Игра и ее в развитии ребенка типы игр
Все дети играют в игры, особенно они важны для дошкольников. С помощью игры можно заложить основы развития ребенка, выявить основные интересы, развить имеющиеся способности. В данной статье мы поговорим о видах игр и их роли в обучении и развитии.
Игры и их важность
В развитии ребенка, особенно на начальных этапах, все общение и взаимодействие с окружающими строится на основе игр. Игра позволяет ребенку проявить самостоятельность, начать общаться со сверстниками, развивать имеющиеся навыки.
В зависимости от возраста ребенка с помощью игр возможно оказывать влияние на поведение ребенка, общение со сверстниками. Игры учат ребенка придерживаться поставленной цели и достигать ее. Если в раннем возрасте само действие преобладает над целью, то впоследствии примерно к четырем годам ребенок с помощью взрослого учится ставить перед собой цель и добиваться ее. Задача взрослого в этом случае помочь ребенку следовать поставленной цели и не забыть ее в ходе игры.
Виды игр
В научном мире выделяют несколько классов и видов игр, которые в свою очередь делятся на подвиды.
- Игры по инициативе детей – творческие игры. Этот вид занимает значительное место в жизни каждого дошкольника. Именно в ходе таких игр ребенок сталкивается с проблемой выбора, продумывает результат, и самостоятельно определяет, как можно его добиться. В таких играх дети сами определяют последовательность и правила игры, чаще всего игра имитирует окружающую действительность ребенка.
- Игры по инициативе взрослых – дидактические игры. В этом случае детям предлагаются готовые правила игры, которым нужно следовать для достижения определенного результата. Смысл такой игры заключается в решении определенной задачи.
- Игры, созданные народом – народные игры. Эти игры, пришедшие из глубин веков, совсем не потеряли своей актуальности в современном мире, именно эти игры передают ребенку этнические особенности народа, помогают определить, кто он есть в этом большом мире.
Все перечисленные виды игр подразделяются на подвиды, при этом каждый из них оказывает влияние на развитие и обучение ребенка.
Творческие игры
Как уже упоминалось, творческие игры отражают окружающую жизнь, те отношения, которые складываются между людьми в ближайшем окружении ребенка, деятельность окружающих его людей. Именно эти игры отвечают за всестороннее развитие ребенка.
Виды игр творческих можно выделить следующие:
- Сюжетно-ролевые
- Театрализованные игры, которые в свою очередь подразделяются на подвиды: режиссерские игры-драматизации
- Конструкторские
Сюжетно-ролевые игры представляют собой игры детей во «что-нибудь» или в «кого-нибудь». Независимо от выбора такие игры несут в себе пользу. Так как являются пробой ребенка себя в социальном мире, помогают ему существовать в определенных обстоятельствах, социализироваться.
Театральные игры довольно близки к сюжетно-ролевым. Их отличие состоит в том, что в театрализованных играх ребенок выполняет поставленную задачу, показывает, своими движениями, мимикой, голосом те или иные чувства. И хотя многим покажется, что такие игры не влияют на развитие ребенка, именно такие упражнения позволят в дальнейшем ребенку выразить свои чувства.
Режиссёрские игры позволяют малышу как режиссеру организовывать действия других ребят, а игры драматизации проводятся уже по готовому сюжету.
Конструкторские игры направлены на формирование конструкторских навыков у ребенка – строительство и проектирование. То, что сразу всплывает в воображении это все виды конструкторов и мозаик, а также природные материалы из которых дети так любят мастерить, то из чего можно создать что угодно (песок, крупа, и др.). В понимании взрослых это и есть развивающие игры.
Дидактические игры
Дидактические игры – это по сути своей, обучающие игры. Как правило, такие игры предусматривают четкую руководящую роль взрослого, который следит за выполнением правил игры или заранее определяет их, предоставляя в остальном свободу детям.
Для таких игр может использоваться готовый инвентарь, такой как печатные игры (лото, пазлы), предметы (куклы или машины), с помощью которых изучаются свойства предметов.
