Игра как метод изучения отклонений в развитии ребенка

Игра как метод изучения отклонений в развитии ребенка thumbnail

Содержимое публикации

СПб ГБСУ СО «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 5»

Обзор литературы по теме:

«Коррекционно-развивающие игры как метод воспитания и обучения детей с отклонениями в умственном развитии»

Выполнила: Тарановская Н.В.

г. Пушкин

2017 г.

Коррекционно-развивающие игры как метод воспитания и обучения детей с отклонениями в умственном развитии.

Актуальность проблемы использования коррекционно-развивающих игр в процессе детей с нарушением интеллекта обусловлена современной ситуацией в специальном образовании, стимулирующей педагогов к разработке приёмов и методов обучения детей с нарушением интеллекта.

Игра – основная деятельность детей. В игре вырабатываются у ребят организационные навыки. Развивая мысль о необходимости широко использовать игру как средство воспитания, А.С. Макаренко обращал внимание родителей на то, что «воспитание будущего деятеля должно заключаться не в устранении игры, а в такой организации ее, когда игра остается игрой, но в игре воспитываются качества будущего работника и гражданина». Игра является средством воспитания, когда она включается в целостный педагогический процесс. Организуя жизнь детей в игре, воспитатель формирует не только игровые отношения, но и реальные, закрепляя полезные привычки в нормы поведения детей в разных условиях и вне игры. Таким образом, при правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания.

Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, т. е. основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Один из основных элементов игры – дидактическая задача, которая определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. 

Список литературы, который можно использовать при работе с такими детьми.

Лучшие игры для детей от 2 до 7/ Сост. Акимова Г. Е., Фёдорова Е. В., Яковлева Е. Н. – СПб.: ИД «Весь», 2002. – 192 с., ил.

Книга представляет собой сборник игр и творческих занятий для детей дошкольного возраста. Авторы – профессиональные детские психологи – предлагают игры, направленные на развитие различных навыков и умений ребёнка. Представлены игры на развитие чувств восприятия мира, игры на развитие внимания и наблюдения, игры на развитие творческих способностей, игры на развитие кругозора, памяти, речи, игры на развитие навыков общения. В книге 365 игр:

Подвижные игры развивают координацию движений, ловкость, укрепляют опорно-двигательный аппарат.

Игры на воде учат расслаблять мышцы, успокаивают ребёнка.

Игры на развитие чувств восприятия мира улучшают слух, зрение, осязание, обоняние ребёнка.

Игры на развитие внимания, наблюдения помогут управлять собой.

Игры на развитие кругозора, мышления, памяти, речи – помогут освоиться в окружающем мире.

Игры на развитие творческих способностей – насыщают жизнь положительными эмоциями.

Примеры некоторых игр, представленных в книге:

«Песок – всегда интересно».

Надо: песок

Предложите ребёнку закопаться руками в песок. Нужно пощупать песок, соединить руки в песке и т. д.

«Разложи по кучкам»

Надо: 15 разных предметов или картинок

Разложите по кучкам картинки (животные, геометрические фигуры, растения и т.д.). Спросите, почему именно эти предметы оказались в одной кучке.

«Моем куклу»

Надо: большая кукла, ванна с водой.

Дать куклу и попросить помыть каждую часть её тела. Спросить их названия.

«Лепим из теста» (мука, соль, растительное масло, вода, миска)

«Картины из листьев» (листья разной формы, краски, кисточка, бумага для рисования)

Фигурки из репейника» (репейник)

Из репейника можно сделать фигурки людей или зверей. Развивает моторику рук, воображение.

«Собери палочки» (10 палочек от эскимо или 10 пластмассовых соломинок)

Пусть ребёнок зажмёт их в кулак и бросит на стол, затем соберёт их по одной, стараясь не задеть рядом лежащую.

2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста.: Книга для воспитателей дет. сада. – М.: Просвещение, 1991, – 207 с., ил.

Представленные в книге игры направлены на развитии умственных, волевых и творческих способностей, воспитание у них культуры общения в совместной деятельности.

