Игра для развития ребенка шнуровка
Шнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Отличительная черта игры – наличие шнурка и предметов для шнурования. Действия с подобными игрушками способствуют развитию тонких движений пальцев рук (тонкой моторики), а также развитию речи ребенка. В психологии хорошо известно исследование М.В. Фоминой, которая установила зависимость между уровнями развития речи и мелкой моторики: чем больше развита мелкая моторика, тем совершеннее активная речь ребенка. Такая зависимость объясняется тем, что около трети всей площади двигательной проекции в коре головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой моторной зоны. Именно этот факт навел ученых на мысль о том, что тренировка тонких движений пальцев рук оказывает на развитие активной речи не меньшее влияние, чем непосредственное речевое общение ребенка и взрослого.
Назначение игр-шнуровок:
- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий “вверху”, “внизу”, “справа”, “слева”;
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи;
- развивают творческие способности.
В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Задачи:
- Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
- Способствовать развитию действий руки, формировать ручную умелость, совершенствовать мелкую моторику пальцев.
- Формировать волевые умения (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата).
О пользе шнуровок
Сегодня у большинства современных детей отмечается общее
л
моторное отставание, в особенности у детей городских. Сейчас у детей обувь на липучках, чтобы не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности – руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Т.е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
К развивающим играм с ребенком, не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению чего-то, это – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Игра дарит детям первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.
Разнообразие шнуровок:
Развивающие деревянные игрушки.
Серия «Умные шнурочки»
Возможность использования шнуровок:
- На коррекционных занятиях.
- На динамических паузах.
- Во внеурочное время.
На своих занятиях в средних и старших классах я, выделяю время для изготовления шнуровок детьми. Дети работают с сюжетными картинками, цветным картоном, ножницами, дыроколом. На этом этапе занятия решаются задачи: развитие мелкой моторики, развитие положительных эмоций, развитие художественного вкуса.
Младшие школьники используют их на занятиях, во внеурочное время.
Также изготовлением шнуровок занимаются ребята старших классов на уроках столярного дела.
Если на моих занятиях мы выполняем элементарные действия с ножницами и картоном, то на уроках в столярной мастерской дети трудятся на станках, работают с древесиной.
Свои работы они дарят малышам, которые, в свою очередь могут их раскрасить и играть с ними.
Игры и упражнения со шнурками для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Игры со шнурками направлены на развитие мелкой моторики руки, утончения движений пальцев, концентрации внимания, способствует развитию точности глазомера, координации и последовательности действий. Такие игры станут хорошей подготовкой руки к письму, они тренируют усидчивость.
Игры со шнурками не требуют много затрат, это недорогое развлечение. Шнурками можно играть детям с трех лет под контролем взрослого. Шнурки можно использовать многократно, после игры шнурки надо постирать в мыльной воде и прополоскать.
Цель: доставить детям радость и удовольствие от игры со шнурками.
Задачи:
- учить игровым действиям;
- совершенствовать мелкую моторику пальцев;
- развивать усидчивость, терпение.
Упражнение «Кружок»
Цель – закреплять знания о геометрической фигуре – круг, упражнять в умении изолированно двигать пальчиками (большой, указательный, средний)
Шнурок крутиться, играет,
В кружок нитку завивает.
Получилась красота – Вся веревка завита.
Упражнение «Улитка»
Цель – упражнять в умении изолированно двигать пальчиками (большой, указательный, средний)
Улитка медленно ползет, Качаясь на листке, Улитка целый день несет Свой домик на себе.
Упражнение «Облака»
Цель – упражнять в умении наматывать шнурок на палец и снимать «моток» с пальца – (методическое указание – следить, чтобы ребёнок сильно не затягивал шнурок на пальце)
Облака, облака – Кучерявые бока.
Облака кудрявые Целые, дырявые.
Легкие воздушные.
Ветерку послушные.
(С. Михалков)
Игра «Повтори узор»
Цель – развитие фантазии.
Играющих двое: взрослый и ребенок или два ребенка. Один игрок придумывает узор, второй – повторяет.
