Идентичность ребенка как основа благополучного развития
Зильберс М.М. педагог-психолог высшей категории
Потребность в привязанности, идентичность как основа благополучного развития ребёнка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребёнка.
Идентичность. Иногда дети и подростки приходят в патронатные семьи, имея при себе совсем мало вещей. Эти вещи могут показаться вам совсем бесполезными, но для ребенка они могут являться единственным связующим звеном с его прошлым. Замещающим родителям желательно вести записи о времени проживания ребенка у них в доме сразу, с самого начала, для того чтобы ребенок мог вспомнить об этом периоде своей жизни после ухода из этой семьи. Рекомендуется создавать архив ценных для ребенка вещей, фотографий, рисунков, воспоминаний и т. д., пополняя его на протяжении всего времени патронатного воспитания. Все вышеперечисленное помогает решать одну из задач воспитания в замещающей семье — помогать детям и подросткам сохранять ощущение собственной идентичности. Это означает, что каждый взрослый должен проявлять особенную заботу об этом. Идентичность можно определить как знание того, из каких разных составных частей состоит наша личность, это принятие себя, с тем, чтобы довольно успешно продвигаться по жизни с ощущением собственной целостности. Ребенок с прочными привязанностями и сформированной идентичностью имеет гораздо больше шансов вырасти хорошим и счастливым человеком, чем ребенок, у которого привязанности не сформированы или его вынудили отказаться от них. Привязанность, типы «нарушенной привязанности». Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребёнка, оставшегося без попечения родителей. Привязанность — стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокая привязанность к родителям способствует развитию у детей доверия к другими людям и одновременно — уверенности в себе. «Круг позитивного взаимодействия»: Если взрослый тепло относится к ребенку, привязанность будет крепнуть, ребенок будет учиться у взрослого положительному взаимодействию с другими, т. е. тому, как общаться и получать удовольствие от общения. Если взрослый безразличен или испытывает к ребенку раздражение и неприязнь, то привязанность формируется в искаженном виде (см. «Типы нарушенной привязанности»). Признание — это принятие ребенка как «своего», как «одного из нас», «похожего на нас». Такое отношение дает ребенку чувство сопричастности, принадлежности своей семье. В результате нарушений родительской заботы привязанность ребенка также развивается с нарушениями. Типы нарушенной привязанности: 1)Негативная (невротическая) привязанность — ребенок постоянно «цепляется» за родителей, ищет «негативного» внимания, провоцируя родителей на наказания и стараясь раздражить их. Появляется как в результате пренебрежения, так и гиперопеки. 2) Амбивалентная — ребенок постоянно демонстрирует двойственное отношение к близкому взрослому: «привязанность-отвержение», то ластится, то грубит и избегает. При этом перепады в обращении являются частыми, полутона и компромиссы отсутствуют, а сам ребенок не может объяснить своего поведения и явно страдает от него. 3) Избегающая — ребенок угрюм, замкнут, не допускает доверительных отношений со взрослыми и детьми, хотя может любить животных. Основной мотив — «никому нельзя доверять». Подобное может быть, если ребенок очень болезненно пережил разрыв отношений с близким взрослым и горе не прошло, ребенок «застрял» в нем; либо если разрыв воспринимается как «предательство», а взрослые — как «злоупотребляющие» детским доверием и своей силой. 4) Дезорганизованная — эти дети отказываются от привязанности в пользу силы: им не надо, чтобы их любили, они предпочитают, чтобы их боялись. Для первых трех групп детей требуется помощь приемных семей и специалистов, для 4-й— прежде всего внешний контроль и ограничение разрушительной активности.
