Игра для развития ребенка с опфр

Игра для развития ребенка с опфр thumbnail

Подвижные игры в работе с детьми с ОПФР

Подвижная игра, как и любая дидактическая, направлена на достижение определенных це­лей воспитания и обучения. Проведение дидактических игр, сопровождающихся движени­ем, позволяет снять нагрузку, связанную с долгим пребывани­ем в неудобной позе, повышает работоспособность, улучшает ка­чество усвоения знаний. Под­вижные игры с логопедической направленностью можно ис­пользовать как часть занятия и в качестве физкультминутки. По заданию учителя-дефектолога воспита­тели могут поиграть с детьми в вечерние часы, на прогулке, а также в свободное от занятий время.

Подвижные игры, исполь­зуемые в работе с детьми с ОПФР, можно разделить на три условные категории:

– способствующие развитию фонематического восприя­тия;

– направленные на формиро­вание лексико-грамматической стороны речи;

– для активизации словарно­го запаса.

Проводя подвижную игру, нужно стремиться к тому, что­бы дошкольники достигали игровую цель. Это возможно только при хорошем усвоении детьми программного матери­ала на занятиях. Например, проводя подвижную игру «Цветы и пчелки», цель ко­торой развитие фонематичес­кого восприятия, педагог смо­жет решить ее задачи только в том случае, если дети будут хорошо различать звуки по твердости и мягкости.

Именно в условиях игры появляется возможность обес­печить нужное количество повторений на разном мате­риале. Например, в играх «Найди свой домик», «Один, два, три», «Птички в гнез­дышках» педагог закрепляет умение детей делить слова на слоги.

Один из важных моментов успешности обучения в ходе подвижных игр — заинтере­сованность в них самих детей, потому все они должны проводится  живо, эмоционально, непринужденно. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую дошкольники изучают на коррекционно-развивающем занятии в ПКПП. Подвижные игры, соединённые с дидактическими задачами обучения, развивают  речевую активность детей, способствуют повышению результативности работы учителя-дефектолога.

Игры, способствующие развитию фонематического восприятия

«Волшебный колокольчик»

Цели: развивать фонематическое восприятие, умение различать громкие и тихие звуки; воспитывать самостоятельность.

Оборудование: колоколь­чик.

Педагог предлагает детям послушать, как звучит колокольчик тихо и громко.

Дошкольники идут по кругу. Когда колокольчик звенит тихо дети приседают, когда громко — бегут по кругу.

«Ушки на  макушке»

Цели: развивать слуховое внимание, умение различать ни слух звучащие предметы: бубен, погремушку, колоколь­чик; воспитывать быстроту ре­шении.

Оборудование: музыкаль­ные игрушки: бубен, погре­мушка, колокольчик.

Дети идут друг за другом по кругу. Услышав звучание определенного предмета, они выполняют движение, заранее названное педагогом: «Услы­шите звучание бубна — по­прыгайте на месте, погремуш­ки — покружитесь, колоколь­чика — поднимите руки».

«Цветы и пчелки»

Цели: развивать фонемати­ческое восприятие, умение различать на слух твердые и мягкие звуки; воспитывать честность, выдержку.

Оборудование: вырезанные из синего и зеленого картона цветы и квадраты.

На полу разложены синие и зеленые цветы. На некото­рых цветах лежат квадраты зеленого и синего цветов. Педагог называет слова с твер­дыми и мягкими звуками, изу­чаемыми на занятии: бант, бита, береза, бокс, бочка, бинт.

Услышав слово с твердым звуком, дети подбегают к си­нему цветку, берут синий квадрат и переносят его на свободный синий цветок. Ус­лышав слово с мягким зву­ком, дети подбегают к зеле­ному цвету, берут зеленый квадрат и кладут его на сво­бодный зеленый цветок.

«Живая стрелка»

Цела: закреплять умение определять в слове первый звук и давать ему характери­стику; упражнять в беге по кругу и остановке по сигна­лу; воспитывать целеустрем­ленность.

Оборудование: картинки с твердым и мягким звуком в начале слова, сумка, нагруд­ник со стрелкой.

В центре круга находится дошкольник, изображающий стрелку. Рядом с ним на полу стоит сумка с картинками. Ребенок кружится вокруг себя, вытянув вперед правую руку. Дети, взявшись за руки, идут по кругу со словами:

Наша стрелка оживилась,

Быстро, быстро закружилась!

Сделай круг и обернись,

А теперь остановись!

