Игра и игрушка инновационная среда развития ребенка

Елена Есина
Консультация для педагогов «Инновационная дидактическая игра дошкольника»
В России с вступлением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 1 января 2014 года вводится программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие творческих и познавательных способностей детей. ФГОС направлен на игровую деятельность обучения дошкольников. Что является главной инновацией в дошкольном образовании.
В соответствие с ФГОС – личность ребёнка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Игра имеет множество познавательных и обучающих функций.
Развитие детей дошкольного возраста не эффективно без игр, однако в последнее время игра «уходит» из детского сада, дети практически не играют. Причин тому несколько, хотя сейчас и стараются направить образование дошкольников в игровое русло.
Игра – это максимально свободная деятельность, ограничения возникают только в пределах той роли, которую ребёнок играет, эти ограничения он берёт добровольно и это доставляет ему удовольствие.
Игра составляет главное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста, является основной его деятельностью. При помощи игры дети получают значительную информацию, которая поступает к ним без насилия и нажатия.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность и т. д. Кроме того, игра- это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
Дети развиваются в зависимости от своего возрастного умения. Если ребёнку трёх лет дать листок и ручку, попросить написать какую-либо букву, он этого не сделает так как он этому не был научен. Каждому возрасту свойственны свои игры и задачи.
Например, дети от трёх до пяти лет нуждаются в играх направленные на развитие моторики, на развитие слухового и зрительного внимания, на развитие памяти, на развитие мышления, на развитие творческого воображения, на развитие речи, активные игры, ролевые и режиссерские игры.
А дети от пяти до семи нуждаются в играх направленные, на развитие слухового внимания, на развитие памяти, на развитие зрительного внимания, на развитие мышления, на развитие творческого воображения, на развитие речи и активные игры.
Условно все детские игры можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые и дидактические.
Сюжетно-ролевые включают в себя игры на бытовые темы, игры производственной тематики, строительные игры, театрализованные, игры –развлечения.
К дидактическим играм относится игра с правилами: словесные дидактические игры, игры с предметами и игрушками, настольно печатные, развивающие, музыкально – дидактические игры и подвижные.
Многие дидактическиеигры пробуждают детей превращаться в различные предметы рукотворного мира и описывать их: форма, цвет, размер, из какого материала сделан и т. д. Дети выполняют роль знатоков, отвечая на вопросы.
Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитие смекалки, находчивости, сообразительности. Многие игры требуют не только умственных,но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.
Итак, развитие инновационной деятельности – одно из стратегических направлений в дошкольном образовании.
Инновационная игра – это деятельность по созданию новой игры, предлагающая что игра будет нести в себе обмен знаниями и демонстрацию результатов.
Используется при планирование и выявление знаний у группы любого возраста в начале года, так как дети любят играть в любом возрасте, а новая игра заинтересует ещё больше.
Мы в своём детском саду играем в различные дидактические игры.
Примеры дидактических игр:
Вторая младшая группа.
Игра для развития памяти.
Понадобится пять игрушек. Воспитатель расставляет игрушки за ширмой. Затем отодвигает её и предлагает детям запомнить порядок расположения игрушек. После того как дети запомнили воспитатель за ширмой меняет игрушки местами (сначала одну, за тем две). Дети должны отгадать, что изменилось и восстановить прежний порядок.
Средняя группа.
Дидактическая игра «где ты живёшь?»
Воспитатель выбирает картинки родного города, села, деревни где они живут. Детям предлагается разбиться на небольшие группы, выбрать картинку и сообща рассказать всё что они знают об этой картинке. В конце игры дети выбирают самый лучший рассказ.
Старшая группа.
Дидактическая игра «Мир дикой природы».
Понадобится картинки диких и домашних животных, лист чистой бумаги. Вначале воспитатель рассказывает о животных, которые считаются дикими, и объясняет, почему они так называются. Как определить домашнее животное, какие у них особенности. Затем детям показываются иллюстрированные примеры диких и домашних животных, рассказывается о среде обитания и образе жизни каждого. Коротко описывается посезонные особенности их проживания. Этот рассказ занимает не более 8 минут.
После раздаются детям наборы карточек с животными дикими и домашними. Задание разделить животных на два вида.
Как только дети справились с заданием, на заранее подготовленных листах они изображают понравившееся животное.
