Игра как особое пространство развития ребенка

Татьяна Лумпова
Консультация «Игра как особое пространство развития ребенка»

Игра-одна из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствамобщения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность егоучебной и трудовой деятельности,его отношения с людьми. Фундамент теории игры как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых, как Е. А. Флерина, Е. И. Тихеева(20-30-егоды); позднее игре были посвящены работы Ф. И. Фрадкиной, Р. И. Жуковской, Т. А. Марковой. Большая ошибка, что полноценная в воспитательном отношении игра может развиваться без влияния среды и определенного руководства со стороны взрослых.

Цель игры достигается тогда, когда учтены факторы, формирующие игровую деятельность,а также внутренние закономерности развития этой деятельности. Первым этапом развития игровой деятельности является ознакомительная игра. По мотиву,заданному ребенку взрослым с помощью предмета-игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Следующий этап игровой деятельности получил название отобразительной игры, в которой отдельные предметно-специфические операции переходят в ранг действий. Направленных на выявление специфических свойств, предметов и на достижение с помощью данного предмета определенного эффекта. Это кульминационный момент развития психологического содержания игры в раннем детстве. Именно он создает необходимую почву для формирования у ребенка собственно предметной деятельности. Хорошая игра- действенное средство коррекции нарушений в эмоциональной сфере детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. Все игры можно разделить на две группы. Первая группа- это игры. Где взрослый принимает косвенное участие в их подготовке и проведении. Активность детей имеет инициативный, творческий характер- ребята способны самостоятельно поставить игровую цель, развить замысел игры и найти нужные способы решения игровых задач. Вторая группа – это обучающие игры, в которых взрослый, сообщая правила игры, дает фиксированную программу действий для достижения определенного результата. В этих играх решаются задачи воспитания и обучения; они направлены на усвоение программного материала и правил, которым следуют играющие. Игра -самая любимая и естественная деятельность младших дошкольников. Сюжетно-ролевые игры, режиссерские, игровые импровизации, игра-экспериментирование с различными предметами и материалами, дидактические игры- все это проводится начиная со второй младшей группы.

В средней и старшей группах, к ним добавляются игровые импровизации и театрализация.

Начиная с подготовительной группы добавляется игра-фантазирование. Чтобы добиться игры подлинной, эмоционально насыщенной, с интеллектуальным решением игровых задач нужно комплексно руководить ее формированием.

Используемая литература.

1. Т. И. Бабаева «Детство» Санкт-Петербург Детство-пресс 2014г.

2. С. Л. Новоселова «Игра дошкольника» Москва «Просвещение» 2009г.

3. Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей» Москва «Просвещение» 2008г.

4. З. М. Богуславская Е. О. Смирнова «Развивающие игры» Москва «Просвещение» 2009г.

Источник

Рекомендация для педагогов на тему: 

«ИГРА КАК ОСОБОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ»

Цель: дать расширенное представление педагогам дошкольного образования о игре как особое пространственное развитие детей пятого года жизни, в соответствии с ФГОС.

Литература: Детство: Примерная образовательная программа дошкольного

образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. –СПб.:

ООО «Издательство «Детство Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014.

Игра самая любимая и естественная деятельность дошкольников.  Игра  сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Веселые хороводные и имитационные игры, игры с сюжетными и заводными  игрушками поднимают настроение, сближают детей. Игровые моменты повышают интерес детей к выполнению режимных процессов, способствуют развитию активности и самостоятельности.

Пятый год жизни. Средняя группа

В средней группе воспитатель продолжает обогащение игрового опыта детей.

Задачи развития игровой деятельности:

  • Развивать все компоненты детской игры (обогащать тематику и виды  игр, игровые действия, сюжеты, умения устанавливать ролевые отношения, создавать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, действовать в реальной и воображаемой игровых ситуациях).
  • Обогащать содержание детских игр, развивать воображение, творчество, интерес к игровому экспериментированию.
  • Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.
  • Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, обогащать
  • способы их игрового взаимодействия.

Сюжетно-ролевые игры.

