Игра как особое пространство развития ребенка от трех до семи лет

Слайд 1

«Содержание психолого-педагогической работы с детьми по ФГОС ДО в рамках образовательных областей» Подготовила: Станиславская К.С. Игра как особое пространство развития ребенка

Слайд 2

Жизнь ребенка через ворота детской игры «Центральная психодидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребенка со взрослыми и со сверстниками , а не только одностороннее воздействие на ребенка. Разработанный Стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в Стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры » А . Г. Асмолов,академик Российской академии образования, директор Федерального института развития образования

Слайд 3

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой ) Игры, возникающие по инициативе детей Игры-экспериментирования • Игры с природными объектами • Игры с игрушками • Игры с животными

Слайд 4

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой ) Игры, возникающие по инициативе детей Сюжетные самодеятельные игры • Сюжетно – отобразительные • Сюжетно-ролевые • Режиссерские • Театрализованные

Слайд 5

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой ) Игры, возникающие по инициативе взрослого Обучающие игры • Сюжетно-дидактические • Подвижные • Музыкально-дидактические • Учебные

Слайд 6

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (по Е.В. Зворыгиной и С.Л. Новоселовой ) Игры, возникающие по инициативе взрослого Досуговые игры • Интеллектуальные • Игры-забавы, развлечения • Театрализованные • Празднично-карнавальные • Компьютерные

Слайд 7

Народные игры Обрядовые игры • Семейные • Сезонные • Культовые Тренинговые игры • Интеллектуальные • Сенсомоторные • Адаптивные Досуговые игры • Игрища •Тихие игры • Игры-забавы

Слайд 8

Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста ХАРАКТЕРИСТИКА СЮЖЕТНОЙ САМОДЕЯТЕЛЬНОЙ ИГРЫ  Основа сюжетно-ролевой игры – мнимая или воображаемая ситуация  Характерная черта – самостоятельность детей  Через игру ребёнок воплощает свои взгляды, представления  Дети отражают отношение к тому событию, которое они разыгрывают ПРЕДПОСЫЛКИ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ  Первый этап – ознакомительная игра Взрослый организует предметно- игровую деятельность ребенка, используя разнообразные игрушки и предметы  Второй этап – отобразительная игра Действия ребёнка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определённого эффекта  Третий этап – сюжетно- отобразительная игра Дети активно отображают впечатления, полученные в повседневной жизни

Слайд 9

ФОРМИРОВАНИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЕ (А.П. Усова) Уровень неорганизованного поведения , которое ведёт к разрушению игр других детей  Уровень одиночных игр, на котором ребёнок не вступает во взаимодействие с другими детьми, но и не мешает им играть  Уровень игр рядом, когда дети могут играть вместе, но каждый действует в соответствии со своей игровой целью  Уровень кратковременного общения, на котором ребёнок на какое-то время подчиняет свои действия общему замыслу  Уровень длительного общения, на котором наступает взаимодействие на основе интереса к содержанию игры  Уровень постоянного взаимодействия на основе общих интересов, избирательных симпатий

Слайд 10

КОМПОНЕНТЫ СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ Сюжет игры Сфера действительности, которая воспроизводится детьми, отражение определённых действий, событий из жизни и деятельности окружающих  Содержание игры Т о, что воспроизводится ребёнком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой и общественной деятельности  Роль И гровая позиция, в которой ребёнок отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже

Слайд 11

Сюжетная самодеятельная игра как деятельность предъявляет к ребенку ряд требований, способствующих формированию психических новообразований: Действие в воображаемом плане способствует развитию символической функции мышления Наличие воображаемой ситуации способствует формированию плана представлений Игра направлена на воспроизведение человеческих взаимоотношений, следовательно, она способствует формированию у ребенка способности определенным образом в них ориентироваться Необходимость согласовывать игровые действия способствует формированию реальных взаимоотношений между играющими детьми

