Игра и коррекция речевого развития ребенка

Игра и коррекция речевого развития ребенка thumbnail

 ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.  

                                                                     Н. Б. Бессонова, учитель – логопед,

                                                                 МБДОУ г. Иркутска  детский сад № 179

Игра – это огромное светлое окно, через которое в   духовный мир  ребёнка вливается живительный поток

представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.

                                                          Сухомлинский В. А.

        «Что наша жизнь? Игра». [Герман. Опера П. И. Чайковского «Пиковая дама»]. И действительно, человек всю свою жизнь играет, выполняя любую работу, проживая свою жизнь, просчитывает её на «несколько ходов вперёд».      

Сам термин «игра» на разных языках соответствует понятиям о шутке и хохоте, лёгкости и удовольствии и показывает на связь этого процесса с положительными эмоциями.  Вершиной эволюции игровой деятельности является сюжетная либо ролевая игра, по терминологии Л.С.Выготского “мнимая ситуация”.

Игра – явление многогранное, её можно рассматривать как особую форму существования всех сторон жизнедеятельности коллектива. Это ведущий в дошкольном возрасте вид деятельности, создающий наиболее благопритные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, что ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игровых действий ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и самого себя, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Необходимым компонентом общения является речь. Для детей, имеющих какие – либо речевые нарушения, общение значительно затруднено, так как окружающие не понимают ребёнка. При этом общение сводится к минимуму или же ребёнок практически отказывается от вербального общения с незнакомыми людьми, кроме этого снижается познавательная активность. Следовательно любое нарушение речевого развития отрицательно сказывается на деятельности и поведении ребёнка и на формировании личности в целом. Именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Известный писатель Джанни Родари писал, что «именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот, что необходимо ребёнку».  

Развивающее значение игры многообразно, она обладает важнейшей особенностью, отличающей её от других видов деятельности. В игровой ситуации ребёнок начинает использовать предметные и ролевые замещения. Во время игры детьми могут быть наиболее естественно усвоены значения слов и фраз, дети постоянно вступают в контакт по поводу игрушек, поэтому общение наиболее мотивированно и естественно.

Говоря об игре необходимо помнить, что игры бывают разных видов: Дидактические, подвижные, настольно – печатные, сюжетно – ролевые, театрализованные и т.д. Каждый из этих видов игры имеет своё значение для речевого развития дошкольников. Развитие речи происходит не только и не столько на специально организованных занятиях, а в процессе всей жизнедеятельности дошкольников, поэтому включая детей в различные игры, необходимо помнить о том, что ребёнок играя, должен проговаривать свои действия, общаться с другими детьми или взрослыми. Даже складывая мозаику или пазлы, дети стараются рассказать о том, что они сделали или показать, что у них получилось, если этого не происходит, то необходимо ребёнка вызвать на контакт, поинтересоваться, что он делает, что получилось или получится, помочь ребёнку сформулировать свой ответ, предложить продолжить игру и сделать что – нибудь ещё. Ребёнок охотнее идёт на контакт, если видит неподдельный интерес к его игре.

       Активизировать речевое развитие  нам помогает  вовлечение детей в игровую    деятельность. Речь ребёнка формируется поэтапно и на каждом возрастном этапе решаются свои задачи речевого развития ребёнка.          Речевые игры являются важным направлением в речевом развитии. Их необходимо использовать уже в младшем возрасте. Эти игры предусматривают всестороннее речевое развитие детей в соответствии с возрастными физиологическими особенностями.

 Развитие речи у  младших дошкольников происходит очень быстро:   активно пополняется словарный запас, улучшается звуковая сторона речи, фразы становятся более развёрнутыми. В этом возрасте у детей начинает появляться и особый интерес к словам. Они пытаются установить значение слов, выяснить их происхождение, создают свои слова. Дети обращают внимание на звуковое оформление слов.  Они воспринимают слово как смысловую единицу речи, со словом соотносят конкретный предмет, качество предмета, действие, которое с ними совершают. В среднем и старшем дошкольном возрасте проиходит дальнейшее совершенствование речи: значительно обогащается словарь, формируется грамматический строй речи и развивается связная речь. Введение заданий на формирование этих сторон речи  в игровую ситуацию во многом облегчает и ускоряет процесс овладения речевыми компонентами. «Именно на игре словом ребёнок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка». М. Горький. На занятиях мы  активно используем следующие речевые игры: «Доскажи словечко»; «Скажи наоборот»; «Цепочка слов»; «У кого кто?»; «Чей хвост?»;  «Карлики и великаны»;  «Предложение рассыпалось»; «Один – много»; «Какой? Какая? Какое»;  «Когда это бывает?»; «Кто в домике живет?»; «Четвертый лишний»; «Расскажи сказку»; «Назови одним словом»; «Угадай по описанию»; «Чудесный мешочек» и т. д.

