Игра девятый вал в развитии ребенка доказать
Игра – девятый вал развития {Именно в этой деятельности ребенок намного опережает свои возможности} Л. С. Выготский
Лекция 2. Игра как ведущий тип деятельности . дошкольника Лекцию ведет: кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования КФУ Чулпан Раесовна Громова
Вопросы для изучения. • 1. Психолого-педагогическая сущность игры • 2. Развитие игровой деятельности. • 3. Значение игры для психического развития дошкольника • 4. Виды деятельности в дошкольном детстве и их значение для психического развития. Развитие изобразительной деятельности дошкольников.
Игра вид деятельности, воссоздающий в условных ситуациях, те или иные области действительности.
Основные характеристики игры • 1) свободная развивающая деятельность (процедурное удовольствие); • 2) творческий, активный характер деятельности; • 3) эмоциональная приподнятость деятельности; • 4) наличие прямых или косвенных правил.
Теоретические подходы к игре • • • теория избытка нервных сил (Г. Спенсер, Г. Шурц); – теория инстинктивности, функции упражнения (К. Гросс, В. Штерн); – теория функционального удовольствия, реализация врожденных влечений (К. Бюлер, З. Фрейд, А. Аддер); – теория религиозного начала (Хейзинга, Всеволодский-Гернгросс, Бахтин, Соколов и др. ); – теория отдыха в игре (Штейнталь, Шалер, Патрик, Лацарус, Валдон); – теория духовного развития ребенка в игре (Ушинский, Пиаже, Макаренко, Левин, Выготский, Сухомлинский, Эльконин); – теория воздействия на мир через игру (Рубинштейн, Леонтьев); – связь игры с искусством и эстетической культурой (Платон, Шиллер); – труд как источник появления игры (Вундт, Плеханов, Лафарг и др. ); – теория абсолютизации культурного значения игры (Хейзинга, Ортега-и. Гассет, Лем).
Игры выполняют следующие функции: • развлекательную; • коммуникативную; • психотерапевтическую; • диагностическую; • коррекционную; • социализации.
Этапы развития игровой деятельности. • 1 этап. Ознакомительная игра (от 4 месяцев до 8 мес- 1, 5 лет). • 2 этап – отобразительная игра (около года). • 3 этап. Сюжетно–отобразительная игра (около 2 лет). • 4 этап. Сюжетно-ролевая игра (после 3 -5 лет). • 5 этап. Игры по правилам(с 6, 5 -7 лет)
Главная отличительная особенность настоящей игры – наличие воображаемой ситуации. В игре ребенок начинает жить и действовать не только в зримом, реальном пространстве, но и в пространстве воображаемом, представляемом. Расхождение видимого и представляемого (Л. С. Выготский) , когда понарошку ( = КАК БУДТО) все возможно, является главной характеристикой игры, которая развивает и творческие способности, и внутренний план, и воображений, и самостоятельность, и многие другие важнейшие качества личности дошкольника.
Игра – ведущий тип деятельности в дошкольном детстве. • в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности • Способствует развитию умения подчиняться правилам (произвольности);
Произвольность развивается в игре.
Смирнова Е. О. , Гударева О. В. : Игра и произвольность у современных дошкольников/ Вопросы психологии, 2004 № 1
Одним из главных достижений дошкольного возраста является произвольное поведение. Эта важнейшая человеческая способность складывается в сюжетно-ролевой игре. Игра, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка, становится «школой произвольного поведения» , учит его добиваться цели, преодолевать свои импульсивные желания. (З. М. Мануйленко (1948), Е. О. Смирнова (2008). Гударёва О. В. , Смирнова Е. О. Опыт обследования психического развития современных 5 летних детей // Психологическая наука и образование. 2002. № 3. – C. 24 – 34
Игра – ведущий тип деятельности в дошкольном детстве. • Способствует развитию мотивационносмысловой сферы; • освоению ролей;
Нужно учитывать важный закон психического развития (Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин) : сначала ребенок должен захотеть делать что-то, увидеть в новом деле собственный, личностный смысл и лишь затем и на этой основе овладеть техническими приемами и конкретными умениями. {Сначала осваиваются смыслы и мотивы деятельности и лишь затем (на их основе) – техническая сторона действий}. Часто родители и педагоги – нарушают данный закон, пытаясь научить ребенка тому, что не имеет для него никакого смысла, никакой привлекательности. В дошкольном возрасте этот смысл, т. е. желание действовать как взрослый, впервые рождается и реализуется в ролевой игре.