Упражнение «Бусы»
Цель – учить регулировать силу натяжения узла
Из шнурка тихонечко бусы завяжу
Подарю подружке их ( или – Подарю их куколке).
И ласково скажу:
«Я тебя люблю!»
Упражнение «Бабочка»
Цель – формировать навыки шнуровки (завязывание шнурка на бант) Из шнурков сложилось чудо —
Завязались бантики,
Потихоньку подходите.
Полюбуйтесь-поглядите!
Вот так чудо-чудеса:
Это бабочка краса!
Игра” Кто больше?”
Цель – развивать ловкость пальцев рук.
Детям даются шнурки одинакового размера. По сигналу играющие (2-3- ребенка) начинают завязывать узелочки на своих шнурках. Кто больше завяжет – тот и победитель.
Игра “Кто быстрее?”
Цель – развивать ловкость пальцев рук.
Играющим (2-3- ребенка) даётся по шнурку с одинаковым количеством узелков. Их задача – быстро их развязать.
Игра «Разные дорожки»
Цель – учить детей самостоятельно выкладывать изображение из шнурка в соответствии с заданием (мишка пойдет по широкой дорожке, мышка побежит по узкой, а заяц – по извилистой)
Игра «Три цвета есть у светофора»
Цель – дать представление о понятии «светофор» и его назначении, закрепить знания цветов зеленого, желтого и красного сигналов светофора
Игра « Котик ниточки мотает и в клубочек собирает»
Цель – воспитывать доброжелательность, любовь к животным, вызывать положительные эмоции, закреплять знание цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый)
Игра «Колеса для машин»
Цель – формировать у детей представления о транспорте , воспитывать стремление к познанию окружающего мира.
Методические рекомендации:
- игры можно применять в организованной образовательной деятельности, в режимных моментах;
-играть можно индивидуально или с подгруппой детей ;
- для двух последних игр можно использовать распечатанные шаблоны, для раскрашивания детьми.
(находим картинки в интернете.обрабатываем в программе Paint и распечатываем)
Итак, мы поняли важность развития рук ребенка и готовы использовать игру-шнуровку, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой у привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое предложенное вами занятие?
Прежде всего, вспомним: дети обожают “взрослые* игры. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты – обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это делать. Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской потребности в подражании взрослым – пуговица с иглой.
Эту игрушку можно предложить даже малышу 2 – 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему, как можно “пришить* пуговицу. Самое простое, что может делать малыш на первом этапе, – проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны Эго уже большое достижение для маленького ребенка – ведь ему надо научится координировать движения пальцев. Когда ребенок освоится с игрушкой, можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. Научите его разным видам швов, симметричным и несимметричным орнаментам и узорам. В дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному шнурку аде одни или два (разных цветов). И узор будет красивее, и работа – сложнее.
Развивающая игрушка – шнуровка в форме ботиночка научит Вашего ребенка без труда завязывать шнурки и на собственной обуви. Вспомните и покажите малышу различные способы шнурования ботинок: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крест»! сверху и т.д.
С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ежику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверек собирал себе пледы на обед. Такая игрушка-шнуровка, как елочка с яркими новогодними игрушками, отлично подойдет к рождественским праздникам.
Елочные игрушки часто бывают выполнены в форме геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заодно научите малыша распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду и т.п. Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Елку, ежика и т.п. можно использовать и в качестве лекала – кроха будет обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.
К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по которым нужно ’собрать” игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Ребенок постарше (3-4 года) может выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной деятельности, развивая нагляднодейственное мышление и пространственное ориентирование. Можно также самому сочинять узоры и орнаменты, или попробовать пришнуроватъ детали игрушки не так, как указано в схеме. Дайте свободу фантазии малыша, пусть он сочинит свой сюжет*
Л
Источник
19 апреля 2016
Аверьянова Света
Каждый родитель знает, насколько важно работать над мелкой моторикой ребенка.
Это влияет не только на развитие умения владеть своими руками и контролировать движения. Такие занятия связаны непосредственно с речевым аппаратом. Поэтому все, что делает малыш своими пальчиками, влияет на развитие его речи.
