Игра и социальное развитие ребенка дошкольного возраста
Роль игры в социальном развитии ребенка дошкольного возраста
(Тема по самообразованию)
Иванова Е.Н.
Москва 2013-2014
Роль игры в социальном развитии ребенка дошкольного возраста
Мы все когда-то были детьми и с удовольствием играли в различные игры. Может быть, поэтому часто светлые воспоминания о детстве связаны именно с играми. Слово “игра” ассоциируется с чем-то неповторимым, радостным. Но игра – это не только развлечение и времяпровождение, вызывающее массу положительных эмоций, что само по себе очень ценно для развития жизнерадостного, здорового ребенка. Игра – это ещё и умение весело и непринужденно учиться. Учиться видеть и понимать мир вокруг, учиться общаться со взрослыми и детьми, учиться говорить и что-то делать, учиться мыслить и творить.
Лишение ребенка игровой практики – это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, активизации процесса познания мира.
Игра имеет преимущество перед всеми другими видами детской деятельности и занимает особое положение в педагогическом процессе, так как дает детям большую возможность проявить собственную активность и самостоятельность. Почему именно игра, а не учеба и труд, обеспечивает самостоятельность детей дошкольного возраста? Дело в специфике игровой деятельности, в её условном характере. В игре все “понарошку” – и действия, и пространство, и роли. Ребенку достаточно провести черту, чтобы обозначить: “Здесь, за этой линией, будет улица, а здесь, где я стою, – детский сад”. Открыть дверной замок с помощью воображаемого ключа или палочки, которая его заменяет, ребенку ничего не стоит.
В реальной жизни все эти простые, на наш взгляд, действия ребенок не всегда может выполнить сам, без помощи взрослого. А игра не требует от него в этом плане особых умений, так как не связана с получением определенного практического результата.
В дошкольном возрасте ребенок открывает для себя мир человеческих отношений. Он испытывает сильное желание включиться во взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Психолог Д.Б.Эльконин, опираясь на исследования детской игры, начатые психологом Л.С.Выготским, представил в своих трудах проблему игры как центральную для понимания психического развития в дошкольном возрасте. Он проводит мысль о внутреннем родстве всех видов игр, обращая внимание на социальное происхождение и содержание сюжетно-ролевой игры.
В сюжетно-ролевой игре происходит социализация, всестороннее развитие ребенка, формируется личность в целом. Ребенок как личность развивается в реальных взаимоотношениях, которые складываются у него со сверстниками в ролевой игре под влиянием принятой на себя роли.
Сюжетно-ролевая игра в её типичной форме – это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те её моменты, которые привлекли их внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. Конечно, всё это возможно лишь при условии, что дошкольники в достаточной мере с помощью педагога овладели игровой деятельностью.
Развивающее значение игры многообразно. Она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания.
В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых. Для того, чтобы отобразить в игре какие-либо стороны жизни взрослых, дети должны предварительно с ними познакомиться (разумеется, с помощью старших). Однако главное не в количестве сведений, получаемых ребенком, а в качестве их усвоения. То, что пропущено через игру, дети усваивают не так, как то, о чем они только слышали от взрослых или даже наблюдали сами. И происходит это потому, что игра не просто отображает, а моделирует социальные ситуации.
В процессе игры дети, как известно, берут на себя различные роли и тем самым замещают людей, находящихся между собой в определенных социальных взаимоотношениях. При этом игровая модель отображает действительность обобщённо, то есть выделяет только самые основные и общие отношения, опуская все второстепенное. Это и приводит к тому, что дети постигают суть отношений между людьми, которая в других условиях остается от них скрытой, заслоненной массой несущественных деталей.
Замещение и моделирование явлений действительности, формирующиеся в игре, носят не пассивный, а активный характер. Так, необходимость использовать в игре не те предметы, которые употребляются в деятельности взрослых, а другие, лишь напоминающие их и позволяющие выполнить игровые действия (кубик вместо мыла, стул вместо автомобиля), толкает детей на путь поиска подходящих заместителей. А это – уже элементы воображения, творчества.
Разумеется, то, что было сказано выше о развивающем значении сюжетно-ролевой игры, относится к случаю, когда сама игра достигает у дошкольников достаточно высокой степени развития. А для этого требуется систематическое и умелое руководство ею со стороны воспитателя.
Изучение проблемы развития сюжетно-ролевых игр показало, что, основываясь на известном в педагогике положении о том, что ребенка побуждает к игре социальная среда, доказывает ведущую роль компетентного взрослого, умеющего встать на позицию ребенка, сотрудничать с ним, видящего смысл развертывающейся ситуации. Это настраивает ребенка на творческое отношение к жизни, на экспериментирование на основе жизненного опыта и знаний, полученных от взрослых.
Немаловажной задачей является изучение мотивов (исходного момента игры – распределение ролей, обсуждение сюжета, отбор игрового материала и пр.), когда возникает объективная необходимость вступление партнеров в общение. Изучение мотивов игровой деятельности облегчит воспитателям поиск методов и приемов руководства игрой, которые формируют её как самостоятельную детскую деятельность.
