Игра как средство диагностики психического развития ребенка

Игра как средство диагностики психического развития ребенка thumbnail

Живова Елена Ивановна
Игра как средство психодиагностики и психокоррекции в дошкольном возрасте

Отечественная дошкольная педагогика и психология накопила большой опыт организации и руководства играми детей всех возрастных групп дошкольного периода развития. В результате многолетних наблюдений, специальных педагогических исследований и изучения опыта руководства накоплены данные об особенностях игр детей разных возрастных групп. Эти особенности, выделенные педагогами-исследователями, носят комплексный характер и могут служить отправными ориентирами в исследовании развития игры.

Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Данной проблемой в отечественной психологии занимались такие исследователи,как: Леонтьев А. Н., Спиваковская А. С., Эльконин Д. Б., Балинский И. М., Сихорский И. А., Смирнова Е. О., Гарбузов В. И., Минияров В. М., Лисина М. С., Репина Т. А., Захаров А. И., Мухина В. С. и другие.

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет чрезвычайно большое значение в психическом развитии ребенка. В работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и других показано, как в игре дети в определенной мере усваивают отдельные знания и умения, поскольку в ней моделируются социальные ситуации и типичные отношения.

Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения». Именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности ребенок раньше всего научается управлять своим поведениям и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. В ряде экспериментальных работ на самом разном материале было показано, что выполняя роль взрослого, дети опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением. Принимая роль взрослого, ребенок тем самым берет на себя определенный, понятный ему способ поведения, присущий этому взрослому (Выготский Л. С.).

Поэтому для развития ведущих интересов необходимо постоянное стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности: познавательные игры, создание ситуаций эмоционального переживания, создание ситуаций занимательности, создание ситуации опоры на жизненный опыт, создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.

Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет,детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых и подвижных игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу (Поддъяков Н. Н., Михайленко Н. Я).

Использование игры в диагностической и коррекционной практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа.

К использованию игры непосредственно в диагностических и психокоррекционных целях обращались многие отечественные исследо-ватели-практики Л. Абрамян (1986, А. Варга (1989, И. Выгодская (1984, А. Захаров (1986-1988, А. Спиваковская (1988) и др.

Комплексная психолого-педагогическая игровая диагностика —это углубленный и всесторонний анализ личности ребенка: выявление положительных сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач — гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.

Ее целью является раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей — определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка (Шведовская А. А.).

Содержательными критериями диагностики в рассматриваемом случае должны стать: а) отсутствие патологии развития; б) неблагоприятная социально-педагогическая ситуация развития; в) неадекватная, несоответствующая возрастным требованиям и индивидуальным возможностям активность ребенка как субъекта общения и деятельности; г) неразвитость ребенка как субъекта самосознания; д) общая средовая адаптация; е) педагогическая трудность ребенка.

Названные критерии выведены из сущностных характеристик социально-педагогической запущенности в детском возрасте и экспериментально подтвержденных имманентно присущими ей признаками и проявлениями.

Методическими критериями комплексной диагностики запущенности в детском возрасте могут служить: объективность, предупреждение предвзятости; выявление доминирующих тенденций, изучение явлений, состояний и процессов в развитии; диагностика целостной индивидуальности, единство изучения ребенка и социальной среды, необходимость, достаточность и взаимодополняемость используемых методов; единство диагностических и прогностических функций; валидность, надежность и корректность; сотрудничество с ребенком, его изучение в процессе деятельности и общения.

Игровая психолого-педагогическая диагностика — система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей (Шведовская А. А.).

Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики (Овчарова Р. В.):

1)Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности: познавательные игры, создание ситуаций эмоционального переживания, создание ситуаций занимательности, создание ситуации опоры на жизненный опыт, создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.

2)Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива: создание ситуаций личностной и групповой перспективы, коллективные игры, выработка коллективно-единых требований, коллективные соревнования, коллективное самообслуживание.

3)Общение и взаимодействие в различных ситуациях: уважение, педагогическая требовательность, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, педагогическое предостережение, анализ поступка, решение конфликтной ситуации.

4) Психолого-педагогическоевоздействие и стимулирование активности ребенка: пример, разъяснение, ожидание радости, снятие напряжения, обращение к самолюбию, самоуважению, обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного, требование, внушение.

Основными средствами игровой педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны пе-дагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности.