Среди таких развивающих занятий особое место занимает «Шнуровка».
В чем смысл игры
«Шнуровка» — это развивающее занятие для малышей с одного года. По мере развития ребенка она усложняется. Её активно используют для детей 2–3 летнего возраста, так как именно в этот период активно развивается речь.
В зависимости от возраста, для которого она предназначена, игра бывает очень простой и довольно сложной. Наипростейший вариант – это доска с двумя или тремя небольшими отверстиями, через которые необходимо протянуть палочку или веревку. Более сложная шнуровка уже имеет больше дырочек.
Эта занимательное занятие займет максимум свободного времени ребенка, так как такие упражнения очень увлекательны для них. Не забывайте хвалить маленького ученика, как только у него все получится.
Варианты игры
Как и в любой другой игре, важно завлечь ребенка, и тогда ему станет интересно проделывать разные трюки со шнуровкой. Ниже мы представим несколько вариантов этой игры, которая создана для развития мелкой моторики и речевого аппарата малыша.
Если ребенок еще не знаком со «Шнуровкой», то покажите ему, что это, и продемонстрируйте, как ловко веревка (палочка) проскальзывает сквозь дырочки.
- Предложите палочку или шнурок просунуть самостоятельно. На первых порах, возможно, ему понадобится ваша помощь. Но если заниматься с малышом постоянно, совсем скоро он сделает это самостоятельно своими руками. Это упражнение поможет ему очень быстро научиться координировать свои движения.
- Если возраст малыша позволяет, и он знает начальные цифры (от одного до трех), то можно закрепить эти знания и предложить просунуть шнурок через две дырочки, три и т. д. Все это делает ребенок своими руками под контролем родителей.
- Попробуйте найти дырочки одинакового размера, цвета и соединить их шнуровкой. Теперь вы не только работаете на совершенствование мелкой моторики, но и даете уроки развития и познания названий оттенков.
- Для детей 4–6 лет развивающая игра «Шнуровка» может быть использована для обучения навыкам шнурования обычной обуви. Эти умения обязательно пригодятся малышу в будущем.
Такие занятия, проведенные минимум два раза в неделю, отлично способствуют общему развитию вашего малыша.
Как выбрать
Для каждого возраста своя шнуровка. Для детей совсем маленьких, которым исполнился годик, неплохо будет использовать игру с довольно крупными отверстиями. Постарайтесь, чтобы доска, на которой будут сделаны дырочки, была яркой и привлекала внимание. Это должно быть любопытно и красочно для ребенка, иначе «Шнуровка» не вызовет у него интереса.
Для детей старшего возраста в игру можно добавлять полезные рисунки, цвета, цифры, буквы. С ее помощью вы проводите занятие усовершенствования мелкой моторики рук, а также разучиваете и даете необходимые знания.
Ведь через игру познать и выучить для детей намного проще.
Игра, сделанная родителями
Для любого малыша ценно то, что сделано его родителями, а для взрослых это значительная экономия бюджета, так как развивающие игрушки сегодня, при условии хорошего их качества, стоят не дешево.
Сделать игру «Шнуровка» своими руками не сложно. Все, что необходимо, – это фантазия и желание порадовать, а вместе с тем и развивать вашего кроху. Для того, чтобы сделать такую развивающую игру своими руками, возьмите:
- крепкий картон (лучше цветной);
- картинку (лучше с любимым персонажем из сказки малыша или просто яркий рисунок бабочки, машинки и т. д.);
- цветные карандаши;
- дырокол;
- клей;
- шнурок (поищите яркий с нераспущенными кончиками).
Вырежьте из картона любую геометрическую фигуру (круг, квадрат, ромб), который будет по размеру больше выбранной вами картинки. В центре приклейте изображение. А на оставшихся краях сделайте дыроколом отверстия. Цветными карандашами обрисуйте их или напишите цифры по порядку. Вот и все.
Игра «Шнуровка», сделанная своими руками, готова. Для детей постарше можно использовать вместо картона фанеру, только ее следует хорошо обработать, чтобы ребенок не поранился и не загнал занозу.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.
