Игра и психическое развитие ребенка курсовая
Министерсво науки и
образования Украины
Луганский национальный
университет им. Т.Г.Шевченко
Курсовая работа
по психологии
на тему «Роль игры в психическом развитии
ребенка»
Выполнила:
Студентка І(ІІІ)ПО
Курса ИПП
Богданова Елена
Научный руководитель:
Луганськ – 2012
Содержание
Введение
Глава I Теория игры (методологическая
основа)
§ 1.Социальная природа игры.
§ 2.Классификация игр.
§ 3.Игры,
§ 3.1.Игры детей дошкольного возраста
§ 3.2 Игры детей младшего школьного
возраста
§ 3.3 Игры детей подросткового возраста
Выводы
Глава ІІ Методика и организация
игр во вне-учебной работе.
§1. Организация сюжетно-ролевых
игр в условиях лагеря
§2.Педагогическое руководство организаций
игр.
Выводы
Список используемой литературы
Введение.
Сегодня, как никогда
широко осознается ответственность
общества за воспитание подрастающего
поколения. Преобразование общеобразовательной
и профессиональной школы нацеливает
на использование всех возможностей,
ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса.
Далеко не все педагогические ресурсы
используются в сфере воспитания и
развития ребенка. К таким мало используемым
средствам воспитания относится игра.
А между тем, педагогика
и психология видят в игре
такие важные особенности как:
Полифункциональность
– возможность предоставить личности
позицию субъекта деятельности вместо
пассивного «потребителя» информации,
крайне важные для эффективности
учебно-воспитательного процесса.
Игра относится к
косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом
воздействия взрослого, является полноправным
субъектом деятельности.
Игра – это такое
средство, где воспитание переходит
в самовоспитание.
Игра теснейшим образом
связана с развитием личности,
а именно в период её особенно интенсивного развития в детстве,
оно приобретает особое значение.
Игра – первая деятельность,
которой принадлежит особенно значительная
роль в развитии личности, в формировании
свойств и обогащении его внутреннего
содержания.
В ранние, дошкольные годы жизни ребенка игра является тем
видом деятельности, в котором формируется
его личность.
Войдя в игру, раз за
разом закрепляются соответствующие
действия; играя, ребенок все лучше
овладевает ими: игра становится для
него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы приобрести
подготовку к жизни, а приобретает подготовку
к жизни, играя, потому что у него закономерно
появляется потребность разыгрывать именно
те действия, которые являются для него
новоприобретенными, еще не ставшими привычками.
В результате он в процессе игры развивается
и получает подготовку к дальнейшей деятельности.
Он играет, потому что
развивается и развивается, потому
что играет. Игра – практика развития.
Игра подготавливает
детей к продолжению дела старшего
поколения, формируя, развивая в нем способности
и качества, необходимые для той деятельности,
которую им в будущем предстоит выполнить.
В игре у ребенка формируется
воображение, которое заключает
в себе и отлет от действительности,
и проникновение в неё. Способности к преобразованию действительности
в образе и преобразованию её в действии,
её изменению закладываются и подготавливаются
в игровом действии, и в игре прокладывается
путь от чувства к организованному
действию и от действия к чувству. Словом,
в игре, как в фокусе, собираются, в ней
проявляются и через неё формируются все
стороны психической жизни личности в
ролях, которые ребенок, играя, принимает
на себя, расширяется, обогащается, углубляется
сама личность ребенка.
В игре в той или
иной мере формируется свойства, необходимые для учения
в школе, обуславливающие готовность к
обучению.
На разных этапах развития
детям свойственны разные игры в
закономерном соответствии с общим
характером данного этапа. Участвуя
в развитии ребенка, игра сама развивается.
Курсовая работа рассматривает роль игры
в развитии ребенка.
Цель работы.
I.
На основе анализа теоретической
литературы:
1. Определить значение
игры для психического и физического
развития ребенка;
2. Показать роль
игры как важного средства
воспитания;
3. Классифицировать
игры по способам организации.
II.
На основе наблюдений и опыта
организации игр:
1. Раскрыть зависимость
уровня развития и типа игр
от возрастных особенностей.
2. Показать методы
исследования игр детей школьного
возраста.
3. Представить
методические рекомендации по
организации игр.
Глава I Теория игры (методологическая
основа)
§ 1.Социальная
природа игры.
Игра – сложное
социально-психическое явление уже
потому, что это не возрастное явление,
а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться
в игру характеризуется особым видением
мира и не связаны с возрастом человека.
Однако стремление к игре взрослых и детей
имеют различные психологические основания.
Почему же люди, взрослея,
перестают играть?
