Игра как редство развития ребенка

наталья зуева
Игра как средство развития ребенка дошкольника

Игра как средство развития ребенка дошкольника

Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Духовная жизнь ребенка полноценное только тогда, когда она живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого она – засушенный цветок.

В. Сухомлинский

Ребенок открывает для себя мир взрослых и стремится в нем жить. Но он, в силу своих реальных возможностей, не может реально действовать с предметами взрослых (например, водить машину, печь пироги и т. д.). Это противоречие между стремлением и возможностями ребенка брать непосредственное участие в жизни и деятельности взрослых развеется в деятельности, формой которой является игра.

Игра – явление социальное по своему происхождению и содержанию, она является историческим образованием, обусловлена развитием общества, его культуры. Это особая форма жизни ребенка в обществе, в которой дети в игровых условиях исполняют роль взрослых, воспроизводя их жизнь, труд и отношения.

В развитии и воспитании ребенка дошкольника важная роль принадлежит игре, в которой отражаются впечатления детей об окружающей действительности, внимание, сообразительность, уточняют, систематизируют, обобщают знания о мире. Все компоненты структуры игры (игровое задание, содержание действия, правила) направлены на развитие, возможностей, которые расширяются вследствие разнообразия и усложнения игр. Важно научить детей понимать игру, объяснять ее содержание, правила, способы действия, развивать их мышление, речь, учить самоконтролю.

Игра является ведущей деятельностью дошкольника, средством его всестороннего развития, важным методом воспитания. Если в раннем детстве центральным моментом игры был предмет и способы действия с ним, то теперь на первый план выносится человек. Мотивы игры заложены в самом ее содержании. Ребенка интересует не столько результат, сколько сам процесс. Также есть и стремление к определенной цели, разговоры, отношения с другими людьми. Все это предопределяет результативность игры, которое выражается не в материальных, а в познавательных, эмоциональных достижениях, что накапливается ребенком в ходе игровой деятельности. Игра является средством отображения окружающей действительности, способом образования деятельность и взаимоотношения взрослых в доступной для ребенка форме. Содержание игровых действий определяется теми практическими задачами, которые решают взрослые для достижения определенной цели.

Игра всегда строится по определенным правилам. Игра способствует развитию произвольного внимания и памяти ребенка. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают.

Игра – это детская непосредственность, наивность, порой лукавство или удивлена серьезность.

Игра – это фантастический мир, освобожденный от деспотизма взрослых, мир открытия желаний мир реализации нереализованного.

За весь период дошкольного детства она значительно меняется, что касается прежде сюжета и содержания игры. Содержание игры дошкольника развивается в таком направлении: от предметной деятельности людей через отражение человеческих отношений – к покорению определенным правилам общественных отношений между людьми, правилам общения.

Дидактическая игра – это деятельность, направленная на ориентировку в предметной и социальной деятельности, в которой ребенок отражает впечатления от их познания.

Итак, дошкольный период – начальный этап освоения общественного опыта. Ребенок развивается под влиянием впечатлений от окружающего мира, у него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цель. Процесс игры состоит в осуществлении поставленной цели, дети составляют план, выбирают средства его осуществления.

Источник

Деренская И.Б., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад №91 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Игра как средство развития личности дошкольника

(из опыта работы)

Игра имеет важное значение для развития детей дошкольного возраста: в играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому она является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического).

Игра для ребенка становится главным способом освоения мира. Человек играющий – это человек, создающий мир, а, значит, человек творящий.

С позиции психологии отмечается влияние игры на общее психическое развитие ребенка: на формирование восприятия, памяти, воображения, мышления; на становление его произвольности. Социальный аспект проявляется в том, что игра – это форма усвоения общественного опыта. Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. С точки зрения педагогики, игра призвана решать общевоспитательные задачи, первоочередной среди которых является развитие нравственных и общественных качеств. Игра носит развивающий характер и проникает в различные виды деятельности (труд, учеба, быт).

Основная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения – выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют и реализовывают ФГОС дошкольного образования.

Игровая технология – одна из эффективных современных образовательных технологий в системе дошкольного образования.

