Игра и психическое развитие ребенка с нарушением слуха

Игра и психическое развитие ребенка с нарушением слуха thumbnail

Игровая деятельность детей с нарушением слуха (особенности игр  детей с нарушением слуха)

          Развитие ребенка раннего и дошкольного возраста связано с формированием предметной, игровой, изобразительной, конструктивной, трудовой деятельности, в процессе которых происходит познание предметов и явлений окружающего мира, отношений людей, развиваются речь и навыки общения, происходит зарождение личности человека. Полноценное формирование этих видов деятельности у детей с нарушением слуха происходит в процессе целенаправленного воздействия на них.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая вследствие ее неоспоримого значения для психического развития ребенка. Возникновение игры у ребенка связано с развитием предметной деятельности, которая формируется у нормально слышащих детей на втором году жизни. У детей с нарушением слуха предметная деятельность формируется преимущественно в дошкольный период детства . Более позднее формирование предметной деятельности обуславливает запаздывание сроков формирования игры. Особенности формирования игры у  детей с нарушением слуха  связаны также с задержкой в развитии восприятия и мышления, недостаточным уровнем воображения. Недоразвитие речи и ограниченность речевого общения негативно влияют на становление сюжетно-ролевой игры. Особенности игровой деятельности глухих дошкольников были подробно исследованы Г. Л. Выгодской .

Дошкольники с нарушением слуха, как и слышащие дети, любят играть. Они стремятся в играх отразить те впечатления, которые получают благодаря наблюдениям за окружающей жизнью и участию в ней. Однако тематика их игр значительно беднее, с преобладанием в основном бытовых игр. Эти игры в случае отсутствия специального обучения длительное время носят предметно-процессуальный характер, и даже в старшем дошкольном возрасте не становятся подлинной сюжетно-ролевой игрой.

Играм  детей  с нарушением слуха присуще педантичное отражение предметных действий: вместо развертывания сюжета дети воспроизводят детализированные предметные действия. Не умея самостоятельно вычленить существенное, передать отношения людей, они воспроизводят элементы ситуации, не являющиеся основными для данной игры. Многократно повторяются одни те же игровые действия, особенно если они раньше были продемонстрированы взрослым. Подражание близким взрослым (маме, педагогу) часто становится целью действий ребенка при вхождении его в роль. Однако они копируют в игре лишь внешнюю сторону поведения, не вникая в его суть. Элемент подражания остается характерным для игр детей длительное время: они стараются точно, с подробнейшими деталями воспроизводить игры, продемонстрированные педагогом, в то время как слышащие дети тяготеют к внесению изменений, развитию сюжета, фантазированию.

Наиболее характерными для игр детей с нарушением слуха являются трудности игрового замещения, т. е. возможности использования в игре предметов, которые в быту имеют другое назначение. Игровое замещение помогает ребенку осознать смысловое значение слова, отойти от конкретного значения. Введение предметов-заменителей связано с развитием знакового символического способа мышления, опосредовано развитием воображения, мышления, речи. В самостоятельных играх глухие дети редко прибегают к использованию предметов в несвойственных им функциях.

Полноценная сюжетно-ролевая игра без специального обучения не формируется, и в старшем дошкольном возрасте у большинства детей наблюдаются процессуальные действия или игры, включающие элементы сюжета. У слабослышащих детей, пользующихся фразовой речью, как правило, уровень игры выше: в старшем дошкольном возрасте у них появляется сюжетно-ролевая игра, однако она не достигает уровня игры нормально слышащих сверстников.

Источник

РАЗВИТИЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Ключевые слова: ранний возраст, дети раннего возраста, нарушения слуха, игра, игровая деятельность.

Аннотация: в статье рассматриваются особенности игровой деятельности у детей раннего возраста с нарушением слуха. Определены понятия «игра» и «игровая деятельность». Предложена поэтапная схема и необходимые условия развития игровой деятельности у детей раннего возраста с нарушением слуха.

Ранний возраст – это возраст активного познания и формирования целостной картины миры, основа дальнейшего развития в дошкольном, а затем и в школьном возрасте. Каждый ребенок испытывает естественную потребность в развитии. Ведь как воспитаешь ребенка с малых лет, какое развитие ребенку дашь, во многом определит успешность ребенка в будущем. Основная задачи – ввести в жизнь ребенка новый опыт, открывающий перед ними замечательные возможности.

