Игра и ее роль в психическом развитии ребенка контрольная
Развитие ребенка дошкольного возраста в традициях игровой культуры. Исследование роли игры в когнитивном развитии детей. Формирование мотивационной сферы возникновения личностных механизмов поведения. Способы адаптации ребенка к социальному миру.
Теоретические аспекты психического развития детей раннего возраста. Роль предметной деятельности в психическом развитии детей. Организация развивающей среды, направленной на развитие детей. Обеспечение самостоятельности ребенка при выполнении заданий.
курсовая работа, добавлен 16.05.2019
Проблемы развития личности детей дошкольного возраста. Личность и ее развитие. Ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Развитие игр у детей дошкольного возраста. Этапы формирования игровой деятельности детей. Значение игры.
дипломная работа, добавлен 06.11.2005
Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте. Самосознание. Значение игры для развития психики дошкольника. Социальная природа Единицы анализа и психологические особенности ролевой игры. Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте. Виды игр.
реферат, добавлен 03.02.2009
Проблема адаптации детей 2-3 года жизни к условиям детского сада. Особенности поведения и проявления эмоций ребенка, адаптирующегося к новому коллективу. Условия, формы и способы адаптации. Взаимодействие с родителями при поступлении ребенка в ДОУ.
курсовая работа, добавлен 14.05.2014
Воспитание эмоций и чувств у дошкольника. Эмоции и воспитательный процесс. Развитие эмоций в деятельности. Значение эмоций. Развитие мотивационной сферы детей дошкольного возраста. Роль семьи в воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка.
курсовая работа, добавлен 03.04.2007
Характеристика психологического развития детей раннего возраста. Роль общения со взрослыми в развитии ребенка раннего возраста, влияние братьев и сестёр на развитие эмоциональной сферы. Исследование развития эмоциональной сферы детей раннего возраста.
курсовая работа, добавлен 22.07.2011
Понятие игровой деятельности и ее роль в воспитании ребенка. История развития и особенности детских игр, их виды и классификация. Характеристика сюжетно-ролевой игры. Влияние игровой деятельности на различные стороны психического развития личности.
контрольная работа, добавлен 10.09.2010
Обучение запоминанию с использованием мнемических средств. Значение игры в развитии памяти. Экспериментальное исследование зависимости продуктивности памяти от содержания запоминаемого материала и уровня сформированности у ребенка приемов запоминания.
курсовая работа, добавлен 03.09.2012
Изучение причин негативного поведения детей. Рассмотрение подвижной игры как способа познания в дошкольном возрасте, определение ее роли в формировании волевых качеств. Разработка программы, направленной на эмоционально-волевое развитие ребенка.
курсовая работа, добавлен 16.07.2010
Значение речи для развития детского мышления и всего психического формирования ребенка. Психологическое содержание сюжетно-ролевой игры дошкольника. Развитие у детей интеллектуальной функции языка. Формирование монологической и диалогической формы речи.
дипломная работа, добавлен 15.02.2015
Источник
Развитие ребенка дошкольного возраста в традициях игровой культуры. Исследование роли игры в когнитивном развитии детей. Формирование мотивационной сферы возникновения личностных механизмов поведения. Способы адаптации ребенка к социальному миру.
Значение сенсорного воспитания в развитии детей дошкольного возраста. Основные требования Марии Монтессори; методика самовоспитания ребенка в организованной педагогом обстановке. Сенсорика и развитие органов чувств – зрения, слуха, осязания, обоняния.
контрольная работа, добавлен 25.02.2010
Понятия, этапы развития и условия формирования личности ребенка. Эмоционально-практическая форма общения, определение социальных статусов детей. Исследование роли социальной, ситуативно-деловой и воспитывающей среды в личностном развитии дошкольника.
курсовая работа, добавлен 03.03.2016
Становление родительского поведения при рождении ребенка; роль семьи в его личностном развитии, возрастная динамика отношений. Любовь как основа психического развития младенца. Формирование достоинства и самоуважения у ребенка: правила для родителей.
реферат, добавлен 16.02.2011
Ознакомление с особенностями возрастного развития нормальных и проблемных детей. Анализ деструктивного воздействия семейного неблагополучия на развитие ребенка. Диагностическое исследование отношений в семье, имеющей умственно отсталого ребенка.