«Стрелка» останавливается и указывает на ребенка. Тот достает из сумки ведущего картинку, определяет на ней первый звук и дает ему ха­рактеристику.

«Умный мячик»

Цели: упражнять детей в дифференциации твердых и мягких звуков; развивать гла­зомер, ловкость; учить бросать мяч точно в руки и правильно ловить его.

Оборудование: синий и зе­леный мячи.

Дети истают в круг. Если педагог бросает ребенку си­ний мяч, то, поймав его, до­школьник должен назвать слово с твердым звуком (на­пример, полка). Если педагог бросает зеленый мяч, дош­кольник называет слово с мяг­ким звуком (например, пила).

«Ловишка»

Цели: развивать фонемати­ческий слух; формировать быстроту и ловкость движе­ний; воспитывать целеустрем­ленность.

Оборудование: фанты (мел­кие игрушки) для каждого ребенка.

Дети, взявшись за руки, образуют круг. В его центре становится ведущий — ловиш­ка. Играющие идут по кругу со словами:

Вместе дружно мы играем,

От ловишки убегаем.

Поскорей за мной беги,

Раз, два, три — лови!

На последнем слове дети, словно мячики, прыгают на двух ногах по группе, а ло­вишка догоняет их. Поймав троих игроков, ведущий заби­рает у них фанты и отдает их взрослому.

Педагог дает задание каж­дому фанту.

Например:

– повторить цепочку слогов:

са-са-за, зо-со-зо;

– из трех слов назвать только слово со звуком [с]: зонт, санки, коза;

– назвать первый звук в сле­дующих словах: зима, сом, замок, сито.

«Найди себе пару»

Цели: упражнять детей в подборе слов, отличающихся одним звуком; развивать фо­нематический слух, быстроту реакции.

Оборудование: парные картинки с изображением пред­метов, отличающихся в произношении одним звуком, например: уточка — удочка, коза— коса, миска — мишка, крыша — крыса.

Дети выстраиваются в две шеренги напротив друг дру­га. В руках у них карточки с тартинками. По сигналу педагога шеренги начинают двигаться навстречу друг другу. По следующему сигналу каждый ребенок по картинке, сходной по звучанию, находит себе пару и называет изобра­жение на своей карточке.

«Один, два, три»

Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; упражнять в построении и перестроении; развивать произвольность внима­нии.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки.

Дети расходятся по группе. По сигналу педагога «Внима­ние!» дошкольники смотрят на выставленную на доску картинку и строятся в колон­ну по одному, парами или тройками — в зависимости от количества слогов в слове.

«Найди свой домик»

Цели: закреплять умение определять количество слогов в слове; обогащать словарный запас детей; развивать ориен­тировку в пространстве; вос­питывать самостоятельность.

Оборудование: три домика с одним, двумя и тремя окна­ми; предметные картинки; сундучок.

В разных местах группы расставляются домики. В до­мике с одним окном живут слова с одним слогом, с дву­мя окнами — с двумя слога­ми, с тремя окнами — с тре­мя слогами.

Дети по очереди берут из сундучка картинки. По пер­вому сигналу педагога до­школьники разбегаются по группе, а по следующему сиг­налу находят домики, где бу­дут жить их картинки.

Следующая игра будет спо­собствовать закреплению на­выков чтения.

«Выложи слово из букв»

Цели: закрепить знание букв, умение быстро и пра­вильно складывать из них сло­ва; формировать умение пры­гать на одной ноге; развивать ловкость, быстроту, умение работать в коллективе.

Оборудование: набор куби­ков с изображением букв, предметные картинки, две подставки.

Дошкольники разбиваются на две команды, игроки каж­дой из которых выстраивают­ся у подставок. На противо­положной от команд стороне группы на стульях лежат ку­бики с буквами. Педагог для каждой команды выставляет на подставке картинку с изоб­ражением какого-либо предме­та или объекта (например, маки или розы). По сигналу взрослого дети по очереди на одной ноге прыгают за куби­ком, возвращаются обратно и ставят на подставку кубик с нужной буквой. Каждая ко­манда складывает слово из принесенных кубиков, чита­ет его и объясняет значение. Выигрывает команда, игроки которой допустили минималь­ное количество ошибок.

Читайте также:  Программа развития доу центр развития ребенка

Игры, направленные на формирование лексико-грамматической стороны речи

«Прятки»

Цели: закреплять умение употреблять в речи предлоги на, под, в; развивать простран­ственные представления.