Занятие заканчивается игрой: воспитатель читает рассказ, в тексте которого встречаются различные животные, когда дети слышат название животного из дикой природы – они хлопают в ладоши, когда названо домашние животное ничего не делают. Рассказ должен занимать 5-8 минут.
Подготовительная группа.
Игра для развития фонетико-фонематической стороны речи.
Понадобится карточки с картинками (по четыре на каждой карте). Воспитатель называет любой гласный звук, дети по очереди произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
Всё выше сказанное позволяет нам утверждать, что в игре ребёнок учится полноценному общению со сверстниками, учится подчиняться правилам установленные игрой, в игре интенсивно развиваются психологические процессы, формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы).
Источник
«Влияние игры на личностное развитие ребёнка-дошкольника».
«Игра, как и само детство – это путешествие, увлекательный процесс
исследования, в котором вам посчастливилось участвовать».
(Вирджинии Экслайн)
Игра – это уникальный язык ребенка, его речь, где игрушки – слова. С помощью нее мы можем развивать, обучать, развлекать и помогать. Возможность «выиграться» – самая естественная форма самоисцеления, предоставляемая детством[4, 41].
Игра-это язык ребенка!!!
Взрослый человек может прийти к психотерапевту, коучу или другу и с
помощью общения, речи разобраться со своими трудностями. А что делать ребенку, у которого родился братик, его впервые отвели в детский сад или отругали в школе? Детям трудно создавать предложения, выражать свои чувства и эмоции посредством слов, речью оформлять мысли и довериться взрослому. И поэтому так естественно обращение к игре, которая является главным спутником детства[5,101].
Основная эмоция игры – это радость.
Удовольствие, раскованность, свобода – вот что сопровождает каждого ребенка в игровом процессе.
Существует такое понятие, как свободная игра – это выражение того, что ребёнок хочет делать.
Играя без руководства, малыш сталкивается со своей личностью, высвобождает чувства и отношения, которые были загнаны внутрь.
Получается, что в самостоятельной игре он реализует самопомощь.
Любая игровая деятельность прямым образом влияет на поведенческие и
психологические особенности дошкольника.
Каковы же особенности детской игры?
Ведущая роль в игре принадлежит ребенку. Взрослый принимает все
затеи ребенка, позволяет играть так, как хочется. Например, варить суп из
шоколада или стрелять из пистолета в плюшевого зайчика.
Взрослый полностью включен в игру.
Важно быть полностью включенным эмоционально. Не листать ленту в
Фейсбуке или переживать за убегающий на плите суп. Посвятить время ребенку и присутствовать «здесь и сейчас».
Взрослый создает атмосферу принятия. Для этого используются специальные инструменты и игрушки, о которых речь пойдет ниже.
Набор игрушек ограничен. Важно предоставить ребенку свободу для
самовыражения через игрушки:
игрушками из реальной жизни (куклами,
машинками, наборами для сюжетно-ролевой
игры),
игрушками для отображения агрессии
(оружие, монстры, молоток, пластиковый
ножик и картоннная коробка из-под яиц!),
игрушками для подвижных игр (мячик,
скакалка, дартс),
игрушками для сенсорной игры (мелкие
предметы, природный материал, песок, вода,
резиновые «лизуны»),
игрушками для творческой игры (краски,
карандаши, пластилин, цветная бумага,
ножницы, клей, скотч, детская косметика).
Игра: инструменты и действия.
Игра имеет определенную длительность. Этот пункт важен как для ребенка, который учится справляться с границами, подчиняться правилам, так порой и становится облегчением для родителей, которые находятся в начале пути освоения игры в домашних условиях.
Cуществуют следующие приёмы освоения игры в домашних условиях:
1. Отражение. Словесно озвучиваем действия и чувства ребенка. Например: «Ты смотришь глазками и выбираешь игрушку», «Похоже ты рассердился», «Ты катаешь машинку», «Ты решил напоить куклу чаем». Ваша словесная активность дает ребенку знать, что вы заинтересованы и включены в игру. Также этот инструмент позволяет почувствовать, что детей принимают такими, какие они есть.