Народные игры
Несмотря на то, что современный мир диктует свои правила, народные игры, веками доказавшие свою пользу, по-прежнему используются в воспитании детей. Они оказывают благотворное влияние на развитие и образование ребенка. Видов народных игр выделяется достаточно большое количество. Бывают как индивидуальные, так и групповые игры, в зависимости от количества участников игры. Бывают сюжетные, театрализованные, бытовые игры в зависимости от темы игры. Также выделяют игры-ловишки, игры-забавы, игры – аттракционы. И хотя взрослым кажется, что такие игры не могут нести пользы для ребенка это системные, проверенные временем развивающие игры, которые используются с младенчества.
Будем надеяться, что информация окажется полезной для вас и ваших малышей.
Статья взята на https://blog.nils.ru/vidy-igr-sposobstvuyushchie-razvitiyu-rebenka/
Источник
Оксана Викторовна Асташкина
Классификация игр дошкольников.
Классификация игр дошкольников
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка – дошкольника. Ведущее положение игры определяется не количеством времени, которое ребенок ей посвящает, а тем,что: она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются другие виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию ребенка.
Игры различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни детей, в их воспитании и обучении.
Сюжетно-ролевые игры создают сами дети при некотором руководстве воспитателя. Основой их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что дети не просто копируют те или иные действия, а творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Рассмотрим одну из таких (классификация С. Л. Новоселовой).
Классификация игр
(по С. Л. Новоселовой)
В Программе воспитания и обучения в детском саду дается следующая классификация игр дошкольников:
– сюжетно-ролевые:
– театрализованные;
– подвижные;
– дидактические.
Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.В зависимости от этого сюжетно-ролевые игры подразделяются на:
•Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле).
• Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта,транспорт: поезд, самолет, корабль).
• Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.)
• Игры на темы литературных произведений, кино-,теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», в Зайца и Волка, Чебурашку и крокодила Гену (по содержанию мультфильмов, кинофильмов) и т. д.
Длительность сюжетной игры:
– в младшем дошкольном возрасте (10-15 мин.);
– в среднем дошкольном возрасте (40-50 мин.);
– в старшем дошкольном возрасте (от нескольких часов до дней).
Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.
предметная отношения
деятельность поведение между людьми
людей
В структуре ролевой игры выделяют компоненты:
• роли, которые исполняют дети в процессе игры;
• игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
• игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
• отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
В первые годы жизни при обучающем воздействии взрослых ребенок проходит этапы развития игровой деятельности, которые представляют собой предпосылки сюжетно-ролевой игры.
Первый такой этап – ознакомительная игра. Относится к возрасту ребенка – 1 год. Взрослый организует предметно-игровую деятельность малыша, используя разнообразные игрушки, предметы.
На втором этапе (рубеж 1 и 2 года жизни ребенка) появляется отобразительная игра, в которой действия ребенка направлены на выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью определенного эффекта. Взрослый не только называет предмет, но и обращает внимание малыша на его целевое назначение.
Третий этап развития игры относится к концу второго – началу третьего года жизни. Формируется сюжетно-отобразительная игра, в которой дети начинают активно отображать впечатления, полученные в повседневной жизни (баюкают куклу).
Четвертый этап (с 3 до 7 лет) – собственная ролевая игра.
Ролевая игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в общественной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых.
Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается в том, что они воспроизводят те или иные явления, действия, отношения активно и своеобразно. Своеобразие обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта и непосредственностью чувств.
Творческий характер игровой деятельности проявляется в том, что ребёнок как бы перевоплощается в того, кого он изображает, и в том, что веря в правду игры, создаёт особую игровую жизнь и искренне радуется и огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, к людям, животным, потребность в общественно значимой деятельности ребёнок удовлетворяет через игровые действия.
Игра, как и сказка, учит ребёнка проникаться мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков.
В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого воспроизведения и отражения фактов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придаёт детской игре привлекательность, которая присуща только ей.
В сюжетно-ролевых играх отчётливо выступает оптимистический, жизнеутверждающий характер,самые трудные дела в них всегда заканчиваются успешно и благополучно: капитаны проводят корабли сквозь штормы и бури, пограничники задерживают нарушителей, доктор излечивает больных.
В творческой сюжетно-ролевой игре ребёнок активно воссоздаёт, моделирует явления реальной жизни, переживает их и это наполняет его жизнь богатым содержанием, оставляя след на долгие годы.