Понятие «горя и потери» в жизни ребёнка. Стадии переживания горя. Психологические особенности и этапы процесса переживания горя, связанного с потерей семьи. Чувство горя, связанное с потерей, различно для каждого из нас, и мы выражаем нашу печаль по-своему. Во многих случаях процесс переживания горя принимает форму предсказуемых этапов. 1. Потрясение и недоверие. Это может происходить и с ребенком, принятым в новую семью: его мир рухнул, а что его ждет — неизвестно. Для ребенка отчуждение от родной семьи начинается не в момент изъятия, а в момент помещения в приемную семью. Кроме того, дети начинают чувствовать себя отличающимися от обычных детей — тех, которые не лишились семьи. Осознание этого может проявляться по-разному. Этим, по-видимому, объясняется тот факт, что многие вновь принятые в семью дети начинают вести себя заметно хуже в школе и внезапно становятся мрачными и агрессивными. 2. Отрицание. На этой стадии ребёнок бессознательно не воспринимает потерю. Такой ребенок может быть послушен, даже весел, вызывая удивление у взрослых: «Ему все нипочем». Для вновь принятых в семью детей это может означать то, что они привыкают не выражать болезненные чувства, обращаясь к опыту прошлого. Они живут, изо всех сил стараясь не думать о том, что произошло, плывут по течению. Но такое состояние тянется недолго — либо последует «взрыв», когда переживания нахлынут, либо начнутся соматические и поведенческие проявления вытесняемых переживаний: рассеянность, частое впадание в прострацию, расстройство учебной и любой другой деятельности, требующей сосредоточенности и логики (глобальные расстройства внимания и интеллектуальные нарушения — «аффект тормозит интеллект»), капризы и слезы «без повода», ночные кошмары, расстройства желудочно-кишечного тракта и сердечной деятельности и т. п. 3. Стадия гнева и смешения чувств. Эта стадия характеризуется появлением эмоций. Дети испытывают следующие эмоции, причем, иногда все сразу. а) Тоска. Это чувство может вызвать у детей стремление увидеться с членами родной семьи и повсюду их разыскивать. Нередко утрата обостряет привязанность — и ребенок начинает идеализировать даже тех родителей, которые обращались с ним жестоко. б) Злость. Это чувство может проявляться против чего-то определенного или быть самодовлеющим. Дети могут не любить себя, порой даже ненавидеть, потому что они были отвергнуты оставившими их родителями, несчастливой судьбой и т. д. Они могут гневаться на «предавших» их родителей. На «разлучников» — милицию и детский дом, которые «вмешались не в свое дело». Наконец, на приемных воспитателей — как на узурпаторов родительской власти, которая им не принадлежит. в) Депрессия. Боль потери может вызвать чувство отчаяния и потерю уважения к себе. Помогая принятому в семью ребенку выразить свою печаль и понять ее причины, патронатные воспитатели помогают ему тем самым преодолеть состояние стресса. г) Вина. Это чувство отражает реальное или предполагаемое отвержение или обиду, причиненную потерянными родителями. Ребенок в попытке осмыслить ситуацию ошибочно принимает ответственность за происшедшее на себя. С другой стороны, он может также чувствовать вину из-за собственных чувств, например, из-за того, что он любит приемных родителей и наслаждается материальным комфортом, в то время как его родители живут в бедности. д) Тревога. Принятый в семью ребенок может бояться отвержения приемными родителями. Или испытывать иррациональный страх за свое здоровье и жизнь, также за жизнь приемных воспитателей и/или родных родителей. Некоторые дети боятся, что родные родители разыщут их и заберут, — в тех случаях, когда ребенок сталкивался с жестоким обращением в родной семье, а к новой семье искренне привязался, и т. д. В целом в период адаптации к приемной семье и свыкания с потерей поведение ребенка характеризуется противоречивостью и неуравновешенностью, присутствием сильных чувств (которые могут подавляться) и расстройством учебной деятельности. Обычно адаптация происходит в течение года. На протяжении этого периода воспитатели могут оказать существенную помощь ребенку, и это послужит «цементом», скрепляющим новые отношения. Что могут сделать замещающие родители: Определенность: ребенку важно знать, что будет дальше, какие порядки в том месте, куда он попал. Постарайтесь заранее рассказать ребенку о других членах вашей семьи, показать их фотографии. Покажите ребенку его комнату (либо часть комнаты), его кровать и шкаф, куда он может сложить личные вещи, объясните, что это — его пространство. Спросите, хочет ли он теперь побыть один или вместе с вами. Старайтесь все время кратко, но внятно рассказывать ребенку о том, что будет дальше происходить: «Сейчас мы покушаем и ляжем спать, а завтра еще раз посмотрим квартиру, сходим погулять во двор и в магазин». Утешение: если ребенок подавлен и проявляет другие признаки горя, постарайтесь мягко обнять его, и скажите о том, что вы понимаете, как грустно расстаться с теми, кого любишь, и как бывает тоскливо в новом, незнакомом месте, но так грустно ему будет не всегда. Подумайте