Игра как коррекция речевого развития ребенка
ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Н. Б. Бессонова, учитель – логопед,
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 179
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
«Что наша жизнь? Игра». [Герман. Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама»]. И действительно, человек всю свою жизнь играет, выполняя любую работу, проживая свою жизнь, просчитывает её на «несколько ходов вперёд».
Сам термин «игра» на разных языках соответствует понятиям о шутке и хохоте, лёгкости и удовольствии и показывает на связь этого процесса с положительными эмоциями. Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная либо ролевая игра, по терминологии Л.С.Выготского “мнимая ситуация”.
Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех сторон жизнедеятельности коллектива. Это ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, создающий наиболее благопритные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, что ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игровых действий ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.
Необходимым компонентом общения является речь. Для детей, имеющих какие – либо речевые нарушения, общение значительно затруднено, так как окружающие не понимают ребёнка. При этом общение сводится к минимуму или же ребёнок практически отказывается от вербального общения с незнакомыми людьми, кроме этого снижается познавательная активность. Следовательно любое нарушение речевого развития отрицательно сказывается на деятельности и поведении ребёнка и на формировании личности в целом. Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный писатель Джанни Родари писал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».
Развивающее значение игры многообразно, она обладает важнейшей особенностью, отличающей её от других видов деятельности. В игровой ситуации ребёнок начинает использовать предметные и ролевые замещения. Во время игры детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, дети постоянно вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому общение наиболее мотивированно и естественно.
Говоря об игре необходимо помнить, что игры бывают разных видов: Дидактические, подвижные, настольно – печатные, сюжетно – ролевые, театрализованные и т.д. Каждый из этих видов игры имеет своё значение для речевого развития дошкольников. Развитие речи происходит не только и не столько на специально организованных занятиях, а в процессе всей жизнедеятельности дошкольников, поэтому включая детей в различные игры, необходимо помнить о том, что ребёнок играя, должен проговаривать свои действия, общаться с другими детьми или взрослыми. Даже складывая мозаику или пазлы, дети стараются рассказать о том, что они сделали или показать, что у них получилось, если этого не происходит, то необходимо ребёнка вызвать на контакт, поинтересоваться, что он делает, что получилось или получится, помочь ребёнку сформулировать свой ответ, предложить продолжить игру и сделать что – нибудь ещё. Ребёнок охотнее идёт на контакт, если видит неподдельный интерес к его игре.
Активизировать речевое развитие нам помогает вовлечение детей в игровую деятельность. Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребёнка. Речевые игры являются важным направлением в речевом развитии. Их необходимо использовать уже в младшем возрасте. Эти игры предусматривают всестороннее речевое развитие детей в соответствии с возрастными физиологическими особенностями.
Развитие речи у младших дошкольников происходит очень быстро: активно пополняется словарный запас, улучшается звуковая сторона речи, фразы становятся более развёрнутыми. В этом возрасте у детей начинает появляться и особый интерес к словам. Они пытаются установить значение слов, выяснить их происхождение, создают свои слова. Дети обращают внимание на звуковое оформление слов. Они воспринимают слово как смысловую единицу речи, со словом соотносят конкретный предмет, качество предмета, действие, которое с ними совершают. В среднем и старшем дошкольном возрасте проиходит дальнейшее совершенствование речи: значительно обогащается словарь, формируется грамматический строй речи и развивается связная речь. Введение заданий на формирование этих сторон речи в игровую ситуацию во многом облегчает и ускоряет процесс овладения речевыми компонентами. «Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка». М. Горький. На занятиях мы активно используем следующие речевые игры: «Доскажи словечко»; «Скажи наоборот»; «Цепочка слов»; «У кого кто?»; «Чей хвост?»; «Карлики и великаны»; «Предложение рассыпалось»; «Один – много»; «Какой? Какая? Какое»; «Когда это бывает?»; «Кто в домике живет?»; «Четвертый лишний»; «Расскажи сказку»; «Назови одним словом»; «Угадай по описанию»; «Чудесный мешочек» и т. д.
Кроме речевых игр в своей работе уделяем большое внимание дидактическим, настольно – печатным, сюжетно – ролевым и театрализованным играм.
Театрализованные игры имеют очень важное значение для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя,игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Участвуя втеатрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы,перевоплощаются в него. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой – либо готовый литературный материал.
Главная особеность этих игр в том, что ребёнок обучается незаметно для самого себя, он артист и учится публично говорить и действовать.