2. Ограничение. Этот прием используется, когда необходимо установить границы, предотвратить нежелательное действие. Но это не в коем случае не категоричный запрет. Ребенку всегда предоставляется свобода выбора, как поступить. Используется такая формулировка, например, когда малыш решил выстрелить в маму: «Ты хочешь выстрелить в маму, но мама не для того, чтобы в нее стреляли. Ты можешь выстрелить в стену или в подушку. Что ты выберешь?»
3. Поддержка. Мы стремимся поддерживать старания ребенка, а не хвалить за результат.
Данный инструмент укрепляет веру ребенка в собственные силы и повышает самооценку.
Используются ободряющие фразы: «Ты очень стараешься», «У тебя получилось!», «Кажется, у тебя есть план», «Ты не сдаешься», «Ты точно знаешь, как это нужно сделать»[1, 57].
Помощь ребенку – это сама игра. Поэтому каждый родитель способен самостоятельно играть с ребёнком дома, освоив грамотное применение
инструментов: отражения, ограничения, поддержки. Детям очень нравится играть с родителями именно таким образом, а отношения ребенок-родитель выходят на новый уровень доверия и принятия.
Таким образом, из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что с помощью игры ребёнку легче справится с волнениями, тревогами, страхами, переживаниями и вернуть психологический комфорт. А гармоничное психоэмоциональное состояние положительным образом влияет на благоприятное личностное развитие ребёнка-дошкольника.
И родителям и воспитателям, и многим другим нужно обязательно играть с детьми в самые разнообразные игры. Игра-это не только радость для ребёнка, но и его развитие и жизнь!!!!!
«Игры – в счастье ребенка от того, что его понимают.
Играйте с детьми и радуйтесь!»[4, 48].
Список литературы:
Козак О.Н. «Большая книга игр для детей от 3 до 7 лет» -СПб: Издательство «Союз», 2002
Игра и игрушка: инновационная среда развития ребёнка. Учебно-методическое пособие/ Под. ред.С.В. Жолована. –СПб:ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
Белая К.Ю., Сотникова В.М. Разноцветные игры.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС, 2011
Самоукина Н.В. «Игры, в которые играют….»/Психологический практикум/Дубна: Издательский центр «Феникс», 2012
Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 199 1
Источник
Елена Киселева
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в младшей группе
Инновационный подход к созданию предметно-развивающей среды в младшей группе.
Все знают, какую неоценимую роль в развитии детей играет предметно-развивающая среда. Современный ребенок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно и однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами – главное назначение развивающей среды. От того как и насколько мы сможем окружить малыша вниманием и любовью, создадим необходимые условия для его развития, зависит дальнейшая жизнь ребенка. Предметно-развивающая среда помогает нам обеспечить гармоничное развитие детей, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. При организации предметно-развивающей среды в детском саду необходима сложная и творческая деятельность педагога. Ведь разнообразие игрушек не является основным условием развития ребенка. Она вызывает у малышей чувство радости, желание посещать детский сад, обогащает новыми впечатлениями, знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию. Стремление организовать жизнь детей так, чтобы каждый день приносил им новое, интересное, был связан с радостью познания окружающего мира, я создаю в группе мини-музеи.
Что такое мини-музей?
Во-первых, «мини» напоминает нам о том, что музей в детском саду занимает небольшое пространство.
Во-вторых, он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно.
В-третьих, мини-музей не отвечает строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.
Мини-музей «Курочка-Рябушечка»
Цель создания: расширить представления детей об окружающем мире.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с домашними животными на примере курочки, со сказками, потешками о ней;
Развивать речевую активность детей через игры, беседы, самостоятельную деятельность;
Формировать эмоциональное отношение к животным. Умение играть и общаться с другими детьми.
Принципы, используемые при создании мини-музея:
Мини-музей создается совместно с родителями, детьми, воспитателями;
Мини-музей существует столько времени, сколько отведено для решения поставленных задач;
Экспонаты мини-музея можно трогать руками, использовать в самостоятельных играх, брать домой.