вместе, что могло бы ребенку помочь. Важно: если ребенок расплакался — не останавливайте его сразу. Побудьте с ним вместе, и через некоторое время успокойте: если слезы есть внутри, лучше их выплакать. Физическая забота: узнайте, что любит ребенок из еды, обсуждайте с ним меню и по возможности учитывайте его пожелания. Последите, чтобы ночью в коридоре горел ночник, и если ребенок боится темноты — то и в его комнате тоже. Укладывая спать, посидите с ребенком подольше, поговорите с ним, подержите за руку или погладьте по голове, если возможно — подождите, пока уснет. Если ночью вам кажется, что ребенок, даже не маленький, плачет — обязательно зайдите к нему, но не включайте свет, чтобы не смутить. Тихонько посидите рядом, попробуйте поговорить и утешить. Малыша можно просто обнять и даже остаться с ним на ночь (в первое время). Важно: будьте внимательны, если ребенок напрягается от физического контакта, выразите свое сочувствие и заботу просто словами. Инициатива: инициируйте положительное взаимодействие с ребенком, проявляйте первыми внимание и заинтересованность его делами и чувствами, задавайте вопросы и выражайте тепло и участие, даже если ребенок кажется равнодушным или угрюмым. Важно: не ждите ответного тепла сразу. Воспоминания: ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было, о своей семье. Важно: отложите, если возможно, свои дела на потом или выделите специальное время, что бы поговорить с ребенком. Если его рассказ вызывает у вас сомнения или смешанные чувства, помните: ребенку важнее быть внимательно выслушанным, чем получить совет. Просто подумайте, что мог переживать ваш ребенок тогда и что он чувствует во время разговора с вами, и посочувствуйте этому. Памятные вещи: фотографии, игрушки, одежда — все это связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением значительной части его жизни. Важно: каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память, и недопустимо выбрасывать это, тем более без его согласия. Помощь в организации дел: дети часто чувствуют себя растерянными в новом месте и при таких серьезных изменениях в своей жизни. Вы можете обсуждать и планировать их дела вместе, давать им конкретные советы по поводу какой-либо деятельности, писать записки памятки и т. д. Важно: поддерживать ребенка, если он злится на себя за свои промахи: «То, что происходит с тобой — нормальная реакция на ненормальные обстоятельства», «Мы справимся» и т. д. В характере вашего приемного ребенка могут быть черты, про которые вы смело, можете сказать: «Это уже не его горе, а мое!». Пожалуйста, помните: исправить все срезу нельзя. Сначала ребенок должен привыкнуть к вам, принять изменения в своей жизни, и только потом он будет меняться сам.
Источник
Тема 1. Потребность в привязанности, идентичности как основа благополучия ребенка. Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка и преодоление стереотипов мышления, связанных с восприятием их места в жизни ребенка.
ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ (личностный рост и развитие) ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ (привязанности, идентичности, любви, самоуважение) СОЦИАЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ (принадлежности к группе, общественной формации) ПОТРЕБНОСТЬ В БЕЗОПАСНОСТИ (защита от опасности, угрозы лишения физиологических потребностей) ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОТРЕБНОСТИ (сон, еда, тепло, свет, жилище, движении и т. п. )
мать женщина психолог Я жена Покупатель соседка
Упражнение на идентичность «Кто я? » «Какой я? »
Идентичность – осознание того, из каких разных частей состоит наша личность, это принятие себя, необходимое для того, чтобы успешно продвигаться по жизни с ощущением собственной целостности.
Идентичность сумма знаний о себе как результат анализа собственного жизненного опыта концентрируется в виде ответов на вопросы «Кто я? » , «Какой я? » .
За счет идентификации у маленького ребенка происходит формирование поведенческих стереотипов, образующих черты личности, определение ценностных ориентаций и полоролевой идентичности
Идентификация- устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ Идентификация – перенесение личностных качеств другого на самого себя, стремление актуализировать в своей личности те качества, которыми обладает избранник. Этническая идентификация – осознание своей принадлежности к определенному этносу: 1) потребность принадлежности к общности, группе; 2) потребность в самобытности, уникальности своего “Я”, уверенности в себе, независимости от других.
Идентификация групповая устойчивое отождествление себя с социальной группой или общностью, принятие ее целей и системы ценностей, осознание себя членом этой группы
Стадии формирования идентичности (по Э. Эриксону) I. Младенчество: появление чувства Базового доверия либо недоверия к миру. Дети, получившие в раннем детстве опыт эмоционального отвержения, испытывают недоверие к миру Зависит от качества материнской заботы в это время, от внимания к нуждам ребенка и бережного физического обращения с ним.
