Игра как средство диагностики отклонений в развитии ребенка
Живова Елена Ивановна
Игра как средство психодиагностики и психокоррекции в дошкольном возрасте
Отечественная дошкольная педагогика и психология накопила большой опыт организации и руководства играми детей всех возрастных групп дошкольного периода развития. В результате многолетних наблюдений, специальных педагогических исследований и изучения опыта руководства накоплены данные об особенностях игр детей разных возрастных групп. Эти особенности, выделенные педагогами-исследователями, носят комплексный характер и могут служить отправными ориентирами в исследовании развития игры.
Игра – один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых в последствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.
Данной проблемой в отечественной психологии занимались такие исследователи,как: Леонтьев А. Н., Спиваковская А. С., Эльконин Д. Б., Балинский И. М., Сихорский И. А., Смирнова Е. О., Гарбузов В. И., Минияров В. М., Лисина М. С., Репина Т. А., Захаров А. И., Мухина В. С. и другие.
Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет чрезвычайно большое значение в психическом развитии ребенка. В работах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина и других показано, как в игре дети в определенной мере усваивают отдельные знания и умения, поскольку в ней моделируются социальные ситуации и типичные отношения.
Л. С. Выготский называл игру «школой произвольного поведения». Именно в этой, максимально свободной от всякого принуждения деятельности ребенок раньше всего научается управлять своим поведениям и регулировать его в соответствии с общепринятыми правилами. В ряде экспериментальных работ на самом разном материале было показано, что выполняя роль взрослого, дети опережают свои возможности в сфере овладения своим поведением. Принимая роль взрослого, ребенок тем самым берет на себя определенный, понятный ему способ поведения, присущий этому взрослому (Выготский Л. С.).
Поэтому для развития ведущих интересов необходимо постоянное стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности: познавательные игры, создание ситуаций эмоционального переживания, создание ситуаций занимательности, создание ситуации опоры на жизненный опыт, создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.
Игра – основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за годы дошкольного детства, от трех до шести – семи лет,детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых и подвижных игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу (Поддъяков Н. Н., Михайленко Н. Я).
Использование игры в диагностической и коррекционной практике исторически связано с теоретическими традициями психоанализа.
К использованию игры непосредственно в диагностических и психокоррекционных целях обращались многие отечественные исследо-ватели-практики Л. Абрамян (1986, А. Варга (1989, И. Выгодская (1984, А. Захаров (1986-1988, А. Спиваковская (1988) и др.
Комплексная психолого-педагогическая игровая диагностика —это углубленный и всесторонний анализ личности ребенка: выявление положительных сторон, недостатков и их причин, направленный на решение практических задач — гармонизацию развития личности и повышение эффективности целостного педагогического процесса.
Ее целью является раннее выявление признаков и проявлений социально-педагогической запущенности детей — определение уровня деформации и характера дисгармоний различных сторон, качеств и свойств личности, выявление путей и способов их профилактики и коррекции; прогнозирование дальнейшего развития ребенка (Шведовская А. А.).
Содержательными критериями диагностики в рассматриваемом случае должны стать: а) отсутствие патологии развития; б) неблагоприятная социально-педагогическая ситуация развития; в) неадекватная, несоответствующая возрастным требованиям и индивидуальным возможностям активность ребенка как субъекта общения и деятельности; г) неразвитость ребенка как субъекта самосознания; д) общая средовая адаптация; е) педагогическая трудность ребенка.
Названные критерии выведены из сущностных характеристик социально-педагогической запущенности в детском возрасте и экспериментально подтвержденных имманентно присущими ей признаками и проявлениями.
Методическими критериями комплексной диагностики запущенности в детском возрасте могут служить: объективность, предупреждение предвзятости; выявление доминирующих тенденций, изучение явлений, состояний и процессов в развитии; диагностика целостной индивидуальности, единство изучения ребенка и социальной среды, необходимость, достаточность и взаимодополняемость используемых методов; единство диагностических и прогностических функций; валидность, надежность и корректность; сотрудничество с ребенком, его изучение в процессе деятельности и общения.