Использование экспонатов мини-музея в различных видах детской деятельности:
На занятиях (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, рисование, лепка, ознакомление с художественной литературой, ознакомление с малыми формами фольклора);
В игре (дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры);
В театрализованной деятельности
Разделы и экспонаты мини-музея:
Раздел «Курочки бывают разные».Здесь размещены самые разные игрушки: изображения курочки, петушка, цыпленка (мягкие, резиновые, бумажные, сделанные руками родителей и детей, связанные бабушками);
Раздел «Домик для курочки и петушка». Макет курятника поможет нам рассказать о том, как человек заботится о курах, строит для них специальные домики;
Раздел «Еда для курочки». Экспонаты раздела – коллекция разных кормов (пшеница, пшено, семечки, горох, бобы);
Раздел «Цыпленок из яйца». На отдельной полочке расположены игрушки, отражающие развитие и жизнь курицы (петушка): яйцо-цыпленок-курица.
Раздел «Семья курочки-рябушечки». В разделе представлены игрушки, изображающие петушка, курицу, цыпленка.
Раздел «Что дает нам курочка». В разделе находится коллекция разных яиц (деревянных, бумажных, расписных, пластмассовых).
Раздел «Книжный уголок». На полочке на доступном для малышей уровне, лежат книги о курочке, петушке, цыплятах.
Уголок самостоятельной деятельности. Поскольку в младшей группе самостоятельная деятельность ограничена. Я сама предлагаю рассмотреть книжки, поиграть с игрушками. В уголке находятся дидактические игры, атрибуты для игр-драматизаций и театральной деятельности.
В создании мини-музея принимают участие сами дети, их мамы, папы, бабушки. Они приносят многие экспонаты, которые можно трогать, рассматривать. С экспонатами можно играть и, при большом желании взять на время домой. Эта особенность привлекает детей. А раз у них появился интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка – это что-то свое родное, так как дети принимали участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому игрушки и рассказывают о них.
При создании и использовании мини-музея я не забывала о том, что ведущей деятельностью ребенка является игра. Поэтому в уголке самостоятельной деятельности детям предоставляется возможность играть (есть макет, дидактические игры, пальчиковый, кукольный театр, шапочки с изображением главных героев музея). Игры я подбирала в соответствии с темой музея, с хорошо известными правилами, изменяла только содержание задания. Экспонаты мини-музея служат иллюстративным материалом на занятиях по развитию речи, ознакомлении с окружающим миром, при чтении художественных произведений, разучивании потешек. Малыши с удовольствием принимают участие в рисовании цыплят, росписи яиц.Речевые задачи решаются при составлении рассказа о куриной семье: петух-папа, курица-мама, детки-цыплята. Дети рассказывают о том, чем питаются куры, какие части тела у них есть (голова, хвост, лапки, глазки).
Мини-музей позволил мне сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей. Любой предмет из музея может подсказать тему для интересного разговора.Работа интересна всем: дети, которые обычно на занятиях были пассивными, во время рассматривания раздела мини-музея проявляют активность. Они с удовольствием играют с предметами, звукоподражают персонажам, рассматривают иллюстрации, делятся информацией с другими детьми (это цыпленок – он желтый). С помощью дидактических игр продолжаю формировать представления о предметах, о простейших связях между ними, обогащаю разнообразные сенсорные впечатления (цвет величина форма, упражняю в установлении сходства и различия между двумя предметами (большой – маленький, подбирать предметы по тождеству (подбери пару, способствую развитию речи как средство общения. Работа с использованием мини-музея осуществляется систематически и последовательно, включается во все режимные моменты.
Создание мини-музея – это увлекательно и интересно. У детей повышается интерес к рассматриванию иллюстрации, к обследованию предметов. Своей красочностью музей привлекает внимание даже самых маленьких, которые еще не умеют говорить, но с интересом наблюдают за играми старших детей, производят манипуляции с предметами и пытаются говорить отдельные фразы. Повышается уровень речевой активности ребенка, умение играть рядом и вместе, при этом вести небольшой диалог. Как я уже говорила, что в создании мини-музея принимают активное участие родители, дети, воспитатели. Это еще один шаг к совместной деятельности взрослых и детей, которая приводит к сближению и пониманию того, что малыш тоже личность и у него есть свои интересы и желания, с которыми необходимо считаться. Взрослые учатся ценить детское творчество и относятся к ребенку, как к равному члену семьи.
Литература:
Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музей в детском саду»
Лункина Е. Н. «Растим малыша 3-4 лет»
Елецкая О. В. «День за днем говорим и растем»
Демина Е. С. «Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ»
Источник