В чем же причина столько «магического действия» роли? …Большое значение здесь имеет мотивация деятельности. Выполнение роли очень привлекательно для ребенка; она оказывает стимулирующее влияние на выполнение тех действий, в которых находит свое воплощение. Не слишком привлекательные раньше действия становятся значимыми для малыши и приобретают новый смысл. {Понятие превратившееся в страсть; В игре ребенок плачет как пациент и радуется как играющий} – Л. С. Выготский. Возвращаясь с дальней прогулки, дети жаловались на свою усталость, некоторые отказывались идти, ссылаясь на то, что «ножки болят» . Тогда воспитательница предложила им играть в быстроногих оленей, которые гордо скачут по горам. Забыв про усталость, дети ринулись вперед и быстро прибежали в детский сад.
Ролевая игра возникает тогда, когда у малыша появляется желание изменить и разнообразить свою позицию «маленького» , стать кем-то другим, более взрослым и социально значимым, выполнять его действия, совершать его поступки. Ребенку хочется стать понарошку взрослым, а значит стать старше, умнее, лучше. Это желание вытекает из его близких отношений с окружающими взрослыми, прежде всего с родителями. В случае, когда полноценные контакты со старшими затруднены, такого желания не возникает. Действия с игрушками не выполняются социальным смыслом, а без него игра превращается в бесконечное повторение привычных действий с предметами. То, что ребенок видит вокруг, не порождает желания играть.
Приобщение ребенка в игре. Как ребенок берет на себя роль? Для того чтобы малыш взял на себя роль какого-либо человека, необходимо выделить в этом человеке характерные признаки, присущие только ему, а также правила и способ его поведения. Только тогда, когда перед ребенком достаточно рельефно встали правила, отражающие отношение конкретного человека к вещам и к другим людям, роль может быть взята и принята в игре. В случае, если такого выделения не происходит, если то или иное лицо просто обладает привлекательность для малыша, но функция персонажа, его отношения к другим и правила поведения не ясны, роль ребенком не может быть выполнена. Именно поэтому современным детям трудно играть во многие профессии (программист, менеджер, дизайнер, маркетолог и т. д).
В играх дети копируют все доступные им стороны «взрослой жизни» …
Во что играют современные дошкольники? Большинство современных дошкольников играют, но их игры не такие, какие были у детей предыдущих поколений. Наиболее популярные у дошкольников являются традиционные бытовые сюжеты: магазин, больница и парикмахерская. У мальчиков чаще проигрываются сюжеты связанные с защитой и нападением: «полицейский и воры» , «бандиты и наши» , «злые и добрые Бакуганы» , «наши и немцы» и т. д. {Cюжеты основаны из массмедия}. Большинство (70%) детей производят в своих играх преимущественно сюжеты мультиков, сериалов и передач: «Человек паук» , «Закрытая школа» , «Ранетки» и т. д. Современные дошкольники воспроизводят в своих играх не только профессиональные роли взрослых, а также роли телевизионных героев. Смирнова Е. О. , Абдулаева Е. А. Куклы нашего времени // Вестник практической психологии образования. 2006. № 2. – C. 81 -85 Смирнова Е. О. , Гударёва О. В. Состояние игровой деятельности современных дошкольников // Психологическая наука и образование. 2005. № 2. – C. 76 -86
Игра – ведущий тип деятельности в дошкольном детстве. • Способствует у развитию внутреннего плана действий; – наглядно-образного мышления; • развитие речи, коммуникативных навыков; • В игре происходит формирование восприятия, воображения.
современные игрушки: какие они? Главная функция игрушки – активизация детской деятельности. Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка (как внешнюю, так и внутреннюю). Развивающий и образовательный ее эффект определяется прежде всего характером игрового действия. Выбирая ту или иную игрушку, нужно сразу представить, что ваш ребенок будет с ней делать. Чтобы игрушка несла свою развивающую, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для проявления разнообразных форм активности ребенка.