Игровая психолого-педагогическая диагностика — система предупредительных мер, связанных с устранением внешних причин, факторов и условий, вызывающих те или иные недостатки в развитии детей (Шведовская А. А.).
Ранняя профилактика запущенности непосредственно связана с качеством воспитательно-образовательного процесса и поэтому носит общепедагогический характер. В зависимости от возраста ребенка можно выделить четыре группы методов профилактики (Овчарова Р. В.):
1)Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности: познавательные игры, создание ситуаций эмоционального переживания, создание ситуаций занимательности, создание ситуации опоры на жизненный опыт, создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности.
2)Организация жизни и деятельности детского воспитательного коллектива: создание ситуаций личностной и групповой перспективы, коллективные игры, выработка коллективно-единых требований, коллективные соревнования, коллективное самообслуживание.
3)Общение и взаимодействие в различных ситуациях: уважение, педагогическая требовательность, убеждение, осуждение, понимание, доверие, побуждение, сочувствие, педагогическое предостережение, анализ поступка, решение конфликтной ситуации.
4) Психолого-педагогическоевоздействие и стимулирование активности ребенка: пример, разъяснение, ожидание радости, снятие напряжения, обращение к самолюбию, самоуважению, обращение к любви, состраданию, стыду, чувству прекрасного, требование, внушение.
Основными средствами игровой педагогической коррекции дисгармоний развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны пе-дагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание (подтягивание) культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности.
Доверие к ребенку, формирование реально осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками, помогают корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка (Смирнова Е. О., Гударева О. В.
Значительная роль в коррекции игровых и реальных отношений детей, развитии комплекса игровых способностей, побуждении игровой и учебно-познавательной мотивации учения играют позитивное стимулирование, авансирование успеха, подчеркивание достижений ребенка, развернутая оценка результатов его деятельности (игровой, учебной). Определенное влияние на формирование свойств субъекта игровой деятельности оказывают такие корригирующие методы, как руководство ролевым взаимодействием детей в игре, ролевой диалог педагога с запущенным ребенком, создание ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре, обогащение предметной среды.
В арсенале педагога обязательно должны быть такие коррекционные методы, как наглядные опоры в обучении, комментируемое управление, поэтапное формирование умственных действий, опережающее консультирование по трудным темам. В силу особенностей учебной деятельности запущенных школьников нужны учебные ситуации с элементами новизны, занимательности, опора на жизненный опыт детей, а также щадящая учебная нагрузка. Такие личностные проявления, как нарушение образа «Я», неадекватная самооценка, неудовлетворенное притязание на признание, комплекс неполноценности ребенка, могут сглаживаться при безусловном принятии ребенка, выборочном игнорировании его негативных поступков, эмоциональном поглаживании.
Шведовская А. А. исследовала возможности использования режиссерской игры как одного из видов сюжетно-ролевой игры для выявления переживаний ребенком психотравмирующих сторон внутрисемейного взаимодействия. В ходе исследования были использованы недирективная форма режиссерской сюжетно-ролевой игры и направленную (с участием психолога) игру «в семью». Диагностическое значение имеет выбор игровых предметов и персонажей, аффективное отношение к персонажам, которые символизируют членов семьи и самого ребенка, особенности сюжета, отражающего жизнь семьи. В статье показано, что разработанная методика направленной режиссерской сюжетно-ролевой игры, служит адекватным диагностическим средством выявления особенностей переживания ребенком детско-родительских отношений. Проблема диагностики детско-родительских отношений имеет двойственную природу. Картину взаимоотношений необходимо учитывать, с одной стороны, с точки зрения взрослого, с другой — самого ребенка. Эти два видения семейной ситуации могут не совпадать и служить для психолога-консультанта источником информации (Шведовская А. А.).