методичка, добавлен 11.10.2011
Рождение ребенка с нарушениями развития — сильный травмирующий фактор для всей семьи. Нарушении адаптации к сложившейся ситуации, связанной с рождением больного ребенка: депрессии, невротические и психопатические реакции, искажение родительских установок.
реферат, добавлен 24.02.2011
Особенности формирования отношений сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста с отклонениями в умственном развитии. Психолого-педагогические рекомендации по формированию навыков общения у детей с отклонениями в развитии посредством игры.
дипломная работа, добавлен 14.07.2011
Критерии оценки возможного отклонения в поведении ребенка. Характеристика агрессивности, вспыльчивости, гиперактивности, тревожности детей, мероприятия по их профилактике. Реализация программы игровой терапии как средства коррекции поведения дошкольников.
курсовая работа, добавлен 24.06.2011
Психолого-педагогический подход к сущности самооценки и ее особенности у детей старшего дошкольного возраста. Формирование адекватной самооценки дошкольников в процессе игры. Оценка эффективности ее развития на основе проведения сравнительного анализа.
курсовая работа, добавлен 02.03.2011
Дошкольный возраст – период становления личности ребенка. Развитие социальных потребностей. Формирование нравственных качеств. Развитие образно-схематического мышления. Овладение формами устной речи. Смысловая и механическая память. Роль игры в развитии.
контрольная работа, добавлен 14.09.2009
Исследование особенностей воздействия национального воспитания на развитие детей на примере еврейской культуры. Способы и стили родительского воспитания. Роль и влияние общения в семье на развитие психики ребенка. Анализ взаимоотношений родителей и детей.
курсовая работа, добавлен 01.12.2010
Источник
Развитие ребенка дошкольного возраста в традициях игровой культуры. Исследование роли игры в когнитивном развитии детей. Формирование мотивационной сферы возникновения личностных механизмов поведения. Способы адаптации ребенка к социальному миру.
Подобные документы
Теории становления игровой деятельности, ее важность для ребенка. Условия возникновения форм игры. Основная единица игры, ее внутренняя психологическая структура. Человек, его деятельность и отношение взрослых друг к другу, как основное содержание игры.
курсовая работа, добавлен 05.09.2010
Проблема развития личности. Личность и ее структура. Развитие личности ребенка в старшем дошкольном возрасте. Развитие личности в игровой деятельности. Деятельность детей дошкольного возраста. Самооценка ребенка старшего дошкольного возраста.
курсовая работа, добавлен 04.06.2002
Психолого-педагогические особенности развития детей. Игра и ее значение для развития личности ребенка. Особенности организации сюжетно-ролевых игр с детьми старшего дошкольного возраста. Эмоциональная и волевая сфера психической деятельности ребенка.
курсовая работа, добавлен 25.11.2012
Общение как один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Сенсорные способности плода. Эмоциональное общение ребенка и матери. Этапы процесса становления у детей первой функции речи. Потребность в общении ребенка со взрослыми.
реферат, добавлен 17.01.2012
Формирование творческих способностей ребенка. Реализация в образовательный процесс развивающих педагогических технологий. Роль сюжетно-ролевой игры в психологическом развитии дошкольников. Исследование изменений социокультурных условий жизни детей.
курсовая работа, добавлен 11.06.2014
Представления о природе ролевой игры в отечественной психологии. Роль игры в психическом развитии ребёнка, её польза. Экспериментальное изучение поведения детей-дошкольников во время поведения сюжетно-ролевой игры, анализ и интерпретация его результатов.
курсовая работа, добавлен 15.02.2015
Условия развития ребенка-дошкольника: увеличение требований к его поведению; соблюдение норм общественной морали; умение организовывать поведение. Игра как ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Становление личности слабослышащего ребенка.
курсовая работа, добавлен 31.10.2012
Формы и приемы работы воспитателя по адаптации детей. Показатели полноценного психологического развития ребенка в дошкольный период как условие его успешной адаптации. Роль дидактической игры в адаптации детей младшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
курсовая работа, добавлен 10.10.2012
Психологические характеристики дошкольного возраста. Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми. Принципы формирования представлений о себе. Этапы отношений детей-дошкольников к сверстникам. Самооценочные механизмы детей.