Цель: расширение кругозора, развитие самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности детей; приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Игра детей 3-4 лет носит  предметно-манипулятивный и конструктивный характер.

Игра ребёнка первой половины четвёртого года жизни – это скорее игра рядом, чем вместе. Игра детей 4-5 лет характеризуется переходом от «игры рядом» к игре в группах, появление  ролевых и реальных взаимодействий. Главное в игре детей 5-6 лет – действие по правилам. Усвоение норм и правил выполнения роли. В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Игровые действия детей 6-7 лет  становятся более сложными. В играх дети способны отражать сложные социальные события,  могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчинённую роль, могут договариваться между собой.

Одной из годовых задач в нашем детском саду была работа по теме «Воспитание

безопасного поведения детей на дорогах, улице, в транспорте». Какие же игры использовали педагоги для обучения детей правилам дорожной безопасности?

Сюжетно-ролевые игры, ситуативные можно проводить на территории детского сада, так и в помещении с использованием макетов, магнитной доски. Дети разыгрывают проблемные ситуации («Авария на дороге», «Дорожно-транспортное происшествие», «Пешеходы и водители», «Пассажиры автобуса – пешеходы- водители», «Регулируемый перекрёсток» и др.). Дети  придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интервью журналиста, опрос  инспектором, диктор телевидения ведёт передачу, сообщает о происшествии, даёт советы дорожной безопасности). (старшая группа)

 В играх драматизациях и театрализованных играх, дети учатся общаться, слушать, запоминать, логически мыслить, разыгрывать небольшие сценки, дорожные ситуации. При изучении и закреплении дорожных знаков дети с удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся», рассказывают о дорожных знаках в определённой последовательности: как называется дорожный знак, как узнать (геометрическая форма, цвет, символ).  У детей развивается речь, моторика, эмоциональное восприятие. (подготовительная  группа)

 Дидактические игры – одно из действенных средств воспитания ума.  Игры с готовыми правилами используются как средство развития познавательной активности детей и подростков.  Они способствуют развитию у детей зрительных, слуховых осязательных и других ощущений, уточняют знания детей о предметах и явлениях окружающей жизни, развивают сообразительность, смекалку, речь. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Поэтому особое место отводится играм: «Подумай, выбери, объясни» (таблицы с изображением дорожных знаков), «Дорожное лото», «Дорожный узелок» (пособие, в него дети собирают дорожные знаки, которые хотят взять с собой, это могут быть определённые группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и т.д.), можно собирать пословицы «7 раз погляди, а потом иди», «Опасностей много, а жизнь одна», «На дороге шутить — себе навредить», «Дорожный знак не говорит, правилу учит» и др.), «Подбери символ к дорожному знаку», «Сигналы светофора», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки, наборы кубиков разных размеров), «Собери транспорт»,  «Собери светофор», «Найди пару» (разрезанные картинки на две части), «Распредели знаки по группам», «Найди по описанию», «Что изменилось», «Путаница» и др. (старшая группа)

Читайте также:  Раннее развитие ребенка с чего начать

Активное участие принимают ребята в интеллектуально-познавательных играх. Играют команды по несколько человек или количество играющих определяется заранее. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры-путешествия, приключения, занимательные викторины др.), в которых дети упражняются в выполнении различных заданий. Эта группа игр развивает интеллектуальные качества личности, свойства ума, позволяет приобрести знания. Дети сопереживают друг другу, проявляется чувство гордости, товарищества. «Самый умный на дороге», «Знатоки дорожных правил», «Пешеходная прогулка» и др.(подготовительная группа)

Еще одна годовая задача – «Физическое развитие детей через организацию двигательной активности».