• Режиссерские игры, в которых ребенок заставляет говорить, выполнять разнообразные действия кукол, действуя и за себя и за куклу.
• Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
игры – игры на темы
драматизации литературных произведений
Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.
Драматизировать – изображать, разыгрывать в особах литературное произведение.
последовательность событий, ролей, поступков героев, их речь определяется текстом литературного произведения.
детям необходимо дословно запомнить текст, осмыслить течение событий, образ героев сказки, или пересказа.
помогает глубже понять идкю произведения, ощутить художественную ценность, искренне выразить свои чувства
В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п.Они сходны с сюжетно – ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества. Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.
С помощью игр – драматизаций дети лучше усваивают идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Руководство воспитателя заключается в том, что он, прежде всего подбирает произведения, имеющие воспитательное значение, сюжет которых детям нетрудно усвоить и превратить в игру – драматизацию.
В игре – драматизации не надо показывать ребёнку те или иные выразительные приёмы: игра для него должна быть именно игрой.
Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание играть. Раз, за разом повторяя игру, ребята всё меньше нуждаются в помощи воспитателя и начинают действовать самостоятельно. В игре драматизации одновременно могут участвовать только несколько человек, и педагог должен сделать так, чтобы все дети поочерёдно были её участниками.
Старшие дошкольники при распределении ролей учитывают интересы, желания друг друга, а иногда применяют считалку.Но и тут необходимо некоторое влияние воспитателя: надо вызвать дружелюбное отношение у сверстников к робким детям, подсказать, какие роли им можно поручить.
Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, воспитатель использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые характерные черты персонажей, выясняет отношение детей к игре.
• Стоительно – конструктивные игры
Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.
Разновидности строительных материалов. Строительная игра – это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разных постройках и связанных с ними действиях.
Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.
Различие между этими играми состоит в том, что сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и её использованием.
Воспитателю важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызываются ею. В старших группах дети в течение длительного времени возводят довольно сложные постройки, практически постигая простейшие законы физики.
Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений. Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача,решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.
В процессе строительных игр воспитатель учит детей наблюдать, различать, сравнивать, соотносить одни части построек с другими, запоминать и воспроизводить приёмы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Под его руководством школьники овладевают точным словарём, выражающим название геометрических тел,пространственных отношений: высоко низко, направо налево, вверх-вниз, длинный короткий, широкий узкий, выше ниже, длиннее короче и т. п.
В строительных играх используются и обычные, чаще всего сюжетно-образные игрушки,широко применяются и природные материалы: глина, песок, снег, камешки, шишки, тростник и др.
• Творческие игры
Творческие игры – игры, в которых проявляются образы, которые вмещают в себя условное превращение окружающего.
Показатели развитого игрового интереса.
1. Длительная заинтересованность ребенка игрой, развитием сюжета и исполнением роли.
2. Желание ребенка принимать на себя определенную роль.
3. Наличие любимой роли.
4. Нежелание заканчивать игру.
5. Активное исполнение ребенком всех видов работ (лепки, рисования).
6. Желание делиться со сверстниками и взрослыми своими впечатлениями после окончания игры.
• Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.
• В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.
Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.
• Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д. Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности. Они вызывают положительные эмоции,развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др. Совместны действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Источником подвижных игр с правилами являются народные игры, для которых характерны яркость замысла, содержательность, простота и занимательность.
Содержание игры определяется движениями, которые входят в её состав. В программе воспитания в детском саду для каждой возрастной группы детей предусмотрены подвижные игры,в которых развиваются движения разных видов: бег, прыжки, лазанье и т. д.
Правила в подвижной игре выполняют организующую роль: ими определяется её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.
В младших группах воспитатель объясняет содержание и правила по ходу игры, в старших – перед началом. Подвижные игры организуются в помещении и на прогулке с небольшим числом детей или со всей группой. Воспитатель следит за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допуская избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и утомление.
Старших дошкольников необходимо обучить играть в подвижные игры самостоятельно. Для этого надо развивать у них интерес к этим играм, предоставлять возможность организовывать их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т. д.
В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.
Источник