Этапы развития изобразительной деятельности • I. доизобразительный этап • 1 -я стадия – это стадия каракулей (ОТ 1, 5 ДО 2 ЛЕТ). • 2 -я стадия: стадия последующей интерпретации (от 2 до 3 лет)
Этапы развития изобразительной деятельности • II. Изобразительный этап • 1 -я стадия: рисунки с примитивной изобразительностью (3 -4 года)
Этапы развития изобразительной деятельности • II. Изобразительный этап • 2 -я стадия: стадия предметного рисования (4 -5 лет)
Этапы развития изобразительной деятельности • II. Изобразительный этап • 3 -я стадия: стадия синтетического способа изображения (6 -7 лет).
Спасибо за внимание!
Источник
Елена Яшкова
Игра с точки зрения Л. С. Выготского
Что больше всего на свете любят делать дети? Конечно, играть! Детские игры весьма разнообразны. Это зависит от множества факторов, но этот процесс всегда очень увлекателен для ребенка. Играть ребенок начинает с младенчества и постепенно его игра развивается, приобретает новые формы и смыслы. Но как возникает игра? И какую роль она играет в развитии личности ребенка? Является ли игра ведущей деятельностью дошкольника, создавая зону ближайшего развития, или это всего лишь преобладающий вид деятельности дошкольника? Ответы на эти вопросы отражает позиция выдающегося отечественного психолога Л. С. Выгодского. В своих работах он уделяет особое внимание значению игры для каждого периода детства.
По мнению Л. С. Выготского: «с точки зрения развития игра не является преобладающей формой деятельности, но она является в известном смысле ведущей линией развития в дошкольном возрасте». Именно игра оказывает большое влияние на формирование детского воображения, а следовательно и ряда других психических функций. Как же возникает игра? По словам Л. С. Выготского «в дошкольном возрасте у ребенка возникают своеобразные потребности, своеобразные побуждения, очень важные для всего его развития, непосредственно приводящие к игре. Они заключаются в том, что у ребенка в этот период возникает целый ряд нереализуемых тенденций, нереализуемых непосредственно желаний. Ребенок раннего возраста имеет тенденцию к непосредственному разрешению и удовлетворению своих желаний. Исследования показывают, что не только там, где мы имеем дело с детьми недостаточно интеллектуально развитыми, но и там, где мы имеем недоразвитие аффективной сферы, игра не развивается». Говоря простым языком, игра – это воображаемая реализация желаний ребенка, которые он пока не способен осуществить в реальной жизни. Но значит ли, что любо нереализованное желание ребенка превратится в игру? Так никогда не происходит. Л. С. Выготский говорит о том, что у ребенка есть не только отдельные аффективные реакции на отдельные явления, а обобщенные неопредмеченные аффективные тенденции. Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов. Но это совсем не означает, что ребенок осознанно затевает игру, понимает те мотивы, ради которых начал играть. Ребенок играет неосознанно. Создавая мнимую ситуация, он воспринимает ее как реальную, принимая образы на себя.
В повседневной жизни дети не очень-то следуют правилам. Они не всегда им понятны, почему в той или иной ситуации необходимо действовать так, а не иначе, почему происходят те или иные события, и чем взрослые руководствуются в своих действиях. Но в игре все меняется. Игра всегда идет по правилам. Их может установить взрослый, организующий игру, или правила сами возникают в сознании детей. В игре «по правилам» жизненная ситуация становится понятной и очевидной для детей. Если девочки играют в «дочки-матери», они начинают действовать по правилам «мамы», ведут себя, как «мама»
И в этой ситуации можно проследить первый парадокс в игре на который указывает Л. С. Выготский : «ребенок действует в игре по линии наименьшего сопротивления, то есть он делает то, что ему больше всего хочется, так как игра связана с удовольствием.В то же время научается действовать по линии наибольшего сопротивления: подчиняясь правилам, дети отказываются от того, что им хочется, так как подчинение правилам и отказ от действия по непосредственному импульсу в игре есть путь к максимальному удовольствию». Второй парадокс заключается в том, что ребенок оперирует оторванным значением, но в реальной ситуации.
Уникальность детской игры в том, что ребенок, действуя в вымышленной ситуации, использует реальные мотивы. В этот момент ребенок учится мыслить, воображать, фантазировать, при этом ребенок ограничивает свою мечту условиями и возможностями. Практически – ребенок моделирует свою будущую жизнь. В игре ребенок всегда на шаг В игре ребенок свободен, т. е. он определяет свои поступки, исходя из своего «Я». Но это иллюзорная свобода. Он подчиняет свои действия определенному смыслу, он действует, исходя из значения вещи.