Мотивом сюжетно-ролевой игры является взаимодействие людей. При ознакомлении с окружающим надо показать, что взрослые не только совершают разные полезные дела, они еще постоянно вступают в контакты друг с другом. Разнообразные действия с предметами, которые осуществляют они в процессе своего труда, как бы отодвигаются на второй план, главное – это взаимосвязь людей: продавец не может быть без покупателей, больной – без врачей.
Большое влияние на развитие игр оказывают знания, полученные дошкольниками в результате ознакомления с художественной литературой(чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок),художественно-творческой деятельности(изготовление аппликаций, рисунков, подготовка атрибутов, места для игры), познавательной деятельности (беседы о профессиях, о труде взрослых, рассматривание фотографий). При ознакомлении с трудом взрослых наибольшее предпочтение отдается экскурсиям, т.е. непосредственному наблюдению. Детям показывают не только действия, которые люди выполняют, но и раскрывают значимость их труда для других. Обращают внимание на личные качества человека. Например, объясняют, что продавец вежливый, внимательный, он выслушивает покупателей, предлагает им нужную вещь. И очень важно, чтобы полученные знания естественным образом влияли на игры детей.
Итак, игра в детском саду должна организовываться, во-первых, как совместная игра воспитателя с детьми, где взрослый выступает как играющий партнер и одновременно как носитель специфического “языка” игры. Естественное эмоциональное поведение воспитателя, принимающего любые детские замыслы, гарантирует свободу, самостоятельность и непринужденность, удовольствие ребенка от игры, способствует возникновению у детей стремления самим овладеть игровыми способами. Во-вторых, игра должна сохраняться как свободная самостоятельная деятельность детей, где они используют все доступные им игровые средства, свободно объединяются и взаимодействуют друг с другом, где происходит формирование конструктивных способов разрешения конфликтов, возникающих в процессе игры. Надо так организовать игру дошкольников, чтобы у них возникла необходимость обращаться за чем-либо к другим людям. Они на собственном опыте будут убеждаться, как важно умело налаживать контакты с окружающими.
Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.
Использованная литература
- Воспитание детей в игре. А.К.Бондаренко, А.И. Матусик – М.: Просвещение, 1983.
- Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. – М., 2001.
- Игра и дошкольник. Развитие детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности: Сборник / под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой. – СПб, 2004.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. -2-е изд. – М., 1999.
Источник
Ольга Жерновая
«Игра в социальном развитии детей дошкольного возраста»
Как отмечал известный психолог Леонтьев А. Н. «Личностью не родятся, личностью становятся». Я познакомлю вас с тем, как происходит становление личности моих воспитанников.
Младший дошкольный возраст – это важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психологического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, предметным миром. На этом этапе происходит формирование основ первоначальной социализации и формирование важнейших личностных новообразований, определяющих в последующем всю систему отношений человека с окружающим миром и с самим собой.
Социально-личностное развитиепроцесс и результат двух взаимосвязанных и взаимообусловленных процессов: социализации и интеграции, которые направлены на вхождение ребёнка в социокультурную среду. Оно включает в себя несколько направлений работы и реализуется в процессе общения, игровой, трудовой, познавательной, творческой деятельности, через приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской позиции, формирование принадлежности к мировому сообществу; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания.
Работу по социально – личностному развитию с детьми я начала с младшей группы. В начале, я провела наблюдение за поведением дошкольников в группе и обнаружила, что некоторые из них не всегда адекватно реагируют на ситуации, присутствуют агрессивные тенденции в общении, неспособность сдерживать нежелательные эмоции.
Учитывая особенности детей группы,я поставила перед собой следующие задачи:
– Создавать условия, обеспечивающие свободное самовыражение в любом
виде деятельности, предоставлять возможность для реализации своих
потребностей (интеллектуальных, духовных, двигательных).
– Поощрять проявление доброжелательного отношения, чуткости, понимания сочувствия и сопереживания к окружающим позволяет мне формировать в детях эти качества.
Цель и задачи достигались на основе реализации общеобразовательной программы дошкольного образования:
– программы «Детство»;
– Т. А. Шорыгина «Беседы об этикете с детьми 3-8 лет»;
– Л. Н. Шаманская «Путешествие по сказкам» // нравственное развитие дошкольников;
– Т. А. Шорыгина «Беседы о хорошем и плохом поведении».
Новый подход к данной проблеме, потребовал самостоятельного изучения и осмысления современных психолого– педагогических исследований, глубокого анализа научно – методической литературы. Это дало возможность эффективно реализовать содержательный аспект и реализующие технологии социально – эмоционального восприятия дошкольников.
Методы и приёмы работы с детьми по социально-личностному развитию.
Важным этапом моей деятельности явилась разработка перспективного плана по социальному развитию дошкольного возраста.Там я включила такие темы как: «труд взрослых», «предметный мир», «семья», «детский сад», «родной город и наша Родина». В процессе воспитательно –образовательной работы я выделила наиболее эффективные формы обучения:
– развивающие игры (игры – драматизации, сюжетно – ролевые игры и др) .