Оборудование: игрушки. Педагог закрывает глаза и произносит следующие слова:

Разбегайтесь-ка, ребятки, Начинаем играть в прятки. Спрячь игрушку далеко, Не найдет ее никто!

Дети берут игрушки со сто­ла, разбегаются по группе и прячут их в разных местах.

Взрослый открывает глаза, делает вид, что не может най­ти игрушки, и просит детей помочь ему в поиске: «Таня, куда ты спрятала свою игруш­ку?» Таня отвечает: «Я спря­тала зайца под шкаф». Коля: «Я спрятал машину в шкаф». Оля: «Я спрятала куклу на полке» и т.д.

Игра повторяется несколь­ко раз.

Игра-эстафета «Собери предложение»

Цели: закреплять умение составлять предложение из отдельных слов с предлогом; формировать умение прыгать на двух ногах; воспитывать самостоятельность; развивать быстроту реакции.

Оборудование: 8 обручей, флажки, картинки, схемы предлогов, глаголов.

Дошкольники разбиваются на две команды, игроки вы­страиваются в две колонны. Перед каждой колонной ле­жат четыре обруча. По сигна­лу педагога один ребенок из каждой колонны прыгает из обруча в обруч, занимая их по очереди и забирая из них кар­тинки и схемы. Например, в первом обруче находилась кар­тинка с изображением воро­бья, во втором — схема пред­лога на, в третьем — картин­ка с изображением дерева, в четвертом — картинка с изоб­ражением молоточка (обозна­чающего глагол).

Взрослый называет слова для первой команды: воробей, на, дерево, сидит, затем сло­ва для второй команды: под, стол, лежит, кот. Педагог предлагает командам соста­вить из этих слов предложе­ние и для каждого слова за­нять нужный обруч.

После выполнения задания команда, допустившая наи­меньшее количество ошибок, получает флажок.

Па втором этапе игры раскладываются новые картинки и схемы. Например: рыбы, аквариум, схема предлога в, молоточек; мальчик, схема предлога из, молоточек, дом.

Игры для активизации словаря детей

«Найди свою маму»

Цели: закрепить в словаре детей названия домашних животных и их детенышей; учить по сигналу изменять направление движения; раз­вивать быстроту реакции.

Оборудование: маски до­машних животных и их дете­нышей.

Дети разбиваются на пары: «корова» с «теленком», «коза» с «козленком», «кошка» с «котенком» и т.д. Педагог предлагает дошкольникам представиться: «Я корова, а я теленок. Я лошадь, а я жере­бенок» и т.д.

Взрослый произносит сле­дующие слова:

Вышли мамы погулять,

Своих деток показать.

Дружно ноги поднимают,

Головой своей кивают.

Побежали по дорожке,

Не устанут наши ножки.

Дети выполняют движения, пе­ремещаясь по группе.

Налетела тучка темная,

Загремел весенний гром.

Наши детки испугались,

По лужайке разбежались.

Дети-детеныши разбегаются по группе и прячутся в разных мес­тах.

Снова солнышко сияет

И гулять всех приглашает.

Стали мамы деток звать,

Малышей своих искать.

Педагог предлагает по очереди детям, изображающим животных-мам, позвать своих деток.

«Корова»: «Му-у-у». «Теле­нок» выходит к «маме», под­ражая мычанию настоящего теленка: «Му-у».

«Свинья»: «Хрю-хрю-хрю», «Поросенок» ей отвечает: «Хрю-хрю-хрю» и подбегает к своей «маме-свинье» и т.д.

«Игра-эстафета «Накроем стол»

Цели: активизировать в речи детей обобщающее понятие «посуда»; закреплять умение различать кухонную, столовую, чайную посуду; развивать вы­держку, умение начинать дви­жение по сигналу взрослого.

Оборудование: игрушеч­ные посуда, газовая плита, два стола.

Дошкольники разбиваются на три команды, игроки вы­страиваются в три колонны. Первая команда накрывает стол для чаепития, вторая — для обеда, третья ставит на плиту кухонную посуду.

На большом столе впере­мешку стоят отдельные пред­меты трех видов посуды. Педагог дает задание: «Первая команда накрывает стол для чаепития, вторая — для обе­да, третья — выбирает кухон­ную посуду и ставит ее на га­зовую плиту».

По сигналу взрослого один ребенок от каждой команды подбегает к столу и выбирает нужную посуду.

Выигрывает команда, игро­ки которой безошибочно и быстрее всех выберут нужную посуду.

