Идея о том что в развитии поведения ребенка

Идея о том что в развитии поведения ребенка thumbnail

1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:

Он рано узнаёт себя в зеркале

Откликается на своё имя

Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.

3. Факторы,влияющие на формирование личности.

Источник

Развитие ребенка в раннем возрасте — это не только физические изменения, но и очевидный прогресс поведения и восприятия окружающего мира. Именно в этом возрасте кроха осваивает речь, учится играть, общаться, формирует представления не только об окружающих, но и о себе.

Когда говорят о раннем детстве ребенка, то подразумевают первые три года его жизни. В течение этого периода развитие поведения ребенка в раннем детствезакладывается целый ряд важных человеческих качеств:

  • любознательность;
  • познавательная активность;
  • настойчивость;
  • уверенность в себе;
  • доверие к окружающим и пр.

Каждая из этих способностей возникает и развивается под влиянием взрослых, которые принимают участие в жизни маленькой личности.

Особенности поведения со взрослыми

В раннем детстве для ребенка в плане использования предметов и поведения в целом особенно важным является пример взрослого. Взрослый для малышей на этом этапе жизни — это источник внимания и заботы, а также «поставщик» предметов, которые представляют для них интерес.

Совместная деятельность на этом этапе уже не ограничивается демонстрацией предметов. Теперь для ребенка важно,развитие поведения ребенка в раннем детстве чтобы взрослый принимал участие в совместной деятельности, сотрудничал, демонстрировал новые возможные действия с предметами на личном примере.

В процессе совместной деятельности взрослый с ребенком раннего возраста выполняет следующие функции:

  • объясняет смысл действий с предметом;
  • демонстрирует движения и действия с использованием предмета;
  • контролирует процесс использования предмета, поощряя или порицая поведение малыша.

В период раннего детства, то есть с года до трех,  дети особенно активно усваивают новые способы обращения с предметами именно за счет участия в процессе взрослых. К окончанию этого периода малыши умеют обращаться не только с игрушками, но и с целым рядом бытовых предметов самостоятельно.

О роли предметной деятельности

Развитие ребенка раннего возраста протекает в несколько этапов, одним из наиболее важных среди которых является освоение предметной деятельности. Именно она является до 4-5 лет ведущей, так как влияет на развитие поведения, психики и в целом личности ребенка.

В процессе развития предметной деятельности совершенствуется и развитие восприятия, а именно оно определяет сознание и поведение дошкольников в самом начале их жизни. развитие поведения ребенка в раннем детствеТак, например, память в этом возрасте может существовать в виде узнавания, что является не чем иным, как восприятием уже знакомых вещей и предметов.

А вот мышление в раннем детстве непосредственное: ребенок способен установить связи между предметами, которые включены в поле его восприятия.

Большая часть действий с предметами связана с их свойствами — величиной и формой, поэтому в раннем возрасте именно их можно считать основными для малышей. На цвет дети на этом этапе жизни обращают не так много внимания. Для них одинаково легко распознать как яркие, так и бесцветные предметы и изображения по форме и общим контурам. Это не означает, что дети не знают цветов — просто пока цвет не считается ими признаком, по которому проводится распознание предмета.

Что такое соотносящие действия?

Огромную роль в процессе развития поведения ребенка раннего возраста имеют так называемые соотносящие действия, в ходе которых совершаются манипуляции с несколькими предметами с учетом их основных свойств и особенностей. развитие поведения ребенка в раннем детствеПри осуществлении таких действий малыш учитывает величину, форму, размер предметов.

Яркими примерами игрушек, забавы с которыми относят к разряду соотносящих действий, являются кубики, пирамидки, матрешки и всевозможные игрушки-вкладыши. В процессе игры малыши вынуждены совершать несколько манипуляций, подбирая, разбирая, соединяя отдельные детали игрушек по определенному алгоритму.

На начальном этапе ребенку приходится выполнять эти действия методом проб и ошибок, так как определить величину или форму только зрительно для него непросто. Со временем кроха научится добиваться правильного результата методом подбора и примеривания отдельных элементов, отыскивая нужную деталь и выстраивая алгоритм работы.

