Идея развивающего обучения основывается на зоне развития ребенка

1. Что необходимо понимать под развивающим образованием и развивающим обучением
Развивающее образование
1. Предмет развития – психическое развитие ребенка в целом
2.Ребенок субъект развития всех сфер психики (интеллектуального, нравственного, эмоционального и т.д.), субъект своего собственного развития
3.Знания являются средством развития способностей личности
4.Постоянное проектирование, моделирование и экспертиза развивающей образовательной среды (условий) направленной на обеспечение саморазвития каждого участника образовательного процесса 5.Субъектно-субъектные отношения
6.Формирование у всех участников образовательного процесса способности к мышлению 6.Психолого-педагогические новообразования являются основой развития ребенка при построении образовательного процесса
7.Педагог ценится не только за имеющиеся у него знания, а за умение организовать процесс саморазвития ребенка
8.Методы, цели, средства, содержание, образовательная среда, направлены на развитие личности ребенка его творческого потенциала
Развивающее обучение
1.Предмет развития – одна из сфер психики ребенка
2.Ребенок субъект одной из сфер развития психики (например интеллектуальной)
3.Ребенок должен усвоить и достичь определенного уровня знаний, умений, навыков.
4.Субъектно-субъектные отношения
5.Закономерности развития ребенка основа построения образовательного процесса
Развивающее обучение направлено на развитие одной из психических функций, а развивающее образование на одновременное развитие всех психических функций человека, в основе развивающего обучения и образования лежат деятельностный подход и психолого-педагогические закономерности развития человека.
2.Концеция, идея, основные положения теории развивающего обучения
Основоположник теории развивающего обучения Выготский Л.С. (1896-1934г.), его последователи Леонтьев А.Н.Занков Л.В.Эльконин Д.Б. В.В.Давыдов. В основе развивающего обучения лежит культурно-историческая концепция ( психические функции человека возникают и развиваются в процессе обучения). Идея развивающего обучения состоит в том, что обучение должно быть опережающим развитием ребенка, основой развивающего обучения является ребенок, знания выступают как средства развития ребенка. Развивающее обучение то, которое идет впереди развития. Последователи основоположника теории развивающего обучения в своих исследованиях доказали следующие положения теории развивающего обучения
1.Ребенок субъект всех видов человеческой деятельности
2.Психические процессы развиваются в ходе деятельности человека
3.Определили понятие ведущего типа деятельности (основа детской периодизации развития человека), развивающего обучения (система всестороннего и интенсивного развития ребенка, развитие интеллектуальных способностей ребенка, прямая направленность на умственное и личностное развитие учащихся)
3.Принципы развивающего обучения
– принцип субъектности образования;
– принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены;
– принцип учета сензитивных периодов развития;
– принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых;
– принцип амплификации (обогащения, усиления, углубления) детского развития;
– принцип проектирования, конструирования и создания ситуации образовательной деятельности; – принцип обязательной результативности каждого вида деятельности;
– принцип высокой мотивированности любых видов деятельности;
– принцип обязательной рефлексивности всякой деятельности;
– принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; – принцип сотрудничества при организации и управлении различными формами деятельности. 4.Определение смысла педагогических понятий связанных с раскрытием содержания понятий развивающее обучение, развивающее образование.
Образование – целенаправленный процесс воспитания и образования личности в интересах общества, человека, государства, результатом которого являются усвоение человеком систематизированных з.у.н, основной путь получения образования – обучение ( В.М.Полонский) Обучение – коллективно-социальная деятельность по организации целенаправленного усвоения молодым поколением накопленного опыта обществом (В.М.Полонский)
Процесс обучения- есть всегда обучение деятельности, предметно-практическим, умственным действиям. (А.А.Леонтьев)
Развитие – процесс формирования организма, его качественные составляющие, которые присуще только индивиду от рождения и могут развиваться под воздействием обучения и воспитания (В. М.Полонский)
Развивающее обучение – обучение обеспечивающее условия для зоны ближайшего развития ребенка на основе усвоения им теоретических знаний, выполнения содержательного анализа изучаемого материала, планирования и рефлексии, в отличие от традиционного образования – способствует развитию у ребенка новообразований (В.М.Полонский)
Закономерность роста и развития – постоянно действующий процесс характеризующий рост и развитие человека: акселерация, ретардация, индивидуальность, необратимость, постепенность, цикличность, эндогенность (влияние внешней среды) (В.М.Полонский)
Ведущий вид деятельности – деятельность в результате которой происходит формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени его развития (Б.Г.Мещерякова) [6]
Зона ближайшего развития – психологическая характеристика, отражающая взаимосвязь актуального и потенциального развития, которое ребенок сможет достичь в соответствующем возрасте в результате обучения, совместной деятельности со взрослым, общении со сверстниками. Впервые введено Л.С. Выготским. (В.М.Полонский) [ 5]
5.Основные новообразования в дошкольном возрасте (по Д.Б. Эдьконину),
закономерности развития психических функций детей дошкольного возраста Новообразования: детское мировосприятие, этические инстанции, соподчинение мотивов, произвольность поведения, личное дознание.