Читайте также:  Детский центр развития ребенка москва

Кроме речевых игр в своей работе уделяем большое внимание дидактическим, настольно – печатным, сюжетно – ролевым и театрализованным играм.

       Театрализованные игры имеют очень важное значение для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя,игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

    Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, сюжетом игры. Особенность театрализованных игр состоит в том, что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Участвуя втеатрализованных играх, дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы,перевоплощаются в него. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой – либо готовый литературный материал.

          Главная особеность этих игр в том, что ребёнок обучается незаметно для самого себя, он артист и учится публично говорить и действовать.

          Но не следует думать, что участвуя в различных играх, ребёнок сразу же начнёт использовать в своей речи морфологически, грамматически и синтаксически правильные конструкции, свойственные речи взрослого: это происходит постепенно и длительно, но освоение их осуществляется самозабвенно и творчески. «Ребёнок – труженик слова. Овладение речью – одно из величайших чудес детской психической жизни», – так, восхищаясь лингвистическим мастерством ребёнка, писал К. И. Чуковский.

                                      Литература.

  1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4 – 7 лет: Игровые технологии. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.
  2. Белая К. Ю., Сотникова В. М. Разноцветные игры: По материалам Московской городской недели «Игра и игрушки» в государственных дошкольных учреждениях г. Москвы. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007. – 336 с.
  3. Бочкарёва Л. П. Воздействие книг и картин на игровые образы. В сб.: Воспитание детей в игре. М.,  «КНОРУС», 2007.
  4. Гербова В. В. Учусь говорить: Метод.  рекомендации для воспитателей, работающих с детьми 3 – 6 лет по программе «Радуга». – 2-е изд. – М.: Просвещение 2000.
  5. Горбушина Л. А., Николичева А. П. Выразительное чтение и рассказывание с детьми дошкольного возраста: Учебное пособие: М.: КНОРУС, 2005.
  6. Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа./ Автор – сост. П. Г. Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
  7. Краснощёкова Н. В. Сюжетно – ролевые игры для детей дошкольного возраста. Изд. 2-е. – 2007 – 251 с.
  8. Менджерицкая Д. В. Игра – драматизация. В сб.: Воспитание детей в игре. М.: А.П.О., 1994.
  9. Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Пособие для воспитателей детского сада. – М. «Пресс», 2004.
  10. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Изд. 6–е. – Ростов н / Д: Феникс, 2008. – 382с.    

Источник

Важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка это правильная и грамотная речь. Некоторым детям требуется коррекция. Предложенные ниже игры, направлены на коррекцию нарушений речи.

1. 1.«Веселый язычок» 

Цель: развивать подвижность органов артикуляции, сформировать необходимый артикуляционный уклад для произношения шипящих звуков. 

Ход: ребенку предлагается поиграть с веселым язычком и выполнить артикуляционные упражнения необходимые для подготовки к постановки шипящих звуков 

2.«Как Буратино за грибами ходил» 

Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке шипящих звуков. 

Ход: воспитатель объясняет ребенку, что Буратино пошел за грабами в лес. Чтобы добраться до леса ребенку необходимо ему помочь преодолеть разные препятствия (например, построить «мостик» через реку, прокатиться на «лошадке», собрать «грибы» и т.д.). ребенок выполняет точные артикуляционные движения. 

3. «Футбол» 

Цель: развивать         плавный,         длительный,         направленный         выдох, необходимый для произношения шипящих звуков. 

Ход: дети садятся за стол напротив друг друга. На столе воспитатель ставит «воротики». Задача детей состоит в том, чтобы загнать теннисный мяч в ворота соперника воздушной струей, следить за тем, чтобы дети не раздували щеки. 

4. «Самый большой мыльный пузырь» 

Цель: развивать         плавный,         длительный,         направленный         выдох, необходимый для произношения шипящих звуков. 

