Игра как основа развития ребенка

Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, – со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Роль игры в психическом развитии ребенка.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.

Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.

В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».

Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.

Читайте также:  Методики на развитие ребенка подростка

Воспитательное значение игрушек:

– это обязательный спутник детских игр;

– участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

– отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,

– помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

– нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

– приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;

– помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;

– способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

– объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.

Требования к игрушкам:

– они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

– содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

– иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

– соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

– должны быть безопасными и гигиеничными;

– развивать познавательные интересы, активизировать общение;

– приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

– пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Какие бывают игрушки.

В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

Сюжетно-образные: игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.

Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.

Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Источник

Содержание:

  • Комментарии специалиста

Комментарии специалиста

Сегодня многие мамы и папы стремятся помочь своему ребенку вырасти сильным, умным и здоровым. Они хотят больше узнать о том, как малыш развивается, как воспринимает мир. Поэтому мы решили обратиться с этими важными вопросами к специалисту – Елене Викторовне Зиборовой, медицинскому психологу ЦПРиН.*

Елена Викторовна, скажите, пожалуйста, почему для родителей так важны знания об особенностях детского развития.

Действительно, не только специалистам, работающим с детьми, но и родителям важно знать о специфике развития ребенка в различные периоды его жизни. Ведь для каждого этапа характерна определенная структура отношений, взаимодействий. И если этого не учитывать, могут возникнуть различные проблемные ситуации на разных уровнях общения. Научиться понимать потребности своего ребенка – вот главная задача родителей.

Существует несколько подходов к выделению периодов развития личности ребенка. Некоторые специалисты берут за основу какой-то один признак (например, выделяют несколько периодов развития речи), однако сегодня большинство специалистов опираются на разработки Д.Б.Эльконина, знаменитого отечественного психолога, создателя теории развития личности. Он выделяет следующие этапы личностного развития ребенка: младенчество (0 – 1 год), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младшее школьное детство (6-11 лет), младший подростковый (11 -13 лет) и старший подростковый возраст (15-16 лет). И каждый из этих этапов характеризуется целым комплексом существенных признаков.

Что же это за признаки?

Прежде всего, это определенные формы взаимодействия, возникновение новых психологических черт. Например, в период младенчества и в раннем детстве ребенок живет “через взрослого”. А затем, приблизительно к году, при появлении прямохождения, ребенок “отделяется” от взрослого, т.е. из “Мы” выделяется и развивается “Я”. Это означает, что возникает качественно новая форма взаимоотношений, предпосылка для появления речевого общения. Речь – это и есть то новое, что позволяет ребенку перейти на новый этап развития. А вскоре после того, как ребенок начинает пользоваться речью, появляется основное новообразование раннего детства – игра, то, что становится основой для интеллектуального, эмоционального, социального развития личности.

Читайте также:  Развитие ребенка с расщелиной мягкого неба

Наибольшее волнение вызывают у родителей кризисные периоды детского формирования. Например, кризис трех лет, когда ребенок становится очень самостоятельным, и вместе с этим начинает критически относиться к окружающим, может даже поругать, накричать на близких ему людей. Ничего страшного в этом нет. Просто родители должны понимать, что 3 года – это кризисный, переломный период, в который происходит личностное становление ребенка, желание ребенка занять определенную позицию в коллективе. Задача родителей – помочь ребенку сориентироваться в окружающем мире, объяснить, показать предназначение предметов, научить вести себя в той или иной ситуации. И сделать это нужно в самой понятной и естественной для детей форме – в игре. Именно через игру ребенок получает знания, умения и навыки, которые помогут ему ориентироваться в окружающем мире.

Расскажите, пожалуйста, поподробнее о значении игры для развития ребенка.

Начнем с того, что игра – это главный и очень серьезный вид деятельности для ребенка в период раннего и дошкольного детства. Это важнейший способ и средство взаимодействия ребенка с взрослыми. От того, сколько, как, во что и с кем ребенок играет в детстве, зависит, каким человеком он вырастет. То есть игровой период фактически определяет всю последующую жизнь ребенка.

Игры могут быть самыми разнообразными, но все они моделируют социальные отношения, формируют позицию ребенка в окружающем его мире. Игра помогает ребенку ориентироваться в элементарном анализе человеческих отношений. В игровой форме ребенок может моделировать ситуации, принимая на себя социальные роли – как ребенка, так и взрослого. Это позволяет малышу анализировать свое поведение, поведение сверстников, взрослых. Если этого не происходит, то зачастую ребенок информацию заменяет своей интуицией. Не зная, как себя вести в той или иной ситуации, малыш часто нервничает, плачет. В этом случае родителям надо постараться обыграть ситуацию, вызвавшую сильную эмоциональную реакцию, чтобы ребенок был готов к новым ситуациям, причем не только интеллектуально (о чем сегодня в первую очередь думают родители), но также эмоционально и социально. Чтобы он комфортно себя чувствовал в любой обстановке, умел общаться на разных уровнях.

А во что и когда нужно играть с ребенком, ведь игры могут быть самыми разными?

В различные возрастные периоды детям нравятся разные игры. В самом раннем детстве это восприятие окружения под контролем собственных чувств. Ребенок знакомится со всем, что его окружает. Поэтому главное при выборе игрушек в этот момент – чтобы они были разными. По форме, по составу, по другим признакам и качествам. Чем больше различий будет между ними, тем лучше. Часто родители заваливают детей огромным количеством игрушек, полагая, что так ему будет интереснее. Но в результате снижаются познавательные возможности ребенка. Он привыкает к этим игрушкам, они перестают вызывать у него интерес.

