в том числе и в сфере социально-коммуникативного развития.
Каждый из нас понимает, что современный ребенок – это житель 21 века, на которого оказывают влияние все признаки настоящего времени. Таким образом, чрезвычайно важной проблемой является социализация ребёнка дошкольного возраста и важнейшая её часть – развитие коммуникативности ребёнка, то есть умения общаться со сверстниками и взрослыми.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Способность общаться – это дар или то, чему можно научиться? Психологи определяют коммуникативные способности как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность её общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
1) желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу!»);
2) умение организовать общение («Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации;
3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю!»).
Работая с детьми среднего дошкольного возраста, я пришла к выводу, что многие дети нуждаются в коррекции взаимоотношений со сверстниками. А так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то проще всего это делать в процессе игры. Игре отводится ведущая роль в формировании положительных взаимоотношений детей и формировании коммуникативных качеств личности детей дошкольного возраста. Необходимыми условиями формирования коммуникативных качеств дошкольников являются:
• организация жизненных и игровых развивающих ситуаций, обеспечивающих детям возможность осваивать опыт нравственного поведения и доброжелательного отношения к сверстникам и близким взрослым;
• организация предметно-игровой среды;
• общение и совместная деятельность с воспитателем – как средство установления доверия, обогащения социальных представлений и опыта взаимодействия;
Теоретическая база опыта.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей.
Различные стороны игры постоянно являлись предметом внимательного и детального изучения. Игры в воспитании детей рассмотрены в работах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Дж.Леви, Р.Кайца, Ж.Пиаже, К.Д.Ушинского, Й.Хейзинги.
Психологический анализ роли игры в воспитании и развитии личности дан Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, С.Л.Рубинштейном, Д.Б.Элькониным. Игра как средство формирования личности и развитии её потенциалов исследуется в работах Н.П.Аникеевой, О.С.Газмана, Т.Е.Конниковой, Д.В.Менджерицкой, И.И.Фришман, С.А.Шмакова и многих других.
За основу в своей работе я взяла Основную общеобразовательную программу дошкольного образования “Детство” под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. Кроме этого, мной были изучены работы следующих авторов:
• «Воспитание детей в игре» А.К.Бондаренко, А.И.Матусик (данное пособие помогло мне освоить методику вовлечения детей в игру).
• «Ребёнок в детском саду» Т.И.Бабаева (книга помогла мне в выборе игр и игровых ситуаций для формирования коммуникативных качеств).
• «Роль игры в воспитании детей» А.П.Усова (книга помогла мне понять значение игры в развитии дошкольников).
• «Организация сюжетной игры в детском саду» Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова (организация самостоятельной игровой деятельности)
• «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» Н.В.Краснощёкова. (организация самостоятельной игровой деятельности)
Технология опыта.
Цель:
формирование у ребёнка положительных межличностных отношений в процессе игры.
Задачи:
• создание предметно – игровой среды, отвечающей современным требованиям и способствующей развитию коммуникативных качеств детей дошкольного возраста;
• освоение современных технологий и методов организации игры;
• знакомство с видами игр направленных на формирование коммуникативных качеств и устойчивого интереса к игре;
Объект исследования: коммуникативные качества у детей дошкольного возраста.
Концептуальность. Данныйинновационный опыт представляется элементом системы коммуникативного воспитания дошкольников в условиях современной ДОО.
Структура проекта технологически направлена на достижение поставленных в нём задач, связь с учебным материалом, многообразие методов и сочетание различных средств активизации познавательной деятельности дошкольника, применение всего фонда опорных знаний воспитанников.
Для достижения поставленной цели применялись следующие методы и приемы работы:
• наблюдение за действиями и отношениями взрослых в детском саду (повар, няня, врач, дворник, воспитатель);
• образные игры – имитации, пантомимические, хороводные, театрализованные, подвижные, дидактические, строительные – для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками;
• сюжетно – ролевые игры, объединяющие детей общим сюжетом, игровыми действиями, радостью отражения ролей взрослых.
Работая по теме, я учитывала возможности детского сада и особенности детей в группе.
Большую роль для развития коммуникативных качеств детей дошкольного возраста играет взаимодействие педагога с родителями. Для повышения качества родительской компетентности, я проводила консультации: «Игра в жизни ребенка», «Играть не вредно…»; которые открывали значимость игры, как средства коммуникативного воспитания. Так же был проведен мастер-класс «Играя, учимся общаться» с целью познакомить родителей с коммуникативными играми и их влиянием на развитие социальной уверенности у детей дошкольного возраста.
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. Нередко между ними возникают конфликты, когда каждый отстаивает свое желание, не считаясь с желаниями и правами сверстников. Но именно в этом возрасте ребенок открывает для себя ту истину, что без сопереживания другому, без уступки другому он сам остается в проигрыше. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.
Для снятия психоэмоционального напряжения хорошо подходят занятия с применением пантомимических упражнений, имитационных игр, игры, направленные на формирование умений выражать эмоции.
Коммуникативные игры направлены на повышение уверенности в себе, снятие страхов, мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом, сплочение детского коллектива, формирование положительного отношения к сверстникам.
В своей работе я использовала следующие принципы организации игры в детском коллективе:
• развитие у детей самостоятельность и самоорганизацию;
• формирование умения договориться о теме игры;
• самостоятельное распределение ролей;
• обсуждение основного развития сюжета;
• подготовка игровой обстановки.
Под влиянием целенаправленной воспитательной работы у детей пятого года жизни возрастает интерес к окружающей социальной действительности, появляется более устойчивый интерес к взрослым людям, их взаимоотношениям, к процессу их труда и стремление принять участие в этом труде. Всё это становится условием возникновения игры и определяет характер её развития. Содержание сюжетных игр обогащается: от разыгрывания бытовых сюжетов ребёнок переходит к отражению взрослых профессиональных отношений, появляются сюжеты реальной жизни.
В феврале и марте текущего года мной были разработаны конспекты игр «Путешествие на военном самолете» и «В магазин за подарками». Эти игры были приурочены к празднованию «Дня защитника отечества» и «Женского дня», целью которых являлось – формирование дружеских отношений. Таким образом, сюжетно – ролевая игра может стать основой формирования положительных навыков общения ребенка со сверстниками.
Сюжетно-ролевые игры помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения.
Общение способствует успеху игровой деятельности, а игра, в свою очередь, обеспечивает основной и довольно эффективный способ организации общения.
Анализ результативности.
Результат инновационного опыта показывает, что коммуникативные навыки у детей улучшились, речь стала более четкой, изменилась эмоциональная окраска речи, улучшились мимические данные. Дети стали чувствовать себя увереннее, научились работать с куклами разных систем, взаимодействовать в паре и в группах. Межличностные конфликты в группе уменьшились, пытаются сочувствовать друг другу.
При взаимодействии с родителями проявилась:
– активная позиция участия в совместной деятельности (посещение и активное участие в открытых мероприятиях, выставках, конкурсах);
– желание выполнять творческие и индивидуальные задания вместе с детьми;
–возможность правильно взаимодействовать со своими детьми и их сверстниками.
Рекомендации по использованию
Представленный инновационный педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений.
Опыт работы представляет единую систему деятельности, включенную в образовательный процесс. Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений.
Источник