В проективном тестировании и консультативной работе достаточно широко распространены различные виды режиссерских игр, игр-драматизаций, тестов с игрушками, построенных на основе использования предметов-заместителей (марионетки, куклы и др.). Игровая диагностика внутрисемейных переживаний ребенка позволяет приблизиться к его реальным чувствам и личностно-смысловым образованиям; понять имеющиеся у ребенка способы разрешения конфликтных ситуаций; выявить принимаемые им поло-ролевые и ценностные образцы поведения; получить развернутую картину аффективно смоделированных особенностей семейного взаимодействия. Однако в настоящее время еще недостаточно изучены и стандартизированы параметры, позволяющие использовать игру как диагностический инструмент при психологическом консультировании в случае нарушений детско-родительских отношений.
Битянова М. Р., представила и проверила эмпирическим путем, подход к диагностике параметров дошкольной зрелости в виде целостной ролевой игры, которая позволит детям «в рамках отживающего типа ведущей деятельности» продемонстрировать в полном объеме уровень психического развития. «Входная» школьная диагностика должна выявлять, насколько полноценно прожит ребенком предыдущий этап развития, наиболее соответствует задачам такой диагностики «большая» ролевая игра с сюжетом, распределением ролей и правилами. Игра имеет измерительно-испытательную направленность, за счет которой достигается количественная и качественная оценка дошкольной зрелости.
Несмотря на большие возможности игр, традиционно они используются для формирования и развития учебно-важных качеств при подготовке детей к школе. Игра настолько органична для дошкольного возраста, является ведущим видом деятельности дошкольников, что может являться эффективным средством диагностики психологической готовности детей к школе, в частности произвольного поведения старших дошкольников, как основного новообразования 7-летнего возраста.
Источник
В отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе накоплен значительный опыт, указывающий на то, что игра — это ведущая деятельность дошкольника и показатель его психического развития, Ее значение остается наиболее важным для учеников младших классов всех типов школ. Это обусловлено тем, что готовность и успешная адаптация ребенка в школе определяется уровнем развития продуктивных видов деятельности, имеющих моделирующий характер (игра, конструирование, рисунок). Многие отечественные и зарубежные исследователи (Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, Д. Б.Эльконин и др.), изучавшие различные аспекты детской игры, рассматривали ее еще и как диагностическое средство.
Об использовании метода наблюдения за игровой деятельностью детей дошкольного и младшего школьного возраста подробно сказано в работах Г.М.Дульнева, С.Д.Забрамной, О.Н.Усановой и др. Этот метод позволяет более тесно установить контакт с ребенком, определить его готовность к школьному обучению и возможную динамику его развития, эмоциональность ребенка, умение планировать игровую деятельность, создавать ситуацию, проявлять продуктивный творческий замысел.
Для решения поставленных задач важно выбрать игрушку, которая была бы интересна и ребенку и педагогу. В этом плане большие возможности предоставляют новые образовательные технологии, в частности обучающие наборы конструкторов «лего дакта». Конструктивные игры с лего носят ярко выраженный моделирующий и творческий характер, в ходе игры ребенок не только создает объемные модели реального мира, но и разворачивает с их помощью сюжетно-ролевую игру.
Фирма, которая придумала эти конструкторы, основана О. Kirk Christiansen в 1932 г. в Дании. В переводе «лего» означает «хорошо, весело играть». Слово «лего» официально зарегистрировано в Дании 1 мая 1954 г. В 1955 г. компания производит тематические наборы: «Зоопарк», «Дом», «Замки», «Города» и т.д. С 1989 г. начинает работать образовательный отдел «лего дакта», который выпускает наборы специальной учебной комплектации: «примо» — для детей от 6 мес. до 2 лет, «дупла» — для детей от 2 до 5 лет, «фристайл» — от 5 лет. В 1996 г. лего-группа входит в
Интернет (lego.dacta.com). В настоящее время имеются компьютерные учебные лего-программы.