Подвижная  игра – естественный  спутник  жизни  ребенка, источник  радостных  эмоций, обладающий  великой  силой. Для развития двигательной активности детей педагоги групп: 2 раннего возраста,  2 младшей группы используют в работе с детьми различные народные подвижные, хороводные игры. Включение фольклора в развитие двигательной активности дошкольников требует соблюдения определенных условий, одно из которых – предложенные детям для выполнения, подвижные игры должны быть им хорошо знакомы, а фольклорный материал должен быть использован в соответствии в возрастными особенностями детей. Русские народные подвижные и хороводные игры используются для закрепления двигательных умений и навыков, как эмоционально образное средство влияния на детей, вызывая у них интерес к физическим упражнениям, и активное правильное выполнение движений. В подвижных народных играх воспитываются психофизические качества: ловкость, быстрота, выносливость, сила, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве.   В группах имеются картотеки подвижных и хороводных игр.

Задачи по обучению детей подвижным играм в подготовительной группе (6-7 лет):

учить детей использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементами соревнования), способствующие развитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельно организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей. Учить придумывать варианты игр, комбинировать движения, проявляя творческие способности. Развивать интерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, настольный теннис, хоккей, футбол).

В методике проведения п/и педагоги используют следующие принципы:

  • Дети сами придумывают варианты игры, новые сюжеты, более сложные игровые задания.
  • Следует приучать детей к сдержанности, избегать ненужных криков, споров, проявлять положительные эмоции.
  • Окончание игры не должно быть неожиданным, поскольку это может вызвать негативную реакцию.

Для проведения спортивных игр:

  • Наряду с п/играми проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
  • Объясняя спортивные игры с элементами соревнования вы должны уточнить: правила, игровые приёмы, условия соревнования.
  • Педагогический анализ проводится сразу после окончания соревнования.

В группе так же имеются картотеки подвижных, спортивных игр.

Таким образом, из опыта работы видно, что в нашем учреждении созданы условия для игровой деятельности воспитанников. Личность ребенка  гармонично развивается в игре (области развития: эмоционально-нравственное, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное)

Источник

дарья кощевец
Игра как средство развития ребенка

1. СОЛНЫШКО И ДОЖДИК

Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу воспитателя, находить свое место на площадке. Упражнять в ходьбе и беге.

Описание: Дети сидят на стульях вдоль комнаты, это их «дом». Воспитатель смотрит в окно и говорит «Какая хорошая погода, идите гулять!». Дети встают и идут в любом направлении. «Дождь пошел, бегите домой!» – говорит воспитатель. Дети бегут к стульям и занимают свои места. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!». Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит «Идите гулять. Дождь перестал!».

Правила: Дети уходят из дома по сигналу «Идите гулять!».

Бегут домой на сигнал «дождь пошел!».

Варианты: Дети вначале занимают любой стул, затем только свой. Вместо домика устроить переносной навес – прятаться от дождя. Во время прогулки могут собирать «грибы и ягоды». Ходьбу можно заменить пляской

2. Подбери пару

Цели: соотносить предметы на картинках, с действиями; закреплять навыки самообслуживания; развивать логическое мышление.

Оборудование:предметные картинки: пылесос, расческа, батарея, мыло, шкаф для игрушек;сюжетные картинки: уборка квартиры, ботинки, одежда, игрушки.

Ход игры:

Дети внимательно рассматривают полученные картинки, сравнивают их и подбирают пары, объясняют свой выбор.

3. В гостях у куклы Кати.

Цели:1. Активизация словаря. Закрепить в активном словаре детей названия предметов мебели (стол, стул, диван, кровать, шкаф, кресло,детали мебели: спинка, ножки, сидение, дверца.

2. Грамматика.Внести в словарь детей предложные конструкции: за, на, под, около, формировать навык понимания предложных конструкций.

3. Связная речь. Учить отвечать на вопросы предложением.

4. Обобщение.Дать обобщающее понятие: мебель, объяснить назначение.

Ход игры:Iуровень: Воспитатель предлагает детям пойти в кости к кукле Кате. У куклы дома есть разная мебель. Воспитатель вместе с ребёнком рассматривают мебель, уточняют название мебели, детали, назначение.

IIуровень: Ребёнку предлагают выполнить действия с малым мячом по указанию воспитателя: положи мяч на стул, под стул, за стул, около стула.

IIIуровень: Ребёнок ищет потерянную куклой рукавичку и отвечает на вопрос: «Где перчатка?» «Рукавичка на стуле, под стулом и т. д.».