Пример игр:

«Закрой окошко». Дети учатся рассматривать, сравнивать и различать основные геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат). Предлагается вставить фигуру в нужное отверстие.

«Мешочек, впусти!». Игры на расширение активного словаря. Нужно доставать из мешочка мелкие предметы или картинки с изображением предметов и спрашивать, для чего они нужны.

3.Коррекция двигательных и речевых нарушений методами физического воспитания: пособие для учителя/ М. А. Якубович, О. В. Преснова. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2006. – 288 с., ил.

Учебное пособие призвано оказать методическую помощь педагогам (студентам, воспитателям, методистам ЛФК, тренерам, учителям физической культуры, преподавателям ритмики, логопедам, психологам и другим специалистам) в их практической деятельности, направленной на исправление речевых нарушений школьников-логопатов. 

Примеры игр:

«Меткий бросок» – нужно попасть мячом в цель (можно использовать кегли и мешочки).

Также в книге представлена дыхательная гимнастика.

4.«Особый ребенок» в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009, – 160 с.

Книга знакомит с основными принципами организации и содержанием психолого-педагогической диагностики школьников с множественными (сложными) нарушениями в развитии.

Примеры игр:

Игры с песком (изучение свойств песка: сухой – рассыпается, мокрый – лепится). Например, сделать 2 кучки песка: мокрый, сухой. Набрать руками песок и пропустить через пальцы. Набрать в 2 формочки песок: в 1 – сухой, во 2 – мокрый, одновременно перевернуть формочки.

С/р игра «Магазин одежды», «Магазин игрушек»

Подвижная игра «Поезд». Цель игры: упражнение детей в ходьбе друг за другом «паровозом», не толкаясь.

5. Журнал «Дошкольная педагогика» № 6 (131/август/2017)

Стр. 31. Статья «Конструктивный метод лепки из пластилина как средство развития зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста с синдромом Дауна» (П. А. Юминова, И. Л. Пушина).

«Угостим ёжика яблоком».

Цель: сформировать образ целого предмета, состоящего из отдельных частей, слепить яблоко из пластилина.

Задача: формирование умения узнавать образ целого предмета; развитие умения соединять части предметов в целое, формирование целостного восприятия предмета, его формы, цвета.

Занятие «Снеговик» (формировании образного целого предмета, состоящего из отдельных частей).

Стр. 43. Статья «Природный материал для мелкой моторики у детей с нарушениями речи».

6. Елена Стребелева: Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособ. для учителя-дефектолога. Издательство «ВЛАДОС», 2014 г. – 256 с.


Впособии представлена система дидактических игр и упражнений, направленных на развитие и коррекцию познавательной деятельности детей дошкольного возраста. Адресовано учителям-дефектологам и воспитателям дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида, родителям, имеющим детей с проблемами в развитии, а также студентам дошкольных и дефектологических факультетов педагогических вузов.
В основу пособия положено вышедшее в 2001 году издание авторов А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой “Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии”.

7. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонением в развитии. – Книга для педагога-дефектолога. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 180 с.

В книге представлена система коррекционно-педагогической работы по формированию мыслительной деятельности детей с отклонениями в умственном развитии. Дано подробное описание более 200 дидактических игр, упражнений, рассказов, задач и загадок, способствующих активизации познавательной деятельности детей дошкольного возраста. 
В конце пособия даны два приложения с материалом для педагогов, в целях понимания создания ситуации для занятий с детьми, и наглядным раздаточным материалом для детей.

Дополнительный список литературы:

1)Стребелева, Катаева: Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии: Пособие для учителя. – ВЛАДОС, 2004. – 224 с.
2) Браткова, Закрепина, Пронина: Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым. Практическое пособие. Парадигма, 2013. – 128.с

3) Марианна Лынская: Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. Парадигма, 2212. – 128 с.

Источник

Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии

«Игра имеет важное значение в жизни ребенка…

Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе,

 когда вырастет.