Каждый набор состоит из различных по форме, величине и цвету элементов, они приятны на ощупь. Наборы «лего дупла» наиболее доступны детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с отклонениями в развитии. Они состоят из крупных элементов разнообразных форм. Одни напоминают кирпичики разных размеров. Их можно различать по числу кнопочек, расположенных вертикально и горизонтально, например, 2×2, 2×4 и т.д. Другие — формочки, похожие на сапожок, шляпку, клювик, овалы с глазками, также окрашенные в яркие цвета, и имеют прочные специальные приспособления (кнопки) для скрепления. Наборы также содержат человечков и животных. Вариантов скрепления элементов между собой достаточно много.
Манипулируя с деталями, ребенок учится строить, созидать. Он выступает в роли творца!
В то же время в этом конструкторе заложена определенная возможность удовлетворить желание разрушать, присутствующее у ребенка, лего оно преобразуется в деятельность по перестроению отдельных час тей уже созданного. Ломая свою постройку, ребенок имеет возможное! переделать ее отдельные части либо, разобрав старую, создает совсем другую.
Использование комплектов «лего дакта» как диагностического сред ства в работе с детьми, имеющими различные отклонения в развитш достаточно эффективно. Игра позволяет взглянуть на ребенка комплекс но, быстрее установить с ним контакт, раскрыть его личностные осе бенности, сформированность психических процессов, различные стс роны деятельности.
Ниже представлены возможности лего-игры (с использованием на боров «дупла»), которая проводилась с детьми 6 лет, имеющими нор мальное развитие и речевую патологию (ОНР II —III уровень, дизарт рия), и с детьми I класса вспомогательной школы. Отражен один период знакомства с конструктором — спонтанная игра в лего.
Источник
Èãðà êàê íåîòúåìëåìûé ýëåìåíò â äåòñòâå ðåáåíêà, åå óêàçûâàíèå íà âñåñòîðîííåå âëèÿíèå íà ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå äåòåé. Îâëàäåíèå íîâûìè óìåíèÿìè è íåèçâåñòíûìè ðàíåå çíàíèÿìè, îñâàèâàíèå îñíîâíûìè ïðàâèëàìè ïîâåäåíèÿ â ñîöèóìå è îïûòà îáùåíèÿ ñ ëþäüìè.
Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.
Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/
Ôåäåðàëüíîå ãîñóäàðñòâåííîå êàçåííîå îáðàçîâàòåëüíîå ó÷ðåæäåíèå âûñøåãî ïðîôåññèîíàëüíîãî îáðàçîâàíèÿ
«Ìîñêîâñêèé Óíèâåðñèòåò Ìèíèñòåðñòâà Âíóòðåííèõ Äåë Ðîññèéñêîé
Ôåäåðàöèè èìåíè Â. ß. Êèêîòÿ»
Êàôåäðà ïåäàãîãèêè
Íàó÷íàÿ ñòàòüÿ
Òåìà: «Èãðà êàê ìåòîä äèàãíîñòèêè ðàçâèòèÿ äåòåé»
Ïîäãîòîâèëà:
Êóðñàíò 131 ó÷åáíîãî âçâîäà ðÿäîâîé ïîëèöèè
Êîëåñíèêîâà Å.È.
Ôàêóëüòåò ÈÏÑÄ ÎÂÄ
Ñïåöèàëüíîñòü: ñîöèàëüíûé ïåäàãîã
Ïðîâåðèëà: Óëüÿíîâà È.Â.
Ìîñêâà 2017 ã.
Èãðà, êàê íåîòúåìëåìûé ýëåìåíò â äåòñòâå êàæäîãî ðåáåíêà, îêàçûâàåò âñåñòîðîííåå âëèÿíèå íà åãî ïñèõè÷åñêîå ðàçâèòèå.  èãðå äåòè íå òîëüêî îâëàäåâàþò íîâûìè óìåíèÿìè è íåèçâåñòíûìè ðàíåå íàâûêàìè, çíàíèÿìè, íî è îñâàèâàþò îñíîâíûå ïðàâèëà ïîâåäåíèÿ â ñîöèóìå è îïûò îáùåíèÿ ñ ëþäüìè. Áåç íàëè÷èÿ èãðû, êàê ïîä÷åðêèâàëè ïñèõîëîãè, âîñïèòàíèå ëè÷íîñòè íå ìîæåò áûòü ïîëíîöåííûì, òàêæå íå ìîæåò áûòü äîñòèãíóòî íàèáîëåå ïîëíîå íðàâñòâåííîå ðàçâèòèå ðåáåíêà.
