Игра как форма физического развития ребенка

галина азаренкова
Игра как условие физического развития детей раннего дошкольного возраста

1. Роль игры в физическом развитии ребенка

Ребенок – существо растущее и развивающееся. Его двигательная активность и двигательная одаренность, приобретенные им двигательные умения и ловкость определяют его физическое развитие.  Значение игры в физическом развитии ребенка трудно переоценить. В играх развиваются эмоциональная сфера, двигательная активность ребенка, умение координировать свои действия с действиями партнеров, развивается внимание. Игры оказывают большое влияние на желание детей двигаться, а физические навыки совершенствуются только в движении. Выполняя движения в игровой деятельности, малыши обогащают свой двигательный опыт, у них развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх,весь организм ребенка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.

2. Теоретические основы игры, как важнейшего средства всестороннего воспитания детей заложили исследования таких ученых как Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, Е. П. Флерина, Е. А. Аркин; позднее игре были посвящены работы Р. Я. Лехтман-Абрамович, Н. М. Аксариной, А. П. Усовой, В. П. Залогиной, Т. А. Марковой, П. Ф. Каптерева и других. Основные требования к руководству игрой детей раннего возраста раскрываются и в трудах Н. М. Аскариной, Ф. А. Фрадкиной, С. Л. Новоселовой,  Е. В. Зворыгиной и др.

3. Наше дошкольное учреждение работает по основной общеобразовательной программе основу работы с детьми раннего возраста составляет программа «Кроха» под редакцией Г. Г. Григорьевой

Цель нашей работы: создание условий для физического развития детей раннего возраста средствами игровой деятельности.

Перед собой мы поставили следующие задачи:

Создать условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в двигательно-игровую деятельность.

Способствовать накоплению и обогащению двигательного опыта детей, развитию физических качеств, потребности у двигательной активности детей в совместной организованной деятельности детей и педагога.

Обеспечить преемственность общественного и семейного воспитания в вопросах физического развития детей раннего возраста.

4. Анализ физического развития детей показал:

что большинство детей 68% имеют 2 группу здоровья

с I группой здоровья – 4 ребенка, 16%

со II группой здоровья – 11 детей, 68%

с III группой здоровья – 1 ребенок 6 %

56 % уверенно ходят, взбираются на возвышенные предметы, могут преодолевать небольшие препятствия; проявляют положительное эмоциональное отношение, интерес к двигательной деятельности.

У 30% не сформированы двигательные навыки в лазании, прыжках, слабая работоспособность, при выполнении упражнений действуют только по подражанию.

Лишь 14% детей активны, самостоятельны, инициативны, хорошо ориентируются в пространстве, могут выполнять физические упражнения по слову взрослого.

5. Обогащение предметно-пространственной среды

Свою работу мы начали с пополнения игрушек, пособий и оборудования, способствующих двигательной деятельности детей. Разместили все это так, чтобы дети могли свободно пользоваться тележками, колясками, машинами, мячами, «дорожками здоровья», нетрадиционным оборудованием и т. д. Мы обратили внимание, что особую радость у малышей вызывает нетрадиционное оборудование, которое очень красочное и яркое, в изготовлении которого большой вклад внесли наши родители. Его мы используем не только в группе, но и на улице. На практике мы убедились, что игрушки и пособия для игр (флажки, мячики, ленточки и т. д.) должны быть яркими, красочными, иметь разнообразную форму.

Игровое пространство организовали таким образом, чтобы побуждать детей к игре и ребята имели возможность играть как поодиночке, так и в небольшой группе.

Мы изменяем физкультурно-игровую среду в группе, используя совсем незначительное количество простых пособий, но расставляя их по-разному. Мы заметили, что малыши с удовольствием тянутся на носочки, чтобы потрогать шарик или погремушку, играют в прятки с зайкой, или показывают «петушку» как надо ходить по дорожкам. Чтобы научить детей лучше ориентироваться, мы меняем игрушки, постепенно пополняем их новыми, придумывая интересные игровые упражнения, чтобы добиться разнообразия в их использовании.

6.Большое внимание уделили созданию психологического комфорта в группе:

Для сближения детей, для поддержки положительных взаимоотношений используем разнообразные общие игры Едем в лес. “, “Курочка и цыплята” ,”Петрушка в гостях” и другие.И В рамках личностно-ориентированного взаимодействия стараемся придерживаться следующих рекомендаций:

если ребенок с чем-то не справляется, поддерживаем его желание добиться результата

не оцениваем ребенка (личность) отрицательно, это больно ранит его самолюбие, упреки подавляют инициативу, порождают неуверенность в себе.