Доверие к ребенку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками, помогают корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка (Смирнова Е. О., Гударева О. В.

Значительная роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждении игровой и учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности (игровой, учебной). Определенное влияние на формирование свойств субъекта игровой деятельности оказывают такие корригирующие методы, как руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды.

В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка. Такие личностные проявления, как нарушение образа «Я», неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание, комплекс неполноценности ребенка, могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка, выборочном игнорировании его негативных поступков, эмоциональном поглаживании.

Читайте также:  Пять месяцев ребенку развитие рост вес

Шведовская А. А. исследовала возможности использования режиссерской игры как одного из видов сюжетно-ролевой игры для выявления переживаний ребенком психотравмирующих сторон внутрисемейного взаимодействия. В ходе исследования были использованы недирективная форма режиссерской сюжетно-ролевой игры и направленную (с участием психолога) игру «в семью». Диагностическое значение имеет выбор игровых предметов и персонажей, аффективное отношение к персонажам, которые символизируют членов семьи и самого ребенка, особенности сюжета, отражающего жизнь семьи. В статье показано, что разработанная методика направленной режиссерской сюжетно-ролевой игры, служит адекватным диагностическим средством выявления особенностей переживания ребенком детско-родительских отношений. Проблема диагностики детско-родительских отношений имеет двойственную природу. Картину взаимоотношений необходимо учитывать, с одной стороны, с точки зрения взрослого, с другой — самого ребенка. Эти два видения семейной ситуации могут не совпадать и служить для психолога-консультанта источником информации (Шведовская А. А.).

В проективном тестировании и консультативной работе достаточно широко распространены различные виды режиссерских игр, игр-драматизаций, тестов с игрушками, построенных на основе использования предметов-заместителей (марионетки, куклы и др.). Игровая диагностика внутрисемейных переживаний ребенка позволяет приблизиться к его реальным чувствам и личностно-смысловым образованиям; понять имеющиеся у ребенка способы разрешения конфликтных ситуаций; выявить принимаемые им поло-ролевые и ценностные образцы поведения; получить развернутую картину аффективно смоделированных особенностей семейного взаимодействия. Однако в настоящее время еще недостаточно изучены и стандартизированы параметры, позволяющие использовать игру как диагностический инструмент при психологическом консультировании в случае нарушений детско-родительских отношений.

Битянова М. Р., представила и проверила эмпирическим путем, подход к диагностике параметров дошкольной зрелости в виде целостной ролевой игры, которая позволит детям «в рамках отживающего типа ведущей деятельности» продемонстрировать в полном объеме уровень психического развития. «Входная» школьная диагностика должна выявлять, насколько полноценно прожит ребенком предыдущий этап развития, наиболее соответствует задачам такой диагностики «большая» ролевая игра с сюжетом, распределением ролей и правилами. Игра имеет измерительно-испытательную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка дошкольной зрелости.

Несмотря на большие возможности игр, традиционно они используются для формирования и развития учебно-важных качеств при подготовке детей к школе. Игра настолько органична для дошкольного возраста, является ведущим видом деятельности дошкольников, что может являться эффективным средством диагностики психологической готовности детей к школе, в частности произвольного поведения старших дошкольников, как основного новообразования 7-летнего возраста.

Источник

Игра — основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести-семи лет, детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу.

Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни.

Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности — ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. (Р. С.Немов Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — 2-е изд. — М.:Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.)

Игра может быть положена в основу разрешения эмоциональных и поведенческих проблем ребенка. Содержание детской игры, степень ее сложности, особенности ее организации, действующие лица, конфликты и реакции ребенка, выраженные аффекты – все это представляет диагностическую ценность для психолога.

При организации игры необходимо соблюдать следующие правила:

– выбор игровых тем должен отражать интересы ребенка;

– руководство игрой со стороны взрослого помогает развивать самостоятельность и инициативу детей;

– не следует комментировать и вмешиваться в детскую игру;

– взрослый в игре искренне интересуется ребенком и старается строить с ним теплые, заботливые отношения;

– взрослый создает у ребенка чувство безопасности, возможности свободно выражать собственное «Я».

– взрослый должен верить в способность ребенка действовать ответственно, самостоятельно решая личные проблемы.