4. ПО РОВНЕНЬКОЙ ДОРОЖКЕ

Задачи: Развивать у детей умение двигаться ритмично, согласовывать движения со словами, находить свое место. Упражнять в ходьбе, прыжках, приседаниях, беге.

Описание: Дети сидят на стульях, воспитатель предлагает им пойти гулять. Они встают с места, свободно группируются или строятся в колонну. Воспитатель говорит «по ровненькой дорожке, шагают наши ножки, раз-два, раз-два, по камушкам, по камушкам, в яму – бух». При словах «По ровненькой дорожке.» дети идут шагом. «По камешкам» прыгают на двух ногах слегка продвигаясь вперед. «В яму бух» – присаживаются на корточки. Вылезли из ямы – дети поднимаются. После 2-3 повторов воспитатель произносит «по ровненькой дорожке устали наши ножки, вот наш дом – там мы живем».

Правила: Движения должны соответствовать тексту. Вставать с корточек после слов «Вылезли из ямы».

Убегать домой только после слов «там мы живем».

Варианты: Пройти по скамейкам, поставленным вдоль стены. Спрыгивание в глубину на мягкую дорожку.

Читайте также:  Развитие ребенка сразу после рождения

5. Пищевое лото.

Цель: формировать у детей представление о пользе тех или иных продуктов, для чего они нужны человеку.

Оборудование: три большие карты с кармашками (витамины, белки, жиры); маленькие карточки с изображением тех или иных продуктов (32 шт., большие карты по типу лото.

Ход игры:

Дети раскладывают маленькие карточки в кармашки больших карт.Витамины : морковь, лук, арбуз, смородина, малина, шиповник, огурец, яблоко.Белки: молоко, кефир, яйца, грибы, орехи, мясо, крупы, рыба.Жиры: сметана, колбаса, сосиски, семена подсолнуха, растительное и сливочное масло, шоколадные конфеты, сало.

Игроки выбирают себе большие карты. Ведущий показывает маленькие карточки по одной, а игроки берут нужные им и кладут на свою карту. Выигрывает тот, кто первым заполнит все окошечки своей карты (по типу лото).

6. Путешествие хлебного комочка.

Цели: рассказать о пути, который проходит хлеб от маленького семечка до буханки хлеба.

Оборудование: таблица со схематическим изображением

Ход игры: Дети по схеме повторяют путь

7. Волшебный сундучок

Цель: Дать детям представление о пользе фруктов для организма человека. Закрепить у детей умение разгадывать загадки. Пробуждать детей отвечать на вопросы, делать выводы и умозаключения. Развивать внимание, мышление, память и воображение. Воспитывать интерес к игре.

Материал: Иллюстрации «сбор урожая в саду», иллюстрации осенние деревья, фрукты (яблоко, слива, виноград).

Ход игры

1 Игра «Чудесный мешочек»

(на ощупь определить овощи и фрукты, дать им небольшое описание).

2. Игра «Угадай по вкусу»

(детям предлагается с закрытыми глазами определить на вкус фрукты: яблоко, сливу, виноград).

3 Заключительная часть.Воспитатель: А теперь мы улыбнёмся, крепко за руки возьмёмся, и друг другу на прощанье, мы подарим доброе пожеланье (дети говорят друг другу хорошие, добрые, положительные пожелания).

8. Витамины – это таблетки, которые растут на ветке

Цель: Расширить знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах и ягодах.

Ход игры:

Ребята, помочь сохранить здоровье и заболеть можно с помощью витаминов. Кто-нибудь из вас принимал витамины? Витамины делают наш организм крепким и здоровым, не поддающийся болезням. Но витамины бывают не только в таблетках, они еще растут на ветках. Очень много витаминов содержится в ягодах, фруктах и овощах.

Назовите, какие вы знаете фрукты? Овощи? Ягоды?

9. ТАКОЙ ЛИСТОК, ЛЕТИ КО МНЕ!

Цель: упражнять детей в нахождении листьев по сходству, активизировать словарь (клён, дуб, рябина, берёза, воспитывать слуховое внимание.