Èãðà èìååò íåñêîëüêî öåëåâûõ ôóíêöèé: ñîöèàëèçèðóþùóþ, âîñïèòûâàþùóþ, îáó÷àþùóþ, íî îñîáî âàæíà åå äèàãíîñòè÷åñêàÿ ðîëü. Íåñîìíåííî, âàæíî íàáëþäàòü çà ðåáåíêîì âî âðåìÿ èãðû, âåäü èìåííî òàê ìîæíî óñìîòðåòü ïðîáëåìû â ðàçâèòèè ó ðåáåíêà. Åùå Ê.Ä. Óøèíñêèé îòìå÷àë, êàê âàæíî ñëåäèòü çà äåòñêèìè èãðàìè. Îòñóòñòâèå ïðîÿâëåíèÿ àêòèâíîñòè è èíòåðåñà ê èãðå ó ðåáåíêà — ýòî ïîâîä çàäóìàòüñÿ î âîçìîæíîì íåáëàãîïîëó÷èè â ðàçâèòèè ðåáåíêà, ÷òî ìîæåò ïîâëèÿòü íà äàëüíåéøåå øêîëüíîå îáó÷åíèå.
Ïåäàãîã äîëæåí îñîáîå âíèìàíèå îáðàùàòü íà ïîâåäåíèå äåòåé, êîãäà îíè ïðèíèìàþò òî èëè èíîå ðåøåíèå âî âðåìÿ èãðû, èìåþùåé ïðàâèëà. Êîíå÷íî, îñíîâîé åãî ïîñòóïêà ÿâëÿåòñÿ ñòàíîâëåíèå íà ïóòü âûáîðà ìåæäó æåëàíèåì è ïîñëåäóþùèìè ñîáûòèÿìè. Ýòîò ìîìåíò íå òîëüêî ïîìîãàåò îöåíèòü áóäóùèé ïîñòóïîê ñ òî÷êè çðåíèÿ åãî ðåçóëüòàòîâ, íî è îòðàæàåò ýìîöèîíàëüíîå ñîñòîÿíèå ðåáåíêà, â âèäå âîçìîæíûõ ïåðåæèâàíèé ïî ïîâîäó âèäîèçìåíåíèÿ ýòèõ îòíîøåíèé. Âàæíîé ñòîðîíîé âíóòðåííåé æèçíè ÿâëÿåòñÿ ñìûñëîâàÿ îðèåíòèðîâêà. Îíà èñêëþ÷àåò ñêëîííîñòü äåéñòâîâàòü áåç äîñòàòî÷íîãî ñîçíàòåëüíîãî êîíòðîëÿ, ïîä âëèÿíèåì âíåøíèõ îáñòîÿòåëüñòâ èëè â ñèëó ýìîöèîíàëüíûõ ïåðåæèâàíèé è èñêëþ÷àåò ïðîìåæóòî÷íîå ó÷àñòèÿ êîãî-ëèáî èëè ÷åãî-ëèáî â äåÿòåëüíîñòè. Ïîýòîìó óòðà÷èâàåòñÿ äåòñêàÿ íåïîñðåäñòâåííîñòü: ðåáåíîê îáäóìûâàåò, ïðåæäå ÷åì äåéñòâîâàòü, íà÷èíàåò ñêðûâàòü ñâîè ïåðåæèâàíèÿ è êîëåáàíèÿ, ïûòàåòñÿ íå ïîêàçûâàòü äðóãèì ñâîå âíóòðåííåå ñîñòîÿíèå. Îïûò ïîêàçûâàåò, ÷òî åñëè ïåäàãîã ïðèó÷àåò ðåáåíêà âûïîëíÿòü çàäàíèå ïîëíîñòüþ, ñîáëþäàòü åãî ïðàâèëà â ïðîöåññå âûïîëíåíèÿ è îñóùåñòâëÿòü êîíòðîëü ñàìîãî ñåáÿ, òî áûñòðåå áóäóò âûÿâëåíû äåòè ñ ïîíèæåííîé îáó÷åííîñòüþ è ñâîåâðåìåííî íà÷àòà ñîîòâåòñòâóþùàÿ êîððåêöèîííàÿ ðàáîòà. Íåîáõîäèìî ïîíÿòü, íàñêîëüêî ðåáåíîê îñîçíàííî ïðèíèìàåò ïîñòàâëåííóþ öåëü, ïðåäïèñàíèÿ ê åå äîñòèæåíèþ, ñëåäóåò ëè îí îáúÿñíåíèÿì ïåäàãîãà, ïîëó÷àåò àäåêâàòíûé ðåçóëüòàò, ê êîòîðîìó îí ñòðåìèëñÿ, êàê îí îòíîñèòñÿ ê íåìó è ê ðàáîòå â öåëîì, ñïîñîáåí ëè îí îöåíèòü å¸ ñ ïîçèöèè óêàçàííûõ çàïðîñîâ.