Поскольку личность развивается только в процессе разнообразной деятельности, то формирование личности детей раннего возраста тесно связано с формированием различных видов деятельности – трудовой, изобразительной, игровой. В процессе данных видов деятельности происходит приобщение детей к навыкам общения, познание предметов и явлений окружающего мира, взаимоотношений между людьми, а также развитие речи.

Читайте также:  Этапы развития ребенка от 0

Каждый ребенок испытывает естественную потребность в развитии. Ведь как воспитаешь ребенка с малых лет, какое развитие ребенку дашь, во многом определит успешность ребенка в будущем. Основная задачи – ввести в жизнь ребенка новый опыт, открывающий перед ними замечательные возможности.

Нарушения слуха в данный период жизни ребенка оказывают сильное влияние на последующее его развитие.

Как свидетельствует мировая и отечественная статистика, нарушение слуха имеет один ребенок из ста. Среди основных причин нарушения слуха выделяют:

– инфекционные заболевания детей и их осложнения;

– наследственные факторы;

– заболевания, поражающие наружное, среднее или внутреннее ухо, слуховой нерв;

– неблагоприятное протекание беременности, врожденные деформации слухового аппарата, родовые травмы;

– механические травмы и т.п. [1, с.67].

За последние годы в России значительно возросло количество детей с кохлеарными имплантами. Этот высокоэффективный метод абилитации глухих детей проводится во все более раннем возрасте, уже есть опыт имплантации у совсем маленьких детей, в возрасте до года.

Преимуществом кохлеарного импланта является обеспечение принципиально новых уровней слухового восприятия, возможность слышать те звуковые частоты, которые с помощью слухового аппарата услышаны быть не могут.

Чем раньше проводится кохлеарная имплантация, тем лучше. У детей до 2-3 летнего возраста за счет передаваемой имплантом звуковой стимуляции, происходит формирование межнейронных связей в слухоречевых и рече-двигательных отделах центральной нервной системы, что очень важно для последующего развития слуховых ощущений и навыков самостоятельной речи.

Сама по себе КИ не позволяет глухим детям сразу же после подключения речевого процессора различать звуковые сигналы и пользоваться речью в коммуникативных целях. Поэтому, после проведения первой настройки процессора ребенок нуждается в педагогической помощи по развитию слухового восприятия и развитию речи. В связи с чем, главная цель реабилитации маленьких детей с кохлеарным имплантом – научить ребенка воспринимать, различать, опознавать и распознавать окружающие звуки, понимать их значение и использовать этот опыт для развития речи. Наиболее эффективно этого можно добиться через игру.

Игра – это один из тех видов деятельности, который взрослые используются для обучения детей дошкольного возраста, чтобы научить их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игровой деятельности дошкольник сформировывается как личность, у него разрабатываются те аспекты психики, от которых впоследствии будет зависеть успехи в школе и в работе.

С термином “игра” тесно взаимосвязан термин “игровая деятельность”. По мнению Л. С. Выготского, как раз в игровой деятельности, которая характеризуется наличием свободы, новизны, интереса, дошкольники обучаются понимать мир, создавать представление о времени и месте, регулировать свои эмоции и впечатления [2].

Также тему игровой деятельности в своих работах поднимали и такие российские ученые, как А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, Н.К. Крупская, H. Д. Виноградов, В. П. Вахтеров, Е.Л. Покровский и такие зарубежные ученые, как В. Штерн, Ж. Пиаже, К. Гросс, С. Холл, К. Коффка, Г. Спенсер, З. Фрейд, А. Адлер.

В игре происходит становление основных психологических установок – усвоение мотивов деятельности, формирование произвольной регуляции, развитие действий с символами. Игра помогает детям ориентироваться в смыслах и мотивах деятельности взрослых, усвоить правила социального поведения, облегчает процесс приобщения к действующим в обществе нравственным нормам [1, с. 106].

Как подчеркивает Л.Н. Галигузова, ценность игры состоит в том, что она дает ребенку совершенно особый, уникальный способ освоения действительности – через действие в условных, придуманных обстоятельствах, т.е. является важным средством социализации детей [4].

Развитие игровой деятельности детей с нарушением слуха целесообразно осуществлять поэтапно в процессе специально организованных игр-занятий и руководства свободной игровой деятельностью детей (что позволяет развивать и при необходимости своевременно корректировать приобретенные игровые умения). Проведению всех видов игр-занятий должна предшествовать подготовительная работа по обогащению представлений об окружающем мире. Перевод ребенка на обучение по программе более высокого уровня необходимо осуществлять при достижении им определенных результатов, никаких фиксированных сроков не было определено.

