Идея развития защиты прав ребенка

Понятие прав ребенка. Основные концепции защиты прав детей
Права человека являются естественной принадлежностью, неотъемлемым свойством каждого члена общества с момента его рождения. Именно благодаря осуществлению прав и свобод проявляется уникальность личности, раскрываются творческие способности и возможности каждого человека, что решающим образом сказывается на развитии общества Гордеева М.В. Права человека в современном мире / М.В. Гордеева // Государство и право.- 2006.-№ 4.-С. 87..
В своем развитии человечество не сразу пришло к пониманию того, что ребенок полноценный член общества. Преобразования, вызванные революциями в Европе в XIX веке, создали предпосылки для общественного понимания и рассмотрения прав детей, их защиты от рабства, экономической эксплуатации, произвола родителей. 24 сентября 1924 года Генеральной Ассамблеей Лиги Наций была принята Хартия прав ребенка, впоследствии стала известна как Женевская декларация прав ребенка. Она стала первым международно-правовым актом по охране прав и интересов детей. Хартия подчеркивала, что забота о детях и их защита более не являются исключительной обязанностью семьи и даже отдельного государства. Все человечество должно заботиться о защите детства. Калинкина М.Ю. Международные документы в интересах детей и молодежи: особенности правовой защиты (ретроспективный анализ с XIX в. по настоящее время) // Вопросы ювенальной юстиции.-2008.- N 3(17).-С.16.Женевская декларация прав ребенка потеряла правовую основу в 1946 году, после распада Лиги Наций. Но уже в 1948 году Организация Объединенных Наций приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой провозглашается, что все дети имеют право на особое попечение и помощь.
20 ноября 1959 года, после многолетней разработки, Генеральная Ассамблея Объединенных Наций провозгласила Декларацию прав ребенка с целью обеспечить детям счастливое детство и пользование правами и свободами. Декларация состоит из десяти статей, направленных на гармоничное развитие и социальную защиту детей. В ней провозглашаются принцип равенства детей, нормы о защите материнства и младенчества, о защите детей от эксплуатации, право детей на образование. Однако ухудшающееся положение детей требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению детских прав. Необходим был единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества и новые представления о защите прав ребенка. В связи с этим Генеральная Ассамблея ООН, , 20 ноября 1989 года приняла и открыла для подписания, ратификации и присоединения Конвенцию о правах ребенка. В отличие от Декларации Конвенция имеет обязательную силу для государств, которые к ней присоединились.
Кроме того, основными международными документами в сфере защиты прав детей наряду с Конвенцией является, к которой присоединилась и Российская Федерация, также и Декларация тысячелетия ООН, принятая 8 сентября 2000 г. Генеральной Ассамблеей ООН (Резолюция N A/RES/52/2). Симанович Л.Н. Некоторые аспекты защиты прав и интересов несовершеннолетних/Л.Н. Симанович//Вопросы ювенальной юстиции.-2010.-N6.-С.13
Одним из самых важных достижений и весомым результатом действия международной системы защиты прав человека является не только признание международным сообществом факта, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту как до, так и после рождения», но и признание детей самостоятельными субъектами прав Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 г.. Семейный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами. – М. : СПАРК, 1996. -С.196.
Конвенция стала первым наиболее полным международным документом, в котором закрепление прав и интересов ребенка приобрело силу норм договорного права, ребенок рассматривается как самостоятельный субъект правоотношений и наделяется теми же правами, что и взрослый человек. В ней говорится об «основных человеческих правах, которые дети должны иметь повсеместно. Это: право на жизнь, право на развитие, на защиту от вредных влияний, эксплуатации и злоупотребления, право на участие в семейной, культурной и социальной жизни. Конвенция защищает права детей, устанавливая стандарты в детском здравоохранении, образовании, юридических, гражданских и общественных услугах» Корен М. Ребенок должен знать свои права / М. Корен // Библиотека.-2000.-№ 6.-С.46.. Став участниками Конвенции, государства, заявили о своем обязательстве привести национальное законодательство в соответствие с положениями Конвенции, обеспечив тем самым правовую базу для создания достойных условий жизни и реального осуществления каждым ребенком как полноправным субъектом всего комплекса конституционных прав человека без какой бы то ни было дискриминации. Однако не все государства были полностью согласны с положениями Конвенции, более одной трети из них (69 государств) сделали в отношении нее оговорки и заявления, различные по объекту и сфере действия. Многие государства сформулировали оговорки общего, неопределенного характера (без ссылок на конкретные статьи), которые потенциально угрожают реализации практически любого положения Конвенции. Так, например, Индонезия, Сингапур и Тунис закрепили в оговорках примат национальных конституций. В частности, Индонезия заявила, что для нее ратификация Конвенции о правах ребенка «не означает ни принятия обязательств, выходящих за рамки Конституции, ни принятия какого-либо обязательства о закреплении какого-либо права, помимо прав, предусмотренных Конституцией» Титова Т.А. Оговорки к международным договорам о правах человека на примере Конвенции о правах ребенка / Т.А. Титова // Московский журнал международного права.-2003.-№ 3.-С.80..