Ìíîãèå âûäàþùèåñÿ ïåäàãîãè è ïñèõîëîãè ãîâîðèëè îá îáó÷àþùèõ è ðàçâèâàþùèõ âîçìîæíîñòÿõ èãðû, à òàêæå ïðèñòàëüíîå âíèìàíèå îáðàùàëè íà ýôôåêòèâíîñòü èñïîëüçîâàíèÿ èõ â îáðàçîâàòåëüíîì ïðîöåññå. Íàïðèìåð, À.Ñ. Ìàêàðåíêî ñ÷èòàë, ÷òî “õîðîøàÿ èãðà” îáåñïå÷èâàåò çíà÷èòåëüíóþ ýôôåêòèâíîñòü ëþáîé äåÿòåëüíîñòè è âìåñòå ñ òåì îêàçûâàåò ñîäåéñòâèå ãàðìîíè÷íîìó ðàçâèòèþ ëè÷íîñòè, òàê êàê îáÿçàòåëüíî ñîäåðæèò â ñåáå óñèëèå (ýìîöèîíàëüíîå, ôèçè÷åñêîå, èíòåëëåêòóàëüíîå), äîñòàâëÿåò óäîâîëüñòâèå (ðàäîñòü òâîð÷åñòâà, ïîáåäû), à òàêæå âîçëàãàåò íà å¸ ó÷àñòíèêîâ îïðåäåë¸ííóþ îòâåòñòâåííîñòü. Ñ ïîìîùüþ èãð ñ ïðàâèëàìè ìîæíî âûÿâèòü ó äåòåé íàëè÷èå ïðîèçâîëüíîãî ïîâåäåíèÿ, ïîääåðæàíèÿ âíèìàíèÿ, îñóùåñòâëåíèå ýëåìåíòàðíîãî ñàìîêîíòðîëÿ. (òàáëèöà)
 ïðîöåññàõ äåÿòåëüíîñòè âåëèêà ðîëü èíòåðåñîâ. Èíòåðåñû çàñòàâëÿþò ëè÷íîñòü àêòèâíî èñêàòü ïóòè óäîâëåòâîðåíèÿ æàæäû çíàíèé è ïîíèìàíèÿ. Óäîâëåòâîðåíèå èíòåðåñà, îáû÷íî íå ïðèâîäèò ê åãî ïîòåðå, à íàîáîðîò âûçûâàåò âîçíèêíîâåíèå íîâûõ èíòåðåñîâ, èìåþùèõ áîëåå âûñîêèé ïîçíàâàòåëüíûé óðîâåíü çíàíèé.  èòîãå, èíòåðåñû ÿâëÿþòñÿ ãëàâíûì ïîáóäèòåëåì ðåáåíêà ê ïîçíàíèþ. Ó÷åáíàÿ äåÿòåëüíîñòü çàíèìàåò íåìàëóþ ÷àñòü æèçíè ÷åëîâåêà è ïðàêòè÷åñêè âñå ãîäû ñòàíîâëåíèÿ ëè÷íîñòè, íà÷èíàÿ ñ äîøêîëüíîãî îáó÷åíèÿ è çàêàí÷èâàÿ îáó÷åíèåì â âûñøèõ ïðîôåññèîíàëüíûõ ó÷åáíûõ çàâåäåíèÿõ. Ïîëó÷åíèå îáðàçîâàíèÿ ÿâëÿåòñÿ íåîáõîäèìûì òðåáîâàíèåì ê êàæäîìó ÷åëîâåêó, ïîýòîìó ïðîáëåìà ìîòèâàöèè îáó÷åíèÿ ÿâëÿåòñÿ îäíîé èç öåíòðàëüíûõ â ïåäàãîãèêå.