Ребенок научается осознавать свои собственные действия, осознавать, что каждая вещь имеет значение.
Факт создания мнимой ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления; связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте, как с основным фактом.
Я хотел бы еще обратить внимание на один момент: игра является действительно особенностью дошкольного возраста.
По образному выражению одного из исследователей, игра ребенка до трех лет носит характер серьезной игры так же, как и игра подростка, в различном, конечно, смысле этого слова; серьезная игра ребенка раннего возраста заключается в том, что он играет, не отделяя мнимой ситуации от реальной.
У школьника игра начинает существовать в виде ограниченной формы деятельности, преимущественно типа спортивных игр, играющих известную роль в общем развитии школьника, но не имеющих того значения, которое имеет игра у дошкольника.
Игра по виду мало похожа на то, к чему она приводит, и только внутренний глубокий анализ ее дает возможность определить процесс ее движения и ее роль в развитии дошкольника.
В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде (обязательная деятельность с правилом). Все рассмотрение сущности игры показало нам, что в игре создается новое отношение между смысловым полем, т. е. между ситуацией в мысли, и реальной ситуацией.
ситуации с точки зрения развития можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления; связанное же с этим правило, мне кажется, ведет к развитию действий ребенка, на основе которых вообще становится возможным то разделение игры и труда, с которым мы встречаемся в школьном возрасте, как с основным фактом.
Я хотел бы еще обратить внимание на один момент: игра является действительно особенностью дошкольного возраста.
По образному выражению одного из исследователей, игра ребенка до трех лет носит характер серьезной игры так же, как и игра подростка, в различном, конечно, смысле этого слова; серьезная игра ребенка раннего возраста заключается в том, что он играет, не отделяя мнимой ситуации от реальной.
У школьника игра начинает существовать в виде ограниченной формы деятельности, преимущественно типа спортивных игр, играющих известную роль в общем развитии школьника, но не имеющих того значения, которое имеет игра у дошкольника.
Игра по виду мало похожа на то, к чему она приводит, и только внутренний глубокий анализ ее дает возможность определить процесс ее движения и ее роль в развитии дошкольника.
В школьном возрасте игра не умирает, а проникает в отношение к действительности. Она имеет свое внутреннее продолжение в школьном обучении и труде (обязательная деятельность с правилом). Все рассмотрение сущности игры показало нам, что в игре создается новое отношение между смысловым полем, т. е. между ситуацией в мысли, и реальной ситуацией.
Вот основные положения, сформулированные Л. С. Выготским, отражающие значимость игры в развитие ребенка, которые перевернули представление о игре в мировой психологии и педагогике. Современным педагогам и родителям необходимо обратить внимание на то, какое важное место занимает игра в жизни дошкольника. Это не просто развлечение и получение удовольствий, а сложный развивающийся процесс, создающий зону ближайшего развития для ребенка. Необходимо понимать, что игра формирует личность ребенка.
Источник
В данной статье рассматривается вопрос о роли игры в психическом развитии ребенка. Проанализированы характерные особенности игры в дошкольном возрасте, отличия игровой деятельности от других форм занятий ребенка.
Ключевые слова:Л. С. Выготский, игра, психическое развитие, ведущий вид деятельности, игровая деятельность, дошкольный возраст
Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Это первая деятельность, которой принадлежит особенно важная роль в развитии личности. Психические качества и личностные особенности ребенка наиболее интенсивно формируются в игровой деятельности. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение. Игра относится к косвенному методу воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а является полноправным субъектом деятельности.
Многие ученые занимались проблемой игровой деятельности: К. Гросс, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин. Большое внимание роли игры в психическом развитии ребенка уделял Л. С. Выготский. «Сущность игры в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных желаний, а обобщенных аффектов» — писал Л. С. Выготский [1, с.64]. В дошкольном возрасте возникают различные потребности и побуждения, которые очень важны для всего развития ребенка. У ребенка в этом возрасте появляются нереализуемые желания, непосредственно приводящие к игре. Ребенок играет, не осознавая мотивов игровой деятельности. Это существенно отличает игру от труда и других видов деятельности. Мотивы, действия, побуждения становятся в полной мере доступными сознанию только в переходном возрасте.