Поэтому воспитание будущего деятеля происходит

прежде всего в игре»

А. С. Макаренко.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. В этот период формируются основные психические процессы человека: внимание, память, мышление, речь, воображение, восприятие. В настоящее время имеет место быть проблема состояния здоровья детей дошкольного возраста. За последние годы возросло число дошкольников 5 – 6 лет, имеющих различные нарушения нервно – психического развития. Эти неблагоприятные процессы в значительной степени связаны с неудовлетворительным состоянием окружающей среды, деформацией семейных отношений, недостатками в работе лечебно – профилактических учреждений и др.

Известно, что дети с задержкой психического развития имеют разные физические возможности и характеризуются большой подвижностью, высокой реактивностью, неуравновешенностью. Движения их резки, быстры, часто бесцельны. Как правило, они хорошо выполняют простые упражнения, но избегают движений, требующих точности, сосредоточенности, сдержанности. Среди детей с ЗПР встречаются дети и с малой двигательной активностью, они вялы, пассивны, быстро утомляются.

Для того чтобы добиться эффективности в работе с детьми с ЗПР и интеллектуальной недостаточностью, нужно включать в согласованную работу все анализаторы: речедвигательный, речеслуховой, зрительный, кинестетический.

Игры и упражнения, направленные на коррекцию нарушений психического развития детей с отклонениями в развитии (в частности с ЗПР), которые можно использовать и в домашних условиях.

 «Что изменилось»

Цель: развивать произвольное внимание.

На стол ставится три-четыре игрушки (затем количество увеличивается) и ребенку предлагают рассмотреть их в течение 10-15 секунд. Затем попросите отвернуться, а тем временем уберите одну игрушку или поменяйте их местами. Когда он повернется по вашему сигналу, спросите его, что же изменилось?

«Четвертый лишний»

Цель: развивать концентрацию, распределение внимания.

Ребенку предлагают 4 предмета: три из них из одной группы и один из другой (например: ложка, вилка, поварешка и книга). Можно заменить карточкой с изображениями предметов. Предложите ребенку внимательно посмотреть и найти, что здесь лишнее и почему?

«Нарисуй»

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным. (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).

 «Картинки»

Цель: развивать зрительную память (кратковременную и долговременную).

Инструкция: Сейчас я вам буду показывать десять картинок, на каждой из которых изображен знакомый вам предмет(время показа 1-2секунды). А теперь назовите предметы которые вы запомнили. Порядок значения не имеет.

«Игра в слова»

Цель: развитие слуховой памяти.

Инструкция:

– Я назову несколько слов, а вы их запомните: стол, заяц, слон, шкаф, волк, диван….Попросить повторить через 15-20 секунд.

Аналогично можно провести упражнение на запоминание фраз. В этом случае развивается еще и смысловая память. Например:

– мальчик устал

– девочка плачет

– папа читает

– мама готовит

– бабушка отдыхает

 «Угадай, что я загадал?»

Цель: развивать образную память, речь.

Вы описываете любой предмет из окружения ребенка. Задача ребенка определить этот предмет. Например: этот предмет большой, мягкий, удобный, со спинкой и подлокотниками. Что это? Затем пусть ребенок загадает вам свой предмет.

Игра: « Что сначала, что потом?»

Цель: Развитие временных представлений и ориентировки в пространстве.

1) Покажи – развитие пассивного словаря.

2) Назови – развитие активного словаря.

Примерные вопросы:

– Какое время года недавно закончилось?

– Какое время года сейчас?

– После, какого времени года приходит весна?

– С какого времени начинается год?

Игра: « Чудесный мешочек» или «Узнай  на ощупь ».

Цель: Развитие тактильных ощущений.

1.Детям предлагается узнать предмет на ощупь и назвать её.

2. Найти цифры по заданию (только1).

Игра: « Составь фигуру»

Цель: Развитие целостного восприятия.

Детям предлагается составить и назвать геометрическую фигуру (круг, квадрат, овал, прямоугольник) из 2,4,6,8 частей.