Что такое зрительное соотнесение?

Следом за внешними ориентировочными действиями ребенок раннего возраста начинает осваивать зрительное соотнесение отдельных свойств предметов, подбирая правильные детали без использования метода проб и ошибок.

На протяжении всего раннего возраста восприятие и развитие поведения ребенка в раннем детствепредметные действия прочно связаны между собой. Если малыш задумал выполнение какого-либо действия или алгоритма действий, он без проблем сможет определить нужные для этого свойства предметов. Во всех остальных случаях восприятие может характеризоваться неточностью и смазанными контурами.

Примерно к концу раннего детства, то есть к трем годам, у детей начинают формироваться представления о свойствах, закрепленных за отдельными предметами. Взрослые на этом этапе должны способствовать обогащению числа представлений у детей, знакомя их с разными характеристиками, признаками и свойствами предметов в процессе манипуляций с ними. Чем более разнообразной будет сенсорная среда, доступная малышу, тем активнее будет протекать развитие его поведения и психики.

Влияние мышления на поведение детей

В самом начале раннего детства некоторые особенности поведения ребенка свидетельствуют о развитии у него мышления. В процессе отдельных действий можно увидеть, что ребенок действительно связывает отдельные предметы и явления, используя, например, стул для того, чтобы достать игрушку с верхней полки, или веревочку для катания машины.

По мере усвоения соотносящих действий дети начинают осознавать связь между отдельными предметами, что позволяет развитие поведения ребенка в раннем детствеим со временем решать разные по сложности практические задачи. В отношении развития мышления это умение является серьезным прогрессом.

На начальном этапе устанавливать подобного рода связи дети учатся на практическом опыте, пробуя по-разному использовать предметы, добиваясь случайного эффекта в результате желания получить новые впечатления. Так, например, для малыша первого года жизни станет абсолютным сюрпризом струя, появившаяся из бутылочки при случайном нажатии, или игрушка, спрятанная в коробке, открыть которую получилось также совершенно случайно.

Мышление у детей раннего возраста является наглядно-действенным. Именно оно помогает малышам проводить связи между предметами и явлениями, выстраивая поведение в зависимости от необходимости получения того или иного эффекта от действий.

Ребенок раннего возраста получает огромное удовольствие от возможности экспериментировать и проявляет потрясающую настойчивость в достижении целей, когда познание дарит ему целый ряд познавательных эмоций, начиная от любопытства и заканчивая радостью или удивлением.

Влияние игры на поведение малыша

Вышеописанные действия малышей с предметами в раннем возрасте пока нельзя называть игрой. Говорить о полноценном разделении предметной деятельности и игровой можно будет только в конце раннего детства, то есть не ранее трех лет.

Малыши начинают играть с игрушками, максимально схожими с реальными людьми и предметами, пытаясь воспроизводить с ними развитие поведения ребенка в раннем детствезнакомые им действия. Например, девочки одевают и раздевают кукол, кормят пупсов, мальчики катают поезда и машины, запускают самолеты.

Активное развитие предметных действий и совершенствование речевых навыков способствует появлению первых игровых замещений, когда малыши используют палочки вместо  столовых приборов, а бумажки и фантики как деньги в игрушечном магазине. Игровые замещения появятся в игре ребенка только в результате общения его со взрослыми, которые смогут показать пример, проецируя воображаемую ситуацию.

Игровые замещения у ребенка раннего детства будут стимулировать у него развитие фантазии, помогут контролировать поведение в разных ситуациях, создавать образы, которые станут первым проявлением воображения.

О роли общения со сверстниками

Ребенку раннего возраста крайне важно иметь возможность общения с одногодками. Стоит понимать, что поведение малышей в компании ровесников, несмотря на потребность общения, имеет свои развитие поведения ребенка в раннем детствеособенности. Если проанализировать контакты детей в этот период жизни, то можно будет отметить их очевидное отличие от контактов со взрослыми.