Потребность в игре, вероятно, зависит от
творческих возможностей личности. Ведь
творчество обязательно связано с переживанием
радости от самого процесса деятельности.
В работах Л.С. Выготского показана возрастная
тенденция к снижению стихийно возникающих
игр.
Как правило, у детей
к подростковому возрасту свертывается
интерес к творчеству, подросток
начинает критично относиться к нему.
«Такое же свертывание
детской фантазии мы видим в том,
что у ребенка пропадает интерес
к наивным играм более раннего
детства». (8,32)
Однако ряд авторов
(Д.Н. Узнадзе, Н.П. Аникеева, О.С. Газман)
указывают, что получение удовольствия,
радости, положительных эмоций также
является одной из побудительных
сил, порождающих игру.
Взрослый человек, который
уже совершил выбор одного из возможных жизненных путей, живет в сфере
узкого канала воронки, а игра позволяет
ему в условном плане прочувствовать
другие возможные варианты жизни, не использованные
в реальном плане.
Умение людей входить
в игру влияет на эмоциональную атмосферу
общения, создаёт настроение окружающим. Игра
– это сложное социально-психологическое
явление, при достаточно осознанном отношении
она становится средством стрессового
контроля, самообновления, самосовершенствования,
преодоления внутреннего конфликта, а
также стимулирования приподнятого настроения.
Почему же этим средством
так редко пользуются взрослые?
Почему игра считается
преимуществом детства?
Как уже отмечалось выше,
игра – это, прежде всего, процесс
творческий,
Но у многих складывается
стереотип, что творчество – удел избранных, но Л.С. Выготский
в своей работе «Воображение и творчество
в детском возрасте», опровергает эту
мысль. Если понимать творчество: «как
необходимое условие существования, и
всё, что выходит за пределы рутины, и в
чем заключается хоть йота нового, все
равно будет ли это созданное… какой-нибудь
вещью внешнего мира или известным построением
ума или чувства…». То легко заметить,
что творческие процессы обнаруживаются
во всей силе, как в самом раннем детстве,
так и у взрослых людей. (8,40)
С возрастом люди получают массу возможностей
воздействовать на мир, в то время как
в детстве игра – доминирующий способ
в силу недостаточной развитости, «взрослых»
способов познания и действия.
Но главное, пожалуй, в
следующем. С детства люди привыкли
слышать: «хватить играть, пора делом заняться».
С детства лепится жесткий стереотип:
игра – это то, что несерьёзно. Игра отождествляется
с тем, что «легкомысленно», что «развлечение».
И взрослые люди компенсируют отсутствие
игры многозначительными хобби, погружением
в созерцание телевизионных программ,
играми по правилам (шахматы, карты), спортивным
«болением» и т.п.
И еще одна немаловажная
причина. Игра (как внешняя, так и
внутренняя) требует определенных душевных
усилий. Компенсирующие игру занятия
и увлечения более легки для ощущения.
Между тем, уже давно
обнаружено, что игра не представляет
собой чего-либо случайного, она
неизменно возникает на всех стадиях
культурной жизни у самых разных
народов и представляет неустранимую
и естественную особенность человеческой природы.
Значение игры в социализации
личности ребенка определяется тем,
что детская игра рассматривается
как форма включения ребенка
в мир человеческих действий
и отношений. Игра, возникающая на
такой ступени развития, когда
высокоразвитые формы труда делают невозможным непосредственное
участие в нем ребенка, тогда как условия
воспитания формируют у него стремление
к совместной деятельности и жизни с взрослым.
Процесс социализации есть
неразрывное единство с естественной
потребностью детского организма – развитии, осуществляемым
через игру. Игра по своему происхождению
и содержанию социальна.
«Игра-эта такая деятельность,
в которой воссоздаются социальные
отношения между людьми вне условий
непосредственно утилитарной деятельности».
(7,48)
§ 2.Классификация игр.
Принято различать два
основных типа игр:
– игры с фиксированными
и открытыми правилами;
– игры со скрытыми
правилами.
Примером игр первого
типа является большинство познавательных,
дидактических и подвижных игр,
а также развивающих (интеллектуальных, музыкальных, игры-забавы,
аттракционы).
Ко второму типу относятся
игры, в которых на основе жизненных
или художественных впечатлений
свободно и самостоятельно воспроизводятся
социальные отношения или материальные
объекты.
Обычно выделяются такие типы игр:
- Подвижные игры – разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё;
- Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;
- Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения естественнонаучных знаний, и для развития тех или иных психических качеств и свойств (наблюдательности, памяти, внимания);
- Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры в школу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.
Сюжетно-ролевые
игры уже давно были выделены психологами
и педагогами из других видов игр. Это
игры, в которых дети берут на себя какие-либо
роли и разыгрывают различные события
из жизни людей, изображают их деятельность
и взаимоотношения – и тем самым творчески
отражают действительность. Творческая
ролевая игра школьников имеет свое содержание,
свои внутренние правила. Стремясь воплотить
в игре реальную жизнь, школьники действуют
по соответствующим правилами этой жизни,
которые становятся для них внутренними
правилами игры. Поэтому содержание
игры заставляет школьников стремиться
максимально приблизить её к обстоятельствам
реальной жизни, внести в неё действительные
трудности, в которых будут реально проявляться
(тренироваться, воспитываться) лучшие
человеческие качества. Среди игр, содержащих
большие воспитательные возможности,
можно выделить несколько видов:
Игры драматизации подразумевают исполнение какого-либо
сюжета, сценарий которого не является
жестким каноном в отличие от спектакля.
В этом виде следует
выделить игры – импровизации. Сущность их заключается в том, что действующие
лица знают основной сюжетный стержень
игры, характер своей роли. Сама же игра
развертывается в виде импровизации.
С.Т. Шацкий так комментировал
эти игры: «Непринужденная детская
игра, дающая простор воображению, отражает
в себе жизненный опыт детей; ход её зависит
не только от быстроты, ловкости движений
и той или другой степени сообразительности,
но и от богатства внутренней жизни, развивающейся
в душе ребенка».
В этих играх, хотя они
и занимают ограниченное время, велика роль взрослого. Соответственно, его
позицией и определяется педагогический
смысл этой игры. Подбор ситуаций и развитие
самого сюжета игры – это то основное
звено, обеспечивая которое, взрослый
обеспечивает и эффективное воспитательное
влияние игры.
Игры «на преодоление этапов». Определяются этапы («пункты», «станции»).
На каждом этапе выполняется определенная
задача трудового, познавательного, спортивного
и т.п. характера.
Определяется число
этапов, на которых дети должны, например,
разгадать ребус, пришить пуговицу и т.д., в зависимости от тематики
и задач игры. Предусматриваются и игровые
роли: «судья», «контролёры», «ассистенты».
Игры проводятся чаще всего в виде
соревнований между командами. Они могут
проходить по различным учебным предметам:
географические, литературные и т.д.
Трудовые задания типа
«необходимо покрасить забор», «вырыть
ямы», основанные только на «взрослом»
требовании, могут вызвать сопротивление
подростков.
Источник
Роль игры в психическом развитии ребёнка
В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием.
Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребёнок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу воображения. Дети научаются отождествлять предметы и действия с заместителями, создавать новые ситуации в своём воображении.
Влияние игры на развитие личности ребёнка заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.
Продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.
Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребёнка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы – заместители как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности.
Кроме того, предмет-заместитель опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.
В игре ребёнок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.
Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.
Игра ведёт к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребёнок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль.
Влияние игры на общее развитие ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, шпомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного) возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета,—он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмету. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить, о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Пера может в таком случае протекать во внутреннем плане. Шестилетняя Катюша рассматривает фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щечку и задумчиво смотрит на куклу. Кукла посажена возле игрушечной швейной машины. Катюша говорит: «Девочка думает, как будто ее куколка шьет». Своим объяснением маленькая Катя обнаружила свойственный ей самой способ игры.
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.Продуктивные виды деятельности ребенка — рисование, конструирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок — шофер, он везет блоки на строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры.Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя — он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.Влияние игры на развитие функции речи. Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещения одних’ предметов другими.
Предметы-заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности (предмет человеческой культуры, имеющий фиксированное функциональное назначение; игрушка, выступающая в качестве условной копии реального предмета; полифункциональный предмет из природных материалов или созданный человеческой культурой и др.), выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через замещения. Тем самым открывается еще один путь познания. Кроме того, предмет-заместитель (знак отсутствующего) опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом; икониче-ские знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета, который они замещают. Разная степень приближенности предмета-знака, замещающего отсутствующий предмет, и замещаемого предмета способствует отработке знаковой функции речи: опосредствующая взаимосвязь «предмет — его знак — его наименование» обогащает смысловую сторону слова как знака.Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка свободного обращения с предметами и использования их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы жизни, но и по-другому (чистый носовой платок, например, может заменить бинт или летнюю шапочку).Рефлексия. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.Рефлексия — это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в «больницу», ребенок плачет и страдает как пациент и доволен собой как хорошо исполняющий свою роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер — развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями других людей.
Источник