Проявление интереса к отображению в сюжетно-ролевых играх семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач-пациент, парикмахер-клиент, капитан-матрос и др.), к объединению в одном сюжете разнообразных по тематике событий (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в парикмахерскую, а затем в магазин за подарками). Поддержка эмоционального вовлечения в содержание, которое находит отражение в игре.

Освоение  новых  способов  ролевого  поведения:  способности  строить сюжеты  с  большим  количеством  персонажей,  самостоятельно  вести  ролевые диалоги,  выполнять  по  ходу  развития  сюжета  не  одну,  а  несколько  ролей. Развитие умений до начала игры определять тему, одно-два игровых события («Во что будем играть? Что произойдет?»), распределять роли до начала игры. Самостоятельное    использование    и    играх    предметов-заместителей (разнообразные  кубики,  бруски,  флаконы,  веревки,  бечевки,  которые  могут быть использованы в качестве других предметов). По побуждению воспитателя использование  изобразительных  игровых  действий  («чик-чик,  это  чек»). Освоение  способа  развития  игрового  замысла  через  проблемную  ситуацию: потеря  какого-либо  предмета  (у  парикмахера  исчезли  все  расчески), невозможности достичь цель (корабль сбился с курса).

Развитие  умения  вести  разные  ролевые  диалоги –в  начале  года  в совместной игре с воспитателем, а во втором полугодии –в совместной игре со сверстниками. В совместной игре с воспитателем изменять содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваться ролями с воспитателем, действуя в соответствии с новой игровой позицией (диалоги по телефону в разных ролях —мамы, папы, бабушки, детей).

Освоение  способа  сокращения  предметных  игровых  действий  детей  за счет  обозначения части  сюжета  в  речевом  плане  («Как  будто  мы  уже покормили кукол, и теперь будем одевать их на прогулку»).

Самостоятельное  включение  в  игровой  сюжет  новых  событий,  ролей,  проявление творчества в выборе предметов-заместителей и создании игровой обстановки (устраивать   комнату   для   кукол,   обстановку   магазина, парикмахерской, кабинета врача, гаража и т. п.). Использование по собственной инициативе в играх ряженья, масок, музыкальных игрушек (бубен, металлофон, дудочки-свистульки).  К  концу  года  самостоятельное  придумывание  реплик игровых  персонажей,  использование  разных  интонаций  в  ролевых  диалогах, комбинирование в сюжете 3-4 эпизодов, разнообразного содержания,

Развитие  доброжелательности  в  игровом  общении  с  партнерами-сверстниками.  Проявление  инициативности  в игровом  взаимодействии  со сверстниками,  добрых  чувств  по  отношению  к  сверстникам  и  игрушкам, интереса к общему замыслу и к  согласованию действий с играющими детьми.

Режиссерские игры.

Участие  в  режиссерских  играх  на  основе  литературного  опыта, впечатлений  от  просмотра  мультипликационных  фильмов, комбинирования событий из разных мультфильмов или сказок. Отображение в индивидуальных играх  эмоционально  значимых  событий  (посещение  врача,  приход  гостей, поездка в поезде и пр.).Освоение умения представить готовую сюжетную ситуацию и показать ее зрителю  (взрослому).  Проявление  самостоятельности  в  осуществлении режиссерской  игры  (передвижение  игрушек  по  игровому  полю,  озвучивание событий,  комментирование  происходящего   в  игре.)   По   побуждению воспитателя,  а  впоследствии  самостоятельно  озвучивание  диалога  между персонажами, выражение оценки персонажей, их действий («Зайчик-трусишка, испугался волка, побежал»). Проявление инициативы в выборе необходимых материалов  и  игрушек  для  создания  обстановки  режиссерской  игры, использовании предметов-заместителей. Проявление интереса к режиссерской игре на основе ситуации, служащей завязкой сюжета (например, в кроватке лежит мишка с перевязанной бинтом лапой; кукла Маша накрыла стол и ждет гостей). По побуждению воспитателя высказывание  предположений  о  том,  что  произойдет  дальше,  разыгрывание продолжение   ситуации,   передача   диалогов   героев.   К   концу   года самостоятельное   придумывание   и   создание   ситуаций-завязок   сюжета режиссерской  игры  при  помощи  игрушек  и  предметов,  их  показывают воспитателю, сверстникам.