«Во саду ли, в огороде»

Цели: закрепить знания детей об овощах, фруктах, ягодах; упражнять в беге по кругу, в выполнении движе­ния по сигналу взрослого; вос­питывать самостоятельность.

Оборудование: муляжи ово­щей, фруктов, ягод; три об­руча, корзинки.

Дети делятся на три груп­пы и каждая встает вокруг своего обруча, в них разложе­ны муляжи овощей, фруктов, ягод.

Педагог произносит следу­ющие слова, после которых, дети начинают бег друг за другом вокруг обручей:

Во саду ли, в огороде

Сбираем урожай.

Стоп! В мою корзинку

Любой овощ полезай!

С последним словом, произ­несенным взрослым, дети берут муляж любого овоща из своего обруча. Педагог подходит к не­которым дошкольникам задает вопросы, например: «Что ты сделала, Лена?» — «Я выкопа­ла картошку».

– Ваня, что ты положил в корзинку?

– Я положил в корзинку капусту.

– Света, какого цвета твой помидор?

– Красного.

Взрослый дает оценку пра­вильности выполнения зада­ния.

Дошкольники снова встают по окружности своих обручей и начинают вокруг них пры­гать на двух ногах:

Во саду ли, в огороде (собираем урожай. Стой на месте! Быстро, быстро ягодку срывай!

Взрослый спрашивает до­школьников, какие ягоды они сорвали.

В третий раз дети идут на носочках вокруг своих обру­чей:

Во саду ли, в огороде

Собираем урожай

Стой! С любого дерева

Фрукты собирай!

Педагог задает детям сле­дующие вопросы: «Какой формы яблоко? Какого цвета гру­ша? Какой по вкусу лимон?»

В конце игры педагог предлагает одной группе детей положить в обруч из своих  корзинок только овощи, другой — только фрукты, тре­тьей – ягоды. В процессе вы­полнения задания дошкольники проговаривают названия овощей, фруктов и ягод, ко­торые они выложили из сво­их корзинок в обручи. Взрос­лый отмечает команду, кото­рая быстрее справилась с за­данием и допустила мини­мальное количество ошибок.

«На кормушке»

Цели: закрепить знания детей о зимующих и перелет­ных птицах; развивать быст­роту реакции, выдержку; вос­питывать целеустремленность.

Оборудование: шапочки с изображением зимующих и перелетных птиц.

Перед началом игры до­школьники вспоминают, ка­ких они знают зимующих и перелетных птиц. Дети раз­биваются на две команды: зи­мующие и перелетные птицы, игроки надевают шапочки с изображением этих птиц.

«Птицы» выстраиваются в две шеренги возле веревки, спиной друг к другу. Напро­тив каждой шеренги устрое­ны кормушки с зернами для птиц (маленькие кубики).

По сигналу педагога «Зи­мующие птицы!» дети, изоб­ражающие зимующих птиц, бегут к кормушке, чтобы взять «зерно». Перелетные птицы догоняют зимующих, стараясь дотронуться до них рукой. Осаленный таким об­разом ребенок останавливает­ся. Затем зимующие птицы догоняют перелетных. Выиг­рывает команда, собравшая таким образом больше «зе­рен».

Источник

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа N 439

Учитель: Гладык Т. Р. 

г. Санкт-Петербург

Особенности  психофизического  развития   детей  с  выраженной степенью  умственной отсталости  определяют   весьма ограниченные  их  возможности  в  обучении и  развитии   Важнейшим  методом  обучения  таких  детей,  как и  любых  других  младших  школьников,  является  игра.  Однако детей с тяжелыми множественными нарушениями в  развитии следует  обучать  игре  специально и  целенаправленно.   Практически  не  сформированная  произвольность  поведения,  неустойчивость и низкий  уровень концентрации  внимания  не  способствуют   усвоению  детьми   игровых  правил, принятию  на  себя  определённой роли  в игре. Крайне низкий уровень  наблюдательности  и  отсутствие тенденции  к  общению  и  познанию  окружающего  затрудняют    выполнение  детьми    действий  в игре.

Возможности   формирования и развития у детей  памяти,  произвольности  поведенческих реакций,  навыков  общения,  овладения   детьми  способов усвоения  общественного  опыта, заключенные  в  игре как  форме   обучения,  заставляют  педагогов  уделять    данному разделу  специальное внимание.  В  данный подбор  вошли  как игры на стимуляцию зрительно-слуховой, тактильной сферы, так и на моторно – двигательную,  коммуникативную стимуляцию.