Но не следует думать, что участвуя в различных играх, ребёнок сразу же начнёт использовать в своей речи морфологически, грамматически и синтаксически правильные конструкции, свойственные речи взрослого: это происходит постепенно и длительно, но освоение их осуществляется самозабвенно и творчески. «Ребёнок – труженик слова. Овладение речью – одно из величайших чудес детской психической жизни», – так, восхищаясь лингвистическим мастерством ребёнка, писал К. И. Чуковский.
Литература.
- Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
- Белая К. Ю., Сотникова В. М. Разноцветные игры: По материалам Московской городской недели «Игра и игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 336 с.
- Бочкарёва Л. П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. М., «КНОРУС», 2007.
- Гербова В. В. Учусь говорить: Метод. рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3 – 6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение 2000.
- Горбушина Л. А., Николичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005.
- Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа./ Автор – сост. П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
- Краснощёкова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – 2007 – 251 с.
- Менджерицкая Д. В. Игра – драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. М.: А.П.О., 1994.
- Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.
- Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Изд. 6–е. – Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 382с.
Источник
Екатерина Дунаева
Речевые игры, как средство коррекции и профилактики нарушений речи у дошкольников
Не секрет, что когда дети начинают обучение в начальной школе, у них возникают трудности в овладении русским языком. Причиной является недостаточный уровень развития речи. Это проявляется в трудности построении фразы, в неправильном грамматическом оформлении предложения, в бедности словарного запаса, нарушении звукопроизношения и др.
За последние годы количество детей, имеющих речевые нарушения, увеличилось.
Наряду со многими факторами, которые не позволяют ребенку должным образом овладеть речью, являются социально-бытовые условия (педагогическая запущенность, т. е. те самые факторы, на которые нам следует обратить внимание.
С детьми, имеющими нарушения речи, работает логопед, а воспитатели—это первые его помощники.
Чтобы обучающий материал усваивался быстрее, легче и давал положительную динамику, необходимо преподносить его ребенку в игровой форме. В игре – сложные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
В своей работе я использую игры и упражнения, которые позволяют устранить нарушения речи, расширить кругозор, развить мелкую моторику. Параллельно с развитием речи у ребенка тренируется память, внимание, он учится размышлять, анализировать, делать выводы, фантазировать.
На занятиях логопед большое внимание уделяет:
– развитию артикуляционной моторики (артикуляционной гимнастике);
– исправлению нарушений звукопроизношения (постановка, автоматизация звука, дифференциации звука);
– развитию фонематического слуха;
– навыкам звукового анализа и синтеза;
– развитию мелкой моторики пальцев рук;
– совершенствованию лексико-грамматических конструкций;
– развитию неречевых психических процессов.
Игры и упражнения, которые я хочу вам представить, воспитатели могут использовать как на подгрупповых занятиях, в индивидуальной работе, так и вне занятий.
Игры для развития мелкой моторики
Для развития мелкой моторики пальцев рук, можно использовать не только пальчиковые игры, но и веревочки, бусины, горох, крупы, счетные палочки, массажные мячи, сухой бассейн с различным наполнением, карандаши, бельевые прищепки, и многое другое.
Массаж рук с помощью массажного мяча
Цель: – развитие мелкой моторики;
– развитие связной речи;
– развитие внимания
Ход игры: катаем массажный мяч между ладонями,приговаривая:
У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Игра «Чашки-ложки»
Цель: – развитие координации движений;
– развитие мелкой моторики
– развитие внимания
Ход игры: ребенок пересыпает ложкой манную крупу (или другую крупу) из одной чашки в другую.
Игра «Волшебный поднос»
Цель: развитие мелкой моторики
– развитие графо-моторных движений;
– развитие внимания;
– развитие памяти.
Ход игры: на поднос тонким слоем насыпают манку. Ребенок пальцем или палочкой рисует предметы на заданный звук, буквы, цифры, слоги, слова.
Игра «Золушка»
Цель: – развитие мелкой моторики;
– развитие внимания;
– развитие ориентировки в пространстве.
Ход игры: смешать в миске белую и красную фасоль. Попросить ребенка разобрать ее по цвету.
Игры для развития речевого дыхания
Цель: – развитие речевого дыхания;
– Развитие целенаправленной воздушной струи;
– Выработка силы выдоха.
Игра «Футбол»
Скатать ватный шарик (можно использовать шарк для игры в настольный теннис). Поставить на противоположных сторонах стола по два кубика (ворота).дети, дуя на шарик, должны загнать его в ворота.
Игра «Снегопад»
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Вспомнить с детьми, что такое снегопад. Предложить детям сдувать «снежинки» с ладони.
Игры для автоматизации звука (изолированного, в слогах, в словах, тексте)
Игра «Звуковые дорожки»
Цель: – автоматизация звука;
– Формирование навыка самоконтроля;
– Развитие психических процессов (памяти, восприятия, внимания);
– Развитие зрительно-моторной координации;
– Формирование направленной воздушной струи.