реферат, добавлен 02.05.2017
Огромное влияние технических, театральных и спортивно-моторных игрушек на психику ребенка. Формирование полоролевого поведения у ребенка. Развитие пространственных ориентировок, свойств внимания, мышления, волевых качеств у детей дошкольного возраста.
презентация, добавлен 15.04.2016
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Содержание
Введение
Глава 1. Общая характеристика развития ребенка в период дошкольного детства…………6
1.1 Особенности психического развития дошкольника……………………………………….6
1.2 Формирование социальных форм психики и нравственного поведения……………….10
1.3 Развитие основных свойств восприятия…………………………………………………..13
Глава 2. Игра в развитии личности дошкольника……………………………………………15
2.1 Основные теории игры в психологической литературе………………………………….15
2.2 Основные виды игр, особенности ролевой игры дошкольника…………………………17
2.3 Значение игры и ее влияние на развитие личности дошкольника………………………23
Заключение
Список литературы
Введение
По словам Я. Коломинского, «в рационализирующем уме современного человека порой возникает вопрос, который только на первый взгляд может показаться праздным: зачем нужно детство? Допустимо ли в наш стремительный век, когда хронически не хватает времени на освоение лавинообразного потока информации, а тем более на ее умножение и практическое использование, допустимо ли тратить десяток первых – и не лучших ли? – лет на игры, на доктора Айболита, на палочки-считалочки? Может быть, безнадежно устарел лозунг: «Играйте, дети, резвитесь на воле, на то вам и красное детство дано?». Однако сам профессор опровергает такое предположение, утверждая, что детство, как особый качественно своеобразный период существования живых существ – это продукт эволюции, а само человеческое детство – еще и результат исторического развития. [10.223]
Актуальность темы определяется необходимостью изучения игровой деятельности современных детей для разработки адекватной стратегии дошкольного образования. Как показывают исследования Л.С. Выготского, Л.И. Божович, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.П. Усовой, Д.Б. Эльконина и др. именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста, задает личностные смыслы, побуждающие к деятельности. Как отмечал Л.С. Выготский, в игре все внутренние процессы даны во внешнем действии. Особое значение имеет игра для становления мотивационной сферы и произвольности ребенка. Дошкольный возраст является сензитивным периодом формирования мотивационной сферы, когда возникают личностные механизмы поведения, складывается соподчинение мотивов, складываются предпосылки к самоконтролю и саморегуляции. Наиболее интенсивно и эффективно становление мотивационной сферы и произвольности происходит в сюжетно-ролевой игре. [3. 10,13,26]
Сложность и противоречивость игры не перестают привлекать к себе внимание исследователей. Однако уже известные закономерности игры позволяют педагогам широко использовать эту ценную деятельность детей для успешного решения многих образовательно-воспитательных задач. Для этого педагог должен уметь управлять игрой детей, использовать ее в педагогической работе. Игра является одним из основных видов деятельности в ходе развития человека. Деятельность – активное взаимодействие живого существа с окружающей действительностью, в ходе которой оно выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяет, таким образом, свои потребности.