Игры невозможно организовать без игрушек. Наблюдая за тем, какие игрушки выбирает ребенок, можно сделать предположения о его психологическом состоянии. В.К. Лосева отмечает, что, наблюдая за игрой ребенка, можно анализировать следующие моменты:

– какую игрушку выбирает ребенок, а какие раздает остальным участникам;

– каков сюжет придуманной игры и как она заканчивается;

– какие способы разрешения проблем выбирает ребенок в ходе игры (агрессия, пассивность, просьба о помощи, бегство, волшебные превращения и др.);

– какова роль родителей в играх детей (блокируют инициативу, предоставляют свободу действия, пытаются играть вместо него или с ним и пр.).

Для проведения игр необходимо иметь все основные типы игрушек: большие и маленькие, изображающие людей; большие и маленькие мягкие игрушки; пластмассовые, изображающие животных и сказочных персонажей; машинки и другие транспортные средства. (https://englishschool12.ru/publ/igra_kak_metod_psikhologicheskoj_korrekcii_i_terapii/7-1-0-4989 )

Использование игры в психологической и психотерапевтической практике получило название игротерапия. По определению М. И. Чистяковой игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности. Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Сегодня существует несколько видов игровой терапии: недирективная, директивная и смешанная игротерапия. Недирективная игровая терапия – это целенаправленная терапевтическая система, центром которой является ребенок как самостоятельная личность, способная к саморазвитию. Цели недирективной игротерапии согласуются с внутренним стремлением ребенка к самоактуализации. Данный вид игровой терапии сосредотачивается на личности ребенка, а не на его проблеме, основное внимание здесь уделяется тому, чтобы ребенок стал более адекватным как личность при решении текущих и будущих проблем. Смешанная игровая терапия – это метод психотерапии, основанный на интеграции директивной и недирективной игротерапии. Синтез наиболее удачных приемов игровой терапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка. (https://pik100.ucoz.ru/konf/patologia/morozova.htm )

Читайте также:  Индивидуальный маршрут развития ребенка с нарушением зрения в доу по фгос

Дата добавления: 2016-10-22; просмотров: 774 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

В диагностике развития детей большое значение имеют игры с правилами. В этих играх как бы отрабатывается механизм учебной деятельности. В любой дидактической игре, имеющей игровую задачу, которую ребенку надо понять, принять (узнать, каких предметов больше, меньше, убрать лишние, подобрать недостающие, найти одинаковые и т.д.), чтобы ее решить, необходимо выполнить определенные действия (сравнить, проанализировать, измерить, сосчитать и т.д.). Игровое поведение также определяется правилами (нельзя подсматривать за ведущим, задавать некоторые вопросы или произносить определенные слова, нужно точно следовать очередности: «сначала опиши игрушку – потом достань»). С помощью игр с правилами можно выявить у детей наличие произвольного поведения и общения со взрослыми и сверстниками, умение поддерживать внимание, осуществлять элементарный самоконтроль.

Предметом внимания педагога должно стать поведение детей в ситуации принятия решения во время игр с правилами. Опыт показывает, что если педагог приучает ребенка принимать задание в полном объеме, соблюдать его в процессе выполнения и контролировать себя, то быстрее будут выявлены дети с пониженной обученностью и своевременно начата соответствующая коррекционная работа. Важно определить, насколько сознательно ребенок принимает поставленную цель, указания к ее достижению, руководствуется ли объяснениями педагога, получает ли адекватный цели результат, способен ли оценить его с позиции поставленных требований, как он относится к своей работе и ее результату. Например, для диагностики сформированности контрольно-проверочных умений детям предлагается игра «Контролер». В игре необходимо запомнить ряд требований и правил, затем, ориентируясь на них, совершить контрольно-проверочные действия.

Например, на обувной фабрике нужно подобрать тапочки по парам и разложить их по соответствующим коробкам. Из плотной бумаги вырезаются тапочки разных размеров с разными узорами и перемешиваются между собой. При этом ребенок должен ориентироваться на признаки: размер тапочек, правильный подбор пары, совпадение узоров. В зависимости от степени развития внимания и самоконтроля детей могут быть использованы разные по сложности задания:

  • – подбор пар осуществляется при конкретных различиях по размерам и узорам;
  • – подбор пар происходит при незначительных различиях размеров, узора, деталей;
  • – подбор пар требует детального сравнения элементов узоров, их чередования и т.д.