Определенные права ребенка, закрепленные Конвенцией: право свободно выражать свое мнение (ст. 13), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 14), право на свободу ассоциаций и мирных собраний (ст. 15) создают основу для развития ребенка как личности, активного члена общества и представляют главную идею Конвенции. Но и к этим положениям Конвенции некоторые государства сделали оговорки. Например, многие исламские государства сделали оговорки к статье 14 (в части права на свободу религии). Опасение некоторых из них было вызвано неправильным пониманием положения этой статьи. Так, Ирак исключил юридическое действие пункта 1 статьи 14, «поскольку предоставление ребенку разрешения менять свою религию противоречит законам шариата» Там же С. 87..Еще одна оговорка, сделанная Малайзией к статьям 44 и 45 Конвенции имеет некоторые особенности, которые заключаются в том, что она включает не только материально-правовые положения, но и статьи, касающиеся деятельности Комитета по правам ребенка, специализированных учреждений, ЮНИСЕФ, и других органов ООН, а также неправительственных организаций. По сути, Малайзия не взяла на себя обязательство направлять в определенный срок доклад о выполнении Конвенции. Таким образом, Малайзия не только существенно ограничила сферу действия Конвенции, но и лишила Комитет по правам ребенка и других государств-участников возможности определить действительное содержание сделанных ею оговорок и способствовать их снятию. Единственным государством, выразившим свою позицию по данному вопросу, была Норвегия. Она посчитала, что «система контроля, учрежденная в соответствии с Конвенцией, носит обязательный характер и что поэтому оговорки к статьям 44 и 45 являются недопустимыми» Решетов Ю.А. Оговорки к Международной конвенции о ликвидации всех форм дискриминации и поддержание международного правопорядка в области прав человека / Ю.А. Решетов // Московский журнал международного права.-2000.-№ 2.-С.15..
Аналогичное мнение высказал В.А. Карташкин относительно Международных пактов о правах человека: «Совершенно очевидно, что нельзя делать оговорки к материально-правовым положениям договоров, регламентирующим основные права и свободы человека. Такие оговорки затрагивали бы существо договора и противоречили бы цели его заключения. Поэтому, например, государство, ратифицируя и присоединяясь к Пактам, не имеет права заявить о признании лишь какого-либо ограниченного круга прав и свобод, закрепленных в этих международных договорах» Карташкин В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве / В.А. Карташкин // Государство и право.-2003.-№ 6.-С.24..Возникает вопрос: какую реальную защиту обеспечивает Конвенция детям, проживающим на территории этих государств? И какова истинная причина участия этих государств в Конвенции? Очевидно, что в данном случае ратификация является скорее политическим шагом, чем реальным стремлением изменить правовое (или порой бесправное) положение ребенка в семье, обществе, государстве. Защита прав ребенка составляет ту категорию дел, «урегулирование которых относится к внутренней компетенции каждого государства и возможно в рамках самостоятельной деятельности государств, но которые в целях более эффективного их решения целесообразно регулировать совместными актами государств» Международное частное право: учебник / под ред. Г.К. Дмитриева. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Проспект, 2004. – 584с..
Целью заключения международных договоров по правам ребенка является создание универсальных стандартов жизнедеятельности индивидов и единого гуманитарно-правового пространства. Исходя из этого, международный договор в области прав человека и в частности прав ребенка имеет свою особенность, которая как справедливо отметил Ю.М. Колосов, заключается в том, что «составляющие его нормы определяют права и обязанности государств не только в их собственных взаимоотношениях, но и в обращении с людьми» Колосов Ю.М. Международные стандарты в области прав человека/ Ю.М. Колосов //Закон.-2009.-№10.- С.35..Из приведенных примеров видно, что государства не соблюдают многие положения Конвенции о правах ребенка. Происходит это потому, что контрольный механизм защиты прав и интересов детей, учрежденный в рамках ООН и других международных договоров, не предусматривает для государств-участников никакой конкретной ответственности по соблюдению международных норм в области защиты прав детей.Поэтому основными направлениями деятельности международных контрольных органов должна являться выработка конкретных мер, предусматривающих для государств-участников ответственность.