Следовательно, игра как вид деятельности направлена на познание ребенком окружающего мира путем активного соучастия в труде и повседневной жизни людей. В этом заключается цель игры, хотя, конечно, ни сам ребенок, ни взрослые ее намеренно не ставят. Эта цель сливается с мотивом игры, так как единственным побуждением, направляющим активность ребенка на занятие игрой, является неудержимое и горячее стремление его к познанию и деятельному участию в жизни и труде взрослых, с их практическими действиями, заботами и взаимоотношениями. Средствами игры являются, во-первых, знания о людях, их действиях, взаимоотношениях, переживаниях, выраженные в образах, речи, переживаниях и действиях ребенка. Во-вторых, способы действия с определенными предметами (с рулевым колесом, весами, градусником) в определенных жизненных обстоятельствах. И, в-третьих, те нравственные оценки и чувства, которые выступают в суждениях о хорошем и плохом поступке, о полезных и вредных действиях людей. Результатом игры являются более глубокие представления детей о жизни и деятельности взрослых людей, об их обязанностях, переживаниях, мыслях и отношениях. Результатом игры являются также формирующиеся в процессе игры дружеские чувства, гуманное отношение к людям, разнообразные познавательные интересы и умственные способности детей. В игре развиваются наблюдательность и память, внимание и мышление, творческое воображение и воля. Важнейшим результатом игры является глубокая эмоциональная удовлетворенность детей самим процессом игры, в наибольшей мере отвечающей их потребностям и возможностям действенного познания окружающего мира и активного общения с людьми. Руководство игрой есть использование педагогом с наибольшей полнотой тех огромных образовательно-воспитательных возможностей, которые присущи этой удивительной деятельности ребенка.[8.286]
Цель контрольной работы: проанализировать роль игры в развитии личности дошкольника.
Задачи контрольной работы:
1. Анализ научной литературы по проблеме игры
2. Рассмотреть особенности психического развития детей дошкольного возраста
3. Рассмотреть основные теории игры и основные виды игр дошкольника
4. Выявить значение игры и ее влияние на развитие личности дошкольника
?
………….
Литература
1. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов пед. институтов. Под ред. Проф. А.В.Петровского. – М., «Просвещение», – 1973. – 288 с.
2. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология. – 1995. – Вып. 1. – С.55 – 76.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. №6. С. 62-76.
4. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. Пед. учебн. заведений. М.: «Академия», 2002. – 464 с.
5. Запорожец А.В. Изменение моторики ребенка-дошкольника в зависимости от условий и мотивов его деятельности // Известия АПН РСФСР, 1948. Вып.14.
6. Зеньковский В.В. Психология детства. – М.: Академия, 1996. – 347 с.
7. Игра и развитие ребенка в дошкольном возрасте. Материалы междунар. науч.- практ. конф. 11 – 14 апреля 1995 г. – Ч. 1. – М. – Прометей, 1995. – 96 с.
8. Игра дошкольника / Под ред. С.Л.Новоселовой. – М.: Просвещение. 1989. – 286 с.
9. Козубовский В.М. Общая психология: методология, сознание, деятельность: учебное пособие – Мн.: Амалфея, 2005. – 380 с.
10. Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, – 1986. – 223 с.
11. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов пед. вузов. – М., «Просвещение», 1971. – 415 с.
12. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М., 1984. – 176 с.
13. Психология. Учебник / Под редакцией А. А Крылова. — М: «ПРОСПЕКТ», 2000. — 584 с.
14. Цыркун Н.А. Развитие настойчивости детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности и в общении: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Мн., 1982. – 21 с.
15. Чеховских М.И. Психология: учебное пособие. – М.: Нов. знания, 2005. – 380 с.
16. Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 240 с.
17. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
Источник
Значение игровой деятельности для общего развития ребенка
Игра выступает приоритетным видом и направлением деятельности детей. Она наполняет жизнедеятельность ребенка с самого рождения, выступая эффективным средством его воспитания и развития. Вместе с игрой, ребенок усваивает правила поведения, осваивает разнообразные виды деятельности, выполнение которых необходимо в повседневной жизни.
Игровая деятельность помогает в развитии психических функций организма ребенка. Она способствует развитию:
- Произвольной памяти;
- Произвольного внимания;
- Концентрации внимания;
- Запоминания;
- Образного представления;
- Воображения;
- Продуктивных видов деятельности;
- Мотивационной сферы деятельности ребенка;
- Рефлексивного мышления.
Замечание 1
Игровая деятельность способствует построению осознанных взаимоотношений с объектами окружающего мира, гармоничному всестороннему развитию подрастающего поколения. Именно в игре, ребенок чувствует себя уверенно и может проявить все свои способности, раскрывая природный потенциал.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
Рисунок 1. Значение игры для общего развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В процессе игровой деятельности, ребенок оказывается способен к сосредоточению своего внимания на различных ситуациях и объектах. Это способствует лучшему запоминанию теоретической информации и ее закреплению в памяти. Это обусловлено тем, что структура игры требует обязательной концентрации внимания на ее правилах и игровом действии, что необходимо для понимания сюжета игры и воспроизведения игровых ролей.