Слайд 12

Метод руководства сюжетно-ролевой игрой Н.Я. Михайленко и Н.А Коротковой Первый принцип : для того, чтобы дети овладели игровыми умениям,воспитатель должен играть вместе с ними Второй принцип : на каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми « открывался»и усваивался новый, более сложный способ построения игры Третий принцип: на каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам

Слайд 13

Комплексный метод руководства игрой Е.В. Зворыгиной, С.Л. Новоселовой 1. Обогащение детей знаниями и опытом деятельности 2. Передача игровой культуры ребенку (обучающие игры, досуговые игры, народные игры ) 3. Развивающая предметно-игровая среда 4 . Активизация проблемного общения взрослого с детьми

Читайте также:  Развитие нервной системы у ребенка кратко

Слайд 14

Творческое конструирование Виды творческого детского конструирования Из природного материала Из бумаги Из бросового материала Формы организации обучения конструированию Конструирование по условиям Конструирование по замыслу Конструирование по теме Конструирование по образцу

Слайд 15

Взаимосвязь конструирования и игры Ранний возраст: конструирование слито с игрой Младший дошкольный возраст: игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать для детей самостоятельное значение Старший дошкольный возраст: сформированная способность к полноценному конструированию стимулирует развитие сюжетной линии игры и само приобретает сюжетный характер, когда создается несколько конструкций, объединенных общим сюжетом

Слайд 16

Создание условий для развития свободной игровой деятельности С целью развития игровой деятельности педагоги должны уметь: создавать в течение дня условия для свободной игры детей; определять игровые ситуации, в которых детям нужна косвенная помощь; наблюдать за играющими детьми и понимать, какие именно события дня отражаются в игре; отличать детей с развитой игровой деятельностью от тех, у кого игра развита слабо; косвенно руководить игрой, если игра носит стереотипный характер (например, предлагать новые идеи или способы реализации детских идей ).

Слайд 17

педагоги должны знать детскую субкультуру: наиболее типичные роли и игры детей, понимать их значимость. Воспитатели должны устанавливать взаимосвязь между игрой и другими видами деятельности. Спонтанная игра является не столько средством для организации обучения, сколько самоценной деятельностью детей.

Слайд 18

Особенности организации предметно-пространственной среды для развития игровой деятельности . Игровая среда должна стимулировать детскую активность и постоянно обновляться в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Игровое оборудование должно быть разнообразным и легко трансформируемым. Дети должны иметь возможность участвовать в создании и обновлении игровой среды. Возможность внести свой вклад в ее усовершенствование должны иметь и родители.

Источник

Рекомендация для педагогов на тему: 

«ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Цель: дать расширенное представление педагогам дошкольного образования о игре как особое пространственное развитие детей пятого года жизни, в соответствии с ФГОС.

Литература: Детство: Примерная образовательная программа дошкольного

образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. –СПб.:

ООО «Издательство «Детство Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.

Игра самая любимая и естественная деятельность дошкольников.  Игра  сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными  игрушками поднимают настроение, сближают детей. Игровые моменты повышают интерес детей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности.

Пятый год жизни. Средняя группа

В средней группе воспитатель продолжает обогащение игрового опыта детей.

Задачи развития игровой деятельности:

  • Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды  игр, игровые действия, сюжеты, умения устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях).
  • Обогащать содержание детских игр, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию.
  • Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.
  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать
  • способы их игрового взаимодействия.

Сюжетно-ролевые игры.

Проявление интереса к отображению в сюжетно-ролевых играх семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач-пациент, парикмахер-клиент, капитан-матрос и др.), к объединению в одном сюжете разнообразных по тематике событий (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками). Поддержка эмоционального вовлечения в содержание, которое находит отражение в игре.

