Игра и игрушка инновационная среда развития ребенка

Игра и игрушка инновационная среда развития ребенка thumbnail

Елена Есина
Консультация для педагогов «Инновационная дидактическая игра дошкольника»

В России с вступлением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 1 января 2014 года вводится программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. ФГОС направлен на игровую деятельность обучения дошкольников. Что является главной инновацией в дошкольном образовании.

В соответствие с ФГОС – личность ребёнка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра имеет множество познавательных и обучающих функций.

Развитие детей дошкольного возраста не эффективно без игр, однако в последнее время игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. Причин тому несколько, хотя сейчас и стараются направить образование дошкольников в игровое русло.

Игра – это максимально свободная деятельность, ограничения возникают только в пределах той роли, которую ребёнок играет, эти ограничения он берёт добровольно и это доставляет ему удовольствие.

Игра составляет главное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста, является основной его деятельностью. При помощи игры дети получают значительную информацию, которая поступает к ним без насилия и нажатия.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность и т. д. Кроме того, игра- это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Дети развиваются в зависимости от своего возрастного умения. Если ребёнку трёх лет дать листок и ручку, попросить написать какую-либо букву, он этого не сделает так как он этому не был научен. Каждому возрасту свойственны свои игры и задачи.

Например, дети от трёх до пяти лет нуждаются в играх направленные на развитие моторики, на развитие слухового и зрительного внимания, на развитие памяти, на развитие мышления, на развитие творческого воображения, на развитие речи, активные игры, ролевые и режиссерские игры.

А дети от пяти до семи нуждаются в играх направленные, на развитие слухового внимания, на развитие памяти, на развитие зрительного внимания, на развитие мышления, на развитие творческого воображения, на развитие речи и активные игры.

Условно все детские игры можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые и дидактические.

Сюжетно-ролевые включают в себя игры на бытовые темы, игры производственной тематики, строительные игры, театрализованные, игры –развлечения.

К дидактическим играм относится игра с правилами: словесные дидактические игры, игры с предметами и игрушками, настольно печатные, развивающие, музыкально – дидактические игры и подвижные.

Многие дидактическиеигры пробуждают детей превращаться в различные предметы рукотворного мира и описывать их: форма, цвет, размер, из какого материала сделан и т. д. Дети выполняют роль знатоков, отвечая на вопросы.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных,но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

Итак, развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.

Инновационная игра – это деятельность по созданию новой игры, предлагающая что игра будет нести в себе обмен знаниями и демонстрацию результатов.

Используется при планирование и выявление знаний у группы любого возраста в начале года, так как дети любят играть в любом возрасте, а новая игра заинтересует ещё больше.

Мы в своём детском саду играем в различные дидактические игры.

Примеры дидактических игр:

Вторая младшая группа.

Игра для развития памяти.

Понадобится пять игрушек. Воспитатель расставляет игрушки за ширмой. Затем отодвигает её и предлагает детям запомнить порядок расположения игрушек. После того как дети запомнили воспитатель за ширмой меняет игрушки местами (сначала одну, за тем две). Дети должны отгадать, что изменилось и восстановить прежний порядок.

Средняя группа.

Дидактическая игра «где ты живёшь?»

Воспитатель выбирает картинки родного города, села, деревни где они живут. Детям предлагается разбиться на небольшие группы, выбрать картинку и сообща рассказать всё что они знают об этой картинке. В конце игры дети выбирают самый лучший рассказ.

Старшая группа.

Дидактическая игра «Мир дикой природы».

Понадобится картинки диких и домашних животных, лист чистой бумаги. Вначале воспитатель рассказывает о животных, которые считаются дикими, и объясняет, почему они так называются. Как определить домашнее животное, какие у них особенности. Затем детям показываются иллюстрированные примеры диких и домашних животных, рассказывается о среде обитания и образе жизни каждого. Коротко описывается посезонные особенности их проживания. Этот рассказ занимает не более 8 минут.

Читайте также:  Центр развития ребенка в кокшетау

После раздаются детям наборы карточек с животными дикими и домашними. Задание разделить животных на два вида.

Как только дети справились с заданием, на заранее подготовленных листах они изображают понравившееся животное.