в случае неудачи подбадриваем ребенка, внушаем уверенность в его силы («Ты уже много умеешь делать. Я уверена, что и этому ты научишься. Смотри, как это делается. Попробуй еще раз»

не сравниваем неудачи ребенка с успехами других детей;

стараемся не вступать в споры с ребенком, а помогать ему справиться с самим собой когда он упрямиться

предоставляем право ребенку самому выбирать, что он будет делать, принимая и понимания точку зрения ребенка

В группе наблюдаем за детьми, при необходимости оказываем помощь. предусматриваем каждому ребенку место для движений, оберегая это пространство, снимаем напряжение. скованность отдельность детей улыбкой, поощрением. Для пробуждения двигательно-игровой активности используем косвенные методы воздействия (игра рядом, деликатное подключение к игре, вопросы, советы, обращение от имени персонажа и т. д.)”Пожалеем зайку”

7. Совместная организованной деятельности детей и педагога

Физкультурные занятия (СанПин 2.4.1.3049-13) проводим в группе, физкультурном зале; 2 раза в неделю с использованием музыкального сопровождения с включением игровых персонажей Зайчик, Мишка, Солнышко. Малыши, преодолевая различные препятствия на пути к сказочному герою, например к кошке (перешагивают через ручеек, летят на самолете, едут на поезде и т. д., радуются, находя ее с неожиданным сюрпризом, например погремушки или султанчики

При организации физкультурных занятий сосредоточили внимание на индивидуальных особенностях каждого ребёнка и придерживались следующих принципов:

Принцип дифференциации и индивидуализации: объединили детей по подгруппам и выявили детей для индивидуальных занятий.

Принцип микросоциума – на физкультурных занятиях активизируем психические, интеллектуальные возможности ребёнка, формируем в нём определённые отношения к себе и окружающим;

Принцип оптимальности – не допускаем физических и психических перегрузок, а физические упражнения должны оказывать стимулирующее воздействие на организм ребёнка;

Принцип вариативности – используем на занятиях не только физические упражнения, но и создаем условия для их выполнения, воздействуя на сенсорные ощущения, речь, мелкую моторику, интеллект;

Принцип развивающей направленности: развиваем познавательную деятельность, речь, внимание, память, психофизические и координационные способности средствами физической культуры.

В течение дня мы стараемся создавать условия для активной двигательной деятельности. Используем много хороводов, игр-забав, которые собраны по образцу народных игр. Малыши очень любят подвижные игры и предлагаем детям разные варианты проведения одной и той же игры. ” Петрушка у нас в гостях” (обогащать представление об овощах,вариант игры: в следующий раз Петрушка может принести игрушки или фрукты.

Утренняя гимнастика проводится в игровой форме с предметами (кубиками, погремушками, платочками, с деревянными ложками и т. д.) и без предметов

На прогулке организуем подвижные игры и физические упражнения («Догони меня», «Желтые листочки», «Поезд») направленные на ориентировку детей в пространстве, развитие физических качеств детей. Используем развивающие образовательные ситуации «Достань зайчика», «Пройди через ручеек», «Куры в огороде»

Бодрящая гимнастика (после дневного сна) проводится с элементами самомассажа, мы обучаем детей разминать пальчики, проводя круговые движения вокруг каждого пальца; интенсивное движение большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу при помощи художественного слова «Сорока- белобока», имитации движений, сравнений «Глазки», «Коза-дереза»

Специальные дыхательные упражнения («Мыльные пузыри», «Подуй на кораблик», «Вот какие мы большие», «Понюхаем цветочек», «Дудочка» «Воронка»(создаем воронку: дуем в воду через трубочку)

Большое внимание уделяем профилактике плоскостопия и развитию мелкой моторики рук, используем игровые ситуации «По ровненькой дорожке», «Волшебные коробочки», «Коврик здоровья» «Рожки», «Глазки», «Сорока белобока»

Игры-забавы «Муха», «Вертушки» игры-сюрпризы и игровые упражнения «Прятки», «Зашагали наши ножки топ-топ-топ…», «Мой веселый звонкий мяч», «Догони ленточку», «Мыльные пузыри» и др. способствуют формированию самостоятельной двигательной активности детей;

Для поддержания эмоционального настроения детей включаем фольклорные попевки, потешки, пестушки, прибаутки. (пример фото)

Для обогащения игрового опыта детейиспользуем следующие приемы:

– поддержка инициативы ребенка, поощрение действий вызывает у него желание еще раз повторить какое-нибудь упражнение (пройти по широкой и узкой дорожкам, перешагнуть через листочек, догнать не только большой, но и маленький мячик, бросить не только мешочек с песком, но и «снежный комочек», а неоднократное повторение движений улучшает качество их выполнения.