Игровые импровизации и театрализация.

Участие в творческих имитационных играх, развитие умения мимикой, жестами, движениями передавать разное эмоциональное состояние персонажей (Зайчик заблудился, испугался, но его нашли медвежата, приласкали, отвели домой, и все смеются, хлопают в ладоши, радуются). Использование жестов и движений  для  передачи  физических  особенностей  игрового  образа  (Летят большие  птицы  и  маленькие  птички,  идет  по  снегу  большой  медведь  и маленькая обезьянка). Освоение  умений жестом показать: маленькая бусинка, куколка —вот такая; огромный снежный ком, дом, гора —вот такие, передать интонацией и силой голоса игровой образ (маленькая мышка и великан, гномик и  дракон).  В  играх  на  темы  литературных  произведений  освоение  умений выразительно  передавать  особенности  движений,  голоса,  эмоциональные состояния. Участие в театрализациях на темы любимых сказок («Репка», «Кот, петух  и  лиса»,  «Колобок»).  Самостоятельное  использование  предметов  для ряженья:  элементов  костюмов  сказочных  героев,  масок  животных,  эмблем  с изображениями  любимых  литературных  персонажей  (Винни-Пух,  Буратино). Проявление  желания  самостоятельно  воспроизводить  в  играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов.

Игра-экспериментирование с различными предметами и материалами.

Игры  с  водой,  снегом,  льдом.«Волшебная   вода»   (смешивание подкрашенной  воды  и  получение  разнообразных  «волшебных»  цветов  и оттенков). «Цветные капельки» (капанье из пипетки в баночки с водой жидкой краски различной густоты и насыщенности и наблюдение за «путешествием» капельки). «Льдинки» (замораживание окрашенной воды в разных формочках и украшение льдинками построек из снега). «Ледяные узоры» (замораживание в воде  узоров  из  камешков,  бусинок,  листьев  и  рассматривание  их). «Освобождение   из   плена»   (размораживание      маленьких   игрушек, замороженных во льду «ледяной колдуньей»). «Тонет —не тонет» (испытание на «плавучесть» игрушек из разного материала). «Снежные фигуры» (лепка из снега  снежных  баб,  снегурочек,  зайчиков,  игра  в  снежное  царство),  Кто прошел? (узнавать следы на снегу по отпечаткам).

Игры с мыльной водой и пеной.«Мыльные пузыри» (пускание мыльных пузырей  с  помощью  разных  предметов:  соломинок,  трубочек,  деревянных катушек  из-под  ниток  и  пр.).  «У  кого  пена  выше  и  пышней»  (выдувание воздуха  через  трубочку  и  т.  п.  в  мыльную  воду  с  целью  получения  самой «большой»).  «Подушка  из  пены»  (испытание:  какие  предметы,  из  каких материалов могут лежать на поверхности пены).

Игры с зеркалом.«Поймай солнышко» (маленьким зеркалом поймать луч солнца  и  пустить  «зайчика»).  «Солнечные  зайчики» (воспитатель  и  дети пускают веселые солнечные зайчики). «Что отражается в зеркале» (пытаться увидеть, что находится за спиной, справа, слева, на потолке, только с помощью зеркала).

Игры со светом.«Театр теней», «У кого тень интересней», «Угадай, чья тень» (экспериментирование с тенью), «Прятки и поиски» (поиск спрятанного предмета с помощью фонарика в темноте).

Игры  со  стеклами.«Мир  меняет  цвет»  (рассматривание  окружающего через  стекла разного  цвета).  «Таинственные  картинки»  (рассматривание цветных картинок через стекла разного цвета и наблюдение: какие изображения на   картинке   становятся   невидимыми).   «Все   увидим,   все   узнаем» (рассматривание   предметов,   мелких   картинок,   знаков, узоров   через увеличительное стекло).

Игры со звуками.«Погремушки» (испытание: какие предметы лучше гремят в коробочках из разных материалов). «Звонкие бутылочки» (испытать, какой звук  издает  молоточек,  если  ударять  по  бутылочкам,  наполненным  водой, песком,  или  по  пустым).  «Угадай,  что  шуршит,  что  гремит»  (узнать  с закрытыми глазами разные звуки: разрывания или сминания бумаги, колебания фольги, насыпания песка, переливания воды и пр.).