Читайте также:  К сквозному механизму развития ребенка относится

Упражнение «Твердый – мягкий»

Перед ребенком на столе находятся мисочка с теплой водой, вата, жесткая щетка. Взрослый действует рукой ребенка, хлопая поочередно по воде, вате, жесткой щетке и сопровождая действия словами: “Твердая щетка. Мягкая ватка” Если ребенок с удовольствием участвует в этой игре, можно побуждать его к самостоятельным действиям.

Упражнение «Кисточки»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать кисточки: мягкую большую – для нанесения макияжа и клеевую жесткую. Затем начинает гладить (щекотать) кисточкой тыльную сторону руки, ладонь, каждый пальчик, комментируя действия: «Глажу мягкой кисточкой. Щекочу жесткой кисточкой». Фиксируется эмоциональная реакция ребенка на предлагаемый тактильный контакт.

Упражнение «Веревочки»

Взрослый предлагает ребенку брать в руки (или вкладывает в его руки) различные веревочки (пояски от халатов, грубые хозяйственные веревки, гладкие или рельефные шнуры для штор). Протягивая веревку через руки ребенка, фиксирует его внимание на удержании веревки в кулаке, комментирует свои действия. При многократном выполнении упражнения стимулирует ребенка к совершению самостоятельных действий

Упражнение «Поиграем с тестом»

Взрослый подготавливает тесто из муки и соли в пропорции (1/1). Раскрашивает его с помощью любого природного красителя. Предлагает потрогать тесто руками, похлопать, погладить его, отщипнуть кусочек. Все кусочки, которые удается отщипнуть ребенку, выкладываются на тарелку. Варианты предлагаемых действий: разминать тесто руками, вдавливать кулак, палец в тесто, раскатывать кусок тесто руками. Аналогичное упражнение можно провести с желе, глиной, пластилином, пластиком.

Упражнение «Сухие материалы»

Взрослый предлагает ребенку рассмотреть и потрогать рис, насыпанный в глубокую миску или коробку, закопать ручки в рисе, просыпает его на металлический поднос, фиксируя внимание ребенка на звуке; предлагает подставить ручки под струю риса, брать рис из коробки и сыпать его на поднос, руку, в чашку и др.

Аналогичное упражнение можно провести с песком; мукой; фасолью, макаронами, опилками.

Упражнение «Веселый массаж»

Взрослый выдавливает крем на левую руку ребенка. Поглаживая и похлопывая ее от локтя до кончиков пальцев и в обратном направлении, размазывает крем, действуя правой рукой малыша. Затем меняет руки. Все движения сопровождаются словами:

С горки – бух! (движение от локтя к пальцам руки) На горку – ух! (движение от кончика пальцев до локтя).

По мере возможностей необходимо побуждать ребенка к самостоятельным действиям.

Упражнение «Зайка»

Взрослый читает стихотворный текст:

Зайке   холодно   сидеть, (дует на руки ребенка),

надо лапоньки погреть. (сложенные лодочкой),

Лапку заинька обжег. (Над теплой струей воздуха),

На нее подуй, дружок (дует на руки ребенка холодной струей воздуха).

Упражнение «Мокрое – сухое»

Взрослый ставит перед ребенком две одинаковые мисочки (в одной находится крупа, во второй – вода). Предлагает малышу опускать пальчики поочередно в каждую мисочку и комментирует его ощущения: «Водичка мокрая. Ручки мокрые у Вовочки. Крупа сухая и ручки сухие у Вовочки.» После этого можно попросить ребенка найти мокрую (сухую) мисочку, не опуская в него пальцы (дается инструкция: «Покажи мокрую (сухую) мисочку»).

Упражнение «На какой цветок (пальчик) села бабочка» 

(после 4 лет)

Ребенку предлагается положить ладошку на стол, растопырить пальчики (цветочки). Вы сажаете бабочку (колпачок) на каждый пальчик в произвольном порядке. Вопросы: «На каком пальчике (цветочке) сидела бабочка. Дотронься до этого пальчика». В начале игра проводится со зрительным контролем, затем рука ребенка закрывается от него «экраном». Игровые действия сопровождаются стихотворным текстом: Девочке (мальчику) на ручку, Бабочка села.

Девочка (мальчик) бабочку Поймать не успела.

Упражнение «На каком пальчике муха (крокодил)»

Надевайте на пальчики (кроме безымянного и мизинчика) бельевую пластмассовую прищепку (крокодил). Предварительно ослабьте зажим прищепки. Вопросы: На какой пальчик сел крокодил? Покажи».