Общение детей построено на двигательной активности и ярком проявлении эмоций. А вот способность реагировать на личность участника совместной игры у детей пока не развита. Общаясь со сверстниками, они делают акцент на выявлении собственного «я».

Общение в период раннего детства носит характер эмоционально-практического взаимодействия, которое отличают:

  • непосредственность;
  • раскованность;
  • креативность;
  • подражание действиям партнера;
  • яркая эмоциональная окраска и пр.

Дети делают упор на воспроизведении ярких эмоциональных действий перед партнерами, желая привлечь их внимание к своей личности. Малыши могут пищать, жестикулировать, падать, прыгать и совершать ряд нестандартных действий, таким образом испытывая яркие эмоции и чувствуя уверенность в себе.

Развитие необходимости общаться с одногодками происходит поэтапно. На начальном этапе дети интересуются друг другом — это происходит в самом начале раннего возраста. На развитие поведения ребенка в раннем детствеследующем этапе, в два-два с половиной года, малыши пытаются всеми силами завоевать внимание сверстника разными действиями. Ближе к окончанию раннего детства, в три года, малыши способны проявлять чуткость по отношению к одногодкам.

Развитие поведения малышей в общении со сверстниками происходит отчасти благодаря участию в процессе взрослого, который помогает им увидеть в других детях такую же личность, подчеркивая их общность в интересе к играм, игрушкам и пр.

Немного о кризисе трех лет

Анализируя развитие поведения малышей раннего детства, нельзя не упомянуть о кризисе, который они переживают в возрасте трех лет. Именно в этот период у ребят фиксируют наибольшие развитие поведения ребенка в раннем детстведостижения, связанные с совершенствованием речевого развития, предметных действий и игровой деятельности.

Примерно к концу третьего года жизни ребенок может почувствовать непреодолимую тягу к самостоятельности и независимости, в первую очередь от взрослых. В речи малыша все чаще можно будет услышать «я сам!», и именно эта фраза станет первым признаком того, что кризис трех лет начался.

Помимо желания избавиться от влияния взрослых, признаками этого кризиса являются следующие проявления:

  • упрямство;
  • негативизм;
  • агрессия;
  • строптивость и пр.

Все эти проявления негативным образом влияют на поведение малыша и на его взаимоотношения с близкими людьми. Кроха старается отделиться от родителей, даже несмотря на тесную связь с ними, старается им противостоять практически во всем. Именно в этом возрасте те малыши, которые говорили о себе до этого в третьем лице, начинают активно пользоваться местоимением «я».

Отделение малышей от взрослых становится причиной изменения их восприятия. Если до трех лет ребенок был увлечен предметами и действиями, которые можно с ними совершать, развитие поведения ребенка в раннем детствето после трех лет малыш выходит за рамки мира предметов, познавая новый для себя мир людей, где для его «я» уготовано свое место.

Для малышей в трехлетнем возрасте очень важно получить высокую оценку своих действий взрослыми. Именно на этом они концентрируют внимание, а не на получении результата действий с предметами, как в более раннем детстве. Именно поэтому в три года у детей возникают новые формы поведения, выливающиеся в преувеличение личных достоинств и достижений и желание обесценить личные поражения и неудачи.

Малыши в три года видят себя и мир иначе. Они бесконечно экспериментируют, таким образом самоутверждаясь в предметной деятельности. Собственное «я» малыш способен видеть исключительно через призму личных достижений, что дает начало развитию сознания.

Гиперактивность и ее влияние на поведение в раннем возрасте

Гиперактивный ребенок имеет свои особенности поведения. Такие ребята обычно крайне активны, неугомонны, любят движение, развитие поведения ребенка в раннем детствекоторому посвящают большую часть времени в перерывах между сном и пищей.

Типичный гиперактивный ребенок в раннем детстве может одновременно совершать сразу несколько активных действий: прыгать, ломать, кричать, смеяться и даже кусаться. Не все взрослые знают, как реагировать на такие бурные проявления, как правильно воспитывать и нужно ли успокаивать такого малыша. Более того, некоторые взрослые уверены, что гиперактивность — это патология, которая в дальнейшем будет мешать ребенку в школе.