Дидактические игры. Игры с готовым содержанием и правилами.

Совместное с воспитателем участие в играх на сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и т. п.), группировку предметов на основе общих признаков (это —посуда, это —обувь; здесь ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составление целого изображение из 6—8  частей  («Составь  картинку»,  «Пазлы»);  выстраивание  «ряда»  из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того или иного признака (по  размеру,  по  ширине,  высоте,  интенсивности  цвета  и  т.  д.);  составление простого плана-схемы с использованием разнообразных замещений реальных объектов (игры «Угадай картинку», «Найди по схеме», «Волшебные знаки»).

Освоение способов планирования своей поисковой игровой деятельности, реализация  образов  воображения  (развивающие  игры  «Сложи  узор», «Точечки», «Уголки», «Уникуб» и др.).

Развитие умения принимать поставленную воспитателем игровую задачу или выдвигать самостоятельно свою задачу в знакомой игре. Самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя действовать по правилам, стремиться к результату, контролировать его в соответствии с игровой задачей.

Освоение  правил  игр  в  настольно-печатные  игры:  объединяться  со сверстниками, действовать по очереди, по простой схеме и т.п. В совместной с воспитателем игре пояснять ход игры, рассказывать, как правильно действовать в игре. Формулирование в речи, достигнут или нет игровой результат («У меня получилось  правильно —картинка  составлена»).  Самостоятельно  замечать неполное  соответствие  полученного  результата  требованиям.  Проявление желания объяснять сверстникам, как правильно играть в игру; не смеяться над проигравшим сверстником.

Результаты развития игровой  деятельности

Достижения ребенка

(«Что нас радует»)

Вызывает озабоченность и требует

совместных усилий педагогов и

родителей

  • В  играх  наблюдается  разно

образие сюжетов.  Ребенок  называет  роль  до начала  игры,  обозначает  свою  новую роль по ходу игры.

  • Проявляет самостоятельность в выборе

и      использовании      предметов-

заместителей, с интересом включается в

ролевой диалог со сверстниками.

  • Выдвигает     игровые     замыслы,

инициативен   в   развитии   игрового

сюжета  или  в  создании  интересных

(выразительных)   образов   игровых

персонажей.

  • Вступает в ролевой диалог, отвечает на

вопросы  и  задает  их  соответственно

принятой  роли.  Играя  индивидуально,

ведет  негромкий  диалог  с  игрушками,

комментирует  их  «действия»,  говорит

разными    голосами    за    разных

персонажей.

  • Проявляет   интерес   к   игровому

экспериментированию  с  предметами  и

материалами.

  • Проявляет   творчество   в   создании

игровой  обстановки,  в  театрализации

эпизодов любимых сказок,  в имитации действий животных, сказочных героев и пр.

  • В   играх   с   правилами   принимает

игровую  задачу,  проявляет  интерес  к

результату, выигрышу.

  • Доброжелателен    в    общении    с

партнерами по игре.

  • В игре ребенок повторяет

однообразные сюжетные    эпизоды.    Затрудняется  исполнять   разные   роли   в   одной сюжетно-ролевой   игре,   придумать новый вариант сюжета или новую роль.

  • Испытывает      затруднения      в

согласовании   игровых   действий   с

партнерами-сверстниками,  вступает  в

конфликты,  не  пытается  вникнуть  в

общий  замысел.  Нуждается  в  помощи

воспитателя для установления игрового

взаимодействия со сверстниками.

  • В  игре  с  воспитателем  проявляет

интерес  к  его  игровым  действиям,

повторяет их, но испытывает трудности

в ролевом диалоге.

  • В   играх   с   правилами   путает

последовательность  действий,  вступает

в   игру   раньше   сигнала,   упускает

правила.

  • Затрудняется  назвать  и  перечислить

любимые игры.

Источник

Слайд 1

Игра как особое пространство развития ребёнка.