Освоение  новых  способов  ролевого  поведения:  способности  строить сюжеты  с  большим  количеством  персонажей,  самостоятельно  вести  ролевые диалоги,  выполнять  по  ходу  развития  сюжета  не  одну,  а  несколько  ролей. Развитие умений до начала игры определять тему, одно-два игровых события («Во что будем играть? Что произойдет?»), распределять роли до начала игры. Самостоятельное    использование    и    играх    предметов-заместителей (разнообразные  кубики,  бруски,  флаконы,  веревки,  бечевки,  которые  могут быть использованы в качестве других предметов). По побуждению воспитателя использование  изобразительных  игровых  действий  («чик-чик,  это  чек»). Освоение  способа  развития  игрового  замысла  через  проблемную  ситуацию: потеря  какого-либо  предмета  (у  парикмахера  исчезли  все  расчески), невозможности достичь цель (корабль сбился с курса).

Развитие  умения  вести  разные  ролевые  диалоги –в  начале  года  в совместной игре с воспитателем, а во втором полугодии –в совместной игре со сверстниками. В совместной игре с воспитателем изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваться ролями с воспитателем, действуя в соответствии с новой игровой позицией (диалоги по телефону в разных ролях —мамы, папы, бабушки, детей).

Читайте также:  Заключение об интеллектуальном развитии ребенка

Освоение  способа  сокращения  предметных  игровых  действий  детей  за счет  обозначения части  сюжета  в  речевом  плане  («Как  будто  мы  уже покормили кукол, и теперь будем одевать их на прогулку»).

Самостоятельное  включение  в  игровой  сюжет  новых  событий,  ролей,  проявление творчества в выборе предметов-заместителей и создании игровой обстановки (устраивать   комнату   для   кукол,   обстановку   магазина, парикмахерской, кабинета врача, гаража и т. п.). Использование по собственной инициативе в играх ряженья, масок, музыкальных игрушек (бубен, металлофон, дудочки-свистульки).  К  концу  года  самостоятельное  придумывание  реплик игровых  персонажей,  использование  разных  интонаций  в  ролевых  диалогах, комбинирование в сюжете 3-4 эпизодов, разнообразного содержания,

Развитие  доброжелательности  в  игровом  общении  с  партнерами-сверстниками.  Проявление  инициативности  в игровом  взаимодействии  со сверстниками,  добрых  чувств  по  отношению  к  сверстникам  и  игрушкам, интереса к общему замыслу и к  согласованию действий с играющими детьми.

Режиссерские игры.

Участие  в  режиссерских  играх  на  основе  литературного  опыта, впечатлений  от  просмотра  мультипликационных  фильмов, комбинирования событий из разных мультфильмов или сказок. Отображение в индивидуальных играх  эмоционально  значимых  событий  (посещение  врача,  приход  гостей, поездка в поезде и пр.).Освоение умения представить готовую сюжетную ситуацию и показать ее зрителю  (взрослому).  Проявление  самостоятельности  в  осуществлении режиссерской  игры  (передвижение  игрушек  по  игровому  полю,  озвучивание событий,  комментирование  происходящего   в  игре.)   По   побуждению воспитателя,  а  впоследствии  самостоятельно  озвучивание  диалога  между персонажами, выражение оценки персонажей, их действий («Зайчик-трусишка, испугался волка, побежал»). Проявление инициативы в выборе необходимых материалов  и  игрушек  для  создания  обстановки  режиссерской  игры, использовании предметов-заместителей. Проявление интереса к режиссерской игре на основе ситуации, служащей завязкой сюжета (например, в кроватке лежит мишка с перевязанной бинтом лапой; кукла Маша накрыла стол и ждет гостей). По побуждению воспитателя высказывание  предположений  о  том,  что  произойдет  дальше,  разыгрывание продолжение   ситуации,   передача   диалогов   героев.   К   концу   года самостоятельное   придумывание   и   создание   ситуаций-завязок   сюжета режиссерской  игры  при  помощи  игрушек  и  предметов,  их  показывают воспитателю, сверстникам.

Игровые импровизации и театрализация.