Ход: детям раздаются мыльные пузыри. Задача каждого ребенка заключается в том, чтобы надуть самый большой мыльный пузырь.

Следить за длительным, плавным выдохом. 

5. «Светофор» 

Цель: выделять звук в ряду других звуков, на фоне слова. 

Ход: детям раздаются сигнальные карточки зеленого и красного цвета. Если в произносимом воспитателем ряду звуков дети слышат заданный шипящий звук, то поднимают зеленый сигнал, если другие звуки, то красный сигнал. Аналогично про водится игра со словами. 

6. «Где звук?» 

Цель: учить определять место звука в слове. 

Ход: детям раздаются домики (полоски) с тремя окошками. Фишку, обозначающую шипящий звук ребенку необходимо положить в первое окошко, если звук первый в слове, в третье окошко, если звук последний в слове, во второе окошко, если звук находится в середине слова. 

7. «Волшебные кубики» 

Цель: закреплять навыки звукового анализа и синтеза. 

Ход: ребенку загадывается загадка в отгадке, которой встречается шипящий звук. Ребенок из кубиков (из разрезной азбуки) составляет слово. 

8. «Мяч в воздухе» 

Цель: упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах. 

Читайте также:  Стадии развития ребенка фрейд эриксон

Ход: дети становятся в круг. Один ребенок встает в центре бросает мяч, называя любое слово (мяч может удариться об пол только один раз). Другой ребенок ловит мяч, бросает его и говорит при этом слово, начинающееся на последний звук предыдущего слова. Дети бросают и ловят мяч по очереди. Кто ошибается – выходит из игры. 

9. «Оркестр» 

Цель: развивать длительный, плавный выдох. 

Ход: по сигналу воспитателя дети играют на игрушечный духовых инструментах (дудочки, флейты, губные гармошки). 

10. «Тишина» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ш. 

Ход: водящий стоит у стены, а все остальные дети – у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках подойти к водящему; при каждом громком движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен остановиться. Кто первым тихо дойдет до водящего, сам становится водящим. Воспитатель следит за правильным произношением звука Ш. 

11. «Лес шумит» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ш. 

Ход: воспитатель напоминает детям, как летом шумят зеленые листочки деревьев. Деревья качаются и шумят: ш-ш-ш. воспитатель предлагает поднять руки, как веточки у деревьев, как деревья, когда на них дует ветер. 

12. «Гуси» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ш. 

Ход: ребенок должен пальчиком проследить дорожки от изображения гуся к цыпленку, котенку, мышонку и т.д., пугая их своим страшным шипением. 

13. «Пчелы и медвежата» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ж. 

Ход: дети делятся на две группы: одна группа – пчелы, другая – медвежата. Пчелы собираются «в улей», медвежата прячутся. Услышав сигнал «пчелы, за медом!», дети разбегаются, перелетая с цветка на цветок. Медвежата подходят к улью. На сигнал «медведи идут» пчелы возвращаются со звуком ж-ж-ж. при повторении игры дети меняются ролями. 

14. «Мухи в паутине» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ж. 

Ход: часть детей изображают паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж, влетая и вылетая с круга. По сигналу логопеда дети, изображающие паутину берутся за руки. Те которые не успели выбежать из круга попадают в паутину и выбывают из игры. Воспитатель следит за правильным произношением звука. 

15. «Пчелы собирают мед» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ж. 

Ход: одна группа детей изображает цветы. На головы им одевают веночки. Другая группа детей – пчелы, которые собирают мед. Пчелы летаю т вокруг цветка и жужжат. По сигналу воспитателя они летят в улей. За тем дети меняются ролями. 

16. «Поезд» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ч. 

Ход: дети становятся друг за другом – это вагоны. Впереди стоит паровоз. Ведущий дает свисток – поезд трогается и издает звук ч-ч-ч. Дав поезду немного проехать ведущий поднимает желтый флажок – поезд замедляет ход. На красный – поезд останавливается. Затем ведущий снова поднимает флажок – машинист дает сигнал. На зеленый – поезд трогается. 

17. «Воробушки» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ч. 

Ход: дети (воробушки) сидят на стульчиках (гнездышках) и спят. На слова логопеда: в гнезде воробушки живут и утром рано все встают дети раскрывают слова и громко повторяют: чирик-чик-чик, чирик-чик-чик. После этих слов дети разбегаются по комнате, а на слова воспитателя «кошка близко» возвращаются на свои места. Игра повторяется несколько раз. 

