Игра головоломка для развития ребенка

Игра головоломка для развития ребенка thumbnail

Ольга Федотова
Игры-головоломки как средство интеллектуального развития дошкольников

педагог-психолог

МБДОУ №47 пос. Эльбан

В настоящее время повышается актуальность игры из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но, поскольку эти источники представляют в основном материал для пассивного восприятия, – важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, то есть мыслительных операций, гибкости мышления. Развивать подобные умения помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовательной и свободной деятельности. От того насколько развивается логическое мышление у ребенка в дошкольном возрасте, будет зависеть успешность освоения программы школьного обучения. Ребёнку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Интеллектуальная деятельность, основанная на активном думании, поиске способов действий, уже в дошкольном возрасте при соответствующих условиях может стать привычной для детей.

Смекалки, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. В ходе решения задач на смекалку, игр-головоломок дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поисках результата, проявляя при этом творчество. Эта работа активизирует не только мыслительную деятельность ребёнка, но и развивает у него качества, необходимые для его развития: социально-коммуникативные, художественно-эстетические, конструктивные качества.

Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несёт в себе определённую умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т. д.

Умственная задача: составить фигуру, видоизменить, найти пути решения, отгадать число – реализуется средствами игры, в игровых действиях. Это, на мой взгляд, особенно актуально, поскольку в настоящее время,обществу необходимо поколение молодых людей с такими качествами личности как: инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Развитие смекалки, находчивости, инициативы осуществляется в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. Перед нами, педагогами, становится актуальным поиск альтернативных форм и методов работы с детьми. Дети очень активны в восприятии задач – шуток, головоломок, логических упражнений. Они настойчиво ищут ход решения, который ведет к результату. В том случае, когда занимательная задача доступна ребенку, у него складывается положительное эмоциональное отношение к ней, что стимулирует мыслительную активность. Ребенку интересна конечная цель: сложить, найти нужную фигуру, преобразовать, которая увлекает его.

Начиная развивать ребенка посредствам игр, мы хотим, чтобы ребёнок не просто играл, а научился размышлять, находить нестандартное решение предлагаемых заданий. Чтобы действительно научиться решать любые интеллектуальные задачи, ребёнку, прежде всего, необходимо понять, а не заучить, о чем идет речь.

В своей работе по интеллектуальному развитию детей я использую игры –головоломки,такие как: «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Головоломка Пифагора», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Листик», «Лётчик» и др. В основе игр лежат развивающие занимательные задания. Это дает возможность целенаправленно развивать умственные способности ребенка, логику мысли, рассуждений и действий, гибкость мыслительного процесса, смекалки и сообразительности. Воплощая идею Л. С. Выготского о том, что «только то, обучение является хорошим, которое «забегает» вперед развития ребенка», я стремилась ориентироваться не на достигнутый детьми уровень, а чуть забегая вперед, чтобы дети могли приложить некоторые усилия для овладения материалом. Интеллектуальный труд очень нелегок и, учитывая возрастные особенности детей, понимаю, что основной метод развития – проблемно-поисковый и главная форма организации детской деятельности – игра.

Читайте также:  Отзывы о центре развития ребенка детский сад 162

Мировые головоломки или геометрические конструкторы являются эффективным средством развития умственных и творческих способностей детей. Они развивают пространственное воображение, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, а также сенсорные способности.

Все игры – головоломки представляют собой различные геометрические фигуры, разделенные на части. В результате игры получается плоскостное силуэтное изображение. Оно условно, схематично, но образ легко угадывается по основным характерным признакам предмета, его строению, пропорциональному соотношению частей и форме. Суть игр заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.

Каждая игра имеет свой комплект элементов, из которых можно сложить только определенные плоскостные силуэты. Игры позволяют создавать абстрактные изображения разнообразной конфигурации, узоры, геометрические фигуры. Для каждой игры разработаны различные схемы изображений, апробированные в работе с детьми. Многие из них являются результатами детского творчества. В качестве образцов используются изображения реальных предметов, силуэтное изображение которых можно воссоздать из набора геометрических фигур той или иной формы.

Чем полезна игра ребенку?

Головоломки направлены на развитие логического, пространственного и конструктивного мышления, сообразительности. В результате этих игровых упражнений и заданий, ребенок научится анализировать простые изображения, выделять в них геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот составлять из элементов заданную модель. Так с чего же начать?

Этап 1:

Для начала можно предложить ребенку составить изображения из двух-трех элементов, например, из треугольников составить квадрат, трапецию, посчитать все детали, сравнить их по размеру, найти среди них треугольники.