Игровая деятельность отличается от других форм занятий ребенка, так как в игре создается мнимая ситуация. Это происходит в результате расхождения видимого и смыслового поля, которое появляется в дошкольном возрасте. Мнимая ситуация заключает в себе правила поведения. Ребенок вообразил себя матерью, а куклу — ребенком, значит, он должен подчиняться правилам материнского поведения. Любая игра с мнимой ситуацией есть игра с правилами, и любая игра с правилами есть игра с мнимой ситуацией. Например, играть в шахматы, значит создавать мнимую ситуацию, потому что фигуры могут ходить только так, как установлено правилами.
В игровой деятельности формируются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления. Творческие процессы, которые уже в самом раннем возрасте проявляются у детей, лучше всего выражаются в играх. Девочка, которая играет с куклой и воображает себя ее матерью, ребенок, который в игре превращается в охотника, в солдата, в моряка, — все эти играющие дети представляют примеры самого подлинного и настоящего творчества. В своих играх дети очень многое воспроизводят из того, что они видели.
Огромная роль в играх детей принадлежит подражанию. Игры ребенка очень часто служат лишь отголоском того, что он видел и слышал от взрослых, и тем не менее эти элементы прежнего опыта ребенка никогда не воспроизводятся в игре совершенно так же, как они представлялись в действительности. По словам Л. С. Выготского, игра — это переработка пережитых впечатлений, построение на их основе новой действительности, которая отвечает запросам и влечениям самого ребенка [3, с.7].
Воображение в игре зависит от предыдущего опыта и реалистичности игрушек. Включившись в сценарий игры, дети редко принимают идеи или действия, которые нарушают разделяемую ими реалистичность игры. Например, не хотят изображать водителя, сидя на заднем сидении машины. Ребенок понимает, что водитель управляет машиной, сидя на переднем сиденье. Л. С. Выготский утверждает, что принятие воображаемой роли создает зону ближайшего развития ребенка. «К концу дошкольного возраста воображение становится сравнительно независимым от деятельности во внешнем плане, на базе которой оно формировалось. Примерно в этот же период в воображении появляются элементы творчества. Данные особенности воображения старшего дошкольника очень важны для подготовки к школьному обучению, в котором ребенку придется действовать с образами объектов, с которыми он еще не сталкивался в своем опыте, на основе накопленных понятий» [1, с.66].
В игре ребенок учится действовать в познаваемой, т. е. в мысленной ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи. К. Левин считал, что вещи обладают побудительной силой по отношению к действиям ребенка. Например, колокольчик тянет ребенка на то, чтобы позвонить, велосипед — на то, чтобы на нем покататься. Но в игре вещи теряют свой побудительный характер. Ребенок видит одно, а действует по отношению к видимому объекту совсем иначе. Ребенок учится определяться в своем поведении не только прямым восприятием вещи или действующей на него ситуацией, а смыслом этой ситуации.
В игре дети создают структуру — смысл-вещь, где смысловая сторона, значение слова и вещи, является главной, определяющей его поведение. Ребенок принимает слово за свойство вещи, он не видит слова, а видит за ним обозначенную им вещь. Для ребенка слово «лошадь», приравниваемое к палочке, означает: «там лошадь», т. е. он мысленно видит вещь за словом. У ребенка раннего возраста происходит тесное слияние слова с вещью, при котором расхождение смыслового и видимого поля невозможно. Ребенок двух лет, должен повторить, глядя на сидящего перед ним ребенка: «Дима бежит», но он изменяет свою фразу и говорит: «Дима сидит». Игра переходит к внутренним процессам в школьном возрасте, к внутренней речи, логической памяти, абстрактному мышлению.
В игре ребенок делает то, что ему больше всего хочется и в тоже время он подчиняется правилам, отказываясь от некоторых своих желаний. Создается положение, при котором возникает двойной аффективный план. Ребенок, например, плачет в игре, как пациент на приеме у зубного врача, но радуется, как играющий. Ребенок координирует свое поведение, подчиняя каждый свой поступок игровым правилам. Благодаря игре с правилами рождается и развивается воля ребенка.