Упражнение «Таблички»

Взрослый последовательно знакомит ребенка со свойствами тактильных таблиц:- меховая – мягкая, пушистая; шероховатая, изготовленная из наждачной бумаги – неровная, шершавая; шелковистая – гладкая, ровная. Побуждает малыша поглаживать, ощупывать их руками (большое внимание уделяется работе обеих рук). Предлагает найти парные (одинаковые) таблицы. Работа проводится с двумя одинаковыми наборами таблиц.

Варианты: набор таблиц можно расширить: – неровной – наплывы свечи на картоне, сломанные спички, толстый шнурок или рельефная тесьма и др.

Упражнение «Угадай-ка».

Взрослый последовательно показывает по одной тактильной таблице, дает ребенку ощупать ее, называет свойства. Затем просит найти такую же за экраном, на ощупь. Если малыш справляется с этим заданием, можно усложнить игру.

Развитие слухового восприятия и памяти.

Упражнение «Найди такую же»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки *) и выделять одинаковые по звучанию. Он знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной горохом

Упражнение «Найди лишнюю»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Он выкладывает перед малышом 3 коробочки в ряд (2 из них звучат одинаково). Ребенку предлагается найти и убрать “лишнюю”.

Упражнение «Найди пару»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Звучащие коробочки произвольно расположены на столе. Взрослый предлагает разобрать их по парам, одинаково звучащим.

Упражнение «Кто там»

Взрослый учит ребенка различать звукоподражания с опорой на зрительное восприятие (предметные картинки). На I этапе используются разные по звучанию звукоподражания, которые ребенок использует в спонтанной (самостоятельной) речи.

Перед ребенком последовательно выкладываются предметные картинки с изображением животных. Вопросы к малышу: “Кто это? Как кричит?” Затем взрослый, скрывая губы за экраном, последовательно воспроизводит звукоподражания, а ребенок показывает соответствующую картинку («мяу» – кошка, «му» — корова, «ква» – лягушка и др.

Упражнение «Кто молчал»

В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним: сначала собака – «ав-ав», потом кошка – «мяу-мяу», а лягушка молчит. Взрослый фиксирует внимание ребенка на этом, просит ребенка назвать животное, чей голос он не услышал (игра проводится с использованием картинок).

Упражнение «Кто пришел»

(является продолжением упражнения «Кто сначала – кто потом).

В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним. После того, как ребенок воспроизвел цепочку звукоподражаний, взрослый подкладывает к отработанным картинкам новую и предлагает ребенку найти нового гостя и вспомнить, как он разговаривает.

Упражнение «Зеркало» («Обезьянки»)

Предложите ребенку стать “зеркалом” (обезьянкой) и повторять позы, ему предлагаемые: Ну-ка, зеркальце, смотри! Все нам верно повтори!

Встану я перед тобой, Повторяй-ка все за мной! Стоя перед ребенком, меняйте положение рук: “руки в стороны”; “руки наверху”, “одна рука вперед, другая – на голову и т.п.

Развитие схемы тела и лица.

Упражнение «Делаем вместе»

Читайте стихи, сопровождая их движениями (рука в руку с ребенком):   Вова хлопать как умеет,

Своих ручек не жалеет:

Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп!

Вова топать как умеет,

Своих ножек не жалеет:

Топ – топ, топ – топ!

Ручками захлопали:

Хлоп – хлоп – хлоп!

Ножками затопали:

ТОП — ТОП — ТОП.

При многократном проговаривании текста побуждайте ребенка к совершению самостоятельных движений руками и ногами в комфортномдля него темпе.

Упражнение «Поставь по порядку»

Взрослый учит различать и запоминать последовательность звучания немузыкальных шумов. Взрослый выставляет коробочки с различными наполнителями (монетами, спичками, горохом) в заданной последовательности, используя слова “сначала”, “потом”, демонстрирует их звучание. Затем предлагает ребенку сделать то же самое с его набором коробочек (количество коробочек варьируется от 2 -3 до 4-6 в каждом наборе).

Упражнение «Водичка, водичка»

Рассказывайте сокращенный вариант потешки:

Водичка, водичка! Умой мое личико,

Умой глазки, Умой ротик, Умой носик,

Читайте также:  Социальные факторы влияющие на психическое развитие ребенка

Умой ушки!