18. «Договори словечко» 

Цель: формировать правильное произношение звука Ч. 

Ход: воспитатель начинает произносить слово, ребенок заканчивает, произнося правильный звук Ч (кирпи…, цирка…, скрипа…., и т.д.). 

19. «Поймай рыбку» 

Цель: автоматизация шипящих звуков в словах. 

Оборудование: металлические         скрепки         и         небольшие         предметные картинки, коробка и удочка с магнитом. 

Ход: дети по очереди вылавливают удочкой различные предметы и называют их. Определяют место звука в слове. За правильный ответ ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто наберет больше очков. 

20. «Помоги Маше» 

Цель: автоматизация звука Ш в словах. 

Ход: воспиатель говорит «Маша шла-шла и игрушки нашла». Ребенок помогает собрать Маше игрушки называя предметные картинки (кошка, матрешка, машинка, неваляшка и т.д.). 

21. «Одень ребятишек» 

Цель: автоматизация звука Ш в словах. 

Ход: на картинке изображены мальчик и девочка, которым нужно подобрать предметы одежды по сезону: девочке – летнюю, а мальчику – зимнюю. Ребенок подбирает и называет предметные картинки (шуба, шапка, сапожки, шарфик, шорты, шляпа, шлепки и т.д.). 

22. «Назови ласково» 

Цель: автоматизация звука Ш (Ч, Ж) в словах. 

Ход: воспитатель говорит: 

Захотелось ласковых нам слов. 

Кто из звуков нам помочь готов? Ч (Ш) – наш самый нежный звук Не откажемся мы от его услуг. 

Воспитатель бросает детям мяч и называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с уменьшительно ласкательным суффиксом (Юля-Юлечка, Соня-Сонечка, кольцо-колечко, сердце-сердечко, петухпетушок, солнце-солнышко, горох-горошек, пирог-пирожок, снег-снежок и т.д.). 

23. «Родители и детки» 

Цель: автоматизация звуков Ж, Ч в словах. 

Ход: воспитатель бросает мяч детям и называет взрослое животное, а ребенок возвращает и называет детеныша (верблюд-верблюжонок, медведь-медвежонок, еж-ежонок, заяц-зайчонок, белка-бельчонок и т.д.). 

24. «Большущие слова» 

Цель: автоматизация звука Ч в словах. 

Ход: воспитатель бросает мяч и произносит фразы, а ребенок возвращает мяч и заканчивает фразу словом в превосходной степени: у кошки – усы, а у тигра – …. у птички – глаза, у дракона – …. у гномика – дом, а у великана …. 

25. «Колечко-колечко» 

Цель: закрепить правильное произношение звука Ч во фразах. 

Ход: дети встают в круг, сложив ладони лодочкой. В ладонях водящего колечко. Обходят детей, водящий незаметно оставляет колечко из одного из         играющих,         затем         выкрикивает:         «Колечко-колечко,         выйди         на крылечко». Играющий с колечком, если его не успеют удержать выбегает из круга и становится водящим. 

Источник

Роль речевых игр в коррекции речи

дошкольников

Ребенка от рождения окружает мир звуков, которым он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять речевые ошибки, а таким образом – развивать культуру речи ребенка.

Читайте также:  Дошкольный центр развития ребенка 544 непоседы

 Детям иногда трудно сразу правильно воспроизвести услышанное слово: четко произнести звуки в нем, не нарушить составную структуру слова.

Четкость и чистота речи зависят от многих факторов:

– от состояния и подвижности артикуляционного аппарата;

– развития речевого дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование;

– развития дикции;

– развития фонематического слуха;

– умения отличать одни речевые звуки от других, в частности близкие по звучанию.

Прислушиваясь к различным словам, «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение. В дошкольном возрасте – игр является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

Игры со словом и звуком для детей является не только привлекательными, но и полезными. Речевые игры направлены на развитие речи у детей, уточнения и закрепления словарь, на формирование правильного звукопроизношения. Одновременно они являются основой для активизации познавательной деятельности, развития умственных способностей. У дошкольников формируется умение высказывать свое мнение, делать выводы, применять новые знания в различных жизненных ситуациях.

Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку.

Уважаемые родители, играйте с детьми!

Сотрудничество педагогов и родителей – залог успеха.