Возьмите любой набор и попробуйте составить квадрат, трапецию. Потом можно просто прикладывать детали друг к другу и смотреть,что получится: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка и т. д.

Этап 2:

Немного позже можно переходить к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки. Начать лучше с составления зайца – это самая простая из нижеприведенных фигур.

Этап 3:

Более сложной и интересной для ребят задачей является воссоздание изображений по образцам-контурам. Это упражнение требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры. Такие задания можно предлагать ребятам с 5-6 лет.

Этап 4:

Тут уже дети могут собирать изображения по своим замыслам. Картинка сначала задумывается мысленно, затем собираются составные отдельные части, после этого создается вся картинка.

Развивая логику малыша, вы растите маленького гения. Возможно, что уже после нескольких занятий он порадует вас своими маленькими, но необычайными изобретениями и новыми открытиями!

.

Источник

Более 3500 детских головоломок для развития логики и мышления у школьников и дошкольников!

Выбирайте категорию головоломок

 и развивайте логику и мышление вместе с LogicLike!

Головоломки, разработанные специалистами LogicLike, подходят для детей всех возрастов!

Простые загадки для дошкольников

Простая головоломка для школьников

Выбери фигуру:
– не большая;
– не зелёная;
– с углами.

Головоломка на логику для детей

Не слон, но серое.
Выбери все подходящие ответы.

Головоломка для для детей на счёт

Счёт в пределах 20
Какая цифра обозначена кругом?

Головоломка Какуро

Реши головоломку Какуро.
Начни с нижнего горизонтального ряда.

Логические головоломки для детей

Картинка для головоломки на противоположность

Назови противоположное:
Солнце, день или свет?

Читайте также:  Развитие ребенка факторы развития личности

Картинка для детской загадки

Что изменилось?
Цвет, форма, размер

Математические головоломки с ответами

Картинка для детской загадки

Макс прочитал с седьмой страницы по семнадцатую включительно.
Сколько всего страниц он прочитал?

Математический ребус для детей

Математический ребус

Игра головоломка для развития ребенка

Веселые головоломки для школьников

У Олиной мамы пять дочек: Вика, Аня, Марта, Кира… Как зовут пятую?

Головоломка для детей про шары

Макс сделал два удачных выстрела и набрал 4 очка.
Аня сделала два удачных выстрела и набрала 6 очков.
Какие шары остались?

Сложные логические загадки для детей

Сложная головоломка для детей

Комнаты нумеровали по порядку, начиная с числа 1.
Всего понадобилась 41 цифра.
Сколько комнат пронумеровали?

Математическая головоломка для детей

Во сколько раз увеличится любое двузначное число, если записать его два раза подряд?

Источник

Логические загадки и задачи для детей 7-12 лет

Выберите свой возраст и решайте головоломки вместе с LogicLike! Span>

Головоломки для детей 6-7 лет

Загадка для детей про пиццу

Пиццы одинаковые.
Каждую пиццу разрезали на 3, 4, 5 и 6 равных частей.
Сколько частей у пиццы с самыми большими кусочками?

Головоломка для детей Продолжи ряд

Продолжи ряд.

Ответ на головоломку Продолжи ряд

Головоломка для школьников 6-7 лет

Тим, Макс и Бруно заняли первые 3 места.
Макс обогнал Бруно. Тим был позади Бруно.
Отметьте место каждого участника знаком +.

Логические головоломки для школьников 8-9 лет

Головоломка для школьников 8-9 лет

Чему равно А?

Головоломка для школьников про проезд

Артем в третьем вагоне спереди, а Саша во втором вагоне сзади.
Если между мальчиками три вагона, то сколько вагонов у поезда?

Математический ребус для школьников 8-9 лет

Математический ребус

Игра головоломка для развития ребенка

Сложные головоломки для детей 10-12 лет

Головоломка для школьников про треугольники

Сколько всего треугольников на картинке?

Головоломка для детей про шахматы

Два друга играли в шахматы 2 часа. Сколько часов играл каждый из них?

Сложная математическая головоломка для школьников

Помощник Ипсилон собирает конфеты в мешок.
Каждый день количество конфет в его мешочке удваивается.
Мешок заполняется за 8 дней.
Сколько дней потребуется 4 помощникам, чтобы заполнить мешок, если каждый из
них будет работать с одинаковой скоростью?

Источник

Головоломка – одна из древнейших игр для развития логического мышления и сообразительности. Первые упоминания о ней встречаются еще в древнеегипетских летописях, а в IX веке средневековый английский богослов и ученый Алкуин создал первую книгу-сборник головоломок «Задачи для оттачивания молодого ума».