Занятие заканчивается игрой: воспитатель читает рассказ, в тексте которого встречаются различные животные, когда дети слышат название животного из дикой природы – они хлопают в ладоши, когда названо домашние животное ничего не делают. Рассказ должен занимать 5-8 минут.

Подготовительная группа.

Игра для развития фонетико-фонематической стороны речи.

Понадобится карточки с картинками (по четыре на каждой карте). Воспитатель называет любой гласный звук, дети по очереди произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

Всё выше сказанное позволяет нам утверждать, что в игре ребёнок учится полноценному общению со сверстниками, учится подчиняться правилам установленные игрой, в игре интенсивно развиваются психологические процессы, формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы).

Источник

«Влияние игры на личностное развитие ребёнка-дошкольника».

«Игра, как и само детство – это путешествие, увлекательный процесс

исследования, в котором вам посчастливилось участвовать».

(Вирджинии Экслайн)

Игра – это уникальный язык ребенка, его речь, где игрушки – слова. С помощью нее мы можем развивать, обучать, развлекать и помогать. Возможность «выиграться» – самая естественная форма самоисцеления, предоставляемая детством[4, 41].

Игра-это язык ребенка!!!

Взрослый человек может прийти к психотерапевту, коучу или другу и с

помощью общения, речи разобраться со своими трудностями. А что делать ребенку, у которого родился братик, его впервые отвели в детский сад или отругали в школе? Детям трудно создавать предложения, выражать свои чувства и эмоции посредством слов, речью оформлять мысли и довериться взрослому. И поэтому так естественно обращение к игре, которая является главным спутником детства[5,101].

Основная эмоция игры – это радость.

Удовольствие, раскованность, свобода – вот что сопровождает каждого ребенка в игровом процессе.

Существует такое понятие, как свободная игра – это выражение того, что ребёнок хочет делать.

Играя без руководства, малыш сталкивается со своей личностью, высвобождает чувства и отношения, которые были загнаны внутрь.

Получается, что в самостоятельной игре он реализует самопомощь.

Любая игровая деятельность прямым образом влияет на поведенческие и

психологические особенности дошкольника.

Каковы же особенности детской игры?

Ведущая роль в игре принадлежит ребенку. Взрослый принимает все

затеи ребенка, позволяет играть так, как хочется. Например, варить суп из

шоколада или стрелять из пистолета в плюшевого зайчика.

Взрослый полностью включен в игру.

Важно быть полностью включенным эмоционально. Не листать ленту в

Фейсбуке или переживать за убегающий на плите суп. Посвятить время ребенку и присутствовать «здесь и сейчас».

Взрослый создает атмосферу принятия. Для этого используются специальные инструменты и игрушки, о которых речь пойдет ниже.

Набор игрушек ограничен. Важно предоставить ребенку свободу для

самовыражения через игрушки:

  • игрушками из реальной жизни (куклами,

машинками, наборами для сюжетно-ролевой

игры),

  • игрушками для отображения агрессии

(оружие, монстры, молоток, пластиковый

ножик и картоннная коробка из-под яиц!),

  • игрушками для подвижных игр (мячик,

скакалка, дартс),

  • игрушками для сенсорной игры (мелкие

предметы, природный материал, песок, вода,

резиновые «лизуны»),

  • игрушками для творческой игры (краски,

карандаши, пластилин, цветная бумага,

ножницы, клей, скотч, детская косметика).

Игра: инструменты и действия.

Игра имеет определенную длительность. Этот пункт важен как для ребенка, который учится справляться с границами, подчиняться правилам, так порой и становится облегчением для родителей, которые находятся в начале пути освоения игры в домашних условиях.

Cуществуют следующие приёмы освоения игры в домашних условиях:

1. Отражение. Словесно озвучиваем действия и чувства ребенка. Например: «Ты смотришь глазками и выбираешь игрушку», «Похоже ты рассердился», «Ты катаешь машинку», «Ты решил напоить куклу чаем». Ваша словесная активность дает ребенку знать, что вы заинтересованы и включены в игру. Также этот инструмент позволяет почувствовать, что детей принимают такими, какие они есть.