Актуальные проблемы реализации прав детей
В современном международном праве и в науке международного права ощутимо стремление к формированию в системе международного права комплекса норм, непосредственно связанных с правами и свободами личности Яковлева Т.В. Будущее под прицелом / Т.В. Яковлева // Ваше право. -2008.- № 4.- С. 18..
В таком же аспекте международным правом рассматриваются права и свободы детей. Но, несмотря на многочисленные усилия и попытки мирового сообщества улучшить положение детей в отдельных государствах и мире в целом, разрешить многие проблемы в этой области пока так и не удалось.
К числу наиболее серьезных проблем, существующих в сфере реализации и защиты прав и свобод ребенка в отдельных государствах, в том числе и в России, относятся: рост детской безнадзорности и беспризорности, насилие над детьми в семье и за ее пределами, рост детской преступности, экономическая эксплуатация детей в различных сферах, включая вовлечение в занятие проституцией и т. д.
Также одной из главных проблем, как уже говорилось, является то, что многие государства не соблюдают международные стандарты, установленные Конвенцией о правах ребенка 1989 года и за это не предусматривается реальной ответственности Гребенкин В.В. Права детей на должный уровень / В.В. Гребенкин // Юрист. -2003.- № 9.-С. 59..Еще одна проблема связана с отсутствием специального судебного механизма, как на международном, так и на внутригосударственном уровнях, занимающегося непосредственно рассмотрением и разрешением дел, связанных с нарушением прав и интересов детей. Конечно, такие специальные судебные механизмы существуют, но не конкретно по правам ребенка, а по правам человека. По-видимому, ввиду того, что мировое сообщество наделило ребенка всем спектром прав человека, то и защита этих прав может осуществляться через механизмы защиты прав человека.
Государства, ставшие участниками Конвенции о правах ребенка и многих других международных договоров, касающихся защиты прав и интересов детей, должны не только гарантировать возможность для каждого ребенка реально пользоваться своими правами, но и обеспечивать надлежащую правовую защиту в случае нарушения прав, то есть создать систему, учитывающую интересы ребенка как субъекта основных прав и свобод и признающую необходимость во всех действиях в отношении детей руководствоваться принципом наилучшего обеспечения интересов ребенка.
Источник
Наталья Кузина
Концепция «Воспитание уважения прав ребенка, защита его прав»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад №7 г. Россоши
Концепция
«Воспитание уважения прав ребенка, защита его прав»
Подготовила:
воспитатель I категории
Ливерко Н. С.
2016г.
Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Екатерина II писала «Всякий родитель должен воздерживаться при детях своих не только от дел, но и от слов, клонящихся к неправосудию и насильству,как то: брани, клятвы, драк, всякой жестокости и тому подобных поступков, и не дозволять и тем, которые окружают детей его, давать им такие дурные примеры». С наступлением XXIвека во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка. Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания,педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации? Для нашей страны проблема защиты прав ребенка имеет особую актуальность. С каждым годом растет число безнадзорных и беспризорных подростков. По приблизительным подсчетам, в нашей стране более 700 тысяч детей-сирот, 2 миллиона подростков не грамотны, более 6 миллионов несовершеннолетних находятся в социально неблагоприятных условиях.
За этими цифрами стоят искалеченные судьбы миллионов подростков. Мы видим их на вокзалах, в переходах и в неблагополучных семьях. Существует множество примеров, когда родители, сами стоящие на пагубном пути, попросту издеваются над своими детьми, что приводит к травмам, увечьям и даже гибели несовершеннолетних.
В результате подобных действий растет отрешенность детей от нормальной жизни. На смену надежде на будущее приходит духовная и нравственная пустота. И если не принимать своевременных мер, то она неизбежно заполняется совсем другими интересами, уводящими несформировавшуюся личность из нормальной жизни общества.
Таким образом, проблема темы концепции носит актуальный характер в современных условиях.
Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребенка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО эту работу предлагается начинать еще в дошкольном возрасте.