Игровая деятельность, как никакая другая, обеспечивает непрерывное функционирование мыслительных процессов в организме ребенка. Она реализуется за счет того, что ребенок переносит действия объектов и предметов реального мира в воображаемый, выбирает заменитель того или иного предмета, назначает ему имя и присваивает функциональную роль, в соответствии с которой он реализует игровое действие игры. Когда игра заканчивается, то ребенок начинает осмысливать значения предметов и объектов в их реальном мире. Таким образом, реализуется развитие образного мышления. Кроме того, поиск заменителя реального объекта или предмета в игре отражает ролевую функцию игры. Ребенок берет на себя конкретные роли, выполняет ролевые действия, что помогает в развитии его фантазии и формирует воображение.
Дети, особенно на дошкольном этапе своего развития, приобретают множество полезных навыков и знаний, учатся строить коммуникативные связи, осваивают основы учебного процесса, в ходе игровой деятельности. Игра делает обучение интересным и продуктивным. Поэтому, любые учебные действия и воспитательные мероприятия проводятся в игровой форме.
Воздействие игры на становление разнообразных психических функций организма
Посредством игровой деятельности происходит всесторонне развитие личности ребенка, а также формирование необходимых для его полноценного развития психических функций. К ним относятся:
- Речевое развитие. Игра способствует формированию всех сторон речи ребенка. Это обусловлено тем, что в ходе игры, ребенку необходимо взаимодействовать с другими ее участниками, общаться с ними. Поэтому, игра помогает расширению словарного запаса ребенка, стимулирует его активную речевую деятельность. Также, в ходе игры происходит активное развитие невербальных средств общения. Дети обмениваются жестами, совершая их пальцами или мимикой, учатся передачи, восприятию и анализу невербальной речи. Игра помогает формированию знаковой стороны речи. Предметы и объекты реального мира отражаются в игровом действии их заменителями, которые и выступают знаками. Роль знак может выполнять любой объект или предмет, на который возложены функции заменителя.
- Рефлексивное мышление. В игре реализуется развитие навыков анализа и оценки своей деятельности. Это имеет важное воспитательное значение. Такой навык помогает ребенку сопоставлять свою деятельность с нравственными нормами и моральными принципами общественного поведения, контролировать соответствие своих поступков общечеловеческим ценностям, сравнивать свои поступки и поступки своих товарищей, соотносить свою деятельность с определенным социальным образцом.
- Мотивационная деятельность. В ходе игры реализуется развитие мотивов деятельности ребенка, формируются его цели и стремления. Выполняя определенную игровую роль, ребенок руководствуется достижением какой-то цели, имея, при этом, стимулы для выполнения этой роли. Например, ребенок желает получить поощрение за выполнение значимого для коллектива действия или хочет научиться чему-то новому, что необходимо в его других видах деятельности и т.д.
Рисунок 2. Значение игры для психического развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Игрушка как средство психического развития детской личности
Замечание 2
Игрушка – это объект, который выполняет развлекательную функцию в жизнедеятельности ребенка. Выступая развлекательным средством, игрушка способствует психическому развитию ребенка.
На разных возрастных этапах развития ребенка находят применение разнообразные игрушки, которые несут определенную функциональную роль в психическом развитии.
В грудном возрасте, дети играют с погремушками. Они необходимы для развития у ребенка первых навыков предметных манипуляций и формирования определенных поведенческих реакций.
В раннем возрасте, игрушки необходимы ребенку для развития моторных функций организма, формирования визуального и тактильного восприятия, соотношения ручных действий с объектами со зрительными. Некоторые игрушки служат копиями объектов реального мира и помогают ребенку освоить простейшие бытовые навыки: детская посуда, мебель, зубная щетка, инструменты. Такие игрушки помогают ребенку в психологическом вхождении в реальный мир.
Игрушки способствуют развитию эмоциональной сферы деятельности ребенка. Они создаются для того, чтобы вызвать у него положительные эмоции, принести ему радость и удовольствие. Игрушки развивают чувственные переживания у детей.
Источник