Ход игры: настольная игра выполнена в виде дорожек, лабиринтов различной длины, формы. Ребенок, произносит автоматизируемый звук, одновременно ведя пальцем, либо прокатывая маленький мячик по дорожке. Можно прокатить мячик по дорожке при помощи направленной воздушной струи.
Игра может быть использована на занятиях по обучению грамоте.
Игра «Волшебная полянка»
Цель: – автоматизация звука в прямых и обратных слогах;
– Соотнесение звука с буквой;
– Развитие внимания, памяти, мышления;
– Знакомство с понятием «слог»;
– Развитие слогового чтения.
Ход игры: игровое поле с цветами, в центре которых написаны гласные. Фишки-бабочки, на брюшках которых написаны согласные. Бабочка порхает в воздухе—ребенок произносит изолированный звук. Бабочка садится на цветок, педагог произносит прямой слог (СА, ребенок отраженно повторяет. Бабочка улетает с цветка, педагог произносит обратный слог (АС, ребенок отраженно повторяет.
Игра может использоваться на занятиях по обучению грамоте.
Игра «Теремок»
Цель: упражнять в подборе слов с определенным звуком.
Игровой материал: нарисованный домик с четырьмя или более окошками. Под окошками кармашки, куда вставляются картинки. В чердачном окошке—буква.
Ход игры: ребенку дается набор картинок. Он должен отобрать и «поселить» в домик только те картинки, в названии которых есть заданный звук.Задание можно усложнить: заданный звук находится либо в начале слова, либо в середине слова, либо в конце слова.
Игра «Звуковые домики»
Цель: упражнять детей в нахождении заданного звука в слове (в начале, середине или конце).
Игровой материал: карточки-домики со схемами расположения звука в словах (одно клетка закрашена в начале, конце или середине схемы, предметные картинки.
Ход игры: ребенок получает предметные картинки, расставляет их в «домики», в зависимости от местоположения заданного звука.
Игры для развития лексико-грамматического строя речи.
Игра «Большие и маленькие»
Цель: расширение словарного запаса;
– Употребление существительных в единственном и множественном числе;
– Склонение существительных по падежам;
– Развитие связной речи;
– Развитие внимания;
– Развитие зрительной памяти.
Ход игры: детям раздаются карточки с изображением детенышей животных. Педагог показывает карточку с изображением взрослого животного. Ребенок должен сказать, как называется папа, мама, детеныш (в единственном и множественном числе) семейства, чем питаются, где живут. Получается рассказ о животном.
Игра «Странный зверь»
Цель: образование притяжательных прилагательных на –ий, -ья, -ье,-ьи.
Ход игры: детям раздаются карточки с изображением странных зверей. Сначала, по наводящим вопросам педагога, ребенок должен ответить чья голова, туловище, уши, хвост, лапы (ноги) у этого животного. Далее ребенок самостоятельно должен описать странное животное.
Игра «Веселая пчелка»
Цель: развитие пространственных ориентировок;
– Умение ориентироваться на листе бумаги;
– Закрепление понятий вверху, внизу, справа, слева, в центре.
Ход игры: игровое поле разделено на 9 квадратов. По указанию педагога ребенок передвигает фишку-пчелку.Например: поставь пчелку в левый верхний квадрат, найди самый короткий путь до правого нижнего квадрата и т. д.
Источник
Игра, как средство коррекции речи детей с ОНР.
В настоящее время достаточно большой процент детей, как в детском саду, так и в школе нуждается в логопедической помощи, т.к. имеет выраженные отклонения в речевом развитии. В детский сад поступают дети с различными видами речевой недостаточности: дислалия, ОНР, ФФН, заикание и др. Зачастую речевой дефект является весьма стойким, сочетаясь с различными нарушениями психической деятельности, что позволяет судить об осложнениях, которые испытывает ребёнок-логопат при обучении в детском саду и в школе.
Эмоциональный речевой материал и игровые приёмы, основанные на коррекционно-развивающих играх (КРИ), отвечая потребностям детей в игровой деятельности создают благоприятную обстановку для преодоления речевых нарушений. “Коррекционно — развивающие игры в логопедической работе с детьми”, не случайны, т.к. игра на логопедических занятиях занимает ведущую, доминирующую роль, стимулируя интерес ребят к занятиям, повышает заинтересованность ребёнка в исправлении собственного речевого недостатка.
Сущность игры как одного из основных видов деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные фоны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют и получают знания об окружающей действительности.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Возможно ли это? Несомненно. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем, в чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, это способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Уже в раннем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.