Слайд 2

Игре присущи черты Всё, что относится к игре, находится в едином игровом пространстве, служит средством передачи социального опыта и побуждает ребёнка к активной творческой деятельности. Взрослые являются участниками игры, права которых определены правилами игры, регулирующими их отношения.

Слайд 3

Игры делятся на две группы: Творческие игры Режиссёрские игры Сюжетно-ролевые игры Игры со строительным материалом Игры-фантазирование Игры-эксперименты Игры с правилами Подвижные игры Дидактические игры

Слайд 4

«Игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром.» Фридрих Фребель Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов и других учёных. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьёзная деятельность, которая позволяет ребёнку самоутвердиться и самореализоваться . Театрализованная игры – игры-представления, в которых в лицах с помощью выразительных средств (интонация, мимика, жесты, походка, поза и пр.) разыгрывается конкретное произведение, воссоздаются конкретные образы.

Слайд 5

Дети моей группы очень увлечены игровыми импровизациями, театральными играми. Театрализация – дети определяют место для сцены, создают игровую обстановку, согласовывают свои действия с другими артистами, действуют и говорят от имени разных персонажей, любимых литературных произведений, мультфильмов, компьютерных игр. Импровизация –дети выразительно и детально передают разнообразные игровые образы, имитируют характерные движения, передают в мимике и жестах различные эмоциональные состояния, стремятся исполнять стихи, петь песенки в соответствии с игровым образом.

Слайд 6

Игра в театр помогает решать важные педагогические задачи Поэтапное освоение разных видов творчества, Знакомство с разными видами театра, Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, Моделирование навыков социального поведения в заданных условиях

Слайд 7

Основные требования к организации театрализованных игр: 1. Содержание и разнообразие тематики. 2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры. 3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр. 4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

Слайд 8

Организация работы по театрализованной деятельности в детском саду, в соответствии с ФГОС, может быть включена во все режимные моменты: Включаться в любую организованную образовательную деятельность; В совместную деятельность детей и взрослых в свободное время (в содержание праздников, развлечений и досугов); Осуществляться в самостоятельной деятельности детей . Театрализованная деятельность, в основу которой положен принцип предоставления всем детям равных возможностей. Предоставление ребёнку возможности для проявления инициативы и самостоятельности при выборе роли и характера для своего героя.

Слайд 9

В наш детский сад часто приезжают актёры с разными театральными представлениями, что всегда активизирует театрализованную деятельность детей.

Слайд 10

Театрализованный уголок В группе организован уголок для театрализованных представлений , спектаклей и импровизаций. В уголке располагаются: Различные виды театров (пополняется, меняется); Реквизит для разыгрывания сценок: ширмы, костюмы, маски, декорации, Атрибуты для организации игр.

Слайд 11

Проявление инициативы в театрализованной деятельности – в старшем дошкольном возрасте у детей есть опыт разыгрывания сказок и использования разных видов театра, ребята сами выбирают персонажей, организовывают сцену.

Слайд 12

Используем разные виды театра По мотивам сказки «Маша и медведь» Изготовление театра на палочке «Кошачья семейка»

Слайд 13

Совместные театрализованные игры вместе со взрослым – взрослый не только образец актёрского мастерства, но и партнёр по игре.

Слайд 14

Сценка по мотивам мультфильма « Смешарики »

Слайд 15

Для перевоплощения, инсценировок используем музыку; обсуждаем образ, средства выразительности. Моряки Джентльмены

Слайд 16

Театрализованная постановка «Волк и семеро козлят» – в изготовлении реквизита помогают родители; выбор сценария, действия, характер персонажей и другое обсуждаются с детьми.

Слайд 17

Спектакль «Сказка о глупом мышонке»

Слайд 18

Сотрудничаем с СКК (Рождественские колядки)

Слайд 19

В рамках театрализованной деятельности ежегодно участвуем в конкурсе «Дорожная азбука» Спектакль «Весёлый перекрёсток»

Слайд 20

Планируемые результаты Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения и этикета общения со сверстниками и взрослыми. Проявляют интерес, желание к театральному искусству. Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию. Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей. Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась различными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр. Установлен тесный контакт с родителями.

Слайд 21

Спасибо за внимание

Источник