Игра и психическое развитие ребенка эссе

Надежда Хазова
Эссе «Значение игры в развитии ребенка-дошкольника»

«Дети должны жить в

мире красоты, игры, сказки,

музыки, рисунка, фантазии,

творчества».

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст — этап психического развития от 3 до 6–7 лет.

Характеризуется тем, что ведущей деятельностью является игра. Игра имеет

чрезвычайно важное значение для формирования личности ребенка.

Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит

этапы.

До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами.

Младенец играет все свободное от сна и еды время. С помощью игрушек он

знакомится с цветом, формой, звуком и т. д., то есть исследует

действительность.Позже начинает сам экспериментировать: бросать,

сжимать игрушки и наблюдать за реакцией. В процессе игры ребенок

развивает координацию движений. Собственно, игра возникает в 3 года,

когда ребенок начинает мыслить целостными образами – символами

реальных предметов, явлений и действий. На первом этапе она представляет

собой копирование действий и поведения взрослых. Игрушки в это время

являются моделями предметов, с которыми “играют” взрослые. Это так

называемая сюжетная игра. Ребенок в процессе ее воспроизводит сюжеты

действий. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на

себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими

игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют)

деятельность взрослых и отношения между ними. То есть в сюжетно-ролевой

игре удовлетворяется потребность быть как взрослый. Сюжетно-ролевая игра

– наиболее сложный вид деятельности, который ребенок осваивает на

протяжении дошкольного возраста. Основная характеристика игры – наличие

воображаемой ситуации.

В игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и

особенности личности ребенка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности

поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых

сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои

сиюминутные, импульсивные действия. Дети лучше сосредотачиваются и

больше запоминают в условиях игры, чем по прямому заданию взрослого. Сознательная цель – сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать

импульсивное движение – раньше и легче всего выделяется ребенком в игре.

Игра оказывает сильное влияние на умственное развитие дошкольника.

Действуя с предметами-заместителями, ребенок начинает оперировать в

мыслимом, условном пространстве. Предмет-заместитель становится опорой

для мышления. Постепенно игровые действия сокращаются, и ребенок

начинает действовать во внутреннем, умственном плане. Таким образом,

игра способствует тому, что ребенок переходит к мышлению в плане образов

и представлений. Кроме того, в игре, выполняя различные роли, ребенок

становится на разные точки зрения и начинает видеть предмет с разных

сторон. Это способствует развитию важнейшей мыслительной способности

человека, позволяющей представить другой взгляд и другую точку зрения.

В среднем дошкольном возрасте – ролевая игра, она преобладает

вплоть до 6-7 лет. Самое главное для ребенка – ролевая идентификация,

сюжет отходит на задний план. Смысл игры заключается в разделении ролей.

В игре он имеет возможность прожить то, что является для него

недоступным в жизни взрослых.

Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения.

Игровые действия происходит мнимой, воображаемой ситуации; реальные

предметы используются в качестве других, воображаемых; ребенок берет на

себя роли воображаемых персонажей. Такая практика действия в

воображаемом пространстве способствует тому, что дети приобретают

способность к творческому воображению.

Общение дошкольника со сверстниками разворачивается главным

образом в процессе совместной игры. Играя вместе, дети начинают

учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения,

строить и реализовывать совместные планы. Поэтому игра оказывает

огромное влияние на развитие общения детей в этот период.

В игре складываются другие виды деятельности ребенка, которые

потом приобретают самостоятельное значение. Так, продуктивные виды

деятельности (рисование, конструирование) первоначально тесно слиты с

игрой. Рисуя, ребенок разыгрывает тот или иной сюжет. Стройка из кубиков

вплетается в ход игры. Только к старшему дошкольному возрасту результат

продуктивной деятельности приобретает самостоятельное значение, и она

освобождается от игры.

В старшем дошкольном возрасте появляется игра по правилам. Ролевая

идентификация утрачивает привлекательность, роли становятся чисто

игровыми. Игры с правилами не предполагают какой-либо определенной роли.

Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры

определяются здесь правилами, которые должны выполняться всеми.

Типичными примерами подвижных игр с правилами являются хорошо всем

известные прятки, салочки, классики, скакалки и пр. Настольно-печатные

игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются

играми с правилами. Все эти игры обычно имеют соревновательный характер

– в отличие от игр с ролью, в них есть выигравшие и проигравшие. Главная

задача таких игр – неукоснительно соблюдать правила. Поэтому они требуют

высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют

его.

Игра – критерий нормальности ребенка, по тому, как он играет, о нем

можно многое узнать. Игра имеет важное значение и для эмоционального

развития детей. В дошкольном детстве складываются важнейшие

психические новообразования. В структуре психических функций

центральное место начинает занимать память. Мышление приобретает

возможность действовать в плане общих представлений. Расширяются

познавательные интересы ребенка. Формируется и начинает интенсивно

работать воображение. Складывается произвольное поведение и личное

самосознание ребенка.

Главное, что ребенок получает в игре, – возможность взять на себя

роль. В ходе проигрывания этой роли преобразуются действия ребенка и его

отношение к действительности.

Литература:

1. Валитова И. Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста.

Минск, 1997.

2. Немов Р. С. Психология. М., ВЛАДОС, кн. 1,2003.

3. Смирнова Е. О. Детская психология. М., ВЛАДОС, 2006.

Источник

Татьяна Смирнова
«Роль игры в психическом развитии ребенка»

Роль игры в психическом развитии ребёнка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

1. Влияние игры на общее развитие ребёнка.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Читайте также:  Воспитание это помощь ребенку в развитие его возможностей

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребёнок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу воображения. Дети научаются отождествлять предметы и действия с заместителями, создавать новые ситуации в своём воображении.

Влияние игры на развитие личности ребёнка заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

2. Влияние на различные функции.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребёнка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы – заместители как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности.

Кроме того, предмет-заместитель опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.

В игре ребёнок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

3. Рефлексия.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.

Игра ведёт к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребёнок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль.

Влияние игрушки на психическое развитие ребёнка.

1. Игрушка – среда психического развития ребёнка.

Игрушка возникает в истории человечества как средство подготовки ребёнка к жизни в современной ему системе общественных отношений. Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечения, но одновременно являющийся средством психического развития ребёнка.

В младенчестве ребёнок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой реакции, его манипулирования. В раннем возрасте – автодидактические игрушки, которые несут в себе условия развития ручных и зрительных соотносящих действий. Также игрушки-заместители реальных предметов человеческой культуры (посуда, мебель). Благодаря им ребёнок овладевает орудийными действиями.

Игрушки – копии реальных орудий имеют совершенно иные функции, чем сами орудия. Они служат для развития у ребёнка не частных профессиональных качеств, а некоторых общих качеств (меткость, ловкость).

Игрушки – копии бытовых предметов приобщают ребёнка к этим предметам тем, что ребёнок познаёт их функциональное назначение, что помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.

2. Благодаря игрушке ребёнок переживает множество разнообразных чувств.

3. Игрушки как средство воздействия на нравственную сторону личности ребёнка.

Особое место занимают куклы и мягкие игрушки, изображения мишки, зайца, собаки и т. д. Сначала ребёнок выполняет с куклой только подражательные действия, затем игрушка становится как объект для эмоционального общения. Ребёнок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях. Кукла или мягкая игрушка – заместитель идеального друга, который всё понимает и не помнит зла, это партнёр в общении во всех его проявлениях. Большое влияние на эмоциональное отношение к игрушке оказывают фактура материала, соотношение пропорций головы и тела игрушки. Куклы –копии человека имеют разное предназначение в игре: «прекрасные куклы», характерные куклы. Куклы – герои народных и авторских сказок, мультфильмов и т. д. – также характерны по своей внешности, но они несут в себе заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, несмотря на меняющиеся сюжетные линии в игре. Такие куклы требуют от ребёнка определённого поведения (Буратино, Карлсон). Ребёнок сосредотачивает на них весь свой моральный опыт и проигрывает сюжеты с проблемными ситуациями межличностных отношений. Любимая игрушка учит ребёнка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.

Педагогическая классификация игрушек

Виды игрушек

1.Дидактические игрушки: собственно-дидактические игрушки, дидактические игры, игровые наборы с правилами, конструкторы и строительные наборы, игры-головоломки, музыкальные игрушки, развивающие компьютерные игры, игрушки-репетиторы, игрушки для экспериментирования.

2.Сюжетно-образные игрушки: куклы, фигурки людей и животных, предметы игрового обихода, технические игрушки.

3. Театральные игрушки.

4. Празднично-карнавальные игрушки.

5. Спортивные игрушки.

6. Игрушки-забавы.

7. Игровые модули.

8. Предметозаместители.

9. Игровое оборудование.

По степени готовности игрушек.

-Готовые игрушки.

-Сборно-разборные.

-Заготовки полуфабрикатов для игрушек-самоделок.

-Материалы для создания игрушек.

Материалы и композиции материалов, используемые для изготовления игрушек.

-Ткань, искусственный мех,

-Пластилин.

-Метал.

-Бумага, картон.

-Фарфор, керамика, стекло, композиционные материалы.

Величина игрушки.

-Игрушки мелкие.

-Среднего размера.

-Игрушки крупногабаритные.

Функциональные свойства игрушек.

-Простые без подвижных деталей.

-С подвижными деталями, механические.

-Гидравлические.

-Пневматические.

-Магнитные.

-Электрифицированные.

-Электронные.

-С дополнительными атрибутами.

-Наборы игрушек.

-Игровые комплекты, комплексы и серии.

Художественно-образное решение игрушек.

-Реалистический образ.

-Конструктивный образ.

-Условный образ.

Место возникновения.

-Архаичные.

-Народные.

-Ремесленные.

-Самодельные.

-Промышленные.

Цветовое решение игрушек.

Цвет, сочетание цветов в окраске и оформление игрушек.

Читайте также:  Джон медина развитие мозга вашего ребенка

Функциональные свойства игрушек.

Свойства игрушек, расширяющие спектр игровых, задач и действий за счёт подвижности совокупности деталей и специальных устройств.

Система игр-занятий с дидактической куклой в группе раннего возраста.

«Новая кукла»

Цель: вызвать у детей интерес к игре с куклой.Уточнить их знания о строении тела человека: руки, ноги, голова и т. д. Дать элементарные представления о гостеприимстве. Воспитывать доброжелательность.

«Устроим кукле комнату»

Цель: продолжать учить детей игре с куклой. Расширять и уточнять их представления о мебели, её назначении.Активизировать словарь: шкаф, диван, кровать и т. д. Воспитывать умение играть с другими детьми.

«Уложим куклу спать»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о предметах одежды и порядке раздевания. Учить правильно складывать одежду на стульчик.Обогащать и активизировать словарь: колготки, платье, туфли и т. д. Воспитывать аккуратность.

«Кукла заболела»

Цель: продолжать учить детей объединять несколько игровых действий в один сюжет. Закрепить и расширить представления о враче, его действиях, инструментах.Обогатить словарь понятиями: лечить, компресс, пожалеть, градусник. Воспитывать чуткость.

«Научим куклу мыть посуду»

Цель: закрепить и уточнить представления детей о посуде и её назначении. Познакомить с процессом мытья посуды.Активизировать словарь: губка, мыть, полоскать, сушить и т. д. Вызвать желание помогать другим.

«Оденем куклу на прогулку»

Цель: закрепить и уточнить знания детей о предметах верхней одежды и порядке их надевания. Обогащать сюжет детской игры. Воспитывать желание помогать другим.

«Девочка чумазая»

Цель: учить детей купать куклу, запоминать последовательность игровых действий. Побуждать к использованию в игре предметов-заместителей. Обогащать игру новыми сюжетами.Активизировать словарь: купаться, тёплая, мыть и т. д. Воспитывать добрые чувства, заботливое отношение к кукле.

«Кукла идёт в магазин»

«День рождения куклы»

«Постираем кукле платье» и т. д.

Источник

Роль игры в психическом развитии ребёнка

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сами условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на предметах, включённых в игровую ситуацию на содержании разыгрываемых действий и сюжета.

Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребёнка дошкольного возраста. В игре ребёнок учится действовать с заместителем предмета – он даёт заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием.

Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребёнок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большей мере способствует тому, что ребёнок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребёнок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу воображения. Дети научаются отождествлять предметы и действия с заместителями, создавать новые ситуации в своём воображении.

Влияние игры на развитие личности ребёнка заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определёнными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребёнок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в неё ребёнка определённого уровня развития речевого общения. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребёнка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещение одних предметов другими. Предметы – заместители как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности, выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности.

Кроме того, предмет-заместитель опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.

В игре ребёнок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом, и иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.

Игра ведёт к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в больницу, ребёнок плачет и страдает, как пациент, и доволен собой как хорошо исполняющий роль.

Влияние игры на общее развитие ребенка. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, шпомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка дошкольного) возраста. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета,—он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с предметами-заместителями ребенок учится мыслить о реальном предмету. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить, о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития воображения. В играх детей старшего дошкольного возраста уже не обязательны предметы-заместители, так же как не обязательны и многие игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними, создавать новые ситуации в своем воображении. Пера может в таком случае протекать во внутреннем плане. Шестилетняя Катюша рассматривает фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щечку и задумчиво смотрит на куклу. Кукла посажена возле игрушечной швейной машины. Катюша говорит: «Девочка думает, как будто ее куколка шьет». Своим объяснением маленькая Катя обнаружила свойственный ей самой способ игры.

Читайте также:  Центр развития ребенка 6 тула сайт

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.Продуктивные виды деятельности ребенка — рисование, конструирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с игрой. Так, рисуя, ребенок часто разыгрывает тот или иной сюжет. Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д. Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок — шофер, он везет блоки на строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий-строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются между несколькими детьми. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает именно как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния игры.Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя — он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре, постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему со стороны ребенка. У него складывается желание и первоначальное умение учиться.Влияние игры на развитие функции речи. Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещения одних’ предметов другими.

Предметы-заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности (предмет человеческой культуры, имеющий фиксированное функциональное назначение; игрушка, выступающая в качестве условной копии реального предмета; полифункциональный предмет из природных материалов или созданный человеческой культурой и др.), выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности. Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через замещения. Тем самым открывается еще один путь познания. Кроме того, предмет-заместитель (знак отсутствующего) опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом; икониче-ские знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета, который они замещают. Разная степень приближенности предмета-знака, замещающего отсутствующий предмет, и замещаемого предмета способствует отработке знаковой функции речи: опосредствующая взаимосвязь «предмет — его знак — его наименование» обогащает смысловую сторону слова как знака.Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка свободного обращения с предметами и использования их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы жизни, но и по-другому (чистый носовой платок, например, может заменить бинт или летнюю шапочку).Рефлексия. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.Рефлексия — это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Так, играя в «больницу», ребенок плачет и страдает как пациент и доволен собой как хорошо исполняющий свою роль. Двойная позиция играющего — исполнитель и контролер — развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями других людей.

Источник