Нормально развивающийся ребенок после шести месяцев должен уметь вынимать предметы из коробочки. Отсутствие этого умения – сигнал родителям: нужно стимулировать развитие мелкой моторики, ведь вскоре понадобится выполнять все более сложные движения. В этот же период советую родителям понаблюдать, какая рука у ребенка ведущая. Может оказаться, что он левша, или ему одинаково удобно задействовать как левую, так и правую руку.

К году ребенка надо научить манипулировать предложенными предметами, вкладывать что-либо в прорезь, в паз, нанизывать колечки. К полутора годам малыш должен уметь выполнять инструкцию (“сядь на стул”, “дай чашку”, “возьми игрушку” и пр.), брать карандаши, пробовать рисовать, кормить куклу или кого-то. Увидев коробку с кубиками, ребенок уже должен открыть ее и достать оттуда кубик.

Трехлетнему ребенку интересно движение предмета, действие. Он будет с удовольствием играть с машинками, заводными игрушками. В дальнейшие периоды у детей появляется способность очеловечивать, одушевлять предметы, придумывать различные несуществующие, сказочные ситуации. Наступает время ролевых игр – “дочки-матери”, “гости”, “обед” и т.д.

Читайте также:  Ребенок до года развитие недоношенных детей

Конечно, когда и во что начинать играть, зависит и от индивидуальных возможностей ребенка. Какие-то дети развиваются медленнее, а кто-то, напротив, намного опережает своих сверстников. Здесь важно, насколько хорошо родители знают своего малыша, его способности и возможности. А, следовательно – сколько времени они посвящают ребенку, как часто общаются с ним, играют.

Сегодня многие родители увлекаются развивающими играми. Насколько они полезны для ребенка, что именно они развивают?

Вы затронули очень актуальную на сегодня тему. В основном под понятием “развивающая игра” понимаются всевозможные конструкторы, головоломки, мозаики и пр. Конечно, эти игры полезны. Они занимают детей, помогают развивать мелкую моторику, память, конструктивные, творческие способности, учат выполнению заданий по инструкции, самостоятельности. Но не стоит забывать, что к развитию ребенка необходим комплексный подход. А родители часто не придают значения тому, что ребенок недостаточно двигается. А ведь именно движение определяет развитие крупной моторики, от него зависит и координация, и умение ориентироваться в пространстве, а также в собственном теле. Часто взрослые наблюдают такую картину: малыш никак не может надеть на себя свитер или штанишки правильно, а надевает задом наперед. Просто он еще плохо понимает разницу между “вперед” и “назад”, “лево” и “право”. Вот поэтому ребенок должен как можно больше двигаться в разных плоскостях: качаться, вертеться, бегать по ступенькам, прыгать или стоять на одной ножке, преодолевать препятствия, кататься на велосипеде (к 5-6 годам уже на двухколесном).

Безусловно, недостаток движения сказывается на обучении в школе. И координация, и ориентация, и мелкая моторика напрямую связаны с познавательной активностью и учебной деятельностью. Ведь моторный отдел головного мозга отвечает за развитие навыков письма, чтения, артикуляции. Бывает, ребенок прекрасно знает материал, но не успевает записывать, мысли опережают, появляются пропуски букв, искажения, и в результате все усилия сводятся на нет, появляются плохие оценки. А это значит, что снижается мотивация, чтобы выполнять эти задания в дальнейшем. Поэтому детям просто необходимы занятия на координацию движений.

По данным Госэпиднадзора, в связи со снижением двигательной активности количество условно здоровых детей снизилось с 45,4% до 33,4% только за последний год. Поэтому если есть любая возможность создать в квартире условия для повышения двигательной активности, то обязательно надо это сделать. Как специалист я очень рада, что появилась такая коллекция мебели и предметов интерьера, как ИКЕА/ПС Для детей. Каждый предмет из этой коллекции – это решение многих вопросов становления двигательной функции, развития координации, усиления пространственной ориентации в условиях замкнутого пространства. Кроме этого, эти предметы открывают широкое поле для взаимодействия, общения на игровом уровне – ведь дети могут играть с ними как самостоятельно, так и вместе с взрослыми, друзьями. И при этом все это не требует от родителей больших усилий и материальных вложений.

Игры помогают развивать многие способности, в том числе и творческие. Многие родители хотели бы, чтобы их малыш вырос яркой личностью. Как это сделать?

Доказано, что в первые пять лет жизни ребенок впитывает до 90% информации об окружающем мире, а затем только расширяет ту информацию, которую уже имеет. Поэтому только от родителей зависит, станет их малыш в будущем разностороннее развитой личностью или же многие двери так и останутся для него навсегда закрыты. Стимулировать творческие способности помогают игрушки. Только игрушки бывают разными. Есть одноцелевые, но есть и такие, которым всякий раз можно придумать новое применение. Именно эти игрушки открывают большое поле для фантазии, воображения, а значит, и творчества.

Надо отметить, что существуют так называемые сензитивные периоды – моменты, в которые наиболее интенсивно развиваются те или иные функции (например, речь должна активно развиваться к двум годам, к году должна появиться самостоятельная ходьба и т.д.). Точно также на определенных этапах могут открываться большие возможности для развития различных творческих способностей. Не стоит сосредоточиваться на чем-то одном – музыке, изобразительном искусстве или хореографии. Лучше пусть ребенок сам выберет, что ему интереснее. Задача родителей – вовремя заметить в малыше этот интерес, а затем создать все условия для развития его талантов.

*Центр патологии речи и нейрореабилитации


Источник