Гиперактивные дети ведут себя несколько иначе, чем обычные. Они действительно находятся в постоянном движении, а когда из-за усталости не могут продолжать двигаться, способны впасть в настоящую истерику. Независимо от среды такие дети ведут себя одинаково активно.

Взрослым крайне сложно найти способы влияния на гиперактивного малыша, в первую очередь из-за отсутствия у него реакции на запреты. Ребенок практически не слышит замечаний, сложно укладывается спать, сон его поверхностный и беспокойный.

Отдельно нужноразвитие поведения ребенка в раннем детстве отметить неуживчивость гиперактивного малыша среди сверстников, где именно он становится причиной большой части конфликтов, не осознавая своей вины. Когда такой малыш зол, он может пробовать повлиять на ситуацию с помощью сторонних предметов и запустить в человека палку, песок, камень.

С другой же стороны, гиперактивные малыши крайне любознательны и общительны. Они много спрашивают, при этом практически не запоминают ответов. Говорят такие дети также много и быстро, часто перебивают собеседника.

Причины гиперактивного поведения

Родителям гиперактивных малышей раннего возраста нужно понять, что развитие их поведения будет протекать по несколько иной схеме, чем у обычных ребят.

Следует помнить о том, что гиперактивность — это не особенность характера, а основное следствие нарушений в период вынашивания крохи, рождения или младенческого возраста.

Обычно гиперактивными детьми становятся младенцы, которые появились на свет раньше срока, имеют очевидный недобор массы при рождении и пр. Но это вовсе не означает, что все недоношенные или появившиеся на свет в результате кесарева сечения младенцы будут страдать синдромом гиперактивности.

Как повлиять на поведение гиперактивного ребенка?

Нужно усвоить одну простую вещь: положительное развитие поведения такого малыша возможно будет при условии создания благоприятной и спокойной обстановки в доме и семье. Родители личным примером должны показать, насколько важно оставаться уравновешенным, спокойным, дисциплинированным, постоянным, уверенным в себе. Кроме того, важным является соблюдение режима дня, отдыха и питания с обязательными многочасовыми ежедневными прогулками на улице в любое время года.

Взрослые должны развитие поведения ребенка в раннем детствестараться быть менее требовательными к гиперактивным малышам, при этом не вставать на тропу вседозволенности с проявлением чрезмерной мягкости.

Активные малыши не виноваты в том, что развитие их поведения имеет в раннем детстве свои особенности. Поэтому так важно научится проявлять терпение и не срываться на ребенке, даже если справляться с его активностью становится все сложнее.

Адекватная похвала, заинтересованность в действиях малыша и понимание помогут наладить контакт и со временем откорректировать его поведение, и тогда ему будет проще контролировать собственные эмоции.

В семьях, где растут гиперактивные дети, нужно следить за временем работы телевизора, ограничивая малыша в просмотре и ограждая от избытка информации. Чтобы помочь крохе справиться с повышенной возбудимостью, можно оформить его в спортивную секцию для самых маленьких.

В отдельных случаях развитие поведения страдает в раннем детстве в результате психической травмы, связанной с отношениями родителей между собой и к ребенку.

Что касается режима питания, то легковозбудимым малышам особенно важно получать здоровую пищу, обогащенную витаминами и микроэлементами, и, что важно, в том виде, в котором она им действительно по душе.

Также важно время от времени занимать ребенка спокойными играми, способствующими развитию терпения и усидчивости, например лепкой, рисованием, конструированием.

Необходимо, чтобы малыш доводил начатое дело до конца, даже если потерял к нему интерес.

В заключение отметим, что советы выше — это общие рекомендации, к которым стоит прислушаться, но которые не являются панацеей в каждом конкретном случае. Все дети разные, и развитие их поведения всегда имеет свои сложности и особенности.

Чтобы понять, какая схема воспитания и общения будет наиболее актуальной и действенной с конкретным ребенком, можно обратиться за консультацией к детским специалистам, принимая в расчет собственную родительскую интуицию и практический опыт общения с малышом.

Источник