Читайте также:  Развитие полноценной речи ребенка в семье

2. Ограничение. Этот прием используется, когда необходимо установить границы, предотвратить нежелательное действие. Но это не в коем случае не категоричный запрет. Ребенку всегда предоставляется свобода выбора, как поступить. Используется такая формулировка, например, когда малыш решил выстрелить в маму: «Ты хочешь выстрелить в маму, но мама не для того, чтобы в нее стреляли. Ты можешь выстрелить в стену или в подушку. Что ты выберешь?»

3. Поддержка. Мы стремимся поддерживать старания ребенка, а не хвалить за результат.

Данный инструмент укрепляет веру ребенка в собственные силы и повышает самооценку.

Используются ободряющие фразы: «Ты очень стараешься», «У тебя получилось!», «Кажется, у тебя есть план», «Ты не сдаешься», «Ты точно знаешь, как это нужно сделать»[1, 57].

Помощь ребенку – это сама игра. Поэтому каждый родитель способен самостоятельно играть с ребёнком дома, освоив грамотное применение

инструментов: отражения, ограничения, поддержки. Детям очень нравится играть с родителями именно таким образом, а отношения ребенок-родитель выходят на новый уровень доверия и принятия.

Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что с помощью игры ребёнку легче справится с волнениями, тревогами, страхами, переживаниями и вернуть психологический комфорт. А гармоничное психоэмоциональное состояние положительным образом влияет на благоприятное личностное развитие ребёнка-дошкольника.

И родителям и воспитателям, и многим другим нужно обязательно играть с детьми в самые разнообразные игры. Игра-это не только радость для ребёнка, но и его развитие и жизнь!!!!!

«Игры – в счастье ребенка от того, что его понимают.

Играйте с детьми и радуйтесь!»[4, 48].

Список литературы:

  1. Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет» -СПб: Издательство «Союз», 2002

  2. Игра и игрушка: инновационная среда развития ребёнка. Учебно-методическое пособие/ Под. ред.С.В. Жолована. –СПб:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

  3. Белая К.Ю., Сотникова В.М. Разноцветные игры.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2011

  4. Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют….»/Психологический практикум/Дубна: Издательский центр «Феникс», 2012

  5. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 199 1

Источник

Елена Киселева
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в младшей группе

Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в младшей группе.

Все знают, какую неоценимую роль в развитии детей играет предметно-развивающая среда. Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно и однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение развивающей среды. От того как и насколько мы сможем окружить малыша вниманием и любовью, создадим необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь ребенка. Предметно-развивающая среда помогает нам обеспечить гармоничное развитие детей, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. При организации предметно-развивающей среды в детском саду необходима сложная и творческая деятельность педагога. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Она вызывает у малышей чувство радости, желание посещать детский сад, обогащает новыми впечатлениями, знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. Стремление организовать жизнь детей так, чтобы каждый день приносил им новое, интересное, был связан с радостью познания окружающего мира, я создаю в группе мини-музеи.

Что такое мини-музей?

Во-первых, «мини» напоминает нам о том, что музей в детском саду занимает небольшое пространство.

Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.

В-третьих, мини-музей не отвечает строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Мини-музей «Курочка-Рябушечка»

Цель создания: расширить представления детей об окружающем мире.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с домашними животными на примере курочки, со сказками, потешками о ней;

Развивать речевую активность детей через игры, беседы, самостоятельную деятельность;

Формировать эмоциональное отношение к животным. Умение играть и общаться с другими детьми.

Принципы, используемые при создании мини-музея:

Мини-музей создается совместно с родителями, детьми, воспитателями;

Мини-музей существует столько времени, сколько отведено для решения поставленных задач;

Экспонаты мини-музея можно трогать руками, использовать в самостоятельных играх, брать домой.