Игра: « Узнай фигуру».

Цель: Закрепление формы, цвета, размера.

Перед ребёнком выкладываются разные геометрические фигуры.

Родители описывают одну из фигур по форме, размеру, цвету. Ребёнку необходимо узнать её из других фигур и назвать. Можно произвести смену ролей, когда ребёнок называет, а родители угадывают.

Игра: « Большие, маленькие, одинаковые»

Цель: Развитие зрительного восприятия, отличие фигур по размеру.

Детям предлагается найти геометрические фигуры по размеру.

1. Найти все большие фигуры.

2. Найти все маленькие фигуры.

3.Найти одинаковые фигуры.

Игра: « Подбери пару»

Цель: Соотнесение размера

Перед ребёнком набор одноимённых предметов разного размера (листья, шишки, жёлуди и т. д.)

1. Выбрать большой и маленький предметы и объяснить.

2. Подобрать к большому и маленькому предметам одинаковые предметы по размеру.

Игра: « Что сверху, а что снизу?»

Цель: Ориентировка в окружающем пространстве, умение определять «верх», «низ» на плоскости, на листе бумаги.

Перед ребёнком картинки разных предметов (солнце, облако, птица, цветы, деревья, грибы и т. д.)

1. Выбери предметы, которые должны находиться вверху. 2. Найди предметы, которые должны находиться внизу.

3. Расположи картинки на столе (на листе) вверху и внизу.

Игра: « Выполни, не ошибись»

Цель: Ориентировка в пространстве по инструкции. Построение предложений с предлогами и наречиями.

Родители выставляют перед детьми игрушки, предлагая выполнить соответствующие инструкции без ошибок.

 Например: Поставь зайца после машины. Мишку поставь между машиной и куклой. ( Слева, справа, за, перед, около)

Источник

Наталья Сыромятникова
Игры и игровые упражнения для коррекции отклонений в поведении детей дошкольного возраста

Каждый ребёнок уникальный. Именно это и является основополагающим принципом в работе с детьми.

Современная наука рекомендует нам, взрослым, как можно чаще вставать на позицию ребёнка, попытаться увидеть мир его глазами. Возможно, тогда мы лучше смогли бы понять его потребности, интересы, а возможно и страхи. Одна из главных задач педагога – помочь ребёнку социализироваться.

В последнее время всё чаще и чаще встречаются следующие отклонения в поведении дошкольника: гиперактивность, тревожность, агрессивность. Такое поведение делает обстановку в группе напряжённой. Ребёнок испытывает дискомфорт, отчуждённость от детского коллектива. Поэтому необходимо проводить работу по выявлению и профилактике таких нарушений.

Так как игра является основным видом деятельности дошкольника, то именно через игру проще всего корректировать различные негативные проявления в поведении ребёнка.

Игры на коррекцию гиперактивности.

«Час тишины и час «можно».

Цель: Помочь ребёнку сбросить накопившуюся энергию.

Содержание: Договоритесь с детьми, что иногда, когда вы устали или заняты важным делом, в группе будет час тишины. Дети могут спокойно играть, рисовать. Но иногда у вас будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать. Бегать.

«Передай мяч».

Цель: Помощь в снятии излишней двигательной активности.

Содержание: Сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч соседям. Можно передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину.

«Гвалт».

Цель: Игра направлена на развитие концентрации внимания.

Содержание: Один из участников становится ведущим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-нибудь фразу или строчку из известной всем песни,которую распределяют так: каждому из участников по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый своё слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав её по словечку.

«Сиамские близнецы».

Цель: Игра учит детей гибкости в общении друг с другом, способствует возникновению доверия между ними.

Содержание: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, правую ногу ставят рядом с левой ногой партнёра.Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, 1 туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать.

«Зеваки».

Цель: Игра воспитывает в детях произвольное внимание, помогает развивать быстроту реакции, учит управлять своим телом и выполнять инструкции.