2. Ранний возраст: Автономность либо стыд. Доброжелательность, способность уважать чужие границы и отстаивать собственные – или чувство собственной скверности будут результатом реакций на самостоятельность ребенка, его потребность говорить : «Нет» и «Я сам» . Ребенок открывает возможности мира и его ограничения. Соподчинение желаний требованиям реальности, свобода самовыражения и подавление этой свободы формирует отношение к контролю и самоконтролю, сотрудничеству – своеволию.
3. Дошкольный возраст; Инициатива /вина. Если наказания непредсказуемы и идет подавление инициативы, основной мотив в деятельности становится избегание неудач, а поведением управляют зависть к активным сверстникам и непреодолимый страх проявить себя. . Когда ограничения взрослых разумны и последовательны, а наказания не приводят ребенка в ужас, формируется инициатива и ответственность.
4. Школьный возраст: Трудолюбие /неполноценность. Если ребенок испытывает отчаяние от своего неумения обращаться с орудиями или от своего положения среди товарищей по деятельности, у него может отпасть желание к идентификации со своей группой и с данным участком орудийного мира – что выражается в отказе от деятельности, чувстве несостоятельности и неадекватности.
5. Пубертат (подростковый ): Индивидуальность /ролевое смешение. статусная неопределенность (неопределенность социального положения и ожиданий), противоречивое поведение. Невозможность четко ответить на вопрос: «Кто я? » формирует страх: «Я – никто» и служит источником невроза. 6. Юность: Близость /одиночество. Желание сохранять дистанцию, не пускать на свою «территорию» , представляет собой попытку сохранить неустойчивое личностное равновесие, платой за которую становится одиночество.
Потребность в привязанности Это основа и источник жизненных сил для каждого из нас. Для детей же это – жизненная необходимость. Отсутствие привязанности к конкретному взрослому заставляет чувствовать свою уязвимость. Привязанность к родителям способствует развитию у детей доверия к другим и уверенности в себе.
Привязанность – это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить.
Привязанность развивается при помощи прикосновений, взгляда глаза в глаза, совместных движений, разговора, взаимодействия, совместных игр и еды.
Признаки привязанности у ребенка • ребенок отвечает улыбкой на улыбку • не боится смотреть в глаза • стремится быть ближе ко взрослому, особенно когда страшно или больно, • принимает утешения • испытывает соответствующую возрасту тревогу при расставании • играет, взаимодействуя с родителями, • испытывает соответствующую возрасту боязнь незнакомых людей • принимает советы и указания родителей.
Основные характеристики привязанности (по Д. Боулби): – конкретность –обращена к какому-то конкретному человеку; -эмоциональная насыщенность – значимость и сила чувств, включающих весь спектр переживаний: радость, гнев, печаль; -напряжение – появление объекта привязанности уже может служить разрядкой негативных чувств младенца (голод, страх). продолжительность – чем сильнее привязанность, тем дольше она длится. Детские привязанности человек помнит всю жизнь;
Основные характеристики привязанности (по Д. Боулби): врожденный характер потребности в привязанности; – ограниченность способности устанавливать и поддерживать привязанность к людям – если до трех лет ребенок по каким-то причинам не имел опыта близких отношений с взрослым, либо если близкие отношения маленького ребенка разрывались и не восстанавливались более трех раз – способность устанавливать и поддерживать привязанность может разрушиться –
ЦИКЛ «ВОЗБУЖДЕНИЕ – УСПОКОЕНИЕ» Возникновение потребности Напряжение, недовольство Доверие, безопасность, привязанность Состояние покоя, удовлетворение Удовлетворение потребности
К чему ведут неудовлетворенные потребности Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, патологическая боязливость, ощущение одиночества. Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и т. д. ); неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах.
Формирование привязанности у младенцев происходит благодаря заботе взрослого и основывается на 3 источниках: 1. удовлетворение потребностей ребенка. 2. Позитивное взаимодействие. 3. Признание
Роль родителей и кровных родственников в жизни ребенка
Знание о своих предках и своей семье – «чувство корней» – помогает человеку понять, каково его место в истории этой семьи и в жизни в целом, это знание тесно связано с понятиями «долг» и «смысл жизни» , оно позволяет определить жизненные задачи и осознать значимость собственного жизненного пути.