(совершайте воображаемые действия руками по лицу)

При повторном чтении побуждайте ребенка к выполнению аналогичных действий. При наличии двигательных затруднений действуйте руками. Затем побуждайте его выполнять воображаемые действия по показу, речевой инструкции.

Упражнение «Перепутаница»

«Перепутаница» является продолжением предыдущей игры: после того, как коробочки (2-3 шт.) будут выставлены по порядку, взрослый меняет их расположение у себя или у ребенка и просит восстановить их последовательность в ряду.

Имитационные упражнения для рук

Упражнение «Ладушки»

Взрослый   формирует   положительный   эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивает ощущения собственных   движений. Он хлопает своей ладонью по ладони ребенка, сопровождая свои действия стихотворным текстом, и побуждает малыша к ответным действиям:

Ладушки – ладушки,   Ладушки – ладошечки,

Где были? У бабушки! Звонкие хлопошечки.

Хлоп – хлоп!

Упражнение «Собери картинку»

На листе бумаги нарисован контур животного – кошки, выполненный из кругов. К нему прилагаются части тела, заранее вырезанные из картона.

Вместе с ребенком рассмотрите рисунок:

  1. Кто это?
  2. Где головка (туловище, хвостик, лапки)?
  3. Покажи.

Покажите ребенку, как накладываются картонные заготовки на рисунок-образец. Если задание не вызывает затруднений, можно предложить выполнить работу рядом с образцом. На готовой работе вы можете дорисовать мелкие детали (усы, глаза, уши).

Упражнение «Сорока – сорока»

Взрослый активизирует движения пальцев рук, формирует положительный эмоциональный настрой на совместные действия. Он действует руками ребенка: указательным пальцем правой руки.

Упражнение «Гули – гули»

(машет руками) (кладет руки   на голову малыша) (разводит руки ребенка в стороны)

Взрослый формирует положительный эмоциональный настрой на совместную со взрослым работу, развивать ощущения собственных движений. Действуя руками ребенка, произносит стихотворный текст: Прилетели гули-гули голубочки,

На головку сели  гули моей дочке.

Ой! Шу, полетели!

«В гости к мишке (собачке, кошечке, курочке, зайчику)»

Формируйте интерес к игрушкам-животным, учите воспроизводить характерные движения животных, подражать звукам, свойственным каждому из них. Демонстрируйте имитационные и игровые действия с игрушками-животными (угостить, погладить, напоить, ходить друг к другу в гости). Организуйте игровое взаимодействие, следуя правилу очередности.

«В гости к кукле Кате»

Формируйте интерес к кукле, желание играть с ней. Учите детей различным игровым действиям с куклой в соответствие с ее функциональным назначением: здороваться, угощать, кормить, положить спать в кроватку/коляску, причесывать, катать на машине и др. Воспитывайте эмоциональное, бережное отношение к кукле как к заменителю человека (не брать за волосы, не таскать за ногу).

«В гостях у матрешки (неваляшки)»

Познакомьте ребенка с матрешкой и игровыми действиями: разбирать – собирать, угощать, ходить в гости, катать на машине. Организуйте игровое взаимодействие, следуя правилу очередности.

«Кукла (зайка, мишка) заболела»

Познакомьте ребенка с игровой ситуацией. Обучайте игровым действиям: уложить куклу в постель, поставить градусник, дать лекарство, напоить чаем. Организуйте игровое взаимодействие, действуя совместно и по правилу очередности. Переносите усвоенные действия с одной игрушки на другую (зайку, мишку).

«Кукла (зайка, мишка) завтракает»

Познакомьте ребенка с игровой ситуацией (во время завтрака посадите рядом с ним куклу, кормите ребенка и куклу по очереди). Во время игры (как отдельно организованного занятия) обучайте ребенка игровым действиям с игрушкой: кормить, поить куклу, используя кукольную посуду. Организуйте игровое взаимодействие, следуя правилу очередности. Переносите усвоенные действия с одной игрушки на другую (зайку, мишку).

«Сложим пирамидку»

Познакомьте ребенка с игрушкой: внешним видом, свойствами, способами действия (нанизывать кольца на стержень без учета величины, затем с учетом величины колец).Формируйте игровые действия с различными видами пирамидок (выполненной из мягких материалов, деревянной, пластмассовой, в виде елочки, животного). Обучайте ребенка способам взаимодействия в паре: устанавливайте положительный эмоциональный контакт с партнером по игре, распределяйте действия, действуйте по правилу очередности.

