Игра дошкольников и ее влияние на психологическое развитие ребенка
При изучении развития детей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период.
А.Н.Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Л.С.Выготский, рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи с переходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитывает собою всю деятельность ученика. «В школьном возрасте, – отмечал он – игра не умирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде…».
Вся детская деятельность синкретична, то есть, в известной степени, слитна и неразделима. Это единство возникает благодаря воображаемой, условной ситуации, в которой происходит процесс детского творчества. В игре синтезируется познавательная, трудовая и творческая активность ребенка. Любое новое знание или умение, побуждает его к действию с ним. Характер этого действия – игровой, как наиболее близкий и понятный для детей из их прежнего опыта.
Некоторые психологи считают, что детские игры нельзя считать творческой деятельностью, так как в них не создается ничего нового. Это так, если подходить к детской игре с теми же мерками, что и к деятельности взрослого человека, тогда термин «творчество» действительно неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса с точки зрения развития ребенка.
Л.С.Выготский заметил у детей дошкольного возраста появление замысла, что означает переход к творческой деятельности. В раннем детстве ребенок идет от действия к мысли, у дошкольника уже развивающаяся способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности, и, прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.
Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру с искусством, но ребенок – не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, он не разучивает роль, а создает ее по ходу игры. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события.
Творчество не появляется само собой, оно воспитывается, оно развивается в результате длительной систематической работы педагогов. Развитие игрового творчества проявляется, прежде всего, в постепенном обогащении содержания игры. От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного.
В игре постепенно развивается целенаправленность действий. Если на четвертом году жизни у детей часто преобладает интерес к действию, из-за чего цель временами забывается, а на пятом году жизни можно научить детей обдуманно выбирать игру, ставить цель и распределять роли, то у детей 5-7 лет возникает интерес к различным событиям жизни, к разным видам труда взрослых; появляются любимые герои книг, которым они стремятся подражать. И замыслы игр становятся более стойкими, иногда на длительное время завладевают воображением. Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержании игры комбинируются различные впечатления жизни.
Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.
Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.
Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение.
В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств.
В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.
Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.
В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.
Различные формы деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.
Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять.
В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка.
В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению.
Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.
Из общения со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.
Впоследствии игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты.
Игра становится искусством. Это искусство требует большой особой работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд.
Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых.
Таким образом, игровая деятельность дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на его развитие.
Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными.
В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.
Источник
Галина Бухтерева
Игра и её роль в психическом развитии дошкольника
Выступление на педагогическом совете по теме «Игра и её роль в психическом развитии дошкольника»
Воспитатель: Бухтерева Г. А
В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности в жизни дошкольника. Основное положение игры определяется не временем, которое дети уделили игре, а тем, что эта игра даёт ребенку. Игра способствует психологическому развитию детей. Но время идет, меняются дети, меняется и игра., её направленность, насыщаемость. В своих дневниках Д. Б. Эльконин писал,что закономерности и периодизации детства меняются в процессе развития общества. И с этим сложно не согласиться. Поэтому, исследования 90 –х годов не всегда можно применять по отношению к современным дошкольникам.
Культурно-исторические изменения в обществе находят свое отражение в детских играх. Каждый год игры претерпевают существенные изменения. Но эти изменения до конца не исследованы. Ведь очень важнр понять характер этих изменений,так как эти изменения отражают своеобразие психического развития современных дошкольников, их ценностей, интересов, представлений на окружающую их действительность. Игра отражает положение, которое имеет ребенок в обществе, а часто и специфику последнего. В последнее время наблюдается особое внимание детей к разным видам обучения со стороны взрослых, игра же вытесняется.
Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. В играх у детей начинает развиваться произвольное внимание и память. В игре дети сосредотачиваются лучше и запоминаются лучше какие-либо моменты. Условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, которые присутствуют в игровых процессах,на содержании сюжета и действий. Если ребенок не может запомнить или принять какие-то правила игры, то такого ребенка могут дети и не принять его в игре.