Словесные игры для развития и обогащения активного

речевого словаря

А) Дополни предложения

– Летом листочки на деревьях зеленые, а осенью..

– Зайчик летом, а зимой…

– Грибы растут…, а огурчики – на…

– Рыба живет в…, а медведь – в…

– Сахар сладкий, а лимон…

– Днем светло, а ночью…

Б) Закончи предложение

Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:

Я хочу…

Я умею…

Я помогу…

Я принесу…

Я спою…

В) Догадайся и подскажи

На доске выставлены рисунки. Педагог называет несколько признаков одного из изображенных объектов, а дети называют сам объект.

– воронье, серое… – крыло;

– зеленый, прожорливый… – крокодил;

– хищный, ширококрылый… – орел;

– блестящее, гладкое… – зеркало.

Г) Скажи какой

– Карандаш – новый, большой, красивый, ребристый, цветной, тонкий, прочный…

– Лист осенний, желтый, большой, маленький, опавший…

– Цветок – душистый, весенний, лесной, яркий, маленький…

– Река – быстрая, прозрачная, глубокая, чистая, широкая…

Словесные игры на распознавание частей речи,

выяснение взаимосвязи между ними

А) Веселая семейка

Правильно назвать животных и их детенышей.

– Папа – лис, мама – лиса, малыши – лисята.

– Петух, курица, цыплята.

– Кот, кошка, котята.

– Гусь, гусыня, гусята.

– Медведь, медведица, медвежата.

Б) Большой – малый

Подобрать ласкательное слово.

– Мама – мамочка,

– ваза – вазочка,

– кот – котик,

– солнце – солнышко,

– река – речушка,

– береза – березка,

– листок – листочек.

В) Два – один

Образование из двух простых слов одного сложного:

– Небо и склон – небосклон,

– лес и полоса – лесополоса,

– птица и ферма – птицеферма,

– лист и падать – листопад,

– хлеб и делать – земледелец,

– лес и рубить – лесоруб,

– снег и падать – снегопад.

Г) Поймай мяч

Воспитатель называет существительное и бросает ребенку мяч. Ребенок образует из предложенного слова прилагательное и возвращает мяч педагогу.

– весна – весенний,

– солнце – солнечный,

– береза – березовый,

– липа – липовый,

– дождь – дождливый.

Речевые игры для формирования умения выражать

собственное мнение

А) Согласие – несогласие

Задача педагога – формировать у детей умение утверждать или оспаривать тезис, обосновывать свое мнение.

Воспитатель. Сегодня будет дождь.

Дети. Нет, не будет, потому что небо чистое.

Воспитатель. Все птицы улетают в теплые края.

Дети. Нет, некоторые остаются зимовать (воробей, ворона, галка).

Б) Найди по признакам

Задача педагога – учить на основе сенсорного обследования выделять существенные признаки предметов (деревянный стол, льняная салфетка, стеклянная ваза); использовать слова, которые называют эти признаки, во время совместного с воспитателем составления рассказа – размышления.

Внимательно рассмотреть стол и ответить на вопрос: Какого цвета стол? Какой формы? Из чего изготовлен? Почему столешница твердая? Почему стол устойчив?

Совместно с воспитателем дети составляют такой рассказ. Стол — очень важная вещь в доме, потому что… (за ним можно обедать, рисовать, читать). Столешница должна быть прочной, потому что… (на мягкую неудобно ставить посуду, вазу). У стола должно быть четыре ножки, потому что… (он будет устойчивым). Без стола дома не обойтись.

В) Рассказ-небылица

Задача педагога – учить определять тему размышления вставными конструкциями «я думаю», «я знаю», «мне кажется», «на мой взгляд»; отрицать неподходящие явления, используя подчинительные союзы «потому что».

После прослушивания рассказов-небылиц дети определяют несоответствия, которые они заметили.

Летом ярко светит солнце, поэтому дети вышли на прогулку. Они сделали из снега горку и начали кататься на санках. Потом слепили из песка снежную бабу. Вот как весело было детям!

Г) Фантастическая гипотеза

Технология подобных гипотез довольно проста. Она имеет форму вопроса: «Что было бы, если бы?»

– Что было бы, если бы исчезли все взрослые?

– Что было бы, если бы вдруг исчезло солнце?

– Что было бы, если бы к нам пришел крокодил?

– Что было бы, если бы не было деревьев и цветов?

Источник