Самый болезненный для приемных родителей вопрос – контакты с кровными родственниками. Неприятие кровной семьи, ревность и страх того, что «они» могут «отнять» ребенка – обычные в таких случаях переживания. Однако восстановление в родительских правах – дело уникальное, а когда ребенок привязан к приемной семье (мнение детей в суде учитывается) – то практически невозможное.
Если ребенок не видит своих кровных родителей и ничего не знает о них, он начинает думать, что не имеет для них никакого значения, а это очень тяжело. Если же речь идет о временном изъятии ребенка из родной семьи – то контакты абсолютно необходимы. В то же время многие дети хотят знать (и имеют на это право), что происходит с их родителями, живы ли они. Исключение составляют лишь случаи непосредственной угрозы жизни ребенка со стороны кровной семьи.
Рассказ о кровных родителях проходит приблизительно по такой схеме: «Твои родители не могут сейчас о тебе заботиться. Мы будем заботиться о тебе. Мы постараемся, чтобы тебе было хорошо у нас» . «Твоим родителям нужна помощь, они не могут сейчас заботиться о тебе. Ты растешь, у тебя много вопросов, проблем, поэтому мы взяли заботу о тебе на себя вместо них. Есть и другие взрослые, которые хотят заботиться о тебе» .
Ничего не следует утаивать, а тем более говорить неправду. Известно много случаев, когда неосведомленность ребенка приводит к трагедии, а информированность уберегает, вселяет веру в его новую семью и благодарность приемным родителям.
Последствия от разрыва с кровной семьей Разлука с семьей, даже неблагополучной, утрата для ребенка, которая сопровождается процессом переживания горя. Подобная травма оказывает разрушительное воздействие на все уровни жизнедеятельности – физический, психологический, социальный. Ребенок не может судить своих родителей, сохранение уважения к ним и благодарности за свою жизнь – естественное и необходимое чувство, отсутствие которого ведет к глубоким психологическим проблемам. Но это не значит, что ребенок должен повторять их ошибки.
Формирование привязанности. • . «Шаги любви» • Для построения любых взаимоотношений требуется время, поэтому вам, возможно, не удастся сразу же наладить связь с ребенком. Это совершенно нормально. Не рассчитывайте, что ребенок сразу станет называть вас «мама и папа» , но обсудите с ним способ обращения, удобный и для вас и для него. • Ребенок сознательно или бессознательно будет испытывать ваши чувства и его поведение может начать портиться. Важно дать понять ребенку, что вы не откажитесь от него из-за его поведения, но, тем не менее, настоять на соблюдении им установленных правил
Дать определенность • Ребенку важно знать, что будет дальше, какие порядки в том месте, куда он попал. Постарайтесь заранее рассказать ребенку о других членах вашей семьи, показать их фотографии. Покажите ребенку его комнату (либо часть комнаты), его кровать и шкаф, куда он может сложить личные вещи, объясните, что это — его пространство. Спросите, хочет ли он теперь побыть один или вместе с вами.
Слушать, сохранять воспоминания: ребенок может захотеть поговорить о том, что с ним было, о своей семье, помните: ребенку важнее быть внимательно выслушанным, чем получить совет. Хранить памятные вещи: фотографии, игрушки, одежду — все это связывает ребенка с прошлым, является материальным воплощением значительной части его жизни. Важно: каждый ребенок, переживший разлуку или утрату, должен иметь что-то на память.
Тема 2. Причины возникновения, проявления и последствия эмоциональной депривации у ребенка, оставшегося без попечения родителей. Типы нарушенной привязанности, понятия «негативной» (невротической), амбивалентной, избегающей, дезорганизационной привязанности.
Определение эмоциональной депривации Депривация – психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где ребенку не предоставляется возможности для удовлетворения основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени.
Нарушения развития у ребенка, воспитывающегося в депривационных условиях, происходит на четырех уровнях: телесный, эмоциональный, интеллектуальный, социальный. .
Уровень телесный 1. Нарушение ритма сна и бодрствования. 2. Беспокойное, плохо управляемое поведение. 3. Аллергии, связанные с высыпанием на коже. 4. Трудности зрительно-моторной координации, недостаточная неусидчивость. концентрация внимания и