«Кукла Таня (зайка, мишка) хочет спать»

Демонстрируйте ребенку игровые действия: умывайте куклу, раздевайте ее, баюкайте в кровати или коляске. Организуйте игровое взаимодействие, распределяя действия. Доверьте ребенку выполнение доступных действий – вытереть полотенцем лицо, накрыть одеялом, баюкать, качать. Воспитывайте эмоционально положительный настрой на взаимодействие с игрушкой (баюкать ласковым голосом, бережно укладывать в кровать, накрыть одеялом только плечи, а не голову и пр.). Переносите усвоенные игровые действия с одной игрушки на другую.

Рисование пальчиковыми красками

Рисование пальчиковыми красками – прекрасный способ привлечь внимание ребенка к краскам и их свойствам (цвету, консистенции), организовать движения его рук (размазывать краску по листу бумаги, «печатать» пятна, проводить линии), научить создавать простейшие предметные изображения. Цветовые пятна, выполненные кулачком, пальцем, тычком (поролоновая подушечка, закрепленная на конце карандаша) волшебным образом (с помощью взрослого) превращаются в бабочку, жука, ромашку, следы мишки на снегу.

«Купание мишки (зайки)»

Демонстрируйте ребенку воображаемые предметно-игровые действия (купание без воды). Привлекайте его к совместному выполнению отдельных игровых действий: подать мыло (кубик), потереть мочалкой (рукой), накрыть полотенцем и др. Переносите игровые действия с одной игрушки на другую.

«Мы играем»

Организуйте игру ребенка в домашнем игровом уголке с заданным набором игрушек (знакомых по предыдущим занятиям). Побуждайте ребенка к самостоятельному выбору игрушки и игровым действиям с ней. Учить ребенка передавать свои предпочтения в выборе игрушки доступным ему способом (взглядом, пантомимикой, жестом, вокализациями, речью).

«Купание голышей»

Демонстрируйте ребенку игровую ситуацию. Обучайте игровым действиям: раздевать куклу, купать в воде, мыть отдельные части тела, вытирать куклу полотенцем, заворачивать ее в одеяло. Организуйте игровое взаимодействие, доверяя ребенку выполнение доступных действий: купать, вытирать. Воспитывайте эмоционально положительный настрой на взаимодействие с игрушкой – бережно относитесь к кукле как заместителю человека, ласково обращайтесь к ней.

Упражнение «Найди пару»

Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки) и выделять одинаковые по звучанию. Звучащие коробочки произвольно расположены на столе. Взрослый предлагает разобрать их по парам, одинаково звучащим.

Предметно-практические игры с игрушками

«Мой веселый звонкий мяч»

Познакомьте ребенка с игрушкой: внешним видом, свойствами (лежит, прыгает, катится). Демонстрируйте различные способы действия в соответствии с его функциональным назначением: кидайте по дорожкам, желобу, прокатывайте мяч через ворота, сбивайте кегли, расположенные в конце желоба, забрасывайте мяч в корзину и др. Организуйте совместные с ребенком игровые действия с мячом. Сформированные умения используются в подвижных играх.

Упражнение «Найди и покажи»

Ребенку предъявляется предметная картинка с изображением человека или куклы. Попросите малыша показать свою ножку и найти ножку у куклы на картинке.

Упражнения для развития мелкой моторики руки’

(любое по выбору ребенка)

Сложи фасоль в бутылку. Возьми прищепки и прикрепи их к коробке. Открой пачку бумаги. Накапай пипеткой воды в формочки из под льда. Пересыпь ложкой крупу (пшено, гречку) из одной салатницы в другую и т.п.

Упражнение «Покажи у куклы (мишки, зайки)»

Рассказывайте потешку: Водичка, водичка!

Умой кукле личико, Умой кукле глазки,

Умой кукле ротик, Умой кукле носик,

Умой кукле ушки!

(совершайте воображаемые действия – “умывайте куклу”)

При повторном чтении побуждайте ребенка к выполнению  аналогичных действий  с  игрушкой.

При наличии двигательных затруднений действуйте

руками малыша.

В   качестве   вариантов   задания   используют

различные стихотворные тексты, например:

Заболела кисонька, Кисонька – беляночка.        

Заболела у кисоньки головушка:     (Поглаживает голову)

Ой – ой!        

Заболела у кисоньки лапонька:        (поглаживает лапку (руку)

Ой – ой!        

Заболела у кисоньки ножка: (поглаживает ногу)

Ой – ой!

Заболел у кисоньки животик:

Ой – ой!                поглаживает животик

И т.п.      

Источник