Количество тапочек постоянно увеличивается от 10 до 20 и более штук. При подборе должны быть непарные, но одинаковые по размеру или узору. Это способствует большей осознанности контрольных действий. После того, как пары подобраны, их следует разложить в соответствующие по размеру коробки (это цветные прямоугольники разных размеров).

Если дети затрудняются в подборе, то педагог, участвующий в игре на равных условиях, демонстрирует рациональный способ сортировки: сначала нужно отобрать тапочки одинаковых размеров, затем из них подобрать пары, сравнить узор и проверить соответствие левой и правой ноги. Особенно тщательно следует сравнивать узоры.

Полезно включать в игру и словесное описание детьми узора на тех тапочках, которые им больше всего понравились. По ходу игры набор тапочек постоянно пополняется, контрольно-проверочные действия усложняются. Серию диагностических занятий для детей предлагает А.З. Зак. Это дидактические игры на определение уровня интеллектуальных способностей: умение анализировать, комбинировать, рассуждать, планировать. Автор предлагает проводить диагностику в начале работы с детьми по развитию способностей и повторную – после курса развивающих занятий, чтобы выявить, у кого из детей развитие происходит более или менее интенсивно, кому из детей необходима коррекционная работа. При использовании игры как метода диагностики, определяется уровень развития детей по следующим показателям: «высокий», «средний», «низкий» или «самостоятельно» (с), «недостаточно самостоятельно» (нс), «не самостоятельно» (н).

При использовании игры с целью диагностики педагогу нужно:

  • – четко и выразительно разъяснять детям задачу и правила игры;
  • – варьировать задания и правила игры, развивая способность произвольно перестраивать свое поведение в соответствии с изменением игрового содержания;
  • – осуществлять индивидуально-дифференцированный подход к детям через вариативностъ игровых заданий и правил.

Задания для самостоятельной работы

Изучите письмо Министерства образования РФ от 07.04.1999 № 70/23-16 (см. Приложение № 3) «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

Письменно ответьте на следующие вопросы:

Какова цель проведения диагностики развития ребенка?

Охарактеризуйте положительные и негативные тенденции использования диагностики в образовательном процессе ДОУ?

Насколько точна интерпретация полученных данных в результате использования психолого-педагогической диагностики уровня развития ребенка? Каким образом она может повлиять на дальнейшее развитие ребенка дошкольного возраста?

Надо ли проводить тестирование развития ребенка раннего возраста «на входе» в определенную образовательную программу? Ваши аргументы.

Как вы понимаете термин «школьная» модель аттестации педагогических работников ДОУ? В чем ее сущность?

Какие имеются факты нарушения порядка проведения аттестации ДОУ государственными органами управления образованием субъектов РФ?

Проведите диагностику уровня сформированности игровых навыков у детей возрастной группы ДОУ, где Вы проходите учебно-производственную практику по методике Р.Р. Калининой. Представьте письменный анализ полученных результатов.

5. Контроль

Успешность освоения обучающим междисциплинарного кура «Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста» определяются по следующим основаниям:

выполнение всех практических заданий по самостоятельной работе;

выполнение контрольной работы (70% верных ответов от общего количества вопросов);

решение тестовых заданий по всему междисциплинарному курсу (70% верных ответов от общего количества тестовых заданий ).

По результатам успешного освоения междисциплинарного курса обучающий получает «зачет».

Контрольная работа

Контрольная работа выполняется в течение двух учебных часов.

Цель данной работы – контроль знаний по курсу «Теоретические и методические основы игровой деятельности детей раннего и дошкольного возраста. Контрольная работа предполагает работу по четырем вариантам, состоящим из семи вопросов. Ответы позволяют оценить успешность усвоения обучающимися теории игры по следующим разделам: теоретические и методические основы игровой деятельности; характеристика игровой деятельности детей раннего, дошкольного возраста и методика руководства игровой деятельностью; предметно-развивающая среда, предметно – игровая среда ДОУ; диагностика игровой деятельности детей дошкольного возраста и игра как метод диагностики развития ребенка.

Первый вариант

Докажите, что игровая деятельность дошкольника имеет социально-историческую обусловленность.

Раскройте возможности игры в направлении формирования и развития интеллектуальной активности детей.

Раскройте возможности игры в направлении развития эмоциональной сферы ребенка.

Дайте характеристику сюжета как структурного компонента сюжетно-ролевой игры.

5. Назовите педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте.

