Игра как основа социального развития ребенка

МАДОУ «Детский сад «Родничок» п/ст Выдрино» МО Кабанский район» РБ

Консультация

«Сюжетно – ролевая игра как основа социального развития ребенка»

В-ль: Бочкарникова Е.Ф

2017

«Сюжетно – ролевая игра как основа социального развития ребенка»

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними.

Согласно концепции детской игры Д. Б.Эльконина, ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом — особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребенка к участию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложности орудий труда и их недоступности для ребенка.

В игре дошкольник приближает мир взрослых к себе, различает видимые и смысловые поля, научается действовать в плане представления: палочка становится ложкой, а обычный стул лодкой, плывущей по волнам.

Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека («Я — космонавт», «Я — мама», «Я доктор»), но, что самое главное, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя. Действуя как взрослый, ребенок как бы отождествляет себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребенка с миром взрослых. Именно игровая роль в концентрированной форме воплощает связь ребенка с обществом.

Наиболее характерным моментом роли является то, что она не может осуществляться вне практического игрового действия. Игровое действие является способом осуществления роли. Невозможно представить себе ребенка, который, взяв на себя роль взрослого, оставался бы бездеятельным и действовал бы только в умственном плане — в представлении и воображении. Роль всадника, доктора или шофера невозможно выполнять только в уме, без реальных, практических игровых действий.

Что же составляет основное содержание ролей, которые берут на себя дети и которые они реализуют посредством игровых действий?

На основное содержание ролевой игры, решающее значение оказывает окружающая ребенка действительность. Дети играют в то, что они воспринимают вокруг и что является для них особенно привлекательным.

В игре, как нигде, отражается стремление детей участвовать в жизни взрослых. Сюжетно-ролевая игра не хаотична, а подчинена вполне определенной структуре (в ней различают сюжет и содержание; так, в сюжете отражается широкая сфера жизни, например, больница, а содержание игры охватывает лишь часть этой сферы, например, прием больного).

Главная задача сюжетно – ролевой игры – это приобретение социального зрения, чутья (социализация ребенка). А основным смыслом сюжетно-ролевой игры является переживание дошкольником своей роли, сюжета, наполнение их собственными эмоциями, приближение их к себе и предугадывания ответного поведения партнера и его переживаний.

Что малыш приобретает в этой игре? Прежде всего, ребенок в этой игре отражает отношения, специфические для общества, в котором он живет. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Именно поэтому ребенок и начинает обыгрывать знакомые темы — магазин, больница, школа, транспорт и многие другие.

И если раньше эти игры были очень богаты по содержанию, то теперь они больше похожи на схемы, чем на красочные описания тех или иных событий. Это произошло в первую очередь потому, что большинство ребят не знакомы или плохо знакомы с различными сторонами жизни. Усложнилось производство; труд взрослых, раньше такой понятный и доступный детям, оказался для них за семью печатями. Многие дошкольники не знают, чем занимаются их родители, кто они по профессии. И если раньше первое, что обыгрывали дети, был труд их родителей, а естественное желание быть «как мама» или «как папа» воплощалось в исполнении профессий, то теперь малыши вынуждены свести все к «семейному быту». И так сложилось, что основной игрой детей стала игра в «дочки-матери». Конечно, ничего плохого в этом нет, однако все богатство сюжетов и взаимоотношений между людьми сводится лишь к семейным сценам, а остальные стороны действительности и отношения внутри них оказываются вне поля зрения ребенка. Это, безусловно, обедняет игру и плохо сказывается на развитии воображения. Что же можно сделать в этой ситуации? Выход есть. Если раньше дети не нуждались в специальной работе по ознакомлению их с окружающим, то теперь обстоятельства изменились и от взрослых требуются дополнительные усилия.

Сюжетно-ролевая игра – это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Нередко можно наблюдать конфликтные ситуации на почве нежелания того или иного ребенка играть свою роль. Роль у младших дошкольников зачастую получает тот, у кого в данный момент находится необходимый с точки зрения детей для нее атрибут. И тогда получаются ситуации, когда на машине едут два шофера или на кухне готовят сразу две мамы. У детей среднего дошкольного возраста роли формируются уже до начала игры. Все ссоры из-за ролей. У старших дошкольников игра начинается с договора, с совместного планирования, кто кем будет играть, а основные вопросы теперь уже «Бывает так или нет?». Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив.

В игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых: дети изображают людей разных профессий и при этом подражают не только их действиям, но и отношению к труду, к людям. Часто игра служит побудителем к работе: изготовлению необходимых атрибутов, конструированию.

В развернутой форме игра – это коллективная деятельность, в которой осваивается детьми социальный опыт, мир человеческих отношений. Усвоение этого опыта способствует развитию у детей самостоятельности, инициативы, организаторских навыков.

Источник

Слайд 1

КЛИМЕНКО ВИТАЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА, воспитатель I категории, МБДОУ «Энергетик» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида «Энергетик» г. Нерюнгри Игра, как основа социального развития детей

Слайд 2

«…по существу через игровую деятельность и движется ребенок. Только в этом смысле игра может быть названа деятельностью ведущей, т.е. определяющей развитие ребенка» Л.С.Выготский

Слайд 3

Социальное развитие (социализация) процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта, необходимого для его включения в систему общественных отношений

Слайд 4

Развитие социальных качеств личности, которые позволяют ребенку комфортно и эффективно существовать в обществе других людей, развивать толерантность сознания Развитие толерантности сознания: (терпимость к чужому образу жизни, мнению, поведению, ценностям, способность к принятию точки зрения собеседника, отличающейся от собственной).

Слайд 5

Е. Е. Кравцо в «Разграничения явлений» ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИГРА

Слайд 6

В. Штерн «Этапы Э. Эриксон игры» Макросфера Микросфера Аутокосмическая игра

Слайд 7

Д. Джексон «Периоды иг ры» от 10 до 12 лет от 7 до 9 лет от 4 до 6 лет от 0 до 3 лет

Слайд 8

А. С. Макаре нко «Стадии игр ы» От 0 до 5-6 лет От 5-6 до 11-12 лет Старше 11-12 лет

Слайд 9

Основные принципы организации процесса социального воспитания индивидуальная помощь в ликвидации конфликтных и критических ситуаций в социальном взаимодействии личности, ценностном становлении ее жизненных отношений; воспитание в человеке способностей и потребностей открывать и творить самого себя в основных формах человеческой деятельности; развитие способности познавать себя в единстве с миром, в диалоге с ним; развитие способности самоопределения, самоактуализации на основе воспроизведения, освоения, присвоения культурного опыта саморазвития человечества; становление потребности и способности общения с миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека.

Слайд 10

Социальное развитие представляет собой последовательный, многоаспектный процесс и результат социализации-индивидуализации, в ходе которого осуществляется приобщение человека к «всеобщему социальному» и постоянное открытие, утверждение себя как субъекта социальной культуры; Дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека; Социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми. В Ы В О Д Ы

Слайд 11

РАЗЛИЧИЯ В ВОСПИ ТАНИИ ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ ИНТЕРЕСЫ * человек; * его внутренний мир; * переживания; * внешняя эстетика; * склонность опекать младших и слабых. * окружающий мир; * компьютеры; * автомашины; * спортивные состязания; * стремление к риску; * преодоление опасностей.

Слайд 12

РАЗЛИЧИЯ В ВОСПИ ТАНИИ ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД ДЕВОЧКИ МАЛЬЧИКИ РАЗВИТИЕ КАЧЕСТВ * доброта; * заботливость; * скромность; * аккуратность; * исполнительность; * общительность; * кокетство. * мужественность; * выносливость; * упорство; * уверенность в себе; * любознательность; * тактичность; * честность; * справедливость.

