Игра это средство развития и воспитания ребенка дошкольного возраста цитаты
Элина Шахова
Игра как средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста
Роль игры в становлении и развитии ребенка переоценить невозможно. Именно в игре ребенок познает окружающий мир, его законы, учится жить по правилам. Многие педагоги и психологи, занимавшиеся изучением игры, подчеркивали ее значение для психического развития детей. Так, А. С. Макаренко неоднократно указывал на решающее влияние игры в формировании личности ребенка и рассматривал ее как мощный способ воспитания коллективизма, воли, практических навыков. Однако, по его мнению, игра эффективна лишь в том случае, если ребенок активно строит и комбинирует человеческие взаимоотношения.
Об обучающем значении игры высказывали свои мысли Я. А. Коменский, М. Монтессори, Платон, Ж. -Ж. Руссо, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский и другие. Л. С. Выготский считал, что игра является основой для развития познавательных способностей ребенка, поскольку посредством игры, игровые действия преобразуются в умственные.
В современной педагогической теории выделяют несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка дошкольника:
– первая группа – предметные игры, как манипуляция с игрушками и предметами. Через игрушки, предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир людей и животных;
– вторая группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
В программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические.
Так, главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет – сфера действительности, которая воспроизводится детьми.В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на: игры на бытовые сюжеты («дом», «семья» и т. д.); игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, почта и т. д.); игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.); игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач.
Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного персонажа и отражение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов. Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. Подвижные игры являются незаменимым средством получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, поскольку они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально-волевых качеств.
Дидактические игры – игры, которые специально созданы или приспособленные для целей обучения. По мнению Я. Д. Коменского, именно дидактическая игра является эффективным средством умственного развития ребенка, но только тогда игру можно назвать дидактической, когда познавательный элемент тесно связан с элементом заинтересованности. Использование в процессе обучения дидактических игр, по его мнению, способствует получению ребенком определенных знаний, формированию у него умений и навыков, способствует развитию мышления, развивает волевые качества.
Первоначальная цель дидактической игры в обучении старших дошкольников, состоит в том, что бы включить таких детей в непосредственную образовательную деятельность. Дидактическая игра, является одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес детей к изучению чего-то нового, на первый взгляд не понятного детям. Игра побуждает у ребенка интерес к познанию новых явлений окружающей действительности. При включении детей в игровую ситуацию, интерес к образовательной деятельности возрастает, изучаемый материал становиться доступным. Несмотря на то, что дидактическая игра это не основная форма изучения нового материала дошкольниками, она все-таки, является частью образовательного процесса. Дидактические игры способствует формированию фонематического восприятия слова, расширяет кругозор детей, активирует аналитико-синтетическую деятельность, а главное стимулирует речь и развивают мышление. В результате этого у детей появляется интерес к изучению новых знаний.
Ценность дидактических игр как средства развития у детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что в таких играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Дидактические игры содействуют развитию у дошкольников данной категории ощущений и восприятия, формированию представлений, усвоению знаний. Использование дидактических игр дает возможность обучать детей разнообразным способам решения тех или иных умственных и практических задач.
Учитывая вышесказанное, дидактические игры, которые в работе со старшими дошкольниками,можно сгруппировать следующим образом:
1.Игры с предметами:
– игры с реальными предметами, с помощью которых дети получают новые знания об окружающей действительности,например: «Найди пару», «Что лишнее?», «Подбери предмет по цвету»;
– игры на замещение предметов – формируют у детей старшего дошкольного возраста умение выполнять действия замещения, подбирать к заместителям соответствующие им предметы;
– игры на создание новых образов – обозначение предметов при помощи заместителей и использование наглядных моделей служит основой создания новых образов. Они также требуют самостоятельного придумывания рисунков, рассказов, сказочных событий;
– игры на анализ предметов и на выделение пространственных отношений – направлены на усвоение детьми действий наглядного моделирования. Основное значение при выполнении таких заданий имеет понимание детьми связи между моделями и представленными в них объектами, умение учитывать эту связь и использовать ее в собственных действиях.
2. Игры с природным материалом всегда вызывают у детей старшего дошкольного возраста желание играть, поскольку в них используют предметы природы (овощи, фрукты, семена, камни и т. д). Однако необходимо помнить, что в игры с природным материалом лучше всего играть на природе, потому что окружающая природа – лучшая наглядность, например, такие игры,как: «Каждому камешку свой домик», «Угадай дерево», «Собери букет», «Что лишнее?» и др.