Содержание: Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего дети останавливаются и хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону.

«Четыре стихии».

Цель: Игра развивает внимание, связанное с координацией двигательного и слухового анализаторов.

Содержание: Дети стоят или сидят в кругу. Повторяя за ведущем,они заучивают такие движения: если ведущий говорит слово «земля», все опускают руки вниз, слово «вода» – вытягивают руки вперёд, «воздух» – поднимают руки вверх, слово «огонь» – вращают вокруг себя.

Разучив движения, дети должны в быстром темпе и без ошибок показать то слово, которое произносит ведущий. Для усложнения игры ведущий может называть слова в разном порядке или называть одно слово, а показывать другое.

«Пожалуйста».

Цель: Игра быстро учит детей умению быстро переключать своё внимание с одного вида деятельности на другой, помогает преодолеть двигательный автоматизм.

Содержание: Все участники игры с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибётся, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание.

«Замри».

Цель: Игра рекомендована гиперактивным детям, а так же тем, у кого снижены внимание и память.

Содержание: Дети прыгают в такт музыке. Внезапно музыка останавливается, а играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке.

Игры и упражнения на коррекцию тревожности у детей.

Упражнение «Воздушный шарик».

Цель: Снятие напряжения.

Содержание: Все играющие сидят или стоят по кругу. Ведущий даёт инструкцию: представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно через приоткрытые губы надувайте его. А теперь покажите свои шарики друг другу.

Упражнение «Подарок под ёлкой».

Цель: Расслабление мышц лица.

Содержание: Представьте, что скоро Новый год. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к ёлке, крепко – крепко зажмуривайте глаза и делайте глубокий вдох. А когда будите выдыхать, откройте глаз. Улыбнитесь.

Упражнение «Дудочка».

Цель: Упражнение способствует расслаблению мышц вокруг губ.

Содержание: Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте. Какой замечательный оркестр!

Игра «Бумажные мячики».

Цель: Игра позволяет вернуть бодрость и активность, сбросить своё беспокойство, напряжение.

Содержание: Возьмите каждый по большому листу старой газеты и сомните её в комок. Теперь, разделитесь на две команды, и пусть каждая из них, выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начнёте бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на её стороне, на сторону противника. Услышав команду «стоп», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей.

Игра «Слепой танец».

Цель: Эта игра воспитывает доверие друг к другу.

Содержание: Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и будет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом по группе под лёгкую музыку. Теперь поменяйтесь местами.

Игра «Головомяч».

Цель: С помощью этой игры можно развивать навыки сотрудничества в парах, научить детей доверять друг другу.

Содержание: Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнёра. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы сможете касаться мяча только головами, постепенно поднимаясь. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги.

Игра «Дракон».

Цель: Игра поможет детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Содержание: Играющие становятся в линию держась за плечи друг друга. Первый участник – голова, последний – хвост. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» дотронулась до «хвоста» она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Игры на коррекцию агрессивности у детей.

Игра «Обзывалки».

Цель: Эта игра позволяет выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Содержание: Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами. Заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов и т. д. Каждое обращение должно начинаться со слов «А ты, морковка.» В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что –нибудь приятное,например: «А ты солнышко…».

Игра «Два барана».

Цель: Игра предоставляет ребёнку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение.

Содержание: Воспитатель говорит «Рано – рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив туловище вперёд, они упираются ладонями. Задача – противостоять друг другу не сдвигаясь с места как можно дольше. Можно издавать звуки «Б – е – е».

Игра «Давайте поздороваемся».

Цель: Эта игра даёт возможность ребёнку почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение.

Содержание: Дети по сигналу воспитателя хаотично двигаться по группе и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определённым образом:

1 хлопок – здороваемся за руки

2 хлопка – здороваемся плечиками

3 хлопка – здороваемся спинками.

Игра «Да и нет».

Цель: Эта игра направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости.

Содержание: Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведёте воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будите ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Услышав сигнал воспитателя, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов.

Источник