– имитационные упражнения;
– этюды;
– импровизации;
– беседы;
– чтение художественных произведений;
– свободное и тематическое рисование или лепка;
– рассказ педагога и рассказы детей;
– сочинение коротких рассказов или историй;
– наблюдения, прогулки.
В качестве основных методов и приёмов я использую:
-утро радостных встреч;
-имитационные игры;
-чтение и обсуждение художественных произведений;
-просмотр и обсуждение иллюстраций;
-игры и упражнения на распознавание эмоционального состояния;
-индивидуальные беседы;
-фотовыставки;
-беседы с группой воспитанников;
-обсуждение ситуаций из личного опыта воспитанников;
-сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-драматизации;
-групповые праздники (день именинника, день любимой игрушки, праздник друзей, т. д.);
-творческие выставки детей.
В группе созданы благоприятные условия для овладения детьми первоначальными представлениями социального характера и включения детей в систему социальных отношений.
Первостепенным в моей педагогической деятельности является индивидуальный подход к детям. Важно, чтобы в группе царила атмосфера принятия ребёнка таким, каков он есть. Моя педагогическая позиция – «вместе с детьми». Увидеть изюминку в каждом ребёнке, вовремя её заметить, поддержать и дать ей возможность проявиться. Внимание со стороны воспитателя, стимулирует детей к самовыражению и, вместе с тем, невольно побуждает дошкольников проявлять интерес к сверстникам, взрослым, сфере их интересов. В результате этого, ребёнок начинает ценить, уважать не только себя, своё «Я», но и окружающих его детей, взрослых.
В системе разнообразных факторов и условий современного развития детей особо хочу отметить игру.
Игра – является средством и инструментом познания мира взрослых людей, их отношений, сферы деятельности, чувств, переживаний, эмоций.
По словам крупного психолога А. В.Запорожца: в игре ребёнок активно воспроизводит привлекательные для него действия, взаимоотношения взрослых и тем самым приобщается к социальной жизни, становится в известном смысле её участником
Ролевые игры помогают детям апробировать различные характеры героев – положительный и отрицательные, грустные и веселые, а также помогают детям воспроизводить эмоциональные тотальности, которые служат ребенку в качестве эталонов. Растущей и развивающейся личности предоставляется возможность соотносить свои переживания с эмоциональными переживаниями близких людей, а затем путем сравнения развивать способность детей изменять и корректировать свою эмоциональную сферу.
Необходимо отметить то, что дети активно овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами – заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. Новый игровой опыт воспитатель передает детям в совместной с ним игре. Дети охотно подражают и воспроизводят цепочку игровых эпизодов, преимущественно передающие реальные ситуации. Это такие сюжетно – ролевые игры, как «Больница», «Зоопарк», «Семья», «День рождения» и др. Ежедневно я организую различные формы общения детей. Это беседы («Кто я такой?», «Какое у тебя имя», «На кого из сказочных героев хачу быть похож, рисование («Рисую себя», «Мой секрет», «Мой портрет в лучах солнца», Игры – драматизации («Брат и сестра», «Мамин день», «Смешные и грустные истории», имитационные упражнения («Угадай по походке», «Кто это», «Передай другому», индивидуальные беседы («Когда мне грустно», «Что тебя пугает?», «Чему ты радуешься?») .
Необходимо выделить то, что мы с детьми рассматриваем различные реальные ситуации и проводим игры – драматизации. И тут нам помогают театральные куклы и персонажи. С помощью родителей мы приобрели кукольные театры русских народных сказок. Руками родителей и детей был изготовлен пальчиковый театр и пошиты халаты с чепчиками врача для сюжетно – ролевой игры «Больница». Эти персонажи помогают нам в обыгрывании различных ситуаций, которые требуют особого внимания и наиболее оптимального их разрешения. Например, сюжетно – ролевая игра «День рождения куклы Кати» знакомит детей с правилами гостеприимства, учит общению со сверстниками, развивает коммуникативные способности детей.
Достижение положительных результатов в социальном развитии дошкольников невозможно без взаимодействия с семьями воспитанников. Это родительские собрания,консультации: «10 правил воспитания ребенка», «Капризный ребенок», анкетирование, памятки о возрастных психологических особенностях детей младшего дошкольного возраста: «Хвалите ребенка чаще», «Что такое дружба?». Родители заинтересованы, сотрудничают, становятся участниками педагогического процесса, что позволяет нам повышать их педагогическую культуру. С родителями достигла полного взаимопонимания.
Игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков.Игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.
Мои дети стали более уверенны в себе, жизнерадостны, активны и адаптированы к различным социальным ситуациям, а многогранная воспитательно–образовательная работа по социальному развитию обеспечила приобретение моими воспитанниками социального опыта, социальных способов взаимодействия, способов общения друг с другом, умения высказывать свои оценки, суждения.
Мне предстоит совершенствовать свою работу и профессиональное мастерство.Но в одном я точно убеждена: социальное развитие детей будет приоритетным в моей педагогической деятельности.
Источник