В качестве первого этапа обучения можно выделить развитие игрового интереса. Он представляет собой серию игр-занятий, направленных на вызывание интереса к игрушкам и действиям с ними, в течение которых детям предоставляется возможность самостоятельно выбирать игрушки и действовать с ними. Такой подход способствует развитию и повышению интереса ребенка к разнообразным игрушкам, развитию умения извлекать новые впечатления из игрушки.

Читайте также:  Особенности физиологического развития ребенка первого года жизни

Следующий этап – формирование предметно-отобразительной игровой деятельности. Условно можно выделить три направления работы, которые на практике реализовывались в тесной взаимосвязи:

– обучение игровым действиям с игрушками (с постепенным переходом к обобщениям);

– формирование игровых действий с предметами-заместителями;

– формирование элементарного игрового взаимодействия.

В работах Н. Я. Михайленко, Н. А. Коротковой прослеживается усложнение способов игрового взаимодействия детей раннего и дошкольного возраста [5]. Овладение детьми первым уровнем такого взаимодействия – предметным – способствует переходу к более сложному уровню – сюжетному взаимодействию, то есть обмену условными игровыми действиями.

Заключительным этапом выступает формирование сюжетно-отобразительной игры.

По мнению С. Л. Новоселовой и Е. В. Зворыгиной, игровые действия, сформированные на личном опыте ребенка, имеют для него эмоциональный, личностный смысл, который приобретает мотивирующее значение [Новоселова].

Психическое развитие детей раннего возраста с нарушением слуха проходит в особых условиях восприятия внешнего мира и взаимодействия с ним. Все это актуализирует необходимые разработки условий развития игровой деятельности: 

− обустройство игровых уголков в группах стеллажами с игрушками, а также наличие коврового покрытия, на котором размещена часть игрушек; соответствие возрасту детей и основным задачам развития игровой деятельности; 

− планирование работы специальным психологом, дефектологом, воспитателями ДОУ с учетом современных тенденций в области специальной психологии и педагогики; 

− ориентирование в развитии игровой деятельности на реальные возможности ребенка с недостатками слухового восприятия; 

− использование эффективных методов и приемов обучения в соответствии с дефектом и степенью его выраженности; 

− соответствие тематики и содержания сюжетно-ролевых игр разделам программы: ознакомление с окружающим, изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд, развитие речи и т.д.

В рамках игротерапии с детьми с нарушенным слухом, необходимо использовать обобщённый, адаптированный материал, который можно использовать материал в различных педагогических процессах: учебной деятельности, при проведении диагностического обследования, во время индивидуальных коррекционных занятий, при проведении режимных моментов и др.

В процессе игры необходимо использовать упражнения, помогающие в определении и нахождении источника звучания; различении силы звучания; различении длительности звучания; различении и опознавании звучания музыкальных инструментов; выработке условно-двигательной реакции и другие.

При планомерной совместной деятельности с детьми раннего возраста значительно повысится качество усвоения учебного материала: уровень речевого и неречевого слуха детей, облегчится выработка условной двигательной реакции на звучание различных музыкальных инструментов; повысится уровень познавательной активности детей и, как следствие, возникнет желание самостоятельного говорения, пробуждения речевой активности каждого ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие игровой деятельности детей раннего возраста с нарушениями слуха невозможно без соблюдения основных условий, обеспечивающих качественное своевременное овладение игровой деятельностью детьми с нарушением слуха с последующим переносом усвоенного опыта в реальную жизнь:

1) четкую преемственность занятий по ознакомлению с окружающим миром и обучению игре;

2) учет этапов формирования игровой деятельности;

3) организацию игрового взаимодействия детей;

4) стимулирование самостоятельных игр детей, создание условий для их организации.

Список литературы

  1. Богданова, Т. Г. Сурдопсихология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Т. Г. Богданова. – М.: Академия, 2002. – 203 с.

  2. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. – СПб.: Питер, 2001. 512 с

  3. Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М. 1989.

  4. Галигузова, Л. Н. Педагогика детей раннего возраста : учеб, пособие для студентов вузов /Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова. — М.: ВЛАДОС, 2007. — 300 с.

  5. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М. 2001. – 96 с.

7

Источник

Картотека игр,

направленных на развитие психических процессов –

 памяти, внимания, мышления.

  1.  « Чего не стало?»
  2. «Что изменилось?»
  3. «На что похожа буква?»
  4. «Дорисуй»
  5. «Подумай и нарисуй»
  6. «Запомни и назови»
  7. «Посмотри, запомни, назови»
  8. «Прятки»

                                     Игра «Чего не стало?»