Игровые правила: бежать после того, как правильно назовёшь дерево, от которого лист (после слов воспитателя «Такой листок, лети ко мне!»

Ход игры

1 Собираем листья

2 Сравнивая и называя листья, воспитатель выясняет, что дети знают о деревьях, чем отличаются листья разных деревьев.

3 сейчас мы поиграем.

10. ДЕРЕВЬЯ, КУСТЫ

Садимся в кружок на пеньки.

Показываю картинку осень с девочкой.

– Ребята, посмотрите, что на картинке? (Девочка, листья, осень). Да. Наступила осень, стало холодно.

– Посмотрите как одета девочка Таня? (тепло, штаны, куртка, ботинки)

Таня надела штаны, ботинки и теплую кофту.

Посмотрите, какой букет собрала Таня (достаю цветные листья) Из чего букет? (из листьев).

-А где Таня взяла эти листья? Сорвала с дерева? (Нет, с земли)

Листья, которые собрала девочка, упали с деревьев. Солнце стало греть меньше, листочки замерзли и сменили свой наряд на осенний. Стали какого цвета (желт, красн, корич.). Подул ветер, сорвал листья с деревьев, они закружились и упали на землю.

Возьмите по листочку, покружитесь. Раздаю каждому 2 листика. Дети летают (бегут по кругу) и кружатся (на месте). Медленно падают на землю (дети приседают). Собираем листочки. Несите ко мне.

11. Найди листок, который я покажу

Цель: Познакомить детей с некоторыми деревьями (Дуб, клен, липа, как их крона изменяются осенью (желтеют, краснеют листочки, опадают)

Ход занятия.

Ребята, я приглашаю вас в осенний лес. Поедем туда на велосипедах. Ложимся на спину, сгибаем ноги в коленях и «крутим педали». Подвожу всех к дереву, с которого упали листья. В лесу Осень. Смотрите, какие листья нашла на земле.

Показываю детям листья: Дубовый, кленовый, липовый. У каждого свой набор из 3х. Предлагаю найти похожий, который показываю. Название листьев и деревьев проговариваем вместе с детьми. Обращаю внимание на картинки соответствующих деревьев. Первый лист какой? Второй лист, посмотрите, какой, кленовый тоже? Давайте сравним его с кленовым.

(Нет, это лист Дуба).

Третий листок. Дубовый или кленовый? Сравним. Ребята, этот лист с березового дерева. Значит, он как называется? (Березовый, листок березы).

12. Сюжет 2. Раздаю детям листья. Еще раз уточняем, с какого они дерева (клен, дуб, береза). У воспитателя тоже несколько листьев.Показываю листик и говорю: «У кого такой же- летите ко мне!». Следить, чтобы дети бежали только после сигнала, хвалить тех, кто правила не нарушает.

Заключение. Показываю картинку «Осень». Ребята, сейчас какое время года (Осень). Листья на деревьях еще зеленые? Нет, желт, красн. Упали на землю. А какие листья лежат на земле (кленовые, дубовые, березовые, осиновые).

13. «Какая дорожка длиннее», «Сложи листик»

Материал Разрезанные дубовые листья 2х цветов.

Цель: учить детей составлять целое из частей. Счет до 3, уравнивание путем сложения или вычитания.

Ход ЗАНЯТИЯ

Разложим 2 дорожки из дубовых и кленовых листьев. Дубовая дорожка короче на один листок. Давайте посчитаем сколько дубовых -2 (кленовых-3) листьев. Какая дорожка длиннее (короче? А как сделать поровну? Дети должны догадаться добавить один дубовый лист, или убрать один кленовый. Проверяем количество листов методом наложения друг на друга.

Сюжет 2 Падают листья, шуршат, шепчутся. Прошу помочь собрать листик. Каждому раздаю по одной части 2х картинок. Дети собирают сначала зеленый дубовый лист, потом – желтый. Почему лист стал желтым, ребята? (наступила осень, мало солнца)

Пальчиковые игры: «Ветер» и «Дождик»

14. Лиственные и хвойные деревья

Цель: учить детей называть листья деревьев (клен, дуб, береза, сосна).