Ôîðìèðîâàíèå èíòåðåñîâ ó øêîëüíèêîâ äîëæíî ôîðìèðîâàòüñÿ ñ ñàìîãî íà÷àëà îáó÷åíèÿ â øêîëå, íà÷èíàÿ îò ïðîñòîãî èíòåðåñà ê ïðîöåññó îáó÷åíèÿ äî ðàçâèòèÿ ïðîôåññèîíàëüíûõ êà÷åñòâ è èíòåðåñîâ. Îäíèì èç ñïîñîáîâ ïîääåðæàíèÿ è ðàçâèòèÿ èíòåðåñîâ â ìëàäøåì øêîëüíîì âîçðàñòå ÿâëÿåòñÿ ãðóïïîâàÿ èãðîâàÿ òåðàïèÿ.  ïîñëåäíèå äåñÿòèëåòèÿ èãðîâàÿ òåðàïèÿ çàíÿëà îñîáîå ìåñòî â ïðîöåññå ïðåïîäàâàíèÿ è âîñïèòàíèÿ. Ïðîâåäåíèå èãðîòåðàïèè áóäåò ïîëåçíî äëÿ ëþäåé çàìêíóòûõ, íåîáùèòåëüíûõ, èìåþùèõ íàðóøåíèÿ ïîâåäåíèÿ. Ÿ èñïîëüçóþò â èíäèâèäóàëüíîé è ãðóïïîâîé ôîðìàõ. Ãëàâíûì êðèòåðèåì ïðåäïî÷òåíèÿ ãðóïïîâîé èãðîòåðàïèè ÿâëÿåòñÿ ïîòðåáíîñòü ðåáåíêà â îáùåíèè, ôîðìèðóþùåéñÿ íà ðàííåé ñòàäèè äåòñêîãî ðàçâèòèÿ. Îíà ïðèçâàíà ïîìî÷ü ðåáåíêó îñîçíàòü ñåáÿ è ñâî¸ «ß», ïîâûñèòü åãî ñàìîîöåíêó è ïîìî÷ü ìàêñèìàëüíî ðàçâèòü ïîòåíöèàëüíûå âîçìîæíîñòè, ïîìî÷ü ðåøèòü âíóòðåííèå êîíôëèêòû, ïîáîðîòü ñòðàõè è àãðåññèâíûå òåíäåíöèè, óìåíüøèòü ÷óâñòâî âèíû è áåñïîêîéñòâî.
Èãðà íåîáõîäèìà äëÿ ðàçâèòèÿ äåòåé ñîâåðøåííî ëþáîãî âîçðàñòà, íî îñîáåííî – â äîøêîëüíèêîì, êîãäà îíà ÿâëÿåòñÿ âåäóùèì âèäîì äåÿòåëüíîñòè è íåïîñðåäñòâåííî âêëþ÷åíà â íå¸. È èìåííî â ïðîöåññå èãðû ó äîøêîëüíèêîâ ôîðìèðóþòñÿ ëè÷íîñòíûå çàäàòêè, íåîáõîäèìûå äëÿ óñïåøíîãî îáó÷åíèÿ â øêîëå. Äîøêîëüíèêè, êîòîðûå èìåþò ðàçâèòûå èãðîâûå íàâûêè, àäåêâàòíûé óðîâåíü ïîçíàâàòåëüíîãî ðàçâèòèÿ, ïðîèçâîëüíîãî âíèìàíèÿ, ðå÷ü, ëîãè÷åñêîå ìûøëåíèå, âîîáðàæåíèå, ÷òî ÿâëÿåòñÿ íåïîñðåäñòâåííî âàæíîé ïðåäïîñûëêîé ê øêîëüíîé ãîòîâíîñòè.