Дошкольное детство – период, когда дети находятся в полной зависимости от окружающих их взрослых – родителей, педагогов. Ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям.
В нашем детском саду работа ведется по двум направлениям:
• Ознакомление детей с их правами.
• Ознакомление родителей с правами детей.
Сейчас активно обсуждается проблема домашнего насилия. Приводятся действительно страшные факты жестокого обращения с детьми. По результатам исследований, проведенных в ДОУ РФ, выявлено, что родители нередко используют методы физического воздействия и психологического давления на ребенка. Нарушение прав ребенка проявляется чаще всего в жестоком и безответственном обращении с ними. Американский исследователь Н. Полонски доказал, что развитие и благополучие ребенка подвергается опасности не только тогда, когда он плохо питается и одевается, не имеет жилья, но и когда не удовлетворяется его естественная потребность быть любимым. Поэтому здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяются эффективностью работы по защите их прав. Результаты социологического исследования проведенного в нашем детском саду показывают, что большинство опрошенных не имеют достаточных знаний о правовом воспитании дошкольников. Таким образом, назрела необходимость организовать работу по правовому воспитанию в детском саду, так как мы педагоги обязаны не только знать и соблюдать права ребенка, но и пропагандировать их среди родителей и конечно же, готовить детей к достойной жизни в обществе, знакомя со своими правами, однако это процесс долгосрочный. Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать. Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный вопрос, я считаю возможным и необходимым знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка уже в дошкольном возрасте, используя в своей работе специфические методы и приемы.
В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Среди первых, кто поставил вопрос о правах ребенка известный педагог К. Н. Вентцель, активно боровшийся против насилия над личностью ребенка в царской России. Януш Корчак в книге «Право ребенка на уважение», отстаивая права детей, считал важным признать право ребенка быть тем, кто он есть, – право на индивидуальность, на человеческое достоинство. На сегодняшний день, среди авторов, занимающихся изучением данного вопроса наиболее популярны Е. Шабельник и А. Усачев. Они предлагают свою форму работы по ознакомлению дошкольников с правами ребенка на основании своего опыта. Так, учебник Шабельник Е. С в интересной и занимательной форме знакомит младших школьников с Декларацией прав ребенка. Оригинальность изложения материала, разбитого на 20 уроков, позволяет организовать занятия в форме дискуссии, помогает детям осознать свои права и обязанности в обществе, дает возможность учителю рассмотреть различные варианты решения нравственных и правовых проблем.
Включен в Федеральный комплект учебников Министерства общего и профессионального образования РФ. А. Усачев рассказал в своей книге «Всеобщая декларация прав человека в пересказе для детей и взрослых» вдохновенную историю о Декларации Прав Человека, о борьбе Маленького Человека за свои права и о том, что человек в этом мире вовсе не беззащитен, если верит, что он, Маленький Человек, – не просто винтик в сложной и бессмысленной машине, но имеет право (а также обязанность) быть порядочным и благородным.
Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. “Проблемные” родители – не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это – унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Нарушению прав ребенкамогут способствовать следующие факторы риска:
неполные и многодетные семьи,
семьи с приемными детьми,
с наличием отчимов и мачех;
присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
безработица, финансовые трудности;
постоянные супружеские конфликты;
статус беженцев, вынужденных переселенцев;
низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
нежеланный ребенок;
умственные или физические недостатки ребенка;
“трудный” ребенок.
В чем же причина нарушения прав ребенка? Безусловно, не в отсутствии соответствующих законов, а в неудовлетворительном использовании правовой базы. Кроме того, дети и многие взрослые не знают Конвенции о правах ребенка и, следовательно, не имеют возможности реализовать ее статьи в жизнь. Имеет значение также и то, что зачастую родители не знакомы с конструктивными методами воздействия на ребенка. В ФГОСе, разработанном на основе Конституции РФ и законодательства РФ и с учетом Конвенции ООН о правах ребенказаложены основные принципы:
1) Поддержка разнообразия детства, сохранение уникальности и самоценности детства;
2) Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям, семье обществу и государства;
3) Уважение личности ребенка;
4) Защита детей от всех форм физического и психического насилия.
Для реализации создания системы работы по защите прав ребенкав ДОУ рекомендуются следующие мероприятия:
• разработка системы планирования;
• обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;
• подготовка дидактического материала;
• определение содержания работы;
• создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.
Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др.
Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер,однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОУ, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее не только детей, но и родителей.