Материал: шкатулка, вырезанные листья по количеству детей, хвоя

Ход.Воспитатель: Я листочки положила в разноцветный сундучок. Ну-ка, Маша, загляни-ка, Вынь листочек, назови.

Дети вынимают лист. С какого дерева этот лист? С клена. Значит он какой? (кленовый). А как это проверить? (прикладываем лист к рисунку клена) и т. д.

15. Лиственные и хвойные деревья

Цель:познакомить детей с видами деревьев: лиственных и хвойных, научить их различать и называть.

Ход занятия: Детям раздается дидактический материал- лист с изображение ели и дуба.

Деревьев вокруг очень много. И с первого взгляда они кажутся очень похожими.Давайте посмотрим: что это? (Показываю ствол, ветки, листья). Но если хорошо присмотреться, то можно отличить их друг от друга. Посмотрите на березу, какой у нее ствол по цвету? (белый). И сосну можно отличить от елки. Рассматриваем картинку. У сосны иголки… (длинные, а у елочки…. (короткие). У садовых деревьев созревают плоды. И у лесных тоже. Но Люди их как правило не едят (шишки, желуди). Зато животные и птицы кормятся ими и зимой и летом.

Читайте также:  Центр развития ребенка зао москвы

Кто знает, на каком дереве растут желуди? Шишки? Посмотрите на свои картинки, где шишки? (дети показывают, а где желудь? Нарисованы кусты или деревья? (деревья). Как узнали? Есть ствол. Как называются эти деревья,запомните: дуб и ель.

16. «Осень-волшебница»

Цель: Учить детей понимать и называть признаки наступления осени. Обогащать словарь детей. Развивать образность речи. Воспитывать дружеские отношения между детьми во время.

Материал: Желтый лист клёна, цветная бумага.

Ход игры

1. Загадка про осень

2. Игра «Времена года»

3. Беседа про осень

Воспитатель: Ребята, с чем можно сравнить осень- волшебницу? (Ответы детей).

4. Лексическое упражнение

Воспитатель: К кому прикоснется лист, тот скажет осеннее слово (ответы детей)

17. ЗАИНЬКА

Цель: продолжать учить детей согласовывать слова с действиями, воспитывать доброжелательность.

Игровые правила: заинька может выбежать из круга после того, как попляшет.

Ход игры

Дети вместе с воспитателем становятся в круг. После того, как считалкой выбрали зайчика и он вошёл в круг,дети ходят по кругу и приговаривают:

«Заинька, по сенникам»….

Воспитатель с детьми напевает мелодию плясовой, все хлопают в ладоши, зайчик пляшет. После этого зайчика выпускают из круга и выбирают нового. Игра повторяется 2-3 раза.

18. Курочка в гостях у детей

Цель: Продолжать обогащать словарный запас детей, закреплять названия животных и птиц. Закреплять у детей понятия «большой- маленький», «один- много». Развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать у детей чувство доброжелательности. Закреплять у детей цвет, счёт. Развивать внимание детей.

Материал: пшено, кукуруза, 2 блюдца, краски, бумага, карандаши, картина «курица с цыплятами», Игрушка «курица».

Ход занятия

1. Сюрпризный момент.

2.«Накорми курочку»

3. Составление рассказа по картине «Курочка с цыплятами»

4. Игра «На что похожи цыплята»

19. Не скажи, а покажи.

Воспитатель по очереди предлагает ребёнку вытянуть карточку с изображением животного, но не называя его, а изобразить это животное, мимикой, жестами и звуками.

20. Кто, где живёт?

Цели:1. Активизация словаря. Формировать представление об образе жизни диких животных зимой (медведь спит в берлоге). Учить находить на картинках знакомых животных. Активизировать в речи детей названия диких животных, названия жилища животных (медведь – берлога, лиса – нора белка – дупло, заяц – куст).

2. Связная речь. Учить отвечать на вопросы предложением.

Оборудование: Картинки с изображением леса,диких животных.

Ход игры:

Iуровень: Дети находят животных по просьбе воспитателя, называют их. Воспитатель рассказывает, что все животные зимуют по разному, и распределяет животных по их жилищам, называя их, просит детей повторить.