Игра головоломка для развития ребенка

Головоломки не требуют к себе серьезного отношения: их можно разгадывать в дороге или снимать стресс после дня в школе или в детском саду. При этом они помогают увидеть нестандартные способы решения и развивают самостоятельность, а игры для нескольких игроков сплачивают участников и позволяют оттачивать навыки социального взаимодействия.

Ребусы, пазлы, кубик Рубика и «пятнашки»: виды детских головоломок

Несмотря на то, что общей классификации головоломок не существует, все логические игры можно условно поделить на 4 вида.

Головоломки с предметами

Для головоломок с предметами не нужны специальные приспособления, достаточно того, что есть под рукой в каждом доме. Самой известной разновидностью являются головоломки со спичками для детей: почти все мы играли в игру, где нужно переставить одну спичку, чтобы фигура рыбки развернулась в обратном направлении, или выстраивали квадраты из мелких монет.

Читайте также:  Развитие ребенка в полтора два месяца

Механические головоломки

Любимый всеми кубик Рубика, «змейка» (изобретенная все тем же Эрнё Рубиком), знаменитые «пятнашки» – это не полный перечень предметов или наборов предметов, созданных специально для решения какой-либо задачи. И если кубик Рубика есть не в каждом доме, то существуют головоломки, известные всем, – это обычные пазлы или их 3D-вариации.

Печатные головоломки

К этой группе относятся всевозможные кроссворды, сканворды, печатные ребусы и судоку, для решения которых необходимо вписывать буквы и другие символы в поля.

Игра головоломка для развития ребенка

Устные головоломки

Сюда входят традиционные загадки, шарады и игры в «да – нет».

Как выбрать головоломку ребенку

Выбирать логические игры лучше всего, опираясь на возраст и развитие ребенка, чтобы не оттолкнуть его от решения головоломок слишком сложной или, напротив, слишком легкой задачей. Сложность каждой игры должна соответствовать этапу развития мозга ребенка.

Головоломки для детей 2–4 лет

Хотя первые простые головоломки с собиранием деталей по цвету или форме можно купить для ребенка уже в год, стоит помнить, что осознанное использование таких игрушек начинается с 1,5–2 лет. Самое важное в этом возрасте – привлечь внимание. Малышу 2–3 лет подойдут крупные игрушки, окрашенные в яркие цвета, развивающие не только логическое мышление, но и мелкую моторику: например, деревянные пазлы с разноцветными деталями.

Головоломки для детей 5–6 лет

В старшем дошкольном возрасте у ребенка формируется усидчивость. Также дошкольники учатся по части предмета определять целое, самостоятельно организовывать процесс игры и быстро думать.

Для детей 5–6 лет подходят пазлы от 50 до 200 элементов, 3D-пазлы с крупными элементами, головоломки-картинки (развивающие задания, в которых необходимо обвести линию по контуру или найти самую короткую дорогу для игрового персонажа). А ещё в этом возрасте можно вводить игры на баланс – «Падающую башню» или «Дженгу».

Головоломки для детей 7–8 лет

К 7 годам происходит мощный рывок развития когнитивных способностей. Дети в этом возрасте могут не просто объединять частное в общее, но и выстраивать довольно сложные логические цепочки.

Благодаря тому, что семилетний ребенок умеет «растягивать» игру на продолжительный срок, можно вводить сложные пазлы до 2000 элементов, которые собираются за несколько вечеров. В этом же возрасте дети начинают справляться с головоломками из спичек, «змейкой» и кубиком Рубика, интеллектуальным шаром с лабиринтом внутри и др.

Игра головоломка для развития ребенка

Головоломки для детей 9–10 лет

Ученики 3–4 класса уже обладают развитым абстрактным мышлением, что позволяет им решать математические задачи разного уровня сложности, разгадывать печатные головоломки с недостающими буквами, символами и словами.

В этом возрасте родители могут добавлять онлайн-головоломки (кстати, популярный в 90-е «Тетрис», который был у каждого ребенка, – это тоже вид головоломки, и его можно найти в интернете), усложненные виды кубика Рубика, большие сложные пазлы.

Головоломки для детей 11–12 лет

Подростковый возраст характеризуется необходимостью социальной составляющей для игр: собирать пазлы и головоломки на баланс можно всей семьей или компанией друзей. Для детей в возрасте 11–12 лет также подходят сложные задачи со спичками или картами, требующие нестандартных решений, металлические головоломки, тренирующие пространственное и логическое мышление и снимающие стресс, математические ребусы.

Теперь вы знаете все (или почти все) о головоломках для детей. Пора перейти в раздел «Детские товары», чтобы посмотреть, какие из них доступны к продаже на TEA.RU.

Источник