Закономерности развития психических функций:
Дети от 1 года до 3-х лет: быстрый темп физического и психического развития, формирование речи, действий с предметами, образа «Я», приобретение первоначального социального опыта, потребность в общении (ситуативно личностное и ситуативно-деловое) с взрослыми. Ведущий вид деятельности: предметно-манипулятивный. Зарождение сюжетно-ролевых игр рядом со сверстеиками и взрослым, формирование сенсорной культуры.Кризис 3-х лет – «Я сам».
Дети от 3-х до 7 лет: развитие всех психических процессов и функций (памяти, мышления, восприятия, внимания) и формирование их произвольности, соподчинения мотивов. Ведущий вид деятельности: игра. Кризис 7-ми лет: учебная деятельность.
6.Идея деятельностного подхода в дошкольном образовании
“Основная идея деятельностного подхода (А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) в дошкольном образовании связана не с самой деятельностью как таковой, «а с деятельностью как средством становления и развития субъектности ребенка. То есть в процессе и результате использования форм, приемов и методов образовательной работы рождается не объект, обученный и запрограммированный на четкое выполнение определенных видов действий, деятельностей, а Человек, способный выбирать, оценивать, программировать, конструировать те виды деятельности, которые адекватны его природе, удовлетворяют его потребности в саморазвитии, в самореализации.
Становление деятельностного подхода в дошкольной педагогике тесно связано с появлением и развитием идей этого же подхода в детской психологии. Психологическое изучение деятельности в качестве предмета было начато Л.С. Выготским. Основы деятельностного подхода в психологии заложил А.Н. Леонтьев. Он исходил из различения внешней и внутренней деятельности. Первая слагается из специфических для человека действий с реальными предметами, осуществляемых путем движения рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством умственных действий, где человек оперирует не с реальными предметами и не путем реальных движений, а использует для этого их идеальные модели, образы предметов, представления о предметах. А.Н. Леонтьев рассматривал человеческую деятельность как процесс, в результате которого в качестве необходимого момента возникает психическое «вообще». Он считал, что внутренняя деятельность, являясь вторичной по отношению к внешней, формируется в процессе интериоризации – перехода внешней деятельности во внутреннюю. Обратный переход – от внутренней деятельности ко внешней – обозначается термином «экстериоризация». По самому определению понятия ведущей деятельности именно она отвечает за психическое развитие ребенка. Поэтому в периодизации психического развития Д.Б. Эльконина каждый возрастной этап однозначно характеризуется свойственной ему ведущей деятельностью. Переход от одной ведущей деятельности к другой – это и есть переход с одной ступени возрастного развития на другую. В то же время следует заметить, что деятельностный подход к проблемам психического развития оставляет нерешенными вопросы механизмов этого перехода.
Сущность деятельностного подхода в дошкольном образовании. В самой общей форме деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательной деятельностью ребенка в общем контексте его жизнедеятельности — направленности интересов, понимания смысла обучения и воспитания, личностного опыта в интересах становления субъектности ребенка. Сущность совместной деятельности ребенка и взрослого. Суть образования с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не передает готовые образцы нравственной и духовной культуры, а создает, вырабатывает их вместе с воспитанниками.
Совместный поиск ценностей, норм жизни в процессе деятельности и составляет содержание образовательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода. Деятельностный подход в дошкольном образовании реализуется в русле ключевой идеи современной педагогики о необходимости преобразования ребенка из преимущественно объекта образовательного процесса в его субъект. Основные понятия деятельностного подхода. Рассмотрение категориального аппарата осуществимо посредством содержательного наполнения категорий и основных понятий. В этих целях можно рассмотреть условную классификацию этих категорий, исходя из различных аспектов деятельностного подхода. В качестве первого аспекта назовем деятельностный характер подхода.
Многообразие типов деятельности отражают такие понятия, как «предметная деятельность», «игровая деятельность», «учебная деятельность», «общение», «самостоятельная деятельность», «совместная деятельность», «духовная деятельность». Деятельность воспитателя, организующего и управляющего деятельностью детей, предстает как деятельность по организации других видов деятельности. В качестве второго аспекта для содержательного наполнения категорий и основных понятий деятельностного подхода выделим его личностную ориентированность. Этот блок включает следующие категории и основные понятия: «личность», «личностный смысл», «внутренний потенциал», «самоактуализация», «самоопределение», «смысл жизни», «субъект», «субъектность», «субъектные свойства личности» и др. Субъектные свойства личности проявляются в способности человека к общению, взаимодействию, к установлению личных контактов, к взаимопониманию, умению вступить в диалог и его поддерживать и т.д. В возможности взаимообмена заключается глубинный смысл педагогического взаимодействия. Отмеченные свойства личности представлены понятиями, отражающими направленность субъекта на реализацию своей «самости», – «самооценка», «самоограничение» и т.д.