Любая игра оказывает огромное внимание на развитие умственного потенциала. В игре дети учатся действовать с заместителем предмета – он дает этому предмету новое название и начинает действовать с ним в соответствием названию. Этот предмет будет для ребенка опорой для его мышления. Тогда действия с предметом уходят, дети начинают думать о других предметах и действовать с ними. Игра способствует тому,что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
Игра имеет огромное значение и для развития воображения детей.В игре дети учатся многому : и заменять одни предметы другими и придумывать собственный сюжет, брать на себя роли. Чем старше ребенок, тем реже он использует предметы-заместители, а начинает действовать на основе
собственного воображения.
Игра влияет и на развитие личности ребенка. Это заключается в том, что через игру он знакомится с поведением и отношениями между детьми и взрослыми, между взрослыми. Он приобретает новые навыки общения, качества,которые нужны ему для общения с другими детьми.
Но и игр есть определенная проблема. Игры являются предметом различных исследований. Существуют различные точки зрения на игру – от полного отрицания возможности создания общей теории игры в виду ее большого культурообразующего фактора.Рассматриваются классификации теории игр :
1. индивидуально-психологические (К. Левин,З. Фрейд,Л. С Выготский,А. Н Леонтьев)
2. биологические теории (К. Бюлер,К. Гросс)
3. философско-культурологические (М. Бахтин,Ф. Шиллер,Г. Спенсер)
Ранее идея связи игры с искусством, культурой нашла свое отражение в трудах философов раннего периода. Платон воспринимал игру как нечто прекрасное, ценное само по себе. Аристотель рассматривал ее как развлечение и отдых. Шиллер рассматривал игру как наслаждение. Отечественную теорию игр дошкольников рассматривают А. П. Усова,А. В Запорожец, Д. Б Эльконин,А. Н Леонтьев, Л. С Выготский и др. По их мнению игра в целом это взятие ребенком на себя определенную роль, замещение одной вещи другой, игра с другими детьми. С точки зрения этих авторов внутренняя сущность игры, воссоздание отношения людей по отношению друг к другу. в первую очередь – это отношения между взрослыми, потом между взрослыми и детьми и только потом между детьми.Но все пришли к одному выводу : игра является ведущей детской деятельностью.
Д.Б Эльконин рассматривая эту проблему выделил основное : в игре «происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего ограниченного места в системе отношений и потребность быть взрослым…»(«Психология игры» М. 1999 г. стр. 329)
«Значение игры не ограничивается тем,что у ребёнка возникает новые по своему содержанию мотивы деятельности и связанные с ними задачи.»(Д. Б. Эльконин «Психология игры» 1999 г)
Сюжетно-ролевая игра содержит возможность преодоления познавательного «эгоцентризма» выраженного в абсолютизации собственной позиции невозможности её соотнести с другими возможными познавательными позициями. Принятие роли в игре и различные замещения делают необходимой координацию разных позиций участников. В процессе игры дети учатся учитывать желания друг друга, учатся договариваться друг с другом.
Эксперименты, проведенные отечественными учеными показали,что развитие игры поднимает детские взаимоотношения и способствуют развитию интересного сюжета игры.
Делаем вывод : игры занимают в жизни дошкольников важное место для развития личности, так как в них можно спокойно раскрыть свою сущность, поэтому игра является средством всестороннего развития.
В современной психологии большое число исследований посвящается психотерапевтическому аспекту игр. Современные ученые рассматривают игру как процесс освоения ребенком межличностных отношений и переход к совместной деятельности. С точки зрения ученых психологов дети в играх осваивают реальность, пространство межличностных и социальных отношений. Игра становится принципом реальности, а не принципом удовольствия.
За последние годы проведено много различных исследований по проблемам детской игры. Но это в основном касается вопросов влияния игры на интеллектуальное развитие.
В качестве основных качеств игровой деятельности дошкольника Д. Б.Эльконин выделяет : сюжет, роль и содержание. Сюжет – «область действительности, которая воспроизводится детьми в игре «(Д. Б. Эльконин «Детская психология «М. 2000, стр. 328)Сюжеты изменяются в зависимости от конкретных условий и расширения детского кругозора, знакомства с окружающим. Поэтому наличие сюжета отличает сюжетно-ролевые игры от других видов игр. В работах ведущих ученых отмечается, что сюжеты игр меняются с возрастом детей. более частыми являются сюжеты жизни детского сада, семьи, общественные события. Дети часто берут на себя роли сказочных персонажей. животных и др. Чем ярче впечатления и шире поле знаний, тем у детей содержательнее сюжеты игры и сильнее воспитательное значение их на детей. Обогащение игр зависит от впечатлений и знаний, которые дошкольникиполучают из своего жизненного опыта : на улице, в семье и т. д.