IIуровень:Дети используют вместо изображений животных кружки разного цвета и размера: большой коричневый – медведь, средний оранжевый – лиса, маленький оранжевый – белка, белый маленький – заяц.

IIIуровень: Дети отгадывают загадки о животных и отвечают

21. Домашние животные.

Цели:1. Активизация словаря. Ввести в активный словарь детей существительные – названия домашних животных (кошка, собака, лошадь, корова, глаголы – лакает, грызёт, жуёт.

2. Связная речь. Учить отвечать на вопросы о внешнем виде животных, их образе жизни (живёт в конуре, на конюшне, в сарае, питание – существительные молоко, трава, сено, косточка, рыба.

Оборудование: Игрушки кошка, собака, лошадь, корова,

Ход игры Iуровень: Воспитатель показывает детям игрушку собаки и беседует о ней с детьми.Активизирует речь детей вопросами: кто это? Какие части тела есть у собаки? Чем она питается? как лает собака? Что умеет делать? Где живёт, сочетая показ игрушки с рассматриванием сюжетной картинки. IIуровень: Игра «Накорми животное», IIIуровень: Игра «Помоги маме найти своих детей»

1 уровень. Взрослый показывает детям изображения зимующих птиц, спрашивает, кого из птиц узнали дети, просит показать крылья, лапки, хвостик, клюв у птиц, уточняя, что всё это есть у всех птиц. Все птицы машут крыльями, летают, прыгают или ходят, клюют.

2 уровень.Воспитатель убирает одну из картинок и спрашивает: «Кто улетел?».Дети отвечают: «Нет воробья» и т. д.

3 уровень. Дети отгадывают загадки о птицах, выбирают изображения угаданной птицы и показывают его другим детям.

22. Кто живёт во дворе?

Цели: 1. Активизация словаря.Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок2. Грамматика. Учить образовывать ед. и мн. число сущ. Курица – куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята. 3. Связная речь. Побуждать отвечать на вопрос двусловным предложением, используя местоимение Я и глаголы, обозначающие действия, изображённые на картинках.

Оборудование: Предметные картинки.

Ход игры:Iуровень: Дети рассматривают картинки с изображением курицы, петуха, утки, гуся. Потом подбирают каждой птице птенцов.

IIуровень: от утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Дети находят картинку – цыплята. Находят птенцов для других птиц.

III уровень.:Дети рассматривают картинку с изображением курицы и цыплёнка, воспитатель задаёт вопросы по картинке: кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок? Догадайся, что сказала курица цыплёнку, чтобы он заснул? (спи, что ответил цыплёнок? (я сплю).

23. ЗАЙКА

Задачи: Развивать у детей умение согласовывать движение со словами. Упражнять в беге. В подпрыгивании на двух ногах, нахождении своего места. Способствовать развитию речи.

Описание: На одной стороне площадки отмечаются места зайцев. Каждый становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого назначает воспитатель, становится в середину.Дети с воспитателем произносят стихи и выполняют движения под текст: «Зайка беленький сидит и ушами шевелит»

Правила: Дети убегают только после слов «И ускакал!», а собираются в круг после слов «Бегите в круг!»

Варианты: На полу выложить шнур со связанными концами. По сигналу перепрыгивают шнур. В середину можно поставить нескольких зайцев.

24. УГАДАЙ, КТО КРИЧИТ

Задачи: Развивать у детей наблюдательность, внимание, активность.

Описание: Дети сидят полукругом на стульях, перед ними на расстоянии нескольких шагов ставится ширма. Воспитатель называет кого-нибудь по имени, и тот идет за ширму, договориться, какое животное или птицу ребенок будет изображать. За ширмой раздается мычание коровы, лай собаки и т. д. Воспитатель предлагает одному из детей отгадать, кто кричит.Правила: Отгадывать животных или птицу может только тот ребенок, на которого укажет воспитатель

.Художественное слово: Вот какой красивый дом.

Кто же в домике живет?

Тук-тук, кто же в домике живет?

Варианты: Включить запись голосов животных.

Источник