Третий блок основных понятий выделим, приняв за основу методический и методологический компоненты подхода, т.е. то, что в определении подхода обозначено как организация и управление. Понятия «организация» и «управление» трактуются примерно так же, как это принято в большинстве успешно реализуемых концепций образования, а именно, как организация образовательного процесса и управление развитием личности посредством создания для этого благоприятных условий, к которым относятся образовательная среда, мотивация педагога и ребенка, личность воспитателя. К указанному блоку относятся категории и понятия: «образовательное пространство», «метод», «организация образовательного процесса», «пространство деятельности», «ситуация деятельности», «содержание образования», «социокультурное образовательное пространство», «средства образования», «субъектное пространство», «управление развитием личности», и др.
Особенность приведенного перечня заключается в его насыщенности идеями ситуативности образования. Базовой категорией в этом отношении выступает «ситуация деятельности», которая является модификацией понятия «педагогическая ситуация». Реализация деятельностного подхода в практике дошкольного образования. Общая ориентация при использовании данного подхода обусловлена теоретическими представлениями, согласно которым наибольшим образовательным эффектом обладает ведущий тип деятельности. Исследования показывают (Н. И. Гуткина), что современные дошкольники не умеют играть, т.е. у них слабо развита ведущая деятельность дошкольного возраста. Это приводит к тому, что не появляются к концу дошкольного возраста те психологические новообразования, которые появляются в случае хорошо развитой игровой деятельности».
Актуальность рассмотрения проблемы использования в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений деятельностного подхода, теории развивающего обучения вызвана не только педагогическими преимуществами, но и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые определяют содержание и структуру образовательной программы каждого ДОУ. Содержание Программы должно включать совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно – речевому и художественно-эстетическому. В соответствии с принципами развивающего образования, целью которого является развитие ребенка”[4].
Литература:
1.Селевко К.Г. Педагогические технологии
2.Селевко К.Г. Технологии развивающего обучения
3.В.И.Панов Психодидактика образовательных систем
[4].Е.И.Радюхина «Методические рекомендации к реализации федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»
5.В.М.Полонский Словарь по образованию и педагогике
6.Б.Г.Мещерякова Большой психологический словарь
Источник
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ:
методология и технологии
Исторические аспекты: Теория развивающего обучения берёт своё начало в работах И.Г Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского и др. В начале 30-х годов XX в. Л.С.Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие ребёнка как на основную цель. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.
Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин и др.). На первый план было выдвинуто становление ребёнка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности.
Одна из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В.Занковым, который в 50-60-х годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы.
Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым и воплощено в практике работы экспериментальных школ. В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребёнка.
Определение понятия: Термин «развивающее обучение» введен в педагогическую теорию и практику В.В.Давыдовым. Под развивающим обучением понимается новый, активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу. То есть оно основано на формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. Учащиеся должны овладеть теми мыслительными операциями, с помощью которых происходит усвоение знаний и оперирование ими. Развивающее обучение – это обучение, содержание, методы и формы организации которого основываются на закономерностях развития ребенка.
Позиция ребенка в обучении: Ребёнок – самостоятельный субъект, взаимодействующий с окружающей средой. Это взаимодействие включает все этапы деятельности: целеполагание, планирование и организацию, реализацию целей и анализ результатов деятельности. Таким образом, учащийся из объекта педагогического воздействия превращается в субъекта познавательной деятельности. Учебный процесс строиться таким образом, чтобы в ходе его учащийся как бы «переживал» весь познавательный цикл полностью, осваивал его в единстве эмпирического и теоретического познания.
Принципы развивающего обучения
Принцип ведущей роли теоретических знаний в начальном обучении.
Принцип обучения на высоком уровне трудности.
Принцип обучения быстрым темпом.
Принцип осознания школьниками процесса учения.
Принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся.
Отношения между участниками учебного процесса. Ученик – учитель: отношения партнерства, делового сотрудничества. Учащийся – учащийся: коллективно-распределительная деятельность, необходимым условием которой является диалог.
Система развивающего обучения Л.В.Занкова.
Особенности методики. Основной мотивацией учебной деятельности является познавательный интерес. Идея гармонизации требует сочетать в методике рациональное и эмоциональное, факты и обобщения, коллективное и индивидуальное, информационное и проблемное, объяснительный и поисковый методы. Методика предполагает вовлечение учащегося в различные виды деятельности, использование в преподавании дидактических игр, дискуссий, методов обучения, направленных на обогащение воображения, мышления, памяти, речи.