Практическое задание: разработайте план подготовки детей старшей группы к театрализации произведения (на Ваш выбор), придерживаясь следующих этапов (знакомство с произведением; работа над выразительностью речи; работа с детьми над мимикой и пантомимикой, работа над сочетанием слова и движения; объединение детей для исполнения произведения; подготовка атрибутов)

Читайте также:  Роль биологических и социальных факторов в развитии ребенка с отклонениями

Второй вариант

Раскройте возможности игры в направлении формирования и развития интереса к труду взрослых.

Раскройте возможности сюжетно-ролевой игры в направлении развития волевых качеств личности дошкольника.

Дайте характеристику игрового замысла как структурного компонента сюжетно-ролевой игры.

Перечислите основные способы построения сюжетно-ролевой игры в раннем и дошкольном возрасте.

Назовите педагогические условия формирования интереса к дидактическим играм.

Практическое задание: разработайте программу по обогащению содержания самодеятельной игры детей (тема на ваш выбор) через пополнение запаса знаний и опыта.

Третий вариант

Обоснуйте следующее утверждение «Игра есть творческая деятельность дошкольника».

Раскройте возможности игры в направлении формирования и развития взаимоотношений дошкольников.

Обоснуйте педагогическую ценность народных игр.

Назовите педагогические условия успешного руководства игровой деятельностью с целью формирования положительного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

Назовите виды театрализованных игр; раскройте методику подготовки детей старшего дошкольного возраста к игре-драматизации.

Практическое задание: разработайте вопросы к изучению предметно-развивающей среды в возрастной группе (возраст детей на Ваш выбор) для игр со строительным материалом.

Четвертый вариант

Раскройте содержание понятия «игра как форма организации жизни и деятельности детей».

Сформулируйте педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в игре.

Дайте характеристику содержания игры как структурного компонента сюжетно-ролевой игры.

Назовите педагогические условия развития подвижных игр в группах младшего и старшего дошкольного возраста.

Укажите возможные причины, препятствующие развитию игр в ДОУ.

Практическое задание.

Предложите свой план размещения игровых зон в младшей группе.

Тестовые задания

Функции игры:

  • а) организаторская,
  • б) планирующая,
  • в) материнская,
  • г) релаксационная

Характерные особенности игр дошкольников:

  • а) представляет собой форму активного отражения окружающей жизни,
  • б) не зависит от исторических условий жизни людей,
  • в) не связана с развитием познавательных способностей ребенка,
  • г) представляет собой продуктивную деятельность

Структурные элементы игры:

  • а) игровая обстановка,
  • б) социальный опыт ребенка,
  • в) игровой замысел,
  • г) знания детей о профессиях

Имя ученого, который дал научное обоснование игры как формы организации жизни и деятельности детей:

  • а) Сорокина А. И.
  • б) Степаненкова Э. Я.
  • в) Усова А. П.
  • г) Козлова С. А.

Воспитывающий потенциал детских игр зависит от:

  • а) обучения,
  • б) знаний педагогами задач воспитания,
  • в) содержания познавательной информации, заключенной в тематике игр,
  • г) от педагогически грамотной организации педагогического процесса

Определите компонент сюжетно-ролевой игры:

  • а) предмет-заместитель,
  • б) авторитарность воспитателя ,
  • в) игровая зона,
  • г) роль

Основной единицей сюжетно-ролевой игры является:

  • а) игровое действие,
  • б) роль,
  • в) сюжет,
  • г) предмет-заместитель

Сюжетно-ролевую игру отличает от других видов игр, прежде всего:

  • а) правила,
  • б) игровые действия,
  • в) игрушки,
  • г) наличие сюжета

Игровое творчество дошкольников характеризует:

  • а) умение играть на музыкальном инструменте;
  • б) способность к замыслу,
  • в) умение комбинировать знания, полученные из разных источников,
  • г) способность долгое время играть в одну и ту же игру

Термин «сюжет игры» означает:

  • а) то же, что и тема,
  • б) основная идея игры,
  • в) наличие в игре множества ролей,
  • г) отражение определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающих

Характерной чертой сюжетно-отобразительной игры является:

  • а) последовательное выполнение разнообразных игровых действий, соответствующих взятой на себя роли,
  • б) использование в игре предметов-заместителей,
  • в) многократное повторение тех или иных игровых действий,
  • г) копирование в игре последовательности действий взрослого

Методический прием – совместное сюжетосложение используется:

  • а) в раннем возрасте,
  • б) в старшем дошкольном возрасте,
  • в) в средней группе,
  • г) во всех возрастных группах

Успешное осуществление игровой деятельности зависит от:

  • а) заинтересованности педагога играми детей,
  • б) методически грамотного руководства играми детей,
  • в) создания предметно-развивающей среды,
  • г) игровых умений детей

К игре -драматизации относится:

  • а) настольный театр игрушек,
  • б) плоскостной театр на фланелеграфе,
  • в) имитация литературных персонажей,
  • г) пальчиковый театр

Общим для режиссерской игры и игры драматизации является:

  • а) игрушка,
  • б) игровая зона,
  • в) наличие зрителя,
  • г) подбор костюмов и декораций

В театрализованных играх творчество детей проявляется в:

  • а) выборе литературного произведения,
  • б) подборе игрушек,
  • в) исполнении собственного замысла,
  • г) выборе партнеров для игры

Цель работы с детьми младшего дошкольного возраста по развитию театрализованных игр:

  • а) расширять игровой опыт детей,
  • б) формировать интерес к театрализованным играм,
  • в) учить позитивно взаимодействовать с другими участниками игр
  • г) приобщать детей к театрализованной культуре

Ученые, занимающие проблемой развития дидактической игры:

  • а) Сорокина А. И.
  • б) Нечаева В. Г.
  • в) Флерина Е. А.
  • г) Куликова Т. А.

В подготовку проведения дидактической игры входит:

  • а) объяснение хода и правил игры,
  • б) показ игровых действий,
  • в) установление соответствия отобранной игры задачам воспитания и обучения детей,
  • г) сюрпризный момент

Классификация подвижных игр, предложенная П.Ф. Лесгафтом:

  • а) по возрасту;
  • б) по физическим качествам,
  • в) по сезону,
  • г) с элементами соревнования

Педагогические требования к подбору подвижных игр

  • а) занимательность,
  • б) наличие сюжета,
  • в) соответствие содержания игровых умений возрастным особенностям детей,
  • г) новизна

Образовательная цель компьютерных игр:

  • а) овладеть новым способом получения и обработки информации,
  • б) ввести компьютер в игру дошкольника,
  • в) формировать мотивационную, интеллектуальную и операционную готовность ребенка к использованию компьютерных средств в своей деятельности,
  • г) развивать зрительно-моторную координацию

Принцип построения развивающей среды в ДОУ по В. А. Петровскому:

  • а) выполнение санитарно-гигиенических норм,
  • б) обеспечение детьми поисковой деятельности,
  • в) комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка и взрослого,
  • г) соответствие среды образовательной Программе, реализуемой в ДОУ

Для развития продуктивной деятельности при организации развивающей среды следует предусмотреть:

  • а) специфические игрушки и игровые материалы,
  • б) типы детской продуктивной деятельности,
  • в) набор тематических картинок,
  • г) учебные материалы (буквы? Цифры, схемы, модели)

Условия для свободной, самостоятельной игры дошкольника:

  • а) предусмотреть время для игр в режиме дня,
  • б) пополнить сюжетные игры атрибутами разных профессий,
  • в) разнообразить игрушки для мальчиков,
  • г) расширить состав ролевой атрибутики, позволяющий детям принимать игровую роль

Продуманно-организованная предметно-игровая среда обеспечивает:

  • а) сохранение у детей интереса к играм,
  • б) легкий переход из семьи в детский коллектив,
  • в) гармоничное развитие ребенка,
  • г) самостоятельность в играх

Критерий анализа сюжетно-ролевой игры дошкольника:

  • а) использование ролевой речи,
  • б) сопереживание героям литературных произведений,
  • в) использование средств выразительности
  • г) изготовление соответствующих игровых атрибутов

Этюд нам выявление режиссерских умений:

  • а) пантомимические этюды,
  • б) этюды на изменение тембра голоса,
  • в) моделирование ребенком литературных сюжетов по картинкам для постановки спектакля,
  • г) обсуждение с дошкольником замысла спектакля в контексте предлагаемых им декораций

Критерий для выявления у дошкольника актерского умения:

  • а) понимание мотивов поступков героев,
  • б) понимание эмоционального состояния персонажа, выбор выразительных средств для передачи образа персонажа,
  • г) распределение ролей, подготовка игровой среды

Источник