Цель игровой терапии — не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Используя игровые технологии в образовательном процессе, взрослому необходимо обладать эмпатией, доброжелательностью, уметь осуществлять эмоциональную поддержку, создавать радостную обстановку, поощрения любой выдумки и фантазии ребенка. Только в этом случае игра будет полезна для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Речь играет важнейшую роль в формировании личности ребёнка. Развитие речи напрямую связано с умственным развитием ребёнка и влияет на дальнейшую возможность познания окружающей действительности, а также на процесс обучения ребёнка. Поэтому задача логопеда – заботиться о своевременном формировании речи детей, её чистоте и правильности, предупреждение и исправление различных нарушений.
Трудности школьного обучения детей с дефектами речи обусловлены тем, что большинство заданий имеет вербальный (словесный) характер. А дефицит речевых средств приводит к серьёзным деформациям психической деятельности и создает проблемы в процессе адаптации детей к школе.
Известно, что у детей с нарушением речи помимо отклонений в звукопроизносительной и звукоразличительной стороны речи имеются и другие более сложные отклонения, такие как возрастное недоразвитие речи или её несформированность функционального или физиологического происхождения. Причины лежат в незрелости определённых зон мозга либо в их дисфункции. При этом бывает снижен тонус сенсорной и моторной сферы, что усугубляет тяжесть речевой недостаточности, а так же ведёт к задержке темпа общего развития. Зачастую при обследовании таких детей отмечаются у них следующие виды недостаточности: мимическая, эмоциональная, моторная, сенсорная, голосовая, психических функций и т.д.
Что касается самой речи, то, как правило “страдают” не просто звуки, а механизмы восприятия, понимания, продуцирования речи, а так же речевой аппарат. На первый взгляд, у таких детей имеется лишь фонетическое неблагополучие. На самом деле, у большинства из них отмечается неблагополучие общего развития.
Из вышесказанного следует вывод: речь следует формировать не изолированно, а лишь в комплексе с общим развитием, прежде всего с развитием интеллекта.
Определяя содержание коррекционной работы, логопед должен учитывать комплекс симптомов, свидетельствующий о проблемах, которые испытывают дети, а чтобы достичь высокой степени реабилитации детей, стремиться к тому, чтобы восстановительная или формирующая работа с детьми протекала с учётом нейропсихологического подхода.
При любом нарушении логопедическая работа не ограничивается только коррекцией недостатка, который бросается в глаза, а предусматривается работа, направленная на обогащение словаря, грамматического строя, развёрнутой фразовой речи. Групповые и индивидуальные занятия строятся на наглядном, игровом материале, последовательно формирующим лексико-грамматический строй речи. Формирование связной речи и коррекция звукопроизношения является сложным, длительном процессом, требующим большого количества целенаправленных упражнений.
Чтобы коррекционный процесс обучения протекал в хорошей эмоциональной обстановке, чтобы детям на занятии было занимательно и в то же время познавательно, логопед должен умело подобрать для каждого случая речевой материал, на котором строятся занятия с детьми.
Игры для формирования правильного звукопроизношения проводятся зачастую с детьми, когда механическая постановка звука по каким — то причинам затруднена (у ребенка возникает рвотный рефлекс при проникновении в ротовую полость, или просто неприятие проникновения). Данный вид игры построен на методе подражания. Здесь ребенку предлагается «путешествие» в мир, где много разных звуков. Заканчивается это путешествие только тогда, когда ребенок повторит все эти звуки. Пример такой игры приводится ниже.
«В небе летают комары, они пищат: «З-з-з-з» (папа Комар), «Зь-зь-зь-зь» (Комар сынок). Мимо проехала машина, ее шины прошуршали: «Ш-ш-ш-ш». Так же шипит змея под кустом. А майский жук жужжит: «Ж-ж-ж» и дарит детям шарики. Шарики сдулись и засвистели: «С-с-с-с» (большой), «Сь-сь-сь-сь» (маленький). Шарики необходимо надуть насосом, который тоже издает данный звук».
Такие «путешествия» дают огромный простор для фантазии логопеда. Да, постановка звуков при данном виде работы затягивается на более длительный срок, нежели при механической постановке, но ведь нам важнее результат.
Сначала они используются как отдельные игровые моменты. Игровые моменты очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Начиная с двух — трех лет их основная задача — это формирование эмоционального контакта, доверия детей к воспитателю, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре. Первые игровые ситуации должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Это игры типа “Хоровод”, “Догонялки” и “Выдувание мыльных пузырей”.
В дальнейшем важной особенностью игровых технологий, которые используют воспитатели, педагоги в своей работе, является то, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра.
Источник