Цели и задачи,стоящие перед семьей и детским садом едины: воспитать здоровых, всесторонне развитых людей, горячо любящих свою Родину.
В работе с родителями я использую специальную литературу, в группе оформлен стенд «Права ребенка».Очень необычно проходят фотосессии: моя любимая мамочка, мой папа – солдат. Совместно с родителями дети составляли генеалогические древа, детско – родительские поделки украшают наше групповое помещение. С целью правового просвещения родителей мною было организованно родительское собрание «Поговорим о правах детей» с участием представителя детской комнаты полиции Силакова С. В., где родители высказывали свое мнение по данному вопросу.
Отрадно было слышать, что многие родители правильно оценивали свою роль и значение в воспитании ребенка, не перекладывая ее на детский сад, воспитателей и государство.Активное участие они принимали в совместных с детьми мероприятиях:
• Интерактивная игра «Совет группы»;
• Составление прав и обязанностей детей группы;
• Совместный досуг с родителями «Маленьким детям – большие права».
Цель моей работы – донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка“. Невольно возникает вопрос «Как это сделать?»
Для начала необходимо определиться с задачами:
• Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).
• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).
• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.
• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН “Неразлучные друзья – взрослые и дети”; традиционные праздники – концерты “Бабушка любимая моя”, “Вместе дружная семья”; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.
Процесс познания правовойкультуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей:
игровой,
художественно-игровой,
драматизаций,
продуктивной,
трудовой деятельности.
Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети, независимо от возраста,включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить.
Работа по развитию у детей представления об основах правового сознания нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир. Например, я предлагала детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Использование наблюдения учит детей выделять себя из окружающего мира,взаимодействуя с другими людьми благодаря своим органам чувств: определить цвет глаз, волос своего товарища, ощущать его тепло, воссоздавать зрительные образы. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу.
Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.
Прием драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. Размышления детей от лица природных объектов несут большую смысловую нагрузку.
Дети чувствуют экологическую значимость милосердного отношения к миру растений и животных, отмечая черствость тех людей, которые безжалостно вторгаются в природу и вредят ей. Приласкать, погладить, утешить, отвлечь, сказать теплые слова – это доступные формы объективно и субъективно направленного содействия нуждающимся в этом. Включение музыки помогает формировать осознанное отношение к душевным настроениям разных героев.
Вся запланированная работа способствует тому, чтобы ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превратился в активного участника. Несмотря на всю сложность темы,при обучении детей использую разнообразные методы и приемы:
– использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы);
– решение проблемных задач,поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком., если бы я поймал золотую рыбку., если бы я вдруг превратился в. ;дидактические игры: “Чьи права нарушены?”, “Назови права героев“, “Выбери право“, “Кто больше?”, “Назови – не ошибись!”, “Я начну, а ты продолжи”, “Спасите Чипполино”, “Как исправить Бармалея?”, “Помогите Буратино”, “Найди ошибку и исправь“, “Выбери нужный ответ”, “Подбери пословицы к картинкам”, “Какими правами пользовались персонажи?”
Форма деятельности подвижная и меняется в зависимости от поставленных задач. НОД включает нравственные задачи, так как любая ситуация должна нести в себе момент воспитания. Основной принцип в работе – дать ребятам возможность познавать окружающий мир на их собственном опыте в конкретных делах, поступках.
Большую часть времени я уделяю практике: сюжетно-ролевым и другим творческим играм, практическим делам, различным творческим конкурсам, соревнованиям, а также беседам, рассказам, спорам, учитывая при этом эмоциональное восприятие.
В работе с детьми должен происходить учет особенностей их характеров, интересов и привязанностей. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например,вместе с детьми можно решать следующие задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину); что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях?
В своей работе стараюсь учитывать право ребенка быть таким, каков он есть со всем набором личностных качеств, учитываю сложившийся социальный опыт ребенка, наличный “фонд его действенных знаний, умений, навыков”.
С первых шагов ребенок начинает выстраивать свои отношения с окружающим миром. По мере взросления эти отношения претерпевают те или иные качественные изменения. Чтобы ребенок мог осмысленно ориентироваться в изменяющемся мире взрослых, он должен научиться выстраивать свои отношения с этим миром на правовой основе, учитывающей гуманистические традиции развития человеческого общества.
Таким образм, одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, строго соблюдающих нравственные нормы. Проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Поэтому проблема гражданско – правовых знаний взрослых и детей очень важна.
Источник