ûëè ïðîèçâåäåíû èññëåäîâàíèÿ, ãäå ó÷àùèåñÿ íà÷àëüíûõ êëàññîâ îòâåòèëè íà 5 âîïðîñîâ.  îïðîñå ïðèíÿëè ó÷àñòèå 31 ó÷åíèê 4 êëàññà. ß ïðîàíàëèçèðîâàëà ðåçóëüòàòû, è âîò ÷òî ïîëó÷èëîñü:
1. Êàêèå óðîêè òû áîëüøå âñåãî ëþáèøü?
2. Åñëè áû òû áûë ó÷èòåëåì, ÷åãî áîëüøå áûëî áû ó òåáÿ íà óðîêå:
3. Êàê ÷àñòî â íàøåì êëàññå íà óðîêàõ áûâàþò èãðû?
4. Êàê òû îòíîñèøüñÿ ê èãðå íà óðîêå?
5. Êàê òû äóìàåøü, êàêàÿ ïîëüçà îò èãðû íà óðîêå?
èãðà ïñèõè÷åñêèé îáùåíèå ðåáåíîê
 çàêëþ÷åíèè õî÷ó ñêàçàòü, ÷òî èãðà íåîáõîäèìà â ïðîöåññå îáó÷åíèÿ, ò.ê. èìåííî â íåé ìû ìîæåì âûÿâèòü íåäîñòàòêè â ðàçâèòèè è íåìåäëåííî îêàçàòü ïîìîùü äåòÿì ñ ýòîé ïðîáëåìîé. Êàê ïîêàçûâàåò ïðåäëîæåííûé ìíîþ îïðîñ, ó÷àùèìñÿ íà÷àëüíîé øêîëû íðàâÿòñÿ âñå óðîêè, áîëüøàÿ èõ ÷àñòü ïîëîæèòåëüíî îòíîñèòñÿ ê èñïîëüçîâàíèþ èãð íà óðîêàõ. Åñëè áû ó÷àùèåñÿ áûëè ó÷èòåëÿìè, òî áîëåå 50% ïðåäïî÷ëè áû èñïîëüçîâàòü èìåííî èãðû. È ïðàêòè÷åñêè îñíîâíîé ìàññå äåòåé èãðû ïðèíîñÿò áîëüøóþ ïîëüçó, è îíè ñ óäîâîëüñòâèåì â íèõ ó÷àñòâóþò. Òàêèì îáðàçîì, ïåäàãîãàì íåîáõîäèìî âêëþ÷àòü èãðîâûå ìîìåíòû â óðîêè ñ öåëüþ àêòèâèçàöèè è ìàêñèìàëüíî ïîëíîãî çàïîìèíàíèÿ, çàêðåïëåíèÿ çíàíèé äåòåé.
Ñïèñîê ëèòåðàòóðû:
1. Ýëüêîíèí Ä.Á. Ïñèõîëîãèÿ èãðû. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå,1977. – 143ñ.
2. Óòêèíà Í.È. Ïñèõîëîãè÷åñêàÿ ãîòîâíîñòü ê øêîëå. – Ì.: Ïðîñâåùåíèå, 1993.
3. Áîæîâè÷ Ë.È. Ëè÷íîñòü è åå ôîðìèðîâàíèå â äåòñêîì âîçðàñòå. – Ìîñêâà: Çíàíèå, 1968 – 218 ñ.
Ðàçìåùåíî íà Allbest.ru
…
Источник