Л. С. Выготский рассматривал способность придерживаться правил как ключевую для готовности к школьному обучению, совершенно независимо от способности к воображению. Участие в игре со скрытыми правилами, которые могут изменяться в ходе игры, требуют более высокого уровня формирования когнитивных, социальных и вербальных навыков, чем игра с явными и неизменными правилами. Более того, использование изображения в играх соответствует более высокому когнитивному уровню, задействует более сложный и длительный процесс мышления, чем в играх с правилами, таких как настольные или спортивные [2, с.56].
Отношение игры к развитию следует сравнивать с отношением обучения к развитию. За игрой стоят изменения потребностей и изменения сознания более общего характера. Игра является источником развития и поэтому она создает зону ближайшего развития. Л. С. Выготский отмечал, что «действие в воображаемом поле, в мнимой ситуации, создание произвольного намерения, образование жизненного плана, волевых мотивов — все это возникает в игре и ставит ее на высший уровень развития, возносит ее на гребень волны, делает ее девятым валом развития дошкольного возраста, который возносится всей глубиной вод, но относительно спокойных» [1, с.67].
Через игровую деятельность движется ребенок. Движение начинается с мнимой ситуации, очень близкой к реальной. В первоначальной ситуации правило находится в сжатом виде. Сама мнимость в ситуации тоже очень мала. Игра больше напоминает воспоминание, чем воображение.
Игра — это целевая деятельность ребенка. Цель становится тем, ради чего совершается все остальное. Цель, как конечный момент, определяет аффективное отношение ребенка к игре. Цель к концу спортивных игр является одним из главных моментов игры, без которой она теряет свой смысл. В конце развития игры выступает правило, и чем оно строже, чем оно больше требует от ребенка приспособления, чем больше регулирует деятельность ребенка, тем игра становится напряженнее, острее, интереснее. Простое бегание без цели, без правил — это вялая, скучная игра, не захватывающая ребят. Ребенку приятно добежать первым, так как он получает удовлетворение от своей победы. Игровые правила существенно отличаются от моральных, таких как не трогать без разрешения чужих вещей, здороваться с воспитателем. Это отличие заключается в том, что игровые правила ребенок устанавливает для себя сам. Это правило внутреннего самоопределения и самоограничения.
В игре ребенок свободен, так как он определяет свои поступки, исходя из своего «Я», своих интересов и потребностей. Но это воображаемая свобода. Он подчиняет свои действия определенному смыслу, он действует, исходя из значения вещи. Ребенок учится осмысливать свои собственные действия, понимать, что каждая вещь имеет определенное значение. Создание мнимой ситуации с точки зрения формирования личности ребенка можно рассматривать как путь к развитию отвлеченного мышления.
Игра является особенностью дошкольного возраста. Игра ребенка до трех лет носит характер серьезной игры в такой же степени, как и игра подростка. Серьезная игра ребенка раннего возраста заключается в том, что играя, он не отделяет мнимой ситуации от реальной.
По мнению Л. С. Выготского, у школьника игра существует в виде ограниченной формы деятельности, прежде всего в виде спортивных игр, занимающих важную роль в общем развитии школьника, но не обладающих тем значением, которое имеет игра у дошкольника.
В школьном возрасте игра не исчезает, а проникает в отношение к действительности. Она продолжается в школьном обучении и труде. Игра служит на уроке средством введения, закрепления и контроля учебного материала, способствует снятию напряжения и повышения эмоционального настроя у учащихся.
Таким образом, на любом этапе развития, в любой своей форме игра способствует нравственному, интеллектуальному и эмоциональному развитию ребенка. Внутри игровой деятельности начинает складываться учебная деятельность, которая позднее становится ведущей в развитии ребенка. Игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения, потому что, играя, ребенок подчиняется правилам. Через игровые отношения ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей и приобретает основные навыки общения и самосознания. В игре формируются новые мотивы и потребности: соревновательные, игровые; зарождаются новые виды продуктивной деятельности.
Литература:
- Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка// Вопросы психологии № 6.-1966.
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка — М.: Издательство Смысл, 2004.
- Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя. — 3-е изд.- М.: Просвещение, 1991.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, игровая деятельность, мнимая ситуация, дошкольный возраст, правило, школьное обучение, психическое развитие ребенка, ранний возраст, школьный возраст.
Источник