Участие в творческих имитационных играх, развитие умения мимикой, жестами, движениями передавать разное эмоциональное состояние персонажей (Зайчик заблудился, испугался, но его нашли медвежата, приласкали, отвели домой, и все смеются, хлопают в ладоши, радуются). Использование жестов и движений  для  передачи  физических  особенностей  игрового  образа  (Летят большие  птицы  и  маленькие  птички,  идет  по  снегу  большой  медведь  и маленькая обезьянка). Освоение  умений жестом показать: маленькая бусинка, куколка —вот такая; огромный снежный ком, дом, гора —вот такие, передать интонацией и силой голоса игровой образ (маленькая мышка и великан, гномик и  дракон).  В  играх  на  темы  литературных  произведений  освоение  умений выразительно  передавать  особенности  движений,  голоса,  эмоциональные состояния. Участие в театрализациях на темы любимых сказок («Репка», «Кот, петух  и  лиса»,  «Колобок»).  Самостоятельное  использование  предметов  для ряженья:  элементов  костюмов  сказочных  героев,  масок  животных,  эмблем  с изображениями  любимых  литературных  персонажей  (Винни-Пух,  Буратино). Проявление  желания  самостоятельно  воспроизводить  в  играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.

Игра-экспериментирование с различными предметами и материалами.

Игры  с  водой,  снегом,  льдом.«Волшебная   вода»   (смешивание подкрашенной  воды  и  получение  разнообразных  «волшебных»  цветов  и оттенков). «Цветные капельки» (капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и насыщенности и наблюдение за «путешествием» капельки). «Льдинки» (замораживание окрашенной воды в разных формочках и украшение льдинками построек из снега). «Ледяные узоры» (замораживание в воде  узоров  из  камешков,  бусинок,  листьев  и  рассматривание  их). «Освобождение   из   плена»   (размораживание      маленьких   игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей»). «Тонет —не тонет» (испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала). «Снежные фигуры» (лепка из снега  снежных  баб,  снегурочек,  зайчиков,  игра  в  снежное  царство),  Кто прошел? (узнавать следы на снегу по отпечаткам).

Игры с мыльной водой и пеной.«Мыльные пузыри» (пускание мыльных пузырей  с  помощью  разных  предметов:  соломинок,  трубочек,  деревянных катушек  из-под  ниток  и  пр.).  «У  кого  пена  выше  и  пышней»  (выдувание воздуха  через  трубочку  и  т.  п.  в  мыльную  воду  с  целью  получения  самой «большой»).  «Подушка  из  пены»  (испытание:  какие  предметы,  из  каких материалов могут лежать на поверхности пены).

Игры с зеркалом.«Поймай солнышко» (маленьким зеркалом поймать луч солнца  и  пустить  «зайчика»).  «Солнечные  зайчики» (воспитатель  и  дети пускают веселые солнечные зайчики). «Что отражается в зеркале» (пытаться увидеть, что находится за спиной, справа, слева, на потолке, только с помощью зеркала).

Читайте также:  Центр развития ребенка детский сад вологда

Игры со светом.«Театр теней», «У кого тень интересней», «Угадай, чья тень» (экспериментирование с тенью), «Прятки и поиски» (поиск спрятанного предмета с помощью фонарика в темноте).

Игры  со  стеклами.«Мир  меняет  цвет»  (рассматривание  окружающего через  стекла разного  цвета).  «Таинственные  картинки»  (рассматривание цветных картинок через стекла разного цвета и наблюдение: какие изображения на   картинке   становятся   невидимыми).   «Все   увидим,   все   узнаем» (рассматривание   предметов,   мелких   картинок,   знаков, узоров   через увеличительное стекло).