Источник
Ольга Брызгалова
Игры-шнуровки
Актуальность.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение. Нам можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков.Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные потешки: «Ладушки – ладушки», «Сорока – белобока», и др. Предлагаем вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься и дома.
Стратегия работы :
Успешность работы с детьми младшего возраста во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией детей в детском саду.
I этап – аналитический –при выявлении уровня развития мелкой моторики руки у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т. д.
Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают навыковое содержание учения (пальчиковые игры) под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности.
II этап – диагностический
На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка.
III этап – этап формирования навыков и умений при разучивании пальчиковых игр, следовательно, развития мелкой моторики руки
Игры и упражнения развивающие мелкую моторику рук.
Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.В своей работе я использовала накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Считаю, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на растяжение, на расслабление.И поэтому я использую следующие приемы:
систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам;
последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и “перепрыгивать” через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием;
все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным;
если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Назову те, которые я использую в своей практике.Их можно условно разделить на несколько групп: игры на развитие тактильного восприятия, игры с водой и песком, фольклорные пальчиковые игры, упражнение с предметами, игры на выкладывание, игры на нанизывание, игры с конструкторами.
Использование шнуровок в своей работе.
Цель: воспитывать у детей способность контролировать свои достижения (уровень развития крупной и мелкой моторики, инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности, способность к волевым усилиям).
Задачи.
•Образовательные:
-повышать уровень развития ребёнка;
-усиливать желание ребенка узнавать что-то новое и работать самостоятельно;
-учить анализировать, сравнивать, обобщать;
-закреплять знания о цветовой гамме.
•Развивающие:
-развивать все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь);
-развивать моторику посредством развития тактильной чувствительности как основы «ручного интеллекта».
•Воспитывающие:
-воспитывать усидчивость, самостоятельность.
-воспитывать в процессе общения инициативность, сотрудничество.
При использовании игрушек – шнуровок, в игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно, поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета, она развивает пространственное ориентирование, способствует пониманию понятий “вверху”, “внизу”, “справа”, “слева”. Можно использовать игры-шнуровки при закреплении изученных букв и слогов.
Шнуровки – важная развивающая игра для детей, готовящая руку малыша к рисованию и письму. Хорошо развитая мелкая моторика руки напрямую влияет на устную речь ребенка. Хочу поделиться опытом в создании дидактического материала на развитие мелкой моторики из фетра. Фетр, очень приятный на ощупь материал и нравится детям разных возрастных категорий (как деткам раннего возраста, а также заинтересует детей дошкольного и младшего школьного возраста).
Сейчас очень много материала на развитие мелкой моторики, но уже хочется чего – то нового в работе логопедов, дефектологов, воспитателей. Родители также могут со своими детьми провести занятия с использованием шнуровки.
Вашему вниманию я предлагаю игры со шнуровкой из фетра, которые развивают не только мелкую моторику рук, но и сенсорные представления (форма, величина, цвет); математические представления (счет, решение задач,например: Если на елочку повесить 5 новогодних игрушек, а потом 2 игрушки уберем, сколько останется); закрепление лексических тем (транспорт, обувь, фрукты, одежда). Данная методика подходит для детей не только с нормой интеллектуального развития, но и в коррекционно – развивающем обучении.
«Волшебные шнурочки, или Рисуем шнурками».
Все мы знаем, что шнуровка – один из видов развивающих игр для детей. Игры-шнуровки развивают мелкую моторику, пространственное ориентирование, усидчивость и терпение. Единственный минус таких игр – они быстро надоедают малышу, и он перестает ими интересоваться. Но шнурками можно и рисовать!
«Рисунки», выполненные шнуром, кажутся объемными и «живыми». Кроме того это занятие успокаивают детей и развивает у них усидчивость, интерес к декоративно-прикладному искусству. А также совершенствовать зрительное восприятие детей
– развивает зрительно-моторную координацию
– подготавливает руку ребенка к письму.
Вот способ изготовления некоторых шнурок своими руками из нетрадиционных материалов.
Шнуровка-планшет.
Задачи: – совершенствовать зрительное восприятие,
– развивает зрительно-моторную координацию,
– подготавливает руку ребенка к письму.
Нам понадобится планшет в виде разделочной доски и цветные шнурки.
Процесс изготовления:
1. Взять разделочную доску просверлить дрелью отверстия.
2. преклепить разноцветные шнурки с помощью узла.
3. Можно рисовать шнурками.
Игра-шнуровка «Бабочка».
Задачи:
-развивать тонкие движения пальцев обеих рук; -подвести к умению шнуровать обувь (шнурование, завязывание шнурка на бант);
-воспитывать трудолюбие, усидчивость.
Ход игры: воспитатель показывает ребёнку, как можно зашнуровать туловище бабочки. Можно шнуровать, начиная как сверху вниз, так и снизу вверх. Затем предлагает попробовать зашнуровать ребёнка.
Процесс изготовления «бабочки из фетра».
1. Вырезать из фетра крылья бабочки.
2. Приклеить крылья на картон по изнанке.
3. Приклеить к крыльям туловище.
4. Пришить по краю туловища колечки для ковра.
5. Вдеть шнурок.
Шнуровка – «Заплети косички солнышку».
Задачи:
– развивать умение плести косичку в три пряди,
– укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук,
– воспитание усидчивости и терпеливости в работе.
Способ изготовления:
1. Берется подушка, заполненная синтепоном на нее пришивается связанное из шерстяных ниток солнышко крючком.
2. На солнышко приклеиваются глазки, ротик, носик.
3. По краю симметрично привязываются атласные ленточки по 3 в пучок (30-40) см.
4. Я привязала 6 пучков, следовательно, на 6 косичек.
Таким образом, было занято плетением косичек одновременно 6 детей.
Объёмная шуровка (из соленого теста).
Задачи:
– учить детей продевать шнурок в отверстия;
– продолжать развивать движения мелких мышечных групп руки, целенаправленность действий;
-формировать зрительно – двигательную координацию и чувство восприятия пространства.
Способ изготовления:
1. Из соленого теста фрукт или овощ.
2. Просушиваю в духовке или на воздух.
3. Окрашиваю в цвет овоща или фрукта гуашью.
4. Просушиваю.
5. Дрелью под углом делаю дырки.
6. Изделие готово, осталось только подобрать шнурок. Я взяла зелёный и желтый под цвет, червяка, который ест фрукты и овощи.
Шнуровка из салфетки.
Задачи:
-развивать тонкие движения пальцев обеих рук;
-подвести к умению шнуровать ;
– воспитывать трудолюбие;
– усидчивость.
Способ изготовления:
1. Вырезаю из картона шаблон бабочки.
2. Обвожу шаблон на салфетке-губке.
3. Вырезаю.
4. Делаю дыроколом дырки по краю бабочки.
5. Подбираю шнурок.
6. Шнуровка готова.
Объёмная шнуровка из бросового материала.
Задачи:
– способствовать усвоению понятий “вверху”, “внизу”, “справа”, “слева”;
– формировать навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
– способствовать развитию речи; развивать творческие способности;
– развивать усидчивость.
Способ изготовления:
1. Берется пластмассовая бутылка из-под лимонада.
2. Отрезаем нижнюю часть.
3. И делаем в нижней части дырки накаливая гвоздь над пламенем огня.
4. Дырки делаем на одинаковом расстоянии в 3 ряда.
5. По краю обклеиваю изолентой или цветным скотчем.
6. Можно покрасить гуашью.
7. Осталось только вставить шнурок и шнуровка готова.
Результат занятий с шнуровками.
Работая над развитием мелкой моторики рук у детей, улучшилась координацию артикуляционного аппарата. Заметно сократились сроки постановки звуков, совершенствовалась общая координация движений детей.
Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливают их к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Все это создает благоприятную базу для более успешного обучения в школе.
Таким образом, включение упражнений на развитие мелкой мускулатуры пальцев рук играет положительную роль в развитии связной речи детей, подготовки дошкольников к обучению в первом классе.
Результатом использования данных дидактических игр стало повышение качества образовательного процесса, у дошкольников наблюдается повышение мотивации обучения, познавательной активности, их творческого потенциала.
Источник