Обязательные требования к уроку. 1) цели подчиняются не только сообщению и проверке ЗУН, а и развитию других свойств личности; 2) полилог в классе, основанный на самостоятельной мыследеятельности детей; 3) сотрудничество учителя и ученика; 4) создание на уроке условий для проявления познавательной активности учеников.
Особенности урока: 1. Гибкая структура урока. 2. Ход познания – «от учеников».
3. Преобразующий характер деятельности учеников: наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы. Отсюда иной характер заданий: не просто списать и вставить пропущенные буквы, решить задачу, но пробудить к мыслительным действиям, их планированию.
4. Интенсивность и эмоциональность самостоятельной деятельности учащихся, она обеспечивается эффектом неожиданности задания, включением исследовательской позиции и творчества, помощью и поощрением со стороны учителя.
5. Коллективный поиск, направляемый учителем, обеспечивается вопросами, пробуждающими самостоятельную мысль учеников, предварительными домашними заданиями.
6. Создание ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Отслеживание развития ребенка. Для выявления и отслеживания уровня общего развития ребёнка Л.В.Занков предложил следующие показатели: а) наблюдательность; б) отвлечённое мышление – анализ, синтез, абстрагирование, обобщение; в) практические действия – умение создать материальный объект.
Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова.
В основе теории содержательного обобщения В.В.Давыдова — Д.Б.Эльконина лежит гипотеза о ведущей роли теоретического знания в формировании интеллекта. Учебный предмет не просто излагает систему знаний, а особым образом организует освоение ребенком содержательных обобщений – генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования. Это постижение предмета не через его наглядное, внешнее сходство с другими, а через его скрытые конкретные взаимосвязи, через противоречивый путь его внутреннего развития. Понятие «субъект познания» выступает в этой концепции как способность ученика овладеть научными понятиями, воспроизвести в собственной деятельности логику научного познания, двигаться от абстрактного к конкретному.
Введение нового понятия в процессе обучения проходит четыре стадии.
1) Знакомство с предлагаемой учителем задачей, ориентирование в ней.
2) Овладение образцом такого преобразования материала, которое выявляет наиболее существенные отношения, служащие основой решения задачи данного вида.
3) Фиксация выявленных отношений в форме той или иной (предметной или знаковой) модели.
4) Выявление тех свойств выделенного отношения, благодаря которым можно вывести условия и способы решения исходной частной задачи.
Технология Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова опирается на познавательную мотивацию деятельности, поэтому она даёт наилучшие результаты в начальной ступени развития.
Целевые ориентиры. 1. Наличие у ребёнка внутренних познавательных мотивов. 2. Наличие у ребенка цели сознательного самоизменения. 3. Позиция ребёнка как полноценного субъекта деятельности, осуществляющего самостоятельно все ее этапы. 4. Направленность на усвоение теоретических ЗУН, способов учебной деятельности, поиск и построение оснований действий, овладение общими принципами решения задач определённого класса. 5. Ученик ставится в положение исследователя-творца. Все правила и законы выстраиваются ребёнком собственноручно. 6. Рефлексивный характер рассмотрения собственных действий. Опыт осуществления рефлексии является основой развития личности.
Основные понятия:
o способы мышления, выделенные В.В.Давыдовым, – это рассудочно-эмпирическое мышление (направлено на расчленение и сравнение свойств предметов с целью абстрагирования формальной общности) и разумно-теоретическое, диалектическое мышление (связано с исследованием природы самих понятий, вскрывает их переходы, движение, развитие).
o содержательный анализ – способ обнаружения исходной основы некоторого целостного объекта.
o содержательное абстрагирование представляет собой выделение исходного общего отношения в данном материале и формулирование его в знаково-символической форме.
o теоретическое обобщение – осуществляется путём анализа некоторого целого, чтобы открыть его исходное, существенное, всеобщее отношение как основу внутреннего единства этого целого.
o восхождение от абстрактного к конкретному – использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных понятий.
o содержательная рефлексия – поиск и рассмотрение существенных оснований своих собственных мыслительных действий. Развивающее обучение осуществляется как целенаправленная учебная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели и задачи самоизменения и творчески их достигает.
o проблематизация: учитель не только сообщает детям выводы науки, но и ведёт их по пути открытия, заставляет следить их за диалектическим движением мысли к истине, делает их соучастниками научного поиска.
o метод учебных задач.Учебная задача в технологии развивающего обучения похожа на проблемную ситуацию. Это незнание, столкновение с чем-то новым, неизвестным, и решение учебной задачи состоит в отыскании общего способа действия, принципа решения целого класса аналогичных задач.
o моделирование.Решить задачу теоретически – значит решить её не только для данного частного случая, но и для всех однородных случаев. При этом большую роль играет моделирование в предметной, графической или в знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ. Учебная модель выступает как продукт мыслительного анализа.
Источник