Мы долгое время наблюдали за развитием сюжетов и самими сюжетными играми детей нашей группы. Мы предлагали детям самостоятельно выбрать сюжет, распределить роли, выбрать место для игры и материал. Наблюдали за детьми, но не вмешивались,определяя детали игры : во что играют, как распределили роли, как развивают сюжет, какой материал используют, кто является лидером и т. д. В результате определили, в какие сюжетно-ролевые игры дети играют чаще, как меняется качество игры и отчего это зависит.
По этим результатам мы сделали выводы :
-небольшая часть детей отказывается от совместной игры, предпочитая настольные сюжетным играм.
– большая часть детей с огромным удовольствием принимает участие в совместных играх, причем не обязательно на главных ролях
– немногие дети выбирают режиссерские игры с игрушками, самостоятельно развивая сюжет.
Также мы обратили внимание на тематику этих игр :
– телевизионные сюжеты выбирают около 30 % детей
– игры на бытовые сюжеты примерно такое же количество детей
-сюжеты из жизни животных и т. д. – около 15 % детей
-сюжеты на бытовые и профессиональные темы – 20 % детей.
Нас, конечно, разочаровывает то, что дети используют мало сюжетов игр, которые отражают профессии родителей, так как дети мало знают об этом. Мы сравнили игры детей прошлых лет и современных дошкольников. Чаще дети используют сюжеты, которые берут из мультфильмов или фильмов. Это говорит о том, что дети больше и лучше знают о жизни и отношениях героев телефильмов, чем окружающих людей. Место в игре близких людей занимают виртуальные герои. Происходит разрыв между жизнью современных дошкольников и взрослых. И всё равно этот вид деятельности детей остается главным. Дети часто не могут самостоятельно выбрать сюжет, развить её творчески, поэтому игра быстро заканчивается.
Игра влияет на формирование произвольности психических процессов. В игре у детей развивается произвольное внимание и память. Дети намного быстрее запоминают что-то. Условия игры требуют от ребёнка сосредоточения на действиях и сюжете. Игра оказывает влияние на развитие умственной деятельности. Потому что в игре дети учатся действовать с предметами –заместителями, которые дают новый импульс игре.
Сюжетно- ролевые игры имеют большое значение для развития воображения. В основе воображения лежит умение брать на себя разные роли, замещать предметы другими предметами и умение с ними действовать. Дети старшего возраста чаще не заменяют предметы, а действуют с воображаемым предметом, создаёт новую ситуацию в своем воображении.
Влияние игры на развитие личности никто не может отрицать или приуменьшать,ведь через неё ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых, они становятся для детей образцом поведения, в игре дети приобретают основные навыки общения, качества нужные для установления контакта.
С игрой связаны и продуктивные виды деятельности – рисование, лепка, и т. д. ,Например, ребенок, рисуя, создает сюжет.
Вместе с игрой начинает развиваться и учебная деятельность. Она не появляется из игры, но ребенок учиться играя- он относится к учению как к какой-то ролевой игре, но только с определенными правилами. Ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.
На основании вые сказанного можно сделать выводы :
-у большого количества детей игра не достигает развитой формы,
-уровень развития игры стало намного ниже, чем у детей этой же возрастной группы сверстников несколько лет назад,
– сюжеты игр отражают в основном бытовую сторону и телевизионную тематику,
– большому количеству детей очень трудно налаживать контакт в сюжетно-ролевой игре, сложно брать на себя выполнение главной роли.
Список используемой литературы :
1. Д. Б. Эльконин «Детская психология «М. 2000. стр. 328
2. Д. Б. Эльконин «Психология игры «М. 1999, стр. 29,34,217
3. И. Б. Теплицкая»Игра и взаимоотношения детей раннего возраста»//»Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста «М. 2001, стр. 111-116
4. Т. В. Антонова «Анализ возрастной динамики общения детей в игре «//»Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания детей дошкольного возраста «М. 1993, стр. 84-93
Источник