Использование экспонатов мини-музея в различных видах детской деятельности:

На занятиях (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, рисование, лепка, ознакомление с художественной литературой, ознакомление с малыми формами фольклора);

Читайте также:  Феноменология развития ребенка в дошкольном возрасте

В игре (дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры);

В театрализованной деятельности

Разделы и экспонаты мини-музея:

Раздел «Курочки бывают разные».Здесь размещены самые разные игрушки: изображения курочки, петушка, цыпленка (мягкие, резиновые, бумажные, сделанные руками родителей и детей, связанные бабушками);

Раздел «Домик для курочки и петушка». Макет курятника поможет нам рассказать о том, как человек заботится о курах, строит для них специальные домики;

Раздел «Еда для курочки». Экспонаты раздела – коллекция разных кормов (пшеница, пшено, семечки, горох, бобы);

Раздел «Цыпленок из яйца». На отдельной полочке расположены игрушки, отражающие развитие и жизнь курицы (петушка): яйцо-цыпленок-курица.

Раздел «Семья курочки-рябушечки». В разделе представлены игрушки, изображающие петушка, курицу, цыпленка.

Раздел «Что дает нам курочка». В разделе находится коллекция разных яиц (деревянных, бумажных, расписных, пластмассовых).

Раздел «Книжный уголок». На полочке на доступном для малышей уровне, лежат книги о курочке, петушке, цыплятах.

Уголок самостоятельной деятельности. Поскольку в младшей группе самостоятельная деятельность ограничена. Я сама предлагаю рассмотреть книжки, поиграть с игрушками. В уголке находятся дидактические игры, атрибуты для игр-драматизаций и театральной деятельности.

В создании мини-музея принимают участие сами дети, их мамы, папы, бабушки. Они приносят многие экспонаты, которые можно трогать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании взять на время домой. Эта особенность привлекает детей. А раз у них появился интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое родное, так как дети принимали участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому игрушки и рассказывают о них.

При создании и использовании мини-музея я не забывала о том, что ведущей деятельностью ребенка является игра. Поэтому в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность играть (есть макет, дидактические игры, пальчиковый, кукольный театр, шапочки с изображением главных героев музея). Игры я подбирала в соответствии с темой музея, с хорошо известными правилами, изменяла только содержание задания. Экспонаты мини-музея служат иллюстративным материалом на занятиях по развитию речи, ознакомлении с окружающим миром, при чтении художественных произведений, разучивании потешек. Малыши с удовольствием принимают участие в рисовании цыплят, росписи яиц.Речевые задачи решаются при составлении рассказа о куриной семье: петух-папа, курица-мама, детки-цыплята. Дети рассказывают о том, чем питаются куры, какие части тела у них есть (голова, хвост, лапки, глазки).

Мини-музей позволил мне сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Любой предмет из музея может подсказать тему для интересного разговора.Работа интересна всем: дети, которые обычно на занятиях были пассивными, во время рассматривания раздела мини-музея проявляют активность. Они с удовольствием играют с предметами, звукоподражают персонажам, рассматривают иллюстрации, делятся информацией с другими детьми (это цыпленок – он желтый). С помощью дидактических игр продолжаю формировать представления о предметах, о простейших связях между ними, обогащаю разнообразные сенсорные впечатления (цвет величина форма, упражняю в установлении сходства и различия между двумя предметами (большой – маленький, подбирать предметы по тождеству (подбери пару, способствую развитию речи как средство общения. Работа с использованием мини-музея осуществляется систематически и последовательно, включается во все режимные моменты.

Создание мини-музея – это увлекательно и интересно. У детей повышается интерес к рассматриванию иллюстрации, к обследованию предметов. Своей красочностью музей привлекает внимание даже самых маленьких, которые еще не умеют говорить, но с интересом наблюдают за играми старших детей, производят манипуляции с предметами и пытаются говорить отдельные фразы. Повышается уровень речевой активности ребенка, умение играть рядом и вместе, при этом вести небольшой диалог. Как я уже говорила, что в создании мини-музея принимают активное участие родители, дети, воспитатели. Это еще один шаг к совместной деятельности взрослых и детей, которая приводит к сближению и пониманию того, что малыш тоже личность и у него есть свои интересы и желания, с которыми необходимо считаться. Взрослые учатся ценить детское творчество и относятся к ребенку, как к равному члену семьи.

Литература:

Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музей в детском саду»

Лункина Е. Н. «Растим малыша 3-4 лет»

Елецкая О. В. «День за днем говорим и растем»

Демина Е. С. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ»

Источник