Цели: развивать внимание, память, мышление, закреплять словарный запас, отрабатывать определенный метод запоминания.

Читайте также:  Развитие детей узнай способности своего ребенка

Оборудование: игрушки, предметы, таблички, картинки.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог выставляет на стол игрушки (предметы). Затем с помощью определенного метода: составление сюжета; методом ассоциаций, методом трансформации, методом «Цицерона» или ориентируясь на фотопамять предлагает ребенку запомнить игрушки.

Например, метод составления сюжета: гриб рос под елкой, прилетела птичка и села на елку, видит машина, в ней едет кукла и т.д.; проговаривание может сопровождаться действиями.

Педагог считает до трех, дети закрывают глаза. Педагог убирает одну или более игрушек и предлагает детям вспомнить, чего нет? Дети называют или показывают предмет. Игрушка ставится на место педагогом или ребенком.

Речевой материал:  посмотри, будь внимателен, запомни, Чего нет?, верно – неверно, молодец, думали хорошо.

                               Игра «Что изменилось?»

Цели: развивать внимание, память, мышление, закреплять словарный запас, отрабатывать определенный метод запоминания.

Оборудование: игрушки, картинки, таблички.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог выставляет на стол игрушки (предметы). Затем с помощью определенного метода: составление сюжета; методом ассоциаций, методом трансформации, методом «Цицерона» или ориентируясь на фотопамять предлагает ребенку запомнить игрушки.

Педагог считает до трех, дети закрывают глаза. Педагог меняет игрушки местами и предлагает детям вспомнить, что изменилось? Дети ставят предметы на свои места и называют их.

Речевой материал: посмотри, будь внимателен, запомни, что изменилось?, верно – неверно, молодец, думал хорошо.

                              Игра «На что похожа буква?»

Цели: развивать внимание, воображение, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи.

Оборудование: карандаши, бумага.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог рисует какую – либо букву и предлагает ребенку подумать, нарисовать и сказать, на что она похожа?  Например,  Ж похожа на жука, Ш – на расческу, В – на половинку бабочки и т.д.

Речевой материал: смотри внимательно, на что похоже?, назови букву, что это?, верно – неверно. Молодец.

Игра «Дорисуй»

Цели: развивать внимание, воображение, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи.  

Оборудование: карандаши, бумага.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог на доске или бумаге рисует любые закорючки и предлагает детям подумать. что из них можно нарисовать.

Речевой материал: смотри внимательно, думай. Что это? На что похоже?, нарисуй что хочешь, верно, молодец.

Игра «Подумай и нарисуй»

Цели: развивать внимание, воображение, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи.

Оборудование: бумага, карандаши.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог на доске или бумаге рисует любые геометрические фигуры и предлагает детям подумать, что из них можно нарисовать.

Речевой материал: смотри внимательно, думай. Что это? На что похоже?, круг, квадрат, треугольник, нарисуй что хочешь, верно, молодец.

Игра «Запомни и назови»

Цели: развивать и увеличивать объем внимание, тренировать ассоциативное мышление, учить устанавливать ассоциативные связи, расширять и закреплять словарный запас детей.

Оборудование: картинки, предметы, таблички.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог ставит на стол игрушки по порядку, называя каждую. Затем устанавливаются ассоциативные связи (по цвету, форме, величине  и т.д.). Затем игрушки накрываются и педагог просит назвать, разложить последовательность.

Речевой материал: смотри внимательно, думай, запомни. Что это?, Кто это?, повтори, верно – неверно, названия предметов, игрушек.

Игра «Прятки»

Цели: развивать внимание, тактильное восприятие, память.

Оборудование: тактильные буквы.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку пощупать объемную букву (одну или несколько). Затем педагог прячет эти буквы среди других и предлагает ребенку на ощупь их найти.

Речевой материал: назови буквы, думай хорошо, запомни буквы, повтори, выложи как было, верно – неверно

Подвижная игра: «Посмотри, запомни, повтори»

Цели: развивать внимание, двигательную память.

Оборудование: картинки со схематическим  изображением поз человека.

Ход: игра проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предъявляет детям последовательно картинки с изображением различных поз человека. Дети выполняют необходимые движения, затем, через время педагог предлагает детям воспроизвести последовательность движений.

Речевой материал: смотри внимательно, делай так же, запомни. Повтори, верно – неверно. Молодец.

Источник