Игры со звуками.«Погремушки» (испытание: какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов). «Звонкие бутылочки» (испытать, какой звук  издает  молоточек,  если  ударять  по  бутылочкам,  наполненным  водой, песком,  или  по  пустым).  «Угадай,  что  шуршит,  что  гремит»  (узнать  с закрытыми глазами разные звуки: разрывания или сминания бумаги, колебания фольги, насыпания песка, переливания воды и пр.).

Дидактические игры. Игры с готовым содержанием и правилами.

Совместное с воспитателем участие в играх на сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т. п.), группировку предметов на основе общих признаков (это —посуда, это —обувь; здесь ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составление целого изображение из 6—8  частей  («Составь  картинку»,  «Пазлы»);  выстраивание  «ряда»  из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака (по  размеру,  по  ширине,  высоте,  интенсивности  цвета  и  т.  д.);  составление простого плана-схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Угадай картинку», «Найди по схеме», «Волшебные знаки»).

Освоение способов планирования своей поисковой игровой деятельности, реализация  образов  воображения  (развивающие  игры  «Сложи  узор», «Точечки», «Уголки», «Уникуб» и др.).

Развитие умения принимать поставленную воспитателем игровую задачу или выдвигать самостоятельно свою задачу в знакомой игре. Самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя действовать по правилам, стремиться к результату, контролировать его в соответствии с игровой задачей.

Освоение  правил  игр  в  настольно-печатные  игры:  объединяться  со сверстниками, действовать по очереди, по простой схеме и т.п. В совместной с воспитателем игре пояснять ход игры, рассказывать, как правильно действовать в игре. Формулирование в речи, достигнут или нет игровой результат («У меня получилось  правильно —картинка  составлена»).  Самостоятельно  замечать неполное  соответствие  полученного  результата  требованиям.  Проявление желания объяснять сверстникам, как правильно играть в игру; не смеяться над проигравшим сверстником.

Результаты развития игровой  деятельности

Достижения ребенка

(«Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует

совместных усилий педагогов и

родителей

  • В  играх  наблюдается  разно

образие сюжетов.  Ребенок  называет  роль  до начала  игры,  обозначает  свою  новую роль по ходу игры.

  • Проявляет самостоятельность в выборе

и      использовании      предметов-

заместителей, с интересом включается в

ролевой диалог со сверстниками.

  • Выдвигает     игровые     замыслы,

инициативен   в   развитии   игрового

сюжета  или  в  создании  интересных

(выразительных)   образов   игровых

персонажей.

  • Вступает в ролевой диалог, отвечает на

вопросы  и  задает  их  соответственно

принятой  роли.  Играя  индивидуально,

ведет  негромкий  диалог  с  игрушками,

комментирует  их  «действия»,  говорит

разными    голосами    за    разных

персонажей.

  • Проявляет   интерес   к   игровому

экспериментированию  с  предметами  и

материалами.

  • Проявляет   творчество   в   создании

игровой  обстановки,  в  театрализации

эпизодов любимых сказок,  в имитации действий животных, сказочных героев и пр.

  • В   играх   с   правилами   принимает

игровую  задачу,  проявляет  интерес  к

результату, выигрышу.

  • Доброжелателен    в    общении    с

партнерами по игре.

  • В игре ребенок повторяет

однообразные сюжетные    эпизоды.    Затрудняется  исполнять   разные   роли   в   одной сюжетно-ролевой   игре,   придумать новый вариант сюжета или новую роль.

  • Испытывает      затруднения      в

согласовании   игровых   действий   с

партнерами-сверстниками,  вступает  в

конфликты,  не  пытается  вникнуть  в

общий  замысел.  Нуждается  в  помощи

воспитателя для установления игрового

взаимодействия со сверстниками.

  • В  игре  с  воспитателем  проявляет

интерес  к  его  игровым  действиям,

повторяет их, но испытывает трудности

в ролевом диалоге.

  • В   играх   с   правилами   путает

последовательность  действий,  вступает

в   игру   раньше   сигнала,   упускает

правила.

  • Затрудняется  назвать  и  перечислить

любимые игры.

Источник