-введение игрового персонажа, обогащение игровых сюжетов. Учитывая особенности раннего возраста, малышам трудно точно выполнять движения по слову воспитателя, мы предлагаем игровые ситуации, побуждающие ребенка выполнять различные движения, например кукла Катя катает мяч, а теперь мячик к Сереже покатится или кошка играет с мышками, а теперь дети будут мышками.

.

Всю свою работу мы планируем в тесном взаимодействии со специалистами детского сада.

педагог – психолог содействует активизации двигательной деятельности детей психологическими методами и средствами

инструктор по физической культуре – координирует работу по профилактике нарушений опорно – двигательного аппарата

музыкальный руководитель – включает в совместно-организованную деятельность элементы здоровьесберегающих технологий

Источник

«ИГРА – ВЕДУЩИЙ ВИД ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ».

       В  основе всей физкультурной деятельности  ведущей является игровая деятельность детей.  Интеграция образовательной области «Физическая культура» с другими образовательными областями замечательна тем, что, интегрируя двигательную, познавательную и игровую деятельность обеспечивается целостное развитие ребенка, как гармонично – развитой личности.
Интеллект не развивается без движения!!!
Интеграция проявляется в переносе осваиваемых ребёнком двигательных навыков в другие виды деятельности, в использовании общих приёмов, стимулирующих проявление самостоятельности и творческой инициативы. В свою очередь в двигательной активности дети могут использовать опыт, полученный при освоении других образовательных областей.

На основе теории и методики физического воспитания детей, двигательная деятельность (физкультурная) дошкольников реализуется в следующих формах: утренняя гимнастика, физкультурное занятие, физкультурный досуг, физкультурный праздник, физкультурная минутка, пауза, самостоятельная двигательная деятельность детей, специально-организованная деятельность детей. В содержании представленных форм используются как средства физического воспитания:  

– дидактические подвижные игры

– игры с правилами

– соревнования

– игровые упражнения

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре. Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей другому – от старших к младшим. В настоящее время эта связь детских поколений прервана (разновозрастные детские сообщества – в семье, во дворе, в квартире – встречаются лишь как исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра почти  уходит из жизни дошкольников.

Подвижные игры и их роль в развитии дошкольников

Почему же так важны подвижные игры для дошкольников? Потому, что в дошкольном возрасте у ребенка происходит усложнение моторики и координации движений. Этот процесс происходит в результате повседневного выполнения таких движений, как ходьба, бег, подпрыгивание, перепрыгивание, ползание. Однако повторение тех же движений в ходе подвижной игры позволяет значительно ускорить формирование двигательных навыков, способствуя раннему развитию ребенка, как в физическом, так и в психическом плане. Игра отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. В подвижных играх основная задача – совершенствование движений, развитие двигательной активности. Подвижная игра выступает как комплексное упражнение, заставляющее к тому же активно работать мысль. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Подвижные игры для дошкольников должны быть достаточно простыми и иметь доступные правила. Важно также подбирать такие подвижные игры для дошкольников, которые будут соответствовать уровню развития участвующих в них детей – не окажутся сложными, или наоборот, излишне примитивными.

 Предметно-игровая среда

Для организации игр важно создать предметно-игровую среду. Игры и пособия должны быть яркими и интересными, нужно стараться использовать максимально разнообразные варианты, чтобы увеличивать двигательный опыт детей.

Например, для обучения технике владения мячом, мы играем во все мячики, которые можно найти – это интересно и очень разнообразит занятия. Применяем обычные резиновые и пластиковые мячи разного диаметра, мячики для большого тенниса, каучуковые мячики, воздушные шарики и даже большие гимнастические d 45-65 см. Это гораздо веселее, чем, если бы их было два-три варианта.

Часто  используем для занятий обручи различного диаметра, гимнастические палки, скамейки, канат, брус, приставные доски,  лестницы, напольные корзины. Можно использовать сделанные из дерматина различные дорожки, кружки, цифры, геометрические фигуры. Сделают  занятия интересными  модули «Альмы».

 Для тренировки в метании должны быть разнообразные красочные мишени. Лучше, если они будут не просто кружками на стене. Например, у нас в зале, кроме обычных, нарисованы на различной высоте такие  мишени:

– воробей за верёвочку несёт два колечка –  цель колечки.

– жучок несёт яркий цветок в форме ромашки – цель сердцевина цветка.

– червячок на большом яблоке, цель – большая дырочка, прогрызенная червячком.

– звезда (на высоте 3 м).

– гриб – мухомор (на высоте 40 см).

– попугай подбрасывает вверх большой мяч, цель – мяч.

Бросать мяч в такие мишени гораздо веселее.

Должны быть веселые пособия для занятий, занимаясь с которыми ребенок будет испытывать радость!

 Мониторинг. Игры- соревнования.

Содержание и правила  игровых занятий во многом зависит от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп, в процессе их обучения и воспитания. Важно также подбирать такие подвижные игры для дошкольников, которые будут соответствовать уровню развития участвующих в них детей.

В начале и конце каждого учебного года мы обязательно изучаем уровень физического развития детей, что  позволяет определить направление    

 (и, соответственно, итоги)  работы с данной группой детей.

 Мониторинг проводится в виде игр – соревнований. Мы играем в спортсменов!

В этом году, например, соревнования по бегу и метанию проходили у нас на спортивном празднике “Будь спортивным и здоровым!”. Победители были награждены грамотами. Как они были горды! 

Прыжки в длину и высоту у нас проходят в зале. Дети их очень любят. Они готовы прыгать снова и снова, радуются, когда у них получается прыгнуть выше, дальше..

Упражнения с элементами соревнования создают особый динамический и эмоциональный фон, стимулирующий максимальное проявление физических и волевых качеств ребёнка, способствующий быстрому и правильному выполнению движений. Особенно важно, что они помогают избежать однообразной работы над техникой действия.

Игры – соревнования и игры –  эстафеты, планируемые в физкультурной деятельности старших дошкольников – это наиболее доступный и эффективный метод активизации двигательной деятельности детей.  Преимущество игр-эстафет перед строго дозируемыми физическими упражнениями в том, что они всегда связаны с инициативой, фантазией, творчеством, протекают эмоционально, стимулируют двигательную активность.

Игры – эстафеты мы применяем как на обычных занятиях,  так и на спортивных досугах и праздниках.

Игровые упражнения.

Любые спортивные упражнения можно весело обыграть, придумать игровую ситуацию.

Мы часто  проводим общеразвивающие упражнения, используя веселые карточки “Посмотри-изобрази”, где каждой картинке соответствует определенное упражнение. (Многие названия позаимствованы из Хатха – йоги, но они не совсем статичны, т.к. детям это достаточно сложно, а некоторые придуманы чисто по ассоциациям).

Для выработки умения оценить траекторию полёта мяча и силу броска хорошо подходит упражнение «Ловкий мячик», в котором дети «учат» мячик прыгать:

Строим «горку» из модулей «Альмы».

Ребёнок должен бросить мячик так, чтобы он ударился перед  «горкой» и сам через неё перепрыгнул. Затем догнать мяч и вернуться  на исходную позицию.

Расстояние до «горки» и ее высоту можно увеличивать и уменьшать. В зависимости от этого траектория полёта мяча может быть или более пологая или более крутая.

Таким же способом мячик «учится» прыгать через «речку» – у нас иногда используется дорожка из голубого дерматина с рыбками. Ширина «речки» и расстояние до неё тоже может меняться.

Игровое упражнение «Зааркань коня»

Ребенок должен набросить обруч на надувную лошадку.

Игровое упражнение «Жонглер в цирке»

Для полноты ассоциации одеваем детям клоунские воротнички. Учимся подбрасывать и ловить мячики.  

Игры с правилами
Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры. Обучающие задачи реализуются через игровые действия ребенка при выполнении какого-либо задания (найти, сказать наоборот, поймать мяч и т. п.) Среди игр с правилами много народных игр, которые передаются из поколения в поколение. В них отражается жизнь людей, их быт, национальные традиции.

Подвижные игры классифицируются по степени подвижности (игры малой, средней, большой подвижности), по преобладающим движениям (игры с прыжками, с перебежками и др.), по предметам, которые используются в игре (игры с мячом, с лентами, с обручами и др.). ). В играх с правилами ребенка привлекает игровой процесс, желание выполнять игровые действия, добиваться результата, выигрывать. Но этот игровой процесс опосредован определенной  задачей (не просто переложить картинки, а разместить их попарно, подобрать по определенному признаку; не просто бегать, а убегать от лисы). Успех  ребенка  в игре (был ловким, сообразительным) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям

Дидактические подвижные игры
Содержание и    правила дидактических игр во многом зависят от воспитательных задач, которые ставятся перед детьми различных возрастных групп  в процессе их обучения и воспитания.                                                                                                                          Так, дидактические подвижные игры подразделяются по содержанию (математические, природоведческие, речевые и др.), по дидактическому материалу (игры с предметами и игрушками,  словесные). 

Их  основное  назначение –  способствовать усвоению и закреплению знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей. Они направлены на обогащение и систематизирование знаний детей о природе, явлениях общественной жизни, предметах окружающего мира, развивают  память, внимание, воображение,  мышление, речь.
В этих играх можно решать задачи интеграции образовательных областей.
Например, на спортивном празднике «Веселая математика», кроме  закрепления физкультурных навыков мы решали примеры, собирали  пазлы,  повторяли геометрические фигуры и т.п. »

 Учитывая особенности детей нашего детского сада, большое внимание мы уделяем речевому развитию детей и часто используем словесные  игры.

Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах углублять знания о них. Игры со словами направлены в основном на развитие речи, воспитание правильного звукопроизношения, активизацию словаря,

Все эти игры  используются мною в разных формах  физ. деятельности детей и дают возможность осуществлять интегрированный подход к реализации задач  «Физическая культура» и «Коммуникация».

Сюжетные подвижные игры .

Среди дидактических и подвижных игр бывают сюжетные игры, в которых играющие выполняют роли («Кошки-мышки», «Два мороза»), и бессюжетные («Палочка-выручалочка», «Жмурки» и др.).
Сюжетные подвижные игры для дошкольников помогают детям закреплять свои знания и представления о предметах и явлениях окружающего их мира. Например, о средствах передвижения (автомобилях, поездах, самолетах) и правилах пользования ими; о повадках и особенностях движений различных животных и птиц и т.д.
(«Перелет птиц», «Белые медведи», «Самолеты»…)

Например – игра малой подвижности для закрепления техники ведения мяча без зрительного контроля «Аист и лягушата»:

 Дети с мячами в руках располагаются по большому кругу. В центре –  ведущий. Ведущий говорит: «Лягушата идут гулять». Дети выполняют ведение мяча на месте. Когда появляется «Аист» (ведущий поднимает на палочке картонного аиста) дети должны присесть, сгруппироваться и «спрятать» своих «лягушат». Если кто-то не успел спрятать «лягушонка» – его «съел» аист. Ведущий говорит: «Аист ушёл, лягушата идут гулять!». Игра продолжается.

 Игра средней подвижности «Мотоциклисты»

(Закрепление ведения мяча в движении, без зрительного контроля):
Ведущий – регулировщик поднимает зелёную (жёлтую, красную) кеглю. Дети – мотоциклисты.  На зелёный «свет» дети выполняют ведение мяча шагом, на жёлтый – на месте, на красный – берут мяч в руки. «Мотоциклист», нарушивший правила отправляется на «штрафную стоянку».

Игры с правилами благоприятны для развития у дошкольников способности к взаимооценке и самооценке.  Успех  ребенка  в игре (был ловким, сообразительным) поднимает его в собственных глазах и глазах других детей, побуждает к новым усилиям и достижениям.

В руководстве подвижными  играми следует выделить три этапа:
– Подготовка
– Проведение
– Анализ результатов
1.Подготовка: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы с учетом времени и места  проведения игры . Определение количества участников, отбор необходимого дидактического материала, пособий.
2.Проведение игры не составит труда педагогу, если он и дети будут тщательно подготовлены к ней. Необходимо ознакомить детей с правилами игры с ее содержанием и игровыми действиями. Участвуя в игре, взрослый направляет действия детей советами, напоминаниями, непосредственным показом.
3.Анализ игры. Это самый ответственный момент в  руководстве ею. Педагог отмечает самых активных детей, которые  четко выполняли правила игры, помогали своим товарищам. Кроме того анализ дает возможность выявить индивидуальные особенности  детей, а значит, правильно организовать работу с ними.
Работа с родителями

Вся физкультурно-оздоровительная работа проводится нами в тесном единстве  с семьями воспитанников.  Одной из эффективных форм сотрудничества с родителями являются спортивные праздники и досуги, на которых создаются благоприятные условия не только для физического развития, но и для формирования между родителями и детьми отношений, основанных на любви, взаимопонимании и творчестве. По содержанию совместные праздники и досуги  – это физические упражнения, веселые эстафеты, подвижные игры, загадки, встречи со сказочными героями, неожиданные сюрпризы, выступления детей.

Папы и мамы с удовольствием и азартом играют с нами в индейцев, моряков, пиратов, бегают и прыгают,  к огромной радости наших ребятишек!

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда формируются основы личности,  активно развивается воображение, творчество, усвоение норм и правил, принятых в обществе.
Однако все эти важнейшие качества формируются не в учебных занятиях, а в ведущей и главной деятельности дошкольника – в игре.
Лесгафт назвал подвижную игру «упражнением, с помощью которого ребенок готовится к жизни! Так давайте помогать  нашим детям  готовиться к жизни!

Источник