3. Настольно-печатные игры, при помощи которых решаются различные развивающие задачи обучения детей,а именно: закрепление знаний о пространственном расположении на листе, о порядковом и количественном счете, нахождение сходств и отличий между предметами (картинками, развитие зрительного восприятия,например: «Домино», «Лото», «Ищи и найдешь», а так же различные игры с картинками. Перечисленные игры помогают детям, знакомится со свойствами и признаками предметов (величиной, формой, цветом, качеством, в них решаются задачи на классификацию, сравнение, установление последовательности, дошкольники упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по этому признаку (форме, цвету, качеству назначению).
4. Словесные игры. Необходимо заметить, что словесные игры являются наиболее сложными для детей старшего дошкольного возраста, поскольку требуют активизации многих психических процессов. Такие игры построены на словах и действиях и опираются на уже имеющиеся у детей знания о предметах и явления окружающей действительности, например,игры: «Назови ласково», «Угадай по голосу», «Опиши предмет», «Угадай по описанию», «Третий лишний», «Какой звук?», составление рассказа по «Серии сюжетных картинок». Ценность таких игр заключается в том, что они способствует развитию речи детей, расширяют и активизируют словарный запас, формируют грамматическую сторону речи и правильное звукопроизношение, развивают связную речь, как диалогическую, так и монологическую.
Так, в процессе проведения игры «Угадай по описанию» педагог предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном или игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.Например: «Это овощ. Он красный, круглый, сочный. Это … (помидор). Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами, и он находит нужный.
Составление рассказа по «Серии сюжетных картинок» способствуют формированию у детей старшего дошкольного возраста умения устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.
Решение задач в образовательном плане на использование вспомогательных средств в проблемной ситуации детьми старшего дошкольного возраста происходит наиболее успешно, если использовать в процессе обучения игры «Достань шарик», «Как достать», «Поставь машинку в гараж», в которые непосредственно включены разнообразные образные проблемные ситуации.
Использование таких игр как «Что случилось?», «Кому какое угощение» дают возможность сформировать у детей старшего дошкольного возраста развития предпосылки для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению.
Для формирования понимания детьми внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов,необходимо использовать следующие игры: «Как достать шарик», «Дорисуй», «Чего не хватает?», «Сгруппируй» и другие.
Детей старшего дошкольного возраста следует учить выявлять связи между персонажами и объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и обосновывать свои суждения.Этому способствуют такие игры как: «Волшебные картинки», «Что сначала, что потом». Эти игры развивают речь и наглядно-образное мышление дошкольников, а также учат детей анализировать сюжеты со скрытым смыслом.
Источник
Игра как средство воспитания дошкольников
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.
Руководствуясь требованиями «Программы воспитания в детском саду», педагог отбирает и планирует программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко определяет дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.
Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит детей играть, создавать, по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целенаправленное использование игрушек и игровых материалов; доброжелательность отношений и радостный настрой детей.
Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, договоренность.
Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.
Воспитатель использует содержание игр для формирования у детей положительного отношения к социалистической действительности, любви к Родине, своему народу, учит их правилам общественного поведения, проверяет, как они усвоены, и закрепляет их. В игре и через игру воспитатель развивает у дошкольников такие качества, как смелость, честность, инициатива, выдержка.
Игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения советских людей, их отношение к труду, общественной собственности, их взаимоотношения. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.
Организуя игру, руководя ею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.
Вне педагогического руководства игры детей могут иногда оказывать и нежелательное влияние. Н. К. Крупская писала: «Есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т, д. и т. п.».
Чтобы использовать положительное влияние игры и не допустить возникновения нежелательных игр, нужно учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать активное стремление к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью воспитатель через игру и в игре раскрывает детям смысл тех или иных положительных фактов, дает их оценку, вызывает у ребят желание подражать им и тем самым формирует их отношение к тому, что отображается в игре.
Воспитатель широко использует игру как средство физического воспитания. Большинство игр требует активных движений, которые усиливают кровообращение, способствуют более полному и глубокому обмену веществ. Двигательная активность содействует формированию правильной осанки, развитию координации движений, их красоты. Однако неправильно было бы думать, что игра является средством физического воспитания сама по себе. Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей. Иногда они переутомляются, находясь продолжительное время в одной и той же позе (сидение на корточках) или, наоборот, чрезмерно много двигаясь. Поэтому воспитатель прежде всего заботится о соблюдении гигиенических условий для игр детей.
Используя четкую, постепенно развивающуюся систему игр, педагог повышает эффективность физического развития дошкольников. Он создает у них радостное, бодрое настроение в игре, а положительное эмоциональное состояние – это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка и вместе с тем условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
Игра широко используется и как средство эстетического воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ. Огромное значение в игре имеет воображение – создание образов на основе ранее полученных впечатлений. В содержание многих игр включаются знакомые песни, танцы, стихи, загадки. Все это позволяет воспитателю углублять эстетические переживания детей. Нередко в играх они украшают свои постройки, используют элементы ряжения, что содействует воспитанию художественного вкуса.
Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.
МКДОУ д/с « Торга »
Консультация
Тема: « Игра как средство воспитания
дошкольников »
Воспитатель:
Басхамжаева Г.И.
2018г.
Источник
Игра как средство воспитания и развития детей.
Будучи увлекательным занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством их воспитания и развития. Но это происходит тогда, когда она включается в организуемый и управляемый педагогический процесс. Развитие и становление игры в значительной степени происходит именно при использовании ее как средства воспитания.
Руководствуясь требованиями «Программы воспитания в детском саду», педагог отбирает и планирует программное содержание, которое должно быть усвоено детьми в играх, четко определяет дидактические и игровые задачи, действия и правила, предполагаемый результат. Он как бы проектирует весь ход игры, не разрушая ее своеобразия и самодеятельного характера.
Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит детей играть, создавать, по словам А. С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества: воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отражаемых представлений; целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий; подчинение правилам и способность руководствоваться ими в игре с учетом интересов отдельных детей и всех играющих; целенаправленное использование игрушек и игровых материалов; доброжелательность отношений и радостный настрой детей.
Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления детей. Чтобы выполнить в игре ту или иную роль, ребенок должен свое представление перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость в их пополнении. Потребность в новых знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим установить взаимопонимание, договоренность.
Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под руководством воспитателя овладевают новыми знаниями.
Воспитатель использует содержание игр для формирования у детей положительного отношения к социалистической действительности, любви к Родине, своему народу, учит их правилам общественного поведения, проверяет, как они усвоены, и закрепляет их. В игре и через игру воспитатель развивает у дошкольников такие качества, как смелость, честность, инициатива, выдержка.
Игра – это своего рода школа, в которой ребенок активно и творчески осваивает правила и нормы поведения советских людей, их отношение к труду, общественной собственности, их взаимоотношения. Она является той формой деятельности, в которой в значительной мере формируется общественное поведение самих детей, их отношение к жизни, друг к другу.
Организуя игру, руководя ею, воспитатель воздействует на коллектив детей и через коллектив на каждого ребенка. Становясь участником игры, ребенок сталкивается с необходимостью согласовывать свои намерения и действия с другими, подчиняться правилам, которые устанавливаются в игре.
Вне педагогического руководства игры детей могут иногда оказывать и нежелательное влияние. Н. К. Крупская писала: «Есть игры, вырабатывающие жестокость, грубость, разжигающие национальную ненависть, плохо действующие на нервную систему, вызывающие азарт, тщеславие. И есть игры, имеющие громадное воспитывающее значение, укрепляющие волю, воспитывающие чувство справедливости, умение помогать в беде и т, д. и т. п.».
Чтобы использовать положительное влияние игры и не допустить возникновения нежелательных игр, нужно учить детей различать, что хорошо и что плохо, воспитывать активное стремление к хорошему и неприязнь к плохому. С этой целью воспитатель через игру и в игре раскрывает детям смысл тех или иных положительных фактов, дает их оценку, вызывает у ребят желание подражать им и тем самым формирует их отношение к тому, что отображается в игре.
Воспитатель широко использует игру как средство физического воспитания. Большинство игр требует активных движений, которые усиливают кровообращение, способствуют более полному и глубокому обмену веществ. Двигательная активность содействует формированию правильной осанки, развитию координации движений, их красоты. Однако неправильно было бы думать, что игра является средством физического воспитания сама по себе. Без педагогического руководства игра может принести вред физическому развитию детей. Иногда они переутомляются, находясь продолжительное время в одной и той же позе (сидение на корточках) или, наоборот, чрезмерно много двигаясь. Поэтому воспитатель прежде всего заботится о соблюдении гигиенических условий для игр детей.
Используя четкую, постепенно развивающуюся систему игр, педагог повышает эффективность физического развития дошкольников. Он создает у них радостное, бодрое настроение в игре, а положительное эмоциональное состояние – это залог полноценного физического и нервно-психического развития ребенка и вместе с тем условие воспитания жизнерадостного, доброжелательного характера.
Игра широко используется и как средство эстетического воспитания, потому что дети отражают окружающий их мир через роль, образ. Огромное значение в игре имеет воображение – создание образов на основе ранее полученных впечатлений. В содержание многих игр включаются знакомые песни, танцы, стихи, загадки. Все это позволяет воспитателю углублять эстетические переживания детей. Нередко в играх они украшают свои постройки, используют элементы ряжения, что содействует воспитанию художественного вкуса.
Таким образом, игра является средством всестороннего воспитания и развития детей.
Источник