Слайд 13

КЛИМЕНКО ВИТАЛИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА, воспитатель I категории, МБДОУ «Энергетик» СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Источник

Татьяна Михайлова
Сюжетно-ролевая игра-основа социального развития дошкольника

Сюжетно-ролевая игра – основа социального развития дошкольника.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое Я среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

В дошкольном возрасте ребёнок приобретает основные знания об окружающей жизни через основную деятельность-игру. Благодаря игровой деятельности происходит становление форм поведения, а вместе с тем формируется отношение к людям, их поступкам и поведению. Кроме этого, игра способна снять любые негативные переживания, что особенно важно для детей, которые по тем или иным причинам находятся в социально-реабилитационных центрах. Сюжетно-ролевая игра – основа социального развития ребёнка. Что даёт игра ребёнку? Игра способствует

– формированию личности ребенка,

– получению различных навыков, умений и знаний,

развитию логического мышления,

– раскрытию дополнительных талантов у детей,

– овладению элементами театральной игры,

– раскрытию творческого потенциала.

– предупреждению и развитию негативных качеств у ребёнка, таких как неуверенность в себе, замкнутость, лень.

Таким образом, воспитательные возможности сюжетно-ролевой игры чрезвычайно велики, и важно педагогу уметь реализовать их. Сюжетно-ролевые игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ярко выраженный самостоятельный и творческий характер.

Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребенок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что, веря в правду игры, создает особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. В развитии и обогащении игровой деятельности детей, творческого воплощения и отражения факторов и явлений окружающей жизни, огромная роль принадлежит воображению. По средствам воображения создается ситуация игры, образы, осуществляемые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным. Творческий характер сюжетно-ролевой игры определяется наличием в ней замысла, реализация которого связана с активной работой воображения, с развитием у ребенка способности отображать свои впечатления об окружающем мире.

Итак, можно сделать вывод, что в сюжетно-ролевой игре ребенок, свободен от обязательных требований взрослого и жестких правил деятельности, но в тоже время не свободен от того социального мира, в котором он существует и который определяет содержание его игры, от сложившихся в обществе вообще и в группе детей в частности игровых традиций (в которых отбирается и определенным образом организуется его содержание). Кроме того, его свобода определяется широтой и глубиной знаний и представлений об окружающем, владением способами деятельности, которые позволяют воплотить эти знания в игру. Содержание игры – это не иллюзия, не копия реального мира, а активное, творческое воспроизведение его. Воспроизводимые в игре события, персонажи и их действия – все это, безусловно,продукты отражения в сознании ребенка его реального опыта: непосредственного знакомства с окружающим, восприятия содержания прочитанных ему книг, просмотренных кинофильмов и телепередач. Однако в соединении, комбинировании имеющихся у него знаний ребенок достаточно свободен. И чем старше он становится, чем больше знаний и разнообразного опыта приобретает, тем большее содержание его игры выходит за пределы непосредственно воспринятого.

Разработка сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная лечебница»

Цель: формировать интерес к профессии.

Задачи: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость.

Роли: ветеринарный врач, медсестра, люди с больными животными.

Игровые действия:

В ветеринарную лечебницу приводят больных животных. Ветеринарный врач принимает больных, внимательно выслушивает жалобы, задает вопросы, осматривает больных, прослушивает фонедоскопом, измеряет температуру, делает назначение. Медсестра делает уколы, обрабатывает и перевязывает раны.

Предварительная работа:

Экскурсия в медицинский кабинет, слушание сказки К. И. Чуковского «Доктор Айболит», чтение стихотворения В. В. Маяковского «Кем быть», проведение занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Профессии людей»

Игровой материал:игрушечные животные, белые халаты, медицинские шапочки, фонедоскоп, градусник, вата, бинт, пинцет, ножницы, шприц, мази, таблетки, карандаш и бумага для рецепта.

Воспитатель Михайлова Т. Н.

Источник

 Игра как основа социального опыта дошкольника

В настоящее время перед теорией и практикой дошкольного образования стоит проблема целостного развития личности ребенка. В педагогической энциклопедии становление личности рассматривается как процесс, в течение которого человек осознает себя в обществе как личность. Это происходит в процессе образования и самообразования, когда человек самостоятельно определяет для себя цели и достигает их, когда, обретя чувство собственного достоинства, он ощущает уверенность в своем положении в обществе.

Обратимся к положениям Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Согласно этому документу в основной общеобразовательной программе дошкольного образования выделяются такие образовательные области, как: “Физическая культура”, “Здоровье”, “Безопасность”, “Социализация”, “Труд”, “Познание”, “Коммуникация”, “Чтение художественной литературы”, “Художественное творчество”, “Музыка”. Нас с позиций рассматриваемой темы интересуют положения, касающиеся содержательной наполняющей образовательной  области «Социализация». Содержание работы направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

– развитие игровой деятельности детей;

– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу [Федеральные государственные требования… 2010].

Как видно из вышесказанного, особое внимание в Общеобразовательной программе дошкольного образования отводится игровой деятельности. Поэтому считаем необходимым остановиться на характеристике игры как основе социального опыта дошкольников.

Игра, наводя мосты между детством и взрослостью, предлагает “идеальную форму”, задающую образец – эталон будущей взрослости в понятной ребенку и доступной для подражания форме. Осваивая социальные роли, в процессе игры дети приобретают жизненный опыт, насыщенный новыми эмоциями и содержанием, закрепляют знание правил взаимодействия, совершенствуют социальные навыки.

Требования к социальному развитию дошкольников отражены в содержании федеральных комплексных и парциальных программах. Например, в общеобразовательной программе «Детство»  в разделе «Ребенок входит в мир социальных отношений» говорится о том, что условием полноценного развития ребенка является эмоционально-положительное, содержательное общение с окружающими людьми.

Перед воспитателем определены такие задачи:

—развивать доброжелательное отношение детей к близким людям — любовь к родителям, привязанность и доверие к вос­питателю, симпатию к сверстникам;

—пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на со­стояние близких людей, сверстников, а также героев сказок, животных и желание помочь — пожалеть, утешить, сказать лас­ковое слово;

—помогать детям осваивать разные способы взаимодейст­вия со взрослыми и сверстниками в игре, в повседневном об­щении и бытовой деятельности;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

—постепенно приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения;

—развивать умение передавать разные эмоциональные со­стояния в имитационно-образных играх, сопереживать настро­ению сверстников в общих делах, играх, занятиях, совместных праздниках;

—обогащать  представления  детей  о  людях  (взрослых и сверстниках), об особенностях их внешнего вида, поло­вых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состоя­ниях, о добрых поступках людей, о семье и родственных отношениях.

В программе «Истоки» раздел “Социальное развитие” содержит перечень последовательно усложняющихся задач и условий работы по формированию у ребенка навыков общения со взрослыми и сверстниками, а также предусматривается формирование у ребенка отношения к себе. На всех возрастных этапах рассматриваются разнообразные виды детской деятельности как важные условия возникновения социальных эмоции и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений.

В образовательной программе «Успех» социализация понимается авторами как  вхождение ребёнка в современный мир невозможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера и включения его в систему социальных отношений, т. е. вне социализации (от лат. socialis — общий, общественный). Для социализации дошкольника огромное значение имеет игра как самостоятельная детская деятельность, в которой отражается окружающая действительность, мир взрослых людей и других детей, природы, общественной жизни.

Основные задачи психолого-педагогической работы:

• развитие игровой деятельности;

• приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

• формирование первичных личностных представлений (о себе, собственных особенностях, возможностях, проявлениях и др.);

• формирование первичных гендерных представлений (о собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу, гендерных отношениях и взаимосвязях);

• формирование первичных представлений о семье (её составе, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, традициях и др.);

• формирование первичных представлений об обществе (ближайшем социуме и месте в нём);

• формирование первичных представлений о государстве (в том числе его символах, «малой» и «большой» Родине, её природе) и принадлежности к нему;

• формирование первичных представлений о мире (планете Земля, многообразии стран и государств, населения, природы планеты и др.).

Специфика реализации данной области заключается в следующем:

• решение вышеназванных основных задач психолого-педагогической работы невозможно без формирования первичных ценностных представлений (в дошкольном возрасте ценности проявляются в различении того, что хорошо и что плохо, конкретных примерах добрых дел и поступков);

• выделение отдельной образовательной области «Социализация» условно, так как процесс социализации пронизывает содержание Программы разнообразными социализирующими аспектами;

• значительное место в реализации области занимают сюжетно-ролевые, режиссёрские и театрализованные игры как способы освоения ребёнком социальных ролей, средства развития  интеллектуальных и личностных качеств детей, их творческих способностей.

Образовательной программой детского сада обозначены основные направления в работе по социальному развитию воспитанников:

  • создание в НДОУ социально-формирующей среды;
  • организация общения (ребенок – взрослый, ребенок-ребенок);
  • организация игровой деятельности;
  • организация трудовой деятельности;
  • организация познавательной деятельности с акцентом профориентации;
  • патриотическое воспитание;
  • гражданское воспитание;
  • взаимодействие с семьей;
  • социальное партнерство.

«Примерная общеобразовательная программа воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста» – комплексная программа, охватывающая возраст от 5 до 7 лет. В программе определены задачи, которые надо решать при подготовке детей к школе независимо от материального достатка семьи, места ее проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности. Программа – ориентир для педагогов и родителей в постановке целей и задач для достижения необходимого и достаточного уровня воспитания, образования и развития детей старшего дошкольного возраста при подготовке к школе. Целью программы является сохранение единства образовательного пространства России. Кроме того, после решения основных задач, необходимых для безболезненного перехода ребенка из дошкольного образовательного учреждения или семьи в школу, становится возможным реализация вариативного компонента на региональном уровне, который составляет до 25% содержания программы. К числу региональных приоритетов относятся вопросы отбора содержания образования в области познавательного развития – например, знания о природе родного края, его истории, культуре. Участвуя в апробации вышеназванной программы, при отборе содержания мы отразили специфику работы дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) – использование воспитательного потенциала народной культуры в становлении и развитии этнокультурной образованности детей предшкольного возраста.

Ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в дошкольном образовании, негативно сказывается на развитии у детей свободной самодеятельной игры. Современные школьные программы требуют от первоклассников навыков счета, чтения, письма. Вследствие чего, подготовка к школе все еще остается преобладающей задачей дошкольного образования. Приоритет обучающих занятий, жесткая регламентация свободного времени порой не оставляют возможностей для овладения игровой деятельностью во всем ее богатстве и многообразии.

Игра становится средством приобретения новых знаний и умений, стремление каждому занятию придать игровую форму ведет к деформации игровой деятельности. Самостоятельная детская игра теряет свою самоценность, ее развивающий потенциал не реализуется. Игра, как правило, не успевает пройти все свои этапы от зачина до завершения, развернуться во всей силе. Игровые сюжеты становятся все примитивнее, содержание – беднее, а действия сводятся к простейшим манипуляциям, шумной беготне и возне.

Парадокс игры заключается в том, что дети сегодня не переносят в игру то, что узнают во время занятия. Зачастую взрослый просто не может увлечь детей тем или иным сюжетом игры, вдохновить их на самостоятельную игровую деятельность.

Результатом депривации игровой деятельности являются потеря учебной мотивации, психологическая усталость, недоразвитость воображения, эмоциональной сферы. «Недоигравший ребенок» отличается своей инфантильностью и безответственностью, отсутствием произвольности, внутреннего плана действий.

К сожалению, сегодня не все педагоги дошкольного образования могут без труда назвать главные признаки игры, как ведущей деятельности. По мнению величайшего ученого прошлого тысячелетия Льва Семеновича Выготского это, прежде всего, наличие мнимой (воображаемой) ситуации, ролей; эмоциональность, социальность, творческий характер.

Л.С. Выготский называл игру «величайшей школой социального опыта», акцентируя внимание на том, что в задачи воспитания входит скорее не выработка определенного количества социальных навыков и умений, а формирование творческих способностей к быстрой и умелой социальной ориентировке. «Бросая ребенка в новые ситуации, подчиняя его новым условиям, игра заставляет ребенка бесконечно разнообразить социальную координацию движений и учит такой гибкости, эластичности и творческим умениям, как ни одна другая область воспитания» [Выготский 2010].

Игра, по мнению Л.С. Выготского, оказывает непосредственное влияние на развитие мышления ребенка. Он считает, что всякое мышление возникает, как ответ на известное затруднение. Как только среда представляет неожиданные и новые комбинации, требующие от поведения человека новых реакций, быстрой перестройки деятельности, там возникает мышление. Именно в игре, считает Выготский, и происходит столкновение элементов среды. Таким образом, игра «первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребенка» [Выготский 2004].

Л.С. Выготский не обходит вниманием игру, говоря и об эмоциональном развитии ребенка. Он считает игру лучшей формой организации эмоционального поведения. «Игра ребенка всегда эмоциональна, она будет в нем сильные и яркие чувства, но она же учит ребенка не слепо следовать эмоциям, а согласовывать их с правилами игры и с ее конечной целью» [Выготский 2010].

Как же сегодня помочь нашим детям полноценно прожить ведущий вид деятельности, получить всестороннее развитие в дошкольные годы и стать успешным в школьные? Превратить современный детский сад в «территорию игры», где можно было бы эффективно решать задачи воспитания и развития дошкольников, не допустив в образовательном процессе хауса и потери лучших педагогических традиций – задача актуальнейшая на сегодняшний день.

Проблемы и их последствия, обозначенные нами выше хорошо известны педагогам и психологам дошкольного образования. Их решением занимаются уже не один год многие педагогические коллективы. Мы предлагаем вашему вниманию свой вариант решения данной проблемы, выносим на обдумывание свой опыт по созданию условий для развития игры в дошкольном образовательном учреждении.

Одним из важных направлений в работе с детьми дошкольного возраста является развитие их познавательной сферы. Познавательная сфера – сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование в мире. В познавательной сфере можно выделить три компонента, которые неразрывно связаны между собой, дополняют и определяют друг друга.

Познавательные (психические) процессы. Сюда относятся: восприятие, внимание, память, воображение, мышление (разные вида мышления и мыслительные операции).

Информация. Она включает в себя опыт и достижения, накопленные человечеством на пути познания мира.

Отношение. Рассматривается как чувственно-эмоциональный опыт человека, который складывается из отдельных эмоциональных реакций на отдельный объект, предмет, явление и событие нашего мира.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста подразумевает работу педагогов со всеми тремя компонентами познавательной сферы.

Однако педагогам следует помнить, что процесс познания маленького человека отличается от процесса познания взрослого. Это отличие связано с несовершенством познавательных процессов дошкольника, которые еще только развиваются и появляются. Что же тогда позволяет маленькому ребенку за короткий период своей жизни (в течение пяти-шести лет) собрать огромное количество информации о мире, активно и полноценно жить и ориентироваться в нем? В этом ему помогает третий компонент познавательной сферы – отношение. Дело в том, что взрослые познают мир умом, маленькие дети – эмоциями. Для взрослых людей информация первична, отношение вторично. У детей все наоборот: отношение первично, информация вторична. Эмоционально-чувственное постижение мира имеет первостепенное значение в развитии познавательной сферы ребенка дошкольного возраста, в процессе формирования его мировоззрения и личности.

Отношение к миру формируется у ребенка в процессе его жизни. И колоссальная роль в этом процессе принадлежит взрослым. Отношению к миру дети учатся у взрослых, часто принимая все на веру и не требуя доказательств.

Вопросам познавательного развития дошкольников уделялось и уделяется достаточно много внимания, как со стороны науки, так и со стороны практических работников. Накоплен огромный опыт. Однако в практической работе сегодня по-прежнему у воспитателей возникает много проблем и вопросов.

Большой круг вопросов связан с созданием предметно-развивающей среды для познавательного развития детей дошкольного возраста. Какой должна быть эта среда, чтобы были учтены не только возрастные, но и индивидуальные особенности ребенка? Как максимально активизировать собственную познавательную активность детей? Как располагать и подавать познавательное содержание, чтобы оно не «догружало до краев» сознание ребенка, а способствовало формированию целостной картины мира? Как с помощью созданной среды формировать содержательное общение не только педагогов с детьми, детей между собой, но и родителей со своим ребенком? И т. п.

Вопросов много, вопросы сложные, ответы на их многие аспекты требуют специальных исследований. Один из возможных вариантов решения проблемы